Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социология как наука (4 часа, 2 часа семинар)



Лекция 1

Социология как наука (4 часа, 2 часа семинар)

 

1. История становления и развития социологии.

2. Социология как наука. Объект, предмет, метод социологии. Социология и другие социальные науки. Функции социологии.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология является молодой наукой. Она сформировалась полтора века назад, хотя с древнейших времен людей интересовали не только загадочные явления природы (землетрясения, извержения вулканов, солнечное затмение, грозы и т. д.), но и проблемы, связанные с жизнью человека среди других людей. Ученые и мудрецы пытались найти объяснение не только природным, но и социальным явлениям.

Уже в глубокой древности возникли первые в истории европейской мысли теории общества. Наиболее значительные из них принадлежат древнегреческим философам V–IV вв. до нашей эры Платону и Аристотелю.

Социальные взгляды Платона отражены в диалоге «Государство»[1]. В основе построения платоновского идеального государства — принцип разделения труда. Общество пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом и не вмешивается в дела других граждан. В учении Платона обозначены контуры того, что в будущем составит предмет социологии — формы и способы взаимодействия людей, совокупность которых образует общество. Платон приписывает начало общества или государства, которые он отождествляет, созданию пространства общения людей.

«Государство, — писал Платон, — возникает... когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается... Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь... его (государство) создают наши потребности... первая и самая большая потребность — это добыча пищи для существования и жизни... Вторая потребность — жилье, третья — одежда, и так далее»[2].

Выделив типы политического государства, Платон сделал вывод, что основная причина порчи обществ и государственных устройств в господстве корыстных интересов, в их влиянии на поведение людей. Общественно-политические формы превращаются в свою противоположность. И происходит это прежде всего в связи с деятельностью тех или иных социальных групп, разрушающих сложившийся порядок правления.

Еще более близок к социологическому анализ общества, предпринятый Аристотелем в его работе «Политика». По Аристотелю, опорой общественного порядка выступает та часть граждан, которую сегодня мы назвали бы средним классом, несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.

Социализация личности

И социальная идентичность

Сущность и содержание социализации. Основные институты социализации. Типы социализации. Оценка результативности социализации. Понятие социализационной нормы. Отклоняющаяся социализация. Социализация нетипичных индивидов. Ресоциализация. Десоциализация Социальная идентификация, ее формы и результаты. Уровни социальной идентичности. Кризисы идентичности.

Сущность и содержание социализации. Проблема социализации личности является одной из основных в социологии. Социологи изучают прежде всего установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации, а также социально типическое, характеризующее включенность индивида в общество.

Как уже отмечалось, социальное в человеке не противостоит биологическому и не проистекает из него. С рождения человек получает такую телесную организацию, в которой запрограммирована возможность ее универсального социально-деятельностного развития. Социальное поведение человека осуществляется на базе взаимодействия его генетической программы и социокультурной программы, которую каждый человек приобретает заново.

Само по себе восприятие социально-культурной программы — это лишь одна из сторон, определяющих поведение человека в обществе. Другая сторона связана с особенностями индивида (темперамент, склонности и т. д.).

Личность формируется и изменяется в постоянной связи с окружающим миром. Большое влияние на человека оказывает социальная среда, в которой он выступает как объектом, так и субъектом деятельности, благодаря чему создает и изменяет социальную среду и самого себя. Окружение человека оказывает неодинаковое влияние на различные элементы его личности. Что-то больше сказывается на ее проявлениях, что-то меньше.

Социализация представляет собой двусторонний процесс (1) постоянной передачи обществом и (2) освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей, стереотипов поведения, социально-психологических свойств для успешного функционирования в обществе.

Социализация является процессом становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых черт сознания и поведения, что позволяет ей интегрироваться в общество, в различные типы социальных общностей.

Важнейшими сферами социализации являются деятельность, общение и самосознание.

Выделяются две фазы социализации — социальная адаптация и интериоризация. Социальная адаптация — это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, нормам и социальным ожиданиям, к среде его жизнедеятельности. Интериоризация — это процесс включения социальных норм и культурных ценностей в сознание человека.

Установлено, что нормы и ценности первоначально используются людьми в процессе совместной деятельности и общения друг с другом, а лишь затем при определенных условиях интериоризируются, трансформируются в эффективные способы внутренней психической деятельности человека. По утверждению известного российского ученого Л. С. Выготского, глубоко изучавшего процессы развития детского мышления, движение совершается не от индивидуального к социальному, а от социального к индивидуальному. Причем, социальное, по мнению Выготского, не есть нечто стоящее вне ребенка как чуждая и далекая от него сила, оказывающая на него давление и вытесняющая свойственные ему приемы мышления. В развитии ребенка важнейшая роль отводится его жизненному опыту, в особенности тому, который связан с обучением. Выготский считал, что процесс социализации в раннем возрасте есть процесс преодоления детского эгоцентризма. Ребенок начинает думать не для себя, а приспосабливает свое мышление к мышлению других.

Процесс социализации обычно разделяют на этапы (стадии). Чаще всего выделяются два основных, но качественно различных периода. Первый — это «первичная социализация» — от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Второй этап — «вторичная социализация», или ресоциализация, понимается как своеобразная перестройка личности (не столь, правда, существенная) уже в период зрелости.

Основные институты социализации. Институтами или агентами социализации называют те социальные общности, социальные институты и организации, которые выступают трансляторами социального опыта новым поколениям. Многие институты социализации используют для этого материально-техническую базу, высококвалифицированные кадры, отработанное содержание, технологии, способы и процедуры. В современном обществе сложилась множественность институтов социализации, развивающихся по своим собственным законам.

Во всех обществах ведущий институт социализации индивида — семья, которая в особенности на ранних этапах личностного развития играет определяющую роль.

Важнейшие институты социализации — система образования, средства массовой информации и коммуникации, производственный коллектив, культурные учреждения, религия и т. д. Важнейшими агентами социализации выступают группы сверстников, а также конкретные люди — отец, мать, учитель.

Институты и агенты социализации не выстраиваются в единую иерархическую систему. Кроме того, социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы. Все это усиливает вероятностный характер социализации, расширяет автономию формирующейся личности, что необходимо для ее гибкости, способности самостоятельно принимать решения, противостоять внешнему давлению. Вместе с тем, такая автономия может приводить к социальной патологии, отклоняющемуся поведению.

Типы социализации. Социализация, являясь сложным многосторонним процессом, может быть классифицирована по различным критериям. Прежде всего критериален характер самой социальности общества, обуславливающий механизм регуляции социальной жизни.

По характеру социальности общества могут быть выделены следующие типы социализации: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, либеральный, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный. В каждом обществе обнаруживается широкий спектр типов социализации с преобладанием того или иного типа.

В качестве другого классификационного критерия рассматривается содержание социализационного процесса, позволяющее различать такие типы социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, трудовая, экономическая и др. Например, профессиональная социализация предполагает обретение индивидом профессии, вхождение в профессиональную среду и реализацию накапливаемого профессионального опыта.

Третий критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию, а также ресоциализацию и десоциализацию, о которых речь пойдет позже.

Успех социализации зависит от того, как общество, социальные общности, социальные институты и организации целенаправленно, преднамеренно и непреднамеренно влияют на личность. Установлено, что баланс институциональных и внеинституциональных влияний на личность является условием успешной социализации. Нарушение этого баланса в пользу стихийных каналов социализации, а также дисбаланс внутри институтов социализации в пользу нецеленаправленных, не выверенных средств воздействия снижает интенсивность усвоения нормативных элементов культуры, научения социально одобряемому ролевому поведению.

Оценка результативности социализации. В качестве критериев социализированности личности выделяются: 1) содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, «картин мира» человека; 2) адаптированность личности, ее нормотипическое поведение; 3) социальная идентичность. Однако главным критерием социализированности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности[25].

Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество, в изучении того, что является определяющим в достижении нормы социализации, каковы основные причины отклоняющейся социализации.

Особенность социологического изучения социализации личности связана и с двойственностью объекта исследования «личность-общество». Одно из компромиссных решений заключается в избегании полюсных (только объективистских или только субъективистских) подходов.

Понятие социализационной нормы. Для взвешенной оценки этого процесса, его диагностики, возможного определения «уровня заболеваемости» нами предложена концепция социализационной нормы. Социализационная норма определяется:

во-первых, как результат успешной социализации, позволяющей индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие;

во-вторых, как многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик;

в-третьих, как устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

Социализационная норма рассматривается как фактическая граница социализации, обусловленная параметрами социальности данного общества. Такая норма представляется проекцией социальности на человека, которая осуществляется агентами социализации и самим индивидом. Мера освоения общественных качеств индивидом материализуется в социальных проектах, которые варьируются в широких рамках социальной жизни конкретного общества. В результате человек артикулирует и актуализирует свою социальную природу, осуществляя в предложенных обществом границах собственный выбор. Баланс и глубина объективных и субъективных сторон социализации детерминированы и обществом, и индивидом.

Социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводима к ней. Суть различия состоит в назначении той и другой нормы. Для социальной нормы таким назначением является регуляция поведения индивида и группы, для социализационной — регуляция вместе с освоением нормы (адаптация к ней и ее интериоризация индивидом, как основного свойства). Цель регуляции — передача социальной нормы. Субъектно-объектная сторона регулирования определяется отношением «передающий-усваивающий» («учитель-ученик»).

Социализационная норма обусловлена параметрами социальности данного общества. Ее регуляторами выступает культура, социальные нормы и ценности. В ее изменениях не просматривается тенденция к тотальной упорядоченности и всестороннему контролю процессов социализации индивидов. Социализационная норма коррелирует с социальными типами личности, доминирующими в обществе, с возрастной характеристикой индивида, его статусными притязаниями.

Формализация такой нормы осуществляется в законодательных и иных нормативных правовых актах, имеющих прямое или косвенное отношение к социальному воспроизводству человеческого потенциала общества, фиксируется в различных Уставах, программах, положениях, инструкциях и других документах, регулирующих жизнедеятельность людей в социальных институтах и организациях, выступающих агентами социализации индивидов. Социализационная норма представлена в ценностном сознании членов общества, а также является важнейшим компонентом общественного мнения, выступающего в данном случае важнейшим неформальным регулятором поведения людей.

Социализационная норма специально проектируется и культивируется в качестве возрастно-нормативной на основе определенных ценностных оснований и других ориентиров развития. Например, в таком институте социализации, как система образования, эта норма закладывается в концепциях и программах различных его ступеней.

В условиях общественных перемен социализационные нормы трансформируются. Во-первых, утрачивается или претерпевает коренные изменения общественный идеал, что ведет к обновлению идеального типа личности как ориентира для всеобщего подражания или размыванию такого образца. Во-вторых, пересматриваются нормативы жизнедеятельности людей, что определяет новые условиях и механизмы социализации, становление новых социальных типов личности. В-третьих, изменяется реальное поведение людей.

Отклоняющаяся социализация. Социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост. Но это не значит, что она происходит как поступательное движение вверх. Это сложный, противоречивый, динамичный процесс, который особенно в молодые годы сопровождается кризисами. Одни кризисы удается преодолеть, другие нет. Человек не всегда может справиться с кризисом социализации, и дальнейшее развитие его личности может пойти не по восходящей. Как отмечает Нейл Смелзер, социализация никогда не может быть эффективной на сто процентов. В частности, дети оказывают сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс социализации на многих этапах своего развития[26].

Как уже отмечалось, социализация не всегда бывает успешной. Более того, ее результат практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции.

Всегда остается некоторый неиспользованный резерв возможностей. Может происходить и определенный перекос в «наложении» социальности на личность, в результате в личности преобладают нежелательные для общества черты. Кроме того, сам человек, представляя собой сложнейшее социальное, психологическое и биологическое образование, даже при позитивных внешних условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.

Социализация индивида почти всегда имеет отклонение. Отклоняющаяся социализация может быть рассмотрена шире, чем такое ее проявление, как девиантность.

Социализация нетипичных индивидов. Различные случаи нетипичных черт индивидов (неслышащие, невидящие и люди с ограниченными умственными возможностями), как правило, задают нетипичную социализацию. Параметры нормы и отклонения социализации нетипичного молодого человека имеют специфику, связанную, прежде всего, с характером его нетипичности и с конкретизацией образцов его личностного развития с учетом физического и психофизиологического потенциала[27]. В данных случаях социализация имеет индивидуализированный характер, что объясняет ее относительную неуспешность.

Социализация нетипичных индивидов имеет социологическое объяснение, строящееся на следующих положениях.

Во-первых, существующая в обществе совокупность правил передачи социального опыта для нетипичных индивидовне имеет той полноты содержания социализации, которое существует длявсех остальных. Это проявляется в деятельности различных институтов социализации (семьи, школы, круга сверстников, СМИ), которые в необходимой мере не обладают возможностью трансляции социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения, равноценной для восприятия типичной и нетипичной молодежью.

Во-вторых, различаются эталоны личностного развития для типичного и нетипичного человека. Эти различия могут быть как в сроках освоения социального опыта, так и в уровне освоения.

В-третьих, социализация нетипичных индивидов имеет процессуальную специфику на индивидном уровне, обусловленную физическими и психофизиологическими особенностями человека, чувственным своеобразием его восприятия жизненного мира, склонному к повышенному конформизму, нетипичным освоением и присвоением субъектности[28]. Крайним случаем являются сильные умственные нарушения, когда социализация вообще исключена.

Ресоциализация — процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей не освоенных или недостаточно освоенных ранее или обновленных на новом этапе общественного развития. В данном случае ресоциализация может затрагивать любого индивида, так как развитие личности в течение всей жизни в обществе не идет только по восходящей. Для нормального функционирования индивида в обществе могут быть востребованы знания, умения, навыки, которыми он не обладает, что актуализирует процесс на новом жизненном этапе.

Ресоциализация охватывает многие виды деятельности от занятий с учащимися по обучению их не освоенному знанию и навыкам до профессиональной переподготовки работников. В более узком смысле ресоциализация предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных ранее. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, ресоциализация — вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде[29]. По П. Бергеру и Т. Лукману, крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация). Процессы ресоциализации в данном случае напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности. Важнейшим условием успешной ресоциализации является наличие социального базиса, опосредуемого для индивида значимыми другими, и интенсивное взаимодействие индивида с персоналом социализации[30]. Вторичная социализация может приближаться к ресоциализации, но всегда отличается от нее тем, что строится на базе первичных интернализаций. В ней настоящее интерпретируется в последовательном взаимоотношении с прошлым. Ресоциализация же не предполагает согласованности с прошлым, здесь оно перетолковывается, чтобы соответствовать нынешней реальности[31]. Основанием для ресоциализации является настоящее, а для вторичной социализации — прошлое[32]. Н. Смелзер определяет одной из форм ресоциализации психотерапию, под воздействием которой люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания[33]. С позиций теории идентичности, о которой речь пойдет далее, ресоциализация предполагает обретение новой социальной идентичности или закрепление достигнутой ранее в новых социальных условиях реконструированной реальности.

Десоциализация — процесс распада или деградации личности, когда социализация индивида (1) становится все более фрагментарной и утрачивает свою сложность как многосторонний социальный процесс или (2) обретает асоциальную или антисоциальную направленность. Это процесс, в котором прежде социализированный человек возвращается частично или полностью к доличностной форме или утрачивает социально одобряемые личностные качества.

Десоциализация может происходить в связи с серьезными психическими заболеваниями, а также с утратой возможностей сознания индивида и его умственных способностей к интериоризации.

В определенной мере десоциализация может затрагивать индивидов, пренебрегающих социальными ценностями. Она может проявляться в значительной деформации институтов социализации. Влияние на социализацию личности может быть не только позитивным, но и негативным в зависимости от содержания норм и ценностей, принятых в группе, в которую входит индивид.

В социальной среде могут образовываться и длительно существовать группы асоциальной и антисоциальной направленности, в которых возникает собственный, альтернативный процесс социализации. Неуспешная, по оценке общества, социализация представителей этих групп может сопровождаться их успешной социализацией в маргинальном сообществе.

Социальная идентификация, ее формы и результаты. В процессе социализации, неизбежной для каждого человека, живущего в обществе и рождающегося с предрасположенностью осваивать социальность, происходит непрерывная идентификация, которая осуществляется между людьми, живущими в одно время, в одном и том же мире.

В социологии сложилось понимание социальной идентификации как процесса отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящего в ходе социализации, посредством которого приобретаются или усваиваются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид[34].

Социальная идентификация осуществляется в различных формах.

Во-первых, происходит прямое эмоциональное отождествление индивидом себя с реальным или вымышленным лицом (например, подросток отождествляет себя с одним из родителей или известным киногероем, спортсменом, музыкантом).

Во-вторых, причисление себя к определенной номинальной социальной группе (например, отождествление себя с молодежной группой) позволяет индивиду освоить значимые черты, стереотипы поведения и тем самым определить социальные рамки своего поведения, внутри которых нормы, ценности, информация, язык, вещный мир и т. д. получаются свою конкретизацию и многообразие.

В-третьих, — причисление себя к реальным социальным группам, доминирующая роль среди которых в данном случае принадлежит группам, основанным на совместной реальной деятельности (например, для молодежи — это своя семья, студенческая или производственная группа и т. д.).

Можно образно сказать, что общество производит тех людей, которые ему нужны для воспроизведения социального опыта. Оно обуславливает типическое, тождественное, идентичное в личностях. Например, школа как важнейший институт социализации, имеющий свои образовательные стандарты, обучает и воспитывает детей в рамках фиксированного набора предметов, как правило, по установленным программам, в специфических условиях (классно-урочная система, расписание, дисциплина, пунктуальность и т. д.). Поскольку школьное образование является не только доступным, но и обязательным для всех детей, у школы есть огромные возможности оказать существенное влияние на то, чтобы новые поколения по уровню знаний, освоению норм, ценностей, стереотипов поведения были не только продвинуты, но и сходны, и в определенной мере идентичны. Получается, что общество с помощью школы загоняет людей в шаблоны. Но это принципиально неверно. Школа, как и другие институты социализации, способствует личностному развитию индивида, открывает новые источники его индивидуальности.

Общество задает отработанные и проверенные социокультурные символы и образцы (язык, информация, картины мира, обычаи, традиции, стереотипы поведения и т. д.) и достигает это в процессе социализации путем передачи социального опыта новым поколениям, осуществляемой по установленным правилам. Обществу нужна такая степень социальной идентичности индивидов, которая позволяет самовоспроизводиться на уровне групповой, институциональной, организационной и ценностно-нормативной структур. Вместе с тем, сложность и динамичность общества делает невозможным и ненужным достижение очень высокой степени социальной идентичности. Существует определенный порог идентичности как меры схожести и подобия личностных черт членов общества, который может быть достаточным для его социального воспроизводства. Характер социальности общества предопределяет эту меру, а также широту вариативности выбора, каким быть индивиду.

Идентификация обеспечивается действием механизма типизации (отнесения к типам личности, утвердившимся в данном обществе, общности, группе) и механизма индивидуализации (придание личности собственно индивидуального, неповторимого и уникального облика). Эти взаимосвязанные механизмы воздействуют на процесс распознавания человеком социальных черт, присущих ему как социальному субъекту и как неповторимой индивидуальности. Человек перенимает типическую жизненную конструкцию, начинает сам собой воплощать социальный тип.

Формирующиеся в процессе социализации идентификации, как правило, институционализированы, т. е. связаны с основными социальными институтами (семья, образование, экономика и др.) и проявляются через соответствие поведения институциональным требованиям и соответствующую реакцию институтов. Поэтому разрушение или резкое изменение институтов приводит к массовой утрате идентификации.

Так, трансформация экономических институтов, разрушение экономических структур в России в первой половине 1990-х годов привели к утрате идентификации представителями многих профессиональных групп, а ликвидация КПСС привела к утрате идентификации миллионов людей, для значительной части которых эта партия играла важнейшую роль в осознании своей идентичности. Бесспорно, что распад СССР повлек за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации на индивидуальном и групповом уровне, а также на уровне общества в целом.

Соотношение тождественности и различия в личностях предопределяется типом социальности общества. Доля социально-типического и индивидуального в конкретной личности во многом зависит от самого человека, хотя и детерминируется обществом. Но индивидуальность тем более развита, чем больше человеком освоена социальность.

По Э. Эриксону, идентичность может быть рассмотрена в двух аспектах:

1. Я-идентичность («эго-идентичность», если использовать терминологию Эриксона), которая, в свою очередь, состоит из двух компонентов: «органического», или «индивидуального», т. е. физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия. «Личностный» компонент понимается как организованный в самотождественное и целостное «Я» жизненный опыт, дающий чувство своей неповторимости.

2. «Социальная идентичность», которая подразделяется на «групповую» и «психосоциальную». «Групповая» идентичность рассматривается как включенность индивида в различные общности, субъективное ощущение некоторой коллективной целостности, из которой индивид черпает свой статус. «Психосоциальная идентичность» дает человеку ощущение значимости своего бытия с точки зрения общества.

Кризисы идентичности. Формирование идентичности является динамическим процессом кристаллизации представлений о себе. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности вызывает замешательство, осознание необходимости поиска новой идентичности. Кризис идентичности — это критическое состояние индивида, связанное с осознанием им своего несоответствия желаемой идентичности. Кризисы идентичности, возникающие при переходе от одной стадии становления индивида к другой, не болезнь, не проявление невроза или даже психического расстройства, а поворотные пункты, необходимые скачки в развитии личности. Эриксон вводит понятие «нормативный кризис», причины которого в самом развитии индивида, в появлении новообразований в личности, которые приводят к усилению «потенциала» индивида и «уязвимости» старой формы его идентичности[35].

Такой кризис, как правило, становится импульсом для актуализации социализационного процесса, в ходе которого и происходит разрешение кризиса. Успешность разрешения и сроки кризиса варьируются в зависимости от того, какой уровень идентичности (индивидуальный или групповой) он затрагивает, каково содержание (статусная, ролевая, гражданская, этническая, профессиональная и т. д.) и характер неадекватности идентичности (негативная, утраченная, недостигнутая, диффузная, виртуальная и др.), каковы социальные условия и обстоятельства жизни человека и его индивидуальные особенности. Так, например, в молодом возрасте процессы социализации и идентификации, результатом которых становится целостная социальная идентичность, очень насыщены и динамичны. Их сопровождают предшествующие личностной зрелости нормативные кризисы идентичности.

Преодоление кризисов связано с достижением баланса позитивной идентичности на разных уровнях идентификации с учетом возрастных и психологических особенностей индивида. Обретение желаемой идентичности является трудным делом. Во-первых, это требует значительных волевых усилий и времени на освоение необходимых ценностей, норм, ролей, образцов поведения, убеждений, а также преодоления трудностей личностного роста; во-вторых, принятие некоторых идентичностей является проблематичным для индивида. Например, ситуационная идентичность может вступать в противоречие с ценностями и нормами индивида; в-третьих, идентичность может быть не реальна для индивида, поэтому во избежание длительного и неразрешимого кризиса человеку лучше пересмотреть свои притязания. Кризис идентичности может проявляться не только как норма развития личности. Он может стать отклонением в случае затягивания тяжелого переходного состояния или его неразрешимости. Такой кризис сопровождается неудовлетворенностью, опустошенностью, тревожностью индивида, а порой и личностным разломом, утратой смысла жизни.

Вместе с тем, ни один человек не может избежать оппозиции идеальных и порочных образов среди доступных стереотипов. Психоанализ доказывает, что бессознательная порочная идентичность, включающая все то, что вызывает негативную идентификацию, состоит из образов, на которые не желает походить человек.

Установлено, что в ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе, а также того, как связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее, с профессиональными прототипами дня сегодняшнего. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, а также реальных значимых других. Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетаются с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других. Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека. В обществах с обязательными ритуалами перехода к взрослой жизни или жестко определенными ролями для подростков кризис идентичности менее выражен, чем в демократических обществах[36].

Интенсивность процессов социализации и идентификации на разных этапах функционирования общества различна. Актуализация идентификационных процессов в исторической ретроспективе связывается с модернизацией общества, с его переходом от традиционного к индустриальному, когда расширяются масштабы общественного разделения труда и возможности личностного выбора в процессе социализации.

Процессы идентификации получают высокую интенсивность в обществе, переживающем кардинальные социальные изменения.

В российском обществе в начале 1990-х годов произошла ломка старых идентификационных структур. Высокая значимость потребности в новой или подтверждений прежней идентичности вызвала так называемый «идентификационный синдром», который поддерживается нарастающей имущественной дифференциацией, размежеванием по образу мысли и жизни, убеждениям. Эти процессы сказываются на идентификации молодежи, для которой значимо обретение идентичности с учетом неустойчивости, переходности ее социального положения.

Исследователями обнаружено, что перестройка социальной идентичности выше у молодых людей, чем у людей в возрасте, выше у жителей больших городов, чем в малых поселках, у более образованных людей, чем у людей с низким кругозором.

Обеспечивая успешность социализационных процессов, общество сохраняет свою идентичность как конкретный общественно-исторический организм, как самоидентичный народ, которому не представляют угрозы чужие ценности и культурные суррогаты из-за рубежа.

Идентификация и идентичность близкие, но не взаимозаменяемые понятия. Идентификация отражает процесс, а идентичность некое качество и состояние. Идентификация — механизм становления идентичности, акт ее распознавания. Оба эти понятия связаны с тождеством и различием, объективным и субъективным.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь