Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 5. Культура как основа социальной жизни и фактор социальный изменений.



(4 часа, 4 часа)

Природные, демографические и экономические основы социальной жизни. Город как феномен урбанизации. Понятие «культура». Типология культур. Социальные функции культуры. Основные элементы культуры. Социокультурный процесс. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Природные, демографические и экономические основы социальной жизни. Социальная жизнь — это не что иное, как жизнь человека среди себе подобных. Особенность ее состоит в том, что люди создают не только материальный мир (орудия труда, жилище, мосты, машины и т. д.), но и мир взаимоотношений, поддержание которых невозможно без установления определенных правил поведения людей.

Каковы же предпосылки социальной жизни, природа законов, которые движут развитием общества, взаимодействием людей, образованием групп, институтов и организаций? Что это — реализация природных инстинктов или особое изобретение человека? Ведь животные тоже собираются в стаи, образуют семьи, имеют вожаков и подчиненных. Животные, как доказывают современные ученые, тоже обладают внеинстинктивными формами ориентации.

Решение этой проблемы принципиально важно для социологии по двум основным обстоятельствам. Если мы будем объяснять социальные явления природно-биологическими причинами (климат, рельеф местности, гены, инстинкты и т. д.), то, во-первых, придадим этим причинам внесоциальный, неподконтрольный людям смысл и начнем использовать законы биологии (например, поведение животного в стаде) для объяснения социальных явлений (например, поведение человека в группе). Во-вторых, абсолютизация природных причин (например, естественный отбор, естественно-природная неизбежность закипания воды при 100°С) приведет к такому же пониманию и объяснению социальных процессов.

В социологии сложились традиции в решении вопроса о соотношении природного и социального. Остановимся на трех основных подходах к решению этой проблемы.

Первый подход — биолого-географический редукционизм (ре­дукция — это сведение сложного к более простому), который тяготеет к абсолютизации природно-биологических факторов. Его называют первой «детской» болезнью социологии, которая и сегодня проявляется отдельными симптомами. Такой подход был характерен прежде всего для социологов XIX века. Например, Конт рассматривал общество как часть природы, как социальный организм и считал наиболее близкой и родственной социологии наукой биологию. Спенсер обосновал эволюционно-организмическую концепцию, согласно которой общество рассматривалось по аналогии с живым многоклеточным организмом. По Спенсеру, общество, как и биологический организм, наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы и др.). Масса приводит к усложнению структуры общества, дифференциации функций его частей и т. д. Наряду с этим Спенсер использовал термин «надорганизм», подчеркивая отличие общества от биологического организма.

Биолого-географический редукционизм представлен в российской социологии XIX века[78]. Такие идеи развивались Александром Ивановичем Строниным (1826–1889) и Павлом Федоровичем Лилиенфельдом (1829–1903). Стронин полагал, что социология должна быть аналогична физиологии. Общество, по Лилиенфельду, состоит из клеток — человеческих индивидов — подобно тому, как из клеток состоит любой организм.

Идеи географического направления изложены в работе российского ученого-географа и социолога Льва Ильича Мечникова (1838–1888), которая называется «Цивилизация и великие исторические реки». Мечников искал источник эволюции цивилизации в отношении между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности. Полагая, что главным компонентом географической среды является так называемый гидрологический фактор (воздействие водных ресурсов на деятельность людей), он вычленил в мировой истории три основных эпохи для цивилизации: речную, морскую и океанскую (или «всемирную»).

Социал-дарвинистскую концепцию в контексте идей Спенсера обосновал польский социолог XIX века Людвиг Гумплович (1838–1909). Он подчеркивал, что биологические аналогии никакого значения для социологии не имеют. Гумплович обосновал положение о несводимости общественных явлений к природе индивида, рассматривал индивида реальностью второго порядка, являющейся продуктом группового опыта. Вместе с тем, он считал, что общество является продуктом завоевания одних групп другими. По его мнению, людям от рождения присуща взаимная ненависть, определяющая отношение между группами, народами, племенами и расами. По мере развития общества межгрупповые конфликты не исчезают, а лишь приобретают иные формы.

Более современными формами биологического направления в социологии являются фрейдизм (неофрейдизм), бихевиоризм и др. Так, по З. Фрейду, эстетические, творческие потребности — это по сути некие проявления либидо. В концепции Фрейда культура (или общество) изначально предстает как чуждая, враждебная человеку внешняя сила. Современные психосоциологические теории строятся на переосмыслении или реформации психоанализа (А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм).

Бихевиористы всю систему социального научения строят по аналогии с животным механизмом, выявленным И. П. Павловым («стимул-реакция»).

По сути своей все натуралистические теории пытаются объяснить социальные явления естественно-биологиче­скими свойствами человеческой природы или влиянием внешней среды на человека.

Наряду с этим в социологии сложился другой подход в оценке соотношения природного и социального. Его классическим выразителем был Э. Дюркгейм, который настаивал на объективном подходе к социальной действительности и трактовал социальные явления как «вещи», признавая их независимое от субъекта существование. Он противопоставлял свой подход попыткам объяснить социальную жизнь биологическими законами. Дюркгейм провозгласил, что социальное — это реальность особого рода, которая не сводится к другим видам реальности.

Основу третьего подхода к решению проблемы соотношения природно-биологического и социального в общественной жизни составляет представление о человеке как биосоциальном существе. У человека и животных много сходного, но есть и принципиальное отличие. Оно состоит в том, что человек удовлетворяет свои потребности способами, не имеющими аналогов в животном мире. Человек способен к научению и обучению, что у животных может проявляться только фрагментарно и ситуативно. Человек, как правило, удовлетворяет свои потребности посредством объединения усилий с другими людьми. Человек, что особо важно, обладает сознанием, являющимся особой способностью отражать и (мысленно) активно преобразовывать мир, ориентироваться в окружающей среде.

Благодаря способности человека предвидеть последствия своих действий для себя и других, способности побуждать себя к действиям или воздерживаться от них формируются внеинстинктивные формы регуляции жизни людей. Сознательная регуляция поведения людей на основе взаимных обязательств является основой социальной жизни.

В социальной жизни неминуемо проявляются природные связи (биологическая программа, законы биологической наследственности, инстинкты, рефлексы и т. д.). Но определяющую роль в социальном взаимодействии людей играет социокультурное наследие, которое генетически не передается, а осваивается человеком. Этот подход преобладает в современной социологии.

Современная социология исходит из того, что социальная жизнь сопряжена с условиями внешней природно-географической среды. Общество погружено в эту среду. Влияние географической среды очевидно (уровень жизни, быт, обычаи, уклад жизни, тип хозяйственной деятельности и т. д.). Общество должно быть адаптировано к природно-климатическим условиям. Географическая среда может содействовать или препятствовать социальному развитию. Люди используют механизмы принудительного или формирующего воздействия на природно-географическую среду. Степень интенсивности усилий человека зависит от того, где он живет — в тундре или в степях, в пустыне или в плодородной долине.

Одна и та же географическая среда может по-разному сказываться на жизни людей. Чем совершеннее общество как социокультурная система, тем слабее способность географического фактора влиять на социальную жизнь.

Выявление демографических основ социальной жизни — одна из сторон социологического изучения общества. Слово «демография» происходит от греческого слова «демос», означающего «народ». Демография — изучение населения, его численности, территориального размещения и состава, закономерностей их изменений, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей.

Социология использует демографический подход для изучения того, как тенденции развития народонаселения воздействуют на общество, его социальную структуру, социальные институты и процессы.

Одним из самых драматических показателей народонаселения мира являются темпы его роста. За последние шестьдесят лет оно увеличилось почти втрое. Если в 1950 г. население мира составляло 2, 5 млрд человек, то в 2011 г. — 7 млрд человек.

Зафиксирована неравномерность роста и убыли народонаселения по отдельным странам и регионам. Самые высокие темпы роста народонаселения наблюдаются в Азии.

Вторая половина ХХ и начало ХХI столетия характеризуются небывалым ростом населения, глубокими изменениями рождаемости и смертности, возрастной и семейной структур, ростом урбанизации и миграции населения, значительными региональными различиями в развитии мирового населения.

В ХХ веке нашли яркое отражение такие явления, как «демографический взрыв» и «демографический кризис», «демографическое старение» и др.

Демографический взрыв ХХ века имеет главной особенностью то, что в Европе быстрое увеличение населения было обусловлено социально-экономическими изменениями, т. е. следовало за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере. В развивающихся же странах, где проживает около 80% мирового населения, быстрый рост населения значительно опережает экономическое и социальное развитие. Это усугубляет и без того сложное положение развивающихся стран (проблемы занятости, продовольствия, экологии).

Демографический взрыв ХХ века затрагивает все мировое сообщество, превратился из серии локальных проблем в одну из глобальных проблем современности.

Наряду с наблюдаемым во второй половине ХХ века демографическим взрывом в конце столетия проявился демографический кризис, затронувший в первую очередь ряд промышленно развитых стран. Суть демографического кризиса заключается в заметном ухудшении развития народонаселения, что проявляется в следующем: 1) уменьшении темпов роста численности населения в развитых странах, а в некоторых из них снижении этого показателя до нулевой отметки (последнее наблюдается с 1992 г. в России); 2) трансформации института семьи; 3) демографическом старении; 4) некотором ухудшении качества развития населения (в частности, в повышении доли людей с ограниченными интеллектуальными возможностями).

Все эти проявления ставят перед обществом серьезные социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические и этические проблемы, которые требуют решения на государственном и общественном уровнях, а также должны учитываться в повседневной практике.

Важными демографическими проблемами являются урбанизация и миграция населения.

Город как феномен урбанизации. Суть урбанизации состоит в неуклонном повышении доли городского населения, росте городов, особенно больших. Первые города возникли примерно 5–6 тыс. лет назад в долинах рек — это создавало благоприятные условия для развития торговли и контактов с другими народами. В начале XXI века на нашей планете было уже 315 городов, достигших численности населения 1 млн жителей, из них 14 городов — с населением 10 млн человек и более (Токио — 26, 5 млн человек, Нью-Йорк — 16, 3 млн). В России насчитывается 1095 населенных пунктов с правовым статусом города и 11 городов-миллионеров. В Москве — около 12 млн жителей. Центральные города различных стран возвышаются над многими большими и малыми городами периферии.

Социологическое исследование города начато М. Вебером. По определению Вебера, город представляет собой замкнутое большое поселение, в котором соприкосновение домов друг с другом настолько велико, что в нём отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом[79].

В изучении города получили признание теории урбанизации Чикагской социологической школы (Р. Парк, Э. Берджесс, Л. Вирт), представители которой считали, что расположение крупных городских поселений и распределение различных типов районов внутри них можно понимать в терминах сходных принципов. Города растут не произвольно, а в соответствии с благоприятными свойствами окружающей среды. По Э. Гидденсу, положение Вирта об урбанизме как о стиле жизни не столько связано с внутренней дифференциацией городов, сколько с тем, что представляет собой урбанизм как форма социального существования. По Вирту, «степень, по которой современный мир может называться городским», не измеряется полностью и точно долей жителей городов относительно населения в целом. Влияние, оказываемое большими городами на социальную жизнь человека, значительнее, чем на то указала бы доля городского населения; город — это не только место обитания и рабочая мастерская современного человека, но центр, где рождается и откуда управляется экономическая, политическая и культурная жизнь, центр, вовлекающий самые удаленные общины мира в свою орбиту и объединяющий в некое общее пространство различные территории, народы и виды деятельности.[80]

В городах, как подчеркивает Вирт, множество людей живет в непосредственной близости друг от друга, не будучи лично знакомыми практически ни с кем из окружающих. Большинство контактов между горожанами преходящи, носят поверхностный характер и скорее являются средством достижения других целей, а не настоящими взаимоотношениями, приносящими удовлетворение сами по себе. Безличность, анонимность многих повседневных контактов в современных городах не подлежит сомнению. Конкуренция здесь доминирует над взаимодействием. Вместе с тем, самой городской жизнью создаются новые сообщества и различные субкультуры (этнические, религиозные, политические, профессиональные, территориальные), являющиеся источниками разнообразия, а иногда и близких отношений.[81]

В современном обществе в условиях глобализации и распространения информационных технологий усиливается процесс урбанизации, привлекая все больше людей в большие города, концентрируя в них экономическую активность. Большие города стали перекрестком культур, языков, традиций, концентрацией власти и богатства, неравенства и бедности, миграции и маргинальности. Крупнейшие города мира признаны основным местом действия глобализации, где сосредоточены центры управления глобальной экономикой, финансовые компании, центры производства и специализированных сервисных фирм.

Постоянно увеличиваются масштабы мировой миграции. В 90-е годы ХХ века в Западной Европе, например, почти 62% ее общего прироста населения приходилось на чистую миграцию (против 36% в 60-е и 48% в 70-е годы). Характерной чертой современной международной миграции является увеличение среди мигрирующих доли интеллектуалов и специалистов, а также «утечка мозгов» как безвозвратная эмиграция высококвалифицированных специалистов.

На миграцию людей оказывают воздействие экономическая необходимость, осознание новых возможностей, связи с родственниками, вооруженные конфликты.

Итак, демографические основы социальной жизни касаются народонаселения, проблем семьи и брака, рождаемости и смертности, здоровья и заболеваемости, распределения, урбанизации, миграции, проблем равенства и равноправия мужчин и женщин и др.

Существует взаимосвязь между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и стабильным развитием. Поэтому демографические факторы должны учитываться при определении экономических и социальных стратегий. Важнейшее значение приобретают демографические прогнозы, в основе которых лежат расчеты численности и возрастно-половой структуры населения. Эти прогнозы помогают оценить количество и структуру будущих трудовых ресурсов, возможные потребности различных социально-демографических групп общества в товарах и услугах, рассчитать показатели потребления, спланировать размещение объектов социальной сферы, подготовку кадров.

Сегодня азбучная истина — то, что глубинным двигателем истории человечества является производство материальных благ. Социальная жизнь может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика является фундаментом всякого общества.

В общественной жизни основополагающее место занимают экономические отношения, которые в своей простейшей форме являются отношениями по поводу рационального, эффективного использования имеющихся ресурсов. Экономические ресурсы — это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все экономические ресурсы можно разделить на материальные ресурсы (земля, капитал) и людские ресурсы (труд и предпринимательская способность). Общим их свойством является ограниченность, вследствие чего и объем производства продуктов ограничен. В этих условиях общество добивается наибольшего удовлетворения потребностей при экономном использовании ресурсов.

Как уже отмечалось, не естественно-природная основа человеческого бытия предопределяет своеобразие социальной жизни человека, а люди, которые на основе своей природы изобрели многообразные вариации человеческого существования. Каждое общество обладает своей культурой, и ни одно общество не может существовать без нее.

Понятие «культура». Еще в 5–4 веках до н. э. в рассуждениях мыслителей в неявной форме присутствует представление о культуре как результате нравственного, эстетического, интеллектуального, в более широком смысле — разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции[82]. Термин «культура» входит в оборот в начале 1 века до н. э. Первым его начал употреблять древнеримский оратор и философ, известный политический деятель Римской республики Марк Тулий Цицерон (106–43 гг. до н. э.)[83].

В отечественной социологии культура определяется как исторически развивающаяся надбиологическая сфера человеческой жизнедеятельности (труд, поведение и общение), благодаря которым обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях[84].

Понятие культуры имеет множество трактовок. Культура — это интегрированный социальный опыт, «социальная наследственность» человечества. В самом широком смысле культура понимается как совокупность результатов материальной и духовной деятельности людей, т. е. все то, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и духовной культуры. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов (здания, автомобили, одежда, украшения, мебель и т. д.). Духовная культура включает понятия, знания, идеи, привычки, обычаи, верования, ценности, литературу, искусство, философию, религию и др.

Культура — это прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура регулирует взаимоотношения людей в обществе и объединяет их в единую целостность. Культура внеприродна. К культуре относят те элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это явления, возникающие лишь в обществе и не встречающиеся во внешней природе (язык, мораль, наука, транспорт, одежда, обычай дарить подарки, изготовление орудий труда и т. д.). К культуре относят те качества человека, которые не наследуют генетически и не регулируются биологическими инстинктами.

Культура представляет собой символическую адаптацию людей к окружающим условиям. Чтобы лучше приспособиться к окружающему миру, люди придумывают, изобретают. Исследователи обнаружили, что культура людей в разных обществах всегда учитывает универсальную психофизиологическую природу человека, универсальную логику существования организма в данной природной среде. Физическое единство внешней природы, биологическое единство человека как рода, единство принципов социальных взаимодействий людей с себе подобными создает множество культурных универсалий (запрещение убийства, осуждение воровства, лжи, организация защиты от враждебного окружения, чувство групповой сплоченности и т. д.).

Наряду с культурными универсалиями существует многообразие вариантов действий, принятых в разных культурах по одному и тому же поводу. Например, японцы, рассказывая о печальном событии, улыбаются, чтобы не огорчить слушателя. Мусульманин будет поражен, увидев алкогольные напитки на христианских поминках за столом. Многообразие культур проявляется также в организационной культуре, в семейной жизни, в кулинарном искусстве, в убранстве жилища, в одежде.

Что же является источником внеприродного, что делает возможным надинстинктивное в жизни людей? Все это так или иначе порождено сознанием. Но культура — это не вообще сознание, а символический способ, метод оценочного освоения действительности и ориентации в ней. Культура — это восприятие, взгляд на мир сквозь призму добра и зла, полезного и вредного, прекрасного и безобразного, умного и глупого и т. д.

Устойчивое, специфически определенное восприятие мира и практическая деятельность в нем — это ментальность, например, россиян или американцев.

Социология имеет свой ракурс изучения культуры — исследование ее роли, ее функций в формировании и развитии социальных систем (социальных институтов, групп, общества в целом). Социальная природа культуры характеризуется прежде всего тем, что культура создается и реализуется в социальных взаимодействиях. Она выступает символическим механизмом обеспечения соорганизованности индивидов.

Отдельный человек одновременно принадлежит многим культурам. Прежде всего определенные символы, традиции, нормы и ценности имеет его семья. Свои способы поведения, манеру одеваться, язык имеет молодежь, к которой, к примеру, этот человек относится. Как служащий банка, он оказывается в организации, функционирующей по строгим правилам той особой культуры, которая сложилась в банковской сфере. Как русский, он является наследником национальной русской культуры (язык, символы, нормы, ценности, включая и ее богатство, и все характерные для нее стереотипы и предрассудки. Как россиянин, он чувствует своеобразие российской культуры с множеством этнических культур в своей стране и ее спецификой по сравнению, например, c европейской, американской и другими культурами. Вместе с тем, каждый отдельный человек принадлежит к культуре всего человечества, признавая универсальный характер прав человека.

Важным моментом является отношение людей как к разнородности, так и к унификации культуры. Убеждение людей в исключительности, особой ценности их собственной культуры и даже в ее превосходстве над другими культурами, стремление оценивать другую культуру по меркам своей группы называется этноцентризмом. Противоположная позиция — это культурный релятивизм как признание других культур в их многообразии.

Культура имеет две основные социальные функции: 1) интегративную, связанную с объединением людей в единое общество или общность на основе единых стандартов поведения, норм, ценностей, традиций; 2) регулятивную; выступая нормативной системой, культура упорядочивает, направляет и ориентирует действия людей.

Рассмотрим основные проявления традиционной регуляции. Прежде всего, это привычки как элементарные составляющие повседневного поведения, выполняемые человеком в полуавтоматическом режиме (рукопожатие, пользование вилкой, ножом). Далее, обычай — это традиционно установленный порядок поведения (гостеприимство, празднование Нового года, баня с паром, табу на употребление свинины). Ритуал — обычай особого рода (бракосочетание, масленица, юбилей, инициации как закрепление определенного статуса). Еще одним способом регуляции поведения является мода. Мода — это подвижный изменяющийся стандарт поведения (одежды, быта и т. д.), средство поддержания и достижения социального престижа, механизм идентификации и проявления индивидуальности.

Основные элементы культуры:

— символы — это объекты, которые имеют установленное значение и несут установленное содержание, понятное для других.

язык как код, шифр, с помощью которого передается информация, осуществляется общение, а также выделение «своих» из окружающего мира;

ценности — это обобщенные критерии оценки реальных явлений, это желательное, предпочтительное для социального объекта;

нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями культуры.

Социокультурный процесс, т. е. функционирование культуры как социального явления, имеет две противоречивые тенденции: тенденцию к сохранению, преемственности и тенденцию к изменениям. Преемственность культуры обеспечивается в процессе социализации новых поколений, ее воспроизводства в жизнедеятельности людей.

Изменение культуры происходит в результате саморазвития (со­циокультурного отбора, селекции, распространения и закрепления инновации) и в результате культурных взаимодействий (добровольного, вынужденного, принудительного).

Современная культура характеризуется многообразием составляющих ее культур. В масштабах человечества существует многообразие социокультурных суперсистем. Анализируя великие культуры человечества, большинство исследователей (О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойбни) особое внимание уделяли различиям между цивилизациями, определенными группами народов.

В современном мире обнаруживаются две основные социокультурные тенденции, две великие мировые традиции, различие, целостность и самобытность которых идет из глубины веков, это — Запад и Восток.

Типология культур. Культура современного общества имеет множество культурных компонентов. Доминирующая, или всеобщая, культура — это совокупность культурных образцов общества, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

Субкультура — тесно связанная с доминирующей культурой, но в то же время отличающаяся от нее, например, высокая (элитарная) культура, народная культура (фольклор), профессиональная, организационная, городская, молодежная культура и т. д.[85]

Контркультура — субкультура, не только отличающаяся от доминирующих образцов, но и противостоящая им.

Массовая культура — массово распространенная и потребляемая представителями различных социальных групп культура, организующая повседневное бытие миллионов людей, выступающая для них эффективным адаптационным механизмом, смягчающая социальные и экономические противоречия.

* * *

Культура является основой социальной жизни. В широком смысле культура понимается как совокупность результатов материальной и духовной деятельности людей. В узком смысле культура означает характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. Основными элементами культуры являются символы, язык, ценности, нормы. Культура создается и реализуется в социальных взаимодействиях. Она имеет две основные социальные функции: интегративную и регулятивную.

Современная культура характеризуется многообразием составляющих ее культур (доминирующая, массовая, этническая, субкультура, контркультура и т. д.). Социокультурный процесс имеет две противоречивые тенденции: тенденцию к сохранению и тенденцию к изменениям.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь