Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 3. Общество и его структура



(6 часов, 6 часов семинары)

1.Общество как объект социологии.

2. Основные признаки общества. Типология обществ. Понятие социальной структуры. Структурные элементы общества.

3.Социальная общность и ее разновидности. Социальная группа и ее разновидности.

4. Социальные институты.

5. Социальная организация.

6. Социальное взаимодействие.

Общество как объект социологии. Как уже отмечалось, социология — это наука об обществе. Особенность социологического подхода состоит в рассмотрении общества как целостности, как единого социального организма, функционирующего посредством взаимодействия всех сторон его жизнедеятельности. Во всей истории социологической мысли идет поиск наиболее полного и точного определения и объяснения общества как социальной реальности. Основатель социологии О. Конт прибегал к аналогии общества и организма. Г. Спенсер называл общество «сверхорганизмом», придавая особое значение составляющим его элементам — индивидам. В теории Г. Зиммеля общество представляет собой взаимодействие индивидов. По Э. Дюркгейму, общество представляет собой органическое единство.

В ХХ веке в отношении общества распространяются понятия социальной системы (Т. Парсонс, Н. Луман), социальной структуры (К. Леви-Строс, Р.Мертон) а также идущее от М. Вебера представление об обществе как о сложном конгломерате, состоящем из человеческих действий и последствий этих действий (Ч. Кули, Дж. Мид, Дж. Хоманс и др.). Так, Парсонс обосновал принцип системного строения общества (четыре подсистемы — экономика, политика, культура, родство) и доказал, что все социальные системы обладают четырьмя основными функциями: 1) адаптация (как к внутренней ситуации, так и к изменениям внешней среды); 2) целедостижение (определяют и достигают поставленные цели); 3) интеграция (связывают и увязывают все свои компоненты); 4) удержание образца (создают, сохраняют и совершенствуют образцы поведения и культурные принципы).[37] Система есть определенным образом упорядоченное множество взаимодействующих элементов, образующих некую целостность, не сводимую к сумме этих элементов. Социальная система — целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.

В конце ХХ века складывается подход, позволяющий представить общество как непрерывно изменяющееся, колеблющееся, пульсирующее поле, заполненное общественными событиями (Н. Элиас, Э. Гидденс, П. Штомпка). По Штомпке, в этом поле функционируют группы, предпринимая по отношению к себе и к друг другу упорядоченные действия в соответствии с культурой. В ходе этого процесса они сами меняются и создают новые социальные группы, структуры, культуру и т. д.[38]

Можно было бы продолжить характеристику сложившихся в социологии научных подходов к пониманию общества. Нельзя не заметить, что они отличаются друг от друга. Вместе с тем их можно рассматривать как взаимодополняющие и использовать одновременно для объяснения социальных явлений разного уровня.

В отечественной социологии сложилось понимание общества как способа организации социальной жизни. Его образуют люди, связанные между собой бесчисленным множеством социальных взаимодействий и отношений. В широком смысле общество определяется как совокупность всех способов взаимодействия и объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.[39] Как считает П. Бергер, социологи могут сравнить общество с невидимым каркасом здания, фасад которого скрывает его от посторонних глаз, социология «заглядывает за» фасады социальных структур, а социологи стараются пройти сквозь дымовую завесу официальных версий реальности и пытаются уловить сигналы, исходящие от «скрытого мира».[40]

Основные признаки общества. Общество имеет устойчивые черты (признаки), которые позволяют отличать его от других социальных образований. Основными признаками общества являются: территория, на которой происходит консолидация социальных связей; универсальность, т. е. всеобъемлющий, разносторонний характер; автономность, т. е. способность существовать самостоятельно, имея высокий уровень саморегуляции, создавая небходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей людей и для их самореализации; интегративность, т. е. включение индивидов в единый контекст социальной жизни с помощью внутренних механизмов.

Типология обществ. Общества различаются. Они имеют неодинаковые языки общения, культуру, географическое положение, политическое устройство и т. д.

Общества можно квалифицировать по каким-то признакам, например, по наличию письменности выделить дописьменные и письменные, по отсутствию или наличию управления и степени дифференциации — простые и сложные. В социологии устойчивым является деление общества на традиционное и индустриальное, или современное. Традиционным считается общество с аграрным укладом, с малоподвижной структурой, с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Индустриальное общество имеет иную производственную основу. Его отличает подвижность социальных структур, развитая система коммуникаций, открытость для нововведений.

К. Маркс, различая общества по характеру производственных отношений, выделял первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические или социалистические общества.

Понятие социальной структуры. Многообразие устойчивых социальных взаимодействий, складывающихся в обществе, можно рассмотреть сквозь призму их значимости, схожести, устойчивости. Иными словами, выделить те элементы, которые упорядочивают общество как целостность. Для описания строения общества, разделенного на группы и совокупности отношений между ними, в социологии широко используется понятие «социальная структура».

Обобщая дефиниции, встречающиеся в современных социологических работах, П. Штомпка определяет социальную структуру как скрытую сеть устойчивых и регулярных связей между элементами в какой-либо области реальности, существенным образом влияющую на развитие явлений, наблюдаемых в этой области. П. Штомпка уточняет, что в отличие от описательной, конкретной, эмпирической категории «общественная жизнь», относящейся к явлениям наблюдаемым, социальная структура категория объяснительная, теоретическая, абстрактная, используемая для лучшего упорядочения и понимания эмпирических фактов. Иными словами, общественная жизнь — поверхностный, открытый слой социальной реальности; социальная структура — слой глубинный, скрытый от социального мира. П. Штомпка представляет четыре измерения социальной структуры — нормативнное (сеть характерных для социальной общности норм, ценностей и институтов), идеальное (совокупность распространенных идей, убеждений, взглядов, образов), интеракционное (сети контактов, связей, коммуникаций между людьми) и измерение интересов (иерархические структуры привилегий и лишений).[41]

Конечными элементами социальной структуры являются индивиды, фигурирующие в социальной жизни как личности. Упорядочение определенных видов их взаимодействий происходит прежде всего путем статусно-ролевых стандартов поведения. Статусы и роли представляют собой базовые составляющие устойчивых социальных взаимодействий. Любое общество можно представить не просто как совокупность людей, а как множество статусов и ролей. Причем, они не являются простым нагромождением. Они организованы благодаря более сложным структурным образованиям — социальным общностям, социальным институтам и организациям.

Социальная общность и ее разновидности. Важнейшим структурным образованием, обеспечивающем воспроизводство социальных связей, являются социальная общность.

Социальная общность — совокупность людей, поддерживающих солидарные социальные связи (помощь, поддержка, совместное противостояние чему-либо или кому-либо, усиление защищенности, повышение эффективности своих действий и т. д.). Можно выделить три разновидности общностей:

1. Мнимые общности, или множества, когда существует только видимость социальных связей. К таким общностям относятся определенные категории людей, выделяемые по какому-то признаку (возрастному, половому, профессиональному, семейному и др.); агрегации как объединения людей, пространственно находящихся в одном месте (пассажиры поезда); массы, где люди выступают как разрозненные индивиды (слушатели радио, телезрители, избиратели).

2. Контактные социальные общности. В них устанавливается социальная связь. К таким общностям относят: аудиторию, где присутствует «ориентация на другого»; толпу как понтанную временную общность (очередь, сборище, мятеж); социальные круги (статусные, профессиональные, дружеские и т. д.), которые основаны на контактах с очень слабо установленной связью и лишены устойчивых отношений между членами.

3. Групповые общности, или социальные группы. Общности людей с устойчивыми социальными взаимодействиями рассматриваются как социальные группы.

Примерами общностей как категорий являются дети, молодежь, пенсионеры. К категориям относятся территориальная общность как совокупность людей, длительно проживающих на определенной территории и связанных отношениями по освоению и воспроизводству своей жизнедеятельности, а также этническая общность, в которую входят люди одного этноса, имеющие общее происхождение, единую культуру, общие черты психики, осознание своей идентичности, и др.

Социальная группа и ее разновидности. Социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других[42].

В обществе существует многообразие социальных групп в связи с разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы.

По характеру взаимоотношений между членами группы различают первичные и вторичные группы. Под первичными группами принято понимать такие группы, в которых установлены эмоциональные личностные контакты (семья, сверстники, дружеская компания). Вторичные группы возникают на основе вторичных отношений. Здесь социальные контакты носят безличностный характер. Эти группы объединяют людей в силу исполнения ими определенных ролей, обладания социальными статусами, а не наличия симпатии (школьный класс, студенческая группа, клуб, цех, ассоциация).

Социальные группы разделяют также на большие и малые. К большим группам относят многотысячные группы, выступающие носителем и хранителем истории, обычаев, традиций, ценностей (классовая, этническая, профессиональная, территориальная и др.). Малые группы являются устойчивыми объединениями людей, в которых происходит прямое взаимодействие. В малой группе относительно небольшое число участников (от 2–3 до 20–25 человек).

Группы могут быть формальными и неформальными в зависимости от регламентации их жизнедеятельности (строгости правил, предписанности функций и т. д.). Например, такая малая группа, как производственная бригада, где все друг друга знают, — это формальная и вторичная группа, так как состав бригады, как правило, формируется независимо от личных симпатий ее членов.

В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, которые он определяет как «свои». Члены групп, как правило, легко узнают «своих» и «чужих». Очевидно, что признаками людей, принадлежащих к «своим», являются прежде всего разделение определенных чувств и мнений, единодушие относительно сфер активности и целей жизни, единые символы и т. д. Люди легко узнают «своих» в международном аэропорту, в театре, на улице и т. д., хотя в каждом конкретном случае узнавание «своих» проходит по разным, порой неосознанным признакам.

В социологии проведены многочисленные исследования социальных групп (Ч. Кули, Р. Бейз, Дж. Хоманс, К. Холландер, Р. Миллс), показавшие качественные различия групп, особенности групповой динамики (коммуникации, лидерства, групповой сплоченности).

Совокупность взаимодействующих социальных групп представляет собой социально-групповую структуру общества. Ее разновидностями являются следующие:

социально-демографическая структура, отражающая деление общества на группы по полу и возрасту;

социально-этническая структура, т. е. разделение общества на этнические группы;

социально-профессиональная структура как совокупность профессиональных групп и групп по фактически выполняемому виду труда;

—социально-классовая структура, рассматриваемая с социально-экономических позиций (см. Лекцию 8);

—а также территориальная, конфессиональная и др. структуры.

Всякая система находится в процессе непрерывного функционирования, а это значит, как подчеркивал М. Н. Руткевич, ее структуру следует рассматривать одновременно как образование устойчивое и изменчивое. В процессе функционирования и развития социальной системы с присущими ей дифференциацией и интеграцией постоянно усложняется строение системы. Так, с начала 1990-х годов наблюдается деформация демографической структуры населения, связанная с падением рождаемости, возрастанием диспропорции между численностью женщин и мужчин, повышенной смертностью мужского населения[43].

Динамическое устройство общества. Общество постоянно изменяется. Во-первых, изменяется его состав. В нем появляются новые люди, а некоторые умирают. Создаются новые организации, а отдельные из них заканчивают свое существование. Во-вторых, изменяется структура общества как его каркас, удерживающий конфигурацию взаимодействий его элементов. Прежде всего, устанавливаются новые взаимодействия людей, возникают их новые контакты, образуются новые группы. Формируются новые нормы и ценности, преобразуя ценностно-нормативную структуру общества. Устанавливаются новые формы совместной деятельности людей, образуя новые социальные институты.

 

Общество есть способ организации социальной жизни. Его основными признаками являются территория, универсальность, автономность, интегративность. Социальная стру­ктура общества выражает упорядоченность складываю­щихся в нем взаимодействий.

Совокупность взаимодействующих социальных групп представляет собой социально-групповую структуру общества. Компонентами социальной структуры общества могут выступать также социальные институты, социальные организации и другие компоненты, образуя при этом его социально-институциональную, социально-орга­ни­за­ционную и другие структуры.

Социальная общность является совокупностью людей, поддерживающих солидарные социальные связи. Разновидностью общности выступает социальная группа, являющаяся совокупностью индивидов, которые взаимодействуют определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого в отношении других. Различают первичные и вторичные, большие и малые, формальные и неформальные группы.

Социальные институты

И социальные организации

Понятие институционализации. Социальные институты: основные признаки, функции, виды. Социальный институт семьи. Социальная организация: характерные признаки, основные элементы, строение и особенности функционирования. Формальное и неформальное в организации. Типология организаций.

Понятие институционализации. Другим «срезом» социальной структуры общества является институциональная структура. В данном случае компонентами социальной структуры выступают социальные институты.

В процессе взаимодействия люди создают коллективные формы социальной жизни, которые пронизывают основные стороны человеческого бытия. Эти коллективные формы способны существовать длительное время. Они воссоздаются новыми поколениями как общепринятые системы социальных действий в определенных сферах жизнедеятельности людей. Безопасность человека и общества, здоровье, отдых, образование, хозяйственная деятельность, бизнес и т. д. — все эти социальные явления приобрели упорядоченный, стабильный, организованный характер. Они институционализированы, т. е. установлены, укоренены, прочны в четко налаженных процедурах действий и поступков по удовлетворению важнейших потребностей людей. Институцонализированное противостоит хаотичному, случайному.

Современное общество представляет собой структуру с высокой степенью институционализации, которая не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль в ее упорядочении играют институционализированные (огражденные от влияния случайностей) взаимодействия, которые обеспечивают удовлетворение самых важных потребностей общества, социальной группы и отдельных индивидов. В общем, общество может быть представлено как система взаимосвязанных социальных институтов.

Для общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для его членов. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей; потребность в социальной безопасности и необходимость деятельности общественных институтов правового регулирования общехозяйственных норм и правил побуждает людей к формированию политических социальных институтов.

Социальные институты: основные признаки, функции, виды. Г.Спенсер одним из первых употребил понятие «социальный институт». Определяющими факторами в развитии институтов общества он считал борьбу за существование с соседними обществами (войну) и с окружающей природной средой. Задача выживания общественного организма в условиях его эволюции и усложнение структур порождают, по Г. Спенсеру, необходимость формирования особого рода регулятивного института. Г. Спенсер отмечал, что «в государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система... При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры»[44].

Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе продолжил Э. Дюркгейм, придерживавшийся идеи о позитивности общественных институтов, которые выступают важнейшим средством самореализации человека[45]. Э. Дюркгейм высказался за создание особых институтов поддержания солидарности в условиях разделения труда — профессиональных корпораций. Он утверждал, что корпорации, неоправданно считающиеся анахронизмом, на самом деле полезны и современны. Корпорациями Э. Дюркгейм называл институты типа профессиональных организаций, включающих работодателей и работников, стоящих достаточно близко друг к другу, чтобы быть для каждого школой дисциплины и началом, обладающим престижем и властью[46]. Значимость профессионально управляющих структур в рамках общественной системы была отмечена и в трудах М. Вебера. М. Вебер считал, что социальные институты (государство, религия, право и т. п.) должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях»[47]. Так, обсуждая вопрос о рациональности общества промышленного капитализма, он на институциональном уровне рассмотрел рациональность как продукт отделения индивида от средств производства. Классическим примером является анализ М. Вебером института бюрократии как типа легального господства, обусловленного прежде всего целерациональными соображениями. Бюрократический механизм управления предстает при этом в качестве современного типа администрации, выступающего социальным эквивалентом индустриальных форм труда и «так относится к предшествующим формам администрации, как машинное производство к домашинным»[48].

Представитель психологического эволюционизма, американский социолог начала XX в. Л. Уорд рассматривал социальные институты как продукт скорее психических, чем каких-либо других сил. «Социальные силы, — писал он, — это те же психические силы, действующие в коллективном состоянии человека»[49].

В школе структурно-функционального анализа понятию «социальный институт» принадлежит одна из ведущих ролей. Т. Парсонс строит концептуальную модель общества, понимая его как систему социальных отношений и социальных институтов. Институциональной структуре социума придается важнейшая роль, поскольку именно она призвана обеспечить социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию[50].

Я. Щепаньский дает такое интегральное определение: «Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения общественных и безличных функций ради удовлетворения существенных индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп»[51].

Н. Смелзер под социальным институтом понимает комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой — социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности[52].

Социальный институт является устойчивым комплексом формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в системы социальных статусов и ролей. Каждый социальный институт обладает особой нормативной средой, в которую входят нормы отношений между его членами, отношений с другими индивидами, а также нормы отношений к государству и к властям.

В социальных институтах четко распределяются функции, права и обязанности участников взаимодействия в рамках социального института. Поведение индивида здесь обладает высокой степенью предсказуемости.

Разделение труда и профессионализация выполнения функций предполагает специальную подготовку людей и обеспечивает высокую эффективность института.

Социальное регулирование взаимоотношений людей в рамках социального института обеспечивается за счет обез­личенности требований, деперсонификацией обязанностей и прав.

Включение человека в деятельность института предполагает принятие определенной роли или ролей, следование определенным правилам и моделям поведения, которые исторически сложились как наиболее приемлемые и эффективные для данного института.

Социальный институт предполагает наличие учреждений, в рамках которых организуется его деятельность, осуществляется управление и контроль. Например, система образования как социальный институт имеет в своем распоряжении дошкольные учреждения, общеобразовательные и высшие школы, университеты, свои органы управления, издательства и т. д.

Каждый социальный институт, кроме того, должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Например, для деятельности системы образования нужны материальные ресурсы в виде помещений, учебного оборудования, библиотек, интеллектуальные ресурсы в виде высококвалифицированных учителей, преподавателей, профессоров, а также моральные ресурсы — высокую мотивацию, увлеченность, взаимоуважение педагогов и учащихся.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Российский социолог С. С. Фролов[53] выделяет пять групп признаков, являющихся общими для всех социальных институтов:

1. Установки и образцы поведения (например, для института семьи — привязанность, уважение, ответственность; для института религии — почтительность, лояльность, поклонение; для института бизнеса — производительность, экономичность, производство прибыли);

2. Культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для религии — крест, икона, святыни; для бизнеса — фабричная марка, патентный знак; для института государства — флаг, печать, герб, национальный гимн);

3. Утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для религии — церковные здания, реквизит, литература; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование, бланки и формы; для института образования — классы, библиотека);

4. Устные и письменные кодексы поведения (для семьи — семейные запреты и допущения; для государства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии).

5. Идеология как система идей о том, почему люди должны действовать определенным образом и как они должны относиться к действиям других (для семьи — романтическая любовь, совместимость, коллективизм или индивидуализм; для бизнеса — монополия, свобода торговли, право на труд; для религии — православие, баптизм, протестантизм и т. д.).

Основной функцией социального института является удовлетворение социальных потребностей. Социальные институты реализуют множество других функций. Среди них можно выделить следующие функции, являющиеся общими для социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

2. Регулятивная функция, связанная с обеспечением необходимого уровня социального контроля за деятельностью всех членов общества и направленностью их поведения;

3. Интегративная функция, связанная с обеспечением сплоченности, взаимоответственности членов социальных групп, преемственности и социализации;

4. Функция производства и распределения;

5. Коммуникативная функция.

Напомним, что по Р. Мертону, следует различать явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закрепляются в системе статусов и ролей. Перечисленные выше функции — это явные функции. Латентные, или скрытые, функции связаны с деятельностью социальных институтов, которая не соответствует их целям и заранее предполагаемым результатам.

В современном обществе существует многообразие социальных институтов. Различают формальные (оформленные, т. е. регулируемые законами, правилами, инструкциями) и неформальные институты.

Примером неформальных социальных институтов может быть дружба, любовь, соседство. Социальные связи здесь строятся на доверии, уважении, симпатии. Они регулируются своеобразными формами социального контроля и санкций — обида, ссора, прекращение отношений и т. д.

Формальные социальные институты, как уже отмечалось, строятся преимущественно на основе формально оговоренных правил. Их функционирование контролирует государство. Они определяют прочность и стабильность общества. По характеру реализуемых функций выделяют следующие основные виды социальных институтов:

Экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организаций и разделением труда. К «первокирпичикам», на которых строятся макроинституты (промышленность, сельское хозяйство, финансы, торговля), относят такие институты, как собственность, труд, управление, конкуренция, ценообразование, банкротство, рынок, деньги и т. д.

Понятие «политический институт» выражает определенную совокупность устойчивых форм политики. Политические институты — это институты, связанные прежде всего с борьбой за власть, ее осуществление и распределение (государство, армия, полиция, суд, политические партии и организации, выборы, политические элиты, группы давления, политическая культура, политические идеологии и др.) Они существуют на протяжении относительно длительного временного периода независимо от конкретных политических событий и их участников; они обеспечивают воспроизводство политики, ее относительную стабильность и возможность регулирования. Совокупность политических институтов общества образует политическую систему. Важнейшим политическим институтом современного общества является государство. Обладая верховной властью (властью, которая не может быть ограничена властью какой-либо другой организации) и монопольным правом на осуществление легального (узаконенного) принуждения в отношении населения страны, государство осуществляет контроль и регулирование основных сфер общественной жизни, выполняя функцию главного субъекта социального управления.

Макс Вебер выделял три типа легитимности власти: легитимность, основанную на праве, легитимность, основанную на традиции, и, наконец, легитимность, основанную на харизме (т. е. на признании исключительного права именно данного человека и именно данной группы на управление людьми). При любом типе легитимации выделяются несколько ее важных предпосылок. Одной из них является время, длительность существования власти и привыкание к ней населения. Люди привыкают к определенному типу власти, к ее языку и идеологии, к ритуалам и атрибутике. В сознании граждан привычность типологии и атрибутики власти является важным фактором укорененности и легитимности. После резкой смены власти или, тем более, общественного строя, необходимо и время, и чрезвычайно напряженные усилия, направленные на легитимацию новой государственности и ее представителей. Именно такая ситуация дважды наблюдалась в России после 1917 и после 1991 гг. Другим фактором становления образа легитимной власти в народном сознании является ее успешность. Аура победителей, атмосфера успеха — все это должно сопутствовать позитивному ментальному восприятию государственности. Правильность, оправданность формирования власти — один из важных факторов ее легитимации

К институтам культуры и социализации относят систему образования, науку, искусство, религию, семью.

Остановимся подробнее на институте семьи. Тщательное изучение этого социального института в социологии и выделение в социологических теориях среднего уровня социологии семьи не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культуры общества, а также необходимым условием социализации личности.

В социологии семья рассматривается как социальный институт и малая группа, члены который связаны узами родства и брака и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.

В большинстве примитивных обществ семья оставалась единственным реально функционирующим социальным институтом. При переходе к более сложным культурам в обществе появляются и со временем начинают приобретать большое значение другие институциональные образования (рынок, деньги, государство, право, армия, религия и т. д.). С развитием общества развивается и семья как важнейшая ячейка общества.

Современная семья выполняет множество функций в различных сферах жизнедеятельности. Основными из них являются следующие: репродуктивная, связанная с биологическим воспроизводством населения; социализационная, реализуя которую семья обеспечивает социокультурное воспроизводство общества, а также удовлетворяет потребности в родительстве и воспитании детей, взаимных контактах и самореализации членов семьи; хозяйственно-бытовая, связанная с поддержанием нормальных условий жизни и физического здоровья всех членов семьи; экономическая — поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи материальными средствами и другие функции (морально-регламентационная, досуговая, эмоциональная, сексуальная коммуникативная).

В настоящее время в России более 40 млн семей. До недавнего времени преобладала двухдетная, нуклеарная модель семьи.

В конце ХХ века произошли сдвиги в составе и структуре российских семей. Как оценивают специалисты[54], суть их в том, что динамика числа семей и семейная структура населения определяются снижением рождаемости и уменьшением числа детей в семьях, увеличением числа разводов и внебрачных рождений. Семейную структуру в России отличает относительно низкая доля брачных пар без детей — 33, 3% (США — 41%) и относительно высокая доля неполных семей. Доля неполных семей среди домохозяйств в России (13, 4%) ниже чем в США, однако выше, чем в Европе. Каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет, воспитывается в неполной семье. У нас в стране больше, чем в среднем по Европе, сложных семей, включающих две и более брачные пары — 3, 6% (Европа — 1, 4%)

В России в 1990-е годы отмечалось увеличение доли семей, проживающих с родителями и родственниками. Основные причины этого — трудности с жильем, его дороговизна, свертывание практики бесплатного предоставления жилья государством. Тенденция к росту числа нуклеарных семей, имевшая место в 1970–1980 годы, стала снижаться. В результате действия этих двух противоположных тенденций средний размер российской семьи составил 3, 128 человека при тенденции ее дальнейшего уменьшения[55]. В 1990-е годы отмечалось падение уровня брачности, что связывают как со сложными экономическими условиями, так и с расширением доли незарегистрированных браков.

По данным ВЦИОМ на май 2000 г.[56], у большинства опрошенного населения России сложилось мнение, что в «идеальной семье» должно быть двое детей (52% опрошенных). 21% опрошенных считают, что в такой семье должно быть трое детей и лишь 12% — один ребенок. Среди опрошенной молодежи (до 29 лет) 55% считают, что в «идеальной семье» должно быть двое детей, 22% — трое, 12% — один ребенок. Но планируют иметь в своей семье двоих детей (включая тех, которые уже есть) 40% опрошенной молодежи, троих — 8%, одного ребенка — 27% из опрошенной молодежи до 29 лет. Как видим, представления о репродуктивном поведении «идеальной семьи» и своей семьи значительно расходятся.

Социальные институты обеспечивают возможность членам общества удовлетворять свои потребности, стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность в действия людей.

Социальным институтам отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений. Они рассматриваются как важнейший компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Социальные институты обладают свойством консерватизма. Они устойчивы к изменениям, имеют большой запас инерции, поэтому в периоды социальных перемен являются источником торможения преобразований.

Социальная организация. Понятия «социальная структура» и «социальный институт» тесно связаны с понятием «социальная организация». Если понятием «структура» обозначается упорядоченность лиц, то понятием «организация» — упорядоченность деятельности.

В социологии социальную организацию определяют как искусственно созданное объединение людей, совместно реализующих интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил. В этом смысле организация выступает как социальный институт и рассматривается как его конкретное учреждение. Например, в институте образования социальными организациями являются школа, университет, министерство образования и т. д.

Термин «организация» употребляется также в значении определенной деятельности, процесса, связанного с сознательным воздействием на объект. Под организацией может пониматься и упорядоченность какого-то объекта, т. е. определенные структуры, строение или тип связей как способ соединения частей в целое.

Характерными признаками социальной организации являются следующие:

— направленность на достижение цели;

— распределение членов организации по ролям и статусам;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь