Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историческая роль Конта состоит в том, что он впервые обосновал необходимость научного изучения общества в рамках отдельной науки, поставил вопрос об эмпирических исследованиях в социологии.



Многие идеи Конта вошли в оборот социологии: взгляд на общество как единое целое, признание закономерностей исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структур общества, а также к положительному знанию.

Английский ученый Герберт Спенсер (1820–1903) рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. Спенсер применил биологический закон «естественного отбора» к общественной жизни: согласно его теории, среди людей выживают более приспособленные к жизни индивиды.

Социологические теории Конта и Спенсера получили широкую известность в других странах Европы, в США, в России. Эти теории способствовали развитию социологической мысли, появлению других концепций, которые не только углубляли известные подходы, но и противостояли им. Например, социально-психологические концепции в социологии, представленные Габриэлем Тардом, Гюставом Лебоном. Авторы этих концепций пытались объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

Настоящее развитие и признание социология получила, когда были разработаны основные научные концепции и теоретические основы изучения социальных явлений. Это относится к периоду второй половины XIX — начала XX веков, который принято называть классическим.

В этот период в социологии возникло несколько концепций, стремящихся объяснить социальную реальность с тех или иных теоретико-методологических позиций.

Если в самом общем виде рассматривать классический период истории социологии, можно выделить трех теоретиков, с именами которых связаны три главных направления социологической мысли. Это — Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер. Каждый из них имел свое особое видение индустриального общества и происходивших в нем социальных явлений и процессов.

Немецкий ученый Карл Маркс (1818–1883) разработал концепцию общественной формации на основе материалистического понимания истории. Маркс рассматривал общество как социальный организм, как единую социальную систему, как объективную саморазвивающуюся реальность, признавая действие многих факторов в развитии общества. Он проанализировал общество через призму материальных условий жизни людей. Вместе с Фридрихом Энгельсом Маркс одним из первых стал использовать эмпирические социологические исследования в теоретических работах.

По Марксу, социальные перемены происходят в первую очередь под влиянием экономики. Общества совершают переход от одного способа производства к другому, иногда постепенно, а подчас революционным путем вследствие экономических противоречий.

На основе анализа капитализма своего времени Маркс считал, что, если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение. Буржуазные отношения на определенном этапе становятся препятствием на пути прогресса, которое устраняется путем социальной революции. Таким образом, Маркс проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания».

Таким образом, под экономическим базисом общества Маркс понимает совокупность исторически определённых производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества. А под надстройкой Маркс понимает прежде всего государство и право, а также такие формы общественного сознания, как мораль, религия, философия, искусство, политическую и правовую формы сознания. Идеалисты всех направлений видят определяющее основание общества, его базис в тех или иных общественных идеях, формах общественного сознания или в таких политических учреждениях и общественных институтах, как государство или право. Но рассматривать так общественные отношения, общественные явления — значит ставить их на голову, извращать их действительную связь.

 

В XX веке идеи Маркса вдохновили передовых людей ряда стран на революционные преобразования.

Следует отметить, что существует множество толкований социологии Маркса. Но не каждое из них вправе претендовать на истинное выражение его мыслей. Словом, есть социология Маркса и его идеи, которые надо рассматривать в контексте того времени, когда он жил. Неправомерно отождествлять воззрения Маркса с марксизмом более поздних исторических эпох.

Одной из наиболее влиятельных фигур в социологии признан французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Его труды оказывали и продолжают оказывать исключительно сильное влияние на развитие социологии.

Увлекшись идеями Конта, Дюркгейм стал продолжателем позитивистской традиции в социологии. По Дюркгейму, общество — надиндивидуальное бытие, существующее независимо от действий отдельных индивидов. Он считал, что социология должна изучать только социальные факты, которые образуют социальную реальность. В своем труде «Правила социологического метода» он выдвинул тезис о том, что социальные факты должны рассматриваться как вещи. Социальные факты существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие.

Социальная реальность, по Дюркгейму, является высшей реальностью. С его точки зрения, силой, объединяющей людей в обществе, является разделение общественного труда. Разделение труда приводит естественным путем к солидарности людей. По Дюркгейму, общество сплачивают и спасают от погружения в хаос социальная и моральная солидарности. Солидарность существует, когда индивиды успешно интегрированы в социальные группы и их действия регламентированы общими ценностями и нормами. В своей работе «О разделении общественного труда» (1893) он доказал, что с индустриализацией приходит новый тип солидарности, которая зиждется на консенсусе и сходстве верований. С индустриализацией и урбанизацией распадается механическая солидарность и возникает органическая солидарность, отражающая экономическую взаимосвязь людей и признание важности сотрудничества.

Дюркгейм поставил проблему нормального и патологического в развитии общества. Понятием «аномия» он обозначил такое общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида. Аномия с особой силой проявляется в кризисном или переходном обществе. Исследовав проблему самоубийства, Дюркгейм установил, что самоубийство имеет много причин (в том числе психологических), но причины, связанные с аномией, занимают в современном ему обществе центральное место. В своей работе «Самоубийство» (1897) он показал, что самоубийство как социальный факт можно объяснить другими социальными фактами. Дюркгейм связывает самоубийство со степенью ценностно-норма­тивной интеграции общества и интенсивностью социальных связей. Изучая статистику, он обнаружил, что в отдельных социальных группах число самоубийц выше (выше среди мужчин, чем среди женщин, чаще у богатых, чем у бедных и т. д.), а также заметил, что коэффициент самоубийств имеет тенденцию к снижению во время войны, а тенденцию к росту — в период социальных перемен или нестабильности в экономике, когда снижается социальная интеграция. Коэффициенты самоубийств отличаются в разных обществах, но остаются стабильными в них на определенных промежутках времени. По Дюркгейму, в этом состоит доказательство существования постоянно действующих социальных факторов, которые влияют даже на такой личный поступок, как самоубийство.

Немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920) — основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия. В отличие от Дюркгейма, видевшего «первокирпичики» социальной реальности в социальных фактах, Вебер считал, что социология должна учитывать не только объективные, но и субъективные аспекты социальных явлений, т. е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности. Социологу надо понять смысл и значение человеческих действий. Вебер настаивал на изучении поведения индивидов и того значения, которое люди придают своим действиям и действиям других. В социальном действии он видел причину и следствие сложных взаимоотношений между людьми.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствует два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

В отличие от других социологов Вебер полагал, что изучение общества должно быть сфокусировано не на социальных структурах, а на социальном действии. Как и другие мыслители, Вебер стремился понять причины и характер социальных перемен. Соглашаясь с мнением Маркса о важности экономических факторов в этих переменах, он отводил меньшую роль классовому конфликту и считал, что идеи, культурные представления и ценности оказывают такое же влияние на процесс социальных изменений.

Он изучал своеобразие западного общества в сравнении с другими цивилизациями. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер, сравнивая ведущие конфессии Китая и Индии с подобными им по значению на Западе, пришел к выводу, что определенные ценности христианства оказали сильное влияние на возникновение капитализма.

Вебер ввел понятие «идеальный тип» как концептуальную или аналитическую модель для понимания и объяснения реальности. Любое реальное явление в данном случае сравнивается с установленной точкой отчета — идеальным типом. Применив концепцию идеального типа к социальному действию, он обосновал идею рациональности. По Веберу, возможны проявления максимально рационального поведения во всех сферах человеческих взаимоотношений. Вместе с тем, он проявлял опасения в отношении последствий рационализации, которая, затрагивая все сферы социальной жизни, может привести к дегуманизации и подавлению духа людей. Идея рациональности нашла широкое применение на практике, получила дальнейшее развитие в теории управления, менеджменте.

Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации. Социальная стратификация — это деление общества на слои (высшие, средние, низшие). По Веберу, принадлежность человека к тому или иному слою общества определяет его богатство, а также власть и престиж.

Социология Макса Вебера оказывает огромное воздействие на развитие современной социологии, на деятельность социологов всех стран.

Русская социологическая мысль. У истоков отечественной социологии известные представители российской социальной мысли первой половины XIX века, основными противоборствующими ориентациями которой были славянофильство и западничество. Социология в России изначально не была единой наукой. Одновременно возникло и существовало значительное число школ и направлений. Наиболее известными среди них стали натуралистическое и психологическое направления, а также народничество и марксизм. К выдающимся социологам России второй половины XIX — начала ХХ веков относятся Николай Яковлевич Данилевский (теория культурно-исторических типов), Лев Ильич Мечников (географическая теория развития общества), Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович Михайловский (субъективный метод), Евгений Валентинович Де Роберти, Николай Иванович Кареев и Николай Михайлович Коркунов (психологическое направление), Максим Максимович Ковалевский (плюралистическая школа), Георгий Валентинович Плеханов (марксизм), Питирим Александрович Сорокин (неопозитивизм).

Современная социология (к ней относят период с 20-х годов ХХ в. по настоящее время) характеризуется прежде всего распространением социологического знания «вширь» и «вглубь». Социология охватывала все больше стран и сейчас нет ни одной страны, где бы не была представлена социологическая наука. Социология проникала во всё новые и новые области познания и проблемы жизни людей.

Современная западная социология. Остановимся на основных теоретических позициях современной социологии. Важнейшим из них в западной социологии являются структурно-функциональное направление, символический интеракционизм, феноменологическая социология.

Создателем получившего всемирное признание варианта структурно-функциональной теории в середине ХХ века становится американский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979). Он попытался синтезировать методологические подходы Дюркгейма и Вебера, стремясь переходить с одного уровня абстракции на другой, а именно: изучить то человека через призму общества, то общество через его восприятие человеком[3]. Структурно-функциональная теория Парсонса строится на системном подходе. Рассматривая общество как самодостаточную, самовоспроизводящуюся систему, Парсонс выделил ее четыре важнейшие функции, основополагающей из которых является поддержание единого для всех сфер общественной жизни культурного образца.

Дальнейшее развитие структурно-функциональное направление получает в работах американского социолога Роберта Мертона (1910–2002). Он предлагает функциональную модель общества. Мертон проводит различие между явными и латентными функциями. Явные функции — те, которые преднамеренны и осознаны участниками определенного типа социальной деятельности. Латентные функции — это такие последствия деятельности, о которых ее участники не подозревают. Мертон различает функции и дисфункции. С понятием дисфункции он связывает те аспекты деятельности, которые вызывают нежелательные изменения[4]. Согласно Мертону, задачи социологии состоят в раскрытии латентных функций и дисфункций социальных институтов и человеческой деятельности.

Начало такому направлению в социологии, как символический интеракционизм, положил американский ученый Джордж Герберт Мид (1865–1931). Он подчеркивал, что центральное место в социальной жизни человека занимают символы. Предмет, явление природы, человек, его поступки и многое другое во взаимодействии людей могут получить дополнительное значение, выразить важную для людей идею, выразить обобщающее понятие. Голубь — такая же птица, как и воробей. Но голубь — еще и символ мира. Язык возникает вследствие общего использования значимых символов и становится существенным признаком, отличающим людей от животных. Представители символического интеракционизма (Герберт Блумер, Ирвинг Гоффман) придают центральное значение социальному взаимодействию (интеракции). Они сосредоточивают свое внимание на межличностном взаимодействии в ситуациях повседневной жизни.

Феноменологическая социология (Альфред Шюц, Питер Бергер, Томас Лукман) исследует то, как человек обретает свой жизненный мир, шаг за шагом организует социальную реальность. По мнению представителей этой теории, общество — не совокупность наблюдаемых фактов, внешних форм жизни, а прежде всего разделяемые и совместно творимые людьми смыслы.

Современная отечественная социология. Развитие российской социологии в ХХ веке имеет свои особенности. После октябрьской революции 1917 года, в значительной мере под влиянием сложившейся ранее традиция, продолжалось развитие социологической науки. В 1920 г. в Петербургском университете был создан социологический факультет, возглавляемый Питиримом Александровичем Сорокиным; были открыты социологические кафедры и лаборатории в ряде университетов страны; проводилось немало интересных исследований (например, изучение бюджета времени рабочих, социальных проблем города и деревни, профессиональных ориентаций молодежи). В 1920-е годы в результате продолжительных дискуссий появилась официальная точка зрения, согласно которой социология рассматривалась как часть марксистско-ленинской философии и марксистско-ленинская социология признавалась единственно научной. Эта позиция привела к искусственной изоляции отечественной социологии от мировой общественной мысли. В 30-е годы усиление идеологического контроля над духовной жизнью общества привело к тому, что социология вместе с генетикой, кибернетикой была объявлена буржуазной лженаукой. И только с начала 1960-х годов социология в России возрождается. В 1960–1970-е годы развертываются эмпирические исследования, создается НИИ конкретных социологических исследований (1968), начинает выходить журнал «Социологические исследования» (1974). Однако процесс утверждения социологии как самостоятельной науки начинается только со второй половины 1980-х годов и фактически он продолжается и сейчас.

Современная социология представлена множеством теорий и концепций, множеством международных и национальных сообществ социологов, множеством изданий, ставших доступными широкой читательской аудитории. В Московском гуманитарном университете сложилась авторитетная научная школа в области социологических наук, разработаны теории молодежи и молодежной политики, социализации, социального проектирования (И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков и др.).

Профессия социолога становится востребована на рынке труда. Социологические знания способствуют успешности специалиста в различных сферах профессиональной деятельности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь