Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи



Сергей Сергеевич Носов

Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи

 

 

Текст предоставлен правообладателем http: //www.litres.ru/pages/biblio_book/? art=453355

«Половая идентификация ребёнка в кинетическом рисунке семьи: психодиагностическое пособие /С.С. Носов»: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ»; Москва; 2010

ISBN 978-5-9765-0964-1

Аннотация

 

Здоровые семейные отношения – это залог успешной полоролевой идентификации ребёнка. Начинаясь с рождения, процесс идентификации протекает непрерывно, с заострениями и актуализациями переживаний на кризисных этапах психосексуального развития. Одним из таких этапов является возраст эдипова комплекса. Конфликты и искажения воспитательного процесса на этом этапе никогда не проходят бесследно и могут с новой силой реанимироваться уже в подростковом возрасте. В пособии представлены основные критерии анализа и подходы к пониманию проблем половой идентификации ребёнка с помощью популярной рисуночной методики. Автор, основываясь на опыте реальной практической работы с обычными российскими детьми, приводит многочисленные иллюстрации и примеры, которые приближают читателя к пониманию основных семейных тем и проблем ребенка в рисунке.

Для студентов психологических факультетов, а также психологов-практиков.

 

Сергей Сергеевич Носов

Половая идентификация ребёнка в кинетическом рисунке семьи

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предваряя настоящее психодиагностическое пособие, стоит прежде всего обозначить нашу собственную позицию в отношении проективных рисуночных методов исследования.

В современной психодиагностике существуют довольно неоднозначные мнения по этим методам исследования личности. Проективные рисуночные тесты несут на себе отпечаток клинической ориентации, они появились на почве психоанализа и предназначены во многом для выявления стиля поведения, неосознаваемых особенностей личности и её реагирования в конфликтных ситуациях. К таким значимым, конфликтным, кризисным ситуациям в онтогенезе ребёнка мы причисляем периоды завершения этапов психосексуального развития – половой идентификации в 6 лет и половой роли в 13 лет. Эти возрастные рамки, естественно, могут варьироваться в зависимости как от биологических, так и социально-психологических особенностей индивидуума.

Обсуждая проблемы психосексуального развития, шестилетнего возраста, семейной ситуации в контексте проективной методики, невозможно обойти базовое положение классического психоанализа об эдиповом комплексе. Мы постараемся осторожно коснуться этой проблематики, не слишком погружаясь в глубины психоанализа, а рассматривая данный период в жизни ребёнка как нормальный и необходимый этап психосексуального развития, во многом определяющий особенности становления Я-концепции ребёнка. Указанный период имеет большое значение, в частности, для аспектов полового самосознания: адекватной идентификации и усвоения половой роли.

В пособии представлен реальный практический опыт работы с обычными российскими детьми, воспитанниками детских садов и учащимися средних школ. Содержание книги освещает вопросы психологии пола, поскольку мы проводим активные исследования именно в этой области. Выбор исследования проективным методом – кинетическим рисунком семьи – мотивирован несколькими причинами.

Рисунок – прежде всего потому, что детям проще рисовать, чем развёрнуто и каузально рассуждать о своих проблемах. Ребёнок обычно более естественно выражает себя через действие, а уже потом через слово. Рисуночные тесты просты и не рождают излишнего сопротивления со стороны ребёнка; они чрезвычайно информативны. Рисунок выявляет не только особенности самосознания, но и общей ситуации развития ребёнка (особенности интеллектуальной, эмоциональной, моторной, формально-динамической, социальной сферы). При умелом обращении с тестом и адекватной интерпретации рисунок даёт такую информацию, которая ускользает из сферы сознательного контроля испытуемого. Рисунок и обязательная беседа по нему раскрепощают ребёнка, способствуют установлению контакта и служат необходимым условием дальнейшей продуктивной психодиагностической или коррекционной работы.

Кинетический (динамический) прежде всего потому, что движение изображаемых фигур делает рисунок неформальным, наполняет содержание новыми красками, обогащает интервью по рисунку, способствует лучшему пониманию ребёнка. На выбор именно этого варианта рисунка семьи нас натолкнула замечательная монография Роберта С. Бернса и С. Харварда Кауфмана, которые предложили методику с кинетическими инструкциями, исходя из определения понимания (нооса), данного Анаксагором из Клазомены: «придание движения, единства и системы тому, что прежде было смешением инертных элементов» [2]. В дальнейшем мы будем придерживаться стиля интерпретации американских авторов, но все описываемые темы и синдромы были получены на материалах рисунков именно российских детей.

Семьи – прежде всего потому, что именно в семье возникает эдипов комплекс, семья является важным институтом социализации ребёнка, в том числе и социализации половой. Семья служит источником идентификаций ребёнка, семейный сценарий часто оказывается сценарием всей его дальнейшей жизни, семья для ребёнка – это если не всё, то очень и очень многое.

Большое влияние на особенности интерпретации рисунков и подходы к анализу деталей оказало наше общение с доктором психологических наук A.JI. Венгером, кандидатом психологических наук Е.И. Морозовой, кандидатом психологических наук Е.В. Свистуновой, замечательными московскими психологами – специалистами в области проективных методов исследования личности ребёнка. Их идеи и профессионализм послужили примером исследовательской работы детского психолога и помогли в создании данного пособия.

Отдельную благодарность хочется выразить всем исследователям, с кем довелось работать по направлению сохранения психического здоровья детей и подростков, прежде всего всем сотрудникам отдела по изучению состояния риска функциональных психических расстройств НЦПЗ РАМН г. Москвы, а также президенту Ассоциации детских психиатров и психологов, кандидату медицинских наук, врачу-психиатру высшей категории А А. Северному и ведущему специалисту в области психологии пола, кандидату психологических наук Н.В. Дворянчикову.

Особую благодарность выражаем педагогическим коллективам детских садов (в частности, педагогу-психологу Д.Ю. Ходыреву) и общеобразовательных школ г. Электростали Московской области, в которых проводилась большая часть исследований. Также мы признательны активным студентам МГГУ им. М.А. Шолохова, МЭИ и МосГУ и, конечно же, всем детям, которые выполняли рисунки. Ведь именно они по сути являются авторами этой книги.

 

Процедура проведения

 

Исследование проводится индивидуально. Заданию предшествует период знакомства и беседы с испытуемым. Важно установить спокойную и доброжелательную атмосферу. Ребёнку должно быть удобно и комфортно (следует учитывать размер стула и стола).

Предлагается листок простой писчей бумаги (формат A4), который располагается на столе напротив испытуемого. Также предлагается простой карандаш средней мягкости, который кладётся перед испытуемым на равном расстоянии от обеих рук (важно, какой рукой – правой или левой – ребёнок возьмёт карандаш) в центре листа. Ластик мы предпочитаем не давать, поскольку важно именно то, что ребёнок нарисовал сразу (его первая непосредственная реакция – самая информативная).

Задание выполняется только простым карандашом. Можно вводить цвет, предлагая наборы цветных карандашей, но практика показывает, что выбор цвета и увлеченность раскрашиванием уменьшают спонтанность и экспрессивность рисунка. Пусть дети рисуют, а не думают об украшательстве.

Ребёнка просят: «Нарисуй всех членов твоей семьи, включая тебя, делающих что-нибудь. Рисуй не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Важно, чтобы каждый был занят каким-либо делом».

Инструкцию желательно повторить дважды, можно переспросить ребёнка, как он понял задание и что ему надо сделать.

Сразу возможны отказные реакции испытуемого типа: «Я не умею рисовать! » или «А себя тоже рисовать? », на что психолог доброжелательно отвечает, что он сам не художник и его творчество не на выставку готовится: «Рисуй так, как умеешь, и рисуй то, что считаешь нужным».

Время не ограничено, очень важно не вмешиваться в процесс и резко его не прерывать. Ребёнок сам сообщит, когда он уже всё сделал. Если ребёнок в процессе отказывается от задания или жалуется на то, что у него ничего не получается, то соответственно его надо подбодрять и стимулировать на работу. Экспериментатору лучше не находиться в поле зрения ребёнка, желательно сесть неподалёку сбоку от испытуемого. Можно покинуть комнату, время от времени возвращаться и проверять ход работы. Не рекомендуется садиться близко к ребёнку и напротив него.

После того, как испытуемый словом или жестом показал вам, что работа закончена, начинается очень важная часть исследования – беседа по рисунку. Прежде всего следует спросить, как он себя чувствует и трудно ли было рисовать. Важно выяснить, кого он нарисовал (иногда бывает сразу трудно понять, что изображено на картинке) и чем заняты фигуры, сколько кому лет, а также порядок рисования (кто был нарисован в первую очередь, а кто потом).

Далее беседа может строиться вокруг интересующей психолога темы (часто тема для опытного диагноста становится очевидной сразу из только что выполненного рисунка), следует также выяснить отношение к каждому члену семьи. Вопросы задавать нужно осторожно, их не следует излишне конкретизировать (во избежание ответов типа «да-нет») или задавать «в лоб», иногда полезно использовать паузы и незаконченные вопросы. В любом случае психолог больше слушает, чем говорит сам.

 

ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

 

От процедурных моментов следует перейти к моментам практическим. Интерпретация полученного графического продукта и понимание ребёнка во многом зависят как от умелого использования структурных и содержательных характеристик рисунка, так и от аналитических и интуитивных особенностей мышления психолога. Остановимся на некоторых критериях анализа кинетического рисунка семьи.

 

Стиль

 

Отделение и интеграция

Отделение. Разделение фигур вертикальными линиями, присутствие членов семьи в разных комнатах, «капсулирование» (заключение в капсулу, оболочку, плаценту, отдельную комнату и т. п.) фигуры можно рассматривать как попытку чувственной изоляции себя (других) от остальных членов семьи. При эдиповой ситуации возможно намеренное капсулирование фигуры (например, материнской) как навязчивое стремление «защитить» мать от отца и сохранить её для себя. Признаками нарушения эмоциональных контактов могут выступать не только присутствие оболочек и перегородок (или стен), но и пространственная удалённость фигур друг от друга, показ человека со спины.

Интеграция. Под интеграцией понимается близкое расположение фигур друг к другу или занятие персонажей рисунка общим делом. Обычно люди, взявшие друг друга за руки, интерпретируются в позитивном ключе, характеризуются миролюбивыми и дружелюбными отношениями. Возможно сознательное демонстрирование ребёнком хорошей атмосферы, показ социальной желательности или потребности в таких отношениях. Это не что иное, как психологическая защита от реальной дискомфортной ситуации, а значит, требует анализа в совокупности с другими критериями. Соединения фигур, сверхтесные контакты, пересечение, включённость фигур друг в друга указывают на симбиоз и зависимость.

Подчёркивание и штриховка

Подчёркивание. Прорисовывание опоры, т. е. горизонтальной линии, внизу страницы или под ногами фигуры обычно бывает характерно для детей, испытывающих чувство неуверенности и дискомфорта.

Штриховка. Часто случается, что такая «опора» дополняется снизу ещё линиями перекрёстного или косого (или крестообразного) штрихования (дети объясняют это как «паркет», «линолеум», «коврик с узорами»), такое «контролируемое» штрихование связано с наличием навязчивых мыслей. Всё это лишь усиливает нестабильность семейной ситуации.

В целом излишнее и обильное штрихование может говорить об общей тревожности испытуемого.

Искажение и игнорирование

Искажение. Трансформация размера фигуры по типу её увеличения говорит об отношении доминирования, о претензии на главенствующую роль в семье (если увеличение фигуры брата/сестры, то это связано с ревнивостью). Мелкое, преуменьшенное изображение связано с подавленностью, заброшенностью, депрессивностью. Если уменьшена только фигура родителя, то это скорее говорит о его малой значимости в семье. Уменьшение брата/сестры говорит о сопернических и конкурентных отношениях, отражает ревность.

Игнорирование. Пропуски и игнорирование частей тела у изображаемых фигур связаны с отрицанием функций этих частей, а укрупнение говорит о навязчивой озабоченности функциями этой части тела.

Игнорирование может проявляться и в отсутствии рисующего, что свидетельствует о чувстве отверженности. Если отсутствует другой член семьи, то скорее всего для ребенка он имеет малую значимость, зачастую отмечается негативное отношение к этому члену семьи.

Возможно также включение в рисунок лишних людей, например, если это отсутствующие в реальности другие члены семьи, то это может говорить о восприятии семьи как дефицитарной, неполной, ущербной. Введение посторонних людей в состав семьи (друзей, соседей, гостей) часто говорит о семейной дезинтеграции, эмоциональном голоде и потребности ребёнка в близком понимающем человеке.

Аккуратность и небрежность

Аккуратность. Аккуратное выполнение рисунка, опрятность и упорядоченность деталей часто отражают навязчивые мысли и потребность в структурированном окружении, иногда отмечаются выраженные тенденции к перфекционизму. Избыточность и излишнее структурирование образов говорит о потребности в контроле угрожающих импульсов.

Небрежность. Небрежность часто выявляет формальное выполнение задания либо импульсивность ребёнка. Кроме того, такие рисунки встречаются в случаях когнитивных нарушений (при олигофрениях, задержках развития, гиперактивности и других особенностях мозговых структур, связанных с органической недостаточностью) при поведенческих расстройствах и девиациях. Небрежность может служить и защитным механизмом, например, если небрежно изображены только некоторые фигуры (как попытка скрыть тревогу, тенденция к пренебрежению или уходу от эмоциональных контактов, отсутствие эмоциональной привязанности).

Динамичность и статичность

Динамичность. Динамика выполняемых действий говорит об общей энергетической заряженности эмоционального фона семейных отношений, которые могут быть негативными или позитивными. Интенсивность выполнения движения фигурами (например, показ ветра или силы при перебрасывании мяча отражает большое напряжение в соперничестве или зависти).

Статичность. Несмотря на инструкцию рисовать семью делающих что-либо, ребёнок может изображать весь рисунок или отдельные фигуры статичными, обездвиженными. Такой вариант встречается (особенно в сочетании с неразработанностью) при плохо установленном контакте с ребёнком, при когнитивной недостаточности, при «глухих» психологических защитах. Лишение фигуры движения напрямую говорит о нежелании ребёнка, чтобы этот член семьи делал то, что он обычно делает (это может быть отдельной темой при беседе). Возможны конфликтные отношения, опасения, травмирующие переживания, связанные с этим человеком.

Формальность и разработанность

Формальность. Формализация выполнения рисунка часто сочетается со статичностью изображаемых фигур. Это трактуется как уход от контакта, отсутствие мотивации к исследованию. Формальные фигуры, мелкие и без лица часто выполняются в условиях дефицита эмоционального общения, а также депрессивными и шизоидными детьми.

Разработанность. Разработанность рисунка, обилие деталей часто свидетельствуют о хорошем интеллектуальном уровне, творческих способностях, демонстративности. Чрезмерная фиксация на изображении предметов расценивается как недостаток взаимопонимания и эмоционального общения в семье, а большое количество однотипных предметов (окон, звёзд, узоров, кирпичей на здании) зачастую говорит о ригидности, застреваемости, инертности психических процессов, излишнем напряжении, склонности к навязчивым страхам и опасениям.

 

Действия

 

Матери

Готовка – это наиболее частое действие в рисунках детей, в целом расценивается позитивно. Мать занята удовлетворением потребности детей: обычно хорошая, любящая мать.

Уборка – элемент компульсии и педантичности. Такая мать больше занята наведением лоска и порядка в доме, чем эмоциональным общением с ребёнком. Свойственно педантичным, ригидным, жестким матерям. Возможен авторитарный или эмоционально отвергающий стиль воспитания.

Мытьё посуды – встречается у матерей, которые чрезмерно отягощены ведением домашнего хозяйства. Возможна эмоциональная истощённость, усталость, депрессивность.

Глажка – чрезмерная вовлечённость матери в воспитание, она слишком усиленно пытается наделить ребёнка «теплом». Возможны проявления гиперопеки.

Разговоры по телефону – расцениваются двояко: отвлечённость матери от ребёнка, самоизоляция от процесса воспитания, решение своих личных проблем и истощённость матери участием в семейных хлопотах, попытка переключиться, не слышать семейной суеты. Возможна гипоопека в воспитании ребенка.

Шитьё – встречается у контролирующих, жестких, авторитарных, проверяющих матерей.

Стирка – может отражать как компульсивность, так и эмоциональный голод, дефицит общения и внимания, депрессивность.

Отцы

Занятия домашними делами – чтение газеты, игры с детьми являются частыми действиями нормальных отцов.

Просмотр телевизора – часто встречающееся действие усталых от работы отцов, в целом расценивается позитивно (особенности кресла и дистанционного пульта анализируются особо).

Едет на работу или находится на работе – отстранённость отца от семьи, невключённость в быт и воспитание ребенка.

Ремонтные работы по дому – частый признак доминантных, «жёстких», «кастрирующих» отцов (инструменты и характер работ анализируются особо).

Другие действия членов семьи

Соперничество – применение силы или конфликт, конкуренция между членами семьи (перебрасывание мяча, теннисного шарика и т. п.). Часто рисуют очень «ревнивые» дети.

Резание – отражает «комплекс кастрации», запреты, ограничения, фрустрации, исходящие от родителей (встречаются как у отцов, так и у матерей).

Приём пищи – потребность в любви, внимании и заботе.

Водные процедуры – депрессивность или соматические недомогания, отражает негативные отношения, амбивалентность, страхи.

Сон, лежание, болезнь – астения или попытка избавиться от угрозы, фобии.

Кормление домашних животных или игра с ними – неудовлетворённые аффилиативные потребности, стремление к опеке и любви.

 

Дополнительные критерии

 

Признаки пола

В норме дети 5–6 лет изображают формальные признаки пола (банты, косы, одежду), отсутствие этих признаков может указывать на некоторое отставание, инфантильность. При интерпретации и анализе половой идентификации следует также учитывать похожесть или непохожесть фигуры ребёнка на родителя своего или противоположного пола.

Для подросткового возраста нормативное акцентирование половых атрибутов тела (например, выделение груди, мышц) обычно говорит о повышенном внимании к аспектам мужественности или женственности в эти периоды онтогенеза.

Изображение полового члена (в подростковом возрасте) зачастую указывает на негативизм, девиантность. Наоборот, пропуски зон гениталий и половых признаков, асексуальность фигуры, как и чрезмерное их выделение, соответствуют сомнениям в половой идентичности или половой роли, отставаниям в психосексуальном развитии, навязчивым фиксациям, страхам (у подростков).

Особое внимание следует обращать на полоролевое распределение домашних дел (кто в реальности выполняет традиционные мужские и женские роли – приготовление пищи, занятия ремонтом, уборка и стирка).

У детей 6–7 лет возможно обилие в рисунках фаллической символики, что показывает отголоски эдипова конфликта и отражает завершающийся процесс половой самоидентификации.

Месторасположение

Основное значение в интерпретации расположения рисунка следует уделять объёму незаполненного пространства между фигурами, что буквально означает дистанцирование как эмоциональное, так и контактное. Заполнение всего пространства листа как вариант встречается при повышенной демонстративности, но может отражать и уровень тревожности.

Чаще всего рисунок располагается в центре листа или с равномерным распределением изображаемого вокруг. Смещение вправо указывает на устремлённость в будущее, экстравертированность, открытость, искренность. Смещение влево показывает закрытость, тенденцию к уходу, избеганию, интровертированность. Расположение вверху бывает признаком повышенной энергичности, внизу – астении, гипотимности. «Прижимание» фигуры к краю листа указывает на неуверенность в себе и зависимость.

Последовательность

Самая значимая и доминирующая в семье фигура обычно изображается первой и характеризуется более внушительными размерами, чем остальные члены семьи. Такой порядок может не соответствовать реальности в семье, он лишь обозначает субъективную значимость для испытуемого.

Помещение и интерьер

Учёт места, в котором разворачивается действие членов семьи, имеет немаловажное значение. Например, размещение по разным комнатам означает нарушение эмоциональных контактов. Считается, что чем недоступнее во временном или пространственном отношении человек, тем больше эмоциональное изолирование от него. «Закрывание» человека в кладовке, чулане, сарае, ванной, на чердаке показывает конфликтные и амбивалентные чувства к нему.

Кухня обычно отражает напряженную потребность в любви (пища, питание как символ любви и заботы).

Бывает так, что дом изображён очень крупно, а люди в нём напоминают скорее букашек – это говорит о замкнутости в семье.

Чрезмерное внимание к окнам, оконным рамам, заборам обнаруживает страхи ущерба, агрессии, может сочетаться с подозрительностью, ощущением несвободы.

«Дом-ракета» часто встречается у дошкольников и младших школьников и несёт отпечаток эдиповых страстей.

Если пребывание семьи на природе дополняется изображением солнца – это потребность в любви, дождя – депрессивность, множественными изображениями травы, кустов, непонятных завитушек и палочек, заполняющих оставшееся пространство, – невротичность, ригидность, тревожность, потребность в защите от вторжения извне. Цветы – признак, с одной стороны, женственности и демонстративности, с другой – навязчивой потребности в защите, неуверенности в себе.

Декорирование комнаты, интерес к меблировке, предметам быта, украшательство помещения – демонстративность, эгоцентризм, избалованность вниманием, истероидность, несформированное чувство общности (обычно сочетается с крупным изображением собственной фигуры).

Нажим

Слабый – пассивность, астения.

Сильный – напряжённость, импульсивность, ригидность.

Неровный – тревожность, эмоциональная неустойчивость.

Особенности линий

Плавные, округлые – женственность, миролюбивость.

Резкие, ломаные – импульсивность, напряжённость, конфликтность, стеничность.

Эскизные линии – нерешительность, контролирование тревоги.

Штриховка – тревожность, место штриховки часто указывает на место конфликтного переживания, эмоционального напряжения.

 

Детали

 

Изображение фигуры человека в кинетическом рисунке семьи несколько отличается от известного многим теста «Рисунок человека». Возможно, это обусловлено различиями в инструкции, акцентированием деталей, соотносящихся прежде всего с особенностями семейного взаимодействия рисующего. Может быть, поэтому некоторые детали встречаются в рисунках чаще других. Следует остановиться на самых распространённых из них.

Голова связана с возможностями интеллектуального и поведенческого контроля.

Выражение лица – наиболее информативный признак особенностей межличностных отношений и переживания эмоций.

Рот – отражает оральные характерологические фиксации, губы – аспект женской сексуальности.

Глаза пустые – грубость, чёрствость. Укрупнение глаз – тревожность.

Нос – фаллический, сексуальный символ. Отражает интерес к сексуальной сфере.

Волосы – формальный признак пола.

Шея – область контроля разума над телом. Удлинение шеи связано с зависимостью, отсутствие – недостаточность произвольного контроля.

Плечи – отражение доминантности, мужественности.

Руки (кисти) заштрихованные или в области гениталий чувство вины за свои действия (у подростков возможно чувство вины за онанизм) или страх перед сексуальными контактами (у девушек).

Туловище округлое – женственность, миролюбивость; туловище угловатое ассоциируется с мужественностью. Чрезмерное укрупнение туловища – наличие неудовлетворённых потребностей, чрезмерное уменьшение – ничтожность, чувство унижения.

Грудь – репрезентация образа матери, зависимости, симбиотичности, потребности в любви. Для девочек также аспект половой идентификации.

Бёдра и ягодицы – акцентирование, декорирование, загораживание – анальная тематика, гомосексуальные импульсы, конфликтность.

Половой член – делинквентность, негативизм или озабоченность сексуальной тематикой.

Рельеф мышц – стремление к мужественности (часто гиперкомпенсаторное).

Ноги – отсутствие ног (например, скрытые столом), штриховка, отделение их чертой говорит о возможных сексуальных расстройствах или часто бывает у подростков, испытывающих чувство вины за мастурбацию или гомосексуальные отношения.

Ступни – фаллический символ, отражает внимание к сексуальной сфере.

Пуговицы, карманы – незрелость, зависимость.

Пупок, пуговица, пряжка – симбиоз с матерью, зависимость.

Галстук – сексуальный символ. Повышенное внимание к галстуку или носовому платку возможно при сомнениях в половой роли.

Головной убор – регрессивность или озабоченность интеллектуальной деятельностью, потребность в защите и безопасности.

Шнурки, петли, бантики на обуви – у мужчин возможны конфликты в области полоролевой идентификации, обувь символизирует сексуальные импульсы.

Трубка, сигарета, пистолет – сексуальная символика и стремление к мужественности.

Трость – демонстративность или потребность в опоре.

Ширинка – озабоченность мастурбацией или сферой сексуальности.

Следует отметить, что здесь представлены лишь основные критерии анализа рисунка, а отнюдь не исчерпывающая характеристика. Если у читателя существует потребность больше узнать о деталях и анализе человеческой фигуры, то мы рекомендуем ознакомиться с монографиями К. Маховер, A.JI. Венгера, Е.В. Свистуновой.

В кинетическом же рисунке семьи большое значение приобретает не раздробленный анализ по элементам, а восприятие рисунка в целом, чувствование, понимание его основного смысла и тематики.

 

Другие темы

 

Сиблингоеое соперничество

Рождение второго ребёнка в семье можно сравнить со свержением царя с трона, когда «царствующий» и окруженный любовью и заботой первенец вынужден спуститься с пьедестала своего первенства.

Конфликты между братьями и сестрами за родительское внимание иногда приобретают катастрофические размеры. Практика показывает, что воспоминания людей о своём детстве, наблюдение за поведением детей в семье и детском саду носят открытые проявления агрессии, жестокости, ревности, зависти в отношении своих братьев и сестёр. Ребёнок может открыто заявлять о своих чувствах: драться, дразнить, высмеивать, заявлять родителям, чтобы ребёнка забрали обратно, или маскировать свои истинные чувства защитным механизмом реактивного образования, проявляя чрезмерное восхищение вторым ребёнком. В нашей культуре реактивное образование (подмену негативных чувств на позитивные и социально одобряемые) чаще используют девочки [5].

Такие переживания могут возникать у детей любого возраста и пола, вне зависимости от порядка появления в семье. Естественно, что всё это накладывает заметный отпечаток на особенности психосексуального развития, восприятия своего места в семье и сценария деторождения собственных детей уже во взрослом возрасте.

Так, мама шестилетней Вали (рис. 14) ждёт второго ребёнка. На рисунке мама готовит пищу, что символизирует заботливость и удовлетворение потребности в любви. Девочка же накрывает на стол (готовится к приёму пищи – любви), осознавая, что с приходом второго ребёнка ей придётся потесниться с места единственной и любимой дочери. Даже тарелки на столе ассоциативно больше напоминают куриные яйца, из которых вот-вот должен вылупиться цыплёнок.

Кроме того, особо стоит отметить акцентированность материнского передника (живота), на который проецируется детское стремление контролировать нарастающую тревогу. А появление братика в семье уже совсем близко, тучи сгущаются…

Рис. 14

Рис. 15 показывает негативное отношение шестилетнего Максима к своей маленькой сестрёнке.

Сын ревнует и завидует младенцу (изображён значимо первым на рисунке), который находится в коляске, больше похожей на могильную насыпь под лучами огромного палящего солнца (символ родительской любви, которая последнее время «греет» только сестрёнку).

Какой участи Максим бессознательно желает ребёнку, догадаться не сложно. Первенец не только завидует младенцу, но и находится в разгаре эдиповых переживаний. Об этом свидетельствует доминантный и высокий отец (причисленный к «враждебному лагерю» сестры) и мама-подружка, взявшая руку сына. Максим пытается контролировать свои амбивалентные чувства к сестре и отцу, что проявляется в тревожной штриховке коляски и крестообразных спицах в её колесиках.

Рис. 15

Восьмилетний Алёша в своём рисунке оригинальным образом решает актуальные вопросы соперничества с сестрой и собственной половой идентификации (рис. 16).

В реальной жизни Алёшина сестра выше брата, хотя и младше его на год, при этом отец с большей лаской относится к ней. Эту дилемму мальчик в рисунке решает просто: ставит на колени сестру, сам залезает на камень и становится выше, что несколько облегчает его идентификационные устремления.

Рис. 16

Бывает, что ребёнок попросту «забывает» нарисовать конкурента в борьбе за родительскую любовь. Так, из рис. 17 видно, что младшему брату 13-летнего Игоря не хватило места в семье, он «не поместился». Игорь и его сестра-близнец отгорожены от родителей неприступным забором из острых лыж и лыжных палок. На куртке отца пуговицы, на куртке матери карманы, в то время как куртка Игоря объединяет в себе перечисленные детали родительской одежды. Это лишь подчёркивает зависимость и стремление к родительскому вниманию.

Рис. 17

Эмоциональная депривация

Эмоциональная депривация, нарушение эмоционального взаимодействия между матерью и ребёнком в раннем детстве и отроческом возрасте могут иметь отдаленные последствия, выражающиеся в холодности по отношению к другим людям, неспособности сопереживать, снижению эмоциональной отзывчивости, неспособности вербализовать собственные эмоциональные переживания и неумение правильно распознавать переживания других людей.

Не случайно многие психологи говорят о нарастающей «шизоидизации нации» среди детского и подросткового населения России, когда дети, испытывая дефицит эмоционального общения с родителями, аутизируются, замыкаются в себе, становятся эмоционально холодными, уходят в мир виртуальных грёз.

Эмоциональная депривация проявляется не только у воспитанников детских домов, но становится частым явлением и в полных семьях. Это может быть связано с длительной госпитализацией родителей или детей, психологическим отказом от ребёнка, отъездом, разводом, пребыванием ребёнка в детском саду, оздоровительном лагере или у бабушки на даче.

Стрессы, интенсификация ритма жизни, экономическая нестабильность вынуждают родителей много времени тратить на поиски материальных средств, что часто идёт в ущерб общению с ребёнком – у родителей попросту может не хватать на него сил и времени. Всё это способствует развитию у ребёнка неутолимого эмоционального голода и искажает формирующийся образ Я.

Нестабильные эмоциональные отношения с близкими приводят к восприятию образа Другого как непостоянного. Восприятие значимых других постоянно колеблется между идеализацией и обесцениванием, либо ребёнок может постоянно требовать внимания к себе или же попросту изолироваться от контактов с окружающими людьми.

В ситуации депривации ребёнок, активно исследующий окружающий мир и испытывающий потребность в поддержке взрослого, обнаруживает лишь пустоту, безразличие, неизвестность. Интериоризация подобных паттернов разрушенного эмоционального отношения приводит к формированию широкого круга психопатологий, центральными в которых являются страхи потери, смерти, пустоты. Эмоциональная неудовлетворённость ребёнка в живых, тёплых человеческих контактах очень часто закладывает основу развития личностной патологии, депрессии, неврозов, психосоматических расстройств.

Рис. 18, выполненный восьмилетней Настей, очень наглядно показывает её эмоциональную отстранённость от семейных дел.

Прыгалки Насти служат символической границей, защитной сферой её личного пространства, в которое мало кто способен проникнуть. В жизни замкнутая и нерешительная девочка в то же время зависима от родителей, о чём свидетельствует схожесть пуговиц у дочери, папы и мамы.

Рис. 18

После того как семью 13-летней Лены (рис. 19) оставила мать, уехавшая с любовником в другой город, девочка резко изменилась в поведении. Она практически перестала посещать школу и вместо уроков долгими часами бродила одна по городу.

В семье, изображённой на рисунке, девочке попросту нет места – «она в школе». Сильно переживая разлуку с матерью и испытывая к ней смешанные чувства, она ни с кем из членов семьи не может найти понимания. Фигура отца повёрнута спиной и «капсулирована» комнатой, младший брат тоже переживает уход матери из семьи, о нестабильности его положения в рисунке свидетельствует стул. Брат тоже на грани срыва и «падения».

Роль хозяйки и объекта для идентификации берёт на себя строгая, «кастрирующая» бабушка (по линии отца), которая хозяйничает в семье, но навряд ли сможет заменить детям настоящую маму…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.129 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь