Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Духовное управление мусульман



Духовное управление мусульман

Оренбургской области (Оренбургский муфтият)

 

 

Методическое пособия по предмету «Акаид»

 

 

Ахмеров Р.Т

 

Тема№1

Определение понятия «АКИДА».

 

В арабском языке глагол «гакада», корень которого состав­ляют собой буквы " айн", " кяф" и " даль” передаёт различные значения, имеющие отношение" к таким вещам как решимость, упорство и твёрдость.

Что же касается однокоренного с ним слова «'акида», то как специальный термин оно обозначает собой всё то из имеющего отношение к религии, что известно человеку и в чём он убеждён сердцем.

Круг этих знаний или же эту науку называют также " осно­вами религии", поскольку на этом основывается нечто иное, и её называют также " таухидом", так как наиболее важным из рас­сматриваемых этой наукой, вопросов является вопрос о един­ственности Аллаха Всемогущего и Великого в отношении Его сущности, Его имён, Его атрибутов, Его действий, а также в от­ношении того, что касается поклонения Ему, И её называют так­же " верой", по той причине, что отвечая на вопрос Джибрила, мир ему, о вере, посланник Аллаха, (С.Г.В), упомянул о шести её основах, а именно: вере в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний День и в предопределённость хорошего и дурного.

 

Тема №2

Единство Господства нераздельно с Единством Божественности.

 

Единство Господства нераздельно с Единством Божественности, т.е. вместе с утверждением о том, что Аллах Великий – Создатель, Питающий, Дающий и Отнимающий жизнь, Он Единственный, кому необходимо поклоняться и не привносить сотоварищей. Тот, кто исповедует Единство Господства, при этом, отрицая Единство Божественности, впал в заблуждение. Поэтому Великий Аллах отрицает подобные заблуждения, о которых говорится в аяте

ق ل ا ل ح م د ل ل ه و س ل ا م ع ل ى ع ب ا د ه ا ل ذ ي ن ا ص ط ف ى ا ل ل ه خ ي ر ٌ أ م ّ ا ي ش ر ك و ن ٭ أ م ّ ن خ ل ق ا ل س م و ا ت و ا ل أ ر ض و أ ن ز ل ل ك م م ن ا ل س م ا ء م ا ء ف أ ن ب ت ن ا ب ه ح د ا ئ ق ذ ا ت ب ه ج ة م ا ك ا ن ل ك م أ ن ت ن ب ت و ا ش ج ر ه ا أ ئ ل ه م ع ا ل ل ه ب ل ه م ق و م ي ع د ل و ن

«Скажи: «Хвала Аллаху, и мир его избранным рабам! » Аллах лучше или те, кого вы приобщайте в сотоварищи? Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них. Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов)».

(Сура ан-Намль-59-60 аяты).

 

Плоды веры в Единства Господства

Подтверждение Единства Господства влечет за собой важные последствия, которые оставляют след в вероубеждении мусульманина. Вот некоторые из них:

Ощущение величия Аллаха, которое достигается через убеждение во всеобщей принадлежности созданий Аллаху, Его владение ими и управление.

 

Единство Господства является основой Единства Божественности; поэтому ошибается в Единстве Божественности тот, кто не отдает должное Единству Господства.

Как последствия Единства Господства следуют многие виды Единства Божественности, такие как: упование, страх, надежда, любовь, терпение, вера и т. д.

 

То, что противоречит Единству Господства

Отрицание существования Великого Аллаха (например, как это делают коммунисты и материалисты);

Убеждение в существовании наряду с Аллахом другого Творца (например, сеиты были убеждены в наличии двух основ – Света Тьмы);

Убеждение в равном с Аллахом существе, будь то ангел, джинн, пророк или святой;

Убеждение в обладании кем-либо, помимо Аллаха: пропитанием, приношением пользы или вреда.

Тема №16

Единство Божественности (Таухид Улухияти).

 

Под этим подразумевается признание единственности Алла­ха, находящее своё выражение в действиях Его рабов, иначе гово­ря, признание того, что Аллах является единственным Богом и что один лишь Он достоин поклонения, в то время как никто иной этого не заслуживает. Именно в этом и заключается смысл слов " Нет бога, кроме Аллаха", ибо суть этого великого сви­детельства состоит в том, что никто, кроме Аллаха, не обладает правом на поклонение со стороны других. Таким образом, в этом смысле значения слов " " Бог" и " объект поклонения" идентичны.

Передают, что о смысле слова " Аллах" Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал следующее: " Аллах — это Тот, кого все сотворенные Им существа должны считать Богом и кому они должны поклоняться". Он также сказал: " Он -тот, кого всё сущее считает Богом и кому поклоняется всё со­творенное". Сообщается также, что он читал: "...и отречься от тебя и обожествления тебя..." подразумевая под обоже­ствлением " поклонение". И он говорил: " Фараону поклонялись на земле".

Призыв к единобожию такого рода являлся первым шагом всех посланников, как является оно главной обязанностью лю­бого достигшего совершеннолетия и дееспособного человека. Именно ради этого Аллах Всевышний создал джиннов и людей, ради этого направлял Он к ним Своих посланников и ради этого ниспосылал Он им Свои Писания. Кроме того, именно из-за этого возникали споры между посланниками и теми, к кому они были посланы, и это являлось причиной разделения людей на ве­рующих и неверных, счастливых и злосчастных.

Аллах единственный вправе быть объектом поклонения, и нет Бога кроме Него. Это вид Единобожия подчеркивает единственность Аллаха путем поклонения Ему во всех его видах.

Сказал Аллах:

ي ا أ ي ه ا ا ل ن ا س ا ع ب د و ا ر ب ك م ا ل ذ ي خ ل ق ك م و ا ل ذ ي ن م ن ق ب ل ك م ل ع ل ك م ت ت ق و ن

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы устрашитесь».

(Сура аль-Бакара-21 аят).

 

Также сказал Аллах:

إ ي ا ك ن ع ب د و إ ي ا ك ن س ت ع ي ن

«Тебе только поклоняемся, и у Тебя только просим помощи! »

(Сура аль-Фатиха-5 аят).

Важность Единства Божественности заключается в том, что оно - не что иное, как начальная и конечная цель религий, явное и сокрытое знание ее. Ради выполнения данного вида Единобожия создано все окружающее: сказал Аллах:

و م ا خ ل ق ت ا ل ج ن و ا ل إ ن س إ ل ا ل ي ع ب د و ن

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».

(Сура Аз-Зарият-56 аят).

Можно выделить следующие основные моменты Единства Божественности:

§ Ради него созданы люди и джины (согласно аяту);

§ Оно является областью разграничения язычников от монотеистов. Согласно этому виду Единобожия существует либо награждение, либо наказание в обоих мирах;

§ По причине этого вида Единобожия были посланы на Землю посланники и Священные Книги.

Сказал Аллах:

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута! »»

(Сура Ан-Нахль, 36 аят).

و م ا أ ر س ل ن ا م ن ق ب ل ك م ن ر س و ل إ ل ا ن و ح ي إ ل ي ه أ ن ه ل ا إ ل ه إ ل ا أ ن ا ف ا ع ب د و ن

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому бы не было внушено: «Нет божества, кроме меня. Поклоняйтесь же мне! »».

(Сура аль-Анбия-25 аят).

И вокруг Единства Божественности всегда возникали споры и разногласия между пророками и их общинами. Такая же ситуация возникла и у Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), когда неверные отвергли Единство Божественности. Даже убеждение неверных в существование Господина - Бога не дало им спасения и, было недостаточным для вхождения в Ислам.

Подтверждение этого вида Единобожия означает подтверждение свидетельства того, что нет Бога, кроме Аллаха.

 

Понятие свидетельства «Нет Бога, кроме Аллаха» и его ключевые условия.

Само слово «Единобожие» уже заключает в себе смысл, что нет Бога, кроме Аллаха

Что же скрывается под фразой «Нет Бога, кроме Аллаха»? В чем ее главный смысл?

А смысл этой фразы состоит в том, что никто, кроме Аллаха, не достоин поклонения. Бог – вот единственный объект поклонения, божественный и которому подчиняются. Упоминание Его пробуждает в сердцах людей любовь и доброту, страх и возвеличивание, веру и надежду.

 

Свидетельство «Нет Бога, кроме Аллаха» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, это есть отрицание, а с другой – подтверждение. При этом:

- «Нет Бога» - есть отрицание всех, кто претендует на поклонение: право на поклонение есть лишь у Аллаха;

- «Кроме Аллаха» - подтверждение поклонения только единственному Аллаху; Аллах – действительный Бог, достойный поклонения Ему.

 

 

Тема №17

СУЩЕСТВОВАНИЕ АЛЛАХА.

 

Существование Всевышнего Аллаха можно объяснить, используя три доказательства. Первое доказательств – это пророк Мухаммад (с.а.в.), второе – Священный Коран, третье – вся Вселенная. Рассмотрим третье доказательство. Всевышний Аллах в Священном Коране чтобы доказать, что Он есть и Он один, часто обращает наше внимание на окружающий нас мир. Например, в 185 аяте суры «Аграф» сказано: «Неужели они не размышляли о власти над небесами и землёй, и обо всём, что создал Аллах». В 48 аяте суры «Рум» говорится: «Аллах-тот, который посылает ветры, и они подымают облако. Он распростирает его по небу, как Ему угодно, и обращает его в куски. И ты видишь, как дождь выходит из промежутков. А когда Он пошлёт его на тех из рабов Своих, которых желает, - вот, они радуются». В 164 аяте суры «Бакара» подчёркивается: «Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывёт по морю с тем что полезно людям, в воде, что Аллах низвёл с неба и оживил ею землю после её смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчинённом, между небом и землёй, - знамения людям разумным! » Это значит, что в людях, животных, растениях, камнях, земле, воде, Солнце, Луне, звёздах, есть доказательства, рассказывающие о Всевышнем Аллахе. Вселенная невечная, - т. е. она имеет начало. Если это так, то должен быть сотворивший её – Обладатель Могущества. Задавая вопрос, что же это за сила, мы получаем 4 варианта ответа. Доказав, что из этих 4 вариантов, 3 варианта невозможны, останется только один – это создание Аллаха. Рассмотрим эти три отвергнутых варианта.

Первый вариант: Существующие вещи появились, из-за совокупности причин. Появление увиденных нами вещей, в результате объединения причин, невозможно. Представим себе аптеку, в ней для изготовления лекарств, в сотнях баночках хранятся различные вещества. Когда нам необходимо лекарство, от какого – то заболевания мы идём в аптеку. Понаблюдав за их изготовлением, мы видим, как по нашему рецепту готовится необходимое для нас лекарство. Из одной баночки взяли 2 мг вещества, из другой 0, 5 мг, из третьей 1 мг, из четвёртой 02 мг и т. д. Если, из какого – либо вещества взять на 0, 1 мг больше или меньше, то это лекарство может стать ядом. Размышляя над тем, как готовятся эти лекарства, мы представляем 2 способа их приготовления. Способ первый; вещества случайно смешались, к примеру, подул ветер, разбросал баночки, вещества, содержащиеся в них перемешались друг с другом, стали лекарством. Второй способ; милосердный аптекарь изготовил эти лекарства, внимательно взвешивая в миллиграммах вещества, содержащиеся в баночках. Не будет ли безграмотным и неразумным, принять первый способ появления лекарства, отвергая существование милосердного аптекаря. Подобно этому будет в сто раз неразумней считать, что по причине смешивания появились всё одушевлённое, вся растительность, которая состоит из множества частиц. Вселенная такая же аптека, всё что создано и существует в ней, точно отмерено. Например, находящееся на небе без опоры, освещающее и греющее нас Солнце, больше Земли в 1300000 раз. И оно, установлено с точным расчётом. Находись оно к нам чуть ближе, мы бы сгорели, а если бы оно было немного дальше, погибли от переохлаждения. В обоих случаях жизнь невозможна. Вдыхаемый нами воздух содержит 78, 1% веществ, необходимых нашему организму. Атмосфера содержит 20, 9% кислорода, если его было – бы немного меньше, мы бы задохнулись, а если было – бы чуть больше, то достаточно будет одной молнии, чтобы весь мир сгорел. Приписать все эти точные измерения неслышащим, невидящим, не чувствующим причинам или природе, ничто иное как глупость и безумие. Если предметы одного рода совместимы между собой, значит это сделано одним человеком. Особенно, если это сделано очень хорошо, точно отмерено. Если есть связь со многими жизнями, это доказывает, что сделано не разными людьми, так как сделанное разными людьми будет разным, несовместимым друг с другом. Например, те люди, что жили во времена Адама (а.с.) и до сегодняшнего дня и те которые будут жить до Судного дня, имеют 2 глаза, 2 руки, 2 ноги, 1 рот, 1 язык, 1 голову и все эти части тела находятся на одних и тех же местах. Это указывает на то, что всё это создано одной и той – же рукой. Приведём другой пример, пчела носит в своём теле вместе со смертельным ядом, исцеляющий мёд. Эта пчела, одинаково похожа на всех остальных живущих на земле пчёл, все они носят в себе, прямо противоположное. Они с разрешения Аллаха, любезно предлагают нам мёд. Можно привести много примеров и все они доказывают существование Аллаха, мудрого Творца, доказывают, что они не могли появиться случайно.

Второй вариант: всё существующее появилось самостоятельно. Посмотрим, возможно, ли такое. Карандаш, одежда, машина, дом самостоятельно появится, не могут. Точно также не могли появится существующие в крови человека миллиарды клеток, деревья, горы, океаны, Солнце, Луна и звёзды. Мы, в своей жизни сталкиваясь, с какой-нибудь вещью верим, что есть мастер сделавший её, даже если мы его не видели. К примеру, мы не знаем, кто сделал ручку, но точно знаем, что есть тот, кто её сделал. А если нам скажут, что она появилась самостоятельно, то мы не поверим в это. Если ручка не может появиться самостоятельно, то появление таких вещей, как Вселенная, космос, Солнце, Луна, самостоятельно также не возможно.

Третий вариант: появление под воздействием природы. Этот вариант также невозможен, как первые два. К примеру, возьмём похожие друг на друга семена. Нам неизвестно, какие из них вырастут плоды, какого цвета, вкуса и запаха. Посеем их в землю, а когда они вырастут, мы обнаружим, что у них разный цвет, вкус и запах. Если их такими не создаёт Всевышний Аллах, то для каждого семени в земле, будет нужен свой завод. А это невозможно. Разумный человек не может представить землю в образе творца. Сказать, что это сотворила природа или это появилось самостоятельно или случайно, означает отвергнуть Аллаха, или придать Ему сотоварищей. Эти и подобные им варианты, есть непонимание и отрицание удивительных законов Всевышнего Аллаха, происходящих благодаря Его мудрости. Ибо то, что называется природой, являясь произведением. Аллаха, она сама не способна создать произведения. Являясь украшением, сама природа не способна украшать. Будучи созданной, она не способна создавать.

 

Тема №20

СВОЙСТВА АЛЛАХА.

 

Аллах обладатель всех хороших качеств - свойств, которые существуют. Каждый мусульманин, обязательно должен верить в Аллаха, со всеми Его качествами. В книгах по акиде, необходимые (ваджиб) свойства сущности Аллаха при рассмотрении разделяются на 2 группы.

Свойства Сальби (атребуты сущности): всего их 6 свойств: это - Вуджуд, Кидам, Бака, Вахданият, Мухалафатул лилхавадис, Киям бинафсихи. Эти качества свойственны только Аллаху, они не имеют недостатков.

Свойства Субути (атребуты действия): этих свойств 8: это - Хаййат, Ильм, Самиг, Басар, Ирада, Кудрат, Калам, Таквин. Эти свойства, были всегда вместе с сущностью Аллаха. По мазхабу Аш'ари, у Аллаха 7 свойств субути. Это потому, что они свойства Кудрат и Таквин, объединили в одно.

 

 

Тема №22

СВОЙСТВА АЛЛАХА САЛЬБИ ( затийя ).

(1) Существование ( ﺍ ﻟ ﻮ ﺟ ﻮ ﺪ )

Аллах существует, но Его существование непохоже на существование созданных. Он существует без образа. Чтобы существовать Аллах не нуждается ни в одном из своих созданий. Все существующее, кроме Самого Аллаха, доказывает Бытие Того, Кто дал всему этому существование, так как очевидно, что все существующее, кроме Аллаха имеет начало своего существования и значит нуждается в Том, Кто дал всему это начало. Вся вселенная доказательство того, что Аллах существует, ведь разум не может представить действие бездействующего, как невозможно представить письма без написавшего его, а здание без построящего его, так и существование этого мира, невозможно представить без Того, Кто его создал. Абсурд - отрицать существование Бога.

Его исчезновение невозможно. Его существование самое крепкое среди всех степеней сущих, самое основное, самое сильное и самое совершенное. Другие степени перед Ним очень слабы.

(2) Вечность без начала (ﺍ ﻠ ﻗ ﺪ ﻡ ).

Объясняет что у Аллаха нет начала, что всё созданное находится под Его контролем. В прошедших тысячелетиях не было такого времени, когда бы Аллах не существовал. Аллах был всегда. Если бы Он появился позже, тогда у Него тоже должен был быть создатель, а это не возможно.

Всевышний Аллах сказал: ا ل ْ أ َ و ّ َ ل ُ و َ ا ل ْ آ خ ِ ر ُ ﻫ ﻭ

(Он — и первый, и последний….) (Сура Аль-Хадид 3аят)

(3) Вечность без конца (ﺍ ﻟ ﺑ ﻗ ﺎ ﺀ ).

Объясняет что Аллах бесконечен. У Аллаха нет начала и Его существование ни когда не прекратится. Всё существующее возвращается к Нему. Противоположное Бака значение - исчезнуть, а это для Аллаха невозможно.

Аллах Вечен, Он Существует без начала и нет конца Его существованию

дать существование(сотворить из ничего) может только Тот, Кто существует без начала, т.е. Сам не нуждается в Том, Кто дает бытие. Абсурд считать, что Аллах имеет начало Своего Существования (т.е. что имеет «создателя»), т.к. имеющий начало является созданным, т.е. нуждающимся в Том, Кто дает это начало. Абсурд - считать, что Аллах имеет конец Своего Существования, т.к. небытие в отношении Аллаха невозможно представить, т.е. это абсурд, и Бытие Аллаха, согласно логике, - обязательно. То, что имеет конец, обязательно нуждается в Том, Кто положит конец его существованию. А любая нужда - это слабость, а слабый не достоин наивысшей степени поклонения. Аллах Вечен, и все Его Сыфаты вечны, т.к. абсурд считать, что Аллаху присущ конечный сыфат, ибо Аллах Вечен и Ему не присуще изменение (изменение, представляющее собой процесс перехода от лучшего к худшему, от меньшего к большему, или наоборот, качес-тво, присущее созданным).

Всевышний Аллах сказал: ه ُ و َ ك ُ ل ّ ُ ش َ ي ْ ء ٍ ه َ ا ل ِ ك ٌ إ ِ ل ّ َ ا و َ ج ْ ه َ ه ُ

(Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика…» (Сура Аль-Касас 88 аят).

(4) Единственность (ﺍ ﻠ ﻮ ﺤ ﺪ ﺍ ﻨ ﻴ ﺔ ).

Объясняет, что Аллах единственный в своей сущности, в своих свойствах, в своих деяниях. Не возможно существование более одного Аллаха.

Абсурд - считать, что есть, кроме Аллаха «Создатель». Аллах Един - не присуще Ему разделение, т.к. это присуще телам, а Аллах не является телом. Абсурд - думать, что Аллах состоит из частей, ибо состоящий из частей, несомненно, нуждается в Том, Кто объединяет в нем эти части воедино. Как говорилось выше, нуждающийся не может быть Создателем. Аллах Единственный Создатель, нет Ему равных (и не было, и не будет) ни в Сущности, ни в Сыфатах, ни в Действиях. Абсурд - приписывать кому-то то, что достойно только Аллаха.

Сказано в Куране:

ل َ و ْ ك َ ا ن َ ف ِ ي ه ِ م َ ا آ ل ِ ه َ ة ٌ إ ِ ل ّ َ ا ا ل ل ّ َ ه ُ ل َ ف َ س َ د َ ت َ ا ف َ س ُ ب ْ ح َ ا ن َ ا ل ل ّ َ ه ِ ر َ ب ّ ِ ا ل ْ ع َ ر ْ ش ِ ع َ م ّ َ ا ي َ ص ِ ف ُ و ن َ

 

(Если были бы создатели небес и земель кроме Аллахa, то это привело бы их к разрушению, Аллах чист от всяких недостатков) (Сура Аль-Анбийя 22 аят).

 

ق ُ ل ْ ه ُ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ أ َ ح َ د ٌ ا ل ل ّ َ ه ُ ا ل ص ّ َ م َ د ُ ل َ م ْ ي َ ل ِ د ْ و َ ل َ م ْ ي ُ و ل َ د ْ و َ ل َ م ْ ي َ ك ُ ن ل ّ َ ه ُ ك ُ ف ُ و ً ا أ َ ح َ د ٌ

 

(Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный Он не родил и не был рожден

и нет никого, равного Ему). (Сура Аль-Ихлас 1-4)

(5) Отличие Аллаха от всего созданного(ﺍ ﻟ ﻤ ﺨ ﺎ ﻠ ﻔ ﺔ ﻟ ﻠ ﺤ ﻮ ﺍ ﺪ ﺚ ).

Объясняет, что Всевышний Аллах ни в чём не похож на свои творения, ни свойствами, ни деяниями. Также как не похож плотник на дерево, так же как кузнец не является разновидностью железа, а потому нет необходимости, чтобы Творец был разновидностью своих творений, абсурд считать что-либо или кого-либо хоть в чем-то подобным Аллаху, т.к. тогда Он не был бы Единственным, то есть Тому. Которому нет равных. Аллаху не присущи сыфаты созданных, т.к. они имеют начало и имеют конец своего существования, т.е. они не вечны.

Сказано в Куране: و َ ل ِ ل ّ ه ا ل ْ م َ ث َ ل ُ ا ل أ َ ع ْ ل َ ى َ

(Сыфаты Аллаха не подобны сыфатам созданных) (Сура Ан-Нахль 60аят).

 

Аллах не похож на Свои создания и ничто не подобно Ему. Аллах не похож на Свои создания, ни в Сущности, ни в Сыфатах, ни в Действиях. Аллах не подобен созданным. Его Сущность не похожа на сущности созданных. Его Сыфаты не похожи на сыфаты созданных и Его Действия (дела) не похожи на действия созданных, так как Действия (дела) Аллаха вечны без начала и без конца, а результат действия создан. Сказали имамы Абу Ханифа и Аль-Бухарий, да смилуется над ними Аллах:

«Действия Аллака - это Его Вечный Сыфат, а результат действия - создан».

Имам Абу Ханифа сказал:

«Создатель не похож на своих созданных»

Ученые Ислама (имам Зуннун Аль-Мысрий и Имам Ахмад Ибн Ханбаль) сказали:

«На все что ты представляешь себе Аллах не похож»

Поскольку все что, человек может себе представить он когда нибудь видел, а то что он видел, является созданным, Аллаху не приписывается тело или образ, т.к. тело или образ присуще созданным, а наш Создатель тот, которому не присуще подобие.

Имам Фахруддин Ар-Розий сказал:

«Человек который считает Аллаха телом, никогда не поклонялся Аллаху. Потому что, когда он поклоняется, думает что, Аллах - тело, на самом деле он не поклоняется Аллаху, т.к. Аллах не тело. Поэтому люди, которые думают, что Аллах тело, поклоняются идолу, который является телом. Пусть сохранит нас Аллах от таких заблуждений»

Сказано в Куране:

ي ْ س َ ك َ م ِ ث ْ ل ِ ه ِ ش َ ي ْ ء ٌ ﻠ (Нет ничего подобного Аллаху) (Сура Аш-Шура 11аят).

 

Имам Абу Джа'фар Ат-Тахауий Ас-Саляфийя сказал:

«Кто придает Аллаху хотя бы одно из человеческих свойств, тот отступает от веры (кяфир)».

Сыфаты Аллаха ни в чем и ни в какой степени не подобны нашим качествам, они никогда не могут быть присуще людям. Знание Аллаха, не подобно знанию, человека. Милость Аллаха не подобна милости людей, одинаковые по названию эти слова обозначают разные понятия.

 

(6) Аллах Существует Сам по Себе (ﺍ ﻟ ﻘ ﻴ ﺎ ﻡ ﺑ ﻨ ﻓ ﺴ ﻪ ).

Аллах Существует Сам по Себе и Он не нуждается ни в ком и ни в чем из своих созданий.

Тот, кто нуждается, не может быть Богом. Т.к. нужда в чем-либо указывает на слабость, на неспособность существовать без возможности удовлетворения этих нужд, а слабость в отношении Аллаха - абсурд. А также, в отличие от созданных, Аллах не нуждается в том, кто дал бы Ему бытие, т.е. в «создателе». Его существование Вечное. И Он не нуждался до создания всего ни в чем и ни в ком, также и после создания всего, Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем. Аллах не нуждается ни в чем из созданного, в том числе: ни во времени, ни в образе, ни в месте для существования.

Сказано в Куране:

ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ن ّ َ ا س ُ أ َ ن ت ُ م ُ ا ل ْ ف ُ ق َ ر َ ا ء إ ِ ل َ ى ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ ه ُ و َ ا ل ْ غ َ ن ِ ي ّ ُ ا ل ْ ح َ م ِ ي د ُ

 

(О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах [ни в чем] не нуждается, и Он — хвалимый)

(Сура Фатыр 15 аят).

Крупный ученый Ислама Имам Ар-Рифагий сказал: «Наибольшее, чего может достичь человек в своем знании об Аллахе, - это твердого убеждения без сомнения в том, что Аллах существует без образа и без места».

Сказал Имам Абу Ханифа:

«Аллах существовал вечно, и не было места. Аллах существовал до того, как создал что-либо. Он был, и не было «где» и не было «что». Он - Создатель всего, поэтому если кто-то говорит: « Я не знаю, «мой Господь на земле или на небе», тот неверующий». Поскольку человек, мыслящий таким образом, не знает и сомневается в своем Боге, и он определил одно из этих двух, как место для Аллаха. Поэтому такой человек не является мусульманином»

Сказал Имам Аль-Кушайрий:

«Если мушаббихит (т.е. человек, который уподобляет Аллаха созданному и придает Аллаху место) говорит нам:

- «Если вы говорите, что Аллах Существует без места, то вы отрицаете Его Существование».

То мы говорим:

- « Аллах ведь Существовал до того, как создал этот мир и место»

И они скажут: «Да, Он Существовал». Тогда мы говорим:

- «Значит, Аллах Существовал без места до того, как создал место, вы сами признали это. Он Существует и сейчас без места».

Сказал Имам Зайнул Абидин:

«О Аллах, Ты чист от всяких недостатков. О Аллах, нет божества, кроме Тебя и Тебе не присуще место». Передал Мухаммад Муртаза Аз-Забидий.

Сказал Али, да благословит его Аллах:

«Кто думает, что Наш Господь имеет границы, тот не знал Нашего Создателя, которому мы поклоняемся».

 

Тема № 23

СВОЙСТВА АЛЛАХА СУБУТИ.

 

1) Жизнь (ﺍ ﻟ ﺤ ﻴ ﺎ ﺓ ). Аллах обладатель жизни, не имеющий начала и конца. Не обладая жизнью нельзя стать божеством, но Его Жизнь не похожа на жизнь созданных. Его жизнь вечная, без духа, плоти, крови. Свойство Хаййат, тесно связано со свойствами Аллаха - Ильм, Ирада и Калам. т. к. не являясь хозяином жизни нельзя стать хозяином знаний, воли и могущества. Противоположное слову хайат (жизнь), слово (смерть), а это для Аллаха невозможно. О том, что Аллах хозяин жизни говорится в 58 аяте суры «Фуркан» Священного Корана: «И полагайся на Живого, который не умирает, и прославляй Его хвалой и возглашай Его хвалу...»

و َ ت َ و َ ك ّ َ ل ْ ع َ ل َ ى ا ل ْ ح َ ي ّ ِ ا ل ّ َ ذ ِ ي ل َ ا ي َ م ُ و ت ُ و َ س َ ب ّ ِ ح ْ ب ِ ح َ م ْ د ِ ه ِ

2) Знание ( ﺍ ﻟ ﻌ ﻠ ﻡ ). Объясняет, что Аллах знает обо всём Знание Его Вечное, без начала и без конца. Аллах Знает все что было и будет, а также - о том, чего не будет, тайное и явное, и то что сокрыто в сердцах людей. Аллах знает все до того, как оно свершается. Аллах знает все о Себе и о Своих Сыфатах, и о том, что создает. Он знает все о Своих созданиях. И наши мысли и наши намерения Ему известны.

Только Творец обладающий знаниями может сотворить Вселенную и то, что в ней есть, в таком красивом и полезном виде, продолжать её существование. Нельзя думать об Аллахе, что Он незнающий, невнимательный или забывчивый. В знании Аллаха есть ключ, для предметов сокрытых от наших глаз, и никто не может знать об этом, кроме Него. Он знает обо всём, что на земле и в морях, и даже лист с дерева не упадёт, без Его ведома.

Сказал в Куране Аллах Всезнающий:

 

و َ ع ِ ن د َ ه ُ م َ ف َ ا ت ِ ح ُ ا ل ْ غ َ ي ْ ب ِ ل ا َ ي َ ع ْ ل َ م ُ ه َ ا إ ِ ل ا ّ َ ه ُ و َ و َ ي َ ع ْ ل َ م ُ م َ ا ف ِ ي ا ل ْ ب َ ر ّ ِ و َ ا ل ْ ب َ ح ْ ر ِ و َ م َ ا ت َ س ْ ق ُ ط ُ م ِ ن و َ ر َ ق َ ة ٍ إ ِ ل ا ّ َ ي َ ع ْ ل َ م ُ ه َ ا

(У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома).

(Сура Аль-Ангам 59аят).

Его Знание не изменяется - не уменьшается и не пополняется. Абсурд - думать, что «Знание Аллаха обновляется», что «Аллах приобретает что-либо (к примеру, новое знание)». Поскольку если бы Аллаху был присущ созданный сыфат, т.е. имеющий начало, то это противоречило бы Его Вечности без начала.

 

3) Всеслышание (ﺍ ﻟ ﺴ ﻤ ﻊ ).

Объясняет, что Аллах слышит всё, будь это звук далекий или близкий, скрытый или открытый. Слышание чего - то одного, не мешает слышать что - то другое.

4 ) Всевидение (ﺍ ﻠ ﺒ ﺼ ﺮ ).

Объясняет, что Аллах видит всё, будь то вещи далекие или близкие, скрытые или открытые. Видение Аллахом чего - то одного, не мешает видеть одновременно, что - то другое.

Сказано в Куране: ي ْ س َ ك َ م ِ ث ْ ل ِ ه ِ ش َ ي ْ ء ٌ ﻠ

означает: (Нет ничего подобного Ему, Он - Слышащий и Видящий).

(Сура Аш-Шура 11аят).

 

ي َ ع ْ ل َ م ُ خ َ ا ئ ِ ن َ ة َ ا ل ْ أ َ ع ْ ي ُ ن ِ و َ م َ ا ت ُ خ ْ ف ِ ي ا ل ص ّ ُ د ُ و ر ُ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ ي َ ق ْ ض ِ ي ب ِ ا ل ْ ح َ ق ّ ِ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ د ْ ع ُ و ن َ م ِ ن د ُ و ن ِ ه ِ ل َ ا ي َ ق ْ ض ُ و ن َ ب ِ ش َ ي ْ ء ٍ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ه ُ و َ ا ل س ّ َ م ِ ي ع ُ ا ل ْ ب َ ص ِ ي ر ُ

 

(Ведомы [Аллаху] и лживые взоры, и то, что сокрыто в сердцах. Аллах решает по справедливости, а те, которым поклоняются вместо Него, не решают ничего. Воистину, Аллах — слышащий, видящий). (Сура Гафир 19-20 аят)

Аллах Всевышний сказал о Себе, что Он не похож ни на кого, ни на что, и что Он - Слышащий и Видящий. Сначала, Аллах Всевышний дал нам понять то, что Он совершенно не похож на созданных. Затем Он сказал о Себе, что Он -Слышащий и Видящий. Это указывает на то, что Слышание Аллаха не похоже на слышание созданных. Слышание не похоже ни на что, не имеет ни начала, ни конца. Его Видение не похоже на видение созданных. Он видит абсолютно все. Его Видение Вечное, без начала и без конца. Также и другие Сыфаты Аллаха не похожи на сыфаты созданных. Аллах слышит все слышимое не нуждаясь в органах слуха и видит все существующее не нуждаясь в органах зрения и освещении. Т.к. органы это свойство созданных.

Если бы Аллаху не был присущ этот Сыфат «Видение», то Он был бы невидящим, а слепота - это недостаток, что является абсурдом по отношению к Аллаху. Если бы у Аллаха не было Сыфата «Всеслышащий», то Ему была бы присуща глухота, а это - недостаток. А недостаток для Аллаха - абсурд.

 

5) Воля (ﺍ ﻻ ﺀ ﺮ ﺍ ﺪ ﺓ ).

В то время, когда Аллах пожелает что-нибудь сотворить, то желает этого своим Ирада (желанием) и этого будет достаточно, чтобы предмет желания появился. Аллах сотворил Вселенную и то, что в ней, используя своё желание (Ирада), у которого нет начала. То чего Аллах не желает, никакая другая сила сотворить неспособна. В 47 аяте суры «Али 'Имран» сказано: «Так! Аллах творит, что желает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: « Будь! »- и оно бывает». Всё, что происходит во Вселенной, происходит по воле Аллаха - Ирада. Поэтому верующий человек, в обстоятельствах которые происходят по воле Аллаха, вместо слов: «Хорошо, я сделаю», скажет: «Если Аллах пожелает, я сделаю». Об этом сказано в Коране в 29 аяте суры «Кахф»: «Не говори ни о чём: «Я это сделаю завтра» без того, что пожелает Аллах».

Все происходит по Воле Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний делает все, что Он хочет, по Своей Воле. Сыфат Аллаха «Воля» Вечен, не имеет начала и не имеет конца. Аллах по Своей Вечной Воле создал этот мир, определив всему бытие вместо небытия, того, что Аллаху присущ Сыфат «Воля»: Если бы у Аллаха не было бы такого Сыфата, то не существовало бы и этого мира, ведь мир мог появиться только по Воле Аллаха, потому, что Он этого хотел. Все, что происходит в мире, происходит по Вечной Воле Аллаха, Его Знанию, Его Творению и Предопределению, будь то: добро или зло, покорность Аллаху или грех, Вера или неверие, счастье или горе. Добро происходит по Воле Аллаха, Его любви и Его одобрению. Зло происходит по Его Воле, но не по Его любви и не одобряемо Им. Доказательство того, что все это - и добро, и зло, - происходит по Воле Аллаха: если бы что-либо во Владениях Аллаха происходило бы против Его Воли (т.е. происходило бы то, чего бы Он не хотел), то это указывало бы на слабость. А слабость в отношении Аллаха - абсурд, ведь Он превыше всех недостатков. Воля Аллаха - Вечная, не меняется (ведь изменение - это признак созданных). Все, что хотел Аллах, обязательно будет, в то время, в которое Он хотел существования этого. А если Аллах не хотел, чтобы что-нибудь было, - этого никогда не будет.

Аллах сказал в Хадисе-Кудсий, означающее: «О Мухаммад! То, что предопределено Мной, - неизменно»

Аллах наделил человека волей (возможностью выбора), но воля человека находится под Волей Аллаха. Все принадлежит Ему. Аллах Создатель всех наших дел, намерений и решений.

Сказано в Священном Куране:

و َ م َ ا ت َ ش َ ا ؤ ُ و ن َ إ ِ ل ّ َ ا أ َ ن ي َ ش َ ا ء ا ل ل ّ َ ه ُ ر َ ب ّ ُ ا ل ْ ع َ ا ل َ م ِ ي ن َ

(Вы не сможете сделать что-либо, если на это не будет дозволения Аллаха Господа Миров). (Сура Ат-Таквир 29 аят).

 

ق ُ ل ِ ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ م َ ا ل ِ ك َ ا ل ْ م ُ ل ْ ك ِ ت ُ ؤ ْ ت ِ ي ا ل ْ م ُ ل ْ ك َ م َ ن ت َ ش َ ا ء و َ ت َ ن ز ِ ع ُ ا ل ْ م ُ ل ْ ك َ م ِ م ّ َ ن ت َ ش َ ا ء و َ ت ُ ع ِ ز ّ ُ م َ ن ت َ ش َ ا ء و َ ت ُ ذ ِ ل ّ ُ م َ ن ت َ ش َ ا ء


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь