Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 5. смерть – малый Судный день



 

После изучения главы студент должен уметь:

- приводить доказательства обязательности веры в смерть и переход в мир Барзах;

- объяснять и описывать веру в загробную жизнь, а также в мучения и благоденствия в могиле;

- пояснять то, какое влияние оказывает на человека вера в смерть и загробную жизнь.

Введение

Вне всякого сомнения, что Всевышний Аллах для всех людей определил срок. Когда же он наступает, то посланцы Господа забирают душу Божьего раба и не делают упущений.

Всякий, кто размышляет о смерти, осознает, что это величайшее событие в жизни человека является уделом каждого. Где бы ни находился человек, кем бы он ни был, смерть настигает его и проводит из этого мира в мир иной, где его ожидают либо Рай, либо Ад.

Всевышний Аллах повелел человеку готовиться к встрече со своим Господом, используя для этого каждый миг, ведь он не знает, когда Божьи посланцы придут за его душой. Великий и Могучий Аллах сказал: «Ни один человек не знает, что случится с ним завтра. Ни один человек не знает, в какой земле он умрет» (сура «Лукман», аят 34-й).

 

5.1. Суть и обязательность веры в переход в Барзах

 

Исламское вероучение является единственным вероучением религии Единобожия, провозглашенной всеми Пророками, мир им, начиная с Адама, мир ему. Особенностью исламского вероучения является его простота, ясность, очевидность и отсутствие в нем неопределенностей, любой вопрос рассматривается на основе доказательств из Священного Куръана и хадисов Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В Священном Куръане затронуты различные аспекты смерти, позволяющие понять, что такое смерть, которая всегда рассматривается в сочетании с понятиями жизни, творения и воскресения. Аллах упоминает в Куръане о смерти 164 раза, что говорит о значимости, придаваемой этому вопросу в Исламе.

Исламское вероучение основывается на шести столпах. Однажды пришел Джибрииль, мир ему, к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «Что такое вера? » Наш Пророк, мир ему, ответил: «Вера во Всевышнего Аллаха, вера в Ангелов, вера в Священные писания, вера в Пророков Аллаха, вера в Судный День, вера в предопределение и что воскрешение после смерти – истина».

Человек состоит из тела и души. Мусульмане верят в существование души, ибо Священный Куръан в своих аятах доказывает ее существование и сообщает о том, что душа – это одно из созданий нашего Господа. Душа человека – центр веры. Без веры всей душой, без любви и воли невозможно понять религию, постигнуть сладость поклонений, осознать сокровенную мудрость.

Этапы жизни души человеческой начинаются с алями арвах (мир душ), то есть с момента, когда Всевышний создал души человеческие из небытия, и эти души признали Всемогущего Единого Творца. Это и есть начало жизни души, в так называемом мире душ, у Создателя – Аллаха Всевышнего.

Далее душа продолжает свою жизнь в крохотном зародыше, скрюченным в чреве матери.

Рождение есть переход в более обширное пространство – мир преходящий (фани дунья). А то, что люди считают смертью и уходом из этого мира, на самом деле является рождением и переходом в более обширное пространство – мир преграды (Барзаха), как барьер между исчезающим материальным миром и вечным грядущим миром (бакы дунья).

«Назначили Мы смерть для вас равным уделом, и в этом – планов Нашей Воли никто расстроить не способен, коль Мы одну из ваших форм решим сменить другою и снова воссоздать в виде, который вам раньше был незнаком. Поистине, вам известно о первой форме сотворения, – почему вы об этом не размышляете? » (сура «Событие», аяты 61-63-е).

Итак, существуют несколько этапов жизни, а смерть есть переход в другую жизнь.

Задание 1.

Докажите, что мусульманин должен верить в смерть и Барзах.

5.2. Аджаль – предопределенное и неизменное время смерти

 

Аджаль – это предопределенный Аллахом конец земной жизни человека. Смерть наступает в определенное Аллахом время. Жизнь человека на этом свете ограничена. Аллах в книге судеб для всех живых существ обозначил границы времени пребывания на этом свете. У каждого человека, у каждого живого существа, у каждого общества и цивилизации есть свой конец. Когда он приходит, люди умирают, общества уходят с мировой арены, а на их местах появляются другие. Меняется жизнь всего сущего. Аджаль невозможно ни приблизить, ни отсрочить на минуту.

Всевышний в Куръане повелевает: «У всякого народа – свой предел; и когда придет их предел, то они не замедлят ни на час и не ускорят» (сура «Преграды», аят 34-й).

«Но никогда не отложит Аллах душе, когда к ней придет ее срок, Аллах Сведущ, в том, что вы делаете» (сура «Лицемеры», аят 11-й).

Внешне причиной смерти может быть все, что угодно, но истинная причина – Повеление и Воля Аллаха. Он предопределил время и форму смерти каждого существа и дал об этом знать Ангелу смерти Азраилю, мир ему.

Смерть – это неизбежная истина, и Всевышний трижды в Священном Куръане подчеркнул ее важность и сказал о том, что всякая душа вкусит смерть.

Смерть не делает разницу между живыми, кем бы они ни были, то есть все – смертны. Всевышний сказал: « Каждая душа вкусит смерть, и, поистине, сполна получите вы награды свои только в День воскресения. И лишь тот, кто будет удален от Огня, преуспеет, а жизнь эта только ослепляет » (сура «Семейство Имрана», аят 185-й).

«Ведь всякая душа познает вкус смерти, и к Нам вам будет возвращение» (сура «Паук», аят 56-й).

Никто из творений не может убежать от этого неминуемого срока, как бы он не был отдален от него, живя в этой жизни отдаляясь от смерти.

Всевышний сказал: «Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас, после чего вы вернетесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали» (сура «Пятница», аят 8-й).

То, что предопределено Всевышним, свершится.

От смерти пытается убежать лишь тот, кто не верит в то, что встретится с Аллахом; тот, который стремится только к тому, чтобы в этом мире получить как можно больше пользы и прожить как можно дольше.

Также страшась смерти, от нее могут убегать и верующие, но это те верующие, которые очень редко вспоминают Аллаха, которые слишком заострили свое внимание на этом преходящем мире. Такие люди начинают очень сильно жалеть, когда внезапно к ним приходит смертный час.

Когда умирает хороший, праведный человек, к нему сначала приходят несколько Ангелов с улыбающимися светящимися лицами. За ними следует Ангел Азраиль, мир ему, которого могут сопровождать один или несколько подчиненных ему Ангелов, им поручено забирать души праведных. Ангелы, забирающие души праведных, отличаются от Ангелов, которые забирают души грешников. Души грешников, встречающих смерть с озлобленным, испуганным лицом, «безжалостно вырываются».

Всевышний сказал: «В знак тех, кто с силой исторгает, и тех, кто с мягкостью из праведных их извлекает» (сура «Исторгающие», аяты 1-2-е). «Душа праведного извлекается с мягкостью» (сура «Исторгающие», аят 2-й), с «благостью» и «миром» (сура «Муравей», аят 32-й), словно путешествуя во сне, душа безболезненно выходит и удаляется от тела, перемещаясь в другое измерение (сура «Толпы», аят 42-й).

Для тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Хотя, кажется, что смерть есть угасание света жизни и ее прелестей, на самом деле это есть освобождение от тяжких обязанностей мирской жизни. Это перемена места пребывания, переход в иное состояние, но одновременно и приглашение к Вечной жизни.

Согласно предопределению Господа, мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит вечная жизнь. Когда фруктовая косточка попадает в почву, кажется, что она гибнет. Но на самом деле она подвергается совершенному химическому процессу, проходит через определенные стадии развития и, в конце концов, из нее вырастает новое дерево. Таким образом, «смерть» косточки является началом жизни нового дерева, новой, более совершенной ступени развития. Так как смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни, прекрасна и имеет большое значение, смерть человека, представляющего собой более высокую ступень жизни, должна быть еще более прекрасной и иметь еще более серьезное значение: человек, уходя под землю, непременно обретет Вечную жизнь. Отсутствие знаний и неспособность соответствующим образом осознать природу смерти порождает страх, ужас, неуверенность в человеке, и тогда смерть представляется ему кошмарным сном.

Итак, смерть есть предначертанная Аллахом конец земной жизни, граница между преходящей фани дунья и вечной бакы дунья. Когда наступит этот момент, предопределено Всевышним, и никто не знает время и место своей смерти.

Ислам делает мусульманина таким человеком, который желает встречи со своим Господом, и из-за этого без страха и с радостью встречает смерть.

Задание 1.

Подробно перескажите содержание раздела.

5.3. Что происходит во время смерти человека?

 

Поистине, человек приходит в этот мир на короткий срок, он подобен путнику, возвращающемуся на Родину. Его жизнь – это ограниченное время, которое длится от рождения до смерти.

В Куръане верующие сталкиваются с поразительной истиной, так как смерть, описанная в Куръане, совершенно отличается от «медицинской» констатации смерти, то есть той, которая наблюдается другими людьми со стороны.

Прежде всего, в некоторых аятах нам сообщается о событиях, переживаемых умирающим человеком, которые, однако, не видны окружающим его людям. В суре «Событие» говорится: «А когда душа дойдет до горловины, и вы будете тогда только стоять и смотреть, то Мы ближе к нему, чем вы сами, но вы не увидите». Кроме Ангела смерти, умирающий встречается с двумя Ангелами, записывающими дела рабов. Это означает, что аджаль невозможно отстрочить.

Вухайб (великий аскет) сказал: «До нас дошло, что каждый умирающий видит двух Ангелов, записывающих его дела. И если он был покорен Всевышнему, то говорит ему: «Да воздаст тебе Аллах благом! Ведь были искренние собрания, которые мы посетили из-за тебя, и благие дела, при совершении которых мы присутствовали из-за тебя! » А если он был грешником, они говорят: «Да не воздаст тебе Аллах благом! Ведь были плохие собрания, которые мы посетили из-за тебя, плохие, при совершении которых мы присутствовали из-за тебя, и плохие слова, которые мы слышали из-за тебя! Да не воздаст тебе Аллах благом! » После встречи с ними умирающий никогда не вернется в земной мир.

Азраиль, мир ему, наблюдает за всем миром. Пророк Мухаммад, мир ему, видел его, как он держит на коленях весь мир. Когда он видит, что ризк (пропитание) человека заканчивается, то он приходит забирать его душу. Тем временем, его помощники начинают отгонять душу умирающего. Они начинают тянуть душу из него.

Когда ризк человека заканчивается, то Аллах Всевышний создает для человека причину смерти. Тогда Азраиль, мир ему, забирает его душу. В это время непокорные увидят свое место в Аду, а до этого они будут находиться в сильном страхе. Ведь силы их уже иссякнут от агонии, и душа их уже смирится с тем, что ее забирают, но не покинет тело, пока они не услышат голос Ангела смерти, говорящего одну из двух вестей. Или он скажет: «Радуйся, о, враг Аллаха, огню! » Или: «О, любимый раб Аллаха, радуйся Раю! » (Ибн Аби Ад-дунья)

Это и есть истинная смерть. Тогда как для уверовавшего в Господа, для муьмина, смерть является началом великой радости и совершенного счастья. Если «души неверных с силой и болью вырываются из самых недр тела, то душа праведного» извлекается с мягкостью» (сура «Исторгающие», аят 2-й), с «благостью» и «миром» (сура «Муравей», аят 32-й), словно путешествуя во сне, душа безболезненно выходит и удаляется от тела, перемещаясь в другое измерение (сура «Толпы», аят 42-й). То есть хорошие люди умирают легко, а плохие тяжело. К хорошим Азраиль, мир ему, приходит с Ангелами милости, а к плохим – с Ангелами наказания. Души благочестивых людей Азраиль, мир ему, после того, как забирает, передает Ангелу на первом небе. Тот в свою очередь передает ее Ангелу на втором небе. И так Ангелы, передавая один другому, доводят ее до седьмого неба. Там есть место, которое называется Иллиййун. Там регистрируются души праведников. Души неверующих таким же образом поэтапно достигают места под седьмой землей, которое называется Сиджджин. Там регистрируются души больших грешников и неверующих. Об этих местах сказано в суре Куръана «Обвешивающие».

После регистрации души обратно возвращаются к телу и стоят над головой умершего, пока его не похоронят. После захоронения душа возвращается, но лишь настолько, чтобы человек мог слышать и отвечать на вопросы.

Окружающие люди сталкиваются и знают лишь о медицинской констатации смерти, видят тело, находящееся на грани прекращения действия жизненных функций. Наблюдающие за смертью человека не видят ни того, как бьют умирающего неверного по лицу и спине, ни смыкания ног, ни души, поднявшейся к самой ключице. Эти видения и ощущения переживает только лишь душа умирающего. Истинная смерть сполна «вкушается» умирающим в измерении, не доступном взорам окружающих его людей. Если определить иначе, то событие, переживаемое в миг смерти, есть «смена измерений».

В момент смерти душа человека покидает то измерение, в котором живут люди в мирской жизни, оставляя за собой неживое тело. Подобно некоторым животным, которые меняют на протяжении жизни кожу, человек оставляет свою оболочку, принадлежавшую этому миру, и устремляется к истинной, подлинной жизни.

Задание 1.

Схематически обозначьте этапы, которые душа проходит при смерти.

5.4. Барзах – жизнь в могиле

 

Могила – это первая остановка на пути вечности. Тот период, который начинается с могилы и продолжается до Судного дня, называют «жизнь в могиле» или «Мир Барзаха». Жизнь в могиле является действительностью. Правдой являются также мучения, которым подвергаются грешники. Здесь вовсе не обязательно наличие тела. Аллах соберет все части тела человека, даже если они развеяны по всему свету. Тело умершего человека разлагается, смешивается землей: только душа, отделенная от тела, не умирает. Есть люди, чьи тела не разлагаются – это тела Пророков, мир им, и некоторых святых людей.

После похорон к покойному явятся два Ангела и зададут вопросы. Для тех, кто правильно ответит на их вопросы, могила станет местом отдыха, а для тех, кто не смог достойно ответить, могила будет местом мучения.

Пророк, мир Ему, описывает нам могилу так: «Могила – это один из садов Рая или один из бездн Ада».

Могила будет отдыхом в одном из садов Рая для тех, кто правильно верил и выполнял обязанности пред Аллахом, был добрым по отношению к другим. А те, кто не верили и не выполняли эти обязанности, будут пребывать в могиле, словно в одной из бездн Ада.

Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Бара бин Азиб, пусть будет им Доволен Аллах, рассказывает: «Как-то мы вместе с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, пошли на похороны одного из ансаров. Тело было открыто. Пророк, мир ему, сел, и мы сели вокруг него. Сидели в безмолвной тишине. В руке у Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, была небольшая веточка. Он, склонив свою прекрасную голову, о чем-то сосредоточенно думал и чертил на земле какие-то линии и черточки. Через некоторое время он поднял голову и сказал: «Прибегайте к защите Аллаха от мучений в могиле». Он повторил три раза эти слова и продолжил: «Когда мусульманин, оборвав все связи с этой жизнью, устремится в мир иной, Аллах пошлет с небес красивых и сияющих, словно солнечные лучи, Ангелов. Они будут иметь на руках райские саваны и райские благовония. Ангелы сядут вокруг этого человека и заполнят собой все пространство, которое можно окинуть взглядом. В это время подойдет Ангел смерти, сядет возле головы и скажет: «О, чистая, своей верой в Аллаха, душа! Выйди из тела, чтобы достичь милости и прощения Аллаха! »

Когда душа выйдет из тела, Ангел смерти возьмет ее в руку. В это время другие Ангелы выхватят душу праведника из рук Ангела смерти и завернут в саван, принесенный из Рая, натрут благовониями и вознесут ее с земной поверхности на седьмое небо. Ангелы, повстречавшиеся на пути, спросят: «Что за прекрасный запах? Кто же является обладателем этого запаха? » Ангелы, которые несут душу, ответят, произнося самое прекрасное имя на свете: «Это такой-то, сын такого-то». И таким образом, вознесут душу этого раба на седьмое небо. Всевышний Аллах прикажет: «Запишите имя и деяния этого раба в книгу «Иллиййун» и отнесите туда, где находится его тело». Душа в могиле соединится с телом, и в это время, придут два Ангела, которых называют Мункар и Накир. Ангелы посадят умершего в могиле и зададут следующие вопросы:

- Кто твой Господь?

Умерший ответит:

- Мой Господь Аллах.

Ангелы:

- Какую веру ты исповедуешь?

Умерший:

- Ислам.

Ангелы:

- Кто такой Мухаммад, мир Ему, который послан вам? Что ты о нем думаешь?

Умерший:

- Он Пророк Аллаха, мир Ему.

Ангелы:

- Какие ты совершил благочестивые дела?

Умерший:

- Я читал книгу Аллаха, поверил и подтверждаю все, что написано в ней.

В ответ на это с небес раздается голос Ангела: «Он сказал правду. Приготовьте для него прекрасные ложа в Раю. Оденьте его в райские одежды и предоставьте полный покой. Откройте для него окно с видом на райские сады».

Все это будет сделано. Для него принесут райские благовония. Затем расширят его могилу настолько, насколько охватит его взгляд. После этого к нему подойдет некто с красивым лицом и сообщит радостную весть. Умерший спросит у него: «Кто ты? Чье лицо приносит счастье? » Некто ответит: «Я твои прекрасные поступки». На это умерший: «О, Аллах! Пусть быстрее наступит Судный день, чтобы я мог встретиться с родными».

Когда кончается жизненный путь неверующего или грешника, его встретят Ангелы, имеющие черные лица и толстые мешки в руках. Они заполнят все пространство, которое можно окинуть взглядом. В это время подойдет Ангел смерти, и, встав у изголовья, скажет: «О, погрязшая в безверии, нечистая душа! Выйди навстречу Наказанию и мучениям Аллаха! » Эта душа с мучениями отделится от тела. Затем эту душу возьмет Ангел смерти, завернет ее в толстые и грязные мешки. От него будет исходить невыносимый запах. Ангелы, взяв в руки эту душу, вознесут на небеса. Ангелы, повстречавшиеся на пути, спросят: «Кто это, обладатель такого противного запаха? » Его представят, назвав самое худшее имя на земле, «такой-то сын такого-то». Когда они приблизятся к небесам и попросят открыть небесные двери, то им откажут в этой просьбе». Здесь Пророк, да благословит Аллах и приветствует Его, прочитал этот Аят: «Поистине, те, которые считали ложью Наши знамения и превозносились над ними, не откроются им врата неба, и не войдут они в Рай, пока не войдет верблюд в игольное ухо. Так воздаем мы грешникам! » (Сура «Преграды», Аят 40). И продолжил описывать состояние этого несчастного: «Всевышний Аллах прикажет Ангелам: «Запишите его имя и деяния в «Сиджджине», который находится под землей и в который записываются имена и деяния обитателей Ада». Душу этого человека безжалостно выкинут. Она соединится в могиле с телом. К нему подойдут два Ангела и, посадив его, спросят:

- Кто твой Господь? Он ответит, что не знает.

Ангелы:

- Какая у тебя вера?

Умерший:

- Не знаю.

Ангелы:

- Что ты думаешь про личность, которая послана к вам? Имея в виду Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Умерший:

- Не знаю.

В это время с небес раздастся голос Ангела: «Он все время лгал. Приготовьте для него ложе из огня. Откройте для него для него дверь, ведущую в Ад! »

Все это будет сделано. Из приоткрытой двери до могилы несчастного донесется ядовитое пламя огня и жар Ада. Могила настолько сожмет его, что ребра переплетутся между собой. К нему подойдет некто со страшным и противным лицом и скажет: «Это обещанный тебе день. Жди часа, при котором твои печали перейдут в мучения». Умерший спросит: «А кто ты такой? ». Некто ответит: «Я твои поступки, на том свете». В это время умерший взмолится: «О, Господи! Отодвинь наступление часа, не то я погибну». Затем Ангел ударит несчастного кнутом. Этот человек так закричит, что все живые существа, кроме людей и джинов, услышат его дикие крики».

Разные поступки также определяют позицию совершающих их людей в Барзахе.

В соответствии с хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был показан покойный, которого окружали Ангелы наказания, но неожиданно к нему на помощь пришел его намаз, который он совершил во время жизни, и спас его.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я видел собрание разных Пророков, мир Им, и один человек попытался подойти к этому собранию (он был не из их числа), но был отодвинут и не допускался до тех пор, пока гусль (полное омовение) не пришел к нему и не привел его на мое собрание».

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел человека из своей общины, который был окружен пламенем. Он старался уберечь свое лицо от огня. Неожиданно появилась его милостыня и создала преграду между ним и огнем: «Видел человека, окруженного ужасной темнотой, погруженного в печаль и горе. Вдруг к нему явились его Хадж и Умра и вынесли его на поляну Нура (Света)».

Посланник Всевышнего, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я видел человека, в Барзахе, который полз на коленях, пытаясь попасть на Суд Аллаха, но не мог сделать этого. Его благородный характер пришел к нему и привел к Аллаху».

В соответствии с хадисом, когда человека положили в могилу, наказание приближается к нему с разных сторон: слева, справа, сверху, снизу. Но его поклонения (намаз, пост, закят, чтение Куръана и т.д.) защищают его от этого наказания, не дают ему прохода в его могилу.
Вышеуказанный хадис убедительно доказывает, что различные дела поклонения, поистине, помогают человеку в Барзахе.

Совершаемые человеком зловредные поступки тоже дают возможность определить его будущее положение в Барзахе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Спасайте себя от капель мочи, из-за них в могиле следует наказание».

В соответствии с другим хадисом, проходя мимо двух могил наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что один из них был наказан за небрежность в отношении капель мочи. Другой человек был наказан за распускание сплетен и за злословие. В соответствии с еще одним хадисом, рассказанным Ибн Масъудом, да будет им доволен Аллах, человек был захлестан в своей могиле плетью так жестоко, что был поглощен огнем, и все это – за не очищение себя перед намазом.

Совершившие супружескую измену в соответствии с хадисом будут пребывать в огромном огненном котле голыми. Периодически столбы огня будут поднимать тела грешников вверх, к краю котла, но дальше края им подняться не удастся, тела снова упадут на дно, и все это будет повторяться.

Кроме этого, подобные наказания предусмотрены и за другие грехи: гордость, лживость, эгоизм и другие. Да спасет нас Аллах от всего этого!

Можно сказать, что человек может оценить потенциальную позицию в Барзахе. Только Аллах с абсолютной точностью определяет наше положение, но наблюдение за каждодневными поступками поможет определить, вызывают ли они довольство или наказание Аллаха, и в соответствие с этими поступками нас ожидает место в Барзахе.

Поступки определяют наказание или поощрение человека в Барзахе.

Барзах – это огромное место, состоящее из различных стадий, размещающее людей в соответствий с их поступками. Темнота, мучения, страх, огонь, змеи, скорпионы предназначены для совершающих зло; в то время как сады, приятный аромат, фрукты, удовольствия – для совершающих добро.

Много хадисов доказывают и поясняют существование жизни в могиле.

Ученые Ислама сделали следующие выводы, основываясь на них:

* Могила – первая остановка на пути к вечности. Тот, кто смог легко отчитаться при допросе в могиле, тому будет легко и в Судный День. Тому, кто испытал трудности в могиле, будет тяжело и в Судный День.

* Каждый увидит из могилы то место в Раю или в Аду, куда он попадет после Судного Дня.

* Умерший будет слышать все звуки, раздающиеся с поверхности земли, будет понимать все, сказанное людьми. Умерший услышит и ответит на приветствие пришедших посетителей, но живые не могут услышать его.

* Умерший сможет получить пользу от чтения Куръана, раздачи милостыни, которую раздают близкие в честь его памяти. Умерший также может получить пользу от мольбы живых о прощении его грехов.

* Могила для праведников – один из Райских садов. Мусульманин будет там прекрасно проводить время. Но могила бывает и одной из пропастей Ада. Грешник будет там испытывать мучения и истязания.

* Полезно читать свидетельство веры «ля иляhа иляЛлаh» над головой умирающего.

* Допрос в могиле начинается сразу после погребения.

* Жизнь и соединение души и тела совершенно не похожи на те состояния, которые были при жизни на земле. Жизнь на том свете имеет свои особенности.

* Некоторым допрос в могиле не устраивают. В числе этих людей сыддыки (правдивые), шахиды.

* Одной из причин мучений в могиле служит распространение среди людей сплетен и раздувание распрей. Мучения в могиле испытывает и тот, кто не оберегается от брызг мочи и не полностью совершает омовение.

* Необходимо все время прибегать к защите Аллаха от мучений в могиле.

* Аллах сообщает радостную весть для тех, кто при жизни все время, языком и сердцем поминал Его. Люди, постоянно поминающие Аллаха, при жизни продолжат поминание и размышление над Его мощью и в могиле.

* Тела Пророков, мир им, в могиле не разлагаются. Они в могиле продолжают совершать поклонение Господу и воздают Ему хвалу.

* Приветствие и молитвы доходят до Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Ему представляют лица, пославших приветствия и молитвы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвечает на его послание и просит Аллаха о прощении грехов. Кроме этого, до Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, доводят сведения и о поступках его последователей. При хороших поступках он радуется, а при плохих огорчается и просит за них прощения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день будет выступать свидетелем деяний своих последователей.

* Сохраняются и не разлагаются тела следующих лиц: Пророков, мир им, некоторых ученых, которые руководствовались приобретенными знаниями; шахидов; некоторых святых, которые достигли больших духовных высот.

* Души уверовавших будут посещать могилы друг друга.

* Жизнь в могиле прекратиться с наступлением Судного дня.

Последним пристанищем после Судного дня являются Рай или Ад.

Каждый обязан верить в их существование. О них очень много сказано в Куръане и в хадисах.

Ученые, исследовавшие все аяты и хадисы, в которых сказано о Рае и Аде, пришли к следующим результатам:

* Рай и Ад созданы и существуют в данное время. Местонахождение их известны только Аллаху.

* Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, во время чудесного вознесения на небеса видел Рай и Ад.

* Рай и есть последняя остановка для мусульман, Ад – для неверных.

* Аллах пообещал Рай уверовавшим. Мусульманин, у которого есть хоть чуточку веры, в конце концов, обязательно войдет в Рай.

* Ад приготовлен для неверующих, и оттуда невозможно выбраться. Таково Божественное повеление.

Каждое слово Аллаха истинно, и все, что Он повелел, несомненно произойдет.

* Согласно взглядам общины Ахли Сунна валь-джамаъа, Рай и Ад будут существовать вечно. Там нет смерти. После того как войдут обитатели в Рай и Ад, повелением Аллаха будет приведена и зарезана Смерть в виде барана. Именно в это время возрастет радость обитателей Рая, и усилится печаль и страдания обитателей Ада, так как нет больше смерти, чтобы умереть и избавиться от мучений.

* В Раю имеются разные степени. Он имеет восемь ворот. Для каждого, кто попадет туда, в зависимости от количества проведенных дел, приготовлено определенное место и духовные яства. Для арифов, в зависимости от степени познания Аллаха, в Раю приготовлены особые места и возможность получения удовольствия от созерцания Господа.

* Самое почетное место в Раю называется «василя». Это место для самого любимого Посланника – Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

* Самое лучшее наслаждение, которое ожидает обитателей Рая – возможность видеть Аллаха. Также одной из высших наград для верующих будет возможность встречаться с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, который был послан как милость мирам.

* В Раю обязательно присутствуют Ангелы, прислуживающие людям. Самого главного Ангела, который также является привратником Рая, зовут Ридван. Прислужников Рая называют вильданами. Прекрасных девушек, которые будут даны мужчинам, называют гуриями.

* Супруги в земной жизни и в Раю останутся супругами. Вдовы и одинокие женщины будут выданы за Райских мужчин.

* Каждый войдет в Рай молодым. Там никто не стареет и не болеет.

* Наслаждения, состояния и обязанности в Раю совершенно не похожи на земные. Между ними общее только в названиях. В том мире все происходит по другим законам. Там царит дружба, восхваление и поминание Господа. В Раю будет дано все, что пожелают. Там не работают и не знают, что такое усталость, скука, печаль. Рай – место наслаждения и удовольствия. Это место, где открыто проявляются Атрибуты Аллаха.

* Самое большое наказание для обитателей Ада – недовольство Аллаха и невозможность обращения на себя Его взора. Все остальные наказания по сравнению с ними ничего не значат.

* В Аду не сгорают полностью, не превращаются в пепел, не «исчезают» в кипящей воде. Таким образом, избежать наказания невозможно. Тела, сгоревшие в огне или расплавившейся от жара заново создаются, возвращаются в первоначальное состояние, и мучения продолжаются дальше. Так будет длиться вечно.

* В Аду находятся специально назначенные Ангелы. Самый главный – Малик. На этих Ангелов жар Ада не оказывает никакого воздействия. Они никогда не проявляют милосердия к обитателям Ада. Они беспрекословно выполняют то, что им повелено Аллахом.

Сказано в следующих аятах Куръана. «И полностью будет дано каждой душе, что она сделала. А Он лучше знает, что они совершили».

«И погонят тех, которые не веровали, в геенну толпами; а когда они придут, открыты будут двери ее, и скажут им хранители ее: «Разве к вам не приходили посланники из вас, которые читали вам знамения Господа и которые предупреждали вас о встрече с этим днем? » Они скажут: «Да! » Но оправдалось слово наказания над неверными! Сказано им: «Войдите во врата геенны, вечно пребывая там! » Скверно обиталище высокомерных! »

«И погонят тех, которые боялись своего Господа, в Рай толпами. А когда они придут туда, будут открыты врата его и скажут им стражи его: «Мир вам! » Да будет вам благо! Входите же для вечного пребывания! »

Итак, со смертью жизнь души человеческой не заканчивается. До Судного дня продолжается мир Барзаха, где души находятся или в блаженстве или в мучении. Дальше воскрешение и Судный день. В этот день будет судить Сам Всевышний, со своими Сыйфатами Адль и Рахим. Кто уверовал и совершал благие деяния, будет обрадован Раем навечно, кто не уверовал, был атеистом или придавал сотоварищей Аллаху, тому – Ад навечно. Так давайте будем готовы к этому дню, пусть на весах будут тяжелыми наши вознаграждения и легкими наши грехи и ошибки, все что можно исправить на этом свете исправим безотлагательно, ибо возврата с того света не будет.

Господь Наш, прости нам наши грехи и ошибки, укажи нам прямую дорогу, избавь нас от мучений могилы и Ада!

Задание 1.

Составьте сравнительную таблицу «Благоденствия и мучения в могиле».

5.5. Достоинства поминания смерти

 

Мысль о смерти напоминает о смысле нашей жизни – служение и поклонение Аллаху. Готовы ли мы сейчас отвечать за свои поступки перед Ним? Достаточно ли мы сделали угодных Ему дел? Обо всем нужно задуматься уже сегодня, считают мусульмане. Человек должен исправиться, встать на путь Аллаха, стать таким, чтобы им был доволен Наш Господь и чаще вспоминать о смерти по завету Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пока еще не поздно…

Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в мечеть. По дороге он увидел людей, которые разговаривали и смеялись, и сказал им: «Вспоминайте смерть. Клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что знаю я, то смеялись бы мало и плакали бы много». Также однажды на собрании у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, зашла речь об одном человеке, и присутствовавшие люди начали хвалить его. Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Как ваш друг поминает о смерти? » Ему ответили: «Мы почти не слышали, чтобы он вспоминал ее». И он сказал: «Поистине, ваш друг не такой, как вы хвалите его». Следующие хадисы подтверждают предыдущие слова: «Чаще вспоминайте смерть, ибо это очищает от грехов и укрепляет в человеке аскетическое отношение к жизни». «Смерть – лучшее наставление».

В словах сахабов также есть доказательства достоинства поминания смерти. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я пришел к Пророку, мир Ему, десятым из десяти, и один из ансаров спросил: «Кто самый умный человек и кто самый щедрый, о, Пророк Аллаха? » Он ответил: «Самый умный тот, кто чаще всех вспоминает смерть и лучше всех подготовлен к ней. Такие люди занимают высокое положение в земной жизни и будут щедро вознаграждены в жизни следующей». Одна женщина пожаловалась Аише, да будет доволен ей Аллах, на черствость своего сердца, и та посоветовала ей чаще вспоминать смерть, и тогда ее сердце смягчится. Эта женщина так и сделала, сердце ее смягчилось, и она пришла поблагодарить Аишу, да будет доволен ей Аллах.

Есть примеры и из жизни ученых. Мутаарриф ибн Абдуллах ибн Аш-Шахиййар сказал: «Мне приснилось, будто один человек говорит, стоя посреди мечети Аль-Басры: «Воспоминание о смерти оборвало сердца испытывающих страх перед Аллахом, и, клянусь Аллахом, они как будто обезумели». Еще он сказал: «Поистине, смерть отравила живущим в благополучии их благополучие. Стремитесь же к такому благополучию, которому смерть не сможет навредить». Передается, что Ар-Рабиъ Ибн Хусайм вырыл в своем доме могилу и ежедневно ложился в нее по нескольку раз – так он не давал себе забывать о смерти. Он говорил: «Если мое сердце забудет о смерти хотя бы на час, то станет порочным».

Умар ибн Абд Аль-Азиз говорил: «Чаще вспоминай смерть: если ты живешь в достатке, она уменьшит это в твоих глазах, а если ты живешь в нужде, то это даст тебе облегчение». И сказал одному ученому: «Поучи меня». Тот ответил: «Ты не первый халиф, который умрет». «Еще», – попросил Умар ибн Абд Аль-Азиз. Ученый сказал: «Все твои отцы, начиная с Адама, мир Ему, вкусили смерть. Пришла и твоя очередь». И Умар заплакал.

Абу Сулайман Ад-Дараний спросил у Умм Харун: «Ты любишь смерть? » Она ответила: «Нет». Тогда он спросил: «Почему? » Она ответила: «Если бы я прогневала человека, то не хотела бы с ним встречаться. Как я могу хотеть встречи с Ним, ведь я ослушивалась Его! »

Вот примеры и из жизни других Пророков, мир им. Пророк Дауд, мир ему, когда вспоминал о смерти, начинал плакать так, что все части его тела немели, а когда он вспоминал Милость Всевышнего Аллаха, то приходил в себя.

Итак, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам часто вспоминать смерть, посещать могилы умерших, ибо, мысли о смерти смягчают сердца, побуждают совершению добра, удерживают от необдуманных поступков.

Задание 1.

Напишите, как на вас влияет поминание смерти.

Выводы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.109 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь