Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 7. События Судного Дня
После изучения главы студент должен уметь: - раскрыть содержание веры в Судный день; - приводить соответствующие доказательств необходимости веры в Судный день для мусульман; - перечислять события, которые будут происходить в Судный день; - рассказывать о том, какое влияние оказывает на человека вера в Судный день. Введение Все земные деяния людей записывают два Ангела: Ракиб находится у правого плеча и записывает все хорошие деяния, другой – Атид, находится у левого плеча и записывает все плохие деяния. Причем плохие деяния записываются не сразу, Ангел ждет, что может быть человек искренне пожалеет о содеянном и раскается. В случае покаяния плохое деяние не записывается. Поистине, безгранична Милость Всевышнего Аллаха. Он дает возможность каждому искренне покаяться и увеличить количество хороших деяний. Всевышний дал нам и другие возможности увеличить благие деяния. Он дал нам священные дни и ночи, когда в десятки и сотни раз увеличиваются воздаяния за наши благодеяния. Поэтому нам необходимо всеми силами стараться совершать благое и воздерживаться от порицаемого, ибо так же и грех, совершенный в эти периоды времени, также увеличиваются. Итак, в День Суда все земные деяния будут учтены, включая самые мизерные. Будут взвешены особыми весами Мизан хорошие и плохие деяния. И может оказаться, что самое мизерное хорошее или плохое деяние будет играть решающую роль и перетянет чашу весов в ту или иную сторону. Поэтому необходимо стараться соблюдать нормы Ислама во всем, даже в мелочах. 7.1. Дуновение в рог
В нашем удивительном и чудесном мире кипит жизнь. Одни живые существа люди замечают, другие – нет. Вселенная находится в постоянном движении, и так будет продолжаться до того дня, в которой Всевышний погубит все живое, кроме тех, кого Он пожелает оставить: «Все на земле смертны» (сура «Милостивый», аят 26-й). Всевышний Аллах также сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Аллаха» (сура «Рассказ», аят 88-й). Когда настанет этот день, Ангел подует в Рог, и этот звук положит конец жизни на земле и в небесах: «Но подуют в Рог, и тогда умрут те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах желает оставить» (сура «Толпы», аят 68-й). Когда человек услышит этот страшный, разрушительный звук, он не успеет даже оставить завещание и не успеет вернуться к своей семье и друзьям: «Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям» (сура «Йа Син», аяты 49-50-е). В хадисе говорится: «А потом протрубят в Рог, и любой человек, услышавший этот звук, будет слушать его, поднимая и склоняя голову. А первым услышавшим его станет человек, который будет обмазывать глиной стенки водоема для поения своих верблюдов. Он будет поражен, и будут поражены другие люди» (Муслим). Посланник Аллаха, мир ему, также сообщил нам о том, как быстро погибнет все живое, когда настанет Судный день: «Когда настанет Час, два человека, расстелившие одежду свою между собой, не успеют ни заключить сделку, ни свернуть эту одежду. Когда настанет Час, человек, надоивший молока от своей верблюдицы и унесший его, не успеет его выпить. И когда настанет Час, человек, обмазывающий глиной свой водоем, не успеет напоить из него своих верблюдов. И когда настанет Час этот, человек, поднесший ко рту кусок пищи, не успеет съесть его» (Бухарий). Из аята следует, что дуновение будет производиться дважды. Если бы под словом ас-Сур подразумевались тела, в которые Всевышний вдохнет дух, тогда нельзя было бы сказать: «Потом в него подуют еще раз», потому что в День Воскрешения Аллах вдохнет в лишенные жизни тела дух только один раз (Куртубий «Тазкира»). Что касается Ангела, который подует в Рог, то известно, что это Исрафиль, мир ему. Ибн Хаджар Аль-Аскаляний сказал: «Известно, что в Рог подует Исрафиль». День, в который Исрафиль подует в Рог. Судный день наступит в пятницу. Абу Хурайра передает слова Посланника Аллаха, мир ему: «Лучшим из дней, в которые когда-либо поднималось солнце, является пятница. В этот день был сотворен Адам, в этот день он был введен в Рай и в этот же день он был изгнан оттуда, и Судный день наступит не иначе как в пятницу» (Муслим). В другом хадисе говорится, что Судный день наступит в пятницу и в пятницу же будут воскрешены рабы Всевышнего. Аус ибн Аус передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, пятница относится к числу ваших наилучших дней. В этот день был сотворен Адам, и в этот день он умер, и в этот день раздастся трубный глас, и в этот день все будут поражены. Почаще призывайте на меня благословение в этот день, ибо мне будут представляться ваши благословения» (Абу Дауд; Насаи; Ибн Маджа; Байхакый). А вот хадис, который передал Анас: «Мне были показаны дни, и среди них была пятница. Она была подобна сияющему зеркалу, в середине которого была черная точка. Я спросил: «Что это? » Мне ответили; «Судный день»«. Поскольку Судный день наступит в пятницу, то каждую пятницу все творения, кроме людей и джиннов, пребывают в страхе. Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим из дней, в которые всходило солнце, является пятница: в этот день был сотворен Адам, в этот день он был удален из Рая, в этот день он был прощен, и в этот день он умер. И в этот день наступит Судный день. И каждую пятницу с утра, пока солнце не поднимется, все живые существа ожидают наступления Судного дня и боятся его, кроме джиннов и людей» (Абу Дауд; Тирмизий; Насаи; Ахмад). Сколько всего трубных гласов раздастся? Исрафиль подует в Рог дважды; после первого трубного гласа все творения погибнут, а после второго все они будут воскрешены. Всевышний сказал: «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (сура «Толпы», аят 68-й). Первый трубный глас назван в Священном Куръане «сотрясающим», а второй – «следующим за ним». Всевышний Аллах сказал: «В тот день сотрясется все от сотрясающего гласа, вслед за чем последует еще одно сотрясение» (сура «Исторгающие», аяты 6-7-е). В другом месте Куръана первый трубный глас назван «гласом», а о втором говорится как о дуновении в Рог. Всевышний сказал: «Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям. Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил» (сура «Йа Син», аяты 49-51-е). Существуют хадисы, в которых ясно говорится о том, что трубных гласов будет два. Абу Хурайра передает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Между двумя трубными гласами будет сорок». Люди спросили: «О, Абу Хурайра, сорок дней? » Он ответил: «Я не могу сказать». Его снова спросили: «Сорок месяцев? » Он ответил: «Я не могу сказать». Его опять спросили: «Сорок лет? » Он ответил: «Я не могу сказать» (Бухарий, Муслим). АбдуЛлаh ибн Амр ибн Аль-ас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передает слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «А потом протрубят в Рог, и любой человек, услышавший этот звук, станет внимать ему, поднимая и склоняя голову. А первым услышавшим его станет человек, который будет обмазывать глиной стенки водоема для поения своих верблюдов. Он будет поражен, и другие люди будут поражены. А потом Аллах пошлет дождь, подобный росе, от которого вырастут истлевшие тела людей. Затем протрубят в Рог во второй раз, и люди встанут, озираясь» (Муслим). Ибн Масъуд сказал: «Затем Ангел, держащий Рог, встанет между небом и землей и подует в Рог, и каждое живое существо на небесах и на земле умрет, кроме тех, кого Господь твой пожелает оставить. А между двумя дуновениями в Рог будет происходить то, что пожелает Аллах» (Байхакый). Задание 1. Основываясь на полученные знания, напишите план темы «Дуновение в рог». 7.2. Воскрешение
Под Воскрешением понимается возвращение телу человека первоначального вида и оживление его. Когда Всевышний Аллах желает воскресить Своих рабов, Он велит Исрафилю подуть в Рог. После этого душа каждого умершего возвратится в тело, и люди предстанут пред Господом миров: «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах желает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (сура «Толпы», аят 68-й). Всевышний поведал нам о том, как произойдет это удивительное событие: «Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил. Они скажут: «О, горе нам! Кто поднял нас с места, где мы покоились? » «Это – то, что обещал Милостивый, и Посланники говорили правду». Будет один только глас, и все они будут собраны у Нас» (сура «Йа Син», аяты 51-53-е). В хадисах упоминается также о том, что перед вторым трубным гласом с небес прольется дождь, от которого истлевшие тела умерших вырастут вновь. Тела людей вырастут после ниспосланного Аллахом дождя подобно тому, как вырастают из земли растения после дождя в нашем мире. Поэтому Всевышний часто сравнивает Воскрешение людей с оживлением земли посредством растений после дождя. Всевышний сказал: «Он – Тот, Кто направляет ветры добрыми вестниками Своей Милости. Когда же они приносят тяжелые облака, Мы пригоняем их к мертвой земле, проливаем воду и посредством этого взращиваем всевозможные плоды. Таким же образом Мы воскрешаем мертвых. Быть может, вы помянете назидание» (сура «Ограды», аят 57-й). В другом аяте говорится: «Аллах – Тот, Кто посылает ветры, которые поднимают облака. Потом Мы гоним их в мертвые земли и оживляем дождевой водой землю после ее смерти. Таким же образом произойдет Воскрешение» (сура «Творец», аят 9-й). Следует обратить внимание на две фразы: «Таким же образом Мы воскрешаем мертвых» и «Таким же образом произойдет воскрешение». Из их смысла следует вывод, что рост тел умерших после ниспосланного с небес дождя незадолго до второго трубного гласа очень похож на произрастание из земли растений после дождя в этом мире. Известно, что растения формируются из маленьких семян, которые лежат в земле до тех пор, пока на них не попадет вода. Когда же к ним проникает вода, в них просыпается жизнь, они пускают корни в землю и растут, тянутся к небу, и вот уже перед нами прекрасное зеленое растение. Точно так же в Судный день человек формируется из маленькой клетки. Когда на нее попадает вода, она начинает расти подобно тому, как прорастает бобовое зерно. Эта клетка находится в копчике каждого человека. Абу Хурайра передает слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Между двумя трубными гласами – сорок. Затем Аллах ниспошлет с небес воду, и люди станут расти подобно траве. И все в человеке истлеет, кроме одной кости, а именно – копчика, и с него начнется творение в День Воскрешения» (Бухарий; Муслим). От имама Муслима передается такой Хадис: «Есть в человеке кость, которая не истлевает, и из нее он будет воссоздан в День Воскрешения». Люди спросили: «А что это за кость, о, Посланник Аллаха? » Он ответил: «Копчик». По другой версии этого хадиса сказано: «Все тело сына Адама пожирает земля, кроме копчика. С него началось его сотворение, и из него он будет воссоздан» (Муслим, Абу Дауд, Насаи). Достоверные хадисы указывают на то, что тела Пророков, мир им, останутся нетленными и не разлагаются подобно тому, как разлагаются тела других людей. Сказано в хадисе: «Поистине, Аллах запретил земле пожирать тела Пророков» (Абу Дауд). Воскрешение — новое творение. Аллах воскресит Своих рабов, но они при этом будут не совсем такими, какими они были в этом мире. Они не умрут, что бы с ними ни случилось: «Смерть будет подступать к нему со всех сторон, однако он не умрет» (сура «Ибрахим», аят 17-й). Кроме того, люди станут видеть то, чего раньше не видели: в Судный день они увидят Ангелов и джиннов и то, о чем известно только Всевышнему. Обитатели Рая не будут сплевывать, мочиться и испражняться. Первый, кто выйдет из могилы. Первым будет воскрешен и выведен из земли наш Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Абу Хурайра передает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я буду господином потомков Адама в День Воскрешения, первым, чья могила разверзнется, первым, кто станет заступаться, и первым, чье заступничество будет принято» (Муслим). Сбор всех творений на месте предстояния. Всевышний Аллах назвал Судный день Днем сбора, потому что в этот День Аллах соберет вместе всех Своих рабов: «Это день, когда будут собраны люди. Это день, когда все будут присутствовать» (сура «Худ», аят 103-й). Собраны будут все без исключения. «Скажи: «Поистине, как первые, так и последние поколения будут собраны в определенном месте в известный день»» (сура «Событие», аяты 49-50-е). Всевышний обладает абсолютной Властью над Своими рабами, и для Него нет ничего невозможного. Для Него нет ничего сложного в том, чтобы воссоздать и собрать к Себе Своих рабов после их смерти, даже если они погибли в космическом пространстве, или глубоко под землей, или их растерзали дикие звери, или съели хищные рыбы, или даже если они давно истлели в своих могилах: «Где бы вы ни были, Аллах приведет всех вас вместе. Поистине, Аллах может все» (сура «Корова», аят 148-й). Всевышний Аллах сказал: «Мы соберем их всех и никого не упустим» (сура «Пещера», аят 47-й). Упомянутые аяты указывают на то, что собраны будут все творения: люди, джинны и Ангелы. В их число входят и животные. Сказано в Аяте: «Животные будут собраны» (сура «Скручивание», аят 5-й). Также Всевышний сказал: «Среди Его знамений – создание небес и земли, а также тех живых существ, которых Он расселил на них. Он Способен собрать их, когда пожелает» (сура «Совет», аят 29-й). Абу Хурайра сказал: «Аллах соберет все Свои творения в День Воскрешения, включая зверей, птиц, насекомых и так далее, и Он будет настолько справедлив, что взыщет с рогатой скотины в пользу безрогой, после чего Он скажет: «Станьте землей! » – и именно об этом слова Всевышнего: «А неверующий скажет: «Лучше бы мне быть прахом! »» (Куртубий «Тазкира»). Как будет происходить сбор? Рабы Всевышнего будут собраны нагими, босыми и необрезанными. Ибн Аббас передает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, вы будете собраны босыми, нагими и необрезанными». После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал аят: «Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Поистине, Мы сделаем это» (сура «Пророки», аят 104-й). Когда Аиша услышала, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди будут собраны в День Воскрешения босыми, нагими и необрезанными», она спросила: «О, Посланник Аллаха, мужчины и женщины будут вместе и станут смотреть друг на друга? » Он сказал в ответ: «О, Аиша! Это будет день столь ужасный, что им будет не до того, чтобы смотреть друг на друга» (Бухарий; Муслим). В некоторых хадисах упоминается о том, что каждый человек будет воскрешен в той одежде, которая была на нем в момент смерти. Абу Саид Аль-Худрий, когда к нему пришла смерть, попросил принести ему новую одежду и надел ее, после чего сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: «Умерший будет воскрешен в той одежде, в которой он умер»» (Абу Дауд, Ибн Хиббан, Хаким). Байхакий упоминает, что одежда людей истлеет после того, как они восстанут из своих могил, и к месту предстояния они придут уже нагими, а потом их облачат в одеяния Рая. Сначала будут одеты Пророки, мир им, затем самые искренние и праведные люди, а потом уже все остальные в зависимости от своего положения, и каждый будет одет в такую одежду, которая была на нем в момент смерти. А потом обитатели Рая будут облачены в одежды Рая. Под одеждой в данном случае подразумеваются дела, то есть каждый человек будет воскрешен и при нем будут все его дела, как хорошие, так и скверные. Всевышний Аллах сказал: «Однако богобоязненность – лучшее одеяние» (сура «Ограды», аят 26-й). Всевышний также сказал: «Одежды свои очищай! » (сура «Завернувшийся», аят 4-й). В качества доказательства последней версии Байхакий приводит Хадис от Аъмаша, переданный ему Абу Суфьяном со слов Джабира: «Каждый раб Аллаха будет воскрешен в таком состоянии, в котором он умер» (Ибн Касир «Фитан»). Этот хадис приводит Муслим в своем «Сахихе», и из него вовсе не следует, что раб Всевышнего будет воскрешен в той одежде, в которой он умер или в которой был похоронен. Из этого хадиса нетрудно понять, что человек в Судный день будет воскрешен таким, каким он был в момент смерти: верующим или неверующим, сомневающимся в истинности религии или не испытывающим сомнений. К тому же они воскреснут, делая то же, что делали они перед тем, как их постигла смерть. На это указывает хадис, который АбдуЛлаh ибн Умар слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если Аллах желает наказать каких-нибудь людей, наказание постигает и тех праведных верующих, которые были среди них, а потом они воскресают, и каждому воздастся в соответствии с его деяниями» (Муслим). Человек, находившийся в состоянии ихрама, в Судный день будет воскрешен произносящим тальбию. АбдуЛлаh ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передает: «Один человек, находившийся вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, неожиданно упал со своей верблюдицы и сломал себе шею. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обмойте его водой и заверните тело в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в День Воскресения он будет воскрешен произносящим тальбию»» (Бухарий, Муслим). Шахид, умерший на пути Всевышнего, будет воскрешен в Судный день со своими ранами, полученными перед смертью, и они будут сочиться кровью, и цвет ее будет цветом крови, а запах – ароматом мускуса. Именно поэтому желательно подсказывать умирающему слова: «Нет божества, кроме Аллаха», в надежде, что он умрет приверженцем единобожия и в Судный день будет воскрешен произносящим эти прекрасные слова. Одежда рабов Всевышнего в День Воскрешения. Праведных людей облачат в прекрасные одежды, а скверных людей ждут одеяния из смолы, и они покроются струпьями, в общем, их одежда будет отвратительной и отталкивающей. Первым из рабов Всевышнего будет одет Пророк Ибрахим, мир ему. Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передает слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, первым из людей, кого оденут в Судный день, станет Пророк Ибрахим» (Бухарий). Ибн Хаджар сказал: «Аль-Байхакий передает от Ибн Аббаса похожий хадис с добавлениями: «Первым, кто будет одет в одежды Рая, будет Ибрахим, мир ему – его облачат в прекрасное райское одеяние. После этого поставят справа от Арша. А потом приведут меня и облачат в прекрасное райское одеяние, которое не способен представить человек»». Ученые говорят, что причина, по которой именно Ибрахим, мир ему, будет одет первым, в том, что за всю историю человечества не было на земле человека более богобоязненного, чем Ибрахим, мир ему, и его оденут первым, чтобы успокоилось сердце его.
Задание 1. Основываясь на пройденный материал, расскажите об этапах сбора. 2. Найдите не указанные в разделе аяты, в которых говорится о сборе, и запишите их. 7.3. Место сбора
Земля, на поверхности которой будут собраны рабы Всевышнего в Судный день, будет отличаться от той земли, на которой мы живем сейчас. Всевышний Аллах сказал: «В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Одолевающим» (сура «Ибрахим», аят 48-й). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, описал нам место сбора людей. Сахль ибн Сад передает Хадис: «В Судный день люди будут собраны на красновато-белой земле, подобной лепешке из просеянной белой муки» (Бухарий, Муслим). Существует много хадисов, передаваемых от нескольких сподвижников, с таким же смыслом, что и приведенный выше хадис от Бухарий и Муслима. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: - В тот день земля будет заменена другой. - Где же будут люди в это время, о, Посланник Аллаха? - У Сырата. Передал имам Муслим. Задание 1. Найдите другие хадисы о месте сбора и запишите их. 2. Как называется место сбора по-арабски?
7.4. Положение людей в Судный день
В этот трудный День положение людей будет различным. Оно будет во многом зависеть от деяний, которые они совершали при жизни. Пророки, мир им, святые, праведные мусульмане будут собраны в прекрасном образе, они будут верхом, одеты, накормлены и под тенью Арша. Лица их будут сиять. Все собранные создания будут восхищаться ими. Неверующие будут собраны в униженном состоянии. Анас ибн Малик передает, что один человек спросил: «Как приползет неверующий в Судный день на лице своем? » Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в ответ: «Разве Тот, Кто заставил его ходить на двух ногах в этом мире, не способен заставить его ползать на лице в Судный день? » (Бухарий). Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскрешения для любого обладателя золота или серебра, не отдававшего со своего имущества должного, из этого обязательно сделают огненные пластины, после чего раскалят их в пламени Ада и станут прижигать ими его бока, лоб и спину. А как только они остынут, все это будет повторяться для него в течение Дня, равного по продолжительности пятидесяти тысячам лет, пока не завершится Суд над рабами и не будет показана ему его дорога либо в Рай, либо в Ад». Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о владельцах верблюдов, а также о владельцах коров и овец (Муслим). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Гордецы будут собраны в Судный день подобными мелким муравьям, но в виде людей, которых будут унижать со всех сторон» (Тирмизий). Вероломные. Ибн Умар передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда соберет Аллах первых и последних в Судный день, у каждого вероломного человека будет знамя и будет сказано: «Это вероломство такого-то, сына такого-то! »» (Бухарий, Муслим). Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы обнаружите, что наихудшими из людей в Судный день будут двуличные, которые к этим приходили с одним лицом, а к тем – с другим» (Бухарий, Муслим). Сказано в хадисе: «Это тот, кто, давая что-либо, попрекает этим того, кому дает, а также сбывающий свой товар при помощи ложных клятв и опускающий свой изар слишком низко» (Муслим). А также «Это блудливый старец, лживый правитель и горделивый бедняк» (Муслим). Задание 1. Основываясь на прочитанном, ответьте, в каком виде будут собраны люди, совершающие те или иные грехи?
7.5. Заступничество
Когда страдания людей в этот великий и ужасный День станут невыносимыми, и они устанут от своих поисков человека, занимающего высокое положение, чтобы он заступился за них перед их Господом, попросив о том, чтобы начало расчета и избавление людей от ужасов и тягот этого Дня ускорились, им наконец-то будет даровано облегчение. Сначала они придут к своему отцу Адаму, мир ему, желая, чтобы он походатайствовал за них перед Аллахом. При этом они станут перечислять его достоинства и говорить о том почете, который оказал ему Всевышний. Однако Адам, мир ему, откажется заступаться за них и скажет, что не может сделать этого, потому что сам он ослушался Господа своего, когда съел плод с запретного дерева. Затем он посоветует им пойти к Нуху, мир ему, первому из Посланников Аллаха к людям, которого Всевышний назвал благодарным рабом. Однако Нух, мир ему, тоже откажется заступаться за них, упомянув о некоторых своих проступках и упущениях по отношению к Господу. Так Посланники, мир им, будут направлять людей друг к другу до тех пор, пока они не придут к последнему из Посланников – Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, которому простил Аллах все его грехи, и он займет место, из-за которого его будут восхвалять первые и последние, и тогда станет очевидным его высокое положение. Он попросит у Всевышнего разрешения на заступничество, получит разрешение на это. Потом он восхвалит Всевышнего и походатайствует перед ним за свою общину, и его ходатайство будет принято. Так произойдет потому, что Всевышний даровал каждому Пророку, мир ему, возможность обратиться к Нему с мольбой за свою общину, пообещав, что мольба эта не будет отвергнута. Все Пророки, мир им, поспешили обратиться с такими мольбами к Аллаху еще в этом мире, и только наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил эту мольбу на этот День, на этот час, в который его община больше всего нуждается в его мольбе. И да благословит его Аллах и да приветствует, потому что он добр и милосерден по отношению к верующим – так сказал о нем сам Всевышний. Анас ибн Малик передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый Пророк попросил о чем-то для своей общины в этом мире, я же приберег свою мольбу, чтобы использовать ее для заступничества за мою общину в Судный день» (Бухарий; Муслим). Джабир ибн АбдуЛлаh, да будет доволен Аллах им и его отцом, передает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждого Пророка была мольба, связанная с его общиной, с которой он обратился к Аллаху. Я же отложил мольбу свою на потом, чтобы заступиться за мою общину в Судный день» (Муслим). Абу Хурайра передает такой хадис: «Каждому Пророку дарована была мольба, которая не остается без ответа. Все Пророки поспешили со своей мольбой, а я отложил ее на Судный день, чтобы заступиться за свою общину, и она объемлет – если будет на то Воля Аллаха – всех тех из моей общины, кто умер, никого и ничего не придавая Аллаху в сотоварищи» (Бухарий, Муслим, Тирмизий). Анас передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я буду заступаться за тех из моей общины, кто совершил великие грехи» (Тирмизий, Абу Дауд). Хадисы о заступничестве. До нас дошло множество хадисов, в которых описывается величайшее заступничество. Анас ибн Малик сказал: «Мухаммад, мир ему, рассказал нам следующее: «Когда настанет Судный день, людей охватит волнение, и они будут в смятении обращаться друг к другу, после чего придут к Адаму и взмолятся: «3аступись за свое потомство перед твоим Господом! » Он скажет: «Я недостоин того, чтобы быть заступником, а вам следует пойти к Ибрахиму, ибо, поистине, он – любимец Аллаха! » Тогда они придут к Ибрахиму, который скажет: «Я недостоин того, чтобы быть заступником, а вам следует пойти к Мусе, ибо, поистине, Аллах говорил с ним! » Тогда они придут к Мусе, который скажет: «Я недостоин того, чтобы быть заступником, а вам следует пойти к Исе, ибо, поистине, он – почетная душа перед Аллахом! » Тогда они придут к Исе, который скажет: «Я недостоин того, чтобы быть заступником, а вам следует пойти к Мухаммаду! » Тогда они придут ко мне, и я скажу: «Я заступлюсь за вас! » И я попрошу у своего Господа разрешения начать заступничество, и Он разрешит мне. Я воздам Ему хвалу, произнося такие слова восхваления, которые я не смог бы произнести, если бы Он не внушил их мне. А потом я склонюсь в земном поклоне, и Он скажет: «О, Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято! » Тогда я скажу: «О, Господь Мой, моя община, моя община! » И мне будет сказано: «Ступай и выведи из Огня тех, у кого в сердце была вера хоть на вес пшеничного или ячменного зерна! » И я пойду и сделаю это. Потом я вернусь, снова воздам Ему ту же хвалу и склонюсь в земном поклоне, и мне будет сказано: «О, Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято! » Тогда я скажу: «О, Господь Мой, моя община, моя община! » И мне будет сказано: «Ступай и выведи из Огня тех, у кого в сердце была вера хоть на вес горчичного зерна! » И я пойду и сделаю это. Потом я вернусь и снова воздам Ему ту же хвалу, после чего склонюсь в земном поклоне, и мне будет сказано: «О, Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято! » Тогда я скажу: «О, Господь Мой, моя община, моя община! » И Он скажет мне: «Ступай и выведи из Огня тех, у кого в сердце была вера хоть на вес мельчайшего горчичного зерна! » И я пойду и сделаю это»». А в хадисе, который передает Катада от Анаса, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Соберет Аллах людей в Судный день, и придет им в голову такая мысль: «Вот бы нам найти кого-нибудь, кто походатайствовал бы за нас перед нашим Господом, чтобы Он избавил нас от стояния в этом месте! » Тогда они пойдут к Адаму и скажут: «Ты Адам, отец всех людей, Аллах создал тебя рукой Своей, и дал тебе почетную душу, и повелел Ангелам пасть ниц пред тобою. Заступись же за нас пред нашим Господом, чтобы Он избавил нас от стояния в этом месте! » Однако Адам скажет: «Я не тот, кто вам нужен». И он упомянет о своем грехе, за который ему стыдно перед Господом, и скажет: «Идите к Нуху, первому Посланнику, которого направил Аллах к обитателям земли». Люди отправятся к Нуху, но он скажет им: «Я не тот, кто вам нужен». И он упомянет о своей ошибке, за который ему стыдно перед Господом, и скажет: «Идите к Ибрахиму, которого Аллах избрал для Себя любимым». Тогда они отправятся к Ибрахиму, но он скажет: «Я не тот, кто вам нужен», – и он упомянет о своей ошибке, за который ему стыдно перед Господом, и скажет: «Идите к Мусе, с которым говорил Аллах и которому Он даровал Тору». Тогда они отправятся к Мусе, но он скажет им: «Я не тот, кто вам нужен», – и он упомянет о своей ошибке, за который ему стыдно перед Господом, и скажет: «Идите к Исе – душа которого почетна перед ом». Тогда они придут к Исе, но он скажет им: «Я не тот, кто вам нужен. Идите к Мухаммаду – рабу Аллаха». Тогда они придут ко мне, и я попрошу у Господа Моего разрешения, и Он разрешит мне, и я совершу земной поклон, и Он оставит меня в таком положении, сколько желает, а потом мне будет сказано: «О, Мухаммад! Поднимись и говори, и ты будешь услышан, проси, и тебе будет дано, заступайся, и заступничество твое будет Бухарий приводит похожий хадис от Катады со слов Анаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Будут задержаны верующие в Судный день...» Далее следует хадис примерно такого же содержания, как тот, который приведен выше, только конец его звучит так: «Не осталось в Огне никого, кроме тех, кого задержал Куръан, – то есть тех, кто обречен на вечное пребывание в Огне». После этого Пророк прочитал следующий аят: «Быть может, Господь твой возведет тебя на хвалимое место» (сура «Ночное путешествие», аят 79-й). После этого он пояснил: «Это и есть то «хвалимое место», которое было обещано вашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует». А в другой версии имеется добавление: «Выйдут из Огня те, кто говорил: «Нет божества, кроме Аллаха», и в чьих сердцах при этом было благо хотя бы на вес ячменного зернышка. Потом выйдут из Огня те, кто говорил: «Нет божества, кроме Аллаха», и в чьих сердцах при этом было благо хотя бы на вес пшеничного зернышка. А затем выйдут из Огня те, кто говорил: «Нет божества, кроме Аллаха», и в чьих сердцах при этом было благо хотя бы на вес пылинки». Бухарий приводит часть этого хадиса от Хумайда со слов Анаса: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Судный день я буду заступаться и скажу: «О, Господь! Пусть войдут в Рай те, в чьих сердцах была вера хотя бы на вес горчичного зернышка», – и они войдут. После этого я скажу: «Пусть войдут в Рай те, в чьих сердцах было хоть сколько-нибудь веры»». |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы