Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 8. Вера в ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ



После изучения главы студент должен уметь:

- дать точное определение веры в судьбу;

- приводить доказательства обязательности веры в предопределение для мусульманина;

- избегать, предупреждать и опровергать ложные убеждения о вере в предопределение;

- рассказывать о положительных результатах веры в предопределение;

- понимать воздействие веры в предопределение на его жизнь.

Введение

Шестое условие имана – это вера в Предопределение. Мусульмане придерживаются того, что каждая вещь предопределена Аллахом, Он является Создателем деяний рабов. И неверие – по желанию и воле Аллаха, но Он не доволен им и не любит его. Он хочет его существование, но не доволен как религией. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы сотворили все сущее в должной мере согласно Нашей мудрости» (сура «Звезда», аят 49-й).

8.1. Суть веры в предопределение и доказательства

ее обязательности для мусульманина

 

Каждый мусульманин должен верить в Предопределение добра и зла, то есть во все то, что стало существовать, включая и хорошее, и плохое, и добро, и зло, что все это определено Вечной Волей Аллаха. Это и есть вера в предопределение.

Важно отменить, что великий ученый имам Ат-Тахауий сказал: «Основа предопределения – секрет Аллаха, никто не знает его, кроме Аллаха, даже не знает почетный Ангел и посланный Пророк, мир ему. И нельзя углубляться в это». Также сказано в Куръане: «Никто не имеет права спрашивать о том, что делает Аллах. А они сами (созданные) будут спрошены».

Из этого следует что, мусульмане, не должны углубляться в вопросы судьбы, так как это скрытое от них знание. Разум людей, так же как и все другие органы, ограничен, поэтому они что-то понимают, а что-то – нет. Например, они не могут объять разумом вечность без начала. Кто-нибудь может ответить и объяснить, как это? Нет, никто не может. Так же и с вопросом судьбы. Суть ее – гайб (сокровенное) знание.

Сказал имам Насафий в своей книге: «Предопределено, что каждая вещь произойдет так и никак иначе, только так будет. Предопределение предвечно, оно соответствует предвечному Знанию Всевышнего Аллаха».

Любое благое деяние рабов делается по предопределению Аллаха, с Его одобрения и любви. Любые грехи рабов делаются по предопределению Аллаха, без Его одобрения и любви. Сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Вера – это верить в Аллаха, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, мир им, в Судный день и верить в предопределение добра и зла» (Передал имам Муслим).

Существуют следующие доказательства обязательности веры в предопределение для каждого мусульманина.

Например, Всевышний Аллах сказал: «Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (сура «Развод», аят 3-й).

Всевышний также сказал: «Поистине, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (сура «Месяц», аят 49-й). Таких доказательств в Священном Куръане множество.

В хадисе Джибрииля, мир ему, вера в предопределение упоминается в числе столпов имана.

Когда Ибн Умару, да будет доволен Аллах им и его отцом, рассказали о людях, отрицающих предопределение, он сказал: «Если встретишь их, передай им, что я не имею к ним отношения и они не имеют ко мне отношения. Клянусь Тем, Кем клянется АбдуЛлаh ибн Умар, если бы у любого из них было золото размером с гору Ухуд и он потратил бы его на пути Аллаха, Аллах не принял бы это от него до тех пор, пока он не уверует в предопределение! ». Затем он привел в качестве доказательства хадис Джибрииля, мир ему.

Задание 1.

Найдите и выпишите, пользуясь тафсиром, аяты о предопределении судеб созданий Всевышним.

 

8.2. Кадар (такдир) и када

 

Кадар (такдир) – предопределение Всевышним Аллахом всего хорошего и плохого, что будет происходить от извечности (азаль) до бесконечности (абад) согласно Своему вечному знанию. Это вера в то, что Всевышний Аллах записал судьбы творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли. Он сотворил Письменную трость и велел ей записать на Хранимой скрижали все, что создано в соответствии с Его знанием, произойдет до самого Судного дня. «Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали)» (сура «Йа Син», аят 12-й).

В другом хадисе сказано: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, первым, что сотворил Аллах, стала Письменная трость. Он сказал ей: «Пиши! » Она спросила: «Господи, а что мне писать? » Он сказал: «Пиши предопределенные судьбы всего вплоть до Судного дня»« (Бухарийй, Абу Дауд).

АбдуЛлаh ибн Масъуд передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, каждый из вас сначала находится в чреве матери в течение сорока дней, затем столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет Ангела, который вдыхает в него дух и получает веление записать четыре вещи: его удел, его жизненный срок, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая, пока не окажется от Рая на расстоянии локтя, а потом возобладает то, что написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Огня и войдет в Огонь. И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Огня, пока не окажется от Огня на расстоянии локтя, а потом возобладает то, что написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей Рая» (Бухарий; Муслим).

Када – это осуществление божественной программы, то есть осуществление Всевышним Аллахом всего того, что предопределено Им изначально, точно в срок, исходя из Его вечных знаний и по Его воле. Например: Всевышний Аллах пожелал и предопределил день рождение какого-то человека – это кадар. Сотворение Всевышним Аллахом рождение этого человека в предопределенный день называется Када.

Задание 1.

Напишите примеры кадар и када из своей жизни. Например: «Всевышний предопределил мое рождение – это кадар. Я родился(ась) – это када. Он предопределил мое получение знаний по религии – это кадар. Я получаю знания – это када». 10 примеров.

 

8.3. Свобода выбора людей (ирада-и джузьиййа)

 

Ирада-и джузьиййя – это данная Всевышним Аллахом ограниченная свобода выбора пути Своему рабу. Это понятие имеет очень важное значение. С этой точки зрения человек заслуживает и Рай, и Ад по собственной воле. Безусловно, единственным Творцом является только Всевышний Аллах. Если не пожелает и не сотворит Он, то ничто и не возникнет. Так что рабу Аллаха предоставлен выбор делать добро или зло (касб), а Творцом или Создателем является только Аллах. Проявляющий непокорность, совершающий грех человек не сможет снять с себя ответственность за свои поступки, говоря: «Что же я могу поделать, если Аллах так желал, если так Он сотворил? » Да, Аллах желал, потому что человек сам выбрал этот путь и старался совершить этот грех. Однако здесь важно помнить, что и выбор человека находится под волей Всевышнего.

Здесь уместно привести такой пример. Если два человека посадили сад и им сказали, что в этом году будут очень неблагоприятные погодные условия для его выращивания, и оба они поступят по-разному, то и результат их будет разным. Тот, кто несмотря ни на что тщательно ухаживал за своим садом, имеет больше шансов на получение хорошего урожая. А тот, кто ничего не делал, точно ничего не получит, кроме, возможно, каких-то ничтожных крох. Так и с делами человека.

Мусульмане знают, что Всевышний Аллах направил к ним Пророков, мир им, и через них направил повеление и запрет: это обязательно (фард), это запретно (харам), это желательно (мустахаб), это нежелательно (макрух), это допустимо (мубах). Все эти законы Он направил к ним. Если бы Всевышний Аллах не оставил человеку никакого выбора, то в чем был бы смысл таклифа? Какой смысл говорить человеку «Делай то-то», если он не может выбрать сделать по-другому. У человека есть какая-то степень, какое-то пространство выбора, которым определяется то или иное действие.

Задание 1.

Подробно перескажите пройденную тему.

8.4. Результаты веры в предопределение

Усердие в создании причин для всего, что приносит человеку пользу в религии и в мирской жизни, и отказ от праздности. Иными словами, вера в предопределение заставляет человека трудиться, поскольку отказ от деятельности противоречит вере в предопределение.

Вера в предопределение делает мусульманина сильной и уравновешенной личностью, которая не пасует перед жизненными трудностями. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро. Это не относится к молящимся» (сура «Ступени», аяты 19-22-е).

У верующего все наоборот. Если с ним случается беда, он проявляет терпение, и это становится благом для него. А если с ним случается что-то хорошее, он благодарит Всевышнего, и это тоже становится для него благом. Сердце того, кто верит в предопределение, всегда связано с Всевышним Аллахом. А эта связь является причиной многих видов сердечного поклонения, например, искренности, упования только на Аллаха, связывания надежд только с Господом. Сердце такого человека не устремляется к творениям, потому что он понимает – они не способны принести пользу или отвести вред. Благодаря вере в предопределение, раб Всевышнего постоянно пребывает между страхом и надеждой. Он не полагается на свое поклонение Всевышнему и не считает, что если он сейчас покорен Аллаху, то ему гарантирован Рай. Он понимает, что может случиться все что угодно, и не знает, каким будет его конец и завершение его дел. А если он ослушивается Аллаха, совершая грех, то не впадает в отчаяние, а надеется на милость и прощение Всевышнего и на то, что Он поможет ему измениться в лучшую сторону.

Вера в предопределение придает человеку смелости, дает ему силы отстаивать истину, помогает ему быть стойким перед лицом испытаний, потому что он знает: его постигнет лишь то, что предопределено ему Всевышним.

Вера в предопределение очищает душу человека от зависти. Он понимает: Всевышний Аллах распределяет удел, а зависть является, по сути, возражением против предопределения Всевышнего.

Задание 1.

Напишите сочинение на тему «Как на меня влияет вера в предопределение».

8.5. Неправильные убеждения, касающиеся веры в предопределение

 

Отрицание предопределения есть неверие во Всевышнего Аллаха и обвинение Господа и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, во лжи.

Отказ от действий под предлогом того, что все и так предопределено – это огромная ошибка, потому что дела человека записываются на основании изначального знания Аллаха о том, что Его раб совершит их после того, как будет сотворен. После сотворения, дела человека непременно соответствуют изначальному знанию Аллаха, потому что оно неизменно и объемлет все. Всевышний Аллах ниспослал законы, велел Своим рабам исполнять Его веления и соблюдать Его запреты и сообщил им о Своем предопределении, дабы они уверовали в него и были усердными в поклонении Ему, а не для того, чтобы они приводили предопределение в качестве оправдания собственного бездействия. Кто бездействует, полагаясь на предопределение Всевышнего, тот подвергает себя опасности, потому что он делает скверные предположения об Аллахе и своим поведением как будто утверждает, что ему известно предопределение Аллаха заранее. К тому же такой человек отказывается исполнять религиозные обязанности, возложенные на него Всевышним. Удивительно, что находятся люди, которые оправдывают свое уклонение от исполнения религиозных обязанностей предопределением, хотя этот довод несостоятелен, и в то же время упорно трудятся ради обретения мирских благ и им не нравится, когда их обидчик или человек, покушающийся на их имущество, приводит в качестве оправдания предопределение Всевышнего Аллаха.

Оправдание отказа от благих дел предопределением Всевышнего. Некоторые люди говорят: мол, я не совершаю благие дела, потому что Аллах не хочет, чтобы я совершал их. Всевышний Аллах показал несостоятельность этих доводов и разбил их, сказав: «Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего».

«Так же считали лжецами Посланников те, кто был до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете» (сура «Скот», аят 148-й).

Подобные утверждения безосновательны.

Недовольство и ропот как ответ на предопределение Всевышнего Аллаха. Например, человек говорит: «Если бы я сделал то-то, этого бы не случилось и все получилось бы так, как я хотел». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил говорить «если бы…» как возражение против предопределения и выражение недовольства им.

Или же человек ругает время, в которое с ним случилось несчастье. Время не имеет никакой власти над происходящими событиями и оно не способно навлечь беду или, напротив, стать причиной радостного события в жизни человека. Все происходит по воле Всевышнего Аллаха и в полном соответствии с Его предопределением, а порицание времени в действительности является порицанием Того, Кто сотворил время.

Задание 1.

Основываясь на изученном, расскажите, какие ложные убеждения могут быть при незнании истинного убеждения веры в предопределение.

 

Выводы

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах предопределил судьбы до того, как создал небеса и землю за пятьдесят тысяч лет, а до этого Арш был создан после создания воды». Нельзя представить сотворение этих удивительных созданий, кроме того, что сотворил их Знающий, знание которого предшествовало их творению.

Но человек не должен сидеть сложа руки и ссылаясь на предопределение, ведь Всевышний дал ему право свободы выбора. Люди должны стараться на Его пути, тогда они достигнут успеха, если на то будет Воля Всевышнего.

Задания к главе.

Задание 1.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, нежели слабый, хотя в каждом из них благо. Стремись к тому, что полезно для тебя, проси Аллаха о помощи и не проявляй слабости. И если с тобой случится что-то, не говори: «Если бы я сделал то-то и то-то, было бы то-то и то-то», но говори: «Предопределение Аллаха, и Он сделал, что пожелал», ибо, поистине, «если бы» дает шайтану возможность действовать» (Муслим, № 2664).

Определите, какая часть хадиса соответствует следующим фразам:

- испрашивание защиты и помощи у Аллаха;

- создание причин, труд, деятельность;

- напоминание самому себе о предопределении Всевышнего Аллаха;

- запрет жалеть об упущенном и несбывшемся.

 

Задание 2.

Как можно проявить терпение по отношению к горечи предопределения сердцем, языком и органами тела в случае, когда вы вложили средства в торговый проект и потерпели убытки, лишившись всех вложенных средств?

 

Вопросы к главе.

1. Что такое вера в предопределение?

2. Чем отличаются понятия предопределение (када) и исполнение предопределения (кадар)?

3. Расскажите историю первых созданий?

4. Дела людей сотворены Всевышним. Что это означает?

6. Как может верующий избавиться от такого недуга, как слабость, ощущение собственного бессилия?

Литература:

1. Единобожие: учебное пособие / Под общ. ред. И. Бадави. – М.: Умма, 2014. – 512 с.

2. Сахих аль-Бухари. Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует: Ясное изложение хадисов «Достоверного сборника» составил имам Абу-ль-‘Аббас Ахмад бин ‘Абд-уль-Латыф аз-Зубайди / пер. с араб. А.Нирша. – 5-е изд., испр. – М.: Умма, 2008. – 940 с.

3. Языджы, С. Основы исламских знаний (вероучение, поклонение, нравственность) / С. Языджы; пер. с турецкого. – М.: Издательская группа «Сад», 2009. – 348 с.

заключение

 

Самое ценное, что есть у мусульманина – это вера. Человек, у которого есть вера, в этой жизни получит благополучие и спокойствие, а в будущей жизни – вечное счастье. Условием вхождения в сады рая является сохранение веры до последнего вздоха. Человек, имевший веру, но умерший без нее, не получит Милости Аллаха в будущей жизни и навечно попадет в ад. У того, кто отступил от веры, все добрые дела пропадают.

Аяты Куръана и Сунна указывают на то, что вера зиждется на шести могучих столпах: 1) вера в Аллаха, 2) вера в Ангелов, 3) вера в Писания, 4) вера в Посланников Аллаха, 5) вера в Судный день, 6) вера в предопределение.

Поэтому мусульмане должны оберегать веру и сторониться от всего, что может привести к отступлению от нее. Если же с кем-то это произошло, то нужно принять Ислам, вновь произнося Исламское свидетельство (шахадат), и это будет являться покаянием.

Литература

1. Абу Джа`фар. Акыда ат-Тахавийя Ат-Тахави / Абу Джа`фар ат-Тахави. Одобрено экспертным советом Духовного управления мусульман Дагестана. Ответственный эксперт: А. Абукаев. –1-е изд. – 44 с.

2. Единобожие: учебное пособие / Под общ. ред. И. Бадави. – М.: Умма, 2014. – 512 с.

3. Абд аль-Малик 'Абд ар-Рахман Ас-Са'ди. Исламское вероучение (Толкование акиды «Ан-Насафия» (Шарх ан-Насафия фи аль-'акыда аль-исламия) / Абд аль-Малик 'Абд ар-Рахман ас-Са'ди. – Казань: Иман, 2007. – 232 с.

4. Абу Хамид Ал-Газали. Воскрешение наук о вере. Избранные главы / Абу Хамид ал-Газали; пер. с араб., исслед. и комм. В.В. Наумкина. – М.: Памятники письменности востока, 1980. – 376 с.

5. Абу Хамид Аль-Газали. Сакральные тайны смерти и могилы / Абу Хамид Аль-Газали. – Казань, 2012. – 176 с.

6. Абу Хамид Аль-Газали. 99 прекрасных имен Аллаха / пер. с араб. Абу Хамид аль-Газали. – М., СПб.: Диля, 2009. – 237 с.

7. Мухаммад Саийид Тантив. Аль-Мунтахаб. Толкование Священного Куръана на русском языке / Мухаммад Саийид Тантив. – Казань: Академия познания, 2012. – 639 с.

8. Имам ан-Насафи. Акыда (Символ Веры) / Имам ан-Насафи; пер. с арабского С.Д. Шагавиев. – Казань, 2010. – 12 с.

9. Каримбердиев, Т.С., Хайдаров, Р.Р. Лекции по предмету: «Акаид» / Т.С. Каримбердиев, Р.Р. Хайдаров. – 1-я ч. – Уфа, 2007. – 94 с.

10. Каримбердиев, Т.С., Хайдаров, Р.Р. Лекции по предмету: «Акаид» / Т.С. Каримбердиев, Р.Р. Хайдаров. – 2-я ч. – Уфа, 2007. – 86 с.

11. Наджмуддин ибн Умар Ан-Насафи. Матн аль-Акаид. Репринтное издание. – Казань: Иман, 2000. – 13 с.

12. Сахих аль-Бухари. Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует: Ясное изложение хадисов «Достоверного сборника» составил имам Абу-ль-‘Аббас Ахмад бин ‘Абд-уль-Латыф аз-Зубайди / пер. с араб. А.Нирша. – 5-е изд., испр. – М.: Умма, 2008. – 940 с.

13. Языджы, С. Основы исламских знаний (вероучение, поклонение, нравственность) / С. Языджы; пер. с турецкого. – М.: Издательская группа «Сад», 2009. – 348 с.

14. Аль-Ашкар Умар Сулейман. Мир благородных ангелов / Аль-Ашкар Умар Сулейман. – Казань: Академия познания, 2004. – 109 с.

15. Марджани, Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов Ан-Насафи (ал-Хикма ал-балига) / Ш. Марджани; предисл. и пер. с араб. Д. Шагавиева. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. – 479 с.

16. Шагавиев, Д.А. Основы Ислама / Д.А. Шагавиев. – М.: Алтын мирас, 2012. – 180 с.

Приложение 1

Итоговой тест

1. Кто из Ангелов будет участвовать во взвешивании на Мизан?

а) Микаиль и Джибрииль

б) Джибрииль и Исрафиль

в) Исрафиль и Азраиль

2. Где начало моста Сырат?

а) Арш

б) Небо

в) Махшар

3. С чьего заступничества (шафаат) начнется Судный День?

а) Пророка Адама, мир Ему

б) Пророка Мухаммада, мир Ему

в) Пророка Ибрахима, мир Ему

4. В каком случае книга деяний не закрывается в этой жизни?

а) много читал Намаза

б) много читал Куръан

в) посадил дерево ради Всевышнего

5. Через какие ворота Рая войдут те, кто много держал Уразу?

а) Райан

б) через все ворота

в) Фирдаус

6. Что является самым лучшим благом Рая?

а) красивая одежда

б) видение Аллаха

в) вкусная еда

7. Как называется жизнь в могиле?

а) Барзах

б) Маут

в) Хаят

8. Что является плохим признаком после смерти?

а) Смерть в ночь на среду

б) Неприятное выражение лица

в) Смерть в аварии

9. В течении скольки дней лучше выразить соболезнования?

а) 1

б) 2

в) 3

10. Какой признак указывает на высокомерие?

а) Улыбка

б) Хвастовство

в) Издевательство над созданиями

Приложение 2

Авторский шамаиль Галияскаровой Л.Р. «Рай»

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь