Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русский символизм: философская основа, черты поэтики (А.Блок, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов и др.).



Первыми теоретиками русского символизма стали поэты Николай Минский(Виленкин) и Дмитрий Мережковский. «При свете совести»- работа Минского была этическим обоснованием русского символизма. Его эстетические основы попытался сформулировать Д.Мережковский.В 1892 году Д. Мережковский прочитал серию лекций, которые издал в 1893 году вПетербурге под общим названием «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».Д. Мережковский утверждал, что литературу завели в кризисное состояние материализм и гражданская тенденциозность и что основу искусства составляют не они, а религиозное чувство, предчувствие «божественного идеализма». Из кризиса литературу должно было вывести: 1) религиозно-мистическое содержание; 2) поэтика символов; 3) «расширение художественной впечатлительности в духе изощренного импрессионизма».Мережковский говорил о наличии двух миров: материального и духовного. При этом душа составляет наибольшую тайну, в которую художник может и должен проникнуть с помощью мистического прозрения. Средством установления связи с иным, высшим миром у символистов становится символ (от греч. «знак», «примета», а в одном из значений – «связь»). Как средство художественной выразительности символ издавна существовал в литературе, однако символисты придали ему особый смысл. В их творчестве это мистический символ, средство связи с «иным миром», познания неведомого. Значение мистического символа установить непросто: это слово-намек, смутный образ, действующий скорее по законам музыки, чем логики; его смыслы обязательно включали в себя значения и земной, и «иной» сфер. Для этого служили и другие выразительные средства: повторы – слов или звуков (аллитерации – согласных, ассонансы – гласных), напевность, причудливость образов. Недаром одним из основных свойств символистской поэзии является суггестивность (от лат. suggestio – внушение): читатель не должен понимать, он должен чувствовать. В русском символизме можно выделить следующие течения: 1) старшие символисты, представленные «петербургской» и «московской» школами; 2) младосимволисты.«Петербургская» и «московская» группы старших символистов различались по своим философским установкам и подходам к искусству. В «Петербургскую» группу входили Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, А Добролюбов.Для них (особенно для Мережковского и Гиппиус, которые развили наиболее активную культурную деятельность) была важна религиозная составляющая. Народников они осуждали именно за недооценку религиозного, духовного фактора. В искусстве представители Петербургской группы видели силу, способную спасти мир, и неотделимыми от художественных для них были религиозно-философские поиски. Проблемам соотношения духовного и телесного, божественного и человеческого посвящена значительная часть творчества Мережковского. Он начинал как поэт, но наиболее ярко проявил себя как прозаик, создавал драматургию, публицистику, историко-литературные работы. Наиболее значительны его трилогии «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя».Для «Московской» группы символистов определяющей была не религиозная, а

эстетическая составляющая поэзии: для них литература была прежде всего искусством слова. Большое значение для развития русской поэзии имело и творчество К.Бальмонта, который достиг вершин в поэтическом импрессионизме, а также в звукописи, создании особой напевности стиха. Несмотря на различие философско-эстетических установок, «петербургская» и «московская» группы символистов имели между собой много общего, прежде всего – в области поэтики (абсолютизация символа, суггестивность). Все символисты главным достоинством поэзии считали музыкальность произведений, которая достигалась через их особую фонетическую и ритмическую организацию. В 1904 году формируется новая группа символистов, которых принято называть «младшими» символистами (младосимволистами). Она выросла из кружка последователей учения Вл. Соловьева (Москва). В него входили племянник Вл. Соловьева Сергей, А.Белый, Лев Кобылинский (Эллис), позже - А.Блок. Вл. Соловьев – русский поэт и религиозный философ конца ХIХ века.К 1910 году в символистской среде наметился явный кризис. В 1909-1910 г.г.перестают существовать ведущие символистские журналы «Весы» (глава – Брюсов) и «Золотое руно». В 1910 г. на страницах Петербургского модернистского журнала «Аполлон»развернулась дискуссия о дальнейшей судьбе русского символизма. Вяч.Иванов в статье «Заветы символизма» отстаивал идею о поэзии как религиозном действе. А. Блок поддержал Вяч.Иванова (статья «О современном состоянии русского символизма») и поднял вопрос о духовном кризисе интеллигенции. В дискуссию вступил В.Брюсов. В статье «О речи рабской в защиту поэзии» он отстаивал свободу искусства от всяких общественных и религиозных целей, то есть позицию «чистого искусства».Считается, что в 1910 году символизм утратил свое ведущее значение.Печатными центрами симвлизма сьали издательства Скорпион, мусагет, Гриф, журналы Золотое руно, Мир искусства. Органом московских символистов был возглавляемый Брюсовым журнал Весы. Идеи младосимволистов: 1.мистическая-поэзия, которая должна уподобаться молитве, 2.работа поэта по призыву Софии, т.е.боготворчество-помощь поэта Богу.3.соборность(Иванов)-участие всего человечества в преобразовании мира (статья Заветы символизма-Иванов доказывает идеи младосимволистов) Стадии: символизма: пессимистический символизм, утопический символзм, ревизия пути развития символизма.. Творчество Блока. Основные темы Блока: 1. любовь («Стихи прекрасной даме»), 2. гражд мотивы (Фабрика), 3. патриотическая тема (На поле Куликовом), 4.тема поэта и поэзии (Поэты), 5. тема страшного мира (Холодный день). Как все символисты, Блок создал свой мир символических образов. Это Прекрасная Дама, Вечная Жена, незнакомка, позже – Снежная Дева. Родина у Блока двойственна, как у Лермонтова. В ранних стихах (Русь, Русь опоясана реками) образ Родины овеян сказочным духом, колдовскими мотивами, некой тайной. Позже Блок воссоздает образ печальной, нищей, богомольной России, застывшей в своей неизменности. В цикле «На поле Куликовом» победившая монгольское нашествие Русь воплощается в образе степной кобылицы, мчащейся по истории. Образ России многогранен, лиричен, философски насыщен. От изображения России патриархальной Блок приходит к изображению новой России городов, железных дорог, заводов. Сквозные образы – ветер, вьюга, метель как символ стихии, позже – революции, образ пути, дороги, образ океана – земной и небесной дали. В поэзии А. Блока создана целостная система символов. «В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований. Заря, звезда, солнце, белый цвет — все это синонимы Прекрасной Дамы… Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак ее приближения. Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь — разлука и торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически. «Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок писал прилагательное «жолтый» через о и придавал этому большое значение) символизируют пошлость повседневности. Лирика А. Блока необычайно музыкальна. По мнению поэта, музыка — это внутренняя сущность мира. Также большое значение Блок придавал цвету. Для его творчества цвет — средство символического изображения мира. Основные цвета в поэзии Блока — белый и чёрный, что обусловлено эстетикой символизма, рассматривающего мир как контрастное соединение идеального и реального, земного и небесного. Белый цвет прежде всего символизирует святость, чистоту, отрешённость. Частотность использования белого цвета снижается по мере развития поэзии Блока от символизма к реализму «страшного мира» и революции, а использования чёрного — повышается. Чёрный цвет в лирике Блока символизирует одержимость, неистовство, трагизм, отчаяние, неприкаянность.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь