Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественные особенности прозы И. А. Бунина («Антоновские яблоки», «Суходол», «Деревня», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» и др.).



С мая 1918 г. Б. жил на юге России, а в 1920 г. эмигрирует в Константинополь, далее на Балканы и во Францию. Всё это время Б. ведёт дневник - основа кн. " Окаянные дни". Очерки частично публ-сь в 1925 в газете " Возрождение", отд. книгой вышли в 1928. Но это была книга не в полном объёме, лишь в 1948 в берлинском издании собрания сочинений Б. очерки вышли полностью.Б. – первооткрыватель в эмигрантской л-ре синтетического жанра, имеющего черты документальной хроники, философского-поэтич. трактата и лит.-быт. зарисовок. Документально-ист., публиц. и худ. – вот уровни книги " Окаянные дни".

В 1924 появл. сб. " Роза Иерихона". Б. включает сюда рассказы, написанные до рев-ции, и несколько сатирических новелл, написанных уже в эмиграции. В частности, Б.-эмигрант переделывает новеллу " Старуха". Присутствуют 2 лит. рода – проза и поэзия: с одной ст., возникает впечатление, что все новеллы и рассказы сб. можно отнести к поэтич. стихии, с др. ст., Б. здесь нащупывает свой гл. приём: ему важно ввести в процесс письма воспоминания. Воспоминания – гл. предпосылка тв-ва Б., сертификат подлинности чувства. Этот приём Б. заимствует у Толстого. Из воспоминаний разворачивается огромная описательная панорама. Что хар-ет названный сб. – это попытка Б. разрешить дилемму: как найти золотую середину между восточной гармонией и западным антропоцентризмом. 1925 – Б. пытается освоить жанр повести, он пишет 2 повести, к к-рым до конца жизни относился как к пробным, экспериментальным: " Дело корнета Елагина" и " Митина любовь"." Дело корнета Елагина" – лит. эксперимент, и если Бунин отличался особ-тью дополнять, редактировать ранее написанные тексты, то эту повесть он не переделывал, и при жизни она не переиздавалась. В повести читаются прототипические явления: Б. преследовал призрак Варвары Пащенко, его орловской возлюбленной. В стр-ре повести есть повествователь, 2 гл. героя и описание с двух т. зр. Рассказ с типично достоевской темой, пропущенной через призму модернизма и фрейдизма. Героиня напоминает инфернальную героиню Достоевского: Мария Сосновская – это отчасти опошленный вариант Настасьи Филипповны.Доминантные темы " Митиной любви" – любовь и смерть. Гл. герой, Митя, не выдерживает испытания любовью. Для него мир замкнулся на запахе перчаток возлюбленной, к-рая, в свою очередь, не мыслит своей жизни без театра. В повести есть Москва как символ пошлого театр. мира, и есть деревня, куда уезжает Митя, но там оказывается ещё более глупо и пошло. Внутр. смысл проявляется, если правильно читать символы. Образ лесника: лесник – искуситель, проводник инстинктов плоти. Б. затрагивает 2 момента. 1.худ. исслед-е страсти (и тогда " Митина любовь" – наброски к " Тёмным аллеям" ). 2.переживание первой любви у юношей, по мн. Б., очень мучительно и нередко сопряжено со смертью.

Роман " Жизнь Арсеньева" создавался в к. 1920-х, 5-я ч. " Лика" - в 1933. Концепции учёных-литературоведов относительно жанра: 1.Аверин: «ЖА» - роман со скрытой биогр. основой. В романе сохранены имена многих реальных лиц. Часть имён даны как видоизменённые, часть – точно воспроизведены. Герою дана фамилия Арсеньев, и это прочитывается так, что Б. считал себя по отцовской линии родственником поэта Жуковского (побочного сына одного из Буниных), а по материнской – Лермонтова (девичья фамилия матери – Арсеньева). В образе Лики прочитывается Варвара Пащенко. Разветвлённая номинация топонимов соответствует геогр. канве жизни Б.: Бутырки, Каменка и Озерки – реально сущ-е имения. Города Орёл, Елец, Харьков, Киев описаны весьма достоверно. Города Витебск и Полоцк в описании Б. читаются как еврейские местечки. Москва воспр-тся как родное пр-во, Пб – как чужое.2.Заманская полагает, что роман – экзистенциальная биография художника, опыт становления сознания художника. Важен не мир, окружающий сознание ч-ка, а то, как ч-к этот мир воспринимает.3. Феноменологический роман. (Сознание ч-ка направлено не на предметы реальности, а на их интенциональную суть; интенции проявляются через фантазии, воспоминания, желания...)

Ос-ти бунинского нарратива: – авторское сознание выражено на 2 уровнях: 1 – пов-е от лица рассказчика Алексея Арсеньева. Это и субъективное пов-е, и процесс авторской рефлексии. Воспоминание часто переходит в процесс письма. 2 – мировоззр. автора бытийно-филос. типа, к-рый осмысляет реалии как абсолютные величины. Этот повествователь появлятся только в конце 1-й главы книги III. Это очень показательный момент: сцена, когда Арсеньев, ещё герой-рассказчик, в Орле на вокзале попадает в толпу, где встречает траурный поезд царской семьи. Там из поезда выходит поразивший своей внешностью ч-к – великий князь. Фрагмент " Россия, Орёл, весна...".–всепоглощающий бунинский лиризм. По сути, лир. герой явл. 2й ипостасью философствующего автора. Чего принципиально не было у Толстого: филос-ния Толстого никогда не напоминают стихи.–монологичность (моносубъектность) или даже поток сознания, приближающийся к прустовскому (хруст песка на зубах, шершавость ткани... – как исток воспоминаний и ассоциаций).–установка на созерцательность, к-рая, безусловно, восходит к буддийским эстет. системам.Доминантные темы " ЖА": 1.Тема памяти. Б. апробирует разные виды памяти. 1.Память наследственная, к-рая идёт из глубины веков и закрепляется в наших эмоциях и инстинктах практически бессознательно. Эту вид память в описании раннего детства Алёши. 2.Приобретённая память, обусловленная личным опытом. Это прежде всего книжные впечатления и вкусы героя: пролог к " Руслану и Людмиле", " Страшная месть", Толстой. Любимые герои Арсеньева, как и Б., – Анна Каренина и Пьер Безухов, воплощающие в себе, соответственно, чувственную страсть и мечтательность. Автор подаёт книжные впечатления так, как будто они опр-ют последующий путь героя. 3.Творч. память, отвечает за образность, избирательность и узнавание мира. Для Б. память этого рода совершает челночные движения из прошлого в настоящее и обратно.2.Тема жизни и смерти (образует мощный экзистенциально-эмоц. пласт романа). В начале жизн. пути герой думает, что жизнь дана, чтобы постоянно состязаться со смертью; в середине - жизнь и смерть – это ед-во в противостоянии, а все страдания европ. ч-ка обусловлены тем, что у него есть идея миросотворённости и эсхатологическая концепция, чего нет у вост. ч-ка. К концу 5й книги герой проходит испытание 7 смертями, в том числе смертью любимой лошади.3.Тема любви. Если тема смерти решается поэтапно, по мере взросления героя, то тема любви тоже раскрывается в испытаниях. 1.Юношеская любовь к Анхен, чистая, духовная, которая завершается публикацией стихов Арсеньева. Б. даёт понять, что тв-ва не м. б. без музы, и условие высокой худ-ти вещи – трагизм личной судьбы. 2. Лиза Бибикова. Если в повестях Б. пытается исследовать первое чувство, то здесь он уже со знанием дела показывает любовное томление юноши. 3.Торжество плоти – это дворовая девка Тонька, к-рая обостряет чувств-ть героя, прообраз многих героинь из простонародья в " Тёмных аллеях". 4й женский образ, Лика – попытка найти вечную женственность в земном образе. Здесь Б. близок в своих эстет. взглядах к символистам, напрашивается параллель с блоковской Прекрасной Дамой. Самое важное испытание героя смертью – смерть Лики. Для Б. за этим случаем стоит реальный прототип, Варвара Пащенко; но Лика для автора – это и воспоминание о России. Образ Лики включает также некоторые черты Галины Кузнецовой, с к-рой Б. познакомился в 1927 г. как с начинающей поэтессой. Она стала его возлюбленной и ученицей.В 1933 после публ. " ЖА" Б. выдвинут на Ноб. премию и получил ее. В эмигр. кулуарах было мн., что премию могли бы получить и Мережковский, и Шмелёв, к-рые имели более высокие шансы, т.к. Б. отстранился от лит. жизни и редко приезжал в Париж

1е издание " Тёмных аллей" – 1943, Нью-Йорк; 2е – 1946, Париж. Большинство новелл приходится на 1941-42. Ист. ассоциации понятны: Б., в отл. от многих эмигрантов, оказался на неоккуп-ной тер-и, где произошло его воссоед-е с Г.Кузнецовой.Говорить о новеллах как о цикле можно в силу ед-ва темы, органичной архитектоники и ведущего мотива путешествия лир. героя. Призраки возлюбленных как бы и образуют " тёмную аллею".Осн. тема – сфера чел. чувств. Всегда 2 гл. героя, " он" и " она", не всегда герои имеют имена: героиня " Чистого понедельника" имени не имеет. Цель – иссл-ть оттенки любовного чувства. Это м. б. возвышенное чувство обожания и простое плотское влечение, притворная любовь-игра, продажная любовь, любовь-отчаяние, любовь-самозабвение, любовь-жалость. Все новеллы объединяет нечто общее: никогда у Б. любовное чувство не перерастает в прочное земное блаженство, и никогда не встречается возлюбленная, ставшая матерью. Земное счастье в этом худ. мире невозможно. 2-я ос-ть касается поэтики: есть полярное соотношение сюжетного и описательного начал. Полюс опис-ти совершенно не связан с полюсом сюжетности, т.к. все описания, а в каждой новелле много описательных моментов, у Б. выполняют самост. функцию: психолог. анализа, внутр. монолога (как в новелле " Кавказ" ). Финалы новелл почти всегда обманывают сюжетные ожидания читателя (пример – " Натали" ). Ещё черты поэтики: внимание к детали (каждая частность суверенна: герой, похожий на Александра II, – это недвусмысленное указание на красоту), острая оксюморонность (это происходит от полярного напряжения мироощущения: с одной ст., художнический восторг перед чувством, с др., безусходная тоска и скука).

 

Литература русского зарубежья (общая характеристика трех «волн»).

1 волна 1920-40. Причины: 1. Переворот 1917, 2. Гражданская война, 3. Поражение белой гвардии. Писателей объединяло сознание, что эмиграция не простое бегство туда, где жить приятней и безопаснее (так писал Ходасевич), а миссия по сохранению духовных ценностей русской культуры. Состав: большая численность, около 1.5 миллионов человекСуществует 3 основных пласта: 1. Эмигранты (выехали до октябрьской революции) – балетная труппа Дягилева (Нежинский, Павлова, Кшесинский), 2. Пострадавшие (ноябрь 1920) во время Крымской войны: члены Госдумы, Бунин, отец Набокова – всего около 200 тыс. чел. 3. Нелегалы (нач. 20-х гг.) Мережковский, Гиппиус (переоделись в солдат в Могилеве, потом переехали в Польшу), ремизов, Шмелев, Г. Иванов – «заболели» и уехали в германию. В этот же период происходила высылка философов, ученых, которые организовали Пражскую школу русистики во главе с Якобсоном.Уехали также финансовая элита, старорежимная интеллигенция. Центры эмиграции сформировались в: 1. Берлине (Ходасевич, Набоков, Ремизов и др.). Локализация в районе церкви Вильгельма Кайзера; газеты «Накануне», «Голос России», «Гуль», «Время», «Грядущая Россия». Издательства: Эпоха, Слово, Геликон, Русское творчество. Выходила также сменовеховская газета Накануне, имевшая литературное приложение. Движение сменовеховства было во многом отражением тех настроений, которые существовали в диаспоре в первые странные дни эмиграции. Сборник Смена вех был опубликован в 1921 г в Праге, журнал выходил с ноября 1921 по март 1922. В париже. В начале 20х гг издавался журнал Эпопея, основанный Белым. Горький создал журнал Беседа, который имел литературно-научную направленность. 21 ноября 1921 в Берлине был открыт русский Дом искусств. Председатель совета – Минский. В сер.20х гг начался отток русских эмигрантов в другие центры, т.к. между западом и СССР появилась ещё и цензурная стена, книги больше не допускались в СССР, издательства в Берлине закрывались. 2. Париж – столица русского зарубежья. Здесь концентрировалась художественная элита (Бунин, Куприн, Зайцев, Шмелев, Замятин, Гиппиус, Цветаева, Газданов), балет (труппа Дягилева), музыканты и политики (Керенский), философы.на почве французского импрессионизма и символизма возрос русский литературный и худ.ренесанс серебряного века. Возникла газета Общее дело (Бурцев), была беспартийной, печатались Бунин, Куприн, Гиппиус, мережковский). Самая известная и читаемая газета – Последние новости, первый редактор – Гольдштейн, затем – Милюков. Была беспартийной, стала левой, органом Республиканско-демократического движения. Главный предмет критики в Последних новостях – современный лит.процесс, как в России, так и зарубежом. Правое крыло занимала газета – Возрождение, издатель Гукасов, редактор-Струве. Печатались Бунин, Шмелев, Зайцев, Куприн, с 1937 – Ходасевич. Июль 1920 – Союз русских литераторов и журналистов. Первый председатель – Бунин, затем Милюков. В 1920 был создан самый известный толстый лит.журнал – Современные записки. Основу редакции журнала составляли эсэры. При СЗ было основано одноименное издательство. В нем вышло 35 книг бунина, осоргина, Ходасевича, Набокова, Ладинского. Были ещё изд-ва: Родник, Таир, Дом книги.3. Прага – сформировалась лингвистическая школа (Яцкер, Чижевский, Гузский). Кружки: «скит поэтов», «Далибок» Аверченко, Чириков, Цветаева (3 года) прага-центр научной жизни. Изд-во Наша речь при чешско-русском объединении, издатель Морковин. Изд-во – Пламя, где печатились Ремизов, Цветаева, шмелев..4. Варшава – «таверна поэтов», Гиппиус, Мережковский, Арцибашев, Сальников.5. Сербия – Врангель и другие армейцы. Поэтическая Группа «перекресток» (Е. Кузьмина-Караваева)6. Константинополь (транзитный город) Бунин, Поплавский, Берберова.7. Китай – основные города: Шанхай, Манчжурия, Харвин. В Харвине: журналы «Гонг», «Вал», «Синий журнал», «Рубеж». Лит.Объединения: «Чуралька». Ачарин, Перелешин, Вс. Иванов, А. Несмелов).В Шанхае – финансисты. В Манчжурии – царский дом Романовых. Миссия первой волны: сохранение культурного наследия исчезающей России. 2 волна 1940-60 – вторая мировая война. Причины: вторая мировая война, но в 70 и 80-е появились сборники 2-ой волны.Состав: 1. Повторыне эмигранты (600 тысяч, переселенцы), жители западной беларуси, украины, прибалтики, из-за насильственной советизации. 1. Беженцы, которые сотрудничали с немцами. Меньший культрный потенциал. Миссия: осознали трагичность по отношению к первой волне. Центры: 1.лит.объединения отсутствуют, все издается с полит.уклоном. 2.создан монархический совет, объединение власовцев, антибольшевистский центр освоб.движения.3. Германия – Посев и Эхо, 4.Нью-Йрк – ж.Опыт. Эмигрантские центры. 40 – 50-е – Мюнхен. К сер.50-ых – В Амреике. «Галактика dp (дипи)» - перемещенные лица. 8 мил.человек. (45 год): бел., укр., русские. Национальный трудовой союз. Печатные органы. Ж-л «Грани». (1946) – Мюнхен. Альманах «Мосты» - с 1946 года. + сборники антологий. Н.50-ых – центр в Нью_Йорке, Чикаго, Сан_франциско.Мощная русистика.

«Новый журнал» (М.Алданов и Цейтлер). Аналог «Современных записок». Произведения эмигрантов первой волны. Ж-л «Опыты» (50-е). Объединил две волны. Ю.Иваск. Общие черты 2-ой волны: 1)1-ая волна представлена прозой, а вторая волна – поэтическая2)1-ая хоть национально разнообразна, называет себя русскими, 2-ая нациоанльно неоднородна, много евреев, ассимилировали, денационализировались. Многие изменили фамилии, не было школ, лит. объединений. Журналы не выполняли объединяющую функцию.3)1-ая волна восприняла эмиграцию как изгнание. 2-ая как рай, первая-бегство..4)В основном выезжали молодые люди, родившиеся после революции и воспитанные на образцах сов.лит-ры. Наибольшее влияние на них оказали футуристы, авторитетами были –Ахматова, Пастернак. Отъезд за границу для многих был вынужденным, т.к., покидая страну, они приобретали статус ди-пи (перемещенных лиц), и возвращение в СССР могло обернуться репрессиями. 3 волна 1960-90 – идейно-эстетический конфликт с совет.властью. 1. выезжают на историч.родину (израиль, Германия) и 2. дессиденты (ученые, писатели). Центры: Германия, США, Франция, Израиль, Канада. Лит.объединения: Израиль – жур. Горин, ZZ, США – жур. Новый американец, Новый Журнал, Европа – газ. Русская мысль.

 

23. Творчество В.В. Набокова (русскоязычный период).

Наследие Н. разнообразно не только в тематическом, но и в жанровом отношении. Н. – автор ряда стихотв. сб-ков, цикла пьес, > 70 рассказов, переводов " Слова о полку Игореве", " Евгения Онегина", текстов Лермонтова, Тютчева на англ. яз., лит.-критич. работ – лекций по рус. и заруб. л-ре. Ядро наследия – романы. По-русски написано 9 романов, по-англ. – 8, 5. нередко называют лучшим стилистом своего времени. Творческую манеру Набокова отличает несомненное мастерство, виртуозное обращение со словом и органический дар композиции. Произведения Набокова завораживают читателя магией слова.Его творчество –дуга между серебряным веком и лит-рой русского зарубежья. Попробовал применить поэтические приемы в прозе. У набокова сразу выработалась высокая степень дисциплины и уверенности в себе. 4 периода творчества: 1. Российский 2. Берлинский 3. Парижский. 4. Американский (40-60 гг). романы на РУССКОМ: 1. Машенька, 1926 2. Защита Лужина. 1929, 3. Дама, король, валет, 1928 4. Камера обскура, 1933 5. Подвиг, 1930-1932 6. Отчаяние, 1934 7. Приглашение на казнь, 1935-36 8. Дар, 1937. Две внешних особенности набоковского стиля — острота визуальной детали и подчеркнутая игра со словами и звуками — обычно считаются его «визитной карточкой». Романа на английском: 1. Ада, 2. Бледный огонь, 3. Лаура и её оригинал (незавершенный), 4. Лолита. 5. Пнин, 6. Под знаком незаконнорождённых, 7. Подлинная жизнь Себастьяна Найта, 8. Прозрачные вещи. 9. Смотри на арлекинов. Черты стиля Набокова: 1. Переводит стилевые находки серебряного века в новую жанровую среду – в прозу. 2.Самая важная категория – сознание художника.3. система оптической защиты, первые страницы романов отпугивают, отгоняют непосвященных, 4. Все худ.произведения так или иначе соотносятся с биографией. 5. Поэтика двоемирия. У набокова всегда 2 мира: 1 – эстетический критерий – это мир, порожденный творч.вымыслом творца (бывает настоящий и ненастоящий) 2. В любом явлении есть водяные знаки, за этими знаками просвечивается сам автор. 6. Поэтика тайных знаков: а. неизбежно в творчестве одного художника просвечивается творчество другого, наиболее значимы сюжеты гоголя, б. различные эмблемы, формулы, связанные с шахматами, в. Бабочки г. зеркала. В структуре повествования важную роль играет синтаксическая организация языкового материала. С первого момента погружения в литературное чтение мы неизбежно попадаем в колею текста, в область авторского слова, оформляющего определенные синтаксические конструкции. Стилистическая виртуозность В.Набокова выделяет его из русской традиционной литературы. Главное для него - это игра воображения, ума и фантазии. Он стремится к " украшению" слога. Обогащая русскую литературную речь новыми интонациями, Набоков внес свою лепту в процесс развития языка, т.е. создал индивидуальные стилистические системы, окрашенные живой тканью. в текстах Набокова можно найти примеры из всех пластов лексики. В произведениях встречаются неологизмы, изобретенные Набоковым: " крестословицы" - кроссоворд, " гамлетовка" - по примеру " тостовки", и терминологическая лексика, принадлежащая разным наукам и видам человеческой деятельности: стеатопигия, зажора, циклонетки, мегаломания, дементия. Часто используется Владимиром Набоковым лексика, обозначающая оттенки цвета (" вермилион" - ярко-красный, " кубовый" - ярко-синий цвет, " бланжевый" - светло-бежевый, " рудой" - еще одно название ярко-красного цвета. Столкновение с судьбой – главный конфликт набоковской прозы. Любимая фигура в шахматах –ладья. первый ром на РЯ – «Машенька» (1925). Автобиогр. основа. Прототип Машеньки - первая возлюбленная Н. Валентина Шульгина, Эмиграция восприняла роман как роман о собств. жизни, унылом пребывании в Берлине. Роман о художнике, к-рый воссоздаёт в памяти образ возлюбленной, к-рая становится и символом России, делает вполне логичным название " Счастье".Время действия – 1 апрельская неделя 1924 г., место действия – скромный берлинский пансион по соседству с вокзалом. Это соседство давало эмигрантам ощущение вечной дороги. Первая черта стиля романа: он построен по принципу павильона. Набоков во время написания книги подрабатыал всеми возможными способами: давал уроки языков, часто снимался в качестве статиста в съёмочных павильонах. Герои-статисты, проживающие в пансионе: Людмила, опошленный вариант роковой жнщины, мелодраматическия персонаж Клара, Колин и Горноцветов, мелкий служащий Алфёров, который называет себя мужем Машеньки. По принципу контрастному строится образ Ганина и Подтягина. Подтягин – временный обитатель пансиона, ему оказывается подвластным описать женственность. Подтягин – собирательный образ русского эмигранта-писателя, с именем Чехова и отчеством Пушкина.Какова гл. мысль романа? Жизнь, к-рая преображается в роман, является единств. надёжной реальностью. Берлинская реальность – подмена, а реальность, к-рую восстанавливает Ганин, за 4дня вспоминая 3 года романа с Машенькой, становится настоящим. Эта реальность становится и образом эмигрантской мечты, связанной с надеждой на возвращение. Мысль романа такова, что счастье становится возможным вопреки трагической утрате, т.к. его можно худ-но воссоздать.Приёмы: 1)совмещение разных врем. пластов с пом. кинематографических наплывов; 2)интертекст. подсветка сюжетного движения; 3)исп-ние цифр. шифра: комнаты пронум-ны листками календаря, сообщаются хронометрические подробности о расположении стрелок на циферблате, номере телефона Машеньки. и всё это опр. шифр, к-рый посвящённому читателю помогает улавливать смысл романа; 4)проза максимально близка к лирике: приём связан с тем, что звукопись и звук подыгрывают смыслу в " Машеньке".5)специф.функ. цвета. Шестая глава " Машеньки" – " синяя": действие происходит " в синеве сумерек", и всё, что окружает Машеньку, выдержано в голубоватой гамме. К концу шестой главы, когда Ганин встречает Машеньку через год, после дачного романа, у неё волосы окрашены синими васильками.

 

24. Творчество А. Блока (проблематика и образная система).

Основные темы Блока: 1. любовь («Стихи прекрасной даме»), 2. гражд мотивы (Фабрика), 3. патриотическая тема (На поле Куликовом), 4.тема поэта и поэзии (Поэты), 5. тема страшного мира (Холодный день). Как все символисты, Блок создал свой мир символических образов. Это Прекрасная Дама, Вечная Жена, незнакомка, позже – Снежная Дева. Родина у Блока двойственна, как у Лермонтова. В ранних стихах (Русь, Русь опоясана реками) образ Родины овеян сказочным духом, колдовскими мотивами, некой тайной. Позже Блок воссоздает образ печальной, нищей, богомольной России, застывшей в своей неизменности. В цикле «На поле Куликовом» победившая монгольское нашествие Русь воплощается в образе степной кобылицы, мчащейся по истории. Образ России многогранен, лиричен, философски насыщен. От изображения России патриархальной Блок приходит к изображению новой России городов, железных дорог, заводов. Сквозные образы – ветер, вьюга, метель как символ стихии, позже – революции, образ пути, дороги, образ океана – земной и небесной дали. Поэма «12» сочетает символические и реалистические черты, сатиру и лирику. Построена на контрасте: цвета – черный вечер – белый сне, образов – старый и новый мир, ритмов. В ней явна фольклорная основа (частушки, пословицы). Сочетает в себе черты символизма и реализма, которые дополняются сатирическим и ироническим пафосом. В поэзии А. Блока создана целостная система символов. «В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований. Заря, звезда, солнце, белый цвет — все это синонимы Прекрасной Дамы… Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак ее приближения. Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь — разлука и торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически. «Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок писал прилагательное «жолтый» через о и придавал этому большое значение) символизируют пошлость повседневности. Лирика А. Блока необычайно музыкальна. По мнению поэта, музыка — это внутренняя сущность мира. Также большое значение Блок придавал цвету. Для его творчества цвет — средство символического изображения мира. Основные цвета в поэзии Блока — белый и чёрный, что обусловлено эстетикой символизма, рассматривающего мир как контрастное соединение идеального и реального, земного и небесного. Белый цвет прежде всего символизирует святость, чистоту, отрешённость. Частотность использования белого цвета снижается по мере развития поэзии Блока от символизма к реализму «страшного мира» и революции, а использования чёрного — повышается. Чёрный цвет в лирике Блока символизирует одержимость, неистовство, трагизм, отчаяние, неприкаянность.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь