Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проза М. Булгакова: традиции и новаторство.



Литературный дебют только в 1924 г.: повесть «Дьяволиада», первая часть повести «Записки на манжетах» и первая часть романа «Белая гвардия». В 1925 г. – повесть «Роковые яйца», на которую обратила внимание критика. Главный герой – профессор Персиков, пародийно наделенный некоторыми чертами Ленина. Хочет решить проблему голода и изобретает красный «луч жизни», способствующий быстрому размножению яиц. Но от «красного луча» рождаются чудовищные пресмыкающиеся, создающие угрозу гибели страны. Подтекст очевиден.В том же 1925 г. Булгаков – повесть «Собачье сердце». В ней – картины постреволюционной России, разруха и неустроенность нового быта. Даже пес Шарик, жалуется. Выбор главного героя – пса – неслучаен. Булгаков помнил слова Горького, что революционный эксперимент обречён на провал, так как выпустит наружу «звериный русский быт».

Тема эксперимента – сквозная. О нем пишется с помощью фантастики и гротеска, впрочем, в этом Булгаков не был новатором, идет вслед за Салтыковым-Щедриным. Однако цель профессора Преображенского – не только эксперимент на уровне тела. Об этом говорит его фамилия. Ему важнее душа. Булгакову, учитывая исторический фон повести, также важнее душа.В моде - «чистопородные» пролетарии. Поэтому бывшие господа подлежат «уплотнению». Но профессор Преображенский защищён своей известностью. Это герой-резонёр, так как может открыто критиковать большевиков. Критикует формулу «кто был ничем, тот станет всем». По его мнению, это невозможно. Это подтверждает уже упомянутая разруха на улицах. Но на самом деле «разруха не в клозетах, а в головах».Оппонент Преображенского – некий Швондер. Его позиция – отнять и поделить. Для сравнения Преображенский достиг благополучия умом и усердием. Впрочем, автор иронизирует и над ним. Преображенский всегда отвергал революцию, хотя сам ее совершил: создал из старого «человеческого материала» новую личность. Но революция не удалась, ибо профессор просчитался с исходным материалом. Его Шариков «беспартийный», но «сочувствующий». Он быстро привык к сложившимся условиям и, более того, стал угрожать людям и Преображенскому, требуя часть имущества. И Преображенский сворачивает революцию. На уровне повествования всё окончилось благополучно, ведь Шариков вновь становится псом. Но на уровне жизни есть ещё сотни Шариковых, Швондеров, организаций вроде Совета Народного Хозяйства. В этом горькая сатира Булгакова. Напечатать повесть так и не удалось. «Собачье сердце». Б пародийно преображает еванг мотив, насыщая его нагромождением нарочито сниженных деталей очеловечивания шарика, превращая фарсовую картину в трагическую. От традиционной формы комедии Булгаков переходит к откровенно фарсовому, даже водевильному жанру, реализуя его структуру в «Багровом острове». Булгаков создал пародию на современные агитспектакли, плакатные и стереотипные пьесы, дешевые «агитки» и пошловатые оперетты. Он отразил и собственный опыт «пробивания» произведений на сцену.Отдал все силы роману «Мастер и Маргарита». Писал его в разгул репрессий, когда были свержены многие его прежние враги – чиновники и критики. Следил за этой дьявольской вакханалией с почти мистическим чувством, которое и нашло отражение в романе. Главный герой – сатана (Воланд.) Появившись в Москве, он расправляется с власть имущими, творящими беззаконие. Он расправляется и с гонителями Мастера, жизнь которого имеет множество параллелей с самим Булгаковым. Нетрудно понять, кто стоял за образом Воланда.Религиозно-философская концепция романа еще до конца не разгадана. Сам Булгаков был человеком далеким от православия. Бог для него – что-то вроде всеобщего закона или судьбы. В создании образа Христа (Иешуа Га-Ноцри) Булгаков руководствовался апокрифическими источниками, а не Евангелием. В романе Мастера о Пилате есть суд, казнь и погребение Иешуа, но нет воскресения. Нет Богородицы. Сам Иешуа не потомок знатного еврейского рода, а бедный сириец, который не помнит своих родителей. Никто не понимает Иешуа с его учением, что «злых людей нет на свете», даже его единственный апостол Левий Матвей. Только Воланд понимает Иешуа, но не верит в его концепцию.В романе нет даже намека на его соперничество Воланда с Христом. Воланд «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». И все же Воланд остается дьяволом. Затравленный Мастер только в нем находит своего спасителя. Но он получает от дьявола не свет, а только вечный покой. Черты сатиры Б: 1. это юмор солидного философского ранга, прямой наследник романтич мир иронии. 2 концептуальность, системность, его сатира вскрывает корни отрицат явл-ий, дает их осмысление. 3. Б в сатире выступ суровым и правдивым диагностом. Сатира часто носит пророческий хар-р. 4. Б, имея обширные познания в мир л-ре, часто обращ-ся к разн образам и сюжетам мир л-ры. Он пародирует или карнавально переворачивает лит образцы, образы, сюжеты. 5. смех в худ мире Б явл-ся ср-вом раскрытия несовпад интересов личности, об-ва и власти. Б док-т, что в нормальн здоровое об-во должно синтезировать общечел ценности, в таком об-ве закономерно присутствие здорового открытого смеха. 6. в св пр-ях Б всегда исходит из нр-ых человеч идеалов, противоп-т их идеологич лжи и несвободе личности. 7. Б в св сатире внимателен к быт поведению чел-а, это обусловл тем, что быт в к-ре того времени стал явл-ем знаковым. 8. сатиру отличает разнообразие приемов, виртуозность сатир обработки. В 20-е г Б создает цикл гротескно-сатирич повестей, котор вошли в сб «Дьяволиада. «Дьяволиада». Повесть имеет заглавие, котор вызыв в памяти назв романа «Бесы» Достоевск, а подзаголовок отправляет к «Двойнику». Прекличка с Дост не т/ко в названии, но и в типах героев, композиции, повествоват манере. Основ событие закл-ся в том, как близнецы погубили Коробкова. К – это жертва бюрокр произвола. Б поставил в центр повести маленьк чел-а. Гл задача Б в эт повести – изобличение с помощью образа мал чел-а чуждой нормальным сост жизни. Сюжет – странствие героя – приобретает мистико-фантастич хар-р. Писатель пок-т К и бюрокр мир, используя сам разнообразн приемы: фантастика, гипербола, контраст. Мир бюрократический – это мир, враждебный чел-у, мир людей, котор перестали быть личностью. Эпоха, котор отражена в «Д» - это эпоха хаоса. Портрет кальсонера очень красноречив: френч из серого одеяла, малоросс рубашка и сапожки времен Алекс 1. хронотоп расширяется и кальсонер предстает как символ незыблемых и вечн черт рус бюрокр аппарата. Тема – тщетности револ иллюзий и губительности для чел любых насильств преобразований. К – идея утраты героя, утрата инд-ти св личности, с/стоятельности. В бюрокр мире чел становится частью. Бюрократ миру личность не нужна, психол чел-а упрощается, она элементарна. В «д» писатель исп-т ряд сатир приемов: 1. остранения. 2. события даются в более быстром темпе, нарушается темп. 3. открытие в сам реальн д-ти фантастического. Приемы реальн фантастики это фантастика, вростающая корнями в быт. 4. повествование ведется на грани м/у реальностью и абсурдом. 5. высотная композиция. Внутр движение идет снизу вверх, сверху вниз. 6. автор исп-т традиционные мифологемы смеха. 7. прием двойника. «Роковые яйца». (1925). Источники: Уэллс «Пища богов», «Борьба миров», сообщения прессы 21 г. Писатель ставит в центре 2ух героев: Персиков пок-н неоднозначно. Вначале П изображен нелепым чудаком, но постепенно в его хар-ке проступают трагич черты. Образ становится символом гибнущей к-ры.

 

30. Русская литература конца ХХ — начала ХХI вв.: основные тенденции развития.

Общая характеристика.Преимущества свободы, ощущаемые людьми, – это гласность, политическая и религиозная терпимость, появление новых возможностей. Впервые после Февральской революции русская литература функционирует в условиях свободы слова и печати, что ведёт к появлению и утверждению в ней ситуации постмодерна. В конце XX века влияние лит-ры на жизнь общества уменьшилось. текущая литература была на время оттеснена в сторону возвращённой лит-рой ( Цветаева и Платонов»). Лишь на рубеже XX – XXI века возник настоящий интерес к современ. лит-ре. Возникают проблемы с изданием книг, ориентир. на читателя-интеллектуала. Хорошо расходится в основном массовая беллетристика. Совр. Лит-ра получила свободу, но лишилась гос. финансовой поддержки. На прибыли, получ. от издания своих книг, существуют культовые писатели ( Пелевин, Сорокин, Петрушевская, Акунин, Лимонов, Макс Фрай, Мария Арбатова).. Возникли издательства, специализирующ-ся на совр. Лит-ре: Вагриус, Амфора, Ad Marginem. Появилось огромное число новых журналов и альманахов: «Новая Юность», «Золотой век», «Арион», «Драматург», «Если».Премиии:

Государственная премия России (роман Андрея Волоса «Хурамабад»).премия имени Аполлона Григорьева (за высокие эстетически инновационные достижения) – книга Виктора Сосноры «Флейта и прозаизмы».

«Триумф» - Ахмадулина, Жванецкий, Астафьев, Гребенщиков, Володин, Толстая, Петрушевская и др).

Премии иностранных фондов. Премия «Русский Букер»( Пелевин за сборник «Синий фонарь»). Немецкая премия Альфреда Тёпфера (Битов, Искандер, Кибиров, Ахмадулина, Саша Соколов, Маканин, Кушнер, Мамлеев, Чухонцев) Характерно сосуществование нескольких лит. поколений. Продолжают творч. деятельность писатели и поэты, пришедш. в лит-ру в годы оттепели. Поколение восьмидесятников: Юрий Буйда, Маканин, Петрушевская, Сорокин и другие. В постсоветский период в лит-ру пришло так наз. поколение Z (1990-х).Это Пелевин, Галковский, Гостева, Гришковец, Вера Павлова и др. В XXI ст. появилась новая волна авторов, которую наз-т поколением Next: Сакин, Тетерский, Денежкина, Осокин, Сигарев и целый ряд других авторов.Произошло воссоед-е лит-ры метрополии и эмиграции. Ряд писателей-эмигрантов советской эпохи вернулись на родину. Это Александр Зиновьев, Солженицын, Мамлеев, Лимонов, Кублановский и некоторые другие. Возникла и четвёртая волна эмиграции, ещё совершенно не изученная: Друк, Михаил Шишкин, Могутин и др. Возникли: союз писателей России, союз российских писателей, союз литераторов России, союз писателей Москвы, союз писателей Санкт-Петербурга.Меняется во многом эстетическая парадигма совр. русск. лит-ры. Лит-ра конца XX и нач. XXI веков – итожащая, аналитическая, предупреждающая. Она подводит итоги двадцатого столетия, эпохи модерна, истории человеч. цивилизации в целом. Аналитическая она потому, что осмысляет постсоветскую реальность. Предупреждающая – потому, что прогнозир-т возможные варианты будущего, предлагает новые жизненные ориентиры. Контуры эстетической парадигмы совр. русск. лит-ры определяют реализм, модернизм, постреализм, постмодернизм, пост-постмодернизм, романтизм. Отсюда эстетич. плюрализм, разброс возможностей, многоракурсность совр рус лит-ры, сигнализирующей о ситуации постмодерна. При этом устоявшиеся и в известной степени износившиеся эстетич системы демонстрир-т способность расширять свои границы, впитывая определённые особенности других систем, обновлять язык, стиль, жанровые признаки.Соц. реализм угасает и трансформир. в национал-коммунистическую ветвь иск-ва. То, что было запрещено, преобладает сейчас. Укрепляются традиции реализма. Характерная черта совр реалистич лит-ры – проблемно-тематич и жанровое обновление.

Итоги советской истории признаются неутешительными. Тоталитарно-коммунистич. проект переустройства действительности подвергся развенчанию. (Борис Васильев, Василий Белов) Фиксир-ся начало раскрепощения общ-ва, расширения жизн. горизонтов. Солженицын пишет рассказ «На изломах» о разгосударствлении банков.. Крупин: «Прощай, Россия, встретимся в раю». Сильны настроения шока от реальности в рассказе Олега Павлова «Конец века». Распространены в 1990-е годы апокалипсич. мотивы. Гибельные настроения владели многими, например, Айтматовым («Тавро Кассандры»). Литература как бы загипнотизирована проблемой зла. (Анатолий Приставкин – книга «Долина смертной тени».) В то же время лит-ра стремится отстоять и человечность, что проявляется с наибольшей силой в сентиментальном реализме (повесть Слаповского «Таллий»).Усилилась православно-христианская составляющая. Писатели утверждают традиц. представления о добре и зле, о святости как идеале. Активизируется воздействие восточных религий и философских учений на творч-во модернистов. Эти авторы отрицают ценность и вообще реальность земного бытия и проповедуют растворение в мировом Ничто, слияние с абсолютом: Ким в повести «Близнец», Мамлеев в «Мире и хохоте». Возрождаются многообразные утопии.Впитывая открытия авангардизма, синтезируясь с метафизикой и наукой, модернизм породил метаметафоризм, расцвет которого приходится на 1990-е годы: «Инсайд аут» Константина Кедрова, «Фоторобот запретного мира» Ивана Жданова.Кроме того, развиваются и авангардистские формы модернизма. Наиболее активно заявляют о себе неофутуризм (Вознесенский «Казино Россия», Соснора «Флейта и прозаизмы»), неопримитивизм (можно упомянуть цикл стихотворений Сапгира «Новое Лианозово»), абсурдизм (пьеса Петрушевской «Опять двадцать пять»). Экспериментируют авангардисты с опытами визуального искусства, «вакуумными» стихами, в которых осущ-ся игра с пустотой (по этой линии идут Анна «Ры» Никонова, Сергей Сигей и другие). Неоавангардизм конца века гораздо более оптимистичен, чем современный модернизм. Он ориентирован на сферу посюстороннего. Большое значение в нём придаётся обновление лит. языка, выстраивание в слове своего собственного худож. мира. Неоавангардистские произведения несут с собой пафос раскрепощения, распространяющийся и на сферу эротического: Воденников «Мужчины тоже могут имитировать оргазм. Мир у постмодернистов семиотизируется. Сама концепция «мир как текст» находит отражение в текстах постмодернистов, например, в романе Королёва «Змея в зеркале». Реабилитир-ся сфера частной жизни, которая признаётся не менее важной, чем общественная (книга Кибирова «Парафразис»). Внедр-ся модель жизни-игры, имеющей цель в себе (романы Макса Фрая). Утвержд-ся идеи экологич. этики и экологич. эстетики, меняющие отношение человека к природеПародируются у Пелевина в романах «Поколение P» и «Ампир V» стереотипы потребительского общества. О негативных последствиях отката назад предупреждают Толстая в романе «Кысь», Сорокин в «Дне опричника» и его продолжении «Сахарный Кремль». Потребность во что бы то ни стало состояться отражает роман Гостевой «Притон просветлённых», воплощающий проект «человека навырост».Популярны на рубеже веков разнообразные культурные проекты, нередко сопровождаемые литературными мистификациями (романы-сериалы Макса Фрая, интеллектуальные детективы Акунина под названием «Приключения Эраста Фандорина», цикл романов Хольма ван Зайчика). Характерны для нашего времени многочисленные римейки, выполненные как в реалистическом, так и в постмодернистском ключе: «Смерть Ильи Ильича», «Княжна Мери», «Девятый сон Веры Павловны». Романтические произведения: книги стихов и песен Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Юнны Мориц и др.Появление сетературы – сетевой литературы. Черты – гипертекстуальность, динамизм, мультикультурализм. Такое произведение отчасти напоминает фильм, оно может включать в себя текст, изображения, видеофрагменты.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь