Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Советский плакат 20-30-х годов. Коммерческий, агитационный, киноплакат.



Плакат явился одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период ВОВ.

Над ним трудились и старые мастера, сложившиеся в годы Гражданской войны (Д. Моор, В. Дени, М. Черемных), и мастера следующего поколения (И. Тоидзе, «Родина-мать зовёт! »; А. Кокорекин, «За Родину! » (1942); В. Иванов, «Пьём воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга! » (1943); В. Корецкий, «Воин Красной Армии, спаси! » (1942).

Окна ТАСС, в которых сотрудничали Кукрыниксы и многие другие, были важным явлением. Серия агитационных плакатов с призывами к защите Родины (наследует Окна РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны.

Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство — мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие[1]. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.

Дмитрий Стахиевич Орлов (работал под псевдонимом Д. Моор или Дмитрий Моор)

В период работы в московском журнале «Будильник» (1907) молодой художник Дмитрий Орлов принял псевдоним Моор, так как характер главного героя шиллеровских «Разбойников» Карла Моора соответствовал творческому темпераменту мастера, страстного и последовательного в своем «романтически неистовом» стремлении к искусству, политически злободневному, активно воздействующему на зрителя.

После Октябрьской революции, в годы гражданской войны создавал агитационные плакаты («Ты записался добровольцем? », «Врангель ещё жив, добей его без пощады! », «Помоги! » и многие другие). Сатира Моора направлялась на религию, Белое движение, Антанту и буржуазный строй. Издевательские плакаты Моора расклеивались на входах в храмы, высмеивали Бога, священников и православных, призывали к конфискации церковных ценностей в пользу государства и голодающих. Работал в РОСТА.

Антирелигиозные рисунки Орлова публиковались в журнале «Безбожник у станка» и пользовались большой известностью за границей. Иллюстрировал «Библию для верующих и неверующих» Е. Ярославского, поэму «Хорошо» В.Маяковского (1940).

В годы Великой Отечественной войны рисовал плакаты, изображающие жестокость нацистских оккупантов.

Дени (Денисов) Виктор Николаевич (1893–1946)

Выдающийся русский и советский художник-сатирик, график, карикатурист, педагог. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР с 1932 года. Стоял у истоков советского агитационно-пропагандистского искусства. Известен как автор острых политических и антирелигиозных плакатов. Оказал благотворное творческое влияние на становление ряда советских плакатистов 1920–30-х годов.

В 1910 – опубликован первый свой рисунок в журнале «Будильник». С этого времени Дени постоянно работал во многих юмористических издательствах, рисовал политические карикатуры и шаржи на деятелей культуры для московских и петербургских журналов: «Будильник», «Рампа и жизнь», «Солнце России», «Сатирикон», «Лукоморье», «Огонек», «Бич», «Журнал журналов», «Пулемет»; газеты «Голос Москвы» и других. Под своими рисунками ставил различные подписи: В. Денисов, Висов, В. Н., Викторов, В. Дени; впоследствии остановился на последней. В 1913 году Дени был приглашен в «Сатирикон» вместе с опытными рисовальщиками Ю. П. Анненковым и В. Н. Масютиным.

Виктор Николаевич Дени один из основоположников искусства советского политического плаката. Участник и организатор первых выставок плаката. Автор ряда известных произведений: «III-й Интернационал», «А ты с нами? Ты патриот? », «Церковь на службе капитала», «Деникинская банда» (1919), «Капиталисты всех стран соединяйтесь! (1920), «Каждый удар молота – удар по врагу! » (1920), «Капитал» (1920), «Октябрьский ураган» (1920). Его боевое, пронизанное револю­ционным пафосом искусство не может восприниматься бесстрастно и равнодушно.

В 1930 годы Дени активно продолжал работу в плакате, как и многие художники, он не избежал всеобщего увлечения конструктивизмом – иногда использовал фотомонтаж и коллаж, некоторые из работ выполнил вместе с художниками Николаем Долгоруковым и Дмитрием Моором: «Раздавим гадину мощным контрнаступлением пролетариата! » (1930), «Долбанём! » (1930), «Ставка интервентов бита! » (1931), «Рот фронт! » (1932), «Есть метро! » (1935), «Слава сталинским соколам – покорителям воздушной стихии! » (1937), «Кто силен в воздухе...» (1938), «Сталинским духом крепка и сильна армия наша и наша страна! » (1939), «Привет великому Сталину...» (1940).

Во время Великой Отечественной войны художник внёс значительный вклад в агитационное искусство создав ряд едких сатирических плакатов направленных на деморализацию фашистов и укрепление боевого духа бойцов Красной Армии

Подлинная народность, глубокая идейность, высокий профессионализм делают военные плакаты Дени нержавеющим разящим оружием, могучим средством психологического воздействия, как на врага, так и на советских людей.

Тоидзе Ираклий Моисеевич (1902-1985). График и живописец. Народный художник Грузинской СССР (1980). Один из самых именитых деятелей искусства сталинской эпохи. Окончил Тбилисскую Академию художеств (1930). Тоидзе — автор рисунка «Молодой Сталин читает поэму Ш. Руставели " Витязь в тигровой шкуре" » (известно, что Сталин в юные и зрелые годы любил читать эту великую грузинскую поэму). В годы войны художник выполнил ряд плакатов, в том числе получивший всемирную известность лист «Родина-Мать зовет! » (1941). Сталину плакат понравился. Он приказал отпечатать его тиражом в 5 миллионов экземпляров и разослать во все горкомы и райкомы партии и в военкоматы в секретных пакетах с надписью «Вскрыть по особому распоряжению»

«На подлиннике плаката, — по утверждению И. Бунича и В. Суворова, — среди прочих данных есть и обычная дата подписания к печати: " 25 декабря 1940 г." ». Такая же дата стоит на подлиннике другого известного плаката «Под знаменем Ленина — вперед на Запад! » По мнению Бунича, этот факт является одним из свидетельств того, что Сталин планировал нападение на Германию в 1941 г., причем плакат Тоидзе считался резервным, на случай «если дела пойдут не так, как хотелось бы». К вечеру 22 июня оба плаката появились на стенах домов (Бунин И. Операция «Гроза», или Ошибка в третьем знаке. Т. 2. СПб., 1994. С. 265).

Тоидзе — лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Подобным примером составления псевдонима является псевдоним творческого коллектива советских писателей «Гривадий Горпожакс».

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы

Кукрыниксы на фронте, 1942 год

В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:

Кукрыниксы, — те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни разу не были! Я не помню случая. Только был один раз Соколов, а Крылова я не видел, Куприянова тоже никогда не видел. Но я работал с 1965 года, поэтому может до меня и были, но на нашем этаже я никогда их не видел.

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага! ». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.

Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и других.

Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа.

Киноплакат — ровесник XX века. Вызванный к жизни самым молодым из всех искусств -кинематографом, он рождался и жил вместе с молодой советской республикой, его история на памяти наших бабушек и дедушек, отцов и матерей. Киноплакат прошел сложный и интересный путь развития, он имеет свои тенденции развития, своих мастеров и свою специфику. Становление киноплаката как вида изобразительного искусства определялось, с одной стороны, задачами любого зрелищного плаката, с другой — стремлением его создателей выразить средствами графики своеобразие языка кино. Более чем 90-летняя история советского киноплаката предоставляет возможность в этом убедиться. Советский киноплакат родился в годы гражданской войны, время напряженной битвы народа за свою свободу. На передовую линию борьбы встало и изобразительное искусство. Увлеченные величием событий, художники разных направлений, групп, течений отдавали делу революции все свои силы, знания, талант и профессиональный опыт. В. Маяковский, Д. Моор, В. Дени, А. Бенуа, Б. Кустодиев, М. Добужинский, М. Шагал, А. Родченко, В. Татлин, С. Герасимов и многие другие оформляли революционные праздники, расписывали агитпоезда и пароходы, создавали политические и торговые плакаты, иллюстрировали серии массовых, доступных народу изданий. Властный, четкий, мобилизующий ритм плаката стал знаком времени. Он ворвался и в кинотеатры, и через несколько лет эйзенштейновский «Броненосец «Потемкин» возвестил новую эру не только советского, но и мирового киноискусства.

После революции и гражданской войны в кино-плакатном искусстве произошел перелом. Наиболее радикальным его проявлением стал абстрактный («беспредметный») плакат к фильму немецкого режиссера Фрица Ланга «Доктор Мабузе – игрок». Автором долго считали «отца супрематизма» Казимира Малевича, сейчас полагают, что плакат создал один из его учеников - Илья Чашник или Николай Суетин.

Получается, что Казимир Малевич — это не только «Черный квадрат». Художник засветился и как автор киноафиш и оформления презентаций. Например, сценарий премьеры киноленты «Броненосец „Потемкин“», где на сцену Большого театра СССР после заключительных кадров, разрезая занавес, выдвигался «нос» легендарного корабля, принадлежал Малевичу. Художник внес вклад и в продвижение нового искусства в массы: Малевич — автор концептуальной афиши к киноленте Фрица Ланга «Доктор Мабузе — игрок».

Среди профессиональных киноплакатистов надо отметить М. Векслера и Н. Седова (работающих в Бюро реклам Театрального управления Ленинградского губернского отдела народного образования), отличных шрифтовиков, знатоков всех хитростей плакатного построения, опытных техников, особенно проявляющих своё умение в больших уличных плакатах-панно и в новой световой плакатно-конструктивной рекламе.

Супрематический киноплакат, сконструированный из сочетания двух кругов - красного и белого на чёрном фоне. Начало индустриализации страны. Идет борьба советского рабочего-изобретателя Рязанцева с представителем английской фирмы «Вестингауз» Джонсоном за внедрение на транспорте тормоза отечественной марки. Несмотря на всевозможные препятствия с английской стороны, проект Рязанцева принят как наиболее прогрессивный. Наряду с производственной темой в фильме развивается и любовная: отношения дочери Джонесона — Китти — и ее поклонников.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1842; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь