Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?



Ответ: Вера в предопределение подразделяется на четыре ступени:

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что знание Аллаха объемлет собой всё, и ничто, будь оно весом даже с пылинку не может ус­кользнуть от Него ни на небесах, ни на земле, что Всевышний знал обо всех Своих творениях ещё до того, как Он сотворил их, и что Он заранее знал о том, каков будет их удел и их срок, и знал о том, что они будут говорить и что будут делать, и знал об их движении и покое, и знал обо всех их явных и тайных проявлениях и знал о том, кто из них попадёт в рай, а кто окажется в аду.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что всё это было записано, иначе говоря, в то, что Всевышний записал всё, о существовании чего Он знал заранее, что включает в себя вера в существование Сохраняемой Скрижали* (аль-Ляуху-ль-Махфуз) и вера в калям [Перо, которым были сделаны записи в Сохраняемой Скрижали]. *[Небесный прототип всех Священных Писаний, где записаны все судьбы мира].

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: вера во всепроникающую волю Аллаха и в Его всемогущество как в неотделимые друг от друга вещи, если говорить о том, что уже было и что обязательно будет, и как в то, что не является таковым, если говорить о том, чего не было и что не существует. Таким образом, то, чего желает Ал­лах Всевышний, неизбежно появляется в силу Его могущества, если же говорить о том, чего Аллах Всевышний не желает, то это не возникает, поскольку нет на это воли Аллаха, но не потому, что Аллах неспособен, сделать это, ибо Всемогущий и Великий превыше этого.

Аллах Всевышний сказал: «A Аллаха ничто не (может) сделать бессильным ни на небе­сах, ни на земле*, ведь Он - Знающий, Могущественный». Создатель, 44.

*[Имеется в виду, что если Аллах пожелает сделать что-нибудь, то никто не сможет воспрепятствовать Его воле].

ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что Аллах Всевышний является Создателем всего, в то, что нет ни на небесах, ни на земле, ни между ними ни одной пылинки, Создателем которой не являлся бы Аллах, и вера в то, что Он является Создателем действий и бездействия всего. Слава Ему, нет иного создателя и господа, кроме Него!

 

Вопрос 131. Что может служить указанием на первую сту­пень, которой является вера в знание?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Он - Аллах, помимо которого нет иного бога, Знающий сокрытое и явное». Собрание, 22. «... чтобы вы знали, ...что Аллах всё объял (Своим) знанием». Развод, 12.

«И сказали те, кто не уверовал: " Не настанет для нас Час (этот)! " Скажи: " Нет, клянусь Господом моим, Ведающим о со­кровенном, обязательно настанет для вас Час (этот)! Не укрыва­ется от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном..." » Саба, 3.

«И у него ключи к сокрыто­му*! Знает о них только Он». Скот, 59. *[" Гайб" - имеется в виду всё то, что известно одному лишь Аллаху и что Он может открыть, кому пожелает].

«Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание». Скот 124. «Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, кто сбился с пути Его, и Он лучше всех знает о следующих правильным путём». Калям, 7. «Разве Аллах не знает о том, что (скрыто) в сердцах (обитателей) миров, лучше всех? » Паук 10.

«И вот сказал Господь твой ангелам: " Я назначу на земле наместника." Они сказали: " Неужели сделаешь Ты (наместни­ком) на земле того, кто станет на ней грешить* и проливать кровь, тогда как мы воздаём Тебе хвалу и чтим Тебя свято*?! " Он сказал: " Поистине, Я знаю то, что вам неведомо" ». Корова, 30.

*[В частности здесь имеется в виду, что люди станут впадать в великий грех многобожия].

**[То есть: не допускаем но отношению к Тебе ничего такого, что не соответствовало бы высоте Твоего положения].

Аллах Всевышний также сказал: «Но, возможно будет вам ненавистно то, что является для вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллах знает (об этом), а вы не знаете». Корова, 216.

Сообщается, что один человек спросил пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует) ,: " О посланник Аллаха, можно ли отличить тех, кто окажется в раю, от тех, кто попадёт в ад? "

Он ответил : «Да». (Человек) спросил: " Так зачем же они (стараются) совершать (благие) дела? "

Пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Каждый будет делать то, ради чего он был создан (или: ...то, что для него было облегчено*)». Аль-Бухари, Муслим.

*[Иными словами, каждый будет находить для себя лёгкими такие дела, совершение которых в конце концов приведёт его к тому месту, что было предопределено ему Аллахом изначально].

Сообщается, что однажды пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), спросили о детях многобожников*, на что он ответил: «Аллах лучше знает о том, что бы они стали делать». Аль-Бухари, Муслим.

*[Имеется в виду вопрос о том, в рай или в ад попадут дети многобожников, которые умерли в раннем возрасте, не успев совершить ни хороших, ни плохих дел].

Сообщается также, что посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине Аллах создал (одних) людей для рая, создав* их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов, и создал других для огня, создав их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов». Муслим, Абу Дауд, Ахмад. *[То есть: предопределив, что эти люди попадут в рай].

Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, может человек совершать то, что людям пока­жется делами обитателей рая*, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в аду, и, поистине, может человек со­вершать то, что людям покажется делами обитателей ада, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в раю». Аль-Бухари, Муслим. *[То есть: такими делами, наградой за которые послужит для него рай].

Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), однажды сказал:

" Нет среди вас такого, о ком неизвестно было бы, какое ме­сто он займёте раю или в огне». (Люди) спросили: " О посланник Аллаха, так зачем же нам (стараться) делать (благие дела)? Не лучше ли положиться на это? " Он сказал: «Нет, действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан», - после чего прочитал следующие аяты: «Что касается того, кто отдавал[1], и был богобоязненным и признавал наилучшее[2], то Мы облегчим ему (путь) к легчай­шему[3]. А тому, кто скупился[4], и обходился[5] и считал ло­жью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему[6]». Ночь, 5-10. Аль-Бухари, Муслим. Указанием на это могут служить и другие хадисы.

_______________________

[1] [Имеется в виду " отдавал должное" в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему].

[2] [То есть: верил в истинность свидетельства о том, что Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллахаи в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела].

[3] [Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай].

[4] [То есть: не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллаху должным образом].

[5] [Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами].

[6] [Имеется в виду, что Аллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ко всему дурному, что в конце концов приведёт такого человека в ад].

_______________________

 

Вопрос 132. Что может служить указанием на вторую сту­пень, которой является вера в то, что предопределённое было записано Аллахом?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «…и всё перечислили Мы в Книге ясной*». Йасин, 12. *[Имеется в виду либо Сохраняемая Скрижаль, либо Книги с записями всех дел людей].

«Поистине, это есть в Книге*…». Хаджж, 70. *[Здесь имеется в виду, что это уже записано у Него на Сохраняемой Скрижали, на которой зафиксированы все судьбы мира].

А относительно спора Мусы с фараоном Всевышний сказал следующее: «(Фараон) сказал: " А каково же положение первых поколе­ний? " * (Муса) сказал: " Знает о них Господь мой(, и это запи­сано) в Книге. Не ошибается Господь мой и не забывает." ». Та ха, 51 - 52.

*[Имеются в виду те люди, которые всю жизнь поклонялись разным идолам и не знали Единого Бога].

Аллах Всевышний также сказал: «И не (может) самка ни зачать, ни разрешиться от бремени иначе как с Его ведома. Никому не даруется долгая жизнь и не укорачивается она без того, чтобы не было этого в Книге. По­истине, это для Аллаха легко». Создатель, 11.

Указаниями на это служат также и другие аяты.

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Нет такого человека, место которого в раю или в аду уже не было бы записано Аллахом, и записано также, счастливым он является или злосчастным». Аль-Бухари, Муслим.

В связи с этим сообщается также, что однажды Сурака бин Малик Ибн Джу'шум, да будет доволен им Аллах, попросил про­рока, (Да благословит его Аллах и приветствует):

" О посланник Аллаха, объясни нам (суть) нашей религии так, будто мы были созданы только сейчас. Сообразно чему мы будем (совершать) дела сегодня: сообразно тому, что уже за­писано и предопределено, или тому, что (только будет записано)? ".

Он сказал: «Нет, со­образно тому, что уже записано и предопределено». (Сурака) спро­сил: " Так зачем же тогда делать что-то*? ".

*[То есть: зачем же делать то, что всё равно невозможно изменить и чего невозможно избежать].

Тогда (пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Действуйте, a каждому будет облегчено».

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «…каждому будут облегчены дела его». Аль-Бухари, Муслим.

Указаниями на это служат также и другие хадисы.

 

Вопрос 133. Сколько видов предопределения входит в эту ступень?

Ответ: В эту ступень входит пять видов предопределения, и все они связаны со знанием.

ПЕРВЫЙ (ат-такдиру-ль-азали): предвечное предопределе­ние, иначе говоря, запись всего, что произойдёт, за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли, когда Аллах создал калям. [Перо, которым были записаны в предвечности все судьбы творённого].

ВТОРОЙ (ат-такдиру-ль-'умри): предопределение, связан­ное с жизнью каждого отдельного человека и имеющее отношение к договору.

Аллах Всевышний сказал: «Раз­ве Я не Господь ваш? »* Преграды, 172. *[С этими словами Аллах Всевышний обратился к потомству, извлечённому или же созданному Им из чресел детей Адама].

ТРЕТИЙ: предопределение, которое также связано с жизнью в целом, но относится к тому моменту, когда семя помещается в утробу женщины.

ЧЕТВЁРТЫЙ: предопределение, действие предопределение распро­страняется на предстоящий год и открывается ангелам в ночь предопределения. [Имеется в виду извещение ангелов о том, что должно произойти в течение следующего года с тем или иным человеком. См.: " Дым", 4-5].

ПЯТЫЙ; предопределение, действие предопределение распространя­ется на каждый данный день и выражается в осуществлении его в конкретных обстоятельствах.

Ниже все эти вопросы раскрываются более подробно.

 

Вопрос 134. Что является указанием на предвечное пре­допределение (ат-такдиру-ль-азали)?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это уже было в Книге* до того, как Мы сотворили это». Железо, 22. *[Имеется в виду Сохраняемая Скрижаль /аль-Ляуху-ль-Махфуз/].

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Аллах записал судьбы Своих созданий за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли».

Он также сказал: «И Его престол покоился на воде». Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, первым, что создал Аллах Всевышний, был калям*, которому Он сказал: " Записывай! " (Калям) сказал: " Гос­подь Мой, что же мне записывать? " Сказал Он: " Записывай судь­бы всего (сущего) вплоть до наступления Часа этого" ». Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд.

*[" Калям" - перо, которым все судьбы мира ещё до его сотворения были записаны на Сохраняемом Скрижали].

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «О Абу Хурайра, уже записано всё то, что случится с тобой». Аль-Бухари, Ахмад.

 

Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (aт-такдиру-ль-'умри) и име­ющее отношение ко дню заключения договора?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «И вот Господь твой извлёк из сынов Адама, из чресел их, их потомство и взял с них свидетельство о них самих (, спросив): " Разве Я не Господь ваш? " Они сказали: " Да, мы свидетельствуем». Преграды, 172.

Передают со слов Исхака Ибн Рахавийи, да будет доволен им Аллах, что какой-то человек обратился к пророку, (Да благословит его Аллах и приветствует), с воп­росом: " О посланник Аллаха, совершаются ли дела (самими людь­ми) или они были давно предрешены? " Он ответил: «Поистине, когда Аллах Всевышний извлёк потомство Адама из его чресел. Он заставил их принести свидетельство о самих себе, а потом взял их в Свои руки и сказал: «Эти - для рая, а эти - для ада», - и тем, кто попадёт в рай, будет облегчено совершение дел обитателей рая, тем же, кто попадёт в ад. бу­дет облегчено совершение дел обитателей ада». Ат-Табарани.

Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором сообщается, что Аб-дуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: " (Однажды) к нам вышел посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), державший в своих руках две книги, и спросил: «Знаете ли вы, что это за книги? » Мы ответили: " Нет, о посланник Аллаха, если только ты не поведаешь нам. " Тогда о той Книге, что была у него в правой руке, он сказал: «Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей рая, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никог­да количество их не увеличится и не уменьшится». А потом он сказал о той Книге, что была у него в левой руке: «Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей ада, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никог­да количество их не увеличится и не уменьшится». (Услышав эти слова, ) его сподвижники спросили: " О посланник Аллаха, если всё уже решено, зачем же тогда (стараться) совершать (благие) дела?! " Он сказал: «Старайтесь придерживаться правильного и приближайтесь*, ибо, поистине, тот, кто попадёт в рай, в конце концов станет совершать дела обитателей рая, что бы он ни делал раньше, а тот, кто окажется в аду, в конце концов станет совершать дела обитателей ада, что бы он ни делал раньше». А потом посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сделал знак руками и отбросил их**, после чего сказал: «Господь ваш уже решил (судьбы) рабов (Своих): часть (их) попадёт в рай, а часть - в ад». Ат-Тирмизи.

*[Имеется в виду, что каждое из вышеперечисленных имён заключает в Себе обещание, что при соблюдении определённых условий Аллах проявит Себя по отношению к рабу в соответствии со смыслом того или иного имени, например: если раб Аллаха станет творить бла­гие дела, Он отблагодарит его за это, простит его и т.д.].

**[В данном случае речь может идти либо о вышеупомянутых Книгах, либо о совершении какого-то движения руками. Если имеются в виду Книги, то возможно, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), державший их в руках, отправил эти Книги из мира этого в мир сокрытого].

Ат-Тирмизи, передавший этот хадис, сказал: «Этот хадис яв­ляется хорошим, достоверным и неизвестным*».

*[" Гариб" -так называются хадисы, передаваемые со слов только одного из сподвижников пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам)].

Вопрос 136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и имеющее от­ношение к первым этапам пребывания семени в утробе?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Он лучше всех знает вас, когда сотворил вас из земли и ког­да были вы зародышами во чревах матерей ваших. Не обеляйте же* самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым». Звезда, 32. *[То есть: не восхваляйте и не оправдывайте].

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей мате­ри, оставаясь там в течение (первых) сорока дней (в виде семе­ни), потом столько же в виде сгустка крови, потом столько же в виде маленького кусочка плоти, после чего (к нему) направляет­ся ангел, который вдувает в него дух, и (ангел) получает веление (записать) четыре веши, и он записывает его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он является или злосчастным, И клянусь Тем, помимо которого нет иного бога, поистине, лю­бой из вас (может: ) совершать дела обитателей рая, пока не при­близится к раю на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей ада и войдёт(в ад). И, поистине, любой из вас (мо­жет) совершать дела обитателей ада, пока не приблизится к аду на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написа­но ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и войдёт ( в рай)». Аль-Бухари.

Известные и другие версии этого хадиса, передаваемые со слов различных сподвижников в иных выражениях, но все они зак­лючают в себе один и тот же смысл.

 

Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение к событиям следую­щего года?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «В эту ночь решается всякое мудрое дело* (согласно) На­шему велению, которое Мы посылаем…». Дым, 4-5. *[To есть: любое такое дело, для решения которого необходима мудрость Аллаха]. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обо­ими, сказал: " В ночь могущества записывается с Сохраняемой Скрижали всё то, что произойдёт в следующем году и имеет от­ношение к смерти, жизни, уделу, дождю и даже паломникам, от­носительно которых говорится: " Такой-то совершит хаджж, такой-то совершит хаджж".[Высказывания Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, и других вышеупомянутых авторитетных лиц по этому вопросу приво­дятся в " Ад-дурр аль-мансур". То же самое говорили аль-Хасан, Са'ид бин Джубаир, Мукатиль, Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами и другие].

 

Вопрос 138. Что является указанием на существование предопределения на каждый день?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «...а Он каждый день занят делом». Милостивый, 29. В " Сахихе" аль-Хакима сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: " Поистине, среди созданного Аллахом Всевышним есть и Со­храняемая Скрижаль (сотворённая) из белой жемчужины. По­кров её из красного рубина, её калам из света и написанное в ней - свет. Он смотрит в неё триста шестьдесят раз в день, и с каж­дым таким взглядом Он творит и посылает удел, оживляет и умер­щвляет, возвышает и унижает и делает Он, что пожелает, и в этом смысл Его слов: «...а Он каждый день занят делом». Милостивый, 29.

(Этот хадис приводят аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 2/519, Ибн Касир в Тафсире 4/273 и другие. Хадис слабый по причине слабости абу Хамза ас-Самали (или: ас-Сумали). См. также: «Да’иф аль-Джами’» 1608).

Все вышеупомянутые виды предопределения являются чем-то вроде подробного изложения первого, предвечного предоп­ределения, которое Аллах Всевышний повелел записать каляму на Сохраняемой Скрижали, когда создал его. Именно так тол­ковали Ибн Умар и Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, слова Всевышнего: «...требовали Мы записывать* (всё) что вы делали! » Коленопреклонённые. 29. *[То есть: Аллах требовал от ангелов заносить в эту Кингу все дела людей]. А источником всего этого служит знание Аллаха, являющее­ся атрибутом Преславного и Всевышнего.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь