Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание Аллаха?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Однако вы не пожелаете, если только не пожелает Аллах». Человек, 30. «И никогда не говори ни о чём: " Поистине, я сделаю это завтра", — (не сказав также): " Если пожелает Аллах" ». Пещера, 23-24. «Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, а кого пожелает, наставляет на прямой путь». Скот, 39 «A если бы пожелал Аллах, Он непременно сделал бы вас одной общиной». Пчёлы, 93. «A если бы пожелал Аллах, то не сражались бы друг с другом те, кто жил после них [Речь идёт о посланниках Аллаха] …». Корова, 253. «А если бы пожелал Аллах, то Он непременно покарал бы их…». Мухаммад, 4. «Делает Он, что хочет». Знаки Зодиака, 16. «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать: " Будь! ", - и (это) возникает». Йа син, 82. «Когда Мы хотим чего-либо, то только говорим этому: " Будь! ", - и (это) возникает.) » Пчёлы, 40. Аллах Всевышний также сказал: «Аллах облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он желает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...». Скот, 125. Указанием на это могут служить и многочисленные другие аяты. Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Поистине, сердца сынов Адам находятся меж двух пальцев Милостивого словно единое сердце, и распоряжается Он им, как пожелает». Муслим. Сообщается также, что после того, как он и его сподвижники заснули в вади [долина, сухое русло], пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал о том, что он увидел во сне, следующее: «Поистине, Аллах забирает ваши души, когда пожелает, и возвращает их, когда пожелает». Аль-Бухари, ан-Насаи, Ахмад Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Ходатайствуйте (за просителя), я вы непременно будете вознаграждены, а Аллах через Своего посланника вынесет угодное (Ему) решение». Аль-Бухари, Муслим. Сообщается, что когда посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), услышал, как один человек говорил: " Как пожелал Аллах и ты", он сказал (ему): «Heт, как пожелал один лишь Аллах! ». Ахмад. Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Того, кому Аллах желает блага. Он приводит к пониманию религии». Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад. Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Когда Аллах Всевышний желает оказать милость какой-нибудь общине, он забирает к Себе пророка (этой общины) до её (исчезновения) и делает его её предшественником, а если Он желает погубить какую-нибудь общину, то подвергает её наказанию уже при жизни её пророка». Муслим Примером могут служить и многие другие хадисы, в которых упоминается о желании и воле Аллаха.
Вопрос 141. В Своей Книге Аллах Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязненных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его посланника, (Да благословит его Аллах и приветствует) и что следует из смысла Его атрибутов. Он доволен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания Аллаха и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же в таком случае можно ответить тому, кто скажет: " Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не любит"? Ответ: Знай, что в различных аятах Корана и хадисах о воле Аллаха упоминается в двух смыслах: С одной стороны, в них говорится о проявлении воли Аллаха, имеющем отношение к бытию и предопределению, что не всегда связано с любовью и согласием, поскольку воля такого рода включает в себя неверие и веру, повиновение и ослушание, любимое и ненавистное, и никто не в состоянии пойти наперекор ей, о чём Всевышний сказал так: «Аллах облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он желает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...». Скот, 125. Аллах Всевышний также сказал: «Если захочет Аллах подвергнуть кого-нибудь испытанию*, то ты никоим образом не сможешь (избавить его от того, что исходит) от Аллаха. Это - те, сердца которых Аллах очистить не захотел». Трапеза, 41. *[То есть ввести в заблуждение, сбить с пути истинного]. Указанием на это могут служить и другие аяты. С другой стороны, имеется в виду проявление воли Аллаха, имеющее отношение к религии и религиозному закону (шар), что связано с благоволением и любовью Аллаха и сообразно чему Он что-то повелел, а что-то запретил Своим рабам, и указанием на это являются такие слова Всевышнего: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения…». Корова, 185. Аллах Всевышний также сказал: «Аллах хочет разъяснить вам, и повести вас путями (живших) до вас* и принять ваше покаяние**, (ведь) Аллах - Знающий, Мудрый». Женщины, 26. *[Имеются в виду пророки и их последователи]. **[То есть: обратиться к вам с милостью, привести вас к покаянию и простить вас]. Примерами могут служить и другие аяты. Следовать этому проявлению воли Аллаха может лишь тот, на кого распространяется то проявление Его воли, которое имеет отношение к бытию. В верующем, который повинуется Аллаху, оба вышеупомянутых проявления совмещаются, что же касается нечестивого и непокорного человека, то на него распространяется лишь то проявление воли Аллаха, которое имеет отношение к бытию и предопределению. Аллах, слава Ему, призвал всех Своих рабов к тому, что является угодным Ему, но привёл к повиновению Себе только тех из них, кого пожелал, как сказал об этом Сам Всевышний: «Аллах призывает к обители мира [Имеется в виду рай] и выводит на прямой путь, кого пожелает». Йунус, 25. Таким образом, Аллах Всевышний, слава Ему, распространяет Свой призыв на всех, но подчёркивает, что ведёт Он лишь тех, кого желает. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь». Звезда, 30.
Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую ступень веры в предопределение, которая связана с творением? Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Аллах - Творец всего сущего и Он - Покровитель всего». Толпы, 62. «Разве есть помимо Аллаха другой творец, дающий вам удел с неба и земли?! ». Создатель, 3. «Это творение Аллаха, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него! ». Лукман, 11. «Аллах - (Тот, ) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой, ) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?! ». Румы, 40. «И Аллах сотворил вас и то, что вы делаете». Выстроившиеся в ряд, 96. «Клянусь душой и Тем, кто создал её соразмерной и внушил ей её греховность и её благочестие…». Солнце, 7-8. «Тот, кого Аллах ведёт, становится на верный путь, а те, кого Он сбивает с пути, - такие терпят убытки». Преграды, 178. Аллах Всевышний также сказал: «…однако Аллах внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах и сделал для вас ненавистными неверие, нечестие и ослушание». Комнаты, 7. Указанием на это являются также и другие аяты. О том, что Аллах создаёт действия рабов, говорится в хадисе, передаваемом со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, Аллах создаёт и каждого делающего (что бы то ни было), и то, что он делает». Аль-Бухари, аль-Байхаки. Сообщается также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «О Аллах, надели душу мою благочестием и очисть её, (ведь) Ты -лучший из тех, кто (может) её очистить! * Ты - Покровитель её и Благодетель! »/Аллахумма, aтu нафси таква-ха ва закки-ха, Анта хайру ман заккя-ха! Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! /. Муслим, Ахмад, ан-Наса'и (часть длинного хадиса).Указанием на это являются и другие хадисы. *[Имеется в виду, что в подлинном смысле слова только Аллах способен очистить душу человека].
Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «...всё благо в руках Твоих, а зло не (исходит от) Тебя..». /...ва-ль-xaйpy куллю-хд би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя... /, — с учётом того, что Творцом всего является Аллах, слава Ему? Ответ: Эти слова означают, что все дела Всемогущего и Великого Аллаха являются чистым благом в том смысле, что они характеризуют Его собой и исходят от Него, не заключая в себе никакого зла. Всевышний мудр и справедлив, и всем Его делам присущи мудрость и справедливость. Всевышний, слава Ему, всё расставляет по своим местам сообразно Своему знанию, что же касается зла, постигающего человека в силу предопределения, то Аллах добавляет его рабу в качестве соответствующего его вине воздаяния, когда он начинает следовать чему-то губительному, о чём Аллах Всевышний сказал так: «A бедствия постигают вас за то, что творите вы своими руками, и многое Он прощает». Совет, 30. «Мы не поступим с ними несправедливо, это они были несправедливыми*». Украшения, 76. *[Имеется в виду, что, совершая при жизни грехи, люди проявляли несправедливость но отношению к себе самим]. Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах не проявляет несправедливости к людям ни в чём, но люди несправедливы к самим себе». Йунус, 44
Вопрос 144. Обладают ли рабы Аллаха способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписывают? * *[В данном случае подразумевается, что истинный Творцом их действий является Аллах]. Ответ: Да, рабы Аллаха способны совершать свои действия и они обладают желанием и волей. Таким образом, в этом отношении дела их приписываются им справедливо и в соответствии со степенью их способности дела вменяются им в обязанность, за что они и будут соответствующим образом вознаграждены или подвергнуты наказанию. Аллах вменяет им в обязанность лишь то, что соответствует их возможностям. Это зафиксировано в Коране и сунне, и Аллах охарактеризовал людей как обладающих способностью и волей к совершению действий, однако они могут делать лишь то, на что им даёт силы Аллах, и не могут пожелать чего бы то ни было, если не пожелает этого Аллах, и делают лишь то, к чему приводит их Аллах, о чём уже упоминалось в цитированных выше аятах и хадисах, где говорится о желании, воле и творении Аллахом действий людей. Сами же они не создают своих действий, как не создают и самих себя, что же касается их способности, желания, воли и действий, то всё это подчинено могуществу, желанию и действиям Аллаха, который является Творцом как их самих, так и их способности, воли, желания и действий. С другой стороны, их желание, воля, способность и действия не являются тождественными желанию, воле, могуществу и действиям Аллаха точно также как сами они не тождественны Ему, ибо Аллах выше этого. Напротив, их действия, которые сотворены Аллахом, соответствуют положению людей и справедливо приписываются им, являются результатом дел Аллаха, которые соответствуют Его положению и справедливо приписываются Ему, поскольку Он на самом деле является Действующим, тогда как раб на самом деле является объектом действия. Так, Аллах, поистине, является Руководящим в той же мере, в какой раб является руководимым, а поэтому оба этих действия следует относить к Тому, кто их совершает, ведь Аллах Всевышний сказал: «Кого ведёт Аллах, тот и следует прямым путём…». Ночное путешествие, 97. Таким образом, приписывание руководства (хидайа) Аллаху правомерно в такой же степени как правомерно приписывание рабам того, что они руководствуются этим руководством (ихтида'). С другой стороны, Руководитель не идентичен руководствующемуся точно также как и руководство не идентично следованию этому руководству. И можно сказать, что Аллах действительно сбивает с пути, кого пожелает, что же касается раба, то он действительно становится заблудшим. И то же самое можно сказать обо всех действиях Аллаха по отношению к Его рабам, предпринимаемым Им по Его усмотрению. Если же кто-нибудь приписывает действие и результат действия рабу, это значит, что он впал в неверие, как впал в неверие и тот, кто приписывает результат действия одному только Аллаху. Истинно верующим является лишь тот, кто относит действие к Творцу, а результат действия — к сотворённому, поскольку оба этих утверждения соответствуют истине.
Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в предопределение? Ответ: Вера в предопределение является организующим началом единобожия точно также как вера в те средства, которые приводят к предопределённому благу и ограждают от предопределённого зла, является организующим началом шариата. Правильной и прямой может быть религия лишь того человека, который верит в предопределение и следует установлениям шариата. Указанием на это служит то, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), подтвердил обязательность веры в предопределение, а когда кто-то спросил его: " Так не положиться ли нам на то, что уже написано нам на роду, и не отказаться ли от дел? ", - сказал ему в ответ: «Действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан». Аль-Бухари, Муслим. Таким образом, тот, кто отрицает предопределение, утверждая, что оно несовместимо с шариатом, лишает Аллаха Всевышнего таких Его атрибутов как знание и всемогущество и объявляет раба Аллаха независимым в его действиях и творцом этих действий. Это означает, что такой человек не просто утверждает, что наряду с Аллахом существует ещё один творец, он утверждает, что все сотворённые существа являются творцами. С другой стороны, человек, признающий предопределение, но использующий его как аргумент против шариата, отрицающий, что раб обладает способностью к совершению действий и свободой выбора, которыми наделил его Аллах и в соответствии с которыми Он возложил на него определённые обязанности, и заявляющий, что Аллах возложил на своих рабов нечто непосильное для них, что подобно возложению на слепого обязанности расставить точки над буквами в словах Корана, такой человек приписывает Аллаху Всевышнему несправедливость, а имамом его в этом является Иблис, да проклянёт его Аллах, ведь Иблис сказал*: «3а то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я засяду на Твоём прямом пути (поджидая) их**». Преграды. 16. *[С этими слова Иблис обратился к Аллаху после того, как был изгнан из рая в наказание за то, что отказался выполнить веление Аллаха и склониться перед Адамом]. **[Имеются в виду потомки Адама, которых Иблис грозится сбивать с пути, чтобы доказать, что они будут проявлять неблагодарность по отношению к Аллаху]. Что же касается истинно верующих, то они верят как в предопределённость добра и зла, так и в то, что Творцом всего этого является Аллах, следуют велениям и запретам шариата и обращаются на суд к шариату тайно и явно. И они веруют в то, что осуществлять руководство или сбивать с пути может один лишь Аллах, который по милости Своей выводит на прямой путь, кого пожелает, а кого пожелает, сбивает с пути сообразно Своей справедливости, как веруют они и в то, что Он лучше всех знает, в каких случаях уместно то или другое. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь». Звезда, 30. И истинно верующий верит, что во всём имеющем к этому отношение Аллах проявляет высшую мудрость и располагает неопровержимыми доводами, веруя и в то, что награда и наказание зависят не от предопределения, а от того, в какой мере человек будет придерживаться установлений шариата или пренебрегать ими. Что же касается предопределения, то верующие только утешают себя его неизбежностью, когда с ними приключаются какие-нибудь несчастья. Когда им достаётся нечто благое, они признают, кому они обязаны этим, говоря: «Хвала Аллаху, который указал нам путь к этому! Никогда бы не встать нам на верный путь, если бы Аллах не направил нас». Преграды, 43. И они не повторяют слов того нечестивого [Имеется в виду сказочно богатый Карун], который сказал: «Это было даровано мне только за знание, которым я (обладаю)». Рассказ, 78. Когда они совершают что-то дурное, то говорят то же, что сказали их прародители [То есть: Адам и Хавва (Ева)]: «Господь наш! Мы сами себя обидели, и если Ты не простишь и не помилуешь нас, мы неизбежно окажемся в числе потерпевших урон! ». Преграды, 23. И они не повторяют слов проклятого шайтана, который сказал: «Господь мой! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение…». Аль-Хиджр, 39. Если случается с ними какое-нибудь несчастье, они говорят: «Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся». Корова, 156. И в подобных случаях они не говорят того, что говорили неверные, о которых Аллах Всевышний сказал: «…. и говорили о братьях своих, отправлявшихся в путешествие или в военный поход: " Будь они с нами, то не умерли бы они и не были убиты! ", - чтобы Аллах сделал это (причиной) горя их сердец*. (Это) Аллах даёт жизнь и умерщвляет и Аллах знает о том, что вы делаете». Семейство Имрана, 156. *[Имеется в виду, что подобные мысли неверных только увеличивают их скорбь по воле Аллаха].
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы