Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Практические советы по съёмке горнолыжного спорта



После того как вы с друзьями три-четыре раза покатались на горнолыжных трассах родного города, научились за один спуск падать не больше трех раз, вы, конечно, задумаетесь о поездке в настоящие горы. И, безусловно, почувствовав себя состоявшимся горнолыжником или сноубордером — захотите запечатлеть свои подвиги и достижения. Дело это, естественно, не самое простое, но реализуемое, если заранее хорошо подготовиться. Впрочем, с первого раза добиться вызывающе красивых динамичных кадров редко кому удается, но получить интересные «вкусные» кадры вполне по силам даже аккуратному новичку.

Фототехника
Если вы хотите получить хорошие динамичные кадры на склонах, а не только в шезлонге горного кафе, то нужно обратить внимание на свой аппарат. Прежде всего он должен быть с возможностью автофокуса, так как времени на ручную настройку у вас не будет. Большой плюс, если ваша камера имеет функцию серийной съемки — тогда из серии выйдет один снимок, на который можно смотреть без внутреннего содрогания. Кроме этого, если вы предпочитаете резкие фотографии, ваш фотоаппарат должен отрабатывать короткие выдержки, желательно от 1/500 с.
Выбор камеры — очень важный момент, так как от этого зависит, какие снимки вы сможете сделать во время поездки. Если вы отправились в путь с пленочной «мыльницей» без зума или цифровой камерой с цифровым зумом, то лучше делать постановочные и видовые фотографии. Такой аппарат не сможет сделать четкие кадры движущегося человека на небольшом расстоянии, а на большом будет не видно, что он движется.
Если ваш аппарат оснащен оптическим зумом, то возможности увеличиваются, но не сильно. Вы можете делать достаточно четкие снимки, находясь на приличном расстоянии от объекта съемки, но для фотографирования движущихся объектов нужны серьезные навыки. Так что лучше сконцентрируйтесь на жанровых кадрах, и вы добьетесь очень хороших результатов. Помните, что при работе с «мыльницей» главный помощник — это солнце. Чем больше солнца, тем более яркие и насыщенные цвета у вас получатся (правда, это не относится к полуденным часам). Лучше всего для горнолыжной съемки подходят зеркальные фотоаппараты, не важно пленочные или цифровые. Даже с помощью любительского современного зеркального аппарата можно делать и жанровые, и репортажные, и чисто спортивные фотографии.
Очень желательны светофильтры. Так как дело происходит в горах, безусловно, пригодится обыкновенный защитный фильтр с подавлением ультрафиолетовых лучей. Во-первых, это предохранит объектив камеры от грязи и пыли, во-вторых, повысит резкость, и, наконец, кадры не будут иметь ярко выраженной синей тональности.
Не лишней будет и бленда, которая защитит от падающих сбоку солнечных лучей. Бесполезное, но приятное дополнение — фильтр «звездочка». В погожий день снег искрится на солнце, поэтому фильтр добавит лучики света, что хорошо подчеркнет радостное светлое настроение. Правда, применение «звездочки» требует определенного навыка, иначе есть шанс получить картинку с артефактами.

Место хранения
Теперь самое время подумать о том, как и где вы будете хранить свой аппарат во время катания. «Мыльницу» можно легко спрятать в кармане, зеркальный аппарат в карман не положишь. Вообще, самый хороший способ «угробить» технику — положить ее в рюкзак на спину, потому что большинство падений во время катания происходит именно на спину или на бок. Вывод: самое надежное место — на груди.
Для зеркальных фотокамер продаются специальные кофры, размещающиеся спереди. Чем плотнее к телу прижимается карман или сумка, тем сложнее «приложить» его с размаху о камень, но… пытливые умы всегда найдут способ. Если вы впервые едете в горы, у вас есть альтернативы: устроить отдых от катания и пофотографировать «пешим порядком» (уворачиваясь от лыжников) или обойтись обычной «мыльницей», так как катание с тяжелой сумкой на груди все-таки требует определенного уровня горнолыжного мастерства.

Выбор ракурса
Теперь поговорим о выборе склона. Склон должен быть хорошо освещен: чем больше солнца, тем лучше. Если выбранное место разделяет четкая тень от соседней горы или опоры подъемника, это не лучшее место. Найдите такое положение, при котором солнце будет ровно освещать объект съемки (так, чтобы ни солнце, ни ваша тень не попадали в кадр). К хорошим ракурсам традиционно относятся моменты, когда лыжник или сноубордист совершают поворот. Особенно, если вы сможете поймать наклон корпуса спортсмена относительно склона. Это ярко передает ощущение скорости, кроме того, в кадре отлично будет смотреться летящий из-под лыж снег. Перед съемкой обратите внимание на задний план, плохо, если в кадре находятся одна, две елочки, которые сольются с человеком, или горы на горизонте некрасиво «разрежут» фигуру. Для начала старайтесь снимать движущийся объект на однородном фоне или убирайте лес, людей, камни… на задний план.
При выборе точки съемки осмотрите по возможности весь склон: его расположение, где и как проходят следы на снегу, куда падают тени. Это поможет понять, как будет спускаться лыжник и в каких местах его лучше фотографировать. Желательно вместе прокатиться по склону, чтобы выбрать и запомнить наиболее подходящие места. Вообще, лучший вариант — заранее договориться с лыжником или сноубордистом о том, как он будет ехать, на каком повороте вы будете его фотографировать. Для того чтобы ваш подопечный смог несколько раз подряд съехать одним и тем же маршрутом — траекторию движения можно отметить вешками. Это особенно важно, когда вы фотографируете не очень опытного любителя снежного катания. Ему будет легче собраться с мыслями и телом для одного красивого поворота.
Для того чтобы получить удачные кадры — их нужно тщательно продумать. Случайным образом поймать позу, жест или взгляд, выражающий эмоции или усилия не так-то просто. Надеяться на удачу не желательно, так как высока вероятность разочарования. Чем более осмысленным будет выбор позиции фотографа, направление движения лыжника, тем больше шансов на успех. Еще один фактор может вмешаться в качество ваших снимков — ошибки экспозиции. Если съемка идет в солнечную погоду, а вокруг много снега, то автоматика многих аппаратов будет «недодерживать». При фотографировании человека в темной одежде он может получиться темным контуром на фоне белого снега. Но большинство современных «зеркалок» имеет возможность точечного замера экспозиции (в данном случае — по объекту съемки). Если эта функция отсутствует, можно установить автоматическую корректировку выдержки в сторону увеличения на одну-две ступени.
Существует несколько стандартных схем расположения фотографа и объекта съемки: Снизу — вверх. Фотограф стоит внизу склона, а объект катится на него. На снимке спортсмен получается на фоне безграничных снежных просторов, этакий истинный покоритель дикой природы. Недостаток — пропадает ощущение крутизны склона плюс повышается вероятность «лобового столкновения» с моделью (если он не опытен). Вообще, фотографировать снизу вверх нужно чрезвычайно осторожно и делать все, чтобы не оказаться на траектории движения экстремала.
Снизу и сбоку. При боковой съемке как раз видно, что спортсмен едет по достаточно крутому склону. Замечено, что в этом ракурсе начинающие фотографы зачастую интуитивно стараются подравнять склон горы к горизонтали, для чего поворачивают камеру. В итоге оказывается, что ваш друг едет по совершенно ровной поверхности. Наоборот, для большего эффекта можно даже чуть-чуть наклонить камеру в противоположную сторону, тогда кривизна склона увеличиться, а коллеги нашей модели не смогут скрыть своей зависти.
Сверху — вниз. Это наименее удачное положение фотографа. Спина удаляющегося лыжника мало у кого сможет вызвать положительные эмоции, если, конечно, он не летит кубарем с феерическим фонтаном из лыж, палок и снежных брызг.
Место излома склона. Если человек, которого вы снимаете, достаточно уверенно себя чувствует на лыжах или сноуборде, можно «поймать» его в прыжке. В этом случае нужно выбрать заниженную точку съемки, чтобы в кадре был хорошо виден отрыв лыж или доски от поверхности склона, желательно на фоне неба. Удобнее всего это делать с широкоугольным объективом, но нужно всегда помнить про безопасность и не залезать в зону поражения лыжами и палками.
Удачные кадры в стиле внетрассового катания можно получить и при съемках совершенного новичка, главное — обоюдное желание. Найдите крутой склон или камень небольшой высоты (метр или полтора) с огромным сугробом внизу. Задача лыжника встать сверху, толкнуться вперед и упасть. После трех-четырех дублей он научится немного собираться в полете, а большего и не надо. По завершении всех экспериментов у вас окажутся серии фотографий: лыжник на камне, лыжник летит, лыжник прилетел. Первую и третью убираете в архив, а вторую выставляете на всеобщее обозрение и начинаете гордиться от мысли, каких крутых фрирайдеров вам доводилось фотографировать.

Меры безопасности
Помните, что горы при всей своей дружелюбности и курортной организации все равно остаются горами. Невнимательность и небрежность легко может привести к самым печальным последствиям. На европейских курортах работают оперативные профессиональные службы спасения. На российских тоже, но их количество и качество снаряжения сравнивать не приходится. Если в ходе своих прогулок вы планируете сойти в сторону от размеченных трас, то желательно заранее купить местный страховой полис. В самом простом случае эвакуация спасателями в специальных санях обойдется от 150 EUR. Если транспортировка будет из дальних районов, то ее стоимость возрастет до 1500 EUR, в случае участия вертолета счет может дойти до 3000 EUR. Чтение расценок спасательных служб очень рекомендуется по дороге к желанной трассе.
Безопасность важна и при выборе места съемки. Крайне нежелательно заниматься этим на черных трассах. Большой угол наклона склона не является гарантией успешного снимка, а вот вероятность получить лыжами или палками по голове увеличивается многократно. Так же нежелательно выбирать в качестве точки съемки внешние радиусы закрытых поворотов, места сужений или выезды с трасс. Нужно стараться по возможности быть максимально заметным для остальных, в этом хорошо помогает одежда яркого цвета. Традиционно считается виновным тот, кто перед столкновением находился выше по склону, но вряд ли это будет весомым утешением после болезненной встречи.

Куда поехать?
Туристические агентства наперебой предлагают самые разнообразные места и везде обещают бесконечные горы с потрясающими видами. Все зависит от того, что вы ожидаете получить. Для любителей очень семейного отдыха можно съездить покататься в Финляндию или в Турцию. Любителям панорамных видов, высоких каменных шпилей и фрирайда прямая дорога во Францию, Швейцарию или Италию. Хорошие горы в Австрии, но последние несколько лет путевки в эту страну сильно подорожали.
Если говорить об Андорре, то там есть очень красивые места, но в целом по длине и крутизне трассы уступают Французским или Швейцарским Альпам. Хотя по соотношению цена/качество Андорра — одна из самых привлекательных горнолыжных стран для российского туриста. Если вы хотите посетить Италию, рекомендуем обратить внимание на городок Канацей. Он входит в знаменитое кольцо Sella Ronda, которое позволяет, не снимая лыж, совершить трехсоткилометровое круговое путешествие в Доломитовых Альпах.
Добиться наибольшей экономии можно, если ехать небольшой компанией четыре-пять человек и проживать в апартаментах, когда каждый номер оснащен мини-кухней, за счет чего в стоимость не входит питание. Закупать продукты дешевле в крупных супермаркетах.
На общую стоимость путевки сильно влияет время отдыха. Самые высокие цены на гостиничные номера приходятся на новогоднюю ночь и в период детских зимних каникул. В конце января есть так называемый низкий сезон, который позволяет максимально оптимизировать расходы. Более точные даты высоких и низких сезонов можно узнать в туристических агентствах. На этом первое знакомство с горнолыжным отдыхом можно считать законченным. До встречи в горах!

Городской пейзаж. Доброй ночи, москвичи!

Фото: Андрей Уляшев, член Российского фотосоюза

Текст: Андрей Уляшев

Заканчивается день. Солнце садится за горизонт. Наступает волшебное и магическое время, которое мы называем сумерками. Необыкновенным, розово-оранжевым цветом раскрашиваются облака над головой. Воздух пронизывается удивительным светом. Краски блекнут, остается лишь небольшая красноватая полоса на закате. Бездонное синее небо расстилается над куполами и крышами Москвы. Город погружается в свет фонарей и неоновых витрин, подсветку зданий и сияние автомобильных фар. Именно это время называется в фотографии режимным.

Одно из главных правил городской съемки – практически все удачные ночные фотографии делаются в сумерки. Начинающие фотографы иногда ошибаются и снимают в то время, когда весь свет безнадежно потух, и неба как такового нет. При черном небе сделать хороший снимок технически сложно: детали в проваленных тенях исчезают, фактура стен пересвечивается. Небо должно быть обязательно.

Итак, идем на вечернюю прогулку. Собственно, в Москве много красивых мест, откуда можно снять красивые кадры. Но самые красивые виды встречаются по течению реки Москвы, поэтому тема мостов так популярна и неисчерпаема. С подчеркивающей их архитектуру эффектной подсветкой, они очень красиво смотрятся на фоне современных и сталинских зданий и высоток. С мостов снимаются виды с перспективой Москвы-реки и города. Например, хорошо смотрится Кремль с Москворецкого моста, Военная академия РВСН им. Петра Великого с Большого Устьинского. Интересны ракурсы из-под мостов с освещением под ними. Тут советую обратить внимание на Новоарбатский, Багратион, мост третьего транспортного кольца в районе Сити.

Каждый мост имеет четыре ракурсных стороны, с которых его можно сфотографировать. При выборе точки съемки следует обращать внимание как на наличие эффектного переднего плана, ведущего взгляд зрителя к мосту и вглубь кадра, так и на возможное присутствие на заднем плане здания или башни, ставящего красивую точку в композиции. Следует учитывать сторону захода солнца. В зависимости от времени самого заката, интересны обе его стороны, и надо смотреть, на каком фоне будет располагаться мост. Во время заката деревья и зимой и летом представляют собой черную массу, которая утяжеляет снимок. Полезной информации в тенях в этих местах мало и смотрится это неэстетично, поэтому зелени в кадре должно быть как можно меньше. Следует избегать пересечения сюжетно-важных линий с рекламой и зданиями, «вырастающими» из мостов.

 

Если хорошего переднего плана нет, тогда его функцию берет на себя река с отражениями огней, размытая в ровную полосу длинной выдержкой. Получаются красивые, плакатные снимки. Особенно хорошо смотрятся панорамы с выгнутыми очертаниями мостов, снятые с близких расстояний. Или с безукоризненно правильной геометрией, сфотографированные с приличным фокусным расстоянием объектива с удаленных возвышенных мест. Тогда выходят «портретные» снимки. Интересные места для панорам можно найти в районе ст. м. «Киевская», где главным действующим лицом выступает светящийся мост им. Богдана Хмельницкого. Помимо него внимание привлекают Пушкинский (Андреевский) пешеходный мост, знаменитый красотой и количеством снятых кадров, Новоарбатский со светящимися колоннами-опорами, Багратион, похожий снизу на гигантскую змею, Патриарший, сверкающий, как изысканная драгоценность…

Со спуска к воде на Смоленской набережной, почти рядом с Бородинским мостом, есть замечательный ракурс для панорамы – с этого места видно сразу четыре моста. С Живописного моста можно эффектно снять панораму красной фермы с растяжками, стремящимися к краю кадра и размытыми в линию огнями автомобилей.

 

 

Архитектура как современных, так и сталинских зданий выглядит на панорамных снимках не менее эффектно архитектуры мостов. Вид на Кремль, открывающийся, например, с Москворецкого моста, Московский международный дом музыки, Деловой центр, Университет, Академию наук, монастыри, храмы, площади вокзалов, высотки, и так далее… Великолепные снимки получаются с крыш домов – светящиеся реки улиц, сети бульваров и проспектов. Правда, чтобы попасть на эти крыши, нужно очень постараться.

Впечатляющие снимки получаются при очень длинной выдержке (до десятка и больше минут). Обязательное условие – наличие облаков на небе. Во-первых, они обеспечат эффектное закатное небо. Во-вторых – облака и река «размазываются», оставляя архитектурную часть выразительно четкой и неподвижной, создавая тем самым особенную динамику и глубину. Для таких съемок нужен нейтрально-серый фильтр большой кратности. Чтобы небо не пересвечивалось, используют градиентные фильтры, но в Москве, из-за сильно неровного горизонта (зданий на фоне неба), они часто не пригодны. Проблема решается с помощью съемки кадров с разной экспозицией, и их последующим объединением. Неподвижную часть в таком случае придется снимать отдельно.

Как снимать ночные и вечерние виды города, одним кадром, широкоугольником, или панорамой, посоветовать трудно. «Ширик» подчеркивает перспективу, усиливая ощущение глубины, включает в кадр развитый передний план, он способен сильно «завалить» окружающие здания для решения особых художественных задач. Панорама позволяет сохранить правильную архитектурную геометрию, как ее видит человеческий глаз, охватывает больший объем пространства, концентрируя его в одной картинке, позволяя увидеть сразу много. Этот творческий вопрос каждый решает для себя сам на основе собственного опыта.

При режимной съемке всегда возникает вопрос, как выставить баланс белого. В итоге, изображение все равно приходится корректировать в соответствии с художественной задачей. Ориентироваться можно по цвету неба и свету уличных фонарей. Последний не должен быть слишком насыщенно-оранжевым, как чаще всего устанавливает автоматика. Если их оттенки, а также подсветка зданий, мостов и пр. никак не могут приобрести свой натуральный цвет, значит, динамического диапазона матрицы не хватает для окружающих условий. Баланс белого, зависящий от экспозиции, яркости, контраста, тоже не укладывается в этот диапазон. В этом случае приходится применять не только брекетинг по экспозиции, чтобы, например, не вылетели света в местах, освещенных галогенными лампами, но и делать комбинированный баланс белого – уже с использованием конвертора.

Что еще надо учитывать при съемке? Конечно, основные композиционные моменты, правило третей, динамику диагоналей, линии, ведущие взгляд, наличие одного смыслового центра, отсутствие двух равновеликих строений, конкурирующих между собой, равновесность кадра и так далее. При сборке панорам выгнутость горизонта в ту или иную сторону должна отсутствовать, тщательно должны быть выверены вертикали. Хотя в некоторых случаях при острых углах безукоризненно выпрямленные перспективные искажения выглядят некрасиво и неестественно, этих случаев вообще лучше избегать, либо выравнивать не до конца. Тщательно выбирать ракурс. Москва не Питер, простора на реке здесь меньше: провода, столбы, реклама очень мешают. Кусок парапета с асфальтом, влезший в кадр, грязно-оранжевого цвета от фонарей, способен начисто испортить снимок. Мосты, обрезанные на середине пролета, часто смотрятся некрасиво. По-возможности, выбирайте для съемок не пустое, а частично заполненное облаками небо. Если небо без облаков, что очень часто бывает под вечер, строить кадр надо так, чтобы его заполняла архитектура. Не полностью, но пустого полотна неба на всю длину снимка быть не должно.

При съемке широких панорам, на 160–180 градусов, плохо выглядит обрезанный передний план. Например, если включаете в него линию чугунного ограждения моста или берега. При недостаточном фокусном расстоянии середина этого ограждения из кадра исчезает, остаются обрезки по бокам. Надо брать панорамную штативную головку и снимать панораму с явно выраженным передним планом, начинающимся почти прямо из-под ног. Такой снимок с выгнутым передним планом выглядит очень эффектно. И без панорамной головки сшиваться будет с трудом, если будет вообще, из-за проблемы параллакса. При определении экспозиции советую использовать правило «экспонируй правее», располагая гистограмму ближе к правому обрезу. Отображаемая на дисплее камеры гистограмма строится на основе анализа процессором камеры Jpeg снимка, встроенного в Raw вариант (снимаем, безусловно, в Raw), поэтому при ручной конвертации будет еще некий запас по светам. Насколько возможно забежать за правый обрез гистограммы для вашего фотоаппарата, надо определить опытным путем. Такой способ экспонирования предпочтительней, так как больше всего уровней, содержащих информацию о снимке в матрице, имеется в области светов. Уменьшая экспозицию или делая отрицательную коррекцию в закладке кривых, мы добавляем информацию в область теней. При этом уменьшается шум, цвета становятся сочнее и ярче, без привлечения насыщенности. Многое в восприятии снимка зависит от такой конечной фазы обработки, как резкость..

Закончить хочется главным условием для всех городских съемок: любите свой город, так как без любви нет интуиции и видения, так необходимых фотографу. И пусть ваша любовь и терпение поможет вам в создании новых фотографических рассказов о вашем городе.

«Элементарные частицы» коммерческой фотографии

Фото: Фотоагентство «ГеоФото», GetImages Group

Текст: Вадим Штрик, генеральный директор Фотоагентства «ГеоФото», GetImages Group

Фотоизображения, вернее, авторские права на них — это товар, который продается и покупается на молодом и развивающемся рынке, работающем по особым правилам. Как устроен этот рынок? Кто и зачем приобретает права на фотографии? Какие снимки востребованы покупателем?

Фотосток — бизнес: вчера, сегодня, завтра
Сразу оговоримся, речь пойдет о фотографии, как об итоге творческого процесса, результат которого востребован на рынке и имеет стоимость, то есть может быть продан. Такой тип снимков на Западе называют «стоковым». Этот же термин имеет и более узкое значение, определяя еще и жанр коммерческой рекламной фотографии, поэтому предмет нашего обсуждения назовем проще — «коммерческая фотография» или «фотография на продажу».

Мировая индустрия коммерческой фотографии — это четко организованный рынок, работающий по своим законам уже почти полвека. Аккумуляторами авторских прав на изображения и основными поставщиками фотографий на рынке являются фотобанки и фотоагентства. Вся история бизнеса фотоизображений разделяется на доцифровую и цифровую «эры». С началом применения веб-технологий стало возможным «пощупать товар» через интернет, не приходя в агентство.

 

В России фотоагентства современного типа начали возникать в середине 90-х годов. Первым на рынок пришел «Фотобанк» (photobank.ru), потом появилось еще несколько агентств, специализирующихся на дистрибуции западных коллекций East news, «Фото С.А.», «Восток-фото», «Русская фотографическая группа». В 2002–2003 годах прошел стартап нескольких отечественных ресурсов: «ФотоЭкспресс», «Русский взгляд», «ГеоФото», «Росфото». Вторая волна принесла такие ресурсы, как фотоархив, созданный при союзе Фотохудожников, «Профимидж» и ФОТАС. Сейчас в России существует около 20 агентств и фотобанков и несколько сотен ресурсов, позиционирующих себя как фотобанки, но не являющихся таковыми из-за отсутствия проработанной правовой базы для передачи авторских прав. Постоянно возникают новые ресурсы.

Состояние современного рынка коммерческой фотографии можно охарактеризовать одним словом — «самооценка». Сейчас происходит осознание того, какие разновидности коммерческой фотографии существуют и в чем их специфика. Причем понимание этого приходит не только к агентствам, но и к профессиональным фотографам, многие из которых снимали «для души» без коммерческого успеха только по той причине, что просто не укладывались в четкие форматы жанров, которые были востребованы рынком. Сейчас происходит четкая дифференциация рынка по ценовым и тематическим (жанровым) сегментам.

На сегодняшний день фотоагентства работают по двум направлениям: продвижение отечественного контента и продвижение западных коллекций. Последнее основано на расширении дистрибьюторского портфеля. Отечественные архивы развиваются за счет расширения тематики и специализации. Для возникающих новых ресурсов путь развития может быть только один — четкая специализация на определенном сегменте рынка. В России сейчас не хватает узкоспециализированных фотоагентств, тематических ресурсов, например агентств, специализирующихся на продаже фотографий по темам сельское хозяйство, сад и огород, российская кухня и т.д.



Кто продавец?
Фотобанки делятся по нескольким признакам: модель лицензирования (RM- и RF-лицензируемые фотобанки), по секторам рынка (новостные и стоковые), по маркетинговой стратегии (продвигающие на рынке архивы фотографов или занимающиеся дистрибуцией партнерских коллекций). Многие фотобанки совмещают все позиции, и это характерно для настоящего времени. Второй особенностью современного состояния индустрии является появление обособленного сектора поставщиков изображений, объединенных термином «микропейментовые фотобанки» или «микростоки». Главное их отличие — в способе лицензирования. При покупке в микропейментовых фотобанках вы не получаете документа, подтверждающего право использования изображения. Это связано с тем, что микропейментовый фотобанк не получает у фотографа документального оформленные права на изображения (за исключением так называемого договора публичной оферты) и не может передать их своим клиентам. Вторая особенность — нередактируемый контент: фотографии не проходят отбор редакционной коллегией и, как следствие из простоты размещения — низкий уровень качества. Микроцена за минимум качества. Но зачастую клиенту нужна «просто картинка» без формальной передачи прав — иллюстрация для внедрения в дизайн, и цена проекта имеет значение. Таким образом, мы можем говорить о двух типах бизнеса: первый — продажа высококачественных снимков профессиональных фотографов и второй — бизнес дешевых интернет-сервисов с фотографиями низкого качества с упрощенной моделью лицензирования по низким или сверхнизким ценам. Причем эти два сектора практически не конкурирующие. Даже наоборот: огромное количество дешевых фотосервисов на рынке только подчеркивает ценность уникальных по сути и по исполнению авторских профессиональных работ.

Итак, вернемся к «традиционным» фотобанкам, которые лицензируют изображения по моделям RM и RF. Rights Managed (RM) — использование в течение ограниченного периода времени, с ограничениями по форматам, тиражам и территорией использования. Стоимость прав использования зависит от способов и видов использования (формата, тиража, срока, территории использования и неисключительности предоставляемой лицензии). Royalty Free (RF) — возможность использования фотоизображений в течение неограниченного периода времени без ограничений по форматам, тиражам и территориям использования, но с единовременными авторскими отчислениями.

У каждой модели лицензирования есть свои плюсы и минусы: первая модель позволяет клиенту выбрать уникальное изображение для своей рекламной кампании и быть уверенным в возможности выкупа эксклюзивных прав. Вторая модель дает возможность универсального использования изображения, но уже без гарантии эксклюзивности. Для каждого изображения применение той или иной лицензии является взаимоисключающим.

Новостные и стоковые фотобанки ориентированы, соответственно, на СМИ и производителей рекламной полиграфии. К первому типу относятся «Фотоэкспресс», ИТАР-ТАСС, ФОТАС, «Русский взгляд», РИА «Новости», ко второму — «Профимидж» и «Росфото». «Фотобанк.ру», «ГеоФото», «Фотосоюз», «Восток-фото», «Фото С.А.», East News затрагивают оба направления.

Каждое агентство избирает свою стратегию продвижения архива на рынке и политику сотрудничества с другими агентствами. Одним из основных трендов российского фотобизнеса является дистрибуция западных коллекций на нашем рынке. Из наиболее успешных примеров — «Фотобанк», который является эксклюзивным дистрибьютором Getty Images в России, и «Фото С.А.», недавно ставший официальным дистрибьютором Corbis.

Стратегия дистрибуции продуктивная, но она не ведет к стимулированию отечественных фотографов. В России всего несколько агентств продвигают идею только национальной фотографии. Это привязанный к географической тематике архив агентства «ГеоФото» и большой исторический архив агентства «Фотосоюз». Обе тематики более чем востребованы на отечественном рынке, однако не полностью покрывают его. Почти каждый второй рекламодатель в России хочет видеть на изображении русские лица.

Кто покупатель и что он выбирает?
Можно выделить четыре основные категории или группы покупателей. Рассмотрим их по мере уменьшения суммарно закупаемых объемов (количества закупаемых фотоизображений).

Первая категория — те, кто покупает фотографии в качестве иллюстраций к информационным материалам (Editorial Photography). Она включает в себя СМИ, книжные издательства, издателей образовательной литературы. Закупаемые ими фотографии — документальные свидетельства событий и явлений. Такой снимок должен нести достоверную, легко читаемую информацию. Желательно, чтобы он был качественным и обладал художественностью, композицией, образностью и эмоциональностью. В случае, если фото, несущее информацию, обладает всеми перечисленными качествами, оно имеет шанс стать «обложечным» или заглавным в номере. Именно из этих фотографий выбирают призеров на World Press Photo.

Второй важнейший покупатель — изготовители рекламы в широком смысле: наружной, печатной, на транспорте, производители этикеток и упаковок, оформители мест продаж, выставочных стендов и сайтов компаний. Им нужны фотографии, которые своим присутствием позволяют сфокусировать потребителя на товаре, создают настроение, помогают продать товар или услугу. Побуждающие фотографии — именно то, что требуется в рекламной полиграфии, при этом призыв может не носить адресного характера — фотография может просто быть гармонично выполненным пейзажем, в этом случае его эмоциональным позывом будет — «красота и гармония». Кстати, именно этот жанр фотографий называется Stock Photography, или креативные материалы. В чем их отличительная особенность? Художественность, образность, концептуальность, а говоря на языке потребителя: простота, яркость, оригинальность, понятность, «доходчивость»… Наиболее характерные образцы этого жанра фотографий несут в себе одну ярко выраженную идею и, если эта идея совпадает с коммерческой идеей рекламодателя, то он непременно выберет и купит изображение, которое позволит ему донести свой бизнес-позыв до широкой аудитории. Чтобы снимать такие фотографии нужно быть немного «рекламщиком» и немного покупателем. И конечно, хорошим фотографом, потому что техническое и художественное качество стоковых фотографий должно быть на порядок выше, чем в фотографии документальной.

Третья большая группа клиентов, выбирающих фотографии, — это дизайнеры интерьеров и все, кто использует фотографии как средство украшения дома, офиса, архитектурных фасадов. Такой тип фотографий можно назвать «интерьерной фотографией» (Decoration Photography). Что главное в фотографиях для такого типа использования? Безусловно, художественность! Такая фотография должна быть понятна и приятна подавляющему большинству зрителей, которые с ней будут соприкасаться. Отбор таких фотографий — трудоемкий и тщательный процесс, а создание их требует большого мастерства и безупречного соблюдения законов художественной композиции. Только некоторые фотографии из огромного количества отбираемых будут удовлетворять перечисленным параметрам. И только избранные захотят их купить, оформить в рамы и сохранять долгие годы на стене офиса или домашнего интерьера. Они должны быть достаточно уникальны, чтобы выделяться из многих других подобных, но в то же время — понятны зрителю, то есть нести узнаваемые образы, создавать устойчивые ассоциации. Говоря языком потребителя, интерьерные фотографии должны создавать настроение…

Кстати, к такому же типу использования можно отнести и фотографии для календарей, так как календарь — это временный элемент интерьера. Отбор его менее тщательный, чем картины на стену, но в целом, проходит по тем же параметрам.

Наконец, четвертая группа клиентов и четвертый «сорт» фотоизображений, высшая «каста» художественных фотографий — Арт-фотографии (Art Photography), претендующие на звание произведений искусства. Где проходит граница между искусством и «не искусством»? Это предмет отдельного исследования, так как мнение по этому вопросу глубоко субъективно. Например, отбирая работы для фотовыставки Сергея Ястржембского из его серии «Аэроимпрессионизм», мы с Ольгой Львовной Свибловой (директором Московского Дома Фотографии) долго сортировали фотографии, и она при этом повторяла: «Да, это Фотография! », «Нет, а это — «Нейшнл Джиографик». Для нее, представителя сферы арт-фотографии, Фотографиями (с большой буквы) являются только произведения искусства, а любая документальная фотография, даже самого высшего качества — это не Фотографии. Такая точка зрения имеет право быть? Несомненно. Это ярко выраженный субъективный взгляд на коммерческую фотографию.

Арт-фотографии — это произведения, которые несут в себе глубинный смысл: эмоциональный заряд, фотографии, которые вызывают ассоциации, фотографии, исполненные художественности и образного содержания. Одним словом — это фотографии, заставляющие зрителя переживать или просто задуматься…

 


Сколько стоит фотография?
Все мы — фотографы и бизнесмены, — люди творческие, поэтому обратимся к понятному языку образов. Давайте представим себе пирамиду, состоящую из четырех плоских камней, уменьшающихся от нижнего к верхнему. Именно так можно представить, как устроен рынок фотоизображений.

Больше всего фотографий, которые покупают — это фотографии — носители информации, чуть меньше — те, которые могут быть использованы в рекламе, еще меньше количество фотографий, которые можно отобрать для украшения интерьера и совсем небольшой набор — избранные арт-фотографии. Камни — это своеобразные уровни качества, позволяющие отнести фотографию к определенному типу использования. Под качеством в данном случае нужно понимать совокупную оценку художественных, информационных и технических свойств изображения. Чем качественнее фотография, тем больше потенциальных типов использования для нее существует. Как мы видели, все категории фотоизображений имеют своего потребителя. Но цена разная.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь