Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Техника подводной съемки – это очень интересно. Расскажите о ее особенностях.



– Во-первых, сама вода – враждебная для человека среда, поэтому для простого выживания в ней на себе приходится носить много снаряжения, напрямую к фотографии не относящегося. И за всем этим надо следить: нужно продувать маску, уши, следить за плавучестью. Особенно тяжело в сухом костюме, так как это – целая комплексная система.
Во-вторых, вода работает как сильный сине-зеленый фильтр. Ниже пяти метров красного цвета почти нет. На глубине 10 метров, если порезаться, кровь будет выглядеть зеленой. Большую роль играют химический состав воды и количество планктона. Так, в Белом море из-за большого содержания железа вода бурая, и дальность видимости мала. Кстати, не все знают, что в полярных областях жизнь богаче чем в тропических. Это вызвано тем, что в холодной воде содержится больше кислорода, как следствие – больше планктона, который является началом цепи питания. В тропиках жизнь разнообразнее, но количество биомассы на объем меньше. Однако для съемок тропические воды удобнее: благодаря меньшему содержанию планктона выше прозрачность, и дальность видимости может достигать 60 метров.


– Что включает минимальный набор для подводной съемки?
Это зависит от цели. Существует любительская съемка – для себя и друзьям показать, полупрофессиональная – для себя и, быть может, где-нибудь опубликоваться, и профессиональная, нацеленная на получение фотографий максимального качества. Для любительской съемки некоторые бренды выпускают герметичные камеры, не требующие бокса. Но фотографировать ими можно только на небольшой глубине и недолго. Промежуточный, не очень дорогой и довольно качественный вариант – это камеры Nikonos. Фирма Nikon – единственная, выпускающая аппараты подобного рода. Они полностью герметичны и выдерживают погружение на большую глубину и на длительное время – так, например, с Nikonos V можно погружаться до 50 метров. Есть множество хороших фотографий, снятых этими камерами, но для профессиональных целей обычно используют обычные камеры, упакованные в водонепроницаемый бокс. Хороший профессиональный бокс стоит примерно 4–5 тыс. долларов. Но есть фирмы (например Ikelight) выпускающие более дешевые и при этом неплохие боксы. Чтобы камера не запотевала при погружении в холодную воду, ее как правило кладут в бокс с вечера, туда же кладется силикогель, забирающий из воздуха влагу.
Видоискатель – отдельная проблема. Дело в том, что под водой нельзя приблизить глаз к окуляру, поэтому в обычный видоискатель будет видна только часть кадра. Чтобы расширить поле зрения, используют специальные насадки. Существует еще рамочный видоискатель – это такая рамка, которая крепится на бокс сверху и напоминает прицел от зенитки. Но, конечно, оптимальный, хотя и недешевый вариант – это профессиональный спортивный видоискатель. Там изображение проецируется на небольшой экранчик, к которому необязательно приближать глаз. Одна из положительных черт Nikon F3, которым пользуюсь я – это то, что спортивный видоискатель для него стоит около $200. Тогда как для Nikon F4, например, – уже около $500. Интересный факт: для панорамных съемок под водой часто используются объективы fisheye полного кадра. Причем, если на суше они дают явный завал перспективы, то под водой это не заметно, потому что там почти нет прямых линий – все пейзажи и так кривые. А вот зумы под водой почти не используют: во-первых, светосила у них меньше, чем у фикс-фокалов, а во-вторых, проще подплыть или отплыть немного, чем усложнять и так громоздкую конструкцию бокса дополнительным устройством для вращения кольца зуммирования.


– Какой пленкой вы пользуетесь?
Обычно Fuji Velvia 50, хотя многие стремятся использовать более чувствительную пленку, потому что на глубине темно. Но более чувствительная пленка обладает некоторыми недостатками по сравнению с менее чувствительной (например, большим зерном), а мне на руку играет одно полезное свойство воды. Я делаю так: сначала вытягиваю вперед руку и по ладони замеряю общую освещенность. Затем выставляю экспозицию по этим данным, а передний план подсвечиваю вспышкой. Таким образом, объекты на переднем плане хорошо прорабатываются, а фон не проваливается. Выдержка получается достаточно длинной, обычно около 1/15 сек. Но вот здесь-то и начинает работать подводная специфика: дело в том, что вода хорошо демпфирует колебания. Поэтому вполне возможно снимать на таких выдержках с рук без «шевеленки». Некоторые боксы, особенно раньше, даже оборудовались специальными «крылышками», чтобы лучше гасить колебания. Но, конечно, если будет быстродвижущийся объект (например, водолаз или дельфин), то на длинной выдержке смажется – тут уж ничего не поделаешь, приходится открывать диафрагму ценой потери глубины резкости.
Чтобы компенсировать недостаток красного цвета, я иногда использую слабо-розовый фильтр. Но обычно ставка делается на мощную вспышку. Она довольно большая и тяжелая и крепится к боксу при помощи шарнира. Моя вспышка питается от никель-кадмиевых аккумуляторов, в ней есть также галогенная лампочка для подсветки – она помогает сфокусироваться и понять, какого цвета объект – без нее под водой все-таки темновато.

– Под водой приходится преодолевать очень много трудностей. Чем это окупается?

Несмотря на все сложности, подводная съемка очень интересна. Погружаясь, попадаешь в совершенно иной мир, с непривычной фауной и флорой. Даже человек под водой обретает необычные свойства: он может двигаться не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной, и выглядит совершенно по-другому, чем на суше. И еще: под водой приходит удивительное чувство одиночества. Ты видишь и даже слышишь своих спутников, но все системы жизнеобеспечения замкнуты на тебе, поэтому ощущение такое, что ты один. А уж если потеряешь напарника из виду – ощущение такое, будто в лесу заблудился, даже если он будет от тебя в пяти метрах. Да и хорошие фотографии, безусловно, стоят того, чтобы ради них преодолевать трудности – а в каком деле их нет?

Хрупкая гармония равновесия

В народе бытует поговорка, что МАИ (Московский авиационный институт) иногда выпускает еще и инженеров. Из стен этого учебного заведения вышло множество творческих людей, и наш сегодняшний гость не является исключением. Фотография стала для него возможностью показать красоту окружающего мира, которую многие люди просто не замечают.
Мы рады представить вам неоднократного участника и победителя всевозможных выставок и конкурсов, а также просто увлеченного творческого человека и постоянного автора журнала «Фотодело» — Сергея Милицкого.

В народе бытует поговорка, что МАИ (Московский авиационный институт) иногда выпускает еще и инженеров. Из стен этого учебного заведения вышло множество творческих людей, и наш сегодняшний гость не является исключением. Фотография стала для него возможностью показать красоту окружающего мира, которую многие люди просто не замечают.
Мы рады представить вам неоднократного участника и победителя всевозможных выставок и конкурсов, а также просто увлеченного творческого человека и постоянного автора журнала «Фотодело» — Сергея Милицкого.

— Расскажите, когда вы впервые взяли в руки фотокамеру?

— Я родился в Одессе, в 1956 году. Когда мне было двенадцать лет, родители подарили мне первый фотоаппарат — «Смена 4», фотоувеличитель, бачок, ванночки. Я отснял пленку, заправил в бачок и вытащил оттуда слипшийся комочек — первая пленка, как в пословице, вышла комом (улыбается). Тогда я стал учиться заправлять ее в бачок. Когда научился — отснял вторую. Проявил, напечатал — уже что-то получилось. Сейчас не помню, хорошие были фотографии или нет, но это была моя первая отпечатанная пленка. Начал снимать, в основном это были друзья, семья, какие-то сценки из жизни, иногда — пейзажи. Практиковался, фотографировал, читал разные книжки, и к окончанию школы родители подарили мне второй фотоаппарат — «ФЭД-Атлас». Это была уже более серьезная техника, со встроенным экспонометром, объектив тоже был неплохой — «Индустар-61».

— Во что это вылилось в дальнейшем?

— Когда я стал студентом МАИ, началось мое серьезное увлечение фотографией. На втором курсе захотелось научиться снимать на более высоком уровне, и я поступил во Всесоюзный заочный народный университет искусств (ВЗНУИ). Мне по почте высылали задания, я их выполнял и обратно отправлял фотографии. Такая форма обучения была очень удобна, так как не мешала учиться в институте.
На одной из кафедр у нас преподавал Юрий Эммануилович Евзерихин — сын того самого знаменитого фоторепортера. Я стал приходить к нему на кафедру, показывал свои снимки, он их комментировал, сам что-то рассказывал... Тогда я стал познавать законы фотографии на практике. А потом он устроил меня на полставки в лабораторию при факультете, где я и проработал до окончания учебы в институте. Это был очень хороший опыт, я печатал фотографии как по заданию, так и свои, «набивал руку». Именно там я впервые сделал отпечатки 50х60 см, что в домашних условиях зачастую было невыполнимо.
Мое увлечение было столь серьезным, что я даже подумывал о поступлении на операторский факультет во ВГИК. Но это так и осталось в мечтах, потому что меня призвали в армию служить офицером на два года, которые потом растянулись на двадцать лет…

— А как же фотографирование?..

— Первые два года я служил в ракетных войсках в Прибалтике, это было в 1979—1980 годах. Если в Москве в то время фотовыставки изредка проходили на Гоголевском бульваре, то в Риге экспозиции в фотоклубах менялись каждые две недели, постоянно выставлялись экспозиции известных фотографов. Прибалтийская фотография произвела на меня большое впечатление. Поэтому, вернувшись в Москву, продолжил фотографировать, много экспериментировал с химией, искал рецепты в журналах, справочниках, у меня до сих пор дома лежит подшивка «Советского фото» лет за пятнадцать.
С 1994 года я стал подрабатывать в газете и, увольняясь из армии в 98-м, собирался работать штатным фотографом в одном издании. Но случился дефолт, вакансию закрыли, и после этого полтора года я жил на вольных хлебах, снимая для разных газет и журналов. Сейчас работаю страховым экспертом, а фотографирую в свободное время для души, хотя мои фотографии периодически появляются в различных изданиях.

— Какой техникой вы пользуетесь?

— Две свои первые цветные пленки я отснял еще в школе. Проявив их и отпечатав, я понял, что в домашних условиях это делать практически невозможно, и долгое время, до столкновения с компьютером, снимал на черно-белую пленку, сам ее обрабатывал. Потом у меня появился сканер, я начал учиться обрабатывать изображения в Photoshop'е. Свое знакомство с цифровой фотографией начал с Canon 90 IS. А пару лет назад купил Canon EOS D60. До этого у меня уже были пленочные «зеркалки» этой фирмы, поэтому объективы подошли, а потом появились новые. Теперь снимаю в основном на «цифру».

— Какой жанр в фотоискусстве вы предпочитаете?

— На этот вопрос я обычно отвечаю, что по гороскопу я Близнец, поэтому стремлюсь испробовать все по максимуму. Для меня тезис «остановить мгновение» является ключевым — я снимаю жизнь, которая нас окружает. В итоге может получиться пейзаж, а может — портрет. Для меня пейзаж — часть взгляда на окружающий мир.

— Все, кто начинает фотографировать, пытаются снимать пейзажи. Чтобы это сделать, достаточно выйти на улицу, навести куда-нибудь объектив и нажать кнопку спуска. Но эта простота обманчива — большинство таких кадров никому не интересны. Что нужно, чтобы пейзаж не был банальным?

— Прежде всего, нужно на какое-то мгновение не просто увидеть красивую картинку, а влюбиться в тот кусочек земли, который вы снимаете. В фотографии очень важно передать отношение автора к происходящему. Если нет отношения, если нет любви, то ничего интересного не получится, разве что случайно.
Вы идете по улице, видите что-то красивое, останавливаетесь. Нужно понять, что вас привлекло, найти что-то ключевое. И затем, отбросив весь мусор, все несущественные детали, снять это так, чтобы тот, кто будет смотреть на фотографию, мог проникнуться тем же чувством, которое остановило вас…
Это сторона, касающаяся чувств. Есть еще законы композиции, которые, конечно, нужно знать. Но иногда получаются очень интересные кадры, снятые «не по правилам». Например, есть всем давно известный закон, гласящий, что линию горизонта нужно размещать или в верхней трети кадра, или в нижней. И этот закон действительно работает в большинстве случаев, особенно когда небо значительно интереснее земли, или наоборот. Но иногда это тонкое, хрупкое равновесие между небом и землей, когда и то и другое одинаково прекрасно, а линия горизонта находится в середине кадра, может вызвать в человеке напряжение, которое поможет ощутить ту красоту, которую увидел фотограф. Такие фотографии встречаются, хотя и редко. Но люди уже привыкли, что линия горизонта не должна быть в центре, они смотрят на снимок и говорят: «Ты нарушил закон. Давай обрезай небо (или землю)». А зачем?..

— В чем особенность зимнего пейзажа? При каком освещении нужно снимать, чтобы все «заиграло», а не получились, как это часто бывает, особенно в пасмурную погоду, абсолютно белый снег и черные деревья?

— Хорошо известно, что для съемки пейзажа существуют два удачных времени: утро и вечер. Конечно, бывают хорошие кадры и при полуденном освещении, но редко. А когда солнце находится низко над горизонтом, хорошо видна фактура поверхностей, каждая крупинка снега отбрасывает свою тень. Кроме того, при мягком утреннем и вечернем освещении проявляется максимальное количество оттенков — это позволяет получить не только черные и белые цвета. Хотя, опять же, бывают прекрасные кадры, в которых присутствуют только эти два цвета.

 


— А что вы скажете по поводу направления освещения?

— Какой-то фотограф написал когда-то, что снимать против солнца нельзя. Нельзя — и все. Но я очень противоречивый человек и стал снимать против солнца или при диагональном освещении, когда источник света находится впереди и сбоку. Если тени направлены на фотографа — это хорошо, так как дает наилучшее ощущение перспективы. Или рассмотрим как пример дерево. Когда солнце сзади — мы получаем плоский светлый ствол. Боковое освещение — уже лучше, оно помогает подчеркнуть объем. А если источник света сбоку и чуть спереди, это дает максимальную гамму оттенков от совсем светлого до совсем темного, объем передается наилучшим образом, а он очень важен в пейзаже, потому что плоская картинка — неинтересна.

— Есть ли какие-то известные, часто используемые элементы, которые помогают оживить картину?

— В фотографии важна игра света. У меня есть кадр, на котором изображено дерево, покрытое инеем. Освещение там, кстати, встречное. И каждая обледеневшая веточка играет на солнце, создавая вокруг дерева светящуюся ауру.

— То есть нужно найти какие-то мелкие детали, которые передадут эту игру света?

— Да. Например, старые дома из ракушечника издалека часто выглядят серыми и неинтересными. Но, если подойти поближе, будет видно, что у ракушечника есть интересная фактура, есть цвета, причем довольно сильные. Очень важно, чтобы мелкие детали вписывались в общую картину, становились ее частью, тогда наступит гармония крупного и мелкого. И еще нужно правильно подобрать экспозицию, чтобы не потерять деталей ни в светлых, ни в темных участках и получить максимальное количество оттенков. Правильная экспозиция — это тоже точка тонкого равновесия.

— Теперь технический вопрос. Снимать зимой — холодно! Замерзает и камера, и фотограф. Как с этим бороться?

— Фотографируя зимой, я держал камеру на груди, под пуховиком. Снимал, потом прятал обратно. Хорошо в таких случаях иметь свободную одежду, чтобы камера поместилась внутри. И, конечно же, отогревать руки в перерывах…

— Какие части цифровой техники подвержены действию мороза?

— Прежде всего, быстро садятся аккумуляторы. Некоторые карты памяти не работают на морозе, но сейчас выпускают специальные устройства, которые могут использоваться при низких температурах. А для матрицы мороз — это идеальные условия работы, потому что «шумы» минимальны.


— А для пленочной техники есть какие-то ограничения, кроме быстро садящихся аккумуляторов?

— Раньше пленки ломались на морозе, потом стали делать пленки на лавсановой основе. Сейчас, наверное, нет ограничений.

— Стремитесь ли вы во время путешествий специально снять что-то характерное для данной местности, города?

— Специально — нет. Взгляд сам останавливается на характерном, необычном, и это характерное нужно передать в кадре. Очень важно найти оптимальную точку съемки. Если на горы мы часто смотрим снизу вверх, то равнина может предстать совсем в ином виде, если подняться на возвышенность — она развернется во всей своей красе. А снизу может быть ничего не видно.
У меня был интересный случай — история возникновения панорамы «Северные просторы». Мы ехали на машине из Кондопоги (это в Карелии) в Москву. И картина, которая начала проглядывать сквозь деревья, привлекла мое внимание. Привлекла, но не остановила. И вот мы въехали на мост. Я сразу говорю: «Стоп! ». Мне отвечают: «Здесь, вообще-то, останавливаться нельзя». А я говорю: «Ну и что, машин-то не видно! ». Мы остановились. Сверху, с моста открывался прекрасный вид: равнина, поросшая лесом, замерзшая речка, деревня на левом берегу, деревня на правом и солнце впереди, в свете которого все это прекрасно играет. Начинаю снимать, и, вы представляете, именно в этот момент по льду с одного берега на другой идет человек. И эта маленькая фигурка, эта точечка держит весь кадр, без нее все было бы совсем по-другому. Вот так иногда складываются обстоятельства — когда много фотографируешь, возникает ощущение, что небо начинает работать вместе с тобой.

— Что вы посоветуете начинающим пейзажистам?

— Хочу пожелать, чтобы, начав фотографировать, вы это дело не бросили. Нужно много практиковаться, читать книжки. Сначала фотограф при съемке много думает, а потом накопленный опыт откладывается в подсознании, и оно начинает «думать» само. Ты уже знаешь, как в это время суток в этой местности ляжет свет, как это будет выглядеть на снимке. Бывает, подумать еще не успел — а на кнопку уже нажал. А потом просто начинает везти — обстоятельства складываются наилучшим образом: оказываешься в нужный момент в нужном месте, имея под рукой необходимую технику. Но это приходит с опытом. Недаром бывает, что у мастеров все обстоятельства складываются так, как нужно, а у других — нет.
И второй совет — любить то, что вы снимаете. Без этого ничего не получится. Ведь даже фотоаппарат, пока его не полюбишь, не будет работать так, как ты хочешь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь