Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Съемка портрета в домашних условиях при естественном освещении



Фото: Юрий Тамазин

Текст: Юрий Тамазин

В очередной раз перебирая фотографии семейного альбома, всматриваясь в дорогие мне лица, я поймал себя на мысли, что очень многие снимки не передают настоящего образа тех людей, которые на них изображены. Многие на себя даже не очень похожи. В чем дело, почему простые семейные фотографии, передавая настроение времени, часто искажают лица близких мне людей? Вывод напрашивался сам собой, люди в этом не виноваты — виноват фотограф.

Есть такой анекдот.

Один говорит другому:

— Ты знаешь, я могу изуродовать человека одним пальцем!
— Ты что, каратист???
— Нет, я фотограф!

Мне захотелось исправить это положение вещей и запечатлеть своих близких и друзей такими, какими их вижу я, а может, даже и лучше! Но как это сделать в домашних условиях, чтобы не тащить всех за руку в ближайшую фотостудию? Вывод — надо сделать студию дома.


Естественное освещение

Что в нашей студии главное — конечно, свет. Светом можно из Квазимодо сделать красавца и наоборот (что, правда, намного легче). Итак, да будет свет! С чего начать, вот вопрос не хуже гамлетовского. Начните с самого простого и поэтому самого правильного варианта — естественного освещения. В принципе все осветительные приборы имеют своей целью приближение к натуральному солнечному свету. Главное — правильно им воспользоваться, кроме того, он ничего не стоит.
Многие мастера и опытные фотографы пользуются этим источником и признают его непревзойденным — это окно, которое есть в любой квартире. Если солнечные лучи падают напрямую в комнату, то занавесьте окно белой простыней, и вы получите идеальный софт-бокс для портретной съемки, который не греется и не потребляет электроэнергии. Если лучи бьют в окно не напрямую или в данный момент солнце переместилось на другую сторону, или просто на улице пасмурно, то окно можно не занавешивать — свет будет более мягким, что придаст вашей работе другое настроение.

На практике
Давайте попробуем все это применить на практике и снимем для начала крупный план или плечевой портрет. Выбираем окно (если их несколько), которое будет нашим рисующим источником света. Учтите, что чем больше размер нашего окна (софт-бокса), тем более мягкий светотеневой рисунок нам удастся получить, и наоборот. В зависимости от требуемого характера портрета ему можно придать более жесткий тип (например, мужской) или более мягкий (лирический женский).
Чтобы уменьшить световой проем окна, можно частично занавесить его непрозрачной тканью. Для начинающих лучше использовать черную или темно-серую ткань для сохранения цветового баланса, при определенном опыте работы — цветную ткань для придания интересного оттенка портрету. Можно также просто прикрыть жалюзи, так делаю я.
Достаточно распространенное заблуждение, что чем больше источников света, тем лучше. Совсем не обязательно. Попробуем снять самый простой портрет без применения дополнительных источников подсветки и отражателей, с использованием только света от окна. Для определения светотеневого рисунка и практики посадите модель лицом к окну, поставив аппарат сбоку от модели. Я не оговорился, сказав «поставив аппарат». Дело в том, что свет, идущий от окна, особенно в пасмурную погоду достаточно слабый, чтобы установить короткую выдержку, поэтому применение штатива обязательно. При диафрагме 4, 5—5, 6 и при чувствительности пленки или «цифры» на уровне 200 выдержка может колебаться в пределах от 1/60 до 1 секунды! Здесь не поможет даже гиростабилизатор. При этом модель тоже должна сохранять неподвижность. В этих ограничениях и заключается основной минус съемки в комнате при естественном освещении. (Фото 1.)

Рассматривая полученный результат, мы видим, что область затылка, противоположная окну, достаточно плохо проработана, поскольку находится в глубокой тени. Попытки «вытянуть» тень в «Фотошопе» не приведут к хорошим результатам, кроме значительного усиления «шумов». Что делать? Достаточно с теневой стороны разместить простой отражатель (например, лист ватмана) и подсветить им тень! (Фото 2.) Как видите, фотография изменилась в лучшую сторону, причем без значительных усилий. При этом число отражателей может быть разным, в зависимости от требуемого результата. На силу подсветки будет влиять как площадь отражателя, так и расстояние до него — согласно законам физики обратно пропорционально квадрату расстояния. Также сгибая отражатель в ту или другую сторону, можно рассеивать или фокусировать отраженный свет.


В качестве переносных отражателей можно использовать любой подручный материал: лист ватмана, пенокартона, пластика, фольги и т.п. Если вы хотите несколько изменить цветовую картинку, то можете применить цветные материалы, но для начала используйте белые или серебристые (существуют и черные рефлекторы для снижения освещенности нужных участков). Можно, конечно, купить и промышленные отражатели, лайт-диски, хотя они достаточно дорогие. В данном случае подсветка была выполнена при помощи серебристого лайт-диска диаметром 80 см. Для подсветки небольших участков можно использовать небольшие отражатели — лист бумаги формата А4 и меньше! Самое замечательное свойство съемки с естественным освещением (особенно на начальном этапе приобретения мастерства) — трудно сделать плохо.

Меняем ракурс
Давайте немного изменим положение модели и придадим портрету более художественный вид. Для этого немного развернем ее в сторону аппарата, примерно на 45 градусов. Конечно, простое изменение положения не сделает портрет шедевром, кроме этого нужны настроение, порыв и другие тонкости, но об этом в следующий раз. Фотоаппарат расположен под углом 90 градусов к окну. Наклоном головы модели выставим глубину теней на глазах — чем ниже опущена голова, тем глубже тени. Но нельзя этим злоупотреблять, дабы не получился эффект «синяков» под глазами. Поскольку всю светотеневую картинку вы наблюдаете в реальном времени, то никакого труда выставить ее правильно у вас не возникнет.
Наиболее выигрышный — классический свет (еще его называют рембрантовский), когда подсвечена дальняя от камеры щека модели, а на ближней щеке образуется некоторый светлый треугольничек. Попробуем сделать это на практике. (Фото 3.)
Данный портрет выполнен при помощи простейшего самодельного объектива с одной линзой — монокля, с использованием того же отражателя. Если вам захочется сделать более жесткие тени, просто занавесьте окно, сделав световой проем меньшего размера. При этом не забывайте, что выдержка увеличится.
Несмотря на то что в данном случае волосы практически сливаются с фоном, сделано это умышленно для подчеркивания образа. Для создания портрета как никогда важно, чтобы фотограф хорошо знал и представлял, что он будет делать и что хочет получить от модели. Поэтому прорабатывайте съемку заранее, составьте примерный план, определите для себя типаж модели, выгодные ракурсы в зависимости от строения (формы) лица и другие тонкости, к которым мы вернемся в следующих статьях. Вот вы усадили вашу фотомодель к окну, чтобы свет падал на нее под правильным углом, одним или двумя белыми листами подсветили тени, если это нужно, и шедевр готов!? (Фото 4.) Важный момент при съемке портрета — «искорки» в глазах моделей. Для этого возьмите в руку белый лист бумаги или фольги и направьте на модель так, чтобы он отразился в ее глазах. Но запомните, что без хорошего настроения «искорки» в глазах не заиграют!

Работа с задним планом
Мы ничего не забыли? Конечно, забыли — фон! На первый взгляд вещь несущественная, на нее даже внимания не обращаешь (когда он есть), особенно когда перед вами прелестная модель, красота которой затмевает все вокруг... Отсутствие правильного фона — это одна из самых распространенных ошибок начинающих фотографов, которые видят перед собой только передний план — главный объект съемки. А плохой задний план может испортить всю работу. Для создания портрета это актуально как никогда. Здесь все должно работать на модель, не отвлекать зрителя от созерцания красоты, а дополнять ее! Правильно подобранная цветовая гамма фона и его освещенность (если нужно) способна заставить вашу работу заиграть, как бриллиант, и придать ей нужное настроение. Фоном можно сделать работу холодной или экспрессивной. (Фото 5)

 

В качестве фона можно использовать очень многое из того, что есть у вас дома. Например, любые однотонные ткани, бумагу и пр. Главное, чтобы фон подходил по размеру к вашей композиции. Если вы используете материал, то не забудьте его погладить, особенно это касается светлых и белых тонов.
Расположите фон позади модели на максимально удаленном расстоянии, которое позволяют размеры вашего помещения. Чем дальше вы его расположите, тем легче вам будет осуществить его подсветку (не затрагивая модель) и вывести из зоны резкости («отбить» объект от фона). Можно воспользоваться различными фонами, которые есть в продаже (тканевые, бумажные, из нетканого материала и рисованные фоны и т.д.). Вопрос только в вашей фантазии и размерах кошелька. У меня, к примеру, несколько нетканых фонов размером 2, 1х2, 75 м по цене 750 руб. разных цветов и пара тканевых итальянских. Для начала вполне достаточно двух-трех.
Как повесить фон в квартире, зависит от вашей комнаты. У меня сделана простая, но удобная конструкция. На потолке закреплены два крючка, на которых висят две цепочки. К цепочкам подвешивается трехметровый брусок. Фон крепится к бруску канцелярскими кнопками, а цепочки позволяют регулировать высоту фона. Можно опустить его на пол для съемки лежа или поднять под самый потолок для съемки в рост. (Фото в начале статьи.) Если же у вас однотонные обои, можно использовать их в качестве фона. Любите свое дело и наслаждайтесь процессом съемки — это окупится прекрасными кадрами. Поверьте, дарить радость родным и близким — ни с чем не сравнимое удовольствие! Когда вы увидите светящиеся, благодарные глаза вашей модели, вы поймете, что не зря прожили этот день, а может, и всю жизнь!

 

Блеск очарования - гламур

Фото: Дмитриq Филиппов

Слово «гламур» довольно прочно вошло в наш обиход. Многие составили свое представление о том, что это такое, и применение эпитета «гламурный» к журналу, фотографии или даже человеку скорее всего не вызовет у слушателя желания спросить, что это значит. Однако, если такая просьба последует, внятно объяснить, что это такое, наверное, смогут далеко не все. Да и представление об этом у разных людей может отличаться. Так что же это такое, гламур, откуда он берется и как его создают? Разобраться в этом поможет наш гость – Дмитрий Филиппов, фотограф, не только имеющий свою точку зрения на означенный вопрос, но и способный придать фотографии тот шарм, «блеск», который обычно и ассоциируется с понятием «гламур».

– Начнем с того, что означает это слово. Что вы называете гламуром?
– Я, конечно, не языковед, но насколько мне известно, само слово – французское, и означает: шарм, обаяние, очарование, привлекательность. Позже оно перекочевало и в английский, но приняло там несколько другое значение – роскошь, шик и красота. Мы его знаем благодаря глянцевым журналам, и, естественно, для нас оно тоже стало неким воплощением роскоши и шика, которые они и воспевают. Лично мне гораздо ближе французский вариант перевода. Я думаю, что гламур – не просто «шик, блеск, красота», а какое-то очарование, то, что притягивает, завораживает. Например, смотришь на женщину, и думаешь: «Боже мой, какая же она красивая! ». Вот это я и называю «гламур». В общем, образ первичен, а антураж вторичен, реклама на то и реклама, чтобы подменять понятия на нужные. Купи это бриллиантовое колье и ты сразу станешь гламурной... Я ничего не имею против украшений, красивых вещей и другой атрибутики, сам довольно часто снимаю рекламу. Но все это – лишь дополнение, как оправа к драгоценному камню.

– То есть это не жанр, а ощущение от фотографии?
– Не только от фотографии, но и от живого человека. Как жанр это тоже существует, но здесь сам фотограф способствует тому, чтобы снимок производил такое впечатление. При этом в жизни девушка может быть и не очень «гламурной». Фотограф придумывает образ, подбирает одежду, освещение, выбирает ракурсы – и получается гламур.

– На снимке обязательно должна быть девушка?
– Насчет гламурных мужчин ничего не могу сказать.

– Но на фотографии обязательно должен быть человек?
– Обязательно, исключительно, и чаще всего это женщина.

– Чем этот жанр отличается от других, в которых обязательно присутствие человека? Например, от ню?
– Ню тоже бывает разное. Например, арт ню не создает особого эротического впечатления. Этот жанр просто воспевает красоту тела. А бывает ню – эротика.

– Ню тоже может быть гламурным?
– Да, может. Журнал Playboy – это и ню, и гламур, все вместе. Грань между ними очень тонка, для кого-то это – одно, для кого-то – другое. Но если убрать из этих фотографий элемент ню – тогда точно получится гламур. Хотя, возможно, открытость тела придает фотографии дополнительный «блеск».

 


– Чем создается гламурность в ню, портрете? Есть какие-то определенные приемы?
– Это зависит от многого – от прически, макияжа, обстановки, того, как поставлен свет. Нужно, чтобы модель вошла в то состояние, которое не оставит зрителя равнодушным, чтобы она создавала впечатление чего-то трепетного, или, быть может, вызывающего. Ей надо найти какой-то образ, а не просто сидеть и смотреть. Хотя бывают и такие модели, которым ничего дополнительно делать не нужно, чтобы фотография «цепляла».

– Как этого добиться от человека? Наверное, нужно быть хорошим психологом.
– Фотограф, занимающийся модельной съемкой, обязательно должен быть немного психологом, чувствовать состояние человека. Некоторые девушки, приходя фотографироваться в первый раз, просто боятся камеры. В этот момент их единственная мысль – «как я выгляжу». В результате мы фиксируем не настроение человека, а его реакцию на предмет – фотокамеру. Чтобы девушку из этого состояния вывести, надо поговорить с ней, быть может, кофе попить, чтобы она расслабилась, раскрепостилась. Есть еще такой прием – я его называю «эффект ста кадров». Берешь, сажаешь человека и начинаешь его «щелкать» – так, так, этак… В конце концов он перестает реагировать, потому что просто устает – вот тогда с ним можно начинать работать. Очень большим плюсом обладает цифровая техника – можно сразу показать результат: смотри, как здорово… У девушки голова болит – у нее прыщик вскочил. И она думает только об этом. А ты показываешь ей, что в Photoshop’е он убирается одним нажатием кнопки – и это дает хороший эффект. «А, ну, тогда ладно» – напряженность сразу уходит.

– Почему фотографии некоторых людей, которые красивы в жизни, получаются не такими красивыми, и наоборот?
Тому есть несколько причин. Во-первых, в жизни мы воспринимаем человека в движении. Если снимать кино, то там он будет так же красив, как и в жизни. А фотография все-таки останавливает движение, и зритель имеет возможность разглядеть все досконально – вот тогда и проявляются различные изъяны. Во-вторых в жизни мы смотрим на человека двумя глазами, и он воспринимается немного не так, как на плоском изображении. И еще одна, очень важная причина – психологическая: когда женщина проходит мимо зеркала, она подсознательно меняет выражение лица. Она хочет казаться лучше, но «лучше» в ее собственном понимании. И перед камерой она поступает так же, пытается играть, соответствовать тому образу прекрасного, который сама себе создала, играет при этом плохо, да и сам образ может нравиться только ей… В итоге выходит не очень хорошо. Я считаю, что модель должна быть прежде всего хорошей актрисой, 50% ее успеха, или даже больше – это артистизм.
Вообще, «фотогеничный», «нефотогеничный» – это все условно. Кому-то нравятся собаки, кому-то – кошки. А иногда человек просто сам себе не нравится, потому что не соответствует тому образу, который придумал. Бывает, фотографируешь девушку, говоришь: «Какая ты красивая, классная, просто обалденная». А она: «Мне не нравится, как-то все не так…». Ты ее спрашиваешь: «Что, что не так? ». «Ну, нос какой-то не такой…». «Да нормальный у тебя нос! » Это комплекс, откуда-то пришедший, и с этим уж ничего не поделаешь.

– Но бывают фотографии, которые почти никому не нравятся, а другие, наоборот, нравятся почти всем…
– Есть определенные эталоны красоты… Хотя, эталоны – это не совсем правильное слово. Бывают такие лица, которые кажутся привлекательными многим. На то и фотомодели, чтобы нравится наибольшему количеству людей.

– А бывает так, что человек красив, а этого «блеска», очарования все равно не получается? Есть ли какое-то качество, кроме красоты, которое создает гламур?
– Гламур – это не только лицо, даже скорее не лицо, а состояние. Я стараюсь сделать так, чтобы у людей, смотрящих на фотографию, возникало мимолетное ощущение, что я просто случайно застал этот момент. Человек грустит, может быть, улыбается, но это не фальшь, он живет в каком-то своем мире. Очень сложно бывает выделить это состояние.

– Насколько это зависит от самой модели?
Это зависит от тандема «фотограф-модель». От того, насколько он знает, чего хочет, и насколько она способна ему это дать. Есть люди, которые снимают «просто фотографии» – вот я, я есть, настроения никакого нет, как на паспорт. Конечно, получается качественно, можно светом убрать какие-то изъяны, подретушировать немного, но это все равно не художественная фотография. А для фотохудожника модель – как пластилин, и он лепит из нее тот образ, который хочет. Мне приходит идея, и я думаю, кто из моих моделей может ее поддержать. Я ей звоню, она приезжает, и мы вместе создаем это. А иногда идея приходит молниеносно, когда я вижу человека. Смотрю на нее, и меня осеняет. Я говорю: «О! Сейчас мы сделаем так!..». Бывает, что идея давно крутилась в голове, и, когда я вижу модель, она всплывает в памяти. Тогда я сажусь и начинаю рассказывать ей некую легенду, историю о том, что с ней произошло, как бы пытаюсь ввести ее в транс. Например, я говорю: «Заплачь. Мне нужно лицо человека, который очень много всего – души, тела, – вложил во что-то, а его просто взяли, и кинули. Слезы сами наворачиваются на глаза». Это очень сложно, об этом долго можно рассказывать. Но если девушка достаточно артистична – в конце концов все получится.

– То есть, практически с любым человеком, если у него есть актерский талант, можно создать интересный кадр?
– Люди разные, ситуации, соответственно, тоже разные, но если это есть – то можно.

 

 

– Вы работаете с каким-то определенным кругом моделей?
– Я фотографировал многих женщин, и они потом с удовольствием продолжали со мной работать. Вообще, нет. Я периодически ищу моделей, потому что в каждом человеке есть что-то новое. Когда работаешь все время с одним, ты его как бы «высасываешь»: с ним ты уже создал, что хотел, и он у тебя больше не вызывает особых эмоций. Фотограф обязательно должен как-то относится к тому, кого (или что) снимает, а если отношения нет, то и фотографии не получится.

– Где вы находите своих моделей? Вы ищите их под какую-то определенную идею?
– Нет, «сетью». Предлагаю присылать мне свои данные, фотографии. А потом уже на все это смотрю и думаю, что можно сделать. Вообще я же не только художественной съемкой занимаюсь, я работаю, снимаю рекламу, каталоги. Модели участвуют и в работе, поэтому я ищу их постоянно. Еще бывает так – девушка выходит замуж, или находит себе молодого человека, а он не разрешает ей сниматься. Тогда она фотографироваться перестает, то есть какая-то «текучка» тоже имеет место.

– Вы работаете с модельными агентствами?
– Нет, через агентства моделей ищут заказчики. Когда они считают, что сами могут найти не хуже, идут в агентство, платят немалые деньги. При этом не факт, что они получат то, чего ожидали, или видели на фотографиях, которые им там дали. Внешность человека могла измениться из-за того, что с момента съемки прошло какое-то время. Еще, не все лица могут подойти для конкретной цели. Например, в рекламе мобильного телефона девушке нужно изобразить безумную радость от того, что у нее этот телефон есть. А у некоторых эта радость выглядит так, что лучше пойти поплакать. Одним лицам больше идет одна эмоция, другим – другая.
Мои заказчики приходят и говорят: есть такая идея, такое настроение. Тогда я даю им на выбор фотографии тех девушек, которых уже фотографировал и точно знаю, что все получится. Со временем создается определенный «костяк» людей, желающих работать и творить. В результате и фотограф, и модели получают деньги и удовольствие от творчества.

– Чем отличается художественная съемка от съемки под заказ?
– Процесс художественной съемки выглядит примерно так. Сначала я еду за город, на карьеры, берег реки или еще куда-нибудь и все это фотографирую. Потом дома смотрю, кого и как там можно снять. Потом звоню человеку и говорю: «Поехали завтра, если будет хорошая погода, туда-то». Мы собираемся и едем, а макияж модель делает себе сама.

– То есть визажиста вы при этом вообще не нанимаете?
Это щекотливый момент. Дело в том, что впоследствии фотография может быть продана, а может и не быть. Парикмахер, визажист – все это стоит денег. Если у меня какая-то грандиозная идея, то я их нанимаю за свой счет, а еще в придачу и стилиста. Но обычно это делается за счет заказчика. А когда я фотографирую для себя, на уровне «давай попробуем», визажиста не нанимаю. Часто бывает, что снимки, сделанные для себя, выставляются на сайт, а потом находится заказчик, который говорит: «Все, берем». Или: «Давай все сделаем так, но добавим некоторые наши детали». Сайт является витриной, на которой можно выбрать что-то на свой вкус, ведь повторить всегда проще, чем придумать заново. А что-то придумать при заказчике сложно: во-первых, царит суета, а, во-вторых, в любом случае нужно выдать результат. Необходимо четко знать, что делать, на творчество не остается времени. Поэтому проще показать фотографию и спросить: «Как-нибудь так? ». «Да». Хорошо, тогда движемся в этом направлении. Но часто заказчик сам не знает, чего хочет. Сначала он хотел, чтобы была блондинка, которая улыбается, показываешь ему брюнетку, которая плачет, и он говорит: «Да, это то, что нужно! ».

– Вот, мы плавно перешли к съемке «по работе». Она всегда происходит в присутствии заказчика?
– По-разному. Если, например, рекламируют одежду, то всегда присутствует или сам заказчик, или кто-то из его людей.

Удобно видеть результат сразу. Вы предварительно снимаете на «цифру»?
– Я всегда снимаю на «цифру», уже давно отошел от пленочных камер. На мой взгляд, хорошая «цифра» (конечно, «мыльницы» в расчет не берутся) давно обошла пленку по качеству. У меня три камеры: Fujifilm S2 Pro, Canon EOS 20D и Hasselblad с цифровым задником Imacon. Задник дает примерно такое же качество, как среднеформатный слайд, правда, и стоит дорого.

– И все это вы берете с собой на пленэр?
– Только если есть необходимость. С задником я обычно работаю в студии. Вообще, не было пока таких сверхзадач, с которыми не справился бы, скажем, Canon. Здесь важна оптика, а сама камера дает очень неплохое качество.

– Как вы пришли к профессиональной фотографии? На сайте я прочитал, что вы фотографируете уже 20 лет.
– Ну, 20 лет – это громко сказано. Сначала я снимал для себя, не особенно вникая в технические подробности. А потом… наверное, все надоело, очень захотелось заниматься именно фотографией. И я стал учиться, искать статьи в Интернете, читать книжки, ходил на курсы Вадима Гущина.
Они много мне дали, но пробыл я там недолго, потому что решил, что сам могу научиться быстрее. Брал фотографии, пытался повторить, экспериментировал – в конце концов получалось. Очень большим подспорьем оказался один из сайтов, посвященных фотографии. Там люди в форумах давали ценные советы, вообще относились с участием. Там я, кстати, нашел себе «кумира» – Пискарева Вадима. Он принципиально не хочет ни с кем общаться, но я учился на его снимках. Работа со светом у него просто потрясающая.

– Когда начался процесс серьезного обучения?
Пять лет назад. Сначала было два года тихой работы, я не думал, что хочу стать профессионалом, просто было очень большое желание фотографировать здорово. Когда человек смотрит на фото и остается в восторге – это, наверное, самая лучшая оплата за труд.
Потом я понял, что я не хочу идти на работу, видеть всех этих людей, в общем, все надоело. Тогда я взял, продал все, что было связано с предыдущим бизнесом, и купил себе фотоаппаратуру. Все знакомые сказали мне: «Ты сошел с ума. Этих фотографов – как грязи. И ты только что из более-менее нормального человека превратился в нищего. Но с фотоаппаратом.» К счастью, со временем сложилось так, что все стали думать иначе.

Беседовал Алексей Шилкин

Как снимать детей

Текст: Дмитрий Катков

Фотографируя своего ребенка, вы не только дарите ему на всю жизнь иллюстрации, но и формируете его воспоминания о прошлом

Фотография — очень популярное увлечение в нашей стране.
Во многих семьях есть хотя бы один фотоаппарат, а иногда и несколько. В кадр попадает буквально все — люди и пейзажи, домашние питомцы и цветы, камерные торжества и пикники на природе. Далеко не всегда цель фотосъемок — создание гениального произведения, чаще это просто зарисовки на память, фотографии для домашнего альбома. И, конечно же, настоящие жемчужины семейного фотоальбома — это фотографии детей, запечатленные моменты их жизни, фотохроника взросления. Но, к сожалению, не всегда эти фотографии получаются такого качества, как хотелось бы. Поэтому мы адресуем эту статью мамам, которые чаще всего и фотографируют своих детей. В доступной форме мы расскажем о том, как, не обладая дорогостоящей фототехникой и используя простые приемы, получать красивые фотографии своих малышей и создавать иллюстрированную историю семьи.

Введение
Прежде всего, разрешите представиться — я неисправимый отец двоих детей, и, несмотря на то что эти маленькие неугомонные существа попортили мне немало крови, я их очень люблю и часто фотографирую. Ну и раз уж мои статьи давно и регулярно публикуются, можно осторожно предположить, что я в некотором смысле разбираюсь и в собственно фотографии. Так что, мои дорогие мамы, устраивайтесь поудобнее, а я постараюсь поделиться с вами опытом общения с детьми через видоискатель.
Несколько слов я хочу сказать по поводу снимков, сделанных детским фотографом в садике или школе. У каждого из нас в домашнем архиве есть как минимум пара-тройка таких вычурных фотографий. Подумайте сами, какие воспоминания о детстве может вызвать снимок неестественно улыбающегося пятилетнего ребенка с телефонной трубкой в руках или в костюме Д'Артаньяна, про которого он еще наверняка и не слышал? И наоборот, с виду некрасивые, старые любительские фотографии часто вызывают куда как больший интерес и искренние эмоции, рассказывая нам историю нашего детства.
Из сказанного мы делаем два практических вывода. Во-первых, снимая своего ребенка, важно стремиться передать не какие-то экстраординарные события, а большей частью то, чем он занимается каждый день, то есть его повседневную жизнь. Во-вторых, делать это надо грамотно не только в техническом плане, но и в плане передачи естественного детского состояния и чистоты его эмоций. Именно вы знаете своего малыша лучше, чем кто бы то ни было! Никакой дядя из фотоателье никогда не раскроет внутреннего мира вашего ребенка так, как это сможете сделать вы. Поэтому я советую отнестись к фотографированию своего карапуза как к почетной, но серьезной миссии, доступной только вам.

ДЛЯ ЧЕГО МЫ ФОТОГРАФИРУЕМ СВОИХ ДЕТЕЙ?
Фотографировать детей можно по-разному, в зависимости от того, что вы хотите получить в результате. К примеру, есть люди, фотографирующие своих детей с целью получить фотографии, являющиеся произведением фотоискусства, понятным не только родственникам, но и широкому кругу зрителей. Но в большинстве своем эти снимки рассказывают о чем-то таком, чего в жизни вашего ребенка никогда не происходило и произойти не может. К примеру, посмотрите на фотографию девочки*, сидящей у окна и с грустью смотрящей на дождливую вечернюю улицу. Такая композиция навевает осеннее настроение, но в реальной жизни такую картину можно застать крайне редко. Более вероятно, что в такие промозглые вечера она с удовольствием занимается изучением свойств маминой помады или третирует младшего брата. То же самое относится и к приведенной здесь фотографии, на которой изображены дети, сидящие на старом кресте около заброшенного деревенского кладбища и обсуждающие вопрос, кто же такие эти предки. Фотография от начала до конца является постановочной, и снимок представляет некоторую эстетическую ценность с точки зрения творческой фотографии. Фотограф использовал детей для реализации своего творческого замысла, поэтому рассматривать эту инсталляцию как собственно фотографию ребят было бы неправильным. Что будет, если мы заполним наш семейный альбом постановочными высокохудожественными фотографиями? Судите сами: однажды я спросил свою десятилетнюю дочь о том, какие именно моменты она помнит из своего детства. Оказалось, что все ее воспоминания так или иначе совпадают с ее детскими фотографиями. Таким образом, фотографируя своего ребенка, вы не только дарите ему на всю жизнь иллюстрации того, как он впервые в жизни увидел лягушку или обмазался творогом по уши, но и формируете его воспоминания о прошлом.

 

Повторение пройденного
• Фотографируя своего ребенка, вы формируете его воспоминания о детстве.
• Излишняя постановочность фотографии вредит семейному альбому.
• Вы способны сфотографировать то, что не сможет сделать никакой профессионал.

Как не надо снимать детей
• В спешке.
• Только по праздникам.
• При условии недостаточного освещения.
• С постными и ничего не выражающими лицами.
• В надуманных ситуациях.

 

Используемая техника
Часто приходится слышать от начинающих: «Вот если бы у меня был бы хороший фотик, то тогда у меня получались бы хорошие фотографии! » При этом забывают, что качество снимка зависит от фотографа и навороченность камеры играет в этом процессе далеко не самую главную роль. Уверяю вас, что ваши милые детские фотографии были сделаны с любовью вашими родителями на гораздо худшей технике и фотопленке, чем то, что есть у вас сейчас.
Поверьте, не существует абсолютно никаких технических проблем, ограничивающих вас в съемке своего ребенка. Если у вас есть «мыльница» — снимайте на «мыльницу», имеется «зеркалка», цифровой фотоаппарат — снимайте на них. Конечно, на «мыльницу» вам не удастся сфотографировать лицо ребенка крупным планом или приблизить отдаленный объект, но для портрета или жанровой сцены с участием вашего чада она вполне подойдет. Так что я призываю вас не тратить время на поиск отговорок, а изучить возможности своей техники.
При использовании пленочного фотоаппарата вам надо определиться с выбором фотопленки. Не мудрствуя лукаво, я рекомендую вам не лишать своих детей радужных воспоминаний и снимать их на цветную пленку, а черно-белую мы оставим для продвинутых фотографов. Не стоит также гнаться за какими-то навороченными профессиональными пленками — подойдет практически любая из тех, что продаются в любом магазине. Мы же с вами остановимся на недорогих и доступных каждой маме любительских пленках Kodak Gold или Konica Centuria Super.
При выборе фотопленки неизбежно встанет вопрос о ее чувствительности. Решение этого вопроса зависит от типа фотоаппарата и условий освещения места съемки. Чтобы вам было проще определиться, рекомендую пользоваться таблицей (приведена в печатной версии журнала). При составлении таблицы я исходил из предположения, что фотографии в вашем альбоме имеют стандартный размер 10х15 см, когда зерно, вызванное применением высокочувствительной пленки, незаметно. Если же вам захочется напечатать большие фотографии, то рекомендую использовать пленки с чувствительностью не выше 400 единиц, дающие зерно приемлемого размера, не мешающего восприятию вашей фотографии.
Если же вы планируете снимать на цифровой фотоаппарат, то я посоветовал бы довериться автоматическому режиму, в котором чувствительность матрицы подбирается по заложенному производителями алгоритму. Более продвинутым мамам при выборе чувствительности рекомендую руководствоваться правой колонкой таблицы, независимо от вида цифрового фотоаппарата, и, кроме этого, вашими личными впечатлениями от величины так называемого «цифрового шума» на различных чувствительностях, проявляющегося визуально в виде маленьких разноцветных точечек на темных участках изображения. Я не могу дать никаких точных рекомендаций, поскольку одни фотоаппараты уже на чувствительности ISO200 «шумят», как северное сияние, а другие и на ISO1600 показывают вполне приличные результаты. Однако чем меньше величина чувствительности, тем «цифра» меньше «шумит».

Повторение пройденного
• Фотографирует не аппарат, а человек.
• Техническое качество вторично.
• Для аналоговых фотоаппаратов лучше использовать любительские пленки умеренной чувствительности.
• При выборе чувствительности цифрового аппарата используйте режим «AUTO» или руководствуйтесь личными впечатлениями от «шумности» матрицы.

Фотография — очень популярное увлечение в нашей стране. Во многих семьях есть хотя бы один фотоаппарат, а иногда и несколько. В кадр попадает буквально все — люди и пейзажи, домашние питомцы и цветы, камерные торжества и пикники на природе. Далеко не всегда цель фотосъемок создание гениального произведения,. чаще это просто зарисовки на память, фотографии для домашнего альбома. И, конечно же, настоящие жемчужины семейного фотоальбома, это фотографии детей — запечатленные моменты их жизни, фотохроника взросления. Но, к сожалению, не всегда эти фотографии получаются такого качества, как хотелось бы. Поэтому мы адресуем эту статью специально для мам, которые чаще всего и фотографируют своих детей. В доступной форме мы расскажем о том, как, не обладая дорогостоящей фототехникой и используя простые приемы, получать красивые фотографии своих малышей и создавать иллюстрированную историю семьи.

Продолжение.

Перейдем непосредственно к способам съемки. Детей можно снимать по-разному, выбор того или иного приема зависит от конкретной ситуации. К примеру, нельзя сравнивать съемку новорожденного ребенка и школьника на велосипеде, съемку на открытом воздухе и внутри помещения. Для начала остановимся на общих рекомендациях, применимых во всех случаях.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь