Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура музыкальности и ее характеристика у детей дошкольного возраста



Н.Г. Куприна

 

Методические материалы

к курсу «Теория и методика музыкального развития

дошкольников»

 

Учебно-методическое пособие

 

Екатеринбург 2007

 

УДК 372. 578 (075. 82)

ББК Ч 421. 355. 23

К 39

Куприна Н.Г. Методические материалы к курсу «Теория и методика музыкального развития дошкольников»: Учебно-методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. – 92 с.

В работе представлены материалы по курсу «Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста». Акцентируется проблема взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в процессе развития личности ребенка средствами музыки. Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов педагогического вуза – будущих воспитателей ДОУ к воспитательной работе с детьми средствами музыки.

 

УДК.372. 212 (021)

ББК Ч 421. 387

Уральский государственный

педагогический университет, 2007

Куприна Надежда Григорьевна, 2007

 

Оглавление

 

Введение
Структура музыкальности и ее характеристика у детей дошкольного возраста
Слушание музыки как вид деятельности в дошкольном возрасте
Пение как вид деятельности в дошкольном возрасте
Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ
Музыкально-ритмическое развитие дошкольников
Жанры детского фольклора в музыкальном развитии детей дошкольного возраста
Формы организации музыкальной деятельности в ДОУ. Характеристика музыкального занятия
Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей
Организация музыкально-игровой деятельности детей в ДОУ
Литература
Приложение

 

 

 

Введение

 

Ведущей идеей курса «Теория и методика музыкального воспитания», обращенного к студентам - будущим учителям начальных классов и воспитателям, методистам ДОУ, является обоснование взгляда на музыкальное воспитание как на педагогическую проблему целостного развития личности ребенка. Такая постановка проблемы обусловлена перестройкой современного педагогического мышления к личностно ориентированному обучению, введением в Федеральные образовательные государственные стандарты нового поколения требований к развитию личностных качеств детей средствами искусства.

Обучение, обращенное к личности, предполагает у педагога гуманистическое миропонимание и мироощущение, владение субъективно-смысловыми подходами к применению знаний, готовность к психологической, терапевтической работе, умение находить средства воспитательного воздействия, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Понимание воспитательного потенциала музыки, владение образно-игровыми способами воздействия на детей, приемами организации детской музыкально-художественной деятельности, творческого музицирования является необходимым компонентом профессиональной подготовки современного педагога периода детства.

В дошкольных учреждениях и в начальной школе музыкальным воспитанием детей непосредственно занимаются музыкальный руководитель, учитель музыки. В то же время организация в детском образовательном учреждении музыкальной среды, насыщенной факторами эмоционально-образного влияния на детей – забота всего коллектива. Учителям начальных классов, воспитателям ДОУ необходимо всемерно помогать и способствовать процессу музыкального развития детей, быть знающими, грамотными помощниками педагогов-музыкантов.

Между тем в сложившейся системе музыкально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов и воспитателя ДОУ имеется существенное противоречие. Программа курса «Теория и методика музыкального воспитания», а также учебники и учебные пособия по данной дисциплине нацелены на подготовку музыкального руководителя – специалиста, имеющего базовые музыковедческие знания и профессиональные навыки для проведения музыкальных занятий. В них подразумевается приобщение будущих учителей начальных классов и воспитателей ДОУ к проблемам развития музыкальной культуры детей, но не учитывается в полной мере реальный уровень музыкальной грамотности студентов, обучающихся на факультетах начального и дошкольного образования. Данный же контингент студентов в подавляющем большинстве не имеет базовой подготовки в музыкальной школе. Отсутствие специальных музыкальных навыков, знаний и опыта снижает у студентов мотивацию к изучению дисциплины и затрудняет освоение материала по программе курса. В дальнейшем эта ситуация приводит к отсутствию взаимодействия в работе учителей начальных классов, воспитателей ДОУ и преподавателей-музыкантов. Преодоление данного противоречия возможно при условии перенесения акцента в подготовке студентов на реализацию развивающего потенциала музыки в воспитательном процессе, на возможности использования средств музыкального искусства для личностного развития каждого ребенка.

Для студентов музыкальных факультетов такой аспект музыкально-педагогической подготовки будет не менее актуален, поскольку корреспондируется с общим направлением педагогических исследований, осуществляемых в настоящее время и направленных на решение проблем гуманизации педагогического образования.

В контексте обозначенной проблематики музыкальное развитие трактуется как процесс, который наряду с развитием специфических музыкальных способностей включает в себя и развитие личностных качеств ребенка. Музыкально-игровая деятельность рассматривается как родственная по своей природе детской игре - ведущей деятельности дошкольного возраста – и, соответственно, связанная с целостным развитием ребенка.

При прохождении данного курса студенты осваивают приемы организации различных форм музыкально-игровой деятельности детей: творчество на основе фольклорных игровых моделей, коммуникативные игры и танцы, двигательные, танцевальные, темброво-шумовые, интонационно-ритмические импровизации, рисование музыки, музыкальные драматизации, элементарное музицирование на детских инструментах. Представлены образцы детского музыкального фольклора в качестве ориентиров создания на занятии развивающих музыкальных игр.

В методических материалах освещаются вопросы интонационной природы музыки, содержания и структуры музыкальности, развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку в различных видах музыкальной деятельности, анализируются современные методики музыкального воспитания, нацеленные на организацию детского творческого музицирования.

Слушание музыки как вид деятельности

В дошкольном возрасте

 

1. Восприятие музыки в процессе слушания – активная творческая деятельность. Развитие у детей навыков слушания музыки как активного сотворческого процесса необходимо уже в дошкольный период. Особую актуальность эта задача приобретает в наши дни.

Радио, телевидение, аудио- и видеотехника вытесняют из нашей жизни формы серьезного художественного общения с музыкой, превращая ее в постоянно присутствующий, легкий, ненавязчивый фон. «Послушать музыку» для молодых людей – родителей сегодняшних дошкольников – чаще всего означает приятную беседу или отдых на фоне звучащей музыки, в том числе и классической. Музыка, превратившаяся в фон, в некие «звуковые обои», перестает выполнять свою главную функцию – быть средоточием и транслятором духовного опыта, нравственно-эстетическим ориентиром развивающейся личности.

Нередко звуковой фон, представляющий собой образцы массовой музыкальной продукции, принимает весьма агрессивные формы и становится опасным для неустойчивой детской психики. Психологи говорят сегодня о «новом заболевании», приводящем к нежелательным отклонениям в поведении детей – ритмической интоксикации, т.е. своеобразном «отравлении» нервной системы детей ритмами современной эстрады. Родителям и педагогам ДОУ необходимо придерживаться единой стратегии в вопросах взаимодействия ребенка с миром музыки.

2. Ключевые моменты этой стратегии – отбор музыкальных произведений, с которыми соприкасается ребенок, с точки зрения их художественной ценности и положительного влияния на психику, а также постепенное внедрение в жизнь ребенка форм внимательного, серьезного общения с музыкой: в рамках посещения детской филармонии, музыкального театра, знакомства детей с детскими музыкально-литературными композициями.

Слушание музыки на занятиях в ДОУ выступает в качестве методического ориентира в решении этих задач. Несомненной заслугой отечественных педагогов явилась выработка четких позиций по отношению к выбору репертуара для слушания в ДОУ. Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен быть высокохудожественным, эмоционально окрашенным и доступным по своей образности. Такой репертуар отбирался и складывался постепенно, проходя через слушательский опыт многих поколений советских детей. Сегодня лучшие образцы народной, классической, современной музыки для детей составляют основу программ для ДОУ, проанализированы в методических рекомендациях, представлены в нотных хрестоматиях.

Существующая в России система музыкального воспитания школьников, разработанная Д.Б. Кабалевским, представляет слушание как основу формирования музыкальной культуры. Д.Б. Кабалевскому удалось создать систему занятий, в которой музыковедческие знания максимально адаптированы детскому восприятию, связаны с понятной и доступной детям тематикой, обобщены и логически выстроены по принципу от простого к сложному. В занятиях по методике Д.Б. Кабалевского предусмотрены разнообразные формы активизации восприятия музыки в процессе слушания: подпевание мелодий, ритмические аккомпанементы к песням и инструментальным произведениям, привлечение на занятиях и объединение со звучащей музыкой других видов искусства (живописи, литературы, поэзии). В методических пояснениях и рекомендациях Д.Б. Кабалевского предложены разнообразные приемы включения детей в диалог на занятии, активного обсуждения и анализа музыки.

Программа и методика Д.Б. Кабалевского является ориентиром воспитания слушательской культуры и у детей дошкольного возраста. Не случайно многие программы музыкального воспитания в ДОУ (например, базовая программа развития детей дошкольного возраста под редакцией Васильевой) основываются на методических приемах, разработанных Д.Б. Кабалевским, используют предложенную им логику тематического построения занятий.

Современные отечественные программы воспитания в ДОУ «Гармония», «Синтез», «Радуга», «Истоки», «Детство», «Росток», характеризуются еще более широким подходом к подбору музыкального репертуара для слушания. В работе с детьми используется самая разнообразная музыка: произведения отечественной и зарубежной детской классики, образцы фольклора, творчество мастеров наших дней, художественные творения всех эпох. Принцип доступности для восприятия детьми рассматривается в них «в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент» (Радынова О.П., 1994, с. 80).

3. Для активизации музыкального восприятия детей используют словесный и практический методы. Словесный метод связан с обсуждением прослушанных произведений, проговариванием наиболее значимых моментов музыкальной формы, что очень важно для закрепления в сознании детей знаний о музыке, формирования их слушательской культуры. Опора на словесный метод предусматривает следующие этапы организации слушания с детьми:

- краткое, эмоционально насыщенное, увлекающее и заинтересовывающее детей вступительное слово педагога;

- внимательное, сосредоточенное прослушивание произведения детьми;

- совместное с педагогом обсуждение детьми своих впечатлений о музыке, об особенностях музыкальной формы и образного содержания произведения;

- повторное прослушивание произведения.

Практический метод развития слушательской культуры - это сочетание восприятия музыки с практическими действиями, помогающими ребенку как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. В процессе слушания музыки дети включаются в разнообразные формы практической деятельности детей: темброво-шумовой аккомпанемент, музыкально-ритмическое движение, пластическое дирижирование, подпевание мелодии, рисование музыки и т.п. Методические разработки слушания музыки с детьми в опоре на практический метод представлены в пособии О.Н. Радыновой «Музыкальные шедевры».

Возрасте

1. Пение как вид музыкальной деятельности занимает ведущее место в дошкольном музыкальном воспитании. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, который дан ребенку природой для выражения своих эмоций и реализации музыкальных потребностей. Воспитателям и педагогам известна любовь детей к пению, желание выражать в пении свои настроения и сопровождать им свои игры.

В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на ребенка. Прежде всего - это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку; засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни.

2. Особенности вокального аппарата дошкольника. Процесс обучения пению тесно связан с психофизиологическим процессом развития голоса. Чистота интонации в пении зависит от наличия определенных вокальных навыков, возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции, артикуляции.

Проблема навыка чистого интонирования тщательно исследована в педагогической практике, отражена в теории музыкального воспитания детей и методике обучения пению. Устоявшимся мнением в музыкальной педагогике является то, что задача выработки чистого интонирования в пении у детей в этом возрасте преждевременна. Это связано с физиологическими особенностями состояния вокального аппарат ребенка дошкольного возраста.Период от 4-х до 7-ми лет характеризуется тем, что голосовой аппарат ребенка непрерывно растет и постоянно изменяется, оставаясь менее совершенным, чем у взрослых. Согласно описаниям в исследованиях физиологии детского голоса, гортань семилетнего ребенка примерно на сантиметр короче, чем у взрослого. Мышцы полости рта и язык малоподвижны, недостаточно эластичны, голосовые связки короткие. Это затрудняет процесс правильного звукообразования и выработки правильной артикуляции при пении (открывание рта, верное, четкое произношение слов, правильное формирование различных гласных). Малый размер голосовых связок и недостаточная эластичность мышц гортани обусловливают малую звучность голоса и небольшой его объем. Естественным для детского голоса является головное звучание, при котором колеблются лишь края голосовых связок.

Поскольку детская диафрагма расположена выше, чем у взрослого, и ребра почти перпендикулярны к позвоночнику, глубокие вдохи детям не доступны, дыхание у них слабое, поверхностное. Короткое дыхание затрудняет выработку протяжного, напевного звука. По наблюдениям педагогов, большинство дошкольников почти «говорит» в ритме песни.

Конечно же, в пределах любого возраста существуют индивидуальные особенности голосов. Эти различия вызываются тем, что развитие голоса и музыкального слуха, как и рост организма ребенка в целом, имеет индивидуальные особенности. Установлено, что отдельные части голосового аппарата у детей могут развиваться неравномерно – отставать или опережать друг друга. Например, одна голосовая связка может в какой-то период времени расти быстрее другой. У некоторых детей быстрее, чем у других, растет гортань, у других интенсивнее развивается артикуляционный аппарат, у третьих быстрее оформляются органы дыхания и т.д. Кроме того, у некоторых детей развитие голоса может опередить развитие музыкального слуха – у них обычно голос звонкий, высокий, протяжный, но интонация может быть фальшивой. Если слух развивается быстрее, чем голос, то ребенок любит музыку, узнает ее, но спеть чисто может только то, что доступно ему по диапазону его голоса, или вовсе может не петь. Если же голос и музыкальный слух развиваются равномерно, ребенок поет верно, протяжно, естественным звуком.

Однако в целом возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены. Певческие навыки дошкольников элементарны и несложны. Головное звучание, связанное со звонкостью, полетностью, естественно для ребенка от природы, соответствует анатомо-физиологическим особенностям голосового аппарата детей. Головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования, т. е. имеет огромное значение в работе по развитию певческих навыков на начальных этапах. Напротив, развитие грудного дыхания, благодаря которому голос становится более сильным, противоречит природе детского голоса. Дети не могут и не должны петь громко, и не следует ни в коем случае этого от них требовать. В удобной, соответствующей голосу тесситуре, так называемом примарном диапазоне, при естественном головном резонировании ребенок поет значительно чище интонационно и при этом естественно, свободно и красиво.

3. Методические рекомендации по развитию певческих навыков. В то же время исследователями и педагогами подчеркивается необходимость работы по развитию певческих навыков и в целом вокального аппарата у дошкольников как основы развития их музыкальности. В работах педагогов-музыкантов подчеркивается мысль о необходимости и продуктивности раннего обучения правильной вокализации (Тарасова К.В., 1988): если учить ребенка петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. При этом работа по развитию голосового аппарата и певческих навыков дошкольников требует от педагога высокого профессионализма, основанного на знаниях детской физиологии.

Методика введения детей в певческую деятельность основана на принципах последовательности, постепенности, на глубоком знании и понимании физиологических особенностей детского голоса. В учебном пособии О.П. Радыновой, обобщающем педагогические исследования по развитию детского голоса, рекомендуется следующий порядок развития певческих навыков: работа над дикцией и артикуляцией, над дыханием, звукообразованием, расширением диапазона, звуковедением (Радынова О.П., 1994, с. 100).

Работа над дикцией и артикуляцией важна во всех возрастных группах, поскольку в дошкольном возрасте у многих детей присутствуют речевые дефекты, затрудняющие чистоту интонирования. Прекрасными упражнениями, помогающими добиться чистоты произношения звуков, являются скороговорки и чистоговорки.

Обращение к детским фольклорным играм и песням продуктивно в работе по развитию у детей певческих навыков. Тексты детских песен насыщены элементами звукоподражания и связаны с доступными и понятными образами, персонажами, которые ребенок в состоянии изобразить в звуках и движениях, дополнить шумовыми и тембровыми красками с помощью детских инструментов, развить в собственном интонационном творчестве. Во многих современных методиках (в частности, О.С. Боромыковой, А.Д. Демченко) игровые движения, сопровождающие детские фольклорные песни, используются для своеобразного моделирования в жестах и мимике гласных и согласных звуков. Этот прием помогает детям лучше артикулировать и четче формировать звуки.

В формировании певческого дыхания большое значение имеет развитие навыка правильного вдоха (спокойного, но активного) и долгого, спокойного и медленного выдоха. В качестве упражнений для развития певческого дыхания можно использовать песенки-игры голосянки. Последний звук в голосянке тянется всеми без остановки: кто раньше всех перехватит дыхание, тот выполняет оговоренное раньше игровое задание. Существуют голосянки на различные звуки:

Станем мы, братцы, голосянку тянуть,

А кто не дотянет, того самого-о-о-о…

Тянем-потянем до самой зари-и-и-и…

Тому, кто «у» не вытянет, сто лет мычать «му-у-у-у…»

А кто того не вытянет, тот слабый челове-е-е-е… к.

А кто не дотянет, того за-а-а-а… волосы тянуть!

Правильное звукообразование подразумевает естественное, т.е. ненапряженное, напевное, легкое пение. Важно развить у детей «мягкую атаку» – первоначальный момент образования звука. В пособии О.П. Радыновой подчеркивается, что среди упражнений для детей дошкольного возраста не должно быть «бьющих» на голосовые связки: «твердая атака» вредит детскому голосу, правильному певческому звучанию и допускается редко, только как исполнительский прием.

Необходимо учить детей петь протяжно, напевно. Для этого педагогу нужно создать ситуацию естественного, оптимального режима для развития детского голоса. Такая ситуация возможна при опоре на произведения детского фольклора, которые можно рассматривать как своеобразные игровые упражнения для развития детского голоса. В структуре их напевов, в содержании текстов, насыщенных элементами звукоподражания, точно отражены певческие и интонационно-ритмические возможности ребенка на различных ступеньках возрастного развития. Незатейливые интонации песенок детского фольклора могут легко преобразовываться детьми, варьироваться, досочиняться, т.е. открывать простор детскому интонационному творчеству. Разнообразные интонационно-речевые игры, созданные на основе игровых моделей детского музыкального фольклора, способствуют развитию и формированию голосового аппарата детей и, при этом, дают возможность педагогу оставаться в пределах естественного и оптимального для детей режима, «подстраховывают» его от излишнего, не подкрепленного профессиональными знаниями усердия.

 

Темп

Освоение темпа с детьми лучше всего начинать с контрастных сопоставлений в связи с противоположными эмоциональными состояниями и действиями: активное движение – бездействие; бег – прогулочный шаг; прыжки – медленный шаг и т.д. Такими упражнениями могут послужить фольклорные игры «День и ночь», «Неумоя», разыгранные с сответствующим музыкальным аккомпанементом.

«День и ночь»

Детям предлагается вообразить себя насекомыми: бабочками, жучками, мушками. Пока играет музыка (в быстром темпе), насекомые летают, а когда музыка заканчивается, «наступает ночь» и все «насекомые» замирают. Ночью на охоту вылетает «сова». Под аккомпанемент музыки в медленном темпе «сова» летает между «насекомыми» и ищет, кто пошевелится, кто «не уснул», кого можно «съесть».

Игровой момент замирания создает ситуацию вслушивания в музыку, соотнесения ее звучания с собственным состоянием напряженного ожидания, вынужденного сдерживания бурных эмоций. Таким образом, изначально у детей формируется не просто представление о связи разного темпа со скоростью движения, но и ощущение связи темпа с комплексом элементов музыкальной речи и характером музыки (по принципу музыкальной интонации).

«Неумоя»

Дети сидят на корточках по кругу и поют потешку, хлопая ладошками в такт музыке:

На моей на лавке все сидят ребятки.

Одна - кукомоя Лиза неумоя.

За ей ходит купчик - миленький голубчик,

Говорит: «Не бойся, Лизонька, умойся! »

В центре круга – «неумоя». Она (или он – имя можно менять по ходу игры) потягивается, зевает, потирает глаза. Войти в образ ей помогает музыкальное сопровождение, звучащее в медленном темпе. «Купчик» находится за кругом и двигается по часовой стрелке.

С последней фразой дети встают и, взявшись за руки, поднимают «воротца». Под музыку в быстром темпе «купчик» ловит «неумою», которая убегает от него через «воротца».

Поймав «неумою», «купчик» заставляет ее «умываться» (грозит пальцем или топает ногой). Эта часть игры связана с музыкальным сопровождением в умеренном темпе, с ровным ритмическим рисунком и повторяющимися гаммообразными - «стекающими» мелодическими линиями. «Неумоя» исправляется и вслед за воспитателем вместе со всеми детьми делает упражнения пальцевого душа.

Пальцевый душ – массаж лица: легкое постукивание подушечками пальцев по лицу, усиливающее кровообращение, а также оказывающее успокаивающее, расслабляющее действие. Массаж проводится в следующих направлениях: от середины лба к ушам и обратно; от подбородка к ушам и обратно; от ушей к носу; вокруг глаз.

Регистр и динамика

Регистр – высота звучания, динамика – его громкость. Обычно различают высокий, средний и нижний регистр.

Если опираться на жизненные слуховые впечатления человека, на его опыт ориентации в пространстве, то можно выделить устойчивые звукокомплексы - связи звуковых характеристик. Верхний регистр в сочетании с мелким ритмическим рисунком, быстрым темпом, негромкой звучностью связан с ощущением легкости, прозрачности, света. Низкий регистр в соединении с крупными длительностями, замедленным темпом, усилением динамики несет ощущение тяжести, темноты, большой плотности.

Дети легко осваивают такие звукокомплексы в интонационно-ритмических играх, основанных на контрастном сопоставлении образов-персонажей, как, например, в игре «Большие ноги». В основе игры – потешка:

«Большие ноги идут по дороге топ – топ – топ.

Маленькие ножки бегут по дорожке топи – топи - топ»

Дети вместе с педагогом поют потешку и изображают «большие» и «маленькие» ноги: ходят по кругу тяжелым, топающим шагом на первую медленную часть и бегают на носочках на вторую быструю; хлопают в такт музыке по коленкам на первую часть и потряхивают кистями поднятых рук на вторую и т.п. (движения придумывает сначала воспитатель, а потом сами дети). Важно, чтобы характеру движения соответствовала интонация голоса: медленный и тяжелый шаг – низкий регистр, быстрый и легкий шаг – высокий регистр.

Метр

В мелодии периодически на отдельных звуках возникают акценты, а между ними следуют звуки более слабые – подобно тому, как в речи ударные слоги чередуются с безударными. Наиболее явно такое чередование ударных и безударных слогов проявляется в поэтической речи.

Музыкальный метр – своеобразный «пульс» музыки, последовательное чередование сильных и слабых долей, где доля – временная единица метра, соответствующая какой-либо длительности. Наиболее распространенными «единицами измерения» пульсации музыкальной ткани являются четвертные и восьмые длительности. Группа долей от одной сильной доли до следующей образует такт, который в нотной записи обозначается тактовой чертой.

Дети дошкольного возраста легко могут усвоить простые, регулярные (где все такты одинаковые) метрические размеры: 2\4; 4\4; 3\4. Ощущение пульса музыки даже у маленьких детей довольно развито. Более того, дети восприимчивы к ритмичному звучанию, движению. Они любят слушать и декламировать стихи, в которых ритмичность выражена ярко и отчетливо. В то же время соотнести свои ощущения с движениями, четко воспроизвести в движениях пульсацию музыкальной ткани детям удается не сразу, и эту способность необходимо развивать и тренировать.

Эффективный путь – обращение к текстам пестушек, потешек, прибауток. Это стихотворные тексты с выраженной акцентуацией сильных долей. Речевое интонирование таких текстов с точки зрения метро-ритмической организации является аналогом музыкального. Слова в них предполагают пластическое, пантомимическое воплощение, поэтому каждая доля оказывается достаточно весомой, ясно различимой, связанной с ярким двигательным образом. Речевое интонирование потешки может сопровождаться ритмичной музыкой. Это способствует организации движений в соответствии с акцентами на сильных долях.

«Били лен». Выполнить массажные движения на спине партнера:

Били лен, били - стучать кулачками по спине.

Топили, топили - растирать ладонями.

Колотили, колотили - похлопывать.

Мяли, мяли - разминать пальцами.

Трепали, трепали - трясти за плечи.

Белы скатерти ткали - чертить ребрами ладоней.

На столы накрывали - поглаживать ладонями.

«Зайкин огород»

Движения выполняются в паре (на спине соседа) и четко соответствуют метрической пульсации.

Был у зайки огород - руки «прыгают» по спине соседа

Ровненьких две грядки - поглаживание спины

сверху вниз.

Там играл зимой в снежки - мягкое постукивание

кулачками.

Ну, а летом - в прятки - спрятать кулачки под

мышки соседа.

А весною в огород - руки «прыгают» по

Зайка с радостью идет спине соседа.

Но сначала все вскопает - вращательные движения

кулачками.

А потом все разровняет - поглаживание спины

сверху вниз.

Семена посеет ловко - потрясти расслабленны-

ми кистями рук.

И пойдет сажать морковку – руки «прыгают» по спине

Ямка – семя, ямка – семя - вращательное движение

кулачком по спине

Ямка – семя, ямка – семя соседа и точка

щепоткой пальцев.

Закопает, прировняет - поглаживание спины

руками в стороны и

Закопает, прировняет сверху вниз.

И, глядишь, на грядках вновь – поднять

расслабленные руки вверх

Прорастут горох, морковь и «уронить».

А как осень подойдет - поглаживающие

Урожай свой соберет движения ребром.

Все собрал, и как раз - поглаживание спины

ладошками

Наш закончился рассказ сверху вниз.

 

5. Разнообразные интонационно-речевые игры, созданные на основе игровых моделей детского музыкального фольклора, способствуют развитию и формированию голосового аппарата детей и, при этом, дают возможность педагогу оставаться в пределах естественного и оптимального для детей режима, «подстраховывают» его от излишнего, не подкрепленного профессиональными знаниями усердия. ( + раздел пение с. 18-19)

Например, загадка: «Из куста шипуля, за ногу тяпуля» (змея). В этой игре можно использовать следующие приемы:

– интонирование текста в соответствии с характером отгадки (низким, страшным, зловещим, таинственным голосом);

– озвучивание текста соответствующими по тембру инструментами, шипящими звуками голоса, шуршащими предметами;

– сопровождение текста выразительными движениями;

– разыгрывание придуманного сюжета, соответствующего тексту.

«Прыгает тютюшечка, сам не зверь, не птюшечка» (лягушка). В игре используются аналогичные приемы:

– интонирование текста голосом в различных регистрах, с различной эмоциональной окрашенностью;

– выделение в тексте сильных долей и интонирование по цепочке;

– придумывание движений к каждому такту слогоформулы;

– игровая драматизация сюжета с разделением детей по ролям («болото», «кочки», «кусты» и т.д.);

– воспроизведение ритмического рисунка слогоформулы в движениях и на инструментах.

Важно продумать заключительный этап игры, в котором будут представлены все встречавшиеся в игре формы деятельности.

 

Для собственного ознакомления.:

 

В развитии у детей интонационной выразительности помогают песенки-потешки. Жесты, сопровождающие речевое интонирование в детских фольклорных текстах, всегда немного утрированы, укрупнены, а потому понятны детям, легко схватываются и копируются ими. Такие песенки-драматизации являются действенными упражнениями на развитие у детей диапазона и выразительности интонаций.

«Шел мишка к броду»

Потешка выразительно интонируется низким голосом, которому соответствуют тяжелые шаги, размашистые, большие движения рук.

Шел мишка к броду - тяжелое переваливание

с ноги на ногу.

Бултых в воду - сесть с размаху, всей тяжестью

на стул.

Уж он мок, мок, мок - потрясти расслабленными

кистями рук.

Уж он кис, кис, кис - помотать опущенной

головой.

Вымок, выкис - встряхнуть руками и головой.

Вылез, высох - поднять голову и

выпрямить спину.

Встал на колоду - подняться, потянуться.

Бултых в воду - сесть с размаху на стул.

Сюжеты песенок детского фольклора стимулируют детей к играм со звуками, воспроизведению звуковых эффектов на детских инструментах и звучащих предметах и развитию тембрового слуха. Герои песенок и их действия могут быть озвучены с помощью самодельных инструментов. Например, в песенке-прибаутке «Шел козел по мостику» каждый куплет можно озвучивать разными «инструментами» в соответствии с тем, как могли бы звучать шаги на мостике, на дороге и т.д. - по тексту песни. С детьми необходимо обсудить, какой «инструмент» подходит для разных шагов, помочь им выбрать нужное с помощью наводящих рассуждений. Песенку можно спеть вместе с детьми, распределив роли в инструментальном сопровождении: одни дети озвучивают различный характер шагов с помощью разных предметов-инструментов, а кто-то ударом «колокола» начинает каждый куплет и заканчивает всю песню. Ролями можно меняться:

Шел козел по мостику, по мостику, по мостику,

Нашел козу без хвостика, без хвостика козу.

(карандаши в такт «шагают» по столу)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, коза,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза.

(карандаши «прыгают»)

Шел козел дорогою, дорогою, дорогою,

Нашел козу безрогую, безрогую козу.

(ладошки «шагают» по картонной коробке)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, коза,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза.

(ладошки «прыгают» по коробке)

Шел козел тропинкою, тропинкою, тропинкою,

Нашел козу с горбинкою, с горбинкою козу.

(камешки в такт ударяются друг о друга)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, коза,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза.

(камешки, ударяясь, «отпрыгивают» друг от друга)

Шел козел канавою, канавою, канавою,

Нашел козу корявую, корявую козу.

(два бумажных рулона «шагают» по коленкам)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, коза,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза.

(рулоны «прыгают» по коленкам)

Шел козел опушечкой, опушечкой, опушечкой,

Нашел козу дурнушечку, дурнушечку козу.

(жестяная баночка с крупой изображает шелест травы)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, коза,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза.

(более интенсивные встряхивающие движения баночкой).

Эти же «инструменты» пригодятся и для озвучивания других песенок-прибауток. Не обязательно, чтобы в одной песне использовались все имеющиеся предметы. Это может быть только «колокол» - крышка («Ой, звоны звонят», «Дон-дон») или «колокольчик» - стаканчик, по которому тихонько ударяют стеклянной палочкой («Дроздок»). Важно, чтобы звуковые образы соответствовали характеру героев песенок или звукам природы, о которой в них упоминается (шум ветра, дождя, шелест деревьев и т.д.)

Игры на основе потешек

В народной педагогике развитию у ребенка выразительной речевой интонации и сопровождающего ее речевого жеста уделяется большое внимание. Так, обыгрывание песенок-потешек в движении помогает детям научиться соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Такие песенки-драматизации являются действенными упражнениями на развитие у детей выразительности речевых жестов и интонаций.

«Вот колесо»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.178 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь