Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Музыкально-ритмическое развитие дошкольников



 

1. Музыкально-ритмическое движение играет огромную роль в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыкальная форма развивается во времени и структурируется в соответствии с законами ритма. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности: метрическую пульсацию; чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей; смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» - линий и т.д. Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.

Дети чрезвычайно чувствительны к ритму, в особенности, музыкальному. Воспитатели и педагоги знают, сколько радости доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку. Музыка дает детям мощные эмоциональные импульсы, вызывает разнообразные двигательные реакции. Умелое использование педагогом этой непосредственной эмоциональной восприимчивости, чувствительности детей к ритму ведет к созданию нужного на занятии эмоционального фона или эффекта: сосредоточенности, собранности, концентрации внимания, приподнятости настроения или расслабления, снятия напряжения.

2. Для детей дошкольного возраста разработана система занятий по музыкально-ритмическому движению, вобравшая в себя лучшее из отечественного и зарубежного опыта в этой области. В концепции данной системы музыке отводится ведущая роль, а движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом как средство усвоения музыкальных закономерностей. Такая расстановка акцентов совершенно справедлива, она способствует тому, что занятия ритмикой в ДОУ занимают важное место в музыкальном развитии дошкольников.

Программы музыкально-ритмического воспитания в ДОУ предусматривают следующие разделы ритмики: музыкально-ритмические упражнения; танцы, пляски, хороводы; музыкальные игры.

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, поскоков. В данный раздел ритмики входят также упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, умения ориентироваться в пространстве. Однако в контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение.

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок познает мир через телесные ощущения, «мыслит» телом. В музыкально-ритмических упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться не просто в пространстве, но в осваиваемом им мире, мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой.

Основу программ составляют несложные танцы разных народов. Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.). Контраст звучания музыки реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осознается детьми.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, кукол, клоунов, пингвинов и т.п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжетность характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции.

Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений - по сути процесс освоения закономерностей музыкальной формы, а значит, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений.

Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в музыкальном развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки (см. с. 8 – 9).

 

Жанры детского фольклора в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

 

1. Обращение к фольклору современной педагогики детства и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы фольклора близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте. Передаваясь от одного поколения к другому в течение многих столетий, произведения детского фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики, законам детской эстетики.

Музыка буквально заполняет жизнь ребенка, пронизывает и стимулирует все сферы его развития. Весь детский фольклор поется. Пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки – это именно песни, причем песни, вовлекающие ребенка в игровое фантазирование. На уровне эмоционального игрового взаимодействия со взрослым через движение и интонирование ребенок получал первые представления о правилах поведения в окружающем мире.

Детские фольклорные игры, учитывающие особенности развития слуха, голоса и координационно-двигательных способностей ребенка на различных возрастных этапах, могут послужить ориентиром в организации дидактических игр, активизирующих музыкальное восприятие детей. Приведем несколько примеров игр, направленных на освоение детьми средств музыкальной выразительности.

Темп

Освоение темпа с детьми лучше всего начинать с контрастных сопоставлений в связи с противоположными эмоциональными состояниями и действиями: активное движение – бездействие; бег – прогулочный шаг; прыжки – медленный шаг и т.д. Такими упражнениями могут послужить фольклорные игры «День и ночь», «Неумоя», разыгранные с сответствующим музыкальным аккомпанементом.

«День и ночь»

Детям предлагается вообразить себя насекомыми: бабочками, жучками, мушками. Пока играет музыка (в быстром темпе), насекомые летают, а когда музыка заканчивается, «наступает ночь» и все «насекомые» замирают. Ночью на охоту вылетает «сова». Под аккомпанемент музыки в медленном темпе «сова» летает между «насекомыми» и ищет, кто пошевелится, кто «не уснул», кого можно «съесть».

Игровой момент замирания создает ситуацию вслушивания в музыку, соотнесения ее звучания с собственным состоянием напряженного ожидания, вынужденного сдерживания бурных эмоций. Таким образом, изначально у детей формируется не просто представление о связи разного темпа со скоростью движения, но и ощущение связи темпа с комплексом элементов музыкальной речи и характером музыки (по принципу музыкальной интонации).

«Неумоя»

Дети сидят на корточках по кругу и поют потешку, хлопая ладошками в такт музыке:

На моей на лавке все сидят ребятки.

Одна - кукомоя Лиза неумоя.

За ей ходит купчик - миленький голубчик,

Говорит: «Не бойся, Лизонька, умойся! »

В центре круга – «неумоя». Она (или он – имя можно менять по ходу игры) потягивается, зевает, потирает глаза. Войти в образ ей помогает музыкальное сопровождение, звучащее в медленном темпе. «Купчик» находится за кругом и двигается по часовой стрелке.

С последней фразой дети встают и, взявшись за руки, поднимают «воротца». Под музыку в быстром темпе «купчик» ловит «неумою», которая убегает от него через «воротца».

Поймав «неумою», «купчик» заставляет ее «умываться» (грозит пальцем или топает ногой). Эта часть игры связана с музыкальным сопровождением в умеренном темпе, с ровным ритмическим рисунком и повторяющимися гаммообразными - «стекающими» мелодическими линиями. «Неумоя» исправляется и вслед за воспитателем вместе со всеми детьми делает упражнения пальцевого душа.

Пальцевый душ – массаж лица: легкое постукивание подушечками пальцев по лицу, усиливающее кровообращение, а также оказывающее успокаивающее, расслабляющее действие. Массаж проводится в следующих направлениях: от середины лба к ушам и обратно; от подбородка к ушам и обратно; от ушей к носу; вокруг глаз.

Регистр и динамика

Регистр – высота звучания, динамика – его громкость. Обычно различают высокий, средний и нижний регистр.

Если опираться на жизненные слуховые впечатления человека, на его опыт ориентации в пространстве, то можно выделить устойчивые звукокомплексы - связи звуковых характеристик. Верхний регистр в сочетании с мелким ритмическим рисунком, быстрым темпом, негромкой звучностью связан с ощущением легкости, прозрачности, света. Низкий регистр в соединении с крупными длительностями, замедленным темпом, усилением динамики несет ощущение тяжести, темноты, большой плотности.

Дети легко осваивают такие звукокомплексы в интонационно-ритмических играх, основанных на контрастном сопоставлении образов-персонажей, как, например, в игре «Большие ноги». В основе игры – потешка:

«Большие ноги идут по дороге топ – топ – топ.

Маленькие ножки бегут по дорожке топи – топи - топ»

Дети вместе с педагогом поют потешку и изображают «большие» и «маленькие» ноги: ходят по кругу тяжелым, топающим шагом на первую медленную часть и бегают на носочках на вторую быструю; хлопают в такт музыке по коленкам на первую часть и потряхивают кистями поднятых рук на вторую и т.п. (движения придумывает сначала воспитатель, а потом сами дети). Важно, чтобы характеру движения соответствовала интонация голоса: медленный и тяжелый шаг – низкий регистр, быстрый и легкий шаг – высокий регистр.

Метр

В мелодии периодически на отдельных звуках возникают акценты, а между ними следуют звуки более слабые – подобно тому, как в речи ударные слоги чередуются с безударными. Наиболее явно такое чередование ударных и безударных слогов проявляется в поэтической речи.

Музыкальный метр – своеобразный «пульс» музыки, последовательное чередование сильных и слабых долей, где доля – временная единица метра, соответствующая какой-либо длительности. Наиболее распространенными «единицами измерения» пульсации музыкальной ткани являются четвертные и восьмые длительности. Группа долей от одной сильной доли до следующей образует такт, который в нотной записи обозначается тактовой чертой.

Дети дошкольного возраста легко могут усвоить простые, регулярные (где все такты одинаковые) метрические размеры: 2\4; 4\4; 3\4. Ощущение пульса музыки даже у маленьких детей довольно развито. Более того, дети восприимчивы к ритмичному звучанию, движению. Они любят слушать и декламировать стихи, в которых ритмичность выражена ярко и отчетливо. В то же время соотнести свои ощущения с движениями, четко воспроизвести в движениях пульсацию музыкальной ткани детям удается не сразу, и эту способность необходимо развивать и тренировать.

Эффективный путь – обращение к текстам пестушек, потешек, прибауток. Это стихотворные тексты с выраженной акцентуацией сильных долей. Речевое интонирование таких текстов с точки зрения метро-ритмической организации является аналогом музыкального. Слова в них предполагают пластическое, пантомимическое воплощение, поэтому каждая доля оказывается достаточно весомой, ясно различимой, связанной с ярким двигательным образом. Речевое интонирование потешки может сопровождаться ритмичной музыкой. Это способствует организации движений в соответствии с акцентами на сильных долях.

«Били лен». Выполнить массажные движения на спине партнера:

Били лен, били - стучать кулачками по спине.

Топили, топили - растирать ладонями.

Колотили, колотили - похлопывать.

Мяли, мяли - разминать пальцами.

Трепали, трепали - трясти за плечи.

Белы скатерти ткали - чертить ребрами ладоней.

На столы накрывали - поглаживать ладонями.

«Зайкин огород»

Движения выполняются в паре (на спине соседа) и четко соответствуют метрической пульсации.

Был у зайки огород - руки «прыгают» по спине соседа

Ровненьких две грядки - поглаживание спины

сверху вниз.

Там играл зимой в снежки - мягкое постукивание

кулачками.

Ну, а летом - в прятки - спрятать кулачки под

мышки соседа.

А весною в огород - руки «прыгают» по

Зайка с радостью идет спине соседа.

Но сначала все вскопает - вращательные движения

кулачками.

А потом все разровняет - поглаживание спины

сверху вниз.

Семена посеет ловко - потрясти расслабленны-

ми кистями рук.

И пойдет сажать морковку – руки «прыгают» по спине

Ямка – семя, ямка – семя - вращательное движение

кулачком по спине

Ямка – семя, ямка – семя соседа и точка

щепоткой пальцев.

Закопает, прировняет - поглаживание спины

руками в стороны и

Закопает, прировняет сверху вниз.

И, глядишь, на грядках вновь – поднять

расслабленные руки вверх

Прорастут горох, морковь и «уронить».

А как осень подойдет - поглаживающие

Урожай свой соберет движения ребром.

Все собрал, и как раз - поглаживание спины

ладошками

Наш закончился рассказ сверху вниз.

 

5. Разнообразные интонационно-речевые игры, созданные на основе игровых моделей детского музыкального фольклора, способствуют развитию и формированию голосового аппарата детей и, при этом, дают возможность педагогу оставаться в пределах естественного и оптимального для детей режима, «подстраховывают» его от излишнего, не подкрепленного профессиональными знаниями усердия. ( + раздел пение с. 18-19)

Например, загадка: «Из куста шипуля, за ногу тяпуля» (змея). В этой игре можно использовать следующие приемы:

– интонирование текста в соответствии с характером отгадки (низким, страшным, зловещим, таинственным голосом);

– озвучивание текста соответствующими по тембру инструментами, шипящими звуками голоса, шуршащими предметами;

– сопровождение текста выразительными движениями;

– разыгрывание придуманного сюжета, соответствующего тексту.

«Прыгает тютюшечка, сам не зверь, не птюшечка» (лягушка). В игре используются аналогичные приемы:

– интонирование текста голосом в различных регистрах, с различной эмоциональной окрашенностью;

– выделение в тексте сильных долей и интонирование по цепочке;

– придумывание движений к каждому такту слогоформулы;

– игровая драматизация сюжета с разделением детей по ролям («болото», «кочки», «кусты» и т.д.);

– воспроизведение ритмического рисунка слогоформулы в движениях и на инструментах.

Важно продумать заключительный этап игры, в котором будут представлены все встречавшиеся в игре формы деятельности.

 

Для собственного ознакомления.:

 

В развитии у детей интонационной выразительности помогают песенки-потешки. Жесты, сопровождающие речевое интонирование в детских фольклорных текстах, всегда немного утрированы, укрупнены, а потому понятны детям, легко схватываются и копируются ими. Такие песенки-драматизации являются действенными упражнениями на развитие у детей диапазона и выразительности интонаций.

«Шел мишка к броду»

Потешка выразительно интонируется низким голосом, которому соответствуют тяжелые шаги, размашистые, большие движения рук.

Шел мишка к броду - тяжелое переваливание

с ноги на ногу.

Бултых в воду - сесть с размаху, всей тяжестью

на стул.

Уж он мок, мок, мок - потрясти расслабленными

кистями рук.

Уж он кис, кис, кис - помотать опущенной

головой.

Вымок, выкис - встряхнуть руками и головой.

Вылез, высох - поднять голову и

выпрямить спину.

Встал на колоду - подняться, потянуться.

Бултых в воду - сесть с размаху на стул.

Сюжеты песенок детского фольклора стимулируют детей к играм со звуками, воспроизведению звуковых эффектов на детских инструментах и звучащих предметах и развитию тембрового слуха. Герои песенок и их действия могут быть озвучены с помощью самодельных инструментов. Например, в песенке-прибаутке «Шел козел по мостику» каждый куплет можно озвучивать разными «инструментами» в соответствии с тем, как могли бы звучать шаги на мостике, на дороге и т.д. - по тексту песни. С детьми необходимо обсудить, какой «инструмент» подходит для разных шагов, помочь им выбрать нужное с помощью наводящих рассуждений. Песенку можно спеть вместе с детьми, распределив роли в инструментальном сопровождении: одни дети озвучивают различный характер шагов с помощью разных предметов-инструментов, а кто-то ударом «колокола» начинает каждый куплет и заканчивает всю песню. Ролями можно меняться:

Шел козел по мостику, по мостику, по мостику,

Нашел козу без хвостика, без хвостика козу.

(карандаши в такт «шагают» по столу)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, коза,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза.

(карандаши «прыгают»)

Шел козел дорогою, дорогою, дорогою,

Нашел козу безрогую, безрогую козу.

(ладошки «шагают» по картонной коробке)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, коза,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза.

(ладошки «прыгают» по коробке)

Шел козел тропинкою, тропинкою, тропинкою,

Нашел козу с горбинкою, с горбинкою козу.

(камешки в такт ударяются друг о друга)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, коза,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза.

(камешки, ударяясь, «отпрыгивают» друг от друга)

Шел козел канавою, канавою, канавою,

Нашел козу корявую, корявую козу.

(два бумажных рулона «шагают» по коленкам)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, коза,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза.

(рулоны «прыгают» по коленкам)

Шел козел опушечкой, опушечкой, опушечкой,

Нашел козу дурнушечку, дурнушечку козу.

(жестяная баночка с крупой изображает шелест травы)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, коза,

Все горюшко размыкаем, размыкаем, коза.

(более интенсивные встряхивающие движения баночкой).

Эти же «инструменты» пригодятся и для озвучивания других песенок-прибауток. Не обязательно, чтобы в одной песне использовались все имеющиеся предметы. Это может быть только «колокол» - крышка («Ой, звоны звонят», «Дон-дон») или «колокольчик» - стаканчик, по которому тихонько ударяют стеклянной палочкой («Дроздок»). Важно, чтобы звуковые образы соответствовали характеру героев песенок или звукам природы, о которой в них упоминается (шум ветра, дождя, шелест деревьев и т.д.)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь