Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Музыкальные игры-тесты, выявляющие гармоничность
Эмоциональной сферы ребенка, на контрольном этапе Эксперимента
Показатель эмоционально-психологическая комфортность Задание № 1. «День и ночь» И.П.: дети распределяют роли: лесных насекомых - «бабочки», «жуки», «мухи» и т.д. - и «совы». Для игры подбирается музыкальное сопровождение с частой сменой двух контрастных (но повторяющихся в своем чередовании) образов: легкого, воздушного, олицетворяющего порхающих днем лесных насекомых и медленного, таинственного, в низком регистре, изображающего летающих по ночам «сов». При этом продолжительность пребывания в каждом из образных состояний каждый раз меняется (удлиняется или укорачивается). Задание: внимательно слушать музыку и двигаться только тогда, когда звучание будет соответствовать выбранному образу. При этом нужно импровизировать движения в характере «насекомого» или «совы». Эталон выполнения игрового задания: гибкая реакция на смену ситуации, способность вовремя перейти от активных движений к неподвижности и выдерживать статичную позу столько, сколько потребуется по ходу игры; свободное и разнообразное определение себя в игровом пространстве; выразительные движения, соответствующие выбранной роли; инициатива и двигательное творчество в создании индивидуальной игровой линии или микросюжета с помощью взаимодействия с другими участниками в ходе игры. Задание № 2. «Быстрый танец» И.П.: дети стоят по кругу лицом к центру. Ведущий-педагог выполняет ритмичные движения в такт быстрой танцевальной музыке с выраженными метрическими акцентами. Дети копируют движения ведущего. Направление движения идет по восьми точкам: - запястье с внутренней стороны – запястье снаружи – сгиб руки в локте с внутренней стороны – локоть – грудь – плечо – колено с внутренней стороны – колено с боку – лодыжка с внутренней стороны – лодыжка сбоку. Каждая точка отмечается вперемежку с хлопком и поочередно справа и слева. Постепенно темп выполнения убыстряется. Эталон выполнения игрового задания: четкие, координированные движения и телесное переживание-выражение ритмической пульсации. Задание № 3. «Водоросли» (проводится после шумной, подвижной игры). И.П.: дети стоят по кругу и представляют себя в гостях у Морского царя. Под спокойную, плавную музыку дети делают движения, изображая колышущиеся водоросли. Роль «ведущей водоросли» передается вместе с зеленым газовым шарфиком каждому по очереди – по кругу. Шарфик можно передавать не только по кругу, но и перебрасывать его детям, стоящим в кругу напротив. Необходимость соблюдения тишины и внимательного вслушивания в музыку обыгрывается с помощью введения в игру фигуры Морского царя. Морской царь (педагог или кто-нибудь из детей) забирает к себе (усаживает в центр круга) тех, кто нарушил тишину в его царстве. «Водоросли», которые остались в игре до конца звучания музыки, получают от Морского царя призы (если призов не оказалось, то в качестве подарка «дисциплинированные водоросли» могут полюбоваться на веселый танец, который для них станцуют Морской царь вместе с «проигравшими водорослями»). Эталон выполнения игрового задания: плавные, размеренные движения руками и телом, сигнализирующие о способности ребенка перейти от состояния возбуждения к расслаблению; соблюдение тишины, спокойствия, отсутствие тревожности. Показатель эмоциональная выразительность Задание № 4. «Дружные четверки» И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего. С началом звучания ведущий начинает импровизировать движения под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют движения за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего, и танец продолжается. Характер музыкального сопровождения меняется с каждым повтором игры: веселая и бодрая музыка сменяется лиричной, спокойной и т.д. Эталон выполнения игрового задания: соответствие движений эмоциональному содержанию музыки, естественные, раскрепощенные, координированные и пластичные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка. Точность, ловкость, попадание в метрическую сетку. Удовольствие, получаемое ребенком от движения. Задание № 5. «Ткачи» И.П.: дети стоят по одному в кругу, повернувшись лицом к центру круга. Форма музыкальной пьесы куплетная, состоит из повторяющихся запева (А) и припева (В). На первую фразу части «А» ведущий «рисует» в воздухе рукой, руками или всем телом «узор ковра»; на вторую фразу «рисунок» повторяется всеми вместе с ведущим. Дальнейшие повторения части «А» связаны со сменой ведущих. Часть «В» – раскачивающиеся движения руками и приставные шаги в такт музыке изображают работу ткацкого станка. Движения выполняются всеми участниками и неизменно повторяются при каждом повторе части «В». Эталон выполнения игрового задания: точность попадания в метрическую сетку при проделывании придуманного движения, выразительные, естественные, раскрепощенные, координированные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка. Задание № 6. «Маланья» И.П.: дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга – ведущий. Вслед за ведущим дети поют песенку и повторяют движения: У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке (сопровождается хлопками в ладоши) Семь сыновей, все без бровей. (показать семь пальцев) Вот с такими ушами, (растопыренные ладони поднести к ушам) Вот с такими носами, (показать ладонями с растопыренными пальцами длинный нос) Вот с такой головой, (очертить руками большой круг рядом с головой) Вот с такой бородой! (показать руками большую бороду) Они не пили, не ели, на Маланью все глядели, Вместе делали вот так…(импровизация движений) Дети по очереди становятся ведущими, показывают и интонируют названия различных частей тела (по тексту) с соответствующей пиктограмме эмоциональной окрашеностью (пиктограмму показывает ведущему педагог). Эталон выполнения игрового задания: быстрое и точное определение по пиктограмме эмоционального состояния, свободное его воплощение в мимике, пластике и интонациях. Показатель двигательно-звуковая творческая активность Задание № 7. «Дирижер» И. П.: дети сидят на стульчиках по кругу. Перед ними ксилофоны, металлофоны, шумовые и ударные инструменты. В центре круга – ведущий – «дирижер» (без инструмента). Перед началом игры ведущий договаривается с музыкантами, кто из них будет озвучивать движения его рук, кто – движения ног, а кто – выражение лица. Затем ведущий совершает различные движения или импровизирует танец, а дети внимательно следят за ним и по-своему озвучивают его движения. Движения могут быть самыми разнообразными, включающими смешные, игровые варианты. Ведущий может напевать песенку и делать движения, соответствующие тексту. С каждым повтором игры ведущий меняется. Эталон выполнения игрового задания: свободное и осмысленное использование ведущим возможностей мимики и пластики для создания оригинального игрового образа и развития игрового сюжета, многочисленность и разнообразие предлагаемых вариантов и способов звукоизвлечения: глиссандо, удары руками вместе и по очереди, громко и тихо, в верхнем и низком регистрах и т.д. Задание № 8. «Живые клавиши». И. П.: дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними ксилофоны, металлофоны, шумовые и ударные инструменты. В центре полукруга – ведущий – «дирижер» (без инструмента). 4 человека в центре полукруга изображают «живые клавиши». Педагог рассаживает детей с инструменты по группам с контрастным, отличающимся друг от друга звучанием, например, группы: ксилофонов – колокольчиков – металлофонов – маракасов – бубнов и барабанов и т.д. Ведущий перед началом игры договаривается с детьми, какой группе инструментов будет соответствовать каждая «живая клавиша». Задача детей – ждать своей очереди вступления в игру, т.е. внимательно следить, на какую клавишу нажмет ведущий - «дирижер» («живые клавиши» приседают на корточки, когда к ним прикасается дирижер и встают при повторном прикосновении). Эталон выполнения игрового задания: ведущий не просто прикасается к «живым клавишам», заставляя их приседать или снова вставать, но внимательно слушает получающуюся «музыку», осмысленно включает и смешивает тембровые краски, создавая игровой образ.
Показатель положительная самооценка Задание № 9. «Имена» И. П.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру круга. Кто-то из детей первым назначается ведущим. Ведущий встает, подходит к любому сидящему на стуле и представляется ему: выразительно называет свое имя, выбирая для себя какой-нибудь образ («Антон-автомобиль», «Настя-рыбка», «Оля-ласточка» и т.д.), сопровождает свое представление каким-либо движением. Тот, для кого прозвучало представление, встает со стула, в точности копирует слова, интонации, движения ведущего, затем уступает ему свое место и отправляется к другому, сидящему на стульчике, с собственным представлением. В результате все должны поменяться местами, представить себя и «познакомиться» со всеми. Эталон выполнения игрового задания: оригинальные, положительные образы своего имени, уверенность, четкость интонаций, удовольствие от демонстрации своего придуманного образа и внимания к себе всех присутствующих. Задание № 10. «Заколдованный сад» И.П.: дети стоят в рассыпную, выбрав для себя позу, связанную с каким-либо сказочным персонажем. Ведущий – «волшебник» расхаживает между застывших фигур до тех пор, пока звучит музыка. Как только музыка умолкает, ведущий «оживляет» одну из фигур (останавливается и дотрагивается рукой до кого-нибудь из детей). «Ожившая» фигура с помощью голоса и движения изображает задуманный образ. Остальные – в точности копируют ее. Как только начинает звучать музыка, все снова замирают. Затем ведущий «оживляет» следующую фигуру, которая предлагает свой вариант двигательно-интонационной импровизации, и т.д. Эталон выполнения игрового задания: выразительность и оригинальность движений и интонации, свобода передвижения в игровом пространстве, гибкость и быстрота вхождения в придуманную роль, отсутствие агрессивности, излишнего возбуждения или капризности в случае неудачного игрового решения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы