Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слушание музыки как вид деятельности



В дошкольном возрасте

 

1. Восприятие музыки в процессе слушания – активная творческая деятельность. Развитие у детей навыков слушания музыки как активного сотворческого процесса необходимо уже в дошкольный период. Особую актуальность эта задача приобретает в наши дни.

Радио, телевидение, аудио- и видеотехника вытесняют из нашей жизни формы серьезного художественного общения с музыкой, превращая ее в постоянно присутствующий, легкий, ненавязчивый фон. «Послушать музыку» для молодых людей – родителей сегодняшних дошкольников – чаще всего означает приятную беседу или отдых на фоне звучащей музыки, в том числе и классической. Музыка, превратившаяся в фон, в некие «звуковые обои», перестает выполнять свою главную функцию – быть средоточием и транслятором духовного опыта, нравственно-эстетическим ориентиром развивающейся личности.

Нередко звуковой фон, представляющий собой образцы массовой музыкальной продукции, принимает весьма агрессивные формы и становится опасным для неустойчивой детской психики. Психологи говорят сегодня о «новом заболевании», приводящем к нежелательным отклонениям в поведении детей – ритмической интоксикации, т.е. своеобразном «отравлении» нервной системы детей ритмами современной эстрады. Родителям и педагогам ДОУ необходимо придерживаться единой стратегии в вопросах взаимодействия ребенка с миром музыки.

2. Ключевые моменты этой стратегии – отбор музыкальных произведений, с которыми соприкасается ребенок, с точки зрения их художественной ценности и положительного влияния на психику, а также постепенное внедрение в жизнь ребенка форм внимательного, серьезного общения с музыкой: в рамках посещения детской филармонии, музыкального театра, знакомства детей с детскими музыкально-литературными композициями.

Слушание музыки на занятиях в ДОУ выступает в качестве методического ориентира в решении этих задач. Несомненной заслугой отечественных педагогов явилась выработка четких позиций по отношению к выбору репертуара для слушания в ДОУ. Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен быть высокохудожественным, эмоционально окрашенным и доступным по своей образности. Такой репертуар отбирался и складывался постепенно, проходя через слушательский опыт многих поколений советских детей. Сегодня лучшие образцы народной, классической, современной музыки для детей составляют основу программ для ДОУ, проанализированы в методических рекомендациях, представлены в нотных хрестоматиях.

Существующая в России система музыкального воспитания школьников, разработанная Д.Б. Кабалевским, представляет слушание как основу формирования музыкальной культуры. Д.Б. Кабалевскому удалось создать систему занятий, в которой музыковедческие знания максимально адаптированы детскому восприятию, связаны с понятной и доступной детям тематикой, обобщены и логически выстроены по принципу от простого к сложному. В занятиях по методике Д.Б. Кабалевского предусмотрены разнообразные формы активизации восприятия музыки в процессе слушания: подпевание мелодий, ритмические аккомпанементы к песням и инструментальным произведениям, привлечение на занятиях и объединение со звучащей музыкой других видов искусства (живописи, литературы, поэзии). В методических пояснениях и рекомендациях Д.Б. Кабалевского предложены разнообразные приемы включения детей в диалог на занятии, активного обсуждения и анализа музыки.

Программа и методика Д.Б. Кабалевского является ориентиром воспитания слушательской культуры и у детей дошкольного возраста. Не случайно многие программы музыкального воспитания в ДОУ (например, базовая программа развития детей дошкольного возраста под редакцией Васильевой) основываются на методических приемах, разработанных Д.Б. Кабалевским, используют предложенную им логику тематического построения занятий.

Современные отечественные программы воспитания в ДОУ «Гармония», «Синтез», «Радуга», «Истоки», «Детство», «Росток», характеризуются еще более широким подходом к подбору музыкального репертуара для слушания. В работе с детьми используется самая разнообразная музыка: произведения отечественной и зарубежной детской классики, образцы фольклора, творчество мастеров наших дней, художественные творения всех эпох. Принцип доступности для восприятия детьми рассматривается в них «в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент» (Радынова О.П., 1994, с. 80).

3. Для активизации музыкального восприятия детей используют словесный и практический методы. Словесный метод связан с обсуждением прослушанных произведений, проговариванием наиболее значимых моментов музыкальной формы, что очень важно для закрепления в сознании детей знаний о музыке, формирования их слушательской культуры. Опора на словесный метод предусматривает следующие этапы организации слушания с детьми:

- краткое, эмоционально насыщенное, увлекающее и заинтересовывающее детей вступительное слово педагога;

- внимательное, сосредоточенное прослушивание произведения детьми;

- совместное с педагогом обсуждение детьми своих впечатлений о музыке, об особенностях музыкальной формы и образного содержания произведения;

- повторное прослушивание произведения.

Практический метод развития слушательской культуры - это сочетание восприятия музыки с практическими действиями, помогающими ребенку как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. В процессе слушания музыки дети включаются в разнообразные формы практической деятельности детей: темброво-шумовой аккомпанемент, музыкально-ритмическое движение, пластическое дирижирование, подпевание мелодии, рисование музыки и т.п. Методические разработки слушания музыки с детьми в опоре на практический метод представлены в пособии О.Н. Радыновой «Музыкальные шедевры».

Пение как вид музыкальной деятельности в дошкольном

Возрасте

1. Пение как вид музыкальной деятельности занимает ведущее место в дошкольном музыкальном воспитании. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, который дан ребенку природой для выражения своих эмоций и реализации музыкальных потребностей. Воспитателям и педагогам известна любовь детей к пению, желание выражать в пении свои настроения и сопровождать им свои игры.

В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на ребенка. Прежде всего - это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку; засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни.

2. Особенности вокального аппарата дошкольника. Процесс обучения пению тесно связан с психофизиологическим процессом развития голоса. Чистота интонации в пении зависит от наличия определенных вокальных навыков, возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции, артикуляции.

Проблема навыка чистого интонирования тщательно исследована в педагогической практике, отражена в теории музыкального воспитания детей и методике обучения пению. Устоявшимся мнением в музыкальной педагогике является то, что задача выработки чистого интонирования в пении у детей в этом возрасте преждевременна. Это связано с физиологическими особенностями состояния вокального аппарат ребенка дошкольного возраста.Период от 4-х до 7-ми лет характеризуется тем, что голосовой аппарат ребенка непрерывно растет и постоянно изменяется, оставаясь менее совершенным, чем у взрослых. Согласно описаниям в исследованиях физиологии детского голоса, гортань семилетнего ребенка примерно на сантиметр короче, чем у взрослого. Мышцы полости рта и язык малоподвижны, недостаточно эластичны, голосовые связки короткие. Это затрудняет процесс правильного звукообразования и выработки правильной артикуляции при пении (открывание рта, верное, четкое произношение слов, правильное формирование различных гласных). Малый размер голосовых связок и недостаточная эластичность мышц гортани обусловливают малую звучность голоса и небольшой его объем. Естественным для детского голоса является головное звучание, при котором колеблются лишь края голосовых связок.

Поскольку детская диафрагма расположена выше, чем у взрослого, и ребра почти перпендикулярны к позвоночнику, глубокие вдохи детям не доступны, дыхание у них слабое, поверхностное. Короткое дыхание затрудняет выработку протяжного, напевного звука. По наблюдениям педагогов, большинство дошкольников почти «говорит» в ритме песни.

Конечно же, в пределах любого возраста существуют индивидуальные особенности голосов. Эти различия вызываются тем, что развитие голоса и музыкального слуха, как и рост организма ребенка в целом, имеет индивидуальные особенности. Установлено, что отдельные части голосового аппарата у детей могут развиваться неравномерно – отставать или опережать друг друга. Например, одна голосовая связка может в какой-то период времени расти быстрее другой. У некоторых детей быстрее, чем у других, растет гортань, у других интенсивнее развивается артикуляционный аппарат, у третьих быстрее оформляются органы дыхания и т.д. Кроме того, у некоторых детей развитие голоса может опередить развитие музыкального слуха – у них обычно голос звонкий, высокий, протяжный, но интонация может быть фальшивой. Если слух развивается быстрее, чем голос, то ребенок любит музыку, узнает ее, но спеть чисто может только то, что доступно ему по диапазону его голоса, или вовсе может не петь. Если же голос и музыкальный слух развиваются равномерно, ребенок поет верно, протяжно, естественным звуком.

Однако в целом возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены. Певческие навыки дошкольников элементарны и несложны. Головное звучание, связанное со звонкостью, полетностью, естественно для ребенка от природы, соответствует анатомо-физиологическим особенностям голосового аппарата детей. Головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования, т. е. имеет огромное значение в работе по развитию певческих навыков на начальных этапах. Напротив, развитие грудного дыхания, благодаря которому голос становится более сильным, противоречит природе детского голоса. Дети не могут и не должны петь громко, и не следует ни в коем случае этого от них требовать. В удобной, соответствующей голосу тесситуре, так называемом примарном диапазоне, при естественном головном резонировании ребенок поет значительно чище интонационно и при этом естественно, свободно и красиво.

3. Методические рекомендации по развитию певческих навыков. В то же время исследователями и педагогами подчеркивается необходимость работы по развитию певческих навыков и в целом вокального аппарата у дошкольников как основы развития их музыкальности. В работах педагогов-музыкантов подчеркивается мысль о необходимости и продуктивности раннего обучения правильной вокализации (Тарасова К.В., 1988): если учить ребенка петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. При этом работа по развитию голосового аппарата и певческих навыков дошкольников требует от педагога высокого профессионализма, основанного на знаниях детской физиологии.

Методика введения детей в певческую деятельность основана на принципах последовательности, постепенности, на глубоком знании и понимании физиологических особенностей детского голоса. В учебном пособии О.П. Радыновой, обобщающем педагогические исследования по развитию детского голоса, рекомендуется следующий порядок развития певческих навыков: работа над дикцией и артикуляцией, над дыханием, звукообразованием, расширением диапазона, звуковедением (Радынова О.П., 1994, с. 100).

Работа над дикцией и артикуляцией важна во всех возрастных группах, поскольку в дошкольном возрасте у многих детей присутствуют речевые дефекты, затрудняющие чистоту интонирования. Прекрасными упражнениями, помогающими добиться чистоты произношения звуков, являются скороговорки и чистоговорки.

Обращение к детским фольклорным играм и песням продуктивно в работе по развитию у детей певческих навыков. Тексты детских песен насыщены элементами звукоподражания и связаны с доступными и понятными образами, персонажами, которые ребенок в состоянии изобразить в звуках и движениях, дополнить шумовыми и тембровыми красками с помощью детских инструментов, развить в собственном интонационном творчестве. Во многих современных методиках (в частности, О.С. Боромыковой, А.Д. Демченко) игровые движения, сопровождающие детские фольклорные песни, используются для своеобразного моделирования в жестах и мимике гласных и согласных звуков. Этот прием помогает детям лучше артикулировать и четче формировать звуки.

В формировании певческого дыхания большое значение имеет развитие навыка правильного вдоха (спокойного, но активного) и долгого, спокойного и медленного выдоха. В качестве упражнений для развития певческого дыхания можно использовать песенки-игры голосянки. Последний звук в голосянке тянется всеми без остановки: кто раньше всех перехватит дыхание, тот выполняет оговоренное раньше игровое задание. Существуют голосянки на различные звуки:

Станем мы, братцы, голосянку тянуть,

А кто не дотянет, того самого-о-о-о…

Тянем-потянем до самой зари-и-и-и…

Тому, кто «у» не вытянет, сто лет мычать «му-у-у-у…»

А кто того не вытянет, тот слабый челове-е-е-е… к.

А кто не дотянет, того за-а-а-а… волосы тянуть!

Правильное звукообразование подразумевает естественное, т.е. ненапряженное, напевное, легкое пение. Важно развить у детей «мягкую атаку» – первоначальный момент образования звука. В пособии О.П. Радыновой подчеркивается, что среди упражнений для детей дошкольного возраста не должно быть «бьющих» на голосовые связки: «твердая атака» вредит детскому голосу, правильному певческому звучанию и допускается редко, только как исполнительский прием.

Необходимо учить детей петь протяжно, напевно. Для этого педагогу нужно создать ситуацию естественного, оптимального режима для развития детского голоса. Такая ситуация возможна при опоре на произведения детского фольклора, которые можно рассматривать как своеобразные игровые упражнения для развития детского голоса. В структуре их напевов, в содержании текстов, насыщенных элементами звукоподражания, точно отражены певческие и интонационно-ритмические возможности ребенка на различных ступеньках возрастного развития. Незатейливые интонации песенок детского фольклора могут легко преобразовываться детьми, варьироваться, досочиняться, т.е. открывать простор детскому интонационному творчеству. Разнообразные интонационно-речевые игры, созданные на основе игровых моделей детского музыкального фольклора, способствуют развитию и формированию голосового аппарата детей и, при этом, дают возможность педагогу оставаться в пределах естественного и оптимального для детей режима, «подстраховывают» его от излишнего, не подкрепленного профессиональными знаниями усердия.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь