Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Музыкальные игры-тесты, выявляющие гармоничность межличностных взаимоотношений у детей, на констатирующем этапе эксперимента
Показатель готовность к общению. Задание № 1. «Тряпичная кукла». И.П.: дети разбиваются на пары. Задание: один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй ребенок играет с «куклой», придумывает для нее движения и управляет ею под звучащую музыку. При повторе игры дети меняются ролями. Эталон выполнения игрового задания: «кукла» полностью доверяет своему партнеру, не напрягается, не зажимается, позволяет управлять собой. Ребенок, который играет с «куклой», выполняет свою роль ответственно: старается не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу. Задание № 2. «Водитель машины» И.П.: дети разбиваются на пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер машины. Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины. Под быструю музыку машины, управляемые водителями, двигаются в произвольном направлении. При повторе игры дети меняются ролями. Эталон выполнения игрового задания: тот, кто изображает машину, не открывает глаз, проверяя, правильно ли ведет «водитель», т.е. полностью доверяется своему партнеру по игре. «Водитель» ведет свою «машину» аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий». Показатель легкость вступления в контакт. Задание № 1. «Танец с прыжками» И.П.: дети стоят по одному в произвольном порядке. Руки на поясе. Музыкальное сопровождение: танцевальная пьеса в двухчастной форме (АВ) с многократными повторениями танцевального куплета. 1 часть. Дети шагают по одному в произвольном направлении в такт музыке. К концу части находят себе партнера, встают в пару лицом друг к другу, держась за руки. 2 часть. Дети выполняют прыжки по типу «ножницы» с правой, затем с левой ноги. (Дети могут также импровизировать любые танцевальные движения в соответствии с музыкой, удобные для исполнения в парах). На следующий куплет пара разбивается и составляется новая. Эталон выполнения игрового задания: в каждом новом повторе танца дети стараются найти нового партнера, а не выбирают одних и тех же. Задание № 2. «Полька» И.П.: дети стоят в кругу парами лицом по линии танца. У детей внутреннего круга левая рука лежит на плече впереди стоящего, а правая обнимает за талию своего партнера в паре. Музыкальное сопровождение: танцевальная пьеса в трехчастной форме (АВС) с многократными повторениями танцевального куплета. 1 часть. Пары двигаются шагом в такт музыке по кругу. 2 часть. Дети внутреннего круга встают лицом в центр и хлопками отмечают музыкальные доли (педагог может задать ритмическое остинато, степень сложности которого зависит от подготовленности детей). В это время дети внешнего круга подскоками движутся по линии танца и к концу этой танцевальной части выбирают себе нового партнера. 3 часть. Вновь образовавшаяся пара поворачивается лицом друг к другу, берется за руки лодочкой и прыгает галопом вправо с притопом в конце фразы, затем то же влево. Музыка и движения 3 части повторяются два раза. Эталон выполнения игрового задания: в каждом новом повторе танца дети стараются найти нового партнера, а не выбирают одних и тех же. Показатель инициативность общения Задание № 1. «Дружба» И.П.: дети стоят по одному в кругу, повернувшись лицом к центру круга. Ведущий стоит вместе со всеми в кругу. Музыкальное сопровождение: танцевальная пьеса в спокойном темпе в двухчастной форме (АВ) с многочисленными повторами танцевального куплета. Структура части А – предложение из двух одинаковых фраз. Первая фраза части «А» – ведущий импровизирует приветственный жест или позу (взмах рукой, легкий поклон, приседание и т.д.) На вторую фразу ведущий повторяет свои движения вместе со всеми. Часть «В» - участники берутся за руки и покачиваются в такт музыке. В каждом новом повторе части «А» происходит смена ведущего – по кругу, движения в части «В» остаются неизменными. Эталон выполнения игрового задания: оказавшийся в роли ведущего без смущения и заминок выразительно импровизирует приветственное движение. Задание № 2. «Космонавты» И.П.: дети стоят с закрытыми глазами в кругу, взявшись за руки. Круг символизирует борт космического корабля, а пространство в центре круга – открытый космос. Музыкальным сопровождением может быть любое произведение связанное с образами космоса (музыка к мультфильмам или кинофильмам, эстрадные композиции, произведения современного авангарда с яркими сонорными эффектами). Задание: послушать с закрытыми глазами музыку, представляя себе космическое пространство, а затем выйти в «открытый космос» – в центр круга. Двигаться нужно, не открывая глаз. Выходя из круга, ребенок должен сомкнуть за своей спиной руки своих соседей, чтобы сохранить круг. Находясь в «открытом космосе», ребенок может кого-нибудь встретить. При этом нужно не повредить «неизвестный объект», прикоснуться к нему как можно мягче и осторожнее, постараться обойти его. Из «открытого космоса» можно вернуться на «корабль» – снова встать в круг, можно выходить несколько раз. Главное условие игры: нельзя открывать глаза. Особый смысл это условие приобретает при звучании музыки с таинственными, загадочными образами, необычными, фантастическими красками. Эталон выполнения игрового задания: многократность выхода «в открытый космос», стремление находить новые контакты и разнообразить свои движения. Показатель выразительность общения Задание № 1. Игра «Каштаны» Игра проводится в несколько этапов. 1. Педагог предлагает детям взять из мешочка два или три каштана. Дети должны внимательно рассмотреть эти каштаны и выбрать из них один, который понравится больше всего. Остальные каштаны нужно положить обратно в мешочек. Детям дается задание: придумать имя своему каштану и описать, какой он: добрый, веселый, грустный, смешной… У педагога тоже есть каштан, и он тоже рассказывает про него ребятам. Затем педагог говорит от имени своего каштана с каштанами других ребят «на каштаньем языке» - с помощью выразительных интонаций и произвольного набора слогов. Далее педагог предлагает детям «погулять» со своими каштанами (походить по залу) и в процессе прогулки «пообщаться» с каштанами соседей. Эталон выполнения игрового задания: выразительные интонации, передающие характер своего каштана. 2. Дети вместе с педагогом сидят на ковриках в кругу. Все каштаны распределены на две кучки и сложены в два перевернутых вниз дном бубна. Один бубен педагог берет себе, а другой отдает ребенку, сидящему в круге напротив него. Вдвоем они превращаются в собеседников, ведущих «диалог» с помощью мимики и разнообразных звуков, получающихся от манипулирования бубном. Например, легонько подбрасывая лежащие в нем каштаны вверх; двигая бубен в разные стороны и шелестя каштанами; постукивая пальцами руки по дну бубна, по его бокам; делая широкие и более мелкие движения руками и т.д. Закончив диалог, «собеседники» передают свои бубны соседу справа. Образуется новая пара и новый вариант «шумового диалога». Эталон выполнения игрового задания: выразительные жесты и звуковые эффекты, передающие характер вопросов и ответов, включенность в игровой диалог, понимание собеседника, соотносимость сигналов, которыми обмениваются дети. 3. Педагог делит детей на несколько небольших групп (по три-четыре человека). Каждой группе выдается рисунок, на котором герой-каштан изображен в выразительной и забавной позе. Каждая команда по очереди выходит в центр зала и демонстрирует точно скопированную позу своего героя-каштана. Затем каждая группа превращается в жителей сказочных городов: «Каштании», «Каштенбурга», «Каштенгагена», «Кашентона» и тому подобных. Педагог включает музыкальное сопровождение с веселой танцевальной мелодией и предлагает каждой команде станцевать танец-импровизацию, основывая движения танца на позе своего героя-каштана. Эталон выполнения игрового задания: импровизация танцевальных движений, исходя из предложенного образа, оригинальная двигательная интерпретация этого образа на основе характерной позы в изображении. Показатель эмпатия. Задание № 1. «Бабочка и ветерок» И.П.: дети встают в пары лицом друг к другу и распределяют роли: один из играющих – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Эталон выполнения игрового задания: «бабочка» угадывает движения «ветерка», подстраивается к пластике: не открывает глаз, не держится за руки водящего, а слегка касается его ладошек кончиками пальцев на протяжении всей игры. Задание № 2. «Зеркало» И.П.: дети встают в пары лицом друг к другу и распределяют роли: один из играющих – «зеркало», а другой – «дама» или «кавалер», собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями. Затем включается музыкальное сопровождение и детям предлагается «нарисовать» звучащую музыку. Ведущий в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а «зеркало» воспроизводит движения. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»). Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае «зеркалу» нужно наблюдать за партнером боковым зрением. Эталон выполнения игрового задания: «зеркало» предугадывает движения партнера, как и «художник», рисующий музыку, ориентируется на партнера в своих движениях. Задание № 3. «Японский сад» И.П.: дети делятся на две группы. Одна группа изображает причудливые фигуры в японском саду, другая – его посетителей. «Фигуры» должны принять замысловатую позу и стоять, пока кто-нибудь из «посетителей» не скопирует ее в точности. Тогда они поменяются ролями. Правило этой игры: строгое соблюдение тишины («японцы в своих садах любуются растениями, стараются представить себя на их месте, вжиться в их состояние. Такая работа воображения требует большой сосредоточенности и тишины»). Это правило трудно соблюдать, т.к. дети, стараясь выдумать что-нибудь необычное, часто принимают смешные позы. Войти «в образ» поможет музыкальное сопровождение: экзотически звучащая японская фольклорная музыка (например, в жанре гагаку). Эталон выполнения игрового задания: внимание к партнеров по игре друг к другу: точное копирование позы одного и контроль другого, правильно ли его поза скопирована.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы