Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Схоластика. Философские взгляды Фомы Аквинского.



 

Возникновение схоластики в узком смысле слова относится
к началу XII столетия.

Схоластику как философскую школу отличает ряд характерных черт:

1. Схоластика замыкается в границах христианской теологической ортодоксии.

2. В пределах ортодоксии высшим авторитетом признается Аристотель.

3. Большим почтением пользуются диалектика и силлогистический метод рассуждения, любовь к диспутам.

4. Проблема универсалий.

 

Недостатки схоластики:

- Безразличие к фактам науки.

- Вера во всесилие аргумента в вопросах, которые можно решить только при помощи наблюдения.

- Совершенно непомерное подчеркивание значения словесных различий и тонкостей.

Фома Аквинский (1226–1274) – величайший представитель схоластической философии.

Был сыном графа Аквинского в Неаполе. Университет в Неаполе окончил, вступил в доминиканский орден, учился в Кельне, Париже. Всю жизнь прожил в Италии.

Произведения – «Сумма против язычников», «Сумма теологии».

 

Проблема мудрости

Человек может быть мудрым в каком-либо частном занятии, вроде строительства дома, это значит, что ему известны средства
к достижению некоей частной цели. Но все частные цели подчинены цели Вселенной, и мудрость имеет дело с целью Вселенной. Что же касается цели Вселенной, то она заключается в благе разума, т.е.
в истине. Достижение мудрости в этом смысле является самым высоким, возвышенным, полезным и восхитительным из всех занятий.

Цель моя, заявляет Фома, заключается в том, чтобы возвестить истину, исповедуемую вероучением. Но здесь я прибегну к помощи естественного разума, ибо язычники не принимают авторитета священного писания. Однако естественный разум недостаточен
в том, что касается Бога; он может доказать лишь некоторые части вероучения, но отнюдь не все. Он может доказать существование Бога и бессмертие души, но не трочности, воплощения или последнего суда. Все, что может быть доказано при помощи разума находится в полном соответствии с христианским вероучением, и в откровении нет ничего противоречащего разуму.

Но важно разграничить и отделить те части вероучения, которые могут быть доказаны при помощи разума, от тех, что посредством разума доказаны быть не могут.

 

Доказательство бытия (существования) Бога

Доказательства трудны и доступны лишь ученым людям, вера же необходима людям невежественным. Для них достаточно откровения.

 

Пять доказательств существования Бога:

1. Доказательство неподвижного двигателя (по Аристотелю). Бог есть неподвижный двигатель всего, что движется.

2. Доказательство первой причины.

3. Должен существовать конечный источник всякой необходимости.

4. Мы обнаруживаем в мире различные степени совершенства, которые должны иметь свой источник в чем-то абсолютно совершенном.

5. Доказательство того, что мы обнаруживаем, как даже безжизненные вещи служат цели, которая должна быть целью, установленной неким существом вне их, ибо лишь живые существа могут иметь внутреннюю цель.

Определения Бога – негативные: природа Бога становится известной нам через отрицательные определения.

Бог вечен, ибо он недвижим. Он нетленен, ибо в нем нет никакой пассивной потенциальности. В Боге сущность и бытие тождественны друг другу. В Боге нет никакой акциденции. Он находится вне всякого рода, его нельзя определить. Однако бог заключает в себе совершенство всякого рода. Вещи в некоторых отношения подобны богу, в других – нет.

Бог является благом и своим собственным благом. Он – благо всякого блага. Он – интеллектуальный, и его акт интеллекта – его сущность. Он познает при помощи своей сущности и познает себя совершеннейшим образом.

Бог познает все вещи в одно и то же мгновение. Его познание – Бог есть сама истина.

Может ли бог познавать единичные вещи или его познанию доступны лишь универсалии и всеобщие истины? Богу доступно
в познании все.

В Боге заключена воля, его воля – его сущность, а ее главный объект – божественная сущность. Желая самого себя, Бог хочет также и других вещей, ибо Бог – это конец всех вещей. Он хочет даже еще не существующих вещей. Он хочет свое собственное существо и благо.

В Боге воля свободна, его волевому акту может быть приписано разумное основание, а не причина.

В Боге заключены восторг, радость, любовь, Богу неведомо чувство ведомости. Он обладает созерцательной и активной добродетелями. Он счастлив и есть свое собственное счастье.

 

Творение мира

Бог сотворил мир из ничего. Бог не может быть телом и изменить самого себя, он не может терпеть неудач, он не может уставать, забывать, раскаиваться, гневаться или печалиться, он не может лишить человека души или сделать сумму углов треугольника равной не двум прямым углам. Он не в состоянии уничтожить прошлое, впасть в грех, сотворить другого бога или уничтожить самого себя.

 

Проблема человеческой души

Все разумные субстанции нематериальны и нетленны. Ангелы бестелесны, в людях же душа существует вместе с телом. Она есть форма тела. В человеке душа только одна. Вся душа наличествует целиком в каждой частице тела. Души животных, в отличие от душ людей, не обладают бессмертием.

Разум является частью души каждого человека. Душа не передается наследственно семенем, а творится заново в каждом человеке.

Проблема универсалий

Универсалии не существуют вне души, но разум, познавая универсалии, познает и вещи, находящиеся вне души.

 

Этика

Зло непреднамеренно, оно не существенно, а имеет случайную причину, заключающуюся в добре. Все вещи имеют тенденцию уподобляться Богу, который есть конец всех вещей. Человеческое счастье не может состоять в плотских наслаждениях, почестях, славе, богатстве, мирской власти или благах тела, оно не носит чувственного характера.

Наивысшее счастье для человека не может заключаться
в деяниях, основанных на нравственной добродетели, ибо последние служат только средствами; наивысшее счастье – в познании Бога. В настоящей жизни нам не дано узреть Бога (ни через веру, ни через научное познание) и его сущности или достигнуть наивысшего счастья, но в грядущем мире мы узрим его лицом к лицу.

Божественный закон направляет нас возлюбить Бога, а также – нашего ближнего.

Божественный закон запрещает блуд, ибо отец должен быть рядом с матерью, пока воспитываются дети.

Узы брака должны быть нерасторжимы. Брак должен быть основан на моногамии.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Средневековье, религия, теоцентризм, апологетика, патристика, схоластика, Бог, трансцендент, дух, душа, грех, вера, спасение, христианство.

ЛИТЕРАТУРА

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой культуры. Тбилиси, 1981.

Клопстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М.. 1988.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Философия средневековья. Хрестоматия. Кн. 1. СПб., 1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.


Каковы основные направления
философии средневековья?

 

 

 

· Средневековая философия – философия объективного
идеализма.

 

· Главный предмет дискуссии номинализма и реализма –
природа универсалий (общих понятий).

 


Каковы основные черты

Средневековой философии?

 

 

 


ГЛАВА ХX
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(ХIV-ХVI ВВ.)

 

Что такое идея антропоцентризма в философии
эпохи Возрождения Западной Европы?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь