Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоретические дискуссии по вопросам глобализации



Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств. Реалисты, признавая наличие существенных изменений в современном мире, рассматривают глобализацию, скорее, как процесс эволюционного развития мира, а не как качественный скачок в его преобразовании. Неореалисты считали, что это процесс инновационного развития цивилизации. Идеалисты – качественно новый этап мирового развития. Неомарксисты думали, что глобализация – это заключительная стадия капитализма. Информационно-технократический подход – как объективный процесс формирования единого информационного пространства на основе it-технологий. Идеологический подход – как власть ТНК и господство мировых хозяйственных структур типа МВФ, ВБ, ВТО.

1) космополиты/глобалисты- стирание национальных границ и различий – нет чужих стран- все свои. Глобалисты обращают внимание на культуру человека и его интересы (права) в отличие от антиглобалистов. 2) антиглобалисты-национальная идентичность, упор на самодостаточность на защиту своей экономики. Пример: ЕС-национальные экономики слились=> выросла эффективность, но выросла безработица и рост социальных издержек. Антиглобалисты-националисты делают акцент на национальном суверенитете. Каждое государство должно сохранять свою независимость. Для человечества объединение всех государств будет регрессом, а не прогрессом.

Маклюэн - глобальная деревня. Маклюэн описывает, как земной шар «сжался» до размеров деревни в результате электронных средств связи, стала возможна мгновенная передача информации с любого континента в любую точку мира. Сегодня термин «глобальная деревня» главным образом используется как метафора, описывая Интернет и Всемирную паутину. В Интернете физическое расстояние между собеседниками не играет существенной роли для общения, стираются не только пространство и время, но происходит сближение культур, мировоззрений, традиций и ценностей. Из-за усовершенствованной скорости онлайн обмена информацией у людей появилась возможность читать, распространять и реагировать на ситуацию в мире гораздо с большей скоростью. Маклюэн полагает, что этот процесс вынуждает людей быть вовлеченными в дела друг друга, будто это были наши собственные. Вступая в коммуникацию друг с другом посредством электронных средств связи, люди рассуждают и поступают таким образом, как если бы они находились совсем рядом, жили бы в «одной деревне». Они вольно или невольно все основательнее вторгаются в жизнь друг друга, рассуждая обо всем увиденном и услышанном. Это форма коммуникации формирует новую социологическую структуру в пределах существующего контекста культуры.

Левитт - " глобализация рынков". Новая коммерческая реальность, заключается в возникновении глобальных рынков для стандартизации потребительских товаров с такими количественными показателями, которые ранее нельзя было представить. Характеризует процесс слияния рынков отдельных продуктов, производимых транснациональными корпорациями.

XX в. породил специфический феномен, названный испанским философом X. Ортегой-и-Гассегом «Восстание масс», суть которого состоит в том, что на смену относительно упорядоченной жизни общества приходит его массовизация. В таком массовом обществе большинство населения принимает стандарты, пристрастия и стереотипы, навязанные средствами массовой информации, в результате чего на историческую арену выходит «человек-масса», который чувствует себя «таким же как все» и не стремится к самосовершенству. Мир представляется ему широким полем деятельности для приложения своей энергии и предприимчивости.

Именно на волнах манипуляции массовым сознанием, утрате людьми ценностей традиционного характера, отрыве от исторических корней наиболее доверчивые, беспринципные люди могут встать на путь экстремизма и терроризма.

Поэтому своеобразным негативным ответом на глобализацию становится рост террористической деятельности. В начале XXI в. терроризм начал также приобретать глобальные черты: становится международным по характеру; имеет обширную финансовую базу; использует новейшие технологии; расширяет масштабы деятельности.

Мировая общественность ведет борьбу с международным терроризмом. Ужесточаются законы, проводятся силовые акции, однако это пока не привело к ликвидации террористических организаций.

Архуна Аппадураи представил процесс глобализации в виде пяти «мировых культурных потоков» или «пространств» - СМИ, этнофактора, технофактора, финансового фактора, идеологического фактора. Важно отметить, что каждый из них имеет результатом ослабление связей гражданина со своим государством.

Медиапространство - резкое возрастание возможностей человечества в плане сбора, обработки, хранения и передачи информации; усиление воздействия информационных технологий на все сферы человеческой деятельности; распространение потоков и «ландшафтов» электронных образов, являющихся строительными блоками стереотипов поведения, потребления и развлечения; формирование «общности транснациональных представлений и чувств» (world culture) на основе совершенствования компьютерной техники, развития электронных СМИ, информационных технологий, включая Интернет-технологии.

Этнопространство - повышение мобильности этнофактора и выплеск миграционных потоков на глобальный уровень; это туристы, иммигранты, беженцы, эмигранты, иностранные рабочие и другие подвижные люди или группы людей. За период с 1950 по 1998 год Западная Европа приняла более 20 млн. иммигрантов, а США, Канада и страны Латинской Америки - 34 млн. Технопространство - интенсивное перемещение передовых и устаревших, информационных и механических технологий через государственные границы. Финансовое пространство - усиление экономических обменов (деятельность ТНК, разбухание инвестиций, проводка громадных денежных сумм через валютные рынки, заключение транснациональных спекулятивных сделок, осуществление прав собственности за пределами «своего» государства; опережение финансовой экономикой реальной экономики: масса прямых зарубежных инвестиций растет в три раза быстрее, чем мировая торговля, объем сделок на валютных и финансовых рынках примерно в пятьдесят раз превышает объем международной торговли и т.д.. Идеологическое пространство - создание идеологий и контр идеологий, рождающихся из встречи западных ценностей эпохи Просвещения и «периферийных» культур, возрождение чувства этнической идентичности, религиозного фундаментализма, рост национализма, усиление роли «панидеологических» потоков, столкновения на почве религий, идеологий, языка, культур, ценностей; распространение в мировом масштабе западных (прежде всего - американских) стандартов поведения, образа жизни, потребления, досуга; формирование идеологии «глобализма», стремящейся обосновать неизбежность происходящих изменений, их позитивный характер, а также обеспечить согласие общественного мнения и активное участие самых широких социальных и политических сил в формировании нового мирового порядка под руководством Запада и при лидирующей роли США

Говоря о глобальном взаимодействии в широком смысле, Джозеф Най и Роберт Кохэн отмечают его проявления в движении информации, денег, предметов, людей и других материальных и нематериальных объектов через государственные границы.

При этом они выделяют четыре основных типа глобального взаимодействия: 1) сообщения, движения информации, включая передачу верований, идей и доктрин; 2) транспорт, передвижение материальных объектов, включая вооружение, частную собственность и товары; 3) финансы, передвижение денег и кредитов; 4) путешествия, передвижение людей.

Также оправдано выделение криминального типа глобального взаимодействия (криминального пространства), проявляющегося в интенсификации нелегальных транснациональных потоков, интернациональном характере организованной преступности (международный терроризм, всякого рода незаконная торговля, незаконная миграция, контрабанда наркотиков и оружия, радиоактивных и токсичных отходов и т.д.).

Выше говорилось о растущей проницаемости межгосударственных границ вследствие принципиально иного информационного и технологического уровня развития мира. Хотя вопрос о «прозрачности» границ остается дискуссионным, Питер Катценштейн, Роберт Кохэн, Стивен Краснер полагают, что суть глобализации являет собой процесс повышения уровней трансграничных передвижений или нарастающей транспарентности границ

Глобализация- трех ее измерения, которые выделяет французский исследователь Б. Бади (В. Badie): постоянно идущий исторический процесс; гомогенизация и универсализация мира; «размывание» национальных границ.

Если взять первое из названных измерений, можно заметить, что в истории развития человечества действительно наблюдается тенденция все большего расширения пространства, на котором происходит интенсивное взаимодействие: от отдельных деревень, городов, княжеств к государствам, регионам и, наконец, через эпоху Великих географических открытий к миру в целом.

Тем не менее процесс глобализации сложный и неоднозначный. В историческом развитии он шел нелинейно и вовсе не предполагал присоединения новых периферийных территорий к некоему неизменному центру. Так, Дж. Модельски (С. Modelski) на примере развития городов Древнего мира показывает «пульсирующий» характер этого процесса. Он выделяет две фазы, каждая протяженностью в тысячелетие: централизации, когда формируются центральные зоны мировой системы, и децентрализации, если периферия становится главенствующей. В результате происходит смена мест в системе «центр—периферия». В принципе близкие к идее «пульсации» представления содержатся и в работе Пола Кеннеди (P. Kennedy), когда он говорит о расцвете и закате великих держав.

Если экстраполировать результаты Дж. Модельски на дальнейшее историческое развитие, то можно предположить, что подобная «пульсация» проходит не только по территориальному основанию, но, что особенно важно, и по тому, на основе какого содержательного аспекта формируются центр и периферия. В истории таким содержательным основанием были, в частности, религия, идеология, экономическое развитие. Значительно более спорным является второе измерение процесса глобализации, которое выделяет Б. Бади: универсализация и гомогенизация мира в крайнем своем виде. В рамках этого подхода строились различные предположения относительно создания глобальной деревни (англ.: global village) — универсальной общности всех живущих на Земле людей или всемирного правительства (англ.: global government), которое регулировало бы весь комплекс взаимоотношений между странами и народами. Иными словами, предполагалось формирование некой всемирной конфедерации-объединяющих всех людей во взаимосвязанное и взаимозависимое сообщество.

Универсализация и гомогенизация мира рассматриваются порой и как его вестернизация. В этом случае имеется в виду, что все большее распространение получают характерные для западной цивилизации ценности и нормы поведения. Действительно, многие типы поведения, производства, потребления, возникшие на Западе, потом становятся привычными для других стран и культур. Более того, в этих странах они нередко воспринимаются как присущие именно им. В связи с этим забавный пример приводит ведущий обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Томас Фридман (Th. Friedman) в книге «Лексус и оливковое дерево» (The Lexus and the Olive Tree). Маленькая японская девочка, впервые попав в США, воскликнула: «Мама, смотри, у них тоже есть McDonald ’sk.

Французский исследователь Тьерри де Монбре-аль (77г. de Montbrial) считает, что, говоря о глобализации, мы вовсе «не подразумеваем унификацию и стандартизацию. Ведь и конструкторы автомобиля не стремятся создать универсальную “мировую” машину, способную удовлетворять всем вкусам. Это нереально. К примеру, продукция одной и той же французской фирмы Danone рассчитана на вкусы парижан, в Санкт-Петербурге — на петербуржцев, а в Шанхае — на китайцев... Различия во вкусах, как и в менталитете, никогда никуда не исчезнут». Другое дело, что модификации модели автомобилей или, скажем, йогурта, ориентированные на разных потребителей, «собираются» из набора единых структурных компонентов.

Прозрачность межгосударственных границ сделала мир взаимозависимым. Именно по этой причине некоторые ученые, особенно работающие в рамках неолиберализма, связывают глобализацию со взаимозависимостью, когда, по определению Дж. Ная (J. Nye), участники или события в различных частях системы воздействуют друг на друга. Близкое понимание содержится в работах Э. Гидденса (A. Giddens), который говорит об интенсификации социальных отношений, связывающих удаленные друг от друга точки так, что происходящее водном месте обусловливается событиями совсем в другой части и наоборот. Отечественный исследователь К. С. Гаджиев считает, что происходит «расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой стороны, действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия». Сходной точки зрения придерживается Г. Г. Дилигенский, отмечая, что «именно взаимозависимость различных обществ, ее возрастание, а вовсе не нивелировка мира на всех “этажах” общественной действительности образуют суть глобализации».

Т. Фридман (77г. Friedman) отмечает, что глобальная международная система в целом формирует как внутреннюю политику, так и международные отношения, охватывая рынки. национальные государства, технологии в тех масштабах, которых не было никогда ранее. В то же время глобализация не отрицает существования национальных государств. Тот же Э. Гидденс (A. Giddens) подчеркивает, что одним из выделяемых им измерений глобализации является система национальных государств.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1373; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь