Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часовня и крипта Колонии Гуэля Санта Колома де Сервелло



1898-1916 гг. Она стала самым любимым проектом Гауди, своего рода лабораторией, где он опробовал некоторые технические приемы, позднее примененные при строительстве Собора Святого Семейства.

Архитектор поставил себе задачу вписать сооружение в окружающую природу, и в этой работе такая идея стала единственным композиционным элементом. Первый камень был торжественно заложен лишь в 1908 г. Работы продвигались чрезвычайно медленно, а в 1917 г. вообще прервались. В 1918 г. скончался Эусебио Гуэль, и на этом работы над церковью были закончены, поскольку наследники не слишком жаждали завершить это строительство. К тому периоду была закончена кровля крипты и установлены каменные двери стоящей над ней церкви.

Концепция строительства этой церкви подчинялась законам, неведомым архитекторам того времени. Гауди не ограничивался чертежами и набросками, он применил абсолютно новаторский метод проектирования. Сначала он наметил идеальную форму церкви - небольшую в плане, с остроконечными башнями, и по этому эскизу разработал простую, но удивительно хитроумную методику. Он рассчитал нагрузку, которую должны нести арки и колонны, и заготовил мешочки с дробью весом в 10 тысяч раз меньше вычисленной нагрузки. Эти мешочки были подвешены на бечевках, повторяющим форму арок в масштабе 1: 10. Используя геометрические характеристики этого типа кривых, он добился формы, называемой катенарной. Затем он сфотографировал макет и на перевернутой фотографии получил отвечающую всем требованиям и функциональную форму арок. Иными словами, сконструировал арку, повторящую кривую силы давления.

Крипта во всей полноте отражает богатство художественных идей Гауди. Предваряет вход в церковь портик с параболическими сводами, под портиком - свод в форме грота. Окна имеют форму гиперболоида. Во внутреннем пространстве кирпичные колонны круглого сечения чередуются с наклонными каменными колоннами, они грубо обтесаны и производят сильноевпечатление. Гауди объяснял, что в книге «Исход» Господь сказал Моисею: «Если будешь делать мне алтарь из камня, не обтесывай его теслом, ибо металл оскверняет камень». Поэтому куски базальта для наклонных колонн обрабатывали деревянными киянками. Кровлю соединяет ряд кирпичных нервюр, на которые опирается опорная плита верхнего настила. Крипта Колонии Гуэль больше похожа на скульптуру, чем на произведение архитектуры, и, может быть, даже не просто на скульптуру, а на живое существо - ее мышцы напряжены в усилии удержать собственные вес и энергию.

Дом Фигерас (Бельесгуард)

1900-1902 гг. Вдове Жауме Фигераса принадлежал участок земли в нагорной части квартала Сан Жервасио в Барселоне, на котором сохранились руины так называемого королевского дворца Бельесгуард. Это был загородный дом, в котором в 1410 г. поселился король Мартин I Арагонский, здесь он вступил в свой второй брак,, богослужение при бракосочетании отправлял антипапа Бенедикт XIII. Учитывая историю дворца, Гауди решил проект здания в стиле, навеянном поздней каталонской готикой.

Здание, состоящее из нескольких этажей и чердака, построено из кирпича и с внешней стороны отделано местным сланцем, так что оно прекрасно вписывается в окружающий его пейзаж. В плане здание квадратное, и диагонали размечают стороны света. В левом углу главного фасада возвышается 35-метровая башня, завершенная усеченной пирамидой, в верхней части которой можно разглядеть полосатый каталонский флаг спиралевидной формы, корону и крестоцвет.

Корона голубого цвета, знамя красно-золотое и крест белый. Эта цветовая отделка достигается очень простым способом: башня облицована осколками стекла, покрытыми краской с одной стороны и уложенными этой стороной на известковый строительный раствор.

Внутри здание оштукатурено, здесь все белого цвета - закругленные арки, несущие стены и комнатные перегородки. В нижнем этаже ряд реберных арок из кирпича шириной 10 см, которые отходят от центральной конструкции и заканчиваются на стенах фасада. Чердак образован сводом монастырской горизонтальной кладки. Вдоль стены здания к чердаку ведет обход с несколькими лестницами, а по всему периметру крепостную стену венчают зубцы.

Гауди работал над строительством Бельесгуарда в период 1900-1909 гг., однако само здание, его фасад и скамьи в саду были закончены позднее под руководством одного из помощников Гауди архитектора Доминго Суграньеса Граса.

Парк Гуэля

1900-1914 гг. В 1899 г. Эусебио Гуэль купил земельный участок в квартале Салуд городка Грасиа. Гуэль выбрал этот участок из соображений топографического сходства с древнегреческим городом Дельфы, где устраивались состязания поэтов в честь бога Аполлона. У подножия горы Парнас стоял храм Аполлона, где под омфалосом светоносный бог закопал злобного дракона Пифона, превратив его в стража подземных вод. Эти воды выходили на поверхность в виде термальных источников, в которых черпали вдохновение сивиллы-прорицательницы. Гуэль хотел соединить эту символику эллинистической культуры с религиозным христианским чувством и национальным духом Каталонии.

В парке Гуэль об эллинизме напоминают гипостильный зал с колоннами дорического ордера (единственный случай, когда Гауди использовал классический вариант), дракон Пифон, извергающий воду, поступающую из цистерны под храмом, треножник, откуда сивиллы вещали свои прорицания, и источник с железистой водой. «Зал ста колонн» на самом деле содержит 86 дорических колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замка́ ми с причудливой керамической облицовкой. Под главной эспланадой находится скрытая система ливневой канализации, использовавшейся для водоснабжения парка: вода попадала в специальную цистерну по трубам, помещённым внутри колонн.

Христианство представлено Голгофой, часовней дома Гуэль, четками в виде каменных шаров по обеим сторонам дорожек и крестами на павильонах у входа. В средней части лестницы выложена керамическая мозаика с четырьмя полосами знамени Арагона, подтверждающими родство христианской Каталонии с классической культурой Греции, ставшей вдохновительницей Возрождения.

От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. «Гнёзда» выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним, а внутреннее пространство каменной галереи, организованное при помощи наклона колонн и опорных стен создаёт зачаровывающую игру перспективы. Заслуживает особого внимания вьющаяся змеей скамья вокруг площади.

Усадьба Миральяс

1901-1902 гг. Во время строительства дома Кальвета, Гауди берётся ещё за один заказ по личной просьбе своего приятеля, фабриканта Миральеса. Работа, по сравнению с домом Кальвета, была пустяковая – построить ворота с оградой для особняка. Однако Антонио Гауди подошёл к заказу основательно и вложил в работу всю свою душу. Первые работы над воротами начались в 1901 г. Гауди понадобился лишь год для воплощения своей задумки, и уже в 1902 г. ворота с ограждением были готовы. Если дом Кальвета был выполнен в довольно строгом стиле, то работая над воротами Гауди попытался как можно дальше отойти от традиционных стилей. Именно в этом проекте архитектор применяет ряд новых форм, которые в последующем будут с блеском использованы в более крупных сооружениях (Дом Мила и Дом Бальо).

Уделяя большое количество времени проработке образа, Гауди не забывал и о функциональности сооружения. Так появился широкий фигурный столб с углублением овальной формы под герб и дверь из железных прутьев. Многочисленные витиеватые образы Гауди решил смягчить двускатным каменным навесом строгой формы, который размещает над въездным проемом. Подобное решение архитектора сделало сооружение более традиционным и менее фантастичным.

Ограждение Гауди решил сделать несколько проще, но в целом ворота и ограждения являются одним целым. Волнистый декор верхней части ограды напоминает змею плывущую по волнам, то есть общая “морская” тематика конструкции выдержана до конца.

Дом Бальо

Дом Бальо́ (также известен как «Дом Костей») — жилой дом, построенный в 1877 г. для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса и перестроенный Антони Гауди в 1904-1906 гг. Владелец дома собирался снести здание и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе.

Дом проектировался в условиях, ограниченных сплошной фасадной застройкой этой стороны улицы и зажат между соседними домами. Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, Гауди спроектировал два новых фасада. Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания. Идея придания световому двору особого значения, впервые реализованная в доме Бальо, была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила.

Эта реконструкция стала началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные решения Гауди будут диктоваться исключительно его собственным пластическим видением без оглядки на известные архитектурные стили.

Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Существует множество толкований символики главного фасада, но наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона — излюбленного персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.

Как и в других произведениях Гауди, в доме Бальо тщательно продуманы мельчайшие детали конструкций и декорации. Интересно оформление светового двора, где архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения, Гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего, интенсифицируя его по мере продвижения снизу вверх и завершая настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб. Той же цели служит и изменение размеров выходящих в патио окон (они постепенно уменьшаются с высотой). Элегантная и функциональная мансарда дома организована при помощи параболических арок, применяемых Гауди и при реализации других проектов.

Проект гостиницы «Attraction» в Нью-Йорке

В 1908 г. один из американских бизнесменов, восторженный почитатель стиля архитектора, предложил ему выстроить огромный отель в Нью-Йорке. Предварительный проект, представленный в нескольких характерных для манеры Гауди рисунках, остался без реализации, но выглядел чрезвычайно интересным как свидетельство творческого мышления архитектора в период, когда он с головой ушел в работу над собором Саграда Фамилиа. Если бы отель был построен, он предстал бы своего рода " гостиничным храмом" высотой в 300 м. Согласно проекту, центром комплекса должна была стать огромная веретенообразная башня в форме заостренной параболической арки; вокруг нее группировались еще несколько вытянутых купольных строений. Все вместе обещало быть грандиозным по масштабу символом веры американцев в прогресс цивилизации. Но до строительства дело так никогда и не дошло. В 1910 г. тяжелейшая мальтийская лихорадка приковала шестидесятилетнего Гауди к постели. Мнительный старик решил, что настал его конец. Он пишет своё первое завещание и даёт обет, - если Бог продлит его дни, то он посвятит себя целиком своему собору.

Дом Мила

1906-1910 гг. Дом Мила́ (в народе прозван «Ла Педрера» - «Каменоломня») — доходный дом, построенный для семьи Мила. Каса-Мила стало последней светской работой Гауди, прежде чем он полностью посвятил себя работе над собором Саграда-Фамилия.

Этот расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный дом напоминает огромную скалу, его оконные и дверные проемы похожи на гроты, а металлические детали балконных ограждений – на причудливые вьющиеся растения.

Здание представляет собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих стен. Проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, в полуподвале имеется подземный гараж (первоначально складские помещения и каретные гаражи). Предусмотренные проектом лифты не были установлены в ходе строительства и появились намного позднее. Весь бельэтаж занимала квартира Мила с отдельной лестницей, идущей из внутреннего дворика со стороны улицы Провенса. Еще четыре этажа были отданы под сдававшиеся в аренду квартиры - по две квартиры на этаж, в эту часть дома поднимались на лифте, установленном в угловом подъезде, или по черной лестнице из этого внутреннего дворика. На чердаке с катенарными арочными сводами размещались прачечная и кладовки, а на крыше с восемью выходами на лестницу - воздуховоды и дымоходы.

Три внутренних дворика — один круглый и два эллиптических — являются характерными элементами оформления, к которым архитектор постоянно обращался, чтобы наполнить помещения в своих зданиях достаточным количеством света и свежего воздуха. Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в новинку. Все хозяйские комнаты выходят на улицу либо во внутренний двор квартала, окна хозяйственных помещений и комнат прислуги выходят в три внутренних дворика.

Фасады выложены камнем, нарезанным большими плитами. Эти плиты соединены железными брусьями и балками, которые, опираясь на колонны из кирпича, камня и литейного чугуна, удерживают всю структуру здания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь