Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Приходская школа при соборе Святого Семейства
1909-1910 гг. Сооружение этой школы связано с необходимостью обеспечить обучение детей рабочих, строивших Sagrada Familia. Как и требовалось, Гауди создал здание простое и гениальное. Здание школы, возведенное быстро и дешево из кирпича и черепицы, стало известным в основном благодаря тому, что в конце 20-х годов Ле Корбюзье провозгласил его вехой на пути архитектуры двадцатого столетия. Красота конструкции обуславливалась очень простым приемом. Вдоль центральной оси вытянутого прямоугольника (форма здания школы) была помещена горизонтальная Н-образная балка, опиравшаяся на три колонны, которые делили пополам все здание. От балки вверх и вниз по всей длине под определенным углом отходили прямые деревянные брусья, расходясь веером, как развернутая колода карт. Если один ряд достигал низшей точки у северного фасада, то верхняя точка находилась на противоположной стороне, в результате чего получалась волнообразная крыша с превосходным отводом воды.
Российская Империя Лев Николаевич Кекушев – российский архитектор. Особняк О.А.Листа 1898-1899 гг. Асимметричная объёмно-пространственная композиция особняка основана на сочетании взаимно пересекающихся разновеликих кубических элементов, которые в плане и объёмах повторяют бо́ льшую часть его основных помещений. Плоскости фасадов прерывает угловая лоджия. Затенённый проём лоджии придаёт композиции дополнительный контраст. Сильно вынесенный металлический карниз и высокий прямоугольный рельефный аттик над лоджией придают особняку вид сооружения с плоской кровлей. Уличный и боковой фасады особняка облицованы небольшим прямоугольным кирпичом палево-жёлтого оттенка, который контрастирует с крупными элементами декора из светло-серого тарусского «мрамора» и относительно небольшими включениями оштукатуренных поверхностей — рустованным цоколем и раскрепованными обрамлениями ниш, оконных и дверного проёмов. Выразительность композиции придают крупные окна различных форм. Детали декоративного убранства здания выполнены из ценных строительных материалов и отличаются тонкостью и высочайшим качеством исполнения. Особняк Кекушевой на Остоженке 1900-1903 гг. Дом, похожий на средневековый замок. Здесь ярко выражены характерные элементы модерна: асимметрия, нестандартные контуры проемов, растительные мотивы в декоре. Планировка дома свободная, асимметричная, отражает структуру интерьера. Разные по высоте объёмы создают контрастную композицию, центром которой является гранёная башенка. Над уличным фасадом возвышалась фигура льва, которая являлась своего рода подписью автора и символизировала его имя. Каждый фасад представляет собой законченную композицию благодаря крупным штукатурным деталям, которые объединены в группы и выделяются на фоне красных кирпичных стен. Центральным элементом внутренней планировки является лестница, вокруг которой располагаются комнаты.
Фёдор Осипович Шехтель – российский архитектор. Особняк С.П.Рябушинского 1900 г.. Объём основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Фасад здания оформлен в светлой палитре, отделка выполнена керамическими плитками и майоликой с растительным орнаментом в виде переплетающихся орхидей. Перила парадной лестницы напоминают нарастающую волну, украшением служит также светильник с витражным абажуром и витражное окно. Образцом модерна является и кованая ограда, окружающая здание. Особняк А.И.Дерожинской 1901-1902 гг. Акцент делается на игру объемов и форм. Все объемные элементы сосредоточены вокруг центральной оси. Центральное главное окно вытянулось на высоту всего здания до карниза и представляет собой подобие триумфальной арки, а аттик дополнен двумя цилиндрами из бетона – символами " века машин".
Модерн закончился с началом Первой Мировой войны в 1914 г. Крах всех положительных основ старого мира и всех надежд означал и конец этого стиля – последней попытки спасти мир с помощью красоты. Недолговечность этого архитектурного стиля объясняется также стремительным развитием, характерным для начала 20-го века. В условиях растущей потребности в жилье архитектурные излишества модерна были не нужны и только мешали.
СЕВЕРНЫЙ МОДЕРН И РЕТРОСПЕКТИВИЗМ
Архитекторы позднего модерна стали создавать рациональные и функциональные сооружения, иногда обращаясь за формами к элементам классической архитектуры. Создаются композиции в духе историзма и эклектики, стилизаций в русле национально-романтического движения. В своем романтическом порыве архитекторы обращаются за вдохновением и формами к своему национальному прошлому, черпая оттуда не столько конкретные архитектурные формы и детали, как это было в историзме, а пытаясь воспроизвести дух народной или древней архитектуры, создавая яркие образы на основе ассоциаций с архитектурными традициями. Северный модерн – обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в контексте стиля модерн в странах Балтийского региона. Его появлению в России способствовали усилившиеся в начале XX в. культурные и экономические связи с Финляндией и Швецией — странами, где национальный романтизм — главное течение в искусстве, а также возросший интерес к русскому народному искусству, фольклору, деревянному и каменному зодчеству русского Севера. Характерные черты «северного модерна»: 1) с большим искусством подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь часто облицован финским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тёсаным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. 2) в элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. 3) часто используется майолика, цветная керамическая плитка. 4) формы зданий массивны, свободны от мелкого декора. 5) контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками превращают фасады в полном смысле слова в сложную холодную структуру, напоминающую и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения. В последующие годы «северный модерн» в России подвергался резкой критике, порой шовинистического характера. Оскорбительно именованный «чухонский модерн», он был противопоставлен неоклассике как подлинно национальному (имперскому) стилю. Особняк Фолленвейдера 1904-1905 гг., арх. Р.Мельцер. Наклонный цоколь облицован гранитными блоками. Имеется открытая терраса. Прямоугольная башня объединена заподлицо с тамбуром, стыки фасадов скрыты гранёными выступами, мощные кронштейны дают плавный переход от стен к выступающим объёмам. Окна разнообразны по очертаниям — их более десяти типов. Доходный дом Т. Н. Путиловой 1906-1907 гг., арх. И.Претро. Дом представляет собой огромный монолитный блок с двором-колодцем внутри. Характеризуется эффектным силуэтом, выразительной пластикой фасада, разнообразными по формам и размерам окнами, фактурной штукатуркой. Лицевой фасад дома облицован в нижней части гранитным камнем. Посередине фасада находится стрельчатый портал, украшенный характерными для северного модерна скульптурами сов. Юго-западный угол дома был увенчан черепичным шатром. Дом Ф. Г. Бажанова 1907-1909 гг., арх. Ф.П.Алёшин. Весь фасад был покрыт одинаковой облицовкой с каменным фризом с растительным орнаментом и профилированной тягой под окнами второго этажа. Кровля была сделана из оцинкованного железа, положенного на деревянную обрешетку. Для лицевого ската кровли главного корпуса использовалась металлизированная черепица. Лицевой фасад главного корпуса облицован одинаковыми гранитными плитами светло-красного гангутского гранита. Из него же гранита исполнялись детали орнамента. Доходный дом М. П. Толстого 1910-1912 гг., арх. Ф.Лидваль. В отделке дома видны элементы, характерные именно для творчества Ф. И. Лидваля: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений. При постройке сразу была предусмотрена прачечная, водопровод, лифты. Этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка. В сложную планировку здания включена последовательность трёх соединённых арками проходных дворов. Из-за неправильной конфигурации участка продольная ось дворов имеет излом, поэтому аркады не образуют сквозной перспективы. Эти три парадных двора дома декорированы так же тщательно, как и фасады (по сторонам от дома имеются менее декорированные дворы, куда выходят «чёрные ходы» из квартир). В отделке фасадов использовались тёсаный известняк, кирпич и штукатурка. Ретроспективизм (национальный романтизм) – ответвление модерна, направление в архитектуре, обращающееся к использованию исторических стилей. Основным методом ретроспективизма является стилизация, предполагающая свободное обращение с избранным стилем. Отличается от стилизаторства XIX века тем, что архитекторы не стремились к копированию и точному воспроизведению деталей прошлого, подчас опираясь на достижения модерна.В разных странах возникали разные школы, обращенные к различным архитектурным периодам, в связи с этим точного толкования термина «ретроспективизм» не существует. Ретроспективисты использовали новые технические достижения XX в., искусно облекая современные в функциональном отношении здания в исторические формы. Романтики-ретроспективисты использовали местные материалы и традиции, стремились вписать здание в историческое окружение.
Западная Европа Вестминстерский собор в Лондоне 1895 г., арх. Джон Бентли. Собор строился в «византийском стиле», по образцу церквей в Константинополе и Равенне, украшался цветными мраморами и мозаиками. Столь необычное сооружение относят к течению «византийского возрождения» конца XIX - начала XX вв. Однако особенности трактовки форм, нюансы силуэта и внутренний декор демонстрируют новые - черты, отсутствовавшие в стилизациях середины XIX в. Об утопичности возрождения старых форм напоминает незавершенность собора. В интерьере мозаики покрывают только нижнюю часть стен, своды остались необлицованными и зияют неприятной чернотой. Хендрик Берлаге – голландский архитектор. Биржа в Амстердаме 1898-1903 гг. Архитектура навеяна средневековьем, но в интерьере используются открытые металлические фермы, которые вписались в старый интерьер, внеся черты современности. Здесь видно освобождение от романских и готических форм предшествующего времени и стремление к современной рациональной архитектуре. Пластика фасадов строится на сочетании глади стен и разной величины оконных проемов. Центром композиции здания является угловая башня. Сквозной арочный проем в завершении башни придает ей легкость. Декор в решении фасадов сведен к минимуму.
Рагнар Эстберг – шведский архитектор, представитель национально-романтического направления, также в своих произведениях использовал наследие шведского барокко и классицизма. Ратуша в Стокгольме 1911-1923 гг. Ратуша возникла под влиянием романтических настроений, но она не воспроизводит конкретные образы. Здание расположено на берегу озера. В силуэте доминирует угловая башня высотой 70 м. Здание обладает красивым силуэтом, медными кровлями, красными кирпичными стенами. Автор удачно соединил в одном здании несколько различных стилей: готику, романский, византийский и ренессанс. Облик сооружения напоминает средневековую крепость. Здесь налицо романтическая мифологизация истории. Помещения ратуши группируются вокруг двух внутренних дворов: открытого и крытого. Главным помещением является Золотой зал для торжественных приемов. Здание имеет свободную асимметричную композицию, оно удачно вписано в живописный ансамбль Стокгольма. Для жителей Стокгольма облик здания связан с их историей и преданиями.
Гуннар Асплунд – шведский архитектор. Городская публичная библиотека в Стокгольме 1920-1928 гг., арх. Г. Асплунд. Строгое симметричное здание с расположенным по оси симметрии цилиндром, поднимающимся над кубическим объемом, отличается простотой и восходит одновременно и к неоклассицизму, и к интернациональному стилю 1920-х годов. Внутри квадратного каре размещен круглый зал книгохранилища и выдачи книг. На лаконичной плоскости стены активно подчеркнут вход. Объем цилиндра дополнен вертикальными прорезями окон.
Элиель Сааринен – финский архитектор, в своем творчестве соединял элементы средневековой архитектуры Скандинавии с континентальным модерном. Вокзал в Хельсинки 1907-1914 гг., арх. Э.Сааринен. П-образный в плане блок зданий раскрыт в сторону тупиковых путей. Композиция обусловлена функционально-целесообразной структурой. Красный гранит и медь определили колорит здания. Центральный портал из полукруглых арок, фланкируемый огромными статуями — скульптурными аллегориями, строгие вертикальные линии фасадов и пластичная башня напоминают проекты представителей венского Сецессиона.
Российская империя В годы, предшествовавшие Первой Мировой войне и во время нее под влиянием националистических настроений отношение к модерну в России стало резко отрицательным, т.к. многие российские архитекторы источником своего творчества сделали зарубежные образцы, главным образом немецкие и австрийские. Это было внешней причиной потери интереса к модерну и нового поворота к ретроспективизму. Основная же его причина крылась в особенностях социально-экономической структуры русского общества. Это направление получило распространение благодаря тому, что импонировало увядавшему дворянству - как воспоминание о прекрасном прошлом его господства, а буржуазии - как средство укрепления национального самосознания в борьбе с иностранным влиянием. Утверждению ретроспективизма в России во многом способствовала Историческая выставка архитектуры и художественной промышленности XVIII—XIX вв., устроенная в залах Академии художеств Обществом архитекторов-художников в 1911 г., а также великолепно изданный ее каталог с большим количеством воспроизведенных чертежей крупнейших зодчих. Ретроспективизм в России имеет две стилистические ветви: неоклассицизм и неорусский стиль.
Архитекторы неоклассического направления вначале часто использовали формы русского ампира, в которых отражалось поверхностное понимание классицизма: свободное обращение с ордером, стремление совместить в архитектуре одного здания возможно большее количество излюбленных мотивов. Композиция внутренних помещений и облик их интерьеров формировались под влиянием модерна. Второй этап развития неоклассицизма (1910-е гг.) характеризуется более глубоким изучением зодчими архитектурного наследия. Ордер становится неотъемлемой принадлежностью любого здания, проектирование построек ведется по принципу снаружи внутрь, строящиеся сооружения отличаются помпезностью и крупномасштабностью. Неоклассики мечтали создать, в противоположность разнородной застройке модерна, регулярные ансамбли, хотели вновь разработать для них образцовые строения. Они были ярыми противниками «кирпичного стиля», обезображивавшего, по их мнению, внешний вид городов. Линии классицизма продолжают И. А. Фомин, А. И. Таманян, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко. Они шли от русской классической архитектуры XVIII – нач. XIX в. к или от архитектуры итальянского Возрождения, в которых ценили гармонию, законченность и ясность художественного образа. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы