Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МОДЕЛЬ НА МАТЕРИАЛАХ VII — VIII вв. ИЗ ЮЖНОГО ПРИАРАЛЬЯ



Подавляющее большинство культурно-хозяйственных ти­пов, связанных со скотоводством, имеют комплексный харак­тер, включая, как правило, более или менее развитое земледе­лие. Формы существования «чистого» скотоводческого хо­зяйства – исключение (1, с. 55). Хотя и существует мнение, что в прошлом они были распространены значительно шире (2, с. 26 сл.), но вряд ли «чистые» кочевые формы скотовод­ческого хозяйства были когда-либо преобладающими. Это, в частности, объясняется и тем, что своим происхождением скотоводство неразрывно связано с земледелием (3, с. 398). Все это позволяет утверждать, что так называемая «первая стадия кочевания» – вариант, возникающий в особых услови­ях и существующий в большинстве случаев непродолжитель­ное время.


Изучение экономики древних и средневековых обществ практически невозможно без привлечения этнографических параллелей. Слабая сторона использования такого рода ма­териалов заключается в том, что этнографические материалы всегда четко привязаны к конкретной ситуации, характе­ризуемой определенными историческими, хозяйственными, эт­нокультурными, климатическими и другими факторами, отрыв от которых может привести к созданию ложных представле­ний о ходе того или иного процесса. Случаи, когда этнографи­ческие материалы довольно точно отражают хозяйственно-культурную ситуацию прошлого, – редки.

Южное Приаралье – одно из немногих мест, где под воз­действием повторяющихся условий обводнения время от вре­мени возникают и сходные условия ведения хозяйства. Иссле­дования ихтиологов, геоморфологов, климатологов и других специалистов показали сходство природных условий в устье Амударьи в VII–XIII и XVII – конце XIX вв. Во второй пол. XIV–XVI вв. указанная территория представляла со­бой безжизненную пустыню (4, с. 203).

В VII–VIII вв. местность представляла собой аллю­виальную равнину, прорезанную многочисленными протоками, соединяющими многочисленные озера и болота, покрытые ка­мышовыми зарослями. Большое количество ила, содержаще­гося в амударьинской воде, приводило к постоянным измене­ниям условий стока и режима обводнения. Мелководья с медленнотекущими водами сменялись руслами с быстрым тече­нием, окаймленными узкой полосой камышовой поймы. При этом межрусловые пространства высыхали и обезвоживались (5, с. 93).

На территории Приаральской дельты Амударьи в VII–XIII вв. локализуется область Кердер с одноименной столи­цей (6, с. 167). Население Кердера своим происхождением связывается с населением низовьев Сырдарьи, но под влия­нием Хорезма постепенно утрачивает свою самобытность и к XII–XIII вв. полностью ассимилируется (7, с. 13).

Поселения, исследуемые в работе, расположены в СВ (го­родища Куюк-кала и Курганча) и южной (городище Хайван-кала) частях дельты. До недавнего времени на этой террито­рии преобладал круглогодичный выпас крупного рогатого ско­та и коз в тугайных зарослях по берегам мелководий, сочетав-


шийся с земледелием на увлажненных почвах и выпасом овец на полупустынных и солончаковых пастбищах. Постоянные разливы и паводки привели к созданию полуоседлых форм хозяйства: несмотря на постоянное проживание на одном мес­те, население в любой момент готово сняться с места. Земле­делием в той или иной форме в конце XIX века занималось до 68% всех семей, только 21% семей имели стационарное жили­ще, а остальные жили в юртах (8). В южной части дельты несколько большую роль играло земледелие на основе ис­кусственного орошения при высоком уровне развития ското­водства.

Планиграфия поселений VII–VIII вв. дельты наглядно демонстрирует несколько путей сложения городов на этой тер­ритории.

I. Неукрепленное поселение вокруг крепости (замка), становящегося цитаделью города. Впоследствии могут быть сооружены еще несколько оборонительных линий. Можно сказать, что это стандартная схема создания города, развивавшаяся не без влияния Хорезма. Одним из наиболее типичных городов такого типа следует считать городище Хайван-кала, на котором локализуют столицу области – город Кердер (9, с. 100). Это была прямоугольная крепость площадью ок. 20 га со сте­нами из сырцового кирпича. Территория крепости (со второго периода) имела плотную застройку домами-массивами, обра­зующими кварталы и отделенными один от другого улицами. Характер застройки первого периода остался не ясен. Сооружение крепости датируется VIII в., но можно предположить и несколько более раннюю датировку (9). Вокруг крепости располагалось огромное неукрепленное поселение с трудноуловимыми границами, складывавшееся на протяжении длительного периода (9, с. 84). Не исключено, что аналогичный центр мог начать складываться вокруг городища Кыркжигит в северной части дельты (10, с. 35).

II. Поселение типа военного лагеря. В чистом виде на территории Приаральской дельты не обнаружены, но выявляется как первый период городища Куюк-кала и находит многочисленные этнографические параллели. Такое поселение, как правило, сооружалось в местах, наиболее плотно заселенных, у переправ, колодцев и т. д. Некоторые из «станов» XVIII–XIX вв. позднее превратились в современные города


дельты. Вот как выглядит описание строительства современ­ного города Кунграда, составленное по описанию стариков-уз­беков: «Город начали строить после того, как в эту местность собрался народ в большом количестве...». «Копали землю, огораживая стоянку валом. На вал набрасывали колючие кусты. Огороженное пространство имело несколько выездов, которые в случае необходимости заставлялись арбами»... «Кто хотел жить в «кала», тот строил внутри дом из камыша или глинобитную хижину или ставил юрту, кто не хотел — жил за пределами города» (11, с. 345). Иллюстрацией к этому описанию могут служить заброшенные «станы» узбеков и ка­ракалпаков, известные на территории дельты (12, с. 583). Ис­следование городища Куюк-кала позволило В. Н. Ягодину наметить следующие периоды его существования.

A. «Южный двор». Подпрямоугольной формы пл. ок. 21 га, огражден валом (глинобитной стеной? ), внутри которой – хаотично разбросанные постройки. Отмечены глинобитные, кирпичные и каркасные строения. Круглые кирпичные вымостки интерпретируются как основания для юрт (13, с. 133; 14, с. 56).

Б. К «Южному» пристраивается «Северный двор» пл. ок. 6 га, на территории которого были только временные шала­ши и загородки. Отмечены многочисленные зольники и ямы, заполненные мусорным культурным слоем (14, с. 63). К этому же периоду относится начало застройки «Южного двора» до­мами-массивами со стенами из кирпича. Тогда же в южной части двора появляется железоделательная мастерская (14, с. 58).

B. В СВ углу «Южного двора» сооружается трапециевид­ная в плане цитадель пл. 1, 8 га. Стены цитадели сложены из сырцового кирпича и имеют овальные башни и внутристенный коридор (14).

Хронологические рамки существования городища нач. VII – нач. VIII вв. Не позже середины VIII в. на заброшен­ном городище сооружается еще одна крепость – «Западная цитадель», которая планировочно не связана ни с одним из названных ранее сооружений (14, с. 56).

Таким образом, в своем развитии городище Куюк-кала довольно быстро проходит путь от «стана» с хаотичной заст­ройкой до города с ремесленными мастерскими и цитаделью,


III. «Военный лагерь» с выделенной цитаделью, соору­жаемой одновременно со стенами, городища. Таково, напри­мер, городище Курганча, расположенное в СВ части дель­ты. Оно представляет собой прямоугольник глино­битных в нижней и кирпичных в верхней части стен общей пл. ок. 12 га. Обращает на себя внимание отличие строительных приемов, использованных при строительстве стены, отделяющей западную часть от остальной части городи­ща. Она состоит из кирпичной кладки толщиной в один кир­пич с внутренней стороны и каркаса из столбов, прутьев и ка­мыша — с внешней стороны; пространство между ними запол­нено глиной. Такая конструкция стены предполагает, что ос­новной линией обороны городища была его внешняя стена, а западная часть городища не была его более ранней частью, а изначально была отделена от остальной площади. При этом необходимо подчеркнуть, что западная часть застроена кир­пичными домами-массивами, между которыми проходят пере­секающиеся под прямым углом улицы (15, с. 8, рис. 8). Эта часть городища, очевидно, была чем-то вроде цитадели, насе­ленной постоянно живущим (земледельческим? ) населением. Вся южная часть городища, за исключением участка у запад­ной стены, застроена не была (15, с. 15).

Восточная часть первоначально была застроена хаотично расположенными каркасными домиками, позднее она застраивается домами-мас­сивами со стенами из квадратного сырцового кирпича. Такие строения зафиксированы на юге восточной части городища (15, с. 28). Такой план застройки городища Курганча позво­ляет предположить, что западная часть с самого начала была заселена оседлым (земледельческим? ) населением, а южная и первоначально восточная части предназначались для изме­няющегося в зависимости от сезона количества скотоводчес­кого населения. Такой принцип расселения не противоречит гипотезе, согласно которой поселение Курганча служило ре­зиденцией одного из племенных вождей (7, с. 9). Городище гибнет в пожаре, охватившем практически всю обжитую (заст­роенную) территорию. Поскольку поселение возникает в нач. VII в., а обживание развалин после пожара приходится на середину VIII в. (10, с. 111 ), то получается, что основной пе­риод жизни на городище Курганча продолжался не более ста лет.


Таким образом, на территории Приаральской дельты Амударьи прослеживаются три пути сложения города.

В первом случае город имеет первоначальное ядро – государственную крепость. Местоположение возникающих го­родов определяется направлением государственной политики. Иногда крепость строится на месте существующего поселения, а вокруг нее начинает расти город (Багдат), иногда на терри­тории поселений, прекративших по какой-либо причине свое существование («Западная цитадель» Куюк-калы).

Во втором и третьем случаях мы имеем дело с поселения­ми местных племен. Для этих городов характерно существо­вание внутри стен больших незастроенных или застроенных времянками площадей. Регулярная планировка присутствует только частично. Развитие городища Куюк-кала демонстри­рует полный путь развития от лагеря-«стана» к городу, а Кур-ганча — только последний этап сложения города (период «В» Куюк-калы).

Для того, чтобы определить характер хозяйственной дея­тельности населения Приаральской дельты в VI – VIII вв., обратимся к материалам остеологии (16, с. 157; 17, с. 78), сравнив их с составом стада, отмеченным на той же террито­рии в конце XIX века в чисто земледельческом районе Хорез­ма и в чисто скотоводческом районе (пустынные пастбища Кызылкумов) (8).

Для конца XIX века характерен следующий состав ста­да (в % от общего количества животных);

Таблица 1.

Район и основной характер хозяйства Дельта. Полуоседлое ско­товодство и ли­манное земледе­лие Правобережный Хорезм. Земледелие с искусственным оро­шением Пустыня Кызыл-кум. Кочевое ското­водство
КРС 21, 1 31, 2 0, 009
МРС 66, 4 44, 8
Лошади 9, 5 14, 1 1, 8
Ослы 0, 8 2, 7 0, 6
Верблюды 2, 2 4, 9 10, 5

 

 

Таблица 2.

  Куюк-кала Хайван-кала Курганча
КРС 22, 9 26, 7 30, 6
МРС 51, 4 37, 1
Лошади 11, 4 6, 7 13, 5
Ослы 2, 9 5, 9
Верблюды 6, 6 5, 9

 

Состав стада, отмеченный на памятниках Приаральской дельты, более характерен для районов с комплексным хо­зяйством (Куюк-кала и Хайван-кала) и отчасти с преобладаю­щим земледелием (Курганча), но совершенно не похож на тот, который характерен для кочевых скотоводов. Это позво­ляет со значительной степенью вероятности говорить о комп­лексном характере хозяйства у жителей дельты в VII–VIII вв. и об использовании незастроенных площадей в качестве за­гонов для скота, что обусловило значительную величину по­селений при относительно малой плотности застройки. Круп­ные поселения (города), включающие значительные не­застроенные площади, типичны не только для Приаралья. Их можно найти в зонах, где одной из форм ведения хозяйства было развитое скотоводство, как правило, сочетающееся с земледелием. Можно сказать, что во всех этих случаях ското­водческий «стан» оказывал влияние на сложение городской территории, на характер ее застройки.

1. Жданко Т. А. Проблема полуоседлого населения в истории Средней Азии и Казахстана.– СЭ, 1961, №2.

2. Плетнева С. А. Кочевники средневековья. М., 1982.

3. Шнирельман В. А. Становление производящего хозяйства. М., 1989.

4. Сорокина Р. А., Ягодин В. Н. Развитие гидрографической сети Приаральской дельты Амударьи в голоцене. В кн.: Колебания увлажненности арало-каспийского региона в голоцене. М., 1980.

5. Ягодин В. Н. Некоторые вопросы исторической географии Приаральской дельты Амударьи в VII –XIV вв.– Археология Приаралья, вып. III. Ташкент, 1986.

6. Бартольд В. В. История орошения Туркестана, Соч., т. III. M., 1965.

7. Ягодин В. Н. Археологические памятники Приаральской дельты р. Амударьи.– Автореферат канд. дисс. М., 1963.

8. Материалы по обследованию кочевого и оседлого туземного населения и землепользования в Амударьинском отделе Сырдарьинской области. Ташкент, 1915.

9. Ягодин В. Н. Городище Хайван-кала – раннесредневековый Кердер.– Археологические исследования в Каракалпакии. Ташкент, 1981.

10. Материалы к своду памятников истории и культуры Каракалпакской АССР, вып. 1. Нукус, 1985.

11. Задыхина Л. Б. Узбеки дельты Амударьи. – Тр. ХАЭ, т. I, M., 1952

1. 67

 

  1. Андрианов Б. В. Этническая территория каракалпаков.– Тр. ХАЭ, т. III, M.. 1958.
  2. Рапопорт Ю. А., Неразик Е. Е. Куюк-кала.– Мат. ХАЭ, вып.I, М.., 1958.
  3. Ягодин В. Н. Городище Куюк-кала.– Археология Приаралья, вып. П. Ташкент, 1984.
  4. Ягодин В. Н. Кердерское поселение Курганча.– Вопросы антропологии и материальной культуры Кердера. Ташкент, 1973.
  5. Цалкин В. И. Древнее животноводство племен Восточной Европы и Средней Азии. – МИА, № 135, 1966.

17. Батыров Б. X., Батиров А. Р. Средневековая фауна поселения Курганча. – ИМКУз, вып. 16, Ташкент, 1981.

М. Дж. Халилов

САРМАТИЯ КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ: ГРАНИЦЫ, КОНТАКТЫ

(Iв. до н. э. II в. н. э.)

По известным данным позднеантичных источников, закав­казские государства – Албания и Иберия, владея кавказски ми проходами, имели серьезное влияние на политическую си­туацию в Передней Азии. Для изменения ее в свою пользу эти страны довольно часто обращались к своим северным сосе­дям – племенам Сарматии, пропуская через проходы их воо­руженные силы. Об этом свидетельствует Страбон (1, с. 474, 476), Тацит (2, с.41), Иосиф Флавий (2, с. 37), Дион Кассий (3, с. 276 –277). Страбон считал, что такие отношения были обусловлены тем, что албаны и иберы, являясь соседями ски­фов и сарматов (1, с. 474), одновременно были связаны с ни­ми узами родства (4, с. 50 – 52). Тацит характеризовал сар­матские войска, всегда готовые помочь албанам и иберам, в качестве наемников (2, с. 41). В отдельные моменты этидоб­рососедские отношения нарушались. Страбон пишет, что не­редко кочевники нападают на албан и «мешают земледельчес­ким занятиям» (1, с. 476).

По данным Страбона, имевшего четкое представление о племенах, обитавших в южной части Большого Кавказа, на востоке страна албанов «прилегает к морю, а на западе гра-


ничит с иберийцами; северная сторона Албании окружена Кавказскими горами... Гора отделяет с юга Албанию и Ибе­рию, а с севера – сарматские равнины... Наиболее высоки­ми частями настоящего (т. е. Большого–М. X.) Кавказа яв­ляются самые южные его части у Албании, Иберии, страны колхов и генкохов» (1, с. 472, 475, 479). Наиболее высокими местами Восточного Кавказа являются Шахдаг (4243 м) и Базар-дюзи (4466 м), которые находятся в современной погра-ничной зоне между Дагестаном и Азербайджаном. Приведен­ные сведения показывают, что не вся горная зона Восточного Кавказа входила в состав Албании (5, с. 91).

Птолемей (II в. н. э.) причисляет отроги Кавказа, в том числе отрог, идущий к Каспийскому морю, к тем горам, кото­рые прорезают Сарматию (3, с. 246). Из этого следует, что Птолемей включает в пределы Сарматии весь Северный Кав­каз, в том числе горную часть Дагестана. Иберия, Албания и Колхида ограничивались с севера горными частями Сарматии, Это дает основание считать, что Страбон относит горцев Се­верного Кавказа к сарматам условно.

Судя по Птолемею, граница Албании с Сарматией на за­паде начинается в местности, которая лежит под 77° – 47°, «затем предел вдоль Албании до Гирканского моря» (3, с. 246). При всей условности градусной сетки Птолемея инте­ресно, что Сарматские ворота также лежат под 77° – 47o, a Иберия ограничивается с востока Албанией в местности с те­ми же координатами (3, с. 246, 251). Таким образом, эти пов­торяющиеся «ошибочные координаты» относятся к одной и той же местности. Это дает право утверждать, что в результа­те военных успехов в I в. н. э. границы Албании продвинулись далеко па запад, вплоть до Дарьяльского прохода – Сар­матских ворот. Об албано-иберийской войне имеются сведе­ния у Тацита (2, с. 44), который сообщает о том, что иберийс­кий царь Фарасман потом был в обиде на брата, воспротивив­шегося ему, когда он хотел обратиться за помощью к римля­нам (2, с. 44). Таким образом, границы Албании с Сарматией в это время начинались с Дарьяльских ворот на западе и до­ходили до Каспийского моря на востоке. Но, видимо, Дарьяльским проходом владела Иберия. Албания поддерживала контакты с Сарматкей через Албанские ворота (Дербентский проход).


Страбон утверждает, Что аорсы владеют большей частью побережья Каспийского моря и поэтому они ведут караван­ную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими то­варами, получая их в обмен, в частности, у мидийцев (1, с. 480). Именно в Прикаспийской Албании ощущается сильное влияние сарматских племен. Такие памятники на территории СВ Азербайджана, как Рустов (6, с. 58 сл) и Джанахыр (7, с. 69 сл.) отражают это влияние. Грунтовые погребения Рустова, Джанахыра I – II вв. н. э.) насыщены сарматски­ми элементами. Можно указать на некоторые погребальные обряды, различные виды керамики, в том числе с сарматски­ми тамгами, оружия и украшений (6, с. 58 сл.).

Городище Джанахыр, по нашему мнению, можно иденти­фицировать с албанским городом Гангара, упоминаемым Пто­лемеем (3, с. 257). Пока что широкомасштабные исследова­ния на этом памятнике не проведены. Изучение городища и его некрополя должно дать ответ на многие вопросы албано-ведения, в том числе, о взаимоотношениях с северными кочев­никами. Видимо, не случайно, в СВ Азербайджане сохрани­лись некоторые топонимы, происхождение которых, возможно, связано с пребыванием здесь скифо-сарматских племен. Нап­ример, название горы «Куркачи» очень напоминает скифское название Кавказа. «Краукасис» или «Кроукас», т. е. «белый от снега», отмеченное у Плиния Старшего и Юлия Солина (8, с 49 сл.; 2, с. 93).

Отдельные сарматские вещи найдены и в других регионах Албании, но, видимо, они попали туда в результате торговых отношений (9, с. 102). Некоторые исследователи даже счи­тают, что уже в I в. н. э. в Западном Прикаспии было созда­но Маскутское царство (10, с. 200; 11, с. 226), при этом ссы­лаются на Тацита, который упоминает скифского царя-аршакида где-то в соседстве с албанами и гениохами (2, с. 41). Из­вестно, что в эпоху раннего средневековья в маскутском царст­ве также правили Аршакиды. По данным Аммиана Марцелли-на (IV в. н. э.), массагеты уже в I в. до н. э. владели запад­ным побережьем Каспийского моря. В письменных источни­ках нет данных о существовании в позднеантичную эпоху западноприкаспийского маскутского царства, и только дальней­шие археологические исследования могут дать ответ на пос­тавленный вопрос. Пока все известные памятники, которые


связываются с маскутским союзом племен, возглавляемым апасиаками, относятся к эпохе раннего средневековья (12, с. 33; 13, с 72 сл.). Некоторые исследователи возражают против определения времени появления маскутов в Южном Дагеста­не первыми вв. н. э. (14, с. 269).

Решая вопрос о происхождении ранних катакомбных по­гребений Мингечаура (I – III вв. н. э.)., некоторые исследо­ватели говорят о их принадлежности аланам Северного Кавказа (10, с. 198 сл.; 11, с. 218 сл), другие считают эту интерпретацию «как допустимую, но пока еще не доказанную гипотезу» (15, с. 18). Другая группа иссле­дователей, на наш взгляд, более аргументированно отстаива­ет мнение о тем, что мингечаурские катакомбы – погребаль­ные памятники местных племен (9, с. 98 сл.; 16, с. 78 сл, ). Предполагается, что этот тип погребального сооружения про­ник в местную среду с юга в результате контактов с племена­ми на территории совр. Ирана (9, с, 101).

Уже было отмечено, что катакомбные погребения в Мингечауре появляются в одно время и на одной территории со срубными погребениями (17, с. 138). Последним, по нашему мнению, более подходит термин «деревянные ящики» или «гробы». Характерной особенностью позднеантичных ката­комбных погребений Мингечаура является захоронение в кув­шине или же в деревянном срубе (18, с. 5). Но если захороне­ние в кувшине, размещенном в камере катакомбы, можно оха­рактеризовать как пережиток хронологически предшествую­щего обряда (9, с. 94), то этого нельзя сказать о захоронениях в деревянных ящиках, так как в отличие от кувшинных пог­ребений, деревянные ящики отсутствуют в предшествующий период (IV–I вв. до н. э.). Для соединения местного (захо­ронение в кувшине) и заимствованного (захоронение в ката­комбе) обрядов имелись все условия. В случае же с захоро­нениями в деревянных гробах подобные условия отсутствуют. Это явление можно объяснить только тем, что обряд захоро­нения в деревянных ящиках, размещенных в катакомбах, привнесен в Албанию в уже сложившемся виде. Правда, в Мингечауре на том же участке было зафиксировано ок. 10 захоронений в деревянных ящиках не в катакомбах, а в грун­товой яме (17, с. 137 сл.; 96, с. 89сл.). Их количество значи­тельно уступает количеству катакомбно-ящичных погребений, а появление датировано II в. н. э. (17, с. 145), тогда как ката-


комбно-ящичные погребения появились в I в. н. э. Появление ящичных грунтовых погребений, видимо, результат «разме­жевания» обряда захоронения в катакомбно-ящичных погре­бениях.

Представляют интерес пути проникновения обряда захо­ронения в катакомбно-ящичных погребениях. На территории Грузии в V – IV вв. до н. э. он зафиксирован в древнем нек­рополе греческого населения в Кобулети-Пичвнари (Колхида), где покойников хоронили в деревянных гробах, представляв­ших собой, скорее всего, прямоугольные ящики, сколоченные гвоздями (19, с. 22). В I – IV вв. н. э. основным типом погре­бения в Колхиде были грунтовые погребения, в которых для III – IV вв. н. э. зафиксированы скорченные захоронения, возможно, в деревянных гробах (19, с. 58).

В Армении захоронения в деревянных гробах появляют­ся в I – III вв. н. э. в некрополе Арташа (19, с. 76).Таким образом, захоронения в деревянных гробах в Закавказье в различных регионах появляются почти одновременно в 1 – III вв. н. э. Упомянутые погребения в Колхиде составляют исключение.

Использование деревянных гробов в Месопотамии и при­легающих районах было зафиксировано в Багузе (Врзи) на территории Сирии, в Какзу и Ниппуре (Ирак). Все некропо­ли относятся к парфянскому времени (20, с. 84, 91 сл.)

Деревянные гробы встречаются и в Сарматии. В погребениях раннесарматского времени погребенные иногда лежали в деревянных решетчатых гробах, сколоченных только с по­мощью деревянных шипов (21, с. 172). По мнению исследо­вателей, ранее IV в. до н. э. эта черта погребального обряда у сарматов не наблюдалась (21, с. 172). В среднесарматское время, когда у сарматов исчезают катакомбные могилы, иног­да покойников хоронили в дощатых гробах (21, с. 179). За­фиксированы остатки деревянных гробов во впускных грун­товых погребениях IV в. до н. э. –I в.н.э. сираков (21, с. 250).

Деревянные гробы обнаружены и в погребальных соору­жениях поздних скифов. Большинство погребений в мавзолее Неаполя скифского совершалось в прямоугольных сосновых ящиках, сбитых железными гвоздями (21, с. 130).

Анализ показывает, что катакомбно-ящичные погребения не могли проникнуть в Албанию с севера, из Сарматии, так


как там такие погребения в интересующее нас время отсутст-вуют. В Парфни нам известен лишь один подобный памятник. Это – Дура-Европос (Сирия), где зафиксированы более 1000 Катакомб I в. до н.э. – III в. н.э. Здесь, в камерах катакомб, были обнаружены деревянные гробы.

Употребление деревянных гробов и погребальных досок является одной из самых характерных черт погребального об­ряда подбойно-катакомбных могильников Ферганы (22, с. 74). Некоторые исследователи считают обычай захоронения в де­ревянных гробах результатом среднеазиатско-сарматских свя­зей (22, с. 80), другие связывают его с передвижением гуннов (22, с 80).

Таким образом, намечаются два направления, по которым обряд захоронения в катакомбно-ящичном погребении мог проникнуть в Албанию: южное (Парфия) и юго-восточное (Ср. Азия).

Цепочка катакомбных могильников растягивается в ЮВ направлении. Это — Дайламан, Норузмахале, Хорамруд, Шахпир в Иране, Кизыл-чашме, Хас-Кяриз, Мешрепи-Тахта, Пархай в Южном Туркменистане (20, с. 98 сл.). Иранские ка­такомбы ё целом относятся к III в.до н.э. – IIIв.н.э., а ка­такомбы Южного Туркменистана ко II в. до н.э. – III в. н. э. (20, с. 98 сл.). В могильнике Кизыл-чашме было зафиксиро­вано захоронение в деревянном гробу (20, с. 103). Все эти катакомбные погребения находятся в зоне древнего Гирканского прохода: иранские могильники на западном, а южнотуркменс­кие на восточном конце. Видимо, они оставлены племенами, которые проникали в Иран через Гирканский проход из Средней Азии. В источниках сохранились сведения об этих походах. Флавий писал: «... замыслив втор­гнуться с целью грабежа в Мидию и еще даль­ше ее, они (аланы – М. X.) вступили в переговоры с царем гирканов, ибо он владел проходом, который царь Александр запер железными воротами. И когда тот открыл им доступ, аланы, напав огромной массой на ничего не подозре­вавших мидян, стали опустошать многолюдную и наполнен­ную всяким скотом страну... Итак, производя грабеж с боль­шой легкостью и без сопротивления, они дошли до Армении, все опустошая» (2, с. 39). Ряд исследователей считает, что в источнике под «гирканами» подразумеваются «иберы», так как у античных историков названием Гиркания обозначалась и Иберия (10, с. 209). Однако, во-первых, Иосиф Флавий


употребляет этноним «ибер» в связи с закавказскими события­ми, а проход, которым они владели, называет «каспийским» (2, с. 37); во-вторых, Мидия была первой страной на пути аланов, опустошив которую, аланы двинулись в Армению, что возможно только, если нашествие было совершено через Гир-канский проход. Не только аланы, но и другие кочевые пле­мена Средней Азии также проникали в Иран, видимо, через Гирканский проход. У того же Флавия мы находим сообщение о вторжениях в I в. н. э. многочисленных войск даев и саков в связи с политическими событиями в Иране (2, с 37 сл.). По данным Страбона, «из даев одни называются апарнами... апарны находятся ближе всего к Гиркании и к пограничному с ней морю...»(1, с. 483 сл.). Далее Страбон пишет: «... апар­ны делали набеги на Гирканию, Несею и парфянские равни­ны» (1, с. 484). Страбон приводит сведения о том, что основа­тель Аршакидской династии Аршак ведет свой род от даев и с помощью апарнов завоевал Парфию (1, с. 486 сл.). Асиний Квадрат (160 — 230 гг. н. э) указывает на то, что «у реки Кира живут обарены и отены» в значительном количестве (3, с. 283). Можно предположить, что эти обарены те же апараны, возможно, захватившие в первых вв. н. з. земли на берегу р. Кура вблизи Отены.

Таким образом, можно констатировать, что обряд захоро­нения в деревянных гробах, размещенных в камерах ката­комб, проник в Мингечаур не из Сарматии, а с юга или ЮВ. При этом население, хоронившее своих покойников в кувшин­ных погребениях, испытало сильное влияние носителей ново­го обряда и растворилось в их среде.

Антропологические данные говорят о том, что в среду албан в указанный период проникает новый этнический эле­мент. В некоторых сырцовых гробницах между Ханларом и Гянджой и кувшинных погребениях Мингечаура, датирован­ных рубежом эр, зафиксированы искусственно деформирован­ные черепа (24, с. 239 сл.; 25, с. 223 сл.), отсутствующие в мингечаурских катакомбных погребениях I – II вв. н. э. Ареал и количество исследованных погребений пока не дают возмож­ности решить, кроются ли за этой общностью форм погре­бальных сооружений культурные или этнические связи.

 

1. Страбон. География в 17 книгах. Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1964.

2. Алиев К. Античные источники по истории Азербайджана. Баку, 1986.

3. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе.– ВДИ, 1948, № 2.


 

4. Халилов М. Дж. Новые данные об этническом происхождении албан, выявленные в сочинении «География» Страбона. – Труды конференции молодых ученых Академии наук «Великий Октябрь и современность: актуальные проблемы обществоведения». Баку, 1988.

5. Алиев К. Кавказская Албания (I в. до н. э. – V в. н. э.). Баку, 1974.

6. Халилов Дж. А. Могильник у с. Рустов и его место в культурных связях Дагестана и Азербайджана. – Пятые крупновские чтения по археологии Кавказа (тезисы докладов). Махачкала. 1975.

7. Алиев А. А. О древнем могильнике вблизи селения Джанахар (азерб. яз.). – Известия АН Азерб ССР Сер. истории, философии и права. 1981, № 3.

8. Мизиев И. М. Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик, 1986.

9. Халилов Дж. А. Материальная культура Кавказской Албании (IV в. до и. э. – III в. н. э.). Баку, 1985.

10.Алиев И. Сармато-аланы на пути в Иран. – История иранского государства и культуры. М., 1971.

11.Алиев И. Г., Асланов Г. М. Племена сармато-массагето-аланского круга на территории Азербайджана. – Древний Восток, вып. 2, Ереван, 1976.

12.Халилов М. Дж. Страна Абгаз в эпосе «Китаби Деде Коркут» (азер. яз.). – Фольклор и культура. Баку, 1990.

13.Гмыря Л. Б. Погребальный обряд Паласа-сыртского могильника (эт­-носоциальная интерпретация). – В сб.: Этнокультурные процессы в древнем Дагестане. Махачкала, 1987.

14.Кузнецов В. А. Аланы и раннесредневековый Дагестан (к постановке вопроса).– Материалы по археологии Дагестана, Том II, Махачка­ла, 1961.

15.Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984.

16.Абрамова М. П. К вопросу об аланской культуре Северного Кавказа.– СА, 1978, № 1.,

17.Асланов Г. М. Из истории материальной культуры Кавказской Албании I – IV вв.– Вопросоы истории Кавказской Албании. Баку. 1962.

18.Асланов Г. М. Материальная культура Мингечаура I –VII вв. (на основе археологии катакомбных погребений). Автореф. дис. канд. ист. наук. Баку, 1963.

19.Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М., 1985.

20.Литвинский Б. А. Погребальные сооружения и погребальная практика в Парфии (к вопросу о парфяно-бактрийских соответствиях). – Средняя Азия, Кавказ и Зарубежный Восток в древности. М., 1983.

21.Степи Европейскей части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989.

22.Литвинский Б. А. Курганы и кумуры Западной Ферганы. М., 1972.

23.Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы. М., 1984.

24.Алиев К. О неопубликованных сырцовых гробницах, раскопанных Я.И.Гуммелем в 1938 г. – МКА, т. VII, 1973.

25.Нариманов И. Г., Асланов Г. М. Об одной группе погребальных памятников Мингечаура.– МКА, т. IV, 1962.


. Э. Б. Вадецкая


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь