Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ВОПРОСУ О ХРОНОЛОГИИ ЗУБОВСКО-ВОЗДВИЖЕНСКОЙ ГРУППЫ И ПРОБЛЕМЕ РАННИХ АЛАН⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
За последние годы оба вопроса, вынесенные в заглавие, неоднократно дебатировались и на различных конференциях, и в литературе. Нет необходимости ни излагать здесь ход дискуссии, тем более, что она далеко еще не закончена, ни пересказывать и оценивать позиции разных авторов, порой противоположные, а порой различающиеся лишь нюансами. Специалистам все это хорошо известно, не специалистам и сторонним наблюдателям, вроде меня, интересно, но разобраться, кто больше прав, трудно. Многие позиции изложены лишь тезисно, материалы не все опубликованы и доступны. Я же хотел бы остановиться на двух указанных вопросах, поскольку они в значительной мере являются узловыми для реконструкции всего хода исторических событий рубежа эр и в Евразийских степях, и во всей Европе, в чем в конечном итоге и заключается наша общая задача, а взгляд со стороны может оказаться полезным и для непосредственных участников дискуссии. Материалы курганов, раскопанных в конце прошлого и начале нашего века в районе Майкопа, Армавира, станиц Ярославской, Воздвиженской и Тенгинской на левобережье Кубани, были недавно достаточно подробно переопубликованы И. И. Гущиной и И. П. Засецкой (1) с приложением каталога находок и описанием курганов, что избавляет от необходимости еще раз описывать и воспроизводить вещи и комплексы. Хронологию интересующей нас группы исследователи определяли различно, хотя расхождения в большинстве случаев и не были разительны. Н.И.Веселовский, раскопщик большой части как курганов левобережья, так и расположенных по правому берегу Кубани курганов «Золотого кладбища», все их датировал II–III вв. н. э. (2). Зубовско-Воздвиженскую группу выделил М. И. Ротовцев, датировав I в. до н. э. – I в. н. э. (3, с. 153). Далее даты варьировали у разных авторов следующим образом: К. Ф. Смирнов – IIIв. до н. э. – IIв. н. э., Е. П. Алексеева – I в. до н. э.–I в. н. э., А.М. Ждановский – конец IIIв. до н. э. – середина I в- н. э., И. Н. Анфимов – I в. до н. э. – II в. н. э. И. И. Гущина и И. П. Засецкая определили дату изучаемых комплексов в рамках I в. до н. э., – нач. II в. н. э., Л. Ю. Березовская, рассматривавшая 9 комплексов, – второй пол. I в. до н.э. – нач. II в. н. э. (4). В большинстве случаев исследователи использовали широкие даты комплексов (5), мне же показалось, что для такой компактной группы, отличающейся и заметным стилистическим сходством вещей, и их набором, и сходством погребального обряда, более надежным было бы обращение к узким датам. В конечном итоге каждое захоронение совершалось в один день и все вещи, положенные в могилу, в этот момент реально существовали, так же как они, очевидно, были в обиходе того поколения, представителя которого хоронили, т. е. бытовали вместе где-то в интервале 20–60 лет. При всех опасностях ошибиться мы должны стремиться к сужению даты хотя бы до интервала жизни поколения, иначе все наши хронологические определения во многом теряют смысл, на их основе нельзя предпринимать никаких исторических реконструкций. Другое дело, что материал не всегда дает нам такую возможность, но стремление к узким датам вполне оправдано. И я проделал простую работу, изобразив графически время бытования каждой вещи по данным И. И. Гущиной и И. П. Засецкой без всяких изменений, сделав лишь небольшие уточнения, главным образом для некоторых импортных предметов. В результате получилась следующая картина (рис. 1, номера вещей соответствуют каталогу И. И. Гущиной и И. П. Засецкой). Если принять широкую дату, то все 11 захоронений были совершены где-то в пределах II в. до н. э. – II в. н. э., что по указанной причине мало реально. Если же определять узкую дату, то сочетание предметов в комплексах таково, что трудно избежать той или иной доли субъективизма. Поэтому я не буду настаивать на точности определений, каждый читатель, рассматривая приведенную таблицу, может сделать свои заключения, мне же представляется следующее. Как уже отмечалось исследователями, самым ранним должно было бы быть центральное погребение кург. «Острый» у ст. Ярославской. Хотя его дата и не может быть определена более точно, чем II–I вв. до н.э. (такую датировку авторы дают и для золотой накладки с шествием зверей (№ 1), и для бус-пронизей (№ 2), и для амулета-цилиндрика), но это единственное захоронение, где весь набор вещей бытовал еще и во II в. до н. э. Следующим по времени, вероятно, должен следовать круг. 1 у Зубовского хутора. Самой ранней вещью комплекса может быть литая стеклянная чаша (№ 128), появление которых относится еще ко второй пол. II в. до н. э., но бытуют они и в I в. до н. э. По некоторым типологическим соображениями И. П. Засецкая и И. И. Гущина считают ее относительно поздней. Большая часть вещей комплекса не может быть датирована точно, поскольку бытует на протяжении всего I в. до н. э. и I в. н. э. – крупные поясные бляхи со вставками из стекла – меллифиори и мелкие в бирюзово-золотом стиле (№ 113, 114), бронзовый котел (№ 127), глиняный кувшин (№ 129), панцирь с фалерами (№ 121, 122). Причем, если панцирь, как считает А. В. Симоненко (6, с. 68), относится скорее к I в. н. э., то фалеры, поскольку на них сохраняются некоторые элементы (оформление ободка), свойственные декорации фаларов «греко-бактрийского» стиля II – I вв. до н. э., более тяготеют к I в. до н. э. Не могут особо уточнить дату и вещи, бытовавшие на протяжении всего I в. до н. э. – удила с трехзубчатыми псалиями, детали шкатулки, жезл-навершие. С большей достоверностью можно определить дату бронзовой италийской кружки типа Идрия (№ 126). Их находки сосредоточены в Италии, очень редко выходят за ее пределы, известны в Иллирии и Паннонии, а также на некоторых кельтских оппидумах Верхнего Подунавья – Стра-доницы, Велем-Сант-Вид, Прунтрут-Поррентруй, Манхинг (7). Последний является одним из самых важных опорных пунктов хронологии позднего латена в Европе. Долгое время считалось, что оппидум погиб в 15 г. до н. э. при оккупации Рэции римлянами, и из этого делался целый ряд хронологических расчетов. Из этой же даты исходил и Г. Ю. Эггерс, разрабатывая хронологию раннего римскогоо времени (8; 9), и И. Вернер, когда писал свою первую статью о кувшинах типа Кельхайм и сковородках типа Айлесфорд, вариантами которых и являются кружки Идрия и черпаки с лебединой головкой на длинной ручке типа Песчате (7, Abb. 5, 4, 5). Но с тех пор в европейской хронологии произошли изменения. Целая серия работ показала достаточно убедительно, что разрушение Манхинга случилось значительно раньше, ок. 60-х гг. I в. до н. э. Гибель Манхинга и других оппидумов Верхнего Подунавья теперь связывается с деятельностью царя даков Буребисты, отходом кельтских племен теврисков, бойев и гельветов на запад, а также с нападениями германцев Ариовиста – с событиями, приведшими к галльским войнам Цезаря, начавшимся в 58 г. до н.э. (10, р. 18–30; 78–91; 259–270). На могильнике Сан-Бернардо около Орнавассо в Италии найдено 10 экз. кружек типа Идрия и все они приходятся на вторую фазу развития, могильника, которую Е. Грауе при новой обработке материалов датировал 90–50 гг. до н. э., хотя если следовать сторого монетам, верхняя дата могла бы быть и раньше (последняя монета 76–71 гг. до н. э.), так же, как и нижняя (из 35 монет 14 относятся к 137–134 и 133–126 гг. до н. э., а самая ранняя к 195–187гг. до н. э.). Набор же фибул в целом соответствует ступени D1 латена, т. е. приблизительно 120–60 гг. до н. э. (11) Когда И. Вернер, учитывая новые материалы и разработки, написал вторую статью о сосудах типа Кельхайм (12), он не касался более кружек типа Идрия и черпаков типа Песчате. Однако, исходя из приведенных в обеих статьях материалов, нетрудно заключить, что последние бытовали более короткое время, чем кувшины Кельхайм и сковородки Айлесфорд, встречающиеся и в Галлии, и в Англии во второй пол. I в. до н. э., а в Свободной Германии даже в комплексах начала нашей эры, ступени, В1 Распространение их соответствует времени и зонам римской экспансии и влияния. Кружек Идрия здесь уже нет. Основное время бытования и производства всех сосудов – первая пол. I в. до н. э., быть может, до августовского времени, причем типы Идрия и Песчате выходят из употребления несколько раньше, вероятно во время Галльских войн. Таким образом, отнесение кружки из Зубовского хутора ко второй пол. I в. до н. э. (1, с. 84) вряд ли оправдано, так же как и сравнение ее с вариантом Орнавассо-Къерумгард кувшинов типа Кельхайм (13, с. 124, 150). Вторая вещь погребения, имеющая узкую датировку, – фибула типа Алезия (№ 123). Такие застежки появились у римских ауксиляриев незадолго до 52 г. до н. э. и были, вероятно, занесены в Галлию с испанским легионом, присланным Помпеем на помощь Цезарю, осаждавшему в этом го- ду оппидум Алезия. У А. Дюваля были некоторые основания для такого предположения (14). С галльскими и испанскими ауксиляриями фибулы были затем разнесены по территории империи при передислокации цезаревской армии. К 15 г. до н. э. однако вышли из моды, сменившись аукиссами (15). Эта редкая и бытовавшая короткое время вещь имела фактически всего один шанс попасть в Предкавказье – в 46 г. до н. э. с римскими нерегулярными войсками, принявшими, вероятно, участие в неудачном походе Митридата Пергамского, сподвижника Цезаря, на Боспоор для отвоевания переданного ему патроном престола, узурпированного Асандром. Тем же путем могла попасть и кружка типа Идрия, хотя для последней есть и другой вариант – участие сираков и аорсов в малоазиатском походе Фарнака Боспорского, сына Митридата Евпатора, попытавшегося в 48–46 гг. до н. э. вернуть себе утраченное отцом царство-Возможно, именно во время этого похода союзники Фарнака по дороге разграбили Фасис. Хотя об этом и нет упоминаний в источниках, но иначе трудно объяснить находку в погребении серебряной фиалы V–IV вв. до н. э., посвященной храму Аполлона в Фасисе (№ 120). Так долго фиала могла сохраняться лишь в сокровищнице храма. В контексте всего сказанного особый интерес представляет меч из погребения. Он уникален, точных аналогий ему не известно, но некоторые детали вызывают определенные ассоциации. Сердечковидное сплошное навершие и прямое перекрестие рукояти меча украшены золотой насечкой – вырезанные из золотой пластинки ажурные узоры инкрустированы в железную поверхность. Нужно сказать, что это самый ранний из известных нам случаев применения такой техники, распространение она получила значительно позже, с конца VII в. в памятниках типа Вознесенки (16, рис. 5, 1–7). С другой стороны, возникают ассоциации с распространенными в римской армии ажурными бутеролями и обкладками ножен гладиусов, в так называемом стиле opus inter-rasile. Иногда они бронзовые литые, но бывают и вырезанные из пластинки. Последние чаще на норицких длинных кельтских мечах ауксиляриев и варваров (17; 18). Это было в моде в августовское и в тибериевское время. Не имеем ли мы и в данном случае дело не с навершием, а с бутеролью несохранившихся ножен. При последней реставрации меча на это было обращено специальное внимание. К сожалению, реставраторы не нашли оснований ни подтвердить, ни окончательно опровергнуть это предположение. Наконец еще одна ассоциация возникает при рассмотрении меча. Ажурный узор навершия в какой-то мере напоминает ажурные литые навершия из Усть-Полуя в Зауралье (19). Уникальный меч, вызывающий такое сочетание странных и далеких, западных и восточных ассоциаций заслуживает еще специального изучения, пока он остается загадкой. Что же касается хронологии комплекса в целом, то, исходя из приведенных выше данных, можно думать, что захоронение в кург. 1 у Зубовского хутора было совершено где-то в пределах третьей четв. I в. до н. э., во всяком случае не ранее 52 г. до н. э. Точнее, третья четв. – это время сложения комплекса, возможно 40-е годы, само погребение могло быть совершено и позже, в последней четв. I в. до н. э., но у нас нет особых оснований думать, что это произошло после рубежа н. э. Небольшие полусферические бляхи со сценами нападения грифона на быка оказываются в таком случае, самыми, пожалуй, ранними находками изделий в бирюзово-золотом стиле в Еропе. Плохо поддается узкой датировке кург. у ст. Воздвиженской (20). Целая серия вещей – бляшки (№ 29), браслет и гривна (№ 30, 31), пряжка (№ 32), зеркало (№ 34), глиняный кувшин (№36), бронзовые котлы (№ 37, 88), курильница (№ 39) – датируются 1 в. до н. э. в целом. А наконечники стрел (№ 43), панцирь (№ 44), кольчатые и трехзубные псалии (№ 47–49) даже I в. до н. э. – II в. н. э. По классификации наконечников стрел А. М. Ждановского (21, рис. 3, 5–12; рис. 5) дата экземпляров из Воздвиженского кургана может быть сужена до 1 в. до н. э. – 1 в. н. э., но это мало меняет ситуацию. В последние годы предпринимались попытки создания общей системы сарматской кавказской хронологии (И. И. Марченко, Н. Е. Берлизов и др.), но результаты пока не опубликованы полностью, охват материалов каждый раз не был исчерпывающим, возникали определенные расхождения и противоречия, поэтому я пока не рискую использовать эти системы. Они должны еще устояться, согласоваться. Когда это произойдет, возможно мы сможем уточнить и хронологию погребений Зубовско-Воздвиженской группы. Сейчас же я принимаю даты, предложенные И. И. Гущиной и И. П. Засецкой. Самыми ранними вещами Воздвиженского комплекса могут оказаться серебряные фалары со сценами терзания пантерами козла (№35), поскольку они сохраняют стилистические особенности «греко-бактрийского» стиля, возникшего еще во II в. до н. э., но продолжавшего существовать и в I в. до н- э. Однако для вывода его за рубеж эр у нас нет данных (22; 16, р. 96–97). Если верно определена дата римского пилума (№ 42) – I в. до и. э., то достаточно реальным было бы предположение, что он попал к воину из Воздвиженской в результате упоминавшихся выше событий 40-х гг. I в. до н. э. Тогда дата захоронения не должна отстоять далеко от даты кург. 1 у Зубовского хутора. Однако с определенностью базироваться на этом предположении мы не можем. Самую узкую дату в комплексе имеет стеклянный канфар-скифос типа IIIа. варианта 2 по классификации И. П. Засецкой и И. И. Марченко (№ 33), датированный второй пол. I в. до н. э. – рубежом эр (23; 1, с. 98). А самым поздним предметом оказывается алебастровый сосудик (№ 40) типа Ха 3 по классификации К. Ф. Смирнова (24, с. 74), если датировка его только I в. н. э. достаточно корректна. Только он по сути дела вытягивает узкую дату комплекса за рубеж н. э. Складывается впечатление, что погребение в Воздвиженской могло быть совершено чуть позже Зубовского, возможно в последней четв. I в. до н. э. или непосредственно на рубеже эр. При широкой датировке можно говорить о I в. до н. э. – I в. н. э. в целом. Синхронным ему может быть кург. «Сусловский» у ст. Ярославской. У скифоса I типа отсюда отбиты ручки, что затрудняет определение варианта, основного хронологического показателя. И. И. Гущина и И. П. Засецкая датируют его I в. до к. э. в целом (1, с. 96) или второй пол.I в. до н. э. (1, с. 85). Более надежна дата амфориска финикийского стекла (№ 25) августовского времени, 30-е гг. I в. до н. э.– 14 г. н. э. (25, р. 37–38; 26, с. 159). Следующую группу погребений у нас больше оснований относить ко времени уже после рубежа н. э. Дату впускного погребения в кург. 4 у Армавира определяет лишь спиральный браслет с наконечниками в виде лошадиных головок (№ 81), если считать его датировку первой пол. I в. н. э. достаточно обоснованной. Дату впускного погребения в кург. «Острый» у ст. Ярославской определяют два предмета. Скифос типа IIIа, вари- ант 3 по И, И. Засецкой и И.И. Марченко. Показателем хронологического положения этого типа по мнению авторов служит находка такого же скифоса в кург. 9 у ст. Михайловской вместе с патерой Эггерс 154 ступени В1 европейской хронологии (8). Такие патеры бытуют в Центральной Европе на протяжении всей ступени, т. е. приблизительно с 6 г. н. э. до 70-х гг., но большая часть (25 экз.) находок приходится на ступень В1а. Девять из них, правда, занимают промежуточное положение со следующей ступенью В1Ь, в которой представлено в чистом виде всего три комплекса с патерами Эггерс 154 (27, Diagramma, A, 13). Граница между ступенями В1а и Blb лежит где-то в интервале 20–40 гг. I в. н. э. (10, Part. II. ill, 4). Второй предмет из «Острого» с более или менее определенной датой – бронзовая патера первой пол. I в. н. э. (№ 16). Непосредственно сама патера не датируется и авторы каталога выстраивают цепочку: аналогичная патера в погребении Саблы в Крыму имеет атташ в виде кисти руки, последними занимался Б. А. Раев в связи с находками из Соколовского кург. на Дону. Следует вывод о первой пол. I в. н. э. Я не берусь его оспаривать. Кроме того, во впускном погребении «Острого» были найдены ручки серебряного канфара (№ 7), служившие оберегами. Они от канфара второй пол. I в. до н. э. – первой пол. I в. н. э. по А. Оливеру (28, № 78, 79) и Д. Е. Стронгу (29, р. 134). Найдены также предметы с широкой датой I в. до н. э. – I в. н. э. – бронзовый котел, круглая глазированная фляжка, наглазники, браслеты. В целом о дате комплекса можно говорить как о первой пол. I в. н. э., хотя ранняя часть этого интервала кажется несколько более вероятной. Очень неопределенна дата «Большого» кургана у Армавира. Ряд вещей I в. н. э. – фибула в виде фигурки барана, подвеска-медальон с сердоликом, фаянсовая бусина; ряд с еще более широкой датой I в. н. э. – первая пол. II в. н. э. (бляшки, амулеты) или I – II вв. н. э. (золотые бусы, уховертка, деревянные пиксиды). Смущает предлагаемая авторами датировка золотой фибулы так называемой «лебяжинской серии» (№ 87). Поскольку она сохраняет среднелатенскую конструкцию, трудно представить ее бытование в глубинах I в. н. э. Хотя А. К. Амброз (30, с. 55–66) при определении хронологии латенских фибул пользовался завышенными датами систе- мы Я. Филипа (31), и теперь его данные нуждаются в корректировке (32: 10), но в данном случае он прав, определяя дату в пределах I в. до н. э. Дату кург. «Лысая гора» у Майкопа определяет стеклянный канфар-кубок типа III, вида 2, варианта 2 по И. П. Засецкой и И. И. Марченко «первой пол. I в. н. э. или несколько раньше ». Бусы I–II вв. н. э. и панцирь с широкой датой I в. до н. э. – первая пол. II в. н. э. уточнить эту датировку не могут. Аналогичная картина и с кург. 2 у хут. Зубовского. Узкую дату имеет лишь скифос типа III, варианта 2 первой пол. I в. н. э. (№ 146). Остальные вещи – браслеты, бусы, серьги, пряжки, зеркало, глиняный кувшин, алебастровые сосудики типа IX и X по К. Ф. Смирнову и прочее имеют широкие даты. Можно лишь отметить, что как и в «Большом» кург. Армавира, вещи I в. н. э. преобладают над существовавшими и в I в. до н. э. Уточнить несколько дату могла бы, пожалуй лишь золотая фибула, изображающая Гелиоса на колеснице (№ 136). Если верно предположение, что во времена Аспурга на Боспоре произошло возвышение культа Гелиоса-Митры, на чем основана и трактовка С. Ю. Сапрыкиным золотой пластинки из Горгитшии (33, с. 77, 68), то и фибулу из Зубовского можно было бы отнести ко времени Аспурга, правившего с 8 г. по 38 г. н. э. Тогда где-то в это же время или чуть позже было совершено и погребение в кург. 2 у хут. Зубовского. Погребение 5 кург. 1 у Армавира дает три предмета первой пол. I в. н. э. – канфар-кубок типа III, вида 2, варианта 3, краснолаковая тарелка и глиняный бальзамарий. Прочие вещи – браслеты, фибула в виде баранчика, бусы, зеркало, железный канделябр эту дату не уточняют. И, наконец, погребение у аула Хатажукаевский, дающее большой разброс дат. Здесь и зеркало IV типа по А. М. Хазанову III в. до н. э. – I в. н. э., и золотые ромбовидные пронизи I–III вв. н. э., спиральные серьги и фибула в виде зайчика I в. до н. э. – I в. н. э. Наиболее точно дату погребения определяет ойнохоя Эггерс 124 (№ 68) ступени В1а европейской хронологии 6–40 гг. н. э. (10, Part II. ill. 4). Не исключено однако, что погребение было совершено и несколько позже. На бронзовом котле типа, существовавшего на протяжении I в. до н. э. – I в.н. э., имеется родовая тамга Фарзоя (№ 67), время правления которого по монетам, чеканенным в Ольвии, фиксируется с 49 по 81 г. н. э. (34; 35). Есть еще два предмета из числа бытовавших во второй пол. I – нач. II вв. н. э. Это белый скарабей (№ 57) и бронзовое литое кольцо со скульптурными головками мулов (№ 62). Можно было бы по этим самым поздним предметам определить и дату комплекса, однако по всему сочетанию вещей наиболее вероятное время захоронения – середина I в. н. э. Особых оснований переносить это время в конец I в. или в нач. II в.н. э. у нас все же нет. Таким образом, Зубовско-Воздвиженский курганный могильник, скорее всего, функционировал где-то с 40-х или 60-х гг. I в. до н. э. по 40-е – 50-е гг. I в. н. э., и хоронили на нем представителей некой сильно военизированной группировки населения, знатных дружинников-катафрактариев с их семьями, не чуждых, вероятно, и какой-то магической практики: железные жезлы и канделябры, каменные топоры эпохи бронзы, помещенные в могиле. Погребенные были современниками, а очень возможно и активными участниками политических событий названного времени. Весьма вероятно, что старшие из них, захороненные в центральном погребении кург. «Острый» и в кург. 1 у Зубовского хут., застали еще смерть Митридата Евпатора в 63 г. Во всяком случае они наверняка слышали и о победах Помпея над Митридатом в последнем туре затяжной римско-понтийской войны, и о предательстве его сына Фарнака, перешедшего на сторону римлян, и о самоубийстве в Пантикапее великого полководца, филэллина и потомка Ахеменидов. Тот же воин из Зубовского и воин из Воздвиженской в составе сарматского контингента из сираков и аорсов вполне могли принимать участие в боевых действиях Фарнака в 48–46 гг. до н. э. – видеть затопленные земли дандариев, дамбы которых Фариак разрушил, пройти вместе с ним в Закавказье, разграбив святилище в Фасисе, а затем в Малую Азию, разорить Амис, сражаться с легионерами наместника провинции Азия Домиция Кальвина под Никополем, с галатами Дейотара, а в 47 г. потерпеть поражение от Цезаря у Зелы и бежать, перебив лошадей, на кораблях вместе с Фарнаком на родину, избежать гибели в сражениях с захватившим на Боспоре власть Асандром, а потом вместе с ним сражаться в 46 г. до н. э. против Митридата Пергамского (Dio Cass. XLII, 9, 2; 45; 46; Арр. Mith. 120, 121; Luc. X, V, 475; Flor. Вil. civ. II, XIII). Люди из остальных погребений были, очевидно, младшими современниками Асандра и его жены Динамии, дочери Фарнака, могли быть свидетелями гибели первого и воцарения второй при восстании Скрибония, в 21–20 гг. до н. э., попытки присоединения Боспора к Понтийскому царству Полемона, разгрома Боспорских периферийных городов и крепостей, учиненного последним, и его гибели в ловушке, устроенной аспургианами. Во всяком случае, они явно слышали и знали об этих событиях. Жили они, очевидно, и во времена правления Аспурга, сына Динами и Асандра. В частности погребенный или, скорее, погребенная в кург. 2 Зубовского хут. была, по всей вероятности, не чужда и некоторым идеологическим представлениям двора Аспура (фибулы с изображением Гелиоса-Митры), возможно даже имела и какие-то более тесные связи с правящей боспорской династией. Ее, как и женщину из Хатажукаевского аула, могли задеть каким-то образом и события 35 г., когда в римско-парфянском конфликте из-за Армении одна из сарматских группировок поддержала парфян, направив туда войска, которые правда, так и не достигли цели из-за высокого уровня Каспия, закрывшего проход по побережью, а вторая группировка успешно помогала иберам, союзникам римлян (Тас. Ann. 41, 31–37). Находку скифоса из 2-го Зубовского кург. И. П. Засецкая и И. И. Марченко связывают именно с этими событиями. Разная политическая ориентированность сарматских группировок Предкавказья отражала, возможно, и определенные противоречия между ними. Конфликт назревал и свидетельницей его вероятно была более молодая женщина из Хатажукаевского аула. Она могла еще застать и воцарение на Боспоре сына Аспурга Митридата, и бурные события 45—49 гг. Десант римских войск в Пантикапей, бегство Митридата к варварам, выступление на стороне последнего сираков во главе с их царем Зорсином, обращение римлян и нового боспорского царя Котиса за помощью к аорсам, войну 49 г. со взятием римлянами сиракской крепости Успе, сдачей Митридата царю аорсов Эвнону и отправкой пленника в Рим (Тас. Ann. XII, 15–21). Если верно предположение, что сирако-аорский конфликт является или одним из эпизодов (или стимулом) более широких процессов, охвативших сарматский мир и выразившихся в сдвиге ряда сарматских племен на запад (36, с. 39 сл.; 37), а в частности в возникновении царства Фарзоя в СЗ Причерноморье (35), женщина из Хатажукаевского, похоже, как-то причастна и к этим событиям, потому что весьма вероятно была связана какими-то родственными узами с Фарзоем. На котле из погребения изображена родовая тамга, такая же как и на монетах, чеканенных этим царем в Ольвии. Не исключено, кстати, что какие-то родственные связи существовали у этого рода и с домом Аспурга, поскольку тамги обоих имеют определенное сходство (Рис. 1). Очень похоже на то, что во время войны 49 г. или вскоре после нее прекратились захоронения Зубовско-Воздвиженской группы курганов и приблизительно в это же время на противоположном берегу Кубани возникает «Золотое кладбище», захоронения группы сарматов, тоже сильно военизированной, тоже с богатым набором импортных вещей, но практикующих уже другой, катакомбный, обряд погребения. Я не буду рассматривать здесь хронологию «Золотого кладбища» и его соотношение с Зубовско-Воздвиженской группой, так как такая работа подготавливается И. И. Гущиной и И. П. Засецкой (1, с. 89). Насколько я знаком с ходом этой работы, вывод об асинхронности этих курганных некрополей выглядит достаточно убедительно, да и другие исследователи неоднократно этот факт отмечали (38, с. 50 сл. и др.). Сдвиг сарматских племен и на запад, фиксируемый сопо- Восточное, среднеазиатско – сибирское происхождение последнего не вызывает особых сомнений. В Причерноморье и на Кавказе нет такого обилия бирюзы, чтобы обеспечить производство этих предметов. Несомненно стилистическое сходство с вещами Сибирской коллекции Петра I (44), с находками из Тилля-Тепе в Афганистане (45) и в ряде других мест. На востоке этот стиль имеет и более глубокие корни, проявляя определенное стилистическое сходство еще с вещами Аму-Дарьинского клада и Пазырыка, что уже отмечалось исследователями (44; 46; 47). Манера подчеркивать объем, мускулистость изображаемых животных цветным бликом, восходит, вероятно, к приему, издавна применяемому иранскими и среднеазиатскими ткачами и ковровщиками, что хорошо видно, например, на знаменитом пазырыкском ковре. Удивительное сходство с пазырыкскими демонстрируют, например, изображения грифонов на недавней находке золотого фалара из Косики в Астраханской области (48, с. 37). Н. Е. Берлизов склонен объяснять весь этот приток восточных вещей открытием «шелкового» торгового пути (13). Как известно, первый караван с китайским шелком достиг границ Римской империи в 36 г. до н. э., а затем в 23 г. н. э. путь прервался из-за утраты китайцами Восточного Туркестана и был возобновлен в 74 г. (49). И вероятно Н. Е. Берлиозов в какой-то мере прав. Многие вещи могли попадать в Причерноморье именно таким образом, и упоминание Страбоном аорсов, владеющих большей частью Каспийского побережья и ведущих караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, разбогатевших на этой торговле и носивших поэтому золотые украшения (Strab. XI, V, 8) лишний раз это подтверждает. Но трудно себе представить, чтобы предметами купеческой торговли были такие вещи как килограммовая золотая гривна с шествием зверей в бирюзово-золотом стиле из «Хохлача», массивные золотые браслеты того же комплекса, гривна и браслеты 10-го кург. Кобяковского могильника (62), близкие по стилю и манере исполнения, с одной стороны, диадеме из погребения на р. Тенетнике в Казахстане (44, рис. 58), а с другой браслету из Пешевара (44, рис. 232), или роскошные золотые ножны из кург. «Дачи» (50), так живо напоминающие ножны кинжала из погребения «князя» в Тилля-Тепе, или роскошные вещи из погребений в Порогах на Днестре, тоже перекликающиеся с тилля-тепинскими (51). Это явно вещи царского достоинства, ин-
ва, инсигнии власти или очень высокого социального ранга их владельцев. Такие вещи не покупают на базаре, не доверяют караванщикам. Они могли попасть в Причерноморье или вместе с их знатными владельцами, или в качестве дипломатических даров, при династических браках или других контактах на очень высоком социальном уровне. И не исключено, что как раз в то время, когда прервался шелковый торговый путь, теми же караванными дорогами двигались отряды совсем других всадников с совсем другими целями. Двигались толкаемые событиями, которые привели к утрате китайцами Восточного Туркестана, заставляли гирканцев слать послов к Нерону (Тас. Ann. XIV, 25), привели к прекращению захоронений в Тилля-Тепе и развалу Емши-Тепинско-го княжества, одного из пяти государств, созданных некогда юэджами в Бактрии еще в конце II в. до н.э. (52, с. 251), а в конечном итоге способствовали возникновению Кушанского царства между Аралом и Индией, сколь ни были бы спорны даты кушанской хронологии (53). При том сдвиге сарматских племен на запад, о котором шла речь выше, Плиний помещает языгов в Среднем Подунавье, в районе Карнунта, что подтверждает и Тацит, рассказывая о их помощи царю квадов Ваннию в его борьбе против гермундуров и лугиев (Тас. Ann. XII, 29–30). Аорсов-амаксобиев, роксолан и алан Плиний селит к северу от Истра и примыкающего побережья Понта, т. е. в Молдове и Днепровском Правобережье, а сираков — в районе «Ахиллова дрома», в непосредственной близости от Ольвии. Поэтому предположение А. С. Русяевой о сиракской принадлежности Фарзоя не лишено правдоподобности (54). Здесь, однако, нужно оговориться. Плиний следуя давней традиции глубокого уважения к свидетельствам Геродота и стереотипам обыденного сознания об этнических процессах, питающем до сих пор представления о преимущественно глубоком автохтонизме и извечности всех народов, был вынужден искать место и для всех племен геродотовского списка, в реальности уже не существовавших. Он и разместил их между Днепром и Доном (Plin. IV, 88). Поэтому в действительности ареалы расселения всех современных ему сарматских группировок могли быть шире. Возможно, что места их прежнего обитания, отмеченные Страбоном, тоже оставались за ними, за исключением, вероятно, языгов. Однако в целом Плиний обладал достаточно надежной информацией об их владениях, особенно о их западных границах, поскольку имел весьма компетентных информаторов — жившего в Риме пленного Митридата, наместников Мезии Флавия Сабина и Плавтия Сильвана (55, с. 8–12). Свидетельство Плиния о присутствии алан где-то в Северном Причерноморье, и скорее в его западной части, является достаточно надежным, хотя точно локализовать их невозможно. Это, однако, не самое первое упоминание об аланах. У философа Сенеки, учителя Нерона, мелькнула фраза об «Истре, представляющем путь к бегству диким аланам» (Вестник, 630. Сенека был вынужден покончить самоубийством в 65 г., а значит можно несколько сузить дату интервала, в котором произошел сдвиг сарматских племен на запад. Между 18 и 65 гг. аланы уже проникали до Дуная и даже переходили его. Не исключено, что имеется в виду еще один, не известный по другим источникам эпизод из событий 61 – 62 гг. – набег алан мог бы иметь место осенью-зимой 61 г-, когда V Македонский легион ушел из Мезии в Армению на помощь Цезанию Пету (Тас. Ann. XV, 6), чем и воспользовались аланы. Путь для бегства им мог предоставить лишь замерзший Дунай. Акция Плавтия Сильвана, «усмирившего волнения сарматов» (СIL, 3608), летом 62 г. могла быть вызвана не только действиями Фарзоя, заявившего еще в 55 г. выпуском золотой монеты о своей независимости, но и упомянутой Сенекой военной активностью кочевников. Но все это, естественно, лишь в области предположений. Племянник Сенеки, поэт Лукан, участвовавший, как и его дядя, в заговоре Писона и так же закончивший свою жизнь в 65 г., написал поэму «Фарсалия» о гражданской войне 50–45 гг. до н. э. В уста Помпея, рассказывающего о своей деятельности на Кавказе в 65 г. до н. э., он вкладывает слова о «вечно воинственных аланах» (Luc. II, VIII, 215–225). Это свидетельство Лукана вызывает соблазн coпоставить с аланами Зубовско-Воздвиженскую группу – начальная дата, военизированность, контакты с римлянами, бирюзово-золотой стиль. Однако следует проявить осторожность. Даже если у Лукана не произошло описки и аланы не перепутаны с албанами, с которыми Помпей действительно воевал, перед нами все-таки поэтическое произведение, со всеми возможными в этом жанре поэтическими вольнос- тями. У Лукана Цицерон уговаривает Помпея дать скорее битву при Фарсале, хотя, как мы твердо знаем, да и сам Лукан не мог не знать, Цицерона не было в это время в лагере Помпея. Другое дело, что зерно исторической истины есть и в «Фарсалии». Во времена Нерона имя воинственных и диких алан, очевидно, было на языке у римской публики, возможно просачивались какие-то слухи и о действиях на Кавказе. Поэтому Лукан и вставил их в свою поэму. Но это времена Нерона, когда Зубовско-Воздвиженская группа прекращается, а не времена Помпея. Аналогичная ситуация и с упоминанием алан в «Аргонавтике» Верия Флакка. Пересказывая миф для своих учеников, внуков Августа, он также называет алан на Кавказе в связи с походом аргонавтов. Свидетельство тем не менее чрезвычайно важное, поскольку означает, что уже во времена Августа имя алан было известно римлянам где-то на Кавказе. Тем самым шансы аланской версии трактовки Зубовско-Воздвиженской группы увеличиваются, хотя совпадение опять не совсем полное. Самым достоверным свидетельством об аланах I в. н. э. считается описание их рейда в страны Передней Азии через 4 года после самоубийства Нерона, т. е. в 72 г., которое мы находим у Иосифа Флавия (Flav. VII, 7, 4). Недавно Н. Е. Берлизов справедливо отметил некоторые несуразности, возникающие при обычной трактовке этого похода через Кавказ. Аланы сначала атакуют Мидию, а потом уже Армению, проходят через «железные ворота», построенные Александром, хотя, македонский полководец не бывал на Кавказе. Замена царя гирканов на царя иберов, которой исследователи пытались ликвидировать недоразумение, ничем не обоснована, а аланский набег во главе с царем Базу-ком, описанный в «Картлис Цховреба», явно относится к более позднему времени, к 114–115 гг. (13, с. 154–161). В этой связи Н. Е. Берлизов предполагает приход алан в 72 г. из Средней Азии, через Гирканию вдоль южного берега Каспия. По его мнению, Флавий допускает ошибку, довольно распространенную у античных географов, путавших две Меотиды и два Танаиса, откуда, по Флавию, начинали свой поход аланы – в Причерноморье и в Средней Азии (13, с. 158). Версия, не лишенная некоторых оснований, хотя археологически трудно доказуемая. Открытие японскими археологами двух катакомбных могильников с достаточно ярко выраженными среднеазиатскими чертами в долине Далайман в юго-западном Прикаспии (56) казалось бы подстверждает эту версию, но точного хронологического совпадения нет и, кроме того, считать могильники исключительно аланскими не приходится. Они могли быть оставлены саками и даями, тоже упоминаемыми Иосифом Флавием в связи с походом 72 г.(Fiav. XX, 4, 3). С аланами картина, в результате запутывается окончательно. Они то двигаютс< |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы