Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
АНТИЧНЫЕ БУСЫ В ЮЖНОЙ СИБИРИ
В хунно-сарматское время к жителям степей Енисея поступали из Китая лаковые изделия, шелковые ткани, зеркала, а по Шелковому пути с территории Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья стеклянные вещи, из которых до нас дошли бусины и бисер. Известны и другие привозные изделия, но они не составляли массового импорта. В частности, нефритовые вещи и коралл найдены во дворце китайского сановника, построенном в I в. н. з. под г. Абаканом. Лак же, шелк и бусы служили, видимо, эквивалентом при торговле шкурами соболя. Еще в 1960 г. Л. Р. Кызласов пытался датировать таштыкские грунтовые могильники по единичным тогда в них обломкам китайских лаковых чашечек, фрагментам полихромных тканей и стеклянным золоченым бусинам. Руководствуясь лишь внешнем сходством, он отнес чашечки и ткани к эпохе Раняя Хань, а бусы – к I в. до н.э., т.к. сходные были найдены в могильнике хунну в Забайкалье. В результате возраст таштыкеких могильников был определен в пределах I в. до н.э.– I в. н.э. (1, с. 108 сл.). Позже выяснилась полная неинформативность обломков чашечек и, напротив, конкретность анализа полихромных тканей; они относятся к лоу-ланьской группе китайских тканей и изготовлены в мастерских Шу (совр. провинция Сычуань). Длительное время эти ткани относили к I в. до н. э. – II вв. (2). Ныне в связи с уточнением датировки могильника и поселения у Лоулана предложено другое время их изготовления – III–IV вв.н. э. (3). Соответственно изменяются представления и о таштыкских памятниках, где найдены куски тканей из той же мастерской. Сейчас это самая надежная, но не единственная, дата для таштыкеких могильников. Собрано ок. 500 подлинных бусин, преимущественно каменных, костяных и несколько десятков стеклянных, дающих дату таштыкеких памятников. Длинные низки бус из 20 –45 бусин носили как ожерелье и оплетали ими высокую женскую прическу. Короткие низки из 4 – 5 бусин служили браслетами, а одна-две, нанизанные на ремешок или тесемку и носившиеся на шее, – амулетами. Бисером, видимо, украшали иногда ворот, рукава или грудь рубахи, одетой на покойника под двумя шубами. На одну нить всегда нанизаны бусины разного материала, формы, цвета. Почти все стеклянные бусины найдены в двух таштыкеких могильниках: у д. Комарко-ва на правом берегу Енисея и у бывшего хут. Терский на левом берегу Енисея. Спектральному анализу были подвергнуты 12 буеин из первого пункта и 13 бусин из второго. Анализ сделан в Лаборатории ЛОИА В. А. Галибиным и в лаборатории ВНИИИ Океаногеологии и прокомментирован В. А. Галибиным. По составу стекла комарковские бусины разделились на изготовленные по египетскому рецепту (песок + природная сода) в мастерских Восточного Средиземноморья и восточному рецепту в мастерских Ближнего Востока (Иран, Персия). В. А. Галибин указал на совпадение химического состава и внешнего вида сибирских бусин с бусами из Северного Причерноморья, типология которых хорошо разработана. Это наблюдение побудило нас проанализировать по внешнему виду и другие стеклянные бусины могильника. На наш взгляд, из мастерских Восточного Средиземноморья происходят: 2 подвески из белого стекла с различно окрашенными зонами, крупная бесцветная бусина с большой золотой прокладкой, синие бусина и пронизь, бесцветный бисер, а также уникальная свинцовая бусина (4, с. 83сл.). Аналогичные формы имеются в памятниках Северного Причерноморья, но наибольшее сходство с античными имеют комарковские подвески и позолоченная бусина. Подвеска из одноцветного стекла сходна с типом грушевидных черноморских подвесок, датируемых II – первой пол. IV вв., а также со стрелковидными подвесками конца I— нач. II вв. (5, т. 27, 72; т. 33, 6, 7, 70). Вторая подвеска имеет поперечный орнамент, распространенный со II в. до н.э. по I в. Бусы с золотой и серебряной прокладкой были широко распространены в Северном Причерноморье в I – IV вв. (5, с. 27). Аналогичная комарковская бусина не могла быть изготовлена ранее II в., поскольку ее стекло обесцвечено марганцем, что применяется лишь со IIв. (4, с. 100). По типологическим признакам к античным можно отнести и ряд других комарковс-ких бусин, хотя их химический состав не проверялся. Это пронизи из нескольких нерасчлененных бусин: 2 пронизи из трех крупных бочковидных бусин (по Алексеевой т. 26, 5–8, тип 1 вариант Б), 2 пронизи из двух крупных цилиндрических бусин (по Алексеевой т. 26, тип 32), 2 вытянутые пронизи с пе- ретяжкой по краям (Алексеева, 1978, т. 26, 30, 32, тип 21, 23), несколько пронизей из мелких бусин типа бисера и т. д. В комарковской коллекции преобладают одноцветные бусины, имеются оранжево-янтарные, граненые, рубленый бисер, бочковидные бусины, изготовленные из вытянутых трубочек – все эти признаки характерны для античного стеклоделия первых веков н. э. (5, с. 62 сл.). В целом обращает на себя внимание то обстоятельство, что нет бусин, встречающихся в памятниках Северного Причерноморья ранее I в., а преобладают типы, наиболее распространенные в I – II, либо с конца I в. и во II вв. н. э. В могильнике Терский в одной могиле собрано 15 бусин, из которых 2 доломитовые и 13 стеклянных, три из которых по составу стекла изготовлены в мастерских Восточного Средиземноморья, а остальные — Ближнего Востока. Интересующие нас изделия из содового стекла представлйют две синие бусины (благодаря использованию кобальта) и округлую бисеринку из полупрозрачного стекла молочного цвета. Такой бисер изготовлялся в античных мастерских как до II в. до н. э., так и во II в. н. э. (5, т. 33, 1, 16, 25). Одна бусина изготовлена из вытянутой трубочки с перехватом, т. е. из двух овальных бусин; тип характерен для первых веков (5, т. 38, 3, тип 15, 16). Другая бусина первоначально была цилиндрической формы, но подшлифована под бочонковидную. Этот тип был распространен со II в. до н.э. и в первых веках (5, т. 34, 4, тип. 18, 21). Однако ранее II в. н. э. на Енисей попасть они не могли, поскольку найдены в комплекте с ближневосточными бусинами, три из которых по химическому составу (по В. А. Галибину) датируются II – V вв. Имеются сведения о других типах бусин из раскопок С. А. Теплоухова у оз. Горькое и С. В. Киселева у кург. Салбык. Среди них глазчатые, полихромная и одноцветные. Глазчатые бусины делятся на белые и зеленые. Первые различаются по глазкам: синие или красные глазки в черных кольцах, синие глазки в двойном белом и синем кольцах. Зеленые бусины с синими глазками в белых и с коричневыми глазками в желтых кольцах. Без знания конкретной технологии (гладкие накладные, слоисто-щитковые, слоисто-комбинированные) их трудно датировать, но в Северном Причерноморье глазчатые бусины широко распространены именно в первые века н.э.
Единственная полихромная бусина украшена тремя поперечными полосами. Окраска неизвестна, имеется лишь карандашный рисунок Л. А. Евтюховой. Прямых аналогов не найдено; предположительно бусина изготовлена в I в., поскольку орнамент из поперечных полос был характерен для III – I вв. до н. э., а с тройной поперечной полосой для позднего эллинизма и I в. н. з. (5, с. 41). Среди одноцветных бу- син есть синие, голубые и бесцветные с внутренней полосой. Последние схожи с античными широко распространенными в I – IV вв., а особенно в конце I – II вв. Комбинированная пронизь из округлого диска и перпендикулярного к нему овального диска подобна пронизям, известным в комплексах I – III вв., а наиболее часто со второй пол. I и во II вв. (5, т. 26, 67, тип 25). Стеклянные бусы, причем в значительном количестве, найдены на Енисее в памятниках, близких по времени или синхронных таштыкским. Это позднетагарские курганы и могилы населения загадочного происхождения, условно называемые «тесинскими грунтовыми» могилами. Бусы не привлека ли внимание исследователей, не анализировались, не подвергались спектральному анализу, но даже визуальное знакомство с коллекциями позволяет утверждать, что среди них мно- го бусин, типологически близких отмеченным в таштыкских могилах, а также новых, сходных с античными. Выделяется несколько типов: 1. Треугольные подвески, спаянные из разноцветного стекла. Полосы и зоны направлены вдоль канала отверстия. Полос две-три. Две подвески найдены в тагарском кургане Новые Мочаги Н. Ю. Кузьминым, одна в могильнике Тепсей VII М. П. Грязновым. В северном Причерноморье подобные отмечены в погребениях I в. до – II в. н. э., но наиболее характерны для рубежа н. э. (5, с. 43, т. 27, 60 – 65). 2. Пронизи из трех нерасчлененных бусин с золотой прокладкой (Новые Мочаги и Оглахты V, м. 6, раскопки Л. Р. Кызласова); аналогичны таштыкским и античным первых вековн. э. (5, т. 26, 8, 30). 3. Цилиндрическая бусина, обвитая спиралями, найдена в могильнике Новые Мочаги. В античных комплексах со 11в. до н. э. по II в. н. э. 4. Полихромная бусина цилиндрической формы с фестонообразным орнаментом найдена в могильнике Красный Яр,
раскопки Э. Б. Вадецкой. Этот тип бусин в античных памятниках наиболее характерен с первой пол. IIв. изготовлялся не ранее I в. (5, т. 29, 30, 31, 33, с. 38, 49). 5. Бочонковидные бусины с валиками по краям. Соответствуют 170 типу одноцветных античных бус и типам 24, 26 с металлической прокладкой. Изготовлены из трубочки при помощи формовочных щипцов. Одноцветные бусы характерны для I – II вв., а с металлической прокладкой для I – III вв. (5, т. 26. 24–27). На Енисее найдены в могильниках Уайбат II, раскопки Г. Ф. Дебеца, и Тепсей VII. 6. Мелкие округлые бусины с ребристой поверхностью. Соответствуют античным одноцветным бусам типов 141–152. Распространены в I–IV вв., а особенно в I – II вв. (5, с. 71 сл.; т. 33, 46, 50–54). Наконец отметим круглые и бочонковидные бусины с металлической прокладкой, встреченные неод Таким образом, в Минусинской котловине находятся в могильниках те типы восточносредиземноморских бус, которые были на территории Северного Причерноморья наиболее распространены в I – II вв. или с конца I в. и во II в., что определяет нижнюю дату этих памятников, но не может служить единственным основанием, ибо одинаковые бусы продолжали изготовляться до IV в. В одних комплексах и даже на одном ожерелье обнаружены бусы разного происхождения: из Восточногго Средиземноморья и Ближнего Востока. Те и другие могли поступать поодному отрезку Великого Шелкового пути. Значит, бусы из содового стекла могли поступать из Сирии, а не степным путем из Северного Причерноморья. Близость типов сибирских и черноморских бус (их более 20), обнаруживаемая даже при их визуальном сопоставлении, склоняет нас к мысли, что бусы поступали все-таки из мастерских Северного Причерноморья. Косвенным подтверждением этому служат могильники на юге Западной Сибири. Например, саргатский могильник I – II вв. на Среднем При-тоболье, где положены не только бусы, но и фигурки Гарпок-ратов из Северного Причерноморья (6). С I в. п. э. был освоен северный отрезок шелкового пути, по которому изделия из античных колоний Северного Причерноморья проникали в Ханьскую империю. «Северный путь» на территории Восточного Туркестана проходил через Турфанский оазис. Торговая магистраль, являвшаяся для западного населения Шелковым путем, стала «стеклянным» путем для населения Центральной Азии и Китая в I — VIII вв. (7, с. 369, 389), а не раньше, что объясняет отсутствие в минусинских памятниках античных бус ранее I в. Многочисленные государства, расположенные в Восточном Туркестане, через которые проходил Шелковый путь, находились под властью хунну со IIв. до н. э. до конца 1 в. до н. э. В 77 г. до н. э. китайцы создали здесь свои земледельческие колонии и военные поселения. Китайский протекторат над государствами Западного края формально просуществовал до 107 г., но еще в 91 г. империи Хань удалось нанести окончательное поражение хунну. После разгрома они перестали играть сколько-нибудь заметную роль в международных отношениях в Центральной Азии и территория, прежде ими занятая, вскоре оказалась в руках сяньбийцев (8, с. 259). Таким образом, в интересующее нас время китайские торговцы, видимо, активно действовали на «северном пути» и поступившие по нему изделия продавали в другие районы вместе с китайскими вещами и шелком. Поэтому в таштыкских могильниках находятся ценности, одновременно импортируемые как с Востока (Китай), так и с Запада (Иран, Персия, Северное Причерноморье). Импортные бусы являются датирующим источником для очень сложного, так называемого «таштыкского переходного» периода в Присаянье, причем не столько для датировки конкретных памятников, сколько проблемы взаимоотношений нескольких этносов – тагарцев, тесинцев, таштыкцев. Изложенные соображения являются первой заявкой для исследования в этом направлении с привлечением стеклянного импорта. 1. Кызласов Л. Р. Таштыкская эпоха. М., 1960. 2. Рибо К. Л., Лубо-Лесниченко Е. И. Оглахты и Лоулань (две группы древних художественных тканей).– Страны и народы Востока вып. XV, 1973. 3. Лубо-Лесниченко Е. И. Китай на шелковом пути. Автореферат дисс. докт. ист. наук. Л., 1989. 4. Галибин В. А. Состав стекла из памятников Красноярского края (V в. до н. э. –I в, н. э.).– Древние культуры Евразийских степей. Л., 5. Алексеева Е. М. Античные бусы Северного Причерноморья.– САИ вып. 6. Матвеев А. В., Матвеева Н. П Саргатский могильник у д. Тютрина (по раскопкам 1981 г. ). – КСИА, вып. 184, 1985. 7. Лубо-Лесниченко Е. И. Великий Шелковый путь.– В кн.: Восточный 8. Крюков М. В. Восточный Туркестан в III в. до н. э. – VI в. н. э. – В кн.: Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье, М., 1988. В. Р. Эрлих, С. П. Кожухов ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ МЕОТСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАКУБАНЬЯ Основным результатом десятилетней работы Кавказской археологической экспедиции ГМИНВ является открытие и исследование большого числа новых памятников Закубанья в хронологическом диапазоне от эпохи бронзы до позднего средневековья, а количество раскопанных памятников эпохи раннего железа таково, что позволяет монографически изучить историю Среднего Закубанья в этот период. Авторы, в той или иной степени освещавшие вопросы периодизации раннего железного века Кубани, основывались, главным образом, на материалах Правобережья, поскольку Закубанье было исследовано значительно хуже. Даже первичный анализ памятников Закубанья позволяет утверждать, что ни одна из предложенных периодизаций не может быть здесь применена, поскольку развитие меотской культуры в регионе происходило несколько иначе. Мы присоединяемся к мнению тех исследователей, которые полагают, что «меоты» греческих авторов являются не эт-никоном, а суммарным понятием, обозначающим население, жившее вокруг Меотиды (1; 2). Однако понятие «меотская культура», по нашему мнению, вполне приемлемо для обозначения археологической культуры Кубани раннего железного века. Выделение периодов в археологических культурах предполагает разнообразие подходов и принципов, тем более в культурах, отличающихся длительным сохранением традиций- К таким консервативным культурам относится, на наш взгляд, и меотская культура Закубанья, сохраняющая основные черты погребального обряда на протяжении более 700 лет. В нашем подходе к периодизации меотской культуры мы стараемся выделить основной процесс каждого периода, а рубежами считаем те моменты, когда эти процессы можно считать в основном завершенными. До недавнего времени были неизвестны памятники, непосредственно предшествующие древнемеотским могильникам. Некоторый свет на проблему генезиса меотской культуры Закубанья пролили исследования Э. С. Шарафутдиновой (3). Очевидно, процесс генезиса новой культуры в предгорной и лесостепной части Закубанья необходимо рассматривать в общем контексте формирования культур эпохи перехода от бронзы к раннему железному веку Северного Причерноморья, где в конце II–нач. I тысячелетия до н. э. под воздействием экологических факторов наблюдается запустение степных районов и поиск степным населением экологических ниш с более влажным климатом пригодных для проживания (4). Ранний период, название которого «древнемеотским» вполне допустимо, длится со второй пол.– конца IX в. до н.э. до середины VII в. до н. э. Такие даты дает относительная хронология комплексов древнемеотских могильников Закубанья,. основанная на взаимовстречаемости бронзовых уздечек наборов (5). Нижнюю дату дает бронзовый птицеголовый скипетр с грибовидным обушком из погребения 35 мог. Фарс, аналогичный скипетру из клада Прюдь (6). Объединение в один период VIII, VII и VI вв. до н. э., как это было сделано А. М. Ждановским и И. И. Марченко (7), на наш взгляд, неправомерно, хотя в памятниках второй пол. VII – VI в. до н.э. прослеживается преемственность с древнемеотским периодом в погребальном обряде и некоторых керамических формах. Материальная культура в целом, однако, имеет несколько иной облик, что следует связывать с важными социально-экономическими сдвигами, происшедшими в конце древнемеотс-кого периода. Они в значительной мере обусловлены участием населения Прикубанья в переднеазиатских походах конца VIII – первой пол. VII вв. до н. э., что подтверждается архео-логическим материалом. К концу периода походов, углубляется процесс социальной поляризации общества, наиболее ран- ним свидетельством чего являются подкурганные аристократические погребения вождей-колесничих в курганах Уашхиту и 46 в урочище «Клады» у ст. Новосвободной, а также клады упряжи колесниц (8). Завершение древнемеотского периода и начало нового отмечено появлением богатейших курганов 3-й четв. – 2-й пол. VII в. до н. э. у ст. Келермесской, ст. Костромской и 1 Говер-довского кургана. Участие в переднеазиатских походах и полученный скифский импульс придают меотской культуре «скифоидный» облик. В этот момент как никогда ранее проявилась общность материальной культуры Закубанья с раннескифской культурой Северного Кавказа и Украинской Лесостепи. С окончанием походов начинается новый период меотской культуры, который мы, вслед за многими исследователями, называем меото-скифским. В Закубанье он хорошо прослеживается на материалах ранних групп Уляпского и Начер-зийского могильников, датируемых VI – V вв. до н. э., и Ульского курганного некрополя воинов-аристократов. С предшествующим периодом меото-скифский связывает преемственность в погребальном обряде и некоторых формах керамики. Уздечные наборы, оружие и предметы в зверином стиле выполняются в русле общескифских традиций. Особенность региона проявляется в деталях погребального обряда. Например, короткие мечи-акинаки встречаются здесь у рядовых пеших воинов (9), упряжные кони используются в виде жертвенных животных в огромных гекатомбах и др. Основным процессом в этот период, по нашему мнению, является постепенное изживание «скифских» черт. Так, во второй пол. VII – первой пол. VI вв. до и. э. в Закубанье широко используются бронзовые наконечники стрел скифских типов (10). Однако уже с середины VI в. до н. э. происходит вытеснение бронзовых наконечников стрел железными; уже в V в. до н. э. бронзовые наконечники стрел редки, а в IV в. до и. э. – единичны. Короткие акинаки скифского облика постепенно эволюционируют с конца V в. до н. э. в длинные меотские мечи без металлического перекрестия. В сложившемся виде меотский меч существует уже в IV в. до н.э. (25). Дольше существуют уздечные наборы общескифского облика, однако в конце V в. до н. э. на удилах появляются крестовидные насадки, которые к III р. до н. э. модифицируются в своеоб- разные крестовидные «псалии: »; двудырчатые псалии исчезают, ременное оголовье лошади упрощается. К IV в. до н. э. меотская культура Закубанья приобретает свой «классический» облик. Начинается собственно меотский период. Господствуют местные формы гончарной керамики, возникшие в результате переработки боспорских традиций, своеобразен набор вооружения, сложился кубанский вариант звериного стиля. Тесные контакты с Боспором привели к появлению в погребениях импортных вещей. Все эти черты хорошо прослеживаются в поздней группе Уляпского и ранней группе Серегинского могильников. Появляются новые черты в погребальном обряде, и не только в нем. Некоторые курганы IV в. до н. э. являются не погребальными памятниками, а святилищами. Для IV – III вв. до н. э. прослежены коллективные (вероятно, склеповые) захоронения в Серегинском могильнике, в которых бывает до 10 погребенных. Возможно, это явление следует рассматривать в одном ряду с появлением склепов того же времени в Крыму (11) и Ставрополье (12). В Серегинском и Уляпском могильниках встречены ритуальные комплексы, содержащие большое количество перемешанных костей животных, керамику, отдельные металлические предметы, горгонейоны, плоские известняковые плиты. Таких комплексов известно не менее пяти, и они требуют объяснения. Население Закубанья приняло участие в боспорской войне 310/309 гг. на стороне Арифарна и по всей видимости, вошло в сиракский союз кубанских племен (13). Военные контакты с Боспором подтверждаются находками элементов греческой паноплии в комплексе конца IV – нач. III вв. до н. э. Курджипского кургана, а также отдельными находками греческих шлемов на территории Закубанья. Последние, вероятно, послужили прототипами местных закубанских бронзовых шлемов III – I вв. до н. э. Данные о закубанских поселениях этого периода немногочисленны. Нами частично исследовалось неукрепленное поселение Ульский пенькозавод-2, относящееся к Серегинскому могильнику. Второе исследованное поселение, также относящееся к IV – III вв. до н. э., расположено на р. Медовка. Оно окружено неглубоким рвом, остатки которого прослеживаются вокруг поселения. В целом мы склонны датировать собственно меотский период временем с IV в. до н. э. по I в. до н. э., до начала активной сарматизации Среднего Закубанья. Определить точную верхнюю дату трудно, поскольку для III –I вв. до н. э. практически полностью отсутствуют надежные хронологические реперы, и уточнение ее возможно только с применением статистических методов. Если в верховьях Кубани и на правобережье Лабы сарматские памятники появляются уже в III в. до н. э. (14), в Среднем Закубанье мы можем говорить лишь о незначительном сарматском влиянии, усиливающемся к концу меотского периода. Появляются мечи с полукольцевым навершием, черешковые стрелы, которые в одном случае (Серегинский к. 1, п. 23) встречены с втульчатыми. В I в. до н. э. – I в. н. э можно говорить о радикальном изменении облика археологической культуры Среднего Закубанья. Некоторые меотские могильники продолжают функционировать, однако в них появляются погребения, разительно отличающиеся от предшествующих. Так, в Серегинском могильнике появляется группа погребений с СВ ориентировкой, комплексом вооружения, характерным для средне- и поздне сарматского периодов (ср. 15). Здесь же найдены украшения, характерные для сарматских памятников, а также новые типы керамики. Особенно интересен ритуальный комплекс №1 из Серегинского к. 1, состоявший из железного меча с перекрестием и без металлического навершия, шлема типа «Монтефортино F» и песчаниковой плиты. Комплекс в целом аналогий в Закубанье пока не имеет, однако вполне вписывается в сводку сарматских комплексов, сделанную Б. А. Раевым (16). Дата шлема по Робинзону I в. н. э. (I). Ритуальный комплекс № 1 Серегинского к. 1, а также погребения так называемой Зубовско-Воздвиженской группы, позволяют говорить о начале активного проникновения сарматов к западу от Лабы с I. в. до н. э. В один из курганов группы Уашхиту-2 было впущено 16 погребений сарматского облика с преобладанием СВ ориентировки, в сопровождении керамики, ближайшие аналогии которой находятся в памятниках Нижнего Поволжья, а на Северном Кавказе – в Таркинском могильнике. По зеркалам-подвескам с валиком по краю можно датировать эту группу I– нач. II вв. н. э. (18). Она отличается от памятников как Зубовско-Воздвиженской группы, так и от более поздних Закубанских. Новая сарматизированная культура Среднего Закубанья в завершенном виде сформировалась в I в. н. э. Грунтовые могильники этого времени свидетельствуют о смене погребального обряда и материальной культуры. Исчезла южная ориентировка погребенных, в могильниках (Чернышевский, Штур-бинский, Уашхиту-2 и др.) преобладает широтная. Со второй пол. I в. н. э. наряду с простыми грунтовыми ямами с деревянными гробовищами, фиксируются катакомбы. Прослеживается обычай помещения лепного горшочка в миску, косметические мисочки со следами мела. Радикально меняется материальная культура: появились фибулы, зеркала-подвески, амулеты из египетского фаянса, оружие средне– и позднесарматских типов, стеклянные бальзамарии, сосуды с зооморфными ручками и др. (19). Преемственность с предшествующим меотским периодом мы можем проследить лишь в некоторых формах гончарных мисок и лепных горшочков. Смена культуры в Среднем Закубанье идет с востока на запад. По течению рек Пшиш и Псекупс новые черты появляются немного позже, чем в бассейне Лабы. В Ново-Вочеп-шийском грунтовом могильнике меотские черты доживают до рубежа эр. Немногочисленные погребения I в. н. э. имеют западную ориентировку, в остальном же не отличаются от погребений предшествующего времени (20). Однако и здесь во II – III вв. н. э. появляются могильники, близкие Чернышевскому и Штурбинскому: Ленинохабльский (21), Чишхо и Капанешхо (22). Памятники сарматизированной культуры появляются и в предгорных районах (Ясеновая Поляна: 23). Кроме грунтовых могильников, встречаются и курганные, напр., погребение II в. н. э. из аула Кончукохабль (24). Еще одной яркой чертой культуры сарматизированного населения Среднего Закубанья является появление укрепленных городищ. Городища, исследовавшиеся Н. В. Анфимовым, Л. Н. Носковой и нами (всего 16), не имеют культурного слоя, датируемого ранее первых вв. н. э. Наиболее распространенный тип городищ – мысовое, с «цитаделью», окруженной рвом. К этому типу можно отнести Джеракайское, Дукмасовское, Чемдежское, Тахтамукаевское и др. Не исключено, что к это- му же времени относятся и городища Правобережья Лабы – Тенгинская группа, культурный слой которых не исследовался. Во всяком случае, городище Солонцы у ст. Каладжинской на правом берегу Лабы датируется первыми вв. н. э. По материалам могильников сарматизированная культура Среднего Закубанья существует до IV в. н. э. С ее исчезновением заканчивается ранний железный век в этом регионе, некоторые городища имеют следы обживания в раннем средневековье. Материалы Закубанья показывают, что культура населения, которое античные авторы с VI в. до н. э. называли «меотами», зародилась к югу от Кубани в конце IX – VIII вв. до н. э. Она получила новый импульс в VII в. до н. э. в результате переднеазиатских походов скифов и других племен Северного Кавказа и распространилась на Правобережье и Нижнюю Кубань. Будучи отделенной от скифо-савроматского мира правобережными меотами, культура Закубанья к IV в. до н.э. приобретает самобытные черты, отличающие ее от синхронных культур Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Это позволило закубанским племенам сохранить привычный облик материальной культуры до вторжения сарматских племен в I в. до н. э. В первые вв. н. э. на этой территории складывается новая сарматизированная культура, резко отличающаяся от предшествующей меотской. Новая меото-сарматская общность существует до нач. IV в. н. э. 1. Галанина Л. К., Алексеев А Ю. Новые материалы к истории Закубанья.– АСГЭ, вып. 30, 1990. 2. Gardiner-Garden J. Q. Fourth century conception of maiotian etnography.–Historia, Bd. 55, 1986, No2. 3. Шарафутдинова Э. С. Двуслойное поселение Красногвардейское II – памятник эпохи поздней бронзы – начала раннего железа на Кубани.– В сб.: Меоты – предки адыгов. Майкоп, 1989. 4. Махортых С. В., Иевлев М. М. О путях и времени формирования раннекочевнических образований на Юге Европейской части СССР в позднейший предскифский период.– ДСКП. М.. 1991. 5. Эрлих В. Р. Бронзовые уздечные наборы и проблема хронологии комплексов предскифского и раннескифского времени Закубанья.– ДСКП. М., 1991. 6. Эрлих В. Р. К проблеме происхождения птицеголовых скипетров.– СА, 1990, № 1. 7. Ждановский А. М., Марченко И. И. К вопросу о периодизации раннего железного века Прикубанья.– I КАК. Краснодар, 1989.
8. Эрлих В. Р. Курган Уашхиту и проблема интерпретации некоторых комплексов типа Новочеркасского клада. – XVI Крупновские Чтения по археологии Северного Кавказа (Тез. докл.). Ставрополь, 1990. 9. Эрлих В. Р. Мечи скифского облика из могильника у аула Уляп.– Древний и средневековый Восток, вып. II. М., 1988. 10. Эрлих В. Р. Бронзовые наконечники стрел и проблема хронологического распределения комплексов раннескифского времени Среднего Закубанья. – Материальная культура Востока, часть I. M., 1988. 11. Яковенко С. В. Скiфи Схiдного Криму в V – II ст. до н. э. К., 1974. 12. Белинский А. В. К вопросу о культурной принадлежности склеповых сооружений раннего железного века на Ставропольской возвышенности. – XVI Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа (Тез. докл.) Ставрополь, 1990. 13. Ждановский А. М. К истории сиракского союза племен (по материалам курганных погребений Среднего Прикубанья). – Дон и Северный Кавказ в древности и средние века. Ростов н/Д, 1990. 14. Каминская И. В. Сарматские погребения на Урупе. – СА, 1988, № 1 15. Терехова Н. Н. Результаты металлографического исследования железных предметов из Серегинского грунтового могильника. – ДСКП. М., 1991. 16. Раев Б. А. Бронзовый шлем из коллекции Новочеркасского музея. – КСИА, вып. 194, 1988. 17. Robinson H. R. The Armour of Imperial Rome. L., 1975. 18. Эрлих В. Р., Кожухов С. П. Погребения сарматского времени из кур 19. Габуев Т. А., Днепровский К. А., Носкова Л. М. Работы Кавказской археологической экспедиции. АО–1986. М., 1988. 20. Носкова Л. М., Кожухов С. П. Меотские погребения Ново-Вочепшийского могильника (по материалам раскопок 1985–1986 гг.). – Меоты – предки адыгов. Майкоп, 1989. 21. Ждановский А. М. О погребальном обряде ранней группы захоронений Ленинохабльского могильника.– Археология и вопросы атеизма. Грозный, 1977. 22. Кожухов С. П., Эрлих В. Р. Археологические разведки левого берега Краснодарского водохранилища. – Материальная культура Востока, часть II, М., 1988. 23. Дитлер П. А. Могильник в районе поселка Колосовка на реке Фарс.– СМАА,, вып. II. 1961. 24. Дитлер П. А Комплекс из кургана у аула Кунчукохабль. – СМАА, вып. III, 1972. 25. Эрлих В. Р. Меотские мечи из Закубанья. – ДСКП. М., 1991. Е. А. Беглова |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы