Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекции по предмету:Введение в христианскую теологию



Лекции по предмету: Введение в христианскую теологию

Описание предмета. Данный предмет представляет собой обзор развития христианского богословия в период с 2 - 20 в н. э. Дать такой обзор было бы невозможно, не уделив должного внимания ключевым идеям и их авторам, которые решающим образом повлияли на это развитие. Поэтому предлагается познакомиться с ведущими богословами каждого из освещаемых периодов в развитии богословия, а также с тем, какой вклад они внесли в развитие данной области человеческого знания, веры

Цель курса. познакомить с главными вехами на пути развития христианского богословия; раскрыть многосложную природу богословия и указать на те опасности, которые подстерегают всякого, кто изучает эту дисциплину; помочь студенту получить необходимые навыки для того, чтобы самостоятельно ориентироваться в широкой области христианского богословия.

Содержание курса. Основные идеи, периоды и ведущие богословы в истории богословия.

А. Патристический период, 100-451;

Географический аспект;

Объяснение терминов;

Обзор патристического периода; Ведущие богословы;

Главные вехи на пути богословского самоопределения церкви.

Б. Средние века и Ренессанс, 1000-1500.

Географический аспект;

Объяснение терминов; Ведущие богословы;

Основные богословские направления этого периода;

В. Реформация и пост-Реформация 1500-1700.

Географический аспект;

Объяснение терминов;

Ведущие богословы;

Главная богословская проблематика этого периода;

Постреформационный период: конфессионализм и схоластика.

Г. Современный период, 1700-наше время.

Географический аспект;

Объяснение терминов;

Просвещение;

Основные богословские направления со времени Просвещения.

2. Некоторые общие замечания относительно христианского богословия.

А. Христианское богословие: структура.

Б. Христианское богословие: источники.

Священное Писание

Разум Предание

Религиозный опыт

В. Пять “доказательств” Фомы Аквинского о существовании Бога.

Введение

Христианское богословие является одним из наиболее удивительных и интересных предметов. Это и не может быть иначе, поскольку постижение Божественного вряд ли оставит равнодушным пытливого исследователя. Только Бог не перестает вызывать к Себе постоянного интереса. Но необходимо помнить о опасностях богословия. Оно - как безбрежное море, которое манит к себе бесстрашных мореплавателей. Многие студенты начинают изучение богословия с надеждой на то, что этот процесс расширит горизонты их богословского видения, углубит и обогатит их религиозный опыт, укрепит веру. Однако не с каждым такое происходит. Для некоторых изучение богословия заканчивается тем, что они не знают, во что верить. Библия, некогда вдохновлявшая, становится мертвой книгой, а молитва больше не имеет смысла. Так происходит тогда, когда богословие становится абстрактной, рационалистической, чисто умозрительной дисциплиной, оторванной от реальности живого Бога, Который активно проявляет Себя в мире, в т. ч. и через церковь. Для некоторых изучение богословия является временем духовной борьбы, внутреннего конфликта и напряжения. Именно по этой причине некоторые студенты предпочитают не углубляться в тот или иной вопрос (на поверхности безопасней! ) и не читать книг, написанных с другой точки зрения, чем их собственная. Студент потому является студентом, что думает. Вера не должна быть слепой, чем-то хранящимся в темной комнате и боящимся показаться на свет. Вера не должна принимать форму суеверия. Она не должна бояться мыслить и задавать вопросы. Отказываясь думать, мы совершаем интеллектуальное самоубийство и фактически отрекаемся от своей веры. Мы просто обязаны думать о своей вере и вере других людей, таким образом углубляя ее и расширяя свои познания. Не нужно бояться думать. Ум наш принадлежит Богу и должен быть посвящен Ему. Лк. 10: 27 возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею и всем разумением твоим... 1 Пет. 3: 15 будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. А как можно это сделать, не зная во что мы верим и почему? Часто говорится о необходимости иметь открытый ум. Что это значит? Открывая ум, не следует опустошать его. Пусть он будет открыт сверху, а не снизу, чтобы из него не выпало все то, в чем мы уверены, что это правда. “Открывая” ум сверху, не делайте это слишком широко, чтобы туда не попало слишком много мусора, ”дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству людей, по хитрому искусству обольщения” (Еф. 4: 14)

Но постараемся иметь не только открытый ум, но и открытое сердце. Как сказал А. Блум (митрополит Сурожский), территория Бога опасна и существует не для того, чтобы узнать информацию о ней, но чтобы войти на нее. В этом смысле решающую роль играют - богообщение, молитва, вдумчивое чтение Библии.

Всякий человек, задумывающийся над серьезными вопросами веры. Вскоре обнаружит, что он не первый, кто пытается их разрешить. Многие до него искали ответы на те же вопросы, что ставит перед собой и он. Фактически, невозможно всерьез заниматься богословием, делая вид, что им не занимался никто раньше. Во всяком богословском исследовании всегда должна присутствовать оглядка назад, на то, что уже было достигнуто на пути к разрешению той или иной проблемы. Мы стоим на плечах наших предшественников и должны серьезно и с уважением относится к накопленному ими наследию. К. Барт: “Мы не можем быть в церкви и не нести ответственности за богословие прошлого в той же мере, что и за богословие настоящего. Августин, Ф. Аквинский, Лютер, Шлейермахер и другие не мертвы, но живы. Они все еще говорят и требуют того, чтобы прислушиваться к их живым голосам”. Поэтому знать прошлое христианства жизненно необходимо. Это поможет нам разобраться в настоящем. В этом и состоит цель нашего курса - дать обзор развития христианского богословия. Особое внимание мы уделим богословия, начиная со времени Ренессанса, так как именно этот период стал решающим в формировании западного богословия (история З. Европы - ось христианского богословия + корни АСД). Следует помнить то, что то деление истории богословия, которое предлагается в программе, условно и в какой-то степени произвольно, хотя его и можно считать общепринятым.

Основные идеи, периоды и ведущие богословы в истории развития христ богословия.

А. Патристический период, 100-451.

Географический аспект.

Идеи не существуют вне человеческого сознания. Людям свойственно жить в том или ином месте+ путешествия. Любая идея и любое учение имеют свою географию. Христианство возникло в Палестине, точнее - в Иудее. Еще точнее - в Иерусалиме. Первые христиане не мыслили себя вне иудейской общины:

1. ходили в синагогу и молились в храме

2. кроме ВЗ иного Писания не имели

3. предписания закона Моисея соблюдались

4. универсальная природа Царства Христа была пока отдаленной перспективой

5. еще не произошло богословское осмысление природы Личности Иисуса и характера миссии основанной Им церкви

Поэтому вначале хр-во получило свое распространение в тех областях, где традиционно имело влияние иудаизма, прежде всего в Палестине. Однако оно стало быстро распространятся и в соседних областях, так что к концу 1 в оно пустило корни практически на всем восточном Средиземноморье (Палестина, Египет, Галатия, Греция, Югославия), впоследствии и в западном (Западная Африка, Испания, Франция, Италия). Возникают два главных центра христианства (если говорить о власти)- Рим и Константинополь

На пути такого распространения христианства возникло несколько областей, ставших центрами развития богословия в то время. Два из них греческие, один латинский:

Александрия, Египет, становится центром христианского богословского образования. С этим городом ассоциируется целая богословская традиция, вобравшая в себя идеи таких философов как Платон и Филон. Александрийская школа интерпретации - аллегорическая.

Антиохия, совр. Турция, ведущий центр хр-ва. Также ассоциируется с определенной школой богословской мысли. Своя христология, свои подходы к истолкованию библейского текста- экзегетический. Каппадокийские отцы, сыгравшие ведущую роль в формировании догмата о Троице (Василий Великий, его брат Гр. Нисский, Гр. Назианзен).

Карфаген, совр. Тунис. Там жили Тертуллиан, Киприан Карфагенский, Августин из Гиппо.

Конечно, были и другие центры богословия - Иерусалим, Милан, Рим, Константинополь - однако они не идут вровень с вышеупомянутыми.

Объяснение терминов: патристический -pater (лат. отец), то есть период жизни и деятельности отцов церкви+идеи, получившие свое развитие в это время, патристика - произведения отцов церкви, патрология - изучение произведений отцов церкви

ЗАПАДНЫЕ

Ириней Лионский (130-200). Епископ г. Лиона (178). Известен своим произведением “Против всех ересей”, в котором очень рьяно защищает христианскую ортодоксию от нападок гностицизма (религиозно-философское учение, в сердце которого лежит идея дуализма \ дихотомии между материальным и духовными мирами; ими отвергалось такое фундаментальное событие для христианской веры, как боговоплощение, вочеловечивание Сына Божия; таким образом наносился удар по главному христианскому учению - доктрине искупления; учение о разных богах, ответственных за творение и искупление; акцент на “знании” - гнозисе, необходимом для спасения; несколько цитат будут приведены позднее). Ириней защищает христианское понимание спасения и показывает роль предания в верном истолковании Св. Писания, делая это в противовес гностическим авторам.

Тертуллиан (160-225). Некогда язычник, он обратился в христианство когда ему было за 30. Часто считается отцом западного богословия. Защитил единство ВЗ и НЗ в полемике с Маркионом (.................) Таким образом он положил основание для доктрины о Троице. Был ярым противником обращения к внебиблейским источникам для защиты христ истины, в частности он считал неправильным обращаться за помощью к философам Афинской академии в поисках истинного богопознания Сторонник достаточности Писания. Тертуллиан превосходно знал Писание и греческих авторов. До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. 14 сочинений, известных по названиям, не сохранились. Первоначально Тертуллиан занимался апологетикой, написав собственно «Апологетик» и «К язычникам» ) в 197 г. и выработал кодекс христианской морали в трактатах «О зрелищах», «Об идолопоклонстве», «О женском убранстве» и «К жене», наставляя катехуменов в трактатах «О крещении», «О молитве» и «О покаянии», объяснив в трактате «Об отводе возражений еретиков», почему не следует прислушиваться к их учениям. Автор биографии Тертуллиана блаженный Иероним назвал его поэтому — «неистовый муж».

Аврелий Августин из Гиппо (354-430). Вероятно, он есть влиятельнейших из богословов. Главный вклад лежит в развитии богословия как академической дисциплины. Главное произведение - “О Граде Божием”. Содержит систематическое изложение основ христианской веры.

Внес вклад в три области христианского богословия: доктрина о церкви и таинствах (в споре с донатистами); доктрина о благодати (в споре с Пелагием); доктрина о Троице. О природе Христа - ничего.

Он родился в Тагасте в 354 г. Образование - греческий, в Мадавре - словесность, Карфаген - школа судебного красноречия. Стал сторонником манихеев - путь высшей мудрости + «христ-во». Возвращение в Тагас - 375 г. - риторик, переезд в Карфаген, открытие собственной школы, но мало учеников> переезд в Рим. Назначение в Медиолан (384). Слушал речи Амвросия, решение вступить в оглашенные. Писание, философия. Отчаяние. Драматичный опыт его обращения (после 30; мучался серьезными вопросами; был в саду; голос мальчика: встань, возьми и читай... Рим. 13: 13-14. Через год крещение (387). Переселение в Рим, споры с Манихеями. 388 - продажа имения. Трех летнее уединение. 391 - посвящение в иереи. Борьба с донатистами и манихеями - соборы, беседы. С 411 г. борьба против Пелагия и Целестия: «О прощении грехов и о крещении младенцев», «О духе и букве» без упоминания имени, 417 г. - о Палестинских делах Пелагия, 418 - «О благодати», «О первородном грехе», 428 - о предопределении святых по дару утверждения в добре». Проповедник, догматик, толкователь, филолог, философ. «Исповедь» - 13 книг, 9 - грехи молодости, 10 - настоящие недостатки, 11-13 - любовь к Писанию, о творении мира.

«О граде Божием» начат Ок 413 - 22 книги: 5 кн. - беды от прекращения служения богам; 5 - служение богам полезно для будущей жизни; 12 - христианское учение (4 - о двух градах, 4 - об их развитии, 4 - о конце). «Земной Град - любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом и наоборот», I представители земного г и небесного - Каин и Авель и т.д. до Христа. Расширенное описание греческих и римских богов, историч сведения о народах о Греках, Римлянах, Египтянах. Более философ - схоластик, чем богослов. Синтез библейской истории с историей средиземноморья. Теология, экзегеза и антропология с т.з. истории, ее цель - нравственный прогресс. Начало папской теократии.

«Против Манихеев» - существо Божие и происхождение зла, 13 сочинений, «Пр. Фавста-манихея» 33 книги

«Против Донатистов», «Пр. Петилиана, Пармениана, Крескония» - Донат Карфаг (с 313-355) альтернативная иерархия Прокулейан в Ипполне, о Церкви 1) вселенскость Ц, начало - апостолы, основание Писание; 2) отделившиеся теряют плоды союза и благодать Б, при возвращении не следует повторять неповторимых таинств, т.к. не доставало спасительного действия, а не самих таинств; 3) святости Ц не противоречит греховность ее членов, действенность молитв грешного иерея, он лишь посредник, а действует Бог. Личная святость - средство для поддержания авторитета церкви. Лк 14, 23 - убеди придти в дом Мой, Августин - «заставь» - допустимость насилия.

«Против Пелагинян» - «О заслугах, отпущении грехов, крещении младенцев», «О духе и букве» - благодать не внешняя Божественная помощь, а внутр. действие; «О природе и благодати» - опровержение соч Пелагия о природе; «Против Юлиана» о наследственной порче. Юлиан: « 1) свобода решения. В кот чек независим от Бога, состоит в возм-ти совершить или воздержаться от греха; 2) Высшая справедливость воздает каждому по делам без снисхождения». Благодать: 1) грехом испорчена природа; 2) добро по благодати; 3) спасаются только те, кто предопределены, для которых пришел Христос. Предопределение на предведении, но потом отказ от этого и учение об абсолютном предопределении.

Амвросий Медиоланский (Миланский), епископ Милана (340-397) Как догматик А вводил в обиход Запада главным образом алегорический прием толкования Писания, Он интересовался по преимуществу тем, что связано с моральными задачами Церкви. Он говорил о наследственности греха, не отказывая в то же время человеку в свободе воли. В настойчивости, с какой он указывает на связь греховности с грехом Адама, он идет дальше Тертуллиана. Если «все погибли в Адаме, и мы до рождения уже запятнаны и зачаты во зле», если «я пал в Адаме и умер в Адаме», то спасением для человека является вера. Здесь он делает шаг к Августину. Господь «прощает нам грехи по благодати Своей не за дела, а за веру... Я буду хвалиться не тем, что чист от греха, а тем, что отпущены мне грехи». Он прежде всего проповед­ник – особенно известны его похоронные речи и его гимны, первые на Западе, если не считать Гилария, и во всяком случае создавшие этот род литературы. А. М. известен и как преобразователь церковного пения. Ввел антифонное пение (попеременное); ему же принадлежит введение четырех ладов, заимствованных от музыкал­ной системы греков.

Климент Римский Епископск. служ 92-101 гг.Сторонник Александрийской школы. Возвышал значения плоти для спасения, грех против нее - грех против Церкви, хранить ее в чистоте крещения. «Послание к коринфянам» - Важность покаяния, смирения, кенозиса и любви. Христология, Христос - Бог («Об Иисусе Христе должны думать как о Боге и Судии »). Увещательная пастырско-нравственная сторона: жить и делать так, как Он говорил, тогда и придет Его Царство. Эсхатологические чаяния, предпочтение мира грядущего. Горшок после печи не исправить, поэтому будем каяться сейчас когда мы - глина в руках Художника. Неприятие ВЗ жертв, но соблюдение дел закона.

Иероним (330-419), главные творения: комментарий на Св.Писание и латинский перевод Библии (Вульгата)

Илларий (около 315-366), прославившийся борьбой с арианством ( западный Афанасий). Главным его трудом являются 12 книг о Троице.

ВОСТОЧНЫЕ БОГОСЛОВЫ

Иустин Мученик (100-165) - величайший из апологетов- 2 в, стремившихся защитить христианство от языческой критики. В произведении “Первая апология” Иустин говорит, что некоторые черты христ истины можно проследить у языческих авторов + Бог приготовил путь для Своего главного откровения - Иисуса - через классическую философию. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории. По Иустину, древние философы разъясняли язычникам истины Ветхого Завета, а философия возможна, потому что человеку присуща способность Боговедения (поэтому античная философия не бесполезна, а служит приуготовлением к Новому Завету). Такой подход особенно характерен для восточного христианства. Его предсмертными (сожжен) словами были: “Господь Бог всемогущий. я благословляю Тебя за то, что Ты посчитал меня достойным этого дня и часа, когда я могу войти в число мучеников, пьющих чашу Христову ”.

Климент Александрийский написал весьма важные для истории христианского богословия сочинения, сохранившиеся в целом виде: " Увещевание к язычникам", " Педагог", " Смесь" (Строматы). Некоторые из его сочинений не дошли до нас или дошли в отрывках, например " Наставление".

Ориген (185-254). Представитель Александрийской школы. Положил основание для развития восточной христианской мысли. Его первый вклад - основоположник аллегорического метода истолкования Писания (истина лежит не на поверхности текста, а глубже); второй - первым стал отличать полную Божественную природу Отца от неполной, как он считал, Божественной природы Сына (некоторые видят в этом зачатки арианства). Ему также принадлежит развитие идеи апокатастасиса (гр.- восстановление, возвращение в прежнее состояние). Согласно этой идеи всякое Божье творение будет спасено, включая сатану. Сегодня такое учение называется универсализмом. Ориген превзошел своего учителя в написании богословских трудов, которые можно разделить на классы:

Экзегетические, к которым относятся Примечания, Беседы и Комментарии на книги Ветхого и Нов. Завета

Самым зрелым было " Толкование на Евангелие Святого Иоанна". Ориген дал церкви первую последовательную экзегетику.

Догматические - " О воскресении" (сохранилось в отрывках), " О первых началах" (около 230 года) - посвящены вопросам: о Боге, творении, искуплении и Священном Писании. Это самая ранняя попытка составить систематический взгляд на христианскую веру, т.е. первую богословскую систему.

Сочинение " Смесь" или " Строматы", написанное около 231 г. дошло до наших дней в отрывках.

Апологетические - Восемь книг " Против Цельса" (Цельс - языческий философ) (249 г.). Это величайшая из древних апологий христианства. Их целью было опровергнуть нравственные, социальные и политические нападки на христианство, обвинявшееся в " безбожии" (атеизме), потому что не верили в римских идолов. Отказ приносить жертвы кесарю было " преступлением против величества". На Оригена выпала трудная задача защищать дело веры против исторических, критических и философских доводов могущественного противника того времени.

Практические, включающие сочинения " О молитве" (около 231 г.). Это одно из прекраснейших творений Оригена, в котором он дает ценные указания относительно предметов и способов истинной молитвы. " Увещевание к мученичеству" (около 235 г.), где приводятся доводы в пользу мученичества.

Критические. Сюда относится труд " Гэкзаплы". Это текст Ветхого Завета в 6-ти параллелях, шести столбцах с различными переводами: первый - по-еврейски, еврейскими буквами; второй еврейский текст - греческими буквами; остальные - различные греческие переводы. Этим великим и самым тщательным трудом Ориген заложил основу для всестороннего спора за текст Библии

Ориген первый изложил правила системаческого изучения Библии. Его сочинения еще и теперь продолжают оставаться драгоценным наследием Церкви. Поколения богословов пользовались плодами его трудов.

Афанасий Великий (296-373). Величайший богослов своего времени. Ярко проявил себя в христологических спорах 4 в. Написал трактат “О воплощении”, в котором убедительно защищает идею о том, что Иисус воспринял человеческую природу, но в то же время являлся Богом. Именно ему принадлежит важнейший вклад в сокрушение арианской ереси. Продолжателями дела Афанасия были каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов - Назианзин и Григорий Нисский, воспитанные на учениях Оригена и Плотина.

Василий Великий (329-379)сподвижник Афанасия в борьбе с арианами. Известен как экзегет

Григорий Богослов - Назианзин (330 - 389) - соратник Василия Великого, боровшийся с арианством и принимавший участие в трудах 2 Вселенского собора. За богословские труды (45 речей) и особенно рассуждение о Троице (5 речей) он получил наименование Богослова (впервые этот титул дал ему Иоанн Златоуст в одной из проповедей) и великого учителя.

Григорий Нисский (332- ок.400) третий каппадокиец (" столп православия" ) известен богословскими трудами в области экзегетики, аскетики, догматических исследований. Основные догматические воззрения о вере, Троице и воплощении, искуплении, таинствах, эсхатологии Г. изложил в " Большом Катехизисе" (385).

Иоанн Златоуст (347-407) - прославился своими проповедями. Он дал толкование на многие книги Священного Писания и, подобно Василию Великому, изложил чин апостольской литургии, посылал миссионеров в земли РУСИ. Род. в Антиохии (347); научное образование, самое лучшее того времени, получил под руководством матери. Недолго пробыв адвокатом И. 3. обратился к изучению богословия под руководством епископа Антиохии Мелетия. С 372 И. 3. продолжал богословское образование у одного из лучших христианских ученых того времени, Диодора, впоследствии епископа Тарсийского, от которого усвоил антиохийский - рациональный, чуждый аллегории, метод толкования Писания. Написал «Слово о священстве»- оно изображает идеал христианского пастыря, круг его обязанностей и требуемые от него качества.

Главное значение И. 3. как проповедника - в области практической морали и выяснения принципов христианской социологии. В изложении догматического учения церкви не занимает выдающегося положения Гораздо выше он как истолкователь Св. Писания.

Евсевий Кесарийский (263-340), епископ Кесарии Палестинской. Он получил очень хорошее образование - хорошо знал историю и историю философии, владел греческим, еврейским и отчасти латынью. Он автор древнейшей истории церкви от рождества Христова до 324г., за что ему было дано название " Отца истории церкви". Из апологетических трудов упомянем“Евангельское приготовление” в 15 книгах

Игнатий- епископ Антиохийский. Противостояние докетам. Богословие единства: Христа с Отцом, людей в Церкви. План спасения до времени пребывал в безмолвии Божьем, явился через воплощение. Взаимообщение свойств, синэнергия. Домостроительство: здание Отца, машина Иисуса - крест, канат - Дух. Неслиянное единение верующих в хоре, повиновение иерархии по образу единения природ Христа. Первый сказал о кафоличности (соборном единстве во Христе). Учение о небесной Церкви. Духовная брань с темными силами. Мистика мученика, тайнозрительное богословие «Я желаю страдать, но не знаю, достоин ли. Ревности во мне многие не видят, а она сильно берет меня»

Арианская ересь

Арий: взгляды его дошли до нас через его оппонентов подчеркивал идею о самосуществовании Бога (Он - единственный источник всего сущего\сотворенного сущ. = сотв)

Бог не был всегда Отцом. Logos был сотворен в опред. момент.

Сын - творение. Конечно, Сын отличен от других сотворенных существ, Его статус выше. Однако природу этого отличия Арий точно определить не мог.

Значит, Сын - “начальный” не может познать Безначального.

Что же касается таких текстов, как Ин.10: 30; 14: 10; 17: 11; 17: 21; то язык “сыновства” в них разнообразен по характеру и метафоричен по природе. Слово “Сын” используется в смысле почтения, а не в богословски точном смысле

Статус Сына определяется не природой Сына, а волей Отца.

Аргументы (а) Афанасия против Ария:

ни одно творение не может спасти другое - если Христос есть творение - значит, Он не мог искупить человечество

То же самое по-другому: только Бог спасает - Иисус Христос есть Спаситель - поэтому Он - Бог

Аргументы (б): христиане поклоняются и молятся Христу - если Христос - творение, христиане впали в идолопоклонство. Христианское богослужение \ богопоклонение - нонсенс

Роль слов: подобосущий, единосущий

Предпочтение Никейского собора.

Учение о Троице. Когда христологические споры получили свое логическое завершение в формулах Никейского символа и Халкидонского догмата. Постепенно стало проступать учение о Троице. Это был творческий и интересный период в истории христианской мысли. Главным положением зарождающегося учения о Троице было то, что Божество включает в Себя три Личности -..., каждая из которых является Богом и имеет равный с двумя другими статус. Учение о соравности Отца и Сына было определено в христологических спорах, закончившихся Никейским собором. Учение о Божестве Св. Духа было определено позднее, главным образом через труды Аф. и Вас. Великого.

Учение о церкви. Император Диоклетиан инициировал жестокие гонения на христиан, которые продолжались вплоть до 313 г. Иметь Св. Писание запрещалось. Некоторые добровольно передавали его властям, другие нет. Первые были исключены из церкви. Такая практика отстаивалась Донацием - рук. Церк. В Сев. Африке. После гонений встал вопрос о принятии исключенных в ее лоно. Донатисты - гл. о. Из числа местных - были против этого, говоря, что церковь есть общество святых, а не предателей.

Августин: церковь есть смешанное тело святых и грешников.

Компромат руководителей - не компромат таинства, которое зависит не от

святости руководителя, а от Самого Христа.

Притча о плевелах Притча о закинутом неводе

Грех - реальность мира, а не причина для схизмы.

Взгляд Августина стал общепринятым.

донатисты — сторонники движения, возникшего в христианских об­щинах Северной Африки в начале 4 в. в период гонений Диоклетиана на христиан, когда руководство церк­ви начало переориентацию на со­юз с государственной властью, терпимо отно­силось к отступникам от веры во время гонений. В противовес это­му Д. возрождали ранне-христианский культ мучеников, требовали чи­стоты церкви, святости всех ее чле­нов, перекрещивания отступников. Д. сформировали свою иерархию, вторым епископом был Донат (от­сюда название). Около 345 Д. объеди­нились с циркумцеллионами (аго-нистиками), и движение приняло яркую социальную окраску - его сторонники грабили и убивали бо­гатых, духовенство, освобождали рабов. Императорская власть дол­гое время вела упорную борьбу с Д., которые, однако, не шли на компромиссы. Главным идейным оппонентом Д. был Августин, до­казывавший спасающую силу цер­кви вне зависимости от святости и даже личной веры и нравствен­ных качеств ее членов, в т. ч. Последнее упоминание о Д. относится к началу 7 века

Учение о благодати. На востоке больших проблем с этим не было, в отличие от Запада. Спор возник во втором десятилетии 5 века. Спорящие стороны представляли Августин и Пелагий.

Пелагий: ввиду всеобщего морального разложения проповедовал необходимость нравственного самоусовершенствования в свете ВЗ закона и примера Христа. Акцент на ответственности человека в вопросах спасения. Источник спасения находится в самом человеке, он силен сам сделать первый шаг. Грех не настолько поразил человека, что бы он совсем ничего не мог сделать для своего спасения. Значение благодати второстепенно. Бог просто указывает, что должно быть сделано для спасения, а потом предоставляет людям возможность выполнить эти условия. Спасение, таким образом, - это справедливо заслуженная награда.

Пелагий, из письма к Деметриаде:

Всякий раз, когда мне бывает нужно говорить о воспитании нравов и об обращении к святой жизни, я обыкновенно сначала показываю силы и свойства человеческой природы, излагаю, на что она способна, а после этого уже склоняю слушателя к различным видам добродетелей: ведь ничто не поможет призвать делать то, что человек для себя полагает невыполнимым... Всякая попытка добиться чего-нибудь гибнет, если нет уверенности в том, что ты этого достигнешь... Ведь тем меньше станет дух склоняться к добродетели, тем более будет он вялым, чем меньше уверует в свои силы, и покуда он не ведает о том, что в нем есть, он полагает, будто ничем и не обладает... Ведь наилучший способ побудить душу к чему-либо заключается в том, чтобы уверить ее в ее способности достичь того, чего она желает (II).

Ибо в том, что имеется два разных пути, в самой свободе выбора этих двух сторон и заключается преимущество разумной души. В этом-то, говорю я, и заключается вся честь природы нашей, в этом-то и есть ее достоинство, из-за этого, наконец, все великие люди и заслуживают хвалы и награды. И вообще не было бы никакой добродетели у того, кто пребывает в добре, если бы он не имел возможности перейти на сторону зла. Ибо волей своей Бог даровал своему разумному творению добровольный выбор и свободную волю... Благо природное присуще, таким образом, вообще всем, оно может открыться и обнаружиться также и у язычников, которые вовсе не чтут Бога... Если же люди без Бога показывают, какими они сотворены, то поразмысли о том, что могут совершить христиане, природу и жизнь которых Христос направил на лучший путь и к тому же помогает (всего лишь! ) Божья благодать (III).

Ибо существует, повторяю, у нас в мыслях некая природная святость; пребывая как бы в святилище духа, она выносит свое суждение о добре и зле, одобряя поступки честные и справедливые, дурные дела она осуждает, и по свидетельству совести, по некоему внутреннему закону она принимает решения о различных явлениях. И не обманывает ее ни талант, ни блеск доказательств. Она нас обличает или защищает наитончайшими своими рассуждениями и безукоризнейшими доводами (IV). Везде, где идет речь о хотении или нехотении, об избрании или отвержении, - всюду говорится не о силе природы, а о свободе воли. Томы обоих заветов полны подтверждениями такого рода; в них написано, что как все добро, так и все зло всегда совершаются в зависимости от воли (VII).

И оттого что при одной и той же природе заслуги разные, нам надлежит признать, что причины этого в разной воле... Только то и есть благо, что мы никогда не находим и не теряем без нашей собственной на то воли (VIII).

Места в царстве небесном не для всех одинаковы, они даются сообразно земным заслугам. Разным делам подобает разное воздаяние за них. Сколь сиял здесь человек своей святостью, столь и там он воссияет. Ныне же напряги всю силу своего ума, дабы небесной жизнью на земле уготовила ты себе награду на небе. Да воссияет святость девы, подобно ярчайшей звезде, и да явит она необычностью своей жизни величие своей будущей награды... Ибо если даже те, которые закоснели в грехе и почти подавили добро, присущее их природе, могут восстановить его своим покаянием, если, изменив образ жизни по своей воле, они могут заглушить привычку привычкой и из худших стать лучшими, то тем более ты, которой надо не столько бороться со своими пороками, сколько не уступать им, можешь справиться с тем, что не справилось с тобой (XVII)

Августин: верховенство благодати Божьей на каждой стадии христианской жизни. Люди не обладают необходимой свободой для того, чтобы самостоятельно начать двигаться к спасению. У человека падшая природа, он ее не выбирает, а наследует; грех интегрирован в естество человека. Человек, предоставленный своей испорченности, никогда не сможет войти в отношения с Богом, он не имеет сил для того, чтобы самостоятельно освободиться от мертвой хватки греха. Ситуация м б изменена только извне. Бог, хоть и не обязан делать это, вторгается в этот порочный круг путем воплощения. Благодать - незаслуженный дар Божий, не то, что достигаем мы, но то, что достигается вместо нас и для нас. Бог - инициатор нашего спасения и совершитель Его. Это неизбежно привело к доктрине о предопределении.

Он указывал, что благодать заключается не в законе, но в освящении нашей воли и сама благодать даруется Богом не по заслугам, но даром. В борьбе с пелагинством Августин развил учение о предопределении - спасении Богом людей и о действии благодати. Вначале Августин считал, что причиной веры одних и неверия других является свободная воля человека (хотение или нехотение). Позже он стал учить, что различие между верными, добрыми и злыми, спасенными и осужденными кроется в божественном соизволении. Из чистого благоволения Бог от вечности сжалился над одной частью и определил ее ко спасению, других назначил к погибели. Избранные непреодолимым действием благодати безошибочно идут к спасению, отвергнутые же или неизбранные при недостатке благодати без спасения погибнут. О каком-либо общем спасении не может быть и речи, хотя при всемогуществе Божием все люди действительно могли бы быть спасены.

Строгое учение Августина о предопределении встретило противодействие среди пелагиан и других противников. Некоторые поместные соборы (529 г.) высказались за учение Августина. Но и приверженцы его учения не всегда разделяли строгость учения. С сожалением следует отметить то, что пелагианство умалило значение благодати Божией в деле спасения человека, однако, Августин впал в другую крайность - совсем отверг значение свободной воли человека в деле его спасения.

Со временем спор затих, но учение о предопределении не было забыто. Оно было возрождено в 16 веке одним из основоположников протестантского богословия Кальвином и впоследствии произвело в христианском богословии разделение на два лагеря. Сторонники учения о предопределении стали называться " партикулистами". Несогласные с этим учением именуются " универсалистами", так как они считают, что спасение предназначено Богом для всех людей без исключения (Бр.вестник 1964 г., № 1, стр.56).

Адвентисты относятся к числу последних на основании слов Христа Матф.11, 28: " Придите ко Мне все..." и Иоан.1, 29: " Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" и др. Бог не предопределил к погибели ни одного человека, так как это противоречило бы воле Бога, Который хочет, чтобы все люди без исключения спаслись. Бог " предузнал", т.е. знал наперед, кто хочет прийти ко Христу, и кто не захочет прийти к Нему, и только такой смысл слов " предопределение" и " избрание ко спасению".

Приложение 1 Апостольский символ веры


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь