Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Традиционным методам истолкования библейского текста.



Там, где появлялось противоречие христианского вероучения с современными научными достижениями, предпочтение отдавалось последним. Последствия такого подхода к богословию были весьма значительны для последнего: многие основополагающие доктрины христианства стали рассматриваться как устаревшие и не согласующиеся с современными познаниями о мире. Тогда их должно было постигнуть одно из двух:

отказ от них, так как они основывались на ошибочных предпосылках (учение о первородном грехе... ведь рассказ о грехопадении - миф);

их реинтерпретация в согласии с духом времени (Божественная природа Христа стала объясняться таким образом, будто ее стали приписывать Христу для того, чтобы придать больший авторитет Его учению и сделать Его Личность более привлекательной).

Для либерального богословия недостаточным было основывать христианскую веру на Св. Писании ил на откровении Личности Иисуса Христа. Необходимо было укоренить эту веру в некотором общечеловеческом опыте и так истолковать ее, чтобы она имела смысл для современного человека.

Либерализм вдохновлялся идеей человечества, движущегося к процветанию. Религия рассматривалась как этическое руководство для общества. Это нашло свое выражение в трудах Альбрехта Бенджамина Ритшеля. Какие идеи он исповедовал?

Царство Божие-это ряд этических ценностей, которые содействуют развитию немецкого общества(конец 19в

История есть Богом направляемое движение общества к совершенству;

В ходе истории появлялись некоторые личности, которые были носителями особых Божественных истин. Одной из таких личностей был Иисус. Следуя Его примеру люди могут нравственно развиваться.

Оптимизм, вера в человеческие способности.

Религия и культура, доказывалось, по сути идентичны.

1 и 2 мировые войны разоблачили этот миф.

Пауль Тиллих (1886 - 1965) - крупнейший из либеральных богословов 20 века, жил в США. Его идея: современная философия, литературные произведения, искусство ставят вопросы. Богословие же ищет ответы, соотнося Евангелие с современной культурой. Евангелие должно быть обращено к культуре, а это возможно лишь тогда, когда будут слышаться ее вопросы. Результат - Евангелие должно меняться в том же направлении, в котором меняется и культура.

Итак, либеральным богословом может быть назван тот, кто, кто, придерживаясь традиции Шлейермахера и Тиллиха ставит своей целью реконструировать вероучение в ответ современной культуре.

Howkins: Термин “либеральный” означает прежде всего “свободный”, подразумевая свободу от рабства традиционных взглядов и свободу следовать истинной учености, куда бы она не вела. Это, конечно, в идеале. Но само слово обычно ассоциируется с определенной моделью богословского мышления, в которой нет места чудесам и сверхъестественному и которая строится на чисто гуманистических и естественных предпосылках (27).

Основные черты либ. богословия можно суммировать следующим образом:

Стремление приспособить религиозные идеи к современной культуре и современному образу мышления. Либеральные богословы говорят о том, что со времени основания хр-ва мир настолько изменился, что библейская терминология стала совершенно неудобовразумительной для современного человека. Не следует отождествлять сущность хр-ва с изменяющимися категориями, посредством которых эта сущность была выражена в прошлом. Либералы: хр-во всегда приспосабливало свои формы и язык к определенным культурным условиям.

Отвержение всякого религиозного верования, которое основывается исключительно на авторитете. Всякое верование должно пройти тест разума и опыта. Ум человека должен быть готов принять новые истины и факты, откуда бы они не исходили. Нет закрытых тем. Религия не должна ограждать себя от критики. Ввиду того, что авторы книг Св. Писания были ограничены культурными условиями своего времени, нельзя считать эту книгу сверхъестественной записью Божественного откровения, а значит, она не обладает абсолютным авторитетом. Т.о. “сущность хр-ва” заменяет авторитет Писания, символов веры и Церкви. Это означает, что нет внутреннего противоречия между верой и естественными законами, откровением и наукой, священным и светским, религией и культурой.

Центральная идея либерального богословия - Божественная имманентность. Бог живет в этом мире, Он не отстранен от него. Его можно увидеть во всей жизни мира, а не только в Библии. Поскольку Он присутствует и действует во всем, что происходит, не следует разделять естественное от сверхъестественного. Божественное присутствие видно в рациональной истине, художественной красоте, доброй морали. Хотя либералы пытаются оставаться христианами, все же многие из них доводят до своего логического конца идею Божественной имманентности, что приводит их к пантеизму. Религиозная идея и различные способы ее выражения...

Позитивный взгляд на человеческое развитие. 1 мировая - удар... начало неоортодоксии К.Барта. Либеральное богословие справедливо критикуется за

то, что слишком большой акцент делается на преходящих культурных формах, которые диктуют свою повестку дня, принимаемую некритически;

слишком быстро либеральные богословы отказываются от традиционных христианских догм с тем, чтобы сделать христианскую веру более приемлемой для современной культуры.

Модернистское богословие

Модернистское богословие - это богословие, возникшее под влиянием рационализма и философии 18 и 19 веков. Крайний модернизм в своем сомнении дошел до отрицания божественности Христа и всего сверхъестественного в Библии (чудес, пророчества), т.е. практически порвал с христианством (Э.Ренан, Д.Штраус (1874), Ф.Баур и др.). Умеренные модернисты в различной степени отвергают сверхъестественное в Библии и христианстве. Необходимо помнить имена модернистских богословов: Адольфа Гарнака, Рудольфа Бультмана, Вальтера Гартмана и др.

Карев А." Мы должны следить за развитием модернистского богословия, которое проповедует другое Евангелие и другого Христа-не Христа как Бога, а Христа как человека; богословия, которое ставит под вопрос многие истины Писания, разрушает веру своей умозрительной критикой и вырывает почву из-под ног церкви, низводя святую книгу Библию на уровень человеческих книг.Этого богословия мы не должны допустить в жизни нашего братства, если мы не хотим, чтобы оно духовно умерло" (Братский вестник 6, 1966г. с.17

Феминизм

Движение, направленное на эмансипацию женщин с целью достижения равноправия между м. и ж. в обществе путем удаления различных препятствий - верований, ценностей, отношений - препятствующих этому процессу. Претензии к хр-ву: употребление местоимений м.р. по отношению к Богу

Бог есть Отец, но почему-то не мать (он\а? )

что касается природы греха: понимание греха как гордости, амбициозности, чрезмерное самоуважение по своей ориентации не отвечают опыту женщин, для которых грехом является как раз-таки отсутствие гордости, отсутствие амбиций, отсутствие самоуважения.

мужской пол Спасителя - иногда этот факт используется для того, чтобы сказать: человеческое существо только муж. Пола адекватно представляет образ Бога, обеспечивая надлежащую модель или аналогию для представления Бога.

Но: м. пол Христа столь же условен, сколь и Его нац. Принадлежность. Это обусловлено исторической реальностью, а не есть необходимый аспект Его личности. То есть, Спасителем могла стать и женщина. Т.о. это может служить основанием для господства мужчины над женщиной лишь настолько, насколько это же позволяет иудеям господствовать над язычниками и плотникам над сантехниками.

Евангеликализм

Сегодня это слово употребляется в отношении надконфессионального течения в богословии и духовности. Оно зиждится на связке четырех главных положений:

авторитет и достаточность Писания;

уникальность искупления через смерть Христа на кресте;

необходимость личного обращения;

необходимость и неотложность благовестия.

В остальном, второстепенном, допустим плюрализм.

Экклесиология такова: НЗ двусмыслен относительно церковного устройства. Поэтому, будучи верны церкви как Телу Христову, они не настаивают ни на одной теории церковного устройства.

Большинство книг в нашей библиотеке... “Царство культов”...


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь