Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Постреформационное движение: конфессионализм и схоластика.



Видимо, это общий закон истории, когда после периода необычайного творческого подъема следует время стагнации. Реформация не исключение. Скорее из-за желания сохранить достигнутое Реформацией, постреформационный период отличается строго схоластическим подходом к богословию. Феномен конфессионализма характеризуется стремлением достичь доктринальной точности и правильности. По-новому стали подчеркиваться принятые ранее исповедания веры (Лютеранское Аугсбургское 1530 г. соглашение и др

Новые трения возникли между последователями Лютера и Кальвина. “Вера” стала обозначать скорее свод доктрин, нежели личное доверие человека Богу. Мертвая ортодоксия угрожала заменить динамичную веру реформаторов. Достигнутое ими было приведено в систему и увековечено. В этот период выделяются следующие характеристики нового подхода к богословию:

главная роль в защите и изъяснении христианского богословия принадлежит разуму;

изложение христианского богословия как логически стройной и рационально оправданной системы, строящейся на силлогистических дедукциях, основанных на известных аксиомах. Иными словами, богословие начинало с принципов, а не события, и продолжало строить свои доктрины на их основе;

считалось. Что богословие в значительной степени основывается на философии Аристотеля, особенно на сделанных им открытиях в области природы метода. Писатели конца этого периода скорее богословы-философы, чем библейские богословы; богословие стало ориентироваться на метафизические и умозрительные темы, особенно относящиеся к природе Бога... Начальная точка в таком подходе - общие принципы, а не конкретное историческое событие. Контраст с Кальвином очевиден.

Основные богословы этого периода.

Теодор Беза (1519-1605)Известный кальвинистский писатель, преподаватель Женевской академии в 1559-99. Три тома “Богословских трактатов” (1570-82) Используя аристотелеву логику изложил основные положения реформатского богословия и прояснил такие доктрины, как учение о предопределении и примирении.

Иоган Герхардт (1582-1637). Лютеранский писатель. Перед лицом сильной оппозиции со стороны кальвинистов систематически изложил лютеранское богословие в 1610-22 г. Написал книгу “Общие положения богословия” - Theological Commonplaces. На протяжении многих лет этот труд оставался классическим изложением лютеранского богословия.

Роберто Белларминс (1542-1621). Католический богослов, впоследствии ставший кардиналом. В 1586-93 пишет книгу “Споры о противоречиях христианской веры”. Отстаивает рациональность католического богословия в противовес лютеранскому и кальвинистскому.

Прежде чем мы перейдем к пиетизму, хотелось бы сказать несколько лов о таком влиятельном крыле реформатского движения как пуританство. Зародилось это движение в конце 16 в. в Англии. Акцент на практическом благочестии. Пуританство было очень влиятельно в Северной Америке в 17 в. Самыми яркими представителями этого движения в Англии стали Richard Baxter (1615-91) и John Owen (1616 - 83).

Пиетизм - благочестие /piety/. Реакция на протестантскую схоластику, когда подчеркивалась доктринальная точность и правильность учения в ущерб его важности для повседневной жизни. Считается, что началось это движение тогда, когда была опубликована книга Philip Jacob Spener Благочестивые желания” (1675). В этой книге он оплакивал печальное состояние немецкой Лютеранской церкви, в котором она оказалась после тридцатилетней войны (1616-48), и предлагал, что должно быть сделано для ее оживления и возрождения. Главным среди его предложений было личное изучение верующим Писания. И хотя богословы скептически относились к этому произведению, оно оказало позитивное влияние на многие немецкие церкви, которых перестали устраивать стерильность учения на фоне деградации общества после этой войны. Согласно пиетистам реформа доктринального богословия должна непременно и всегда сопровождаться изменением жизни верующих. Двумя наиболее видными представителями пиетизма стали:

Nicolaus Ludwig Graf von Zinzendorf (1700-60). Основал общину своих последователей в селении Herrnha t, Германия. Отмежевавшись от сухого рационализма и голой ортодоксии своего времени, он подчеркивал важность “религии сердца”, в основании которой были бы личные, очень тесные отношения верующего с Христом. По-новому стали подчеркиваться чувства в противовес разуму и сухой ортодоксии. Им делался акцент на личной вере человека, что нашло свое выражение в таком девизе: живая вера, которую он противопоставлял мертвой протестантской ортодоксии. Позднее его идеи были развиты в одном направлении Шлейермахером, в другом - Уэсли.

John Wesley (1703 - 91). Основатель методистского движения в Англиканской церкви, которое впоследствии сформировало методистскую церковь как самостоятельную деноминацию. Убежденный в том, что ему недостает веры, посредством которой человек и может только спастись, он посещает Herrnhat в 1738. Это произвело на него очень сильное впечатление. Подчеркивание пиетистами необходимости иметь живую веру, а также по-новому представленная роль опыта в христианской жизни привели его к обращению в мае 1738 г., когда он почувствовал, что его сердце было как-то “странно согрето”. Он подчеркивал опыт как необходимый аспект веры. Постепенно это привело к самому значительному религиозному пробуждению в Англии. Можно сказать, что это движение также явилось реакцией на однобокую доктринальную ортодоксию. Вера должна удовлетворять сокровеннейшие нужды человека. Ему принадлежат знаменитые слова: “Весь мир-мой приход”


Г. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (1700 - поныне)

Примерно с 1700 г. христианское богословие перестало быть явлением лишь европейской общественно - церковной жизни, но стало мировым феноменом. Колонизация Северной Америки европейцами, в т.ч. лютеранами, сторонниками реформатской церкви, анабаптистами. Крупнейший американский богослов 18 века Jonathan Edwards.

Австралия, нижнесахарская Африка (black theology), Южная Америка (liberation theology).

Закончилась гегемония немецких богословов ( к концу 20 в.). Сначала Лютер и Цвингли... в нашем веке Бультман, Йорген Мольтман, Вольфган Панненберг, Пауль Тиллих.

Сегодня в богословии английский язык является доминирующим...

Важность этого периода заключается в том, что влияние именно его идей (многие из которых представляют собой вызов современному христианству) мы испытываем сегодня в большей мере.

О географии сказали, термины будем объяснять по ходу.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Интеллектуальное движение, характеризующееся свободным и конструктивным использованием разума в попытке разоблачить старые мифы, которые казались необоснованно связывающими общество в целом и отдельных личностей в частности, что делало их рабами прошлого

“Век разума” - не совсем адекватное определение, так как и средние века были “веком” разума + иррациональные движения как месмеризм и масонство. Хотя это справедливо, что в это период подчеркивалась способность разума проникать в тайны мира.

Если в 16 веке Реформацией был брошен вызов Католической церкви, чтобы последняя могла переосмыслить внешние формы выражения ею своей веры, Просвещение бросало вызов интеллектуальной состоятельности христианства вообще, а не каких-то его частностей. Стремление раскрыть рациональные корни религии имело значительные негативные последствия для христианства.

Просвещение и протестантизм

Средневековая космология

Бог

Церковь

Король и дворянство

Народ

Животные, растения и неодушевленные предметы

Эта структура была неприкосновенной. В рамках божественным образом установленного порядка вещей как отдельные люди, так и сообщества должны были знать свое место в отношении Бога, церкви и королевской власти. Бог желал, чтобы крепостные были крепостными, а господа-господами

Но благодаря влиянию Ренессанса и Реформации церковь уже была не вправе определять общественное устройство. Революции и потрясения 18 века ликвидировали власть короля и аристократии (появление республик). Простые люди сознавали, что они теперь связаны с Богом напрямую. Потом, в эпоху Просвещения из этой мировоззренческой схемы в значительной мере исчезает Бог. Люди вдруг обнаружили, что могут обходиться и без Бога, и ничего страшного не происходит. С исчезновением всех “сверхъестественных” установлений люди начали обращаться к более низкому, чем сам человек, уровню бытия, надеясь на этом уровне найти удостоверения подлинности и законности жизни. Человечество теперь выводило свое существование и оправдание этого существования “снизу”, а не “сверху”.

Просвещение - век разума. Рене Декарт (1596 - 1650): “Я мыслю, следовательно, существую”. С течением времени человеческий ум стал рассматриваться как исходная точка для всякого познания. Он имеет определенную степень автономии и независим от традиционных норм. Юнг: “Вера - это рассуждение религиозного ума”. Разум вытесняет веру в качестве исходной точки. С течением времени ученым пришлось столкнуться с тем, что им все трудней предоставить в своих системах место Богу. Раньше верили, что человек получает свою жизнь от Бога. Теперь было провозглашено обратное - что Бог обязан своим существованием людям. Людям надлежит верить в самих себя и в разум. Низведение христианства до положения одной из провинций обширной империи религиозной жизни. Именно протестантское богословие, а не католическое или православное оказалось уязвимым под натиском мысли Просвещения. Это объясняется такими причинами:

относительная слабость протестантских церковных институтов. Отсутствие авторитетной централизованной структуры (как папство). Протестантские богословы, пасторы и прихожане поместных церквей обладали большей свободой, чем их католические коллеги.

природа самого протестантизма. С самого начала своего появления протестантизму был свойствен дух протеста. Он характеризуется стремлением бросить вызов религиозному авторитету. Его принцип: реформатская церковь должна быть церковью, реформирующейсебя. Этот принцип побуждает к тому, чтобы критически рассматривать христианские догмы. Это перекликалось с идеалами Просвещения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь