Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Внутри нас живет рисовальный автомат



Трансовый рисунок - это продукт особой автоматической деятельности человека. Мы должны отдавать себе отчет в том, что устроены гораздо сложнее, чем представляем себе. Внутри нас функционируют автоматы с очень сложными и неизвестными нам программами, которые не оповещают наше сознание о своей деятельности. Они просто делают свое дело. Разум терпеливо стоит в стороне, когда действуют автоматы, и ожидает, когда придет момент воспользоваться результатами их действий и внести свою лепту в общее движение по жизни.

Автоматы умеют, как минимум, писать, рисовать, петь, танцевать, плакать и драться. Что еще они умеют делать, мы пока не знаем. Если мы будем достаточно внимательны и умны, то обнаружим следы собственной автоматической деятельности. А если будем очень умны и пытливы, то овладеем искусством управления автоматическими и осознанными действиями. Зачем это нам нужно? Для того чтобы избегать глупостей, которые мы можем натворить с самыми лучшими намерениями всего лишь потому, что свысока смотрели на такие примитивные явления, как автоматизмы.

Формально автоматическим рисунком может быть и фигура человека, и пейзаж, и пятно, и замысловатая линия, и текст, и символ, и даже чистый лист. Как отличить обычный рисунок от трансового? Как отличить трансовый рисунок от подделки шарлатанов, выдающих себя за гипнотизеров и провидцев? На первый взгляд они похожи. В то же время между ними существуют глубокие различия. Обычный рисунок кажется нам понятным, атрансовый - бессмысленным, отрешенным, вычурным или примитивным. Различие заключается в способах рождения рисунка и, соответственно, способах его восприятия.

Обычный рисунок появляется на свет вне транса и несет на себе печать интеллекта. Восприятие рисунка также происходит по интеллектуальному пути. Воспринимая любой рисунок, человек ищет смысловую его часть, которую можно интерпретировать. В обычном рисунке смысловая часть «выпячена», и чем легче распознается смысл, тем лучше рисунок. Чем меньше смысловая часть рисунка, тем труднее его воспринимать интеллектуально, тем он действительно бессмысленней.

Автоматический рисунок рождается в трансе, когда интеллект молчит. Искать интеллектуальный смысл там, где его не должно быть по природе явления, значит совершить ошибку. Если рисунок родился в трансе, то правильное его восприятие также должно быть трансовым, а не интеллектуальным. Постижение трансового рисунка требует особых техник восприятия, называемых созерцанием.

Большинство рисунков, выполняемых человеком в обыденном состоянии сознания, по своей природе являются смешанными, в них присутствуют элементы и рассудочной деятельности, и автоматической. Такова природа мышления в обыденном состоянии сознания. В чистом виде рассудочный рисунок похож на чертеж или схему. Естественно, что его используют в технике и науке. Чистый трансовый рисунок лишен привычной смысловой части и непонятен человеку, находящемуся в обыденном или рафинированном рассудочном состояниях сознания.

Для лучшего понимания различий между обычным и трансовым рисунками рассмотрим способы обычного и трансового восприятия. В обыденном состоянии сознания человек использует такой способ восприятия, как наблюдение. В трансе для восприятия он использует созерцание.

Аксиомы энергетико-психологического подхода к восприятию трансовых состояний и рисунков

Суть энергетико-психологического подхода можно сформулировать в нескольких положениях, которые принимаются в качестве аксиом по умолчанию и/или из опыта. Я принял их, исходя из собственного опыта и опыта мастеров гипноза, у которых мне выпало счастье учиться.

Первое положение заключается в признании взаимного соответствия психологических и энергетических состояний. Иначе говоря, каждому энергетическому состоянию соответствует определенное психологическое состояние.

Второе важное положение: каждый человек бессознательно воспринимает энергетическое состояние самого себя или другого человека и через состояние энергетики косвенно и также бессознательно воспринимает психологическое состояние партнера.

Третье положение: человек сознательно оценивает (но не воспринимает! ) психологическое состояние самого себя или других людей. Выбор критериев оценки люди производят на основании собственных рассуждений, опыта других людей и предшествующего принятию решения эмоционального состояния.

Четвертое положение: человек бессознательно и точно, без искажений переносит содержание «архивов» бессознательного на рисунок, то есть бессознательное проецируется на рисунок. Рисунок, выполненный в бессознательном состоянии, точно отражает воспринятое энергетическое состояние самого себя или другого человека и не содержит оценочных критериев и установок. Иначе говоря, бессознательный или автоматический (трансовый) рисунок не искажен нашими пристрастиями, то есть реалистичен и объективен.

Пятое положение: содержание «архивов» сознательного переносится на рисунок под контролем сознания и переформируется (искажается) в соответствии с хранящимися в архивах эталонами установок или оценочных критериев.

Шестое положение: адекватность бессознательного восприятия контролируется внутренними настроечными шкалами - эталонами, которые являются неотъемлемой врожденной характеристикой популяции. Эталоны бессознательного, по-видимому, являются отражением или проекцией каких-то фундаментальных природных закономерностей, лежащих в основе мироздания. Бессознательные эталоны формируются без участия сознания, но их состояние и наличие устанавливается с участием сознания.

Седьмое положение: адекватность сознательных оценок контролируется сознанием на основании ранее выработанных (воспитанных) или воспринятых при научении алгоритмов.

Наблюдение

Мы умеем наблюдать. Нас этому учат всю жизнь с раннего детства. Наблюдатель и окружающий его мир чужды друг другу, отграничены друг от друга. Чем больше мы отделены от окружающего нас мира, тем эффективнее наблюдение, тем объективнее процесс его познания. Ум, по мнению наблюдателя, - это он сам.

Все, что доступно расчленению на отдельные части, наблюдатель стремится разъединить, в его языке мало интегральных терминов, а есть преимущественно частные. Особенность действий наблюдателя заключается в том, что ему необходимо с помощью интеллекта реконструировать мир из расчлененных фрагментов. Для наблюдения необходимы правила членения объекта на фрагменты, язык описания фрагментов и логика реконструкции действующей картины мира.

Посмотрим, как мы наблюдаем. Поставьте перед собой любой достаточно большой предмет, например вазу с цветами, и посмотрите на них. Проанализируйте, что вы видите. Чаще всего мы фиксируем взгляд на цветах, а ваза видна, но не фиксируется сознанием. Посмотрев на вазу, мы фиксируем ее и упускаем цветы.

Наш взгляд фиксирует не всю композицию в целом, а лишь отдельные ее части. Для рассмотрения всей композиции нам необходимо переводить взгляд с одной части на другую. Целостность композиции «цветы в вазе» достраивается с помощью логики автоматически, исходя из предшествующего опыта. Рассматривание по частям - типичная черта наблюдения. Наблюдатель во всем происходящем ищет смысл. Перед ним маячат три вечных вопроса: «почему? », «зачем? » и «каким образом? ».

Вторую черту наблюдения можно обнаружить, если прислушаться к себе во время наблюдения. Посмотрите еще раз на вазу и слушайте себя. В вас звучит негромкий внутренний голос. Вы слышите в самом себе монолог или диалог. Монолог сам по себе прокручивается в голове, с трудом осознается и практически не поддается управлению с помощью рациональных приемов. Чей это монолог и кто внутри вас ведет беседу и с кем? Ни один практик не ответит на этот вопрос, но он постарается избавиться от монолога или диалога. Иное дело - теоретики.

Созерцание

Созерцание - это другой способ восприятия мира. Созерцатель полностью погружен в окружающий его мир, он - его часть и весь мир в нем. Созерцанию в школе не учат. Как научиться созерцанию?

Попробуем посмотреть на вазу с цветами по-иному. Не спуская взгляда с какой-либо части композиции, подвигайте головой чуть-чуть вперед или назад, вправо или влево - и вы вдруг обнаружите, что видите уже всю вазу с цветами в целом и даже все предметы в окружающем пространстве. Поле обзора чрезвычайно расширилось, и все предметы в нем как бы приблизились к вам. Поле обзора «наехало» на вас. Более того, вы непроизвольно распрямились и расправили плечи. Оцените свое психологическое состояние. Вы не столько видите всю картинку в целом, сколько I осознаете ее до мельчайших подробностей. Созерцатели называ-ют это состояние постижением. И действительно, вы постепенно углубляетесь в невидимый ранее смысл стоящей перед вами вазы I с цветами. Это и есть состояние созерцания. Природа созерцания - транс.

В состоянии созерцания ваша голова совершенно «пуста», и в ней нет никаких мыслей или диалога. Одновременно у созерцателя как бы закладывает слух, и он хуже слышит внешний мир. В то же время в теле появляется ощущение парения, словно у птицы над землей. Одновременно в теле появляется внутренний звук или даже мелодия. Звучит и поет тело! Оно свободно, раскованно и откликается движением на любую мысль и слово. Мелодия тела полностью зависит от созерцаемой картинки.

Бывают картинки, при созерцании которых в теле наступает внутренняя тишина. Молчание тела и ощущение парения - сродни парению птицы в небе. Таковы рисунки в традициях старых школ живописи китайских и японских мастеров. Рисунки пациентов нередко порождают точно такие же феномены в теле. Иногда при созерцании рисунков сильно закладывает уши и появляется ощущение глухоты, но без парения, внутренних звуков в теле и без внутренней тишины. Тело скованное и непослушное. Таковы рисунки глухих людей и их следует отличать от стандартных трансовых рисунков.Созерцатель не отделяет себя от мира, принимая по умолчанию единство мира и себя самого. Исходная предпосылка созерцания в том, что ум - это не индивидуальная черта созерцателя, а всеобщее свойство природы. Созерцание - это двунаправленный процесс: прямое постижение мира созерцателем и одновременное постижение миром созерцателя. Осознавание этой двунаправленности и причастности к ней есть созерцание.

Логика созерцания отличается от реконструктивной логики интеллекта. При созерцании утрачивается структурность мира, но открывается его Безграничность и Пустота. Для созерцания характерно ощущение перемещения сознания в Безграничности, или в Пустоте. Рождающиеся в созерцателе ощущения трудно выразить словами, но тем не менее они имеют свойства вопроса-ответа: «Что это такое? - Это есть «Я» - время-пространство-смысл или Пустота». Каждая картинка рождает особенное, неповторимое ощущение-смысл пустотности, беспредельности и законченности, невыразимой словом.

«Смысл» в контексте созерцания есть нечто протяженное и имеющее одновременно свойства «Я» и окружающего мира. В созерцании есть особое свойство мировосприятия: «Я лечу, и я одновременно и там, и тут». Говоря современным языком, созерцание принадлежит виртуальному миру, в котором свои законы бытия. Многоликость - природное свойство созерцания, это возможность находиться в состоянии одновременного осознавания и вопроса, и ответа.

В созерцании заложена возможность совершать своеобразное путешествие во времени, прокручивая его через себя вперед и назад. Созерцаемая картина и созерцатель могут находиться в состоянии вопроса-ответа относительно прошлого, настоящего и будущего. Созерцаемая картина «оживает» и из настоящего переносится в прошлое или будущее. Созерцание прошлого и будущего отличается от фантазий и конструирования событий. Фантазия принадлежит миру интеллекта, созерцание времени -миру транса. Они картины быстро трансформируются в другие, а созерцатель воспринимает не сами картины, но их смысловой подтекст.

В созерцании одновременно живут вопрос и ответ. Как вопрос, так и ответ подчас трудно выразить словами. Вопросом может быть И образ, и символ, и ряд цифр, и звук, и запах, и вспышка агрессии, и ощущение полета. Ответ так же необычен, как и вопрос. Форма, в которой приходит ответ при созерцании, может быть любой.

Главное в восприятии трансового рисунка - подстроиться под него, войти в состояние созерцания. Несмотря на обилие практик созерцания, все они обладают общими свойствами или фундаментом.Формально созерцание можно подразделить на несколько этапов или процессов: выбор объекта созерцания, выбор дистанции и ракурса созерцания, присоединение к объекту, формирование вопроса, концентрация, движение-постижение, возврат к обыденной реальности. В жизни эти процессы происходят почти одновременно и очень быстро. Рассмотрим кратко каждый из них.

Объектом созерцания может быть любой предмет или явление природы. В качестве объекта созерцания мы избрали трансо-вый рисунок (рис. 1).

Для созерцания и входа в транс необходимо подобрать соответствующие дистанцию и ракурс созерцания. Выбор дистанции и ракурса созерцания проводят с помощью особых критериев следующим образом. Глядя на рисунок (объект созерцания), перемещайтесь сами или двигайте объект созерцания вперед-назад и вправо-влево до тех пор, пока в вашем теле не появится скованность и дыхание не начнет замирать. У многих людей в этот момент учащается сердцебиение или руки становятся влажными. Вы нашли удачные для созерцания дистанцию и ракурс. Если бытьболее точным, вы нашли удачные ракурс и дистанцию присоединения к объекту.

Момент напряжения краток, и не стоит менять свою позицию относительно объекта созерцания. Через 5-10 секунд напряжение в теле сменяется расслаблением мышц, восстанавливается дыхание, прекращается усиленное сердцебиение и исчезает избыточная влажность рук. Наступает следующая фаза созерцания -присоединение созерцателя к объекту созерцания.

Присоединение созерцателя к объекту характеризуется особыми явлениями: прилипанием взгляда к объекту созерцания, отрешенностью от окружающей обстановки и дополнительными движениями созерцателя относительно объекта. Это могут быть и достаточно большие перемещения, и мелкие движения головы. Созерцатель находит окончательную позицию и погружается в транс. У него появляется ощущение осязаемого связующего звена между глазами и объектом. Объект созерцания и созерцатель как будто движутся навстречу друг другу. Со стороны видно, как созерцатель качнулся вперед и затем отклонился назад. Это означает, что произошло окончательное присоединение.

Явление кажущегося движения созерцателя к объекту или объекта к созерцателю называется «наезд». Кажущееся движение созерцателя и объекта навстречу друг другу длится недолго, приблизительно одну или две секунды. В эти две секунды ни в коем случае нельзя ослаблять внимание, необходимо сконцентрироваться на осознании процессов, происходящих во время «наезда».

Опытный созерцатель отнюдь не является безучастным поплавком, движущимся по воле трансовых течений. Любой транс -это активное участие осознания, внимания и воли. Задачи созерцателя - овладеть вниманием и осознанием во время наезда, не выпустить из-под контроля чрезвычайно важные психологические события. Распространенная ошибка - утеря объекта созерцания. Усилием воли необходимо добиться концентрации внимания на объекте созерцания и не отвлекаться на посторонние события.

«Наезд» - это стандартная последовательность трансовых состояний, каждое состояние есть не что иное, как фаза перехода из обыденного состояния к созерцанию. Первая фаза - начало движения созерцателя на объект или объекта на созерцателя. Вмомент начала движения пробуждается особое трансовое внимание, обладающее удивительным свойством - оно способно ускорять или замедлять скорость «наезда». Концентрация внимания по воле созерцателя замедляет «наезд» вплоть до его остановки. Ослабление внимания увеличивает скорость «наезда» до такой степени, что сам «наезд» может остаться незамеченным. Чем опытнее созерцатель, тем лучше он контролирует процесс «наезда» и регулирует его скорость и остановку в нужной фазе движения.

Вторая фаза «наезда» - дополнительная релаксация тела и освобождение осознания от посторонних объектов внимания. Во второй фазе в теле появляются ощущения легкости, внутренней тишины и отрыва стоп от земли. Между ногами и землей как будто возникает воздушная подушка. В фазу дополнительной релаксации созерцателем овладевает безмолвие. Он не способен ни говорить, ни слышать звуки.

Третья фаза - возникновение состояния безмолвного вопроса, которое называется вопрошанием. Войдя в состояние вопроша-ния, созерцатель концентрирует на нем внимание и тем самым останавливает «наезд». Как только «наезд» остановлен, резко расширяется поле обзора и увеличивается четкость и глубина созерцаемой картинки. Фокус внимания обретает свободу движения и устремляется по воле созерцателя в любом направлении, при этом созерцаемая картинка оживает и открывает фильмы видений. Осознание ответа на вопрошание в движении или просмотре фильма происходит само по себе, без усилий со стороны созерцателя.

Четвертая фаза «наезда» - пробуждение расширенного осознания созерцаемого объекта. Расширенное осознание отличается от обычного осознания большей глубиной, объемностью восприятия и особенным качеством - осознанием неотвратимости завершения «наезда». Созерцаемый объект движется к созерцателю. Созерцатель физически осязает объект всем телом и пространством вокруг тела. Внешне четвертая фаза «наезда» выглядит как состояние зачарованности.

Пятая фаза - растворение в объекте созерцания. Объект созерцания «въехал» в созерцателя и начал в нем что-то менять. Созерцатель ощущает, как объект созерцания меняет свои размеры, вращается или кувыркается внутри него, а затем занимает свое определенное место. С этого момента созерцателем овладевает экстатическое состояние. Он может самостоятельно выйти из состояния созерцания и закончить просмотр фильма, ослабив внимание или совершив любое движение.

Между фазами «наезда» различают кратковременные замедления движения. Суть замедления - переходный процесс от одной фазы «наезда» к другой. Междуфазовый переход подчиняется совсем другим закономерностям по сравнению с фазами. Во время замедления «наезда» резко ослабляется внимание созерцателя. Оно ослабевает настолько, что осознание может ускользнуть и движение может остановиться. В такие моменты движение контролируется только волей и остатками осознания.

Остатки осознания ощущаются созерцателем как тонкая нить, проходящая сквозь тело от головы к ногам. До тех пор, пока движение есть, осознание не теряется. Потеря нити осознания приводит к остановке «наезда» и входу созерцателя в состояние без осознания и потери внимания. Созерцатель погружается в темноту и мрак, а иногда и в сон. Осознание и внимание отключены. Созерцатель либо выходит из транса, либо застревает в состоянии без осознания и бессмыслия. Это состояние тупости. Внешне оно походит на сон с открытыми глазами.

Различные школы созерцания отличаются друг от друга склонностью находиться в той или иной фазе «наезда». С точки зрения практикующего трансового терапевта, в каждой фазе заложена большая терапевтическая сила, и чем полноценнее проводит созерцание пациент, тем больше у него шансов преодолеть кризисную ситуацию.

Состояния вопрошания и расширенного осознания кратко-временны и длятся лишь мгновения во время «наезда» объекта на созерцателя. Неопытный созерцатель «пролетает» эти моменты и довольствуется ощущением парения и музыкой тела, полагая, что это и есть созерцание. Отчасти он прав. Но не ради состояния парения пускаются в трансовые путешествия. Соль созерцания в том, чтобы попасть в состояния вопрошания или расширенного осознания, удержаться в них, для того чтобы проникнуть в глубины мира.

Каждый человек знаком с состоянием вопрошания. Ежедневно мы пользуемся им, но не фиксируем свое внимание наэтом явлении. Вопрошание широко распространено в природе. Им пользуются не только люди, но и животные, и птицы. Среди людей вопрошание прекрасно используют дети, и поэтому стоит понаблюдать за ними. Яркие примеры естественных форм безмолвного вопроса среди животных демонстрируют собаки. В мире птиц в черте европейского города вопрошание можно наблюдать у ворон и галок. Понаблюдайте за тем, как общаются родители вороны и галки со своими птенцами, которые только научились летать. Вопрошание галчат и воронят настолько демонстративно и комично, что начинаешь сам понимать, какой вопрос они задают своим родителям. Наблюдая за детьми, собаками и птицами, можно до тонкостей понять особенности всех фаз созерцания.В трансовой картинке главное - «снятый» или, иначе, скрытый смысл, то есть то, что стоит за изображением. Скрытый смысл воспринимается не умом, а чем-то иным, иррациональным субъектом нашего «Я». Скрытый смысл открывается в трансовых видениях. Постичь трансовый рисунок и увидеть всю картину целиком можно только во время созерцания. Созерцание позволяет выйти за пределы формального описания рисунка и войти в состояние человека, который его нарисовал.

Трансовые видения возникают в фазах вопрошания и расширенного осознания. Осознание и трансформация смысла видения в терапевтический эффект происходит не сразу. Иногда на трансформацию уходит всего несколько часов, чаще - приблизительно 2-6 недель.

Самый большой срок трансформации, который мне довелось наблюдать, продолжался несколько лет. Пациентка позвонила мне спустя 5 лет после проведенного курса рисования и первое, что она меня спросила, помню ли я ее шестой рисунок. Второе, что я услышал, это признание в том, что она все поняла. Мне было приятно осознать полезность своих усилий, но срок трансформации меня слегка озадачил. Бывшая пациентка рассказала мне, что этот рисунок иногда всплывал в ней как видение и даже несколько раз снился. А недавно смысл и значение этого рисунка открылись ей, она все поняла, и жизнь приобрела другой, неведомый ранее смысл.В сохранившихся архивах я нашел все ее рисунки и свои записи. Сопоставив рисунок и ее рассказ, я так и не понял, при чем тут рисунок и рассказ пациентки. Они никак не связаны между собой, на мой взгляд. Но ведь пациентка поняла, и ей открылся внутренний смысл!

При созерцании обычный рисунок «бьет по глазам», у зрителя возникает ощущение удара или боли в глазах. Обычный рисунок при созерцании отвергается. Трансовый рисунок при созерцании оживает, и у зрителя возникают ощущения «наезда и погружения в рисунок». Созерцатель и рисунок едины, скрытый смысл и жизнь рисунка становятся частью созерцателя. При наблюдении обычный рисунок имеет смысл и принимается, а бессмысленный трансовый вызывает реакцию отвержения и желание его отбросить или закрыть.

Нет необходимости противопоставлять друг другу наблюдение и созерцание. Оба способа восприятия мира абсолютно равноправны, каждый из них уместен в свое время и не может быть заменен другим. Не поняв простого факта, что человек в повседневной жизни не только мыслитель, но и созерцатель, мы искажаем наши представления о природе человека. Следовательно, мы не сможем ему квалифицированно помочь.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь