Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Расщепление травмы на разнородные проекции



Помимо каскадных и мозаичных проекций в психической сфере существует и другое трансовое явление - расщепление (дивергенция) травмы на качественно разнородные трансовые аспекты и проецирование их на болезненно измененные органы и части тела (рис. 17). Поясним явление трансового расщепления на конкретном примере. Пациентка Светлана перенесла хирургическую операцию на брюшной полости по поводу гнойного перитонита. Послеоперационный период осложнился медленным заживлением раны и свищом, из которого постоянно сочилась гнойная жидкость. К исходу первого месяца после операции была предпринята попытка ускорить заживление с помощью курса автоматического рисования.

В сериях спонтанных рисунков пациентка отразила два эпизода: один из периода собственного внутриутробного развития, второй касался детских впечатлений в возрасте 5-6 лет. После автоматической прорисовки травмирующих эпизодов заживление раны ускорилось, а свищ закрылся.

Спустя четыре месяца после операции у Светланы обострился хронический бронхит. Помимо медикаментозного и физиотерапевтического лечения пациентка прошла курс автоматического рисования, состоявший из трех сеансов. Основная серия спонтанных рисунков отражала этапы перенесенной операции по поводу перитонита. Самым мучительным переживанием было то, что Светлана во время операции слышала обрывки разговоров хирургов о плохой зимней погоде с сыростью и туманами. Несмотря на то, что пациентка в это время была под наркозом и не должна была слышать никаких разговоров, ее возмущало то, что хирурги смотрят не на рану, а по сторонам, и рассуждают о погоде, а не о ее болезни. Физической боли во время трансов Светлана не ощущала, ее мучила душевная боль от черствости хирургов. После курса автоматического рисования в течении болезни наступил перелом. Из бронхов выделилось с кашлем много мокроты, и обострение бронхита быстро завершилось выздоровлением.

Через месяц после обострения бронхита у Светланы появились боли в поясничной области и шейно-грудном отделе позвоночника. Они были такой интенсивности, что прикоснуться к спине для массажа и мануальной терапии было невозможно. Наиболее разумным решением нам представлялось введение пациентки в транс автоматического рисования для высвобождения связанных с болезнью образов, так как боль сама по себе является одним из трансов.

Первоочередным этапом было рисование пятен пальцами -для того чтобы снять эмоциональное перенапряжение. После нанесения разноцветных пятен Светлана взяла карандаши и нарисовала первые этапы перенесенной операции: разрезы тканей, перевязки кровоточащих сосудов, наложение ранорасширителей. Самым главным в ее ощущениях и переживаниях было физическое восприятие раздвижения, растяжения и деформации тканей. По словам пациентки, тканям это было неприятно, они возмущались, и все манипуляции хирургов вызывали у нее протест, идущий от мышц живота. Возмущалась вся передняя стенка живота. Во время автоматического рисования болезненность в спине уменьшилась и наступило значительное расслабление мышц. Появилась возможность провести массаж и перейти к мануальной терапии. Массажист и мануальный терапевт провели свои курсы лечения.

Через три месяца после обострения остеохондроза позвоночника развился острый бурсит левого голеностопного сустава. На второй день после отека конечности был проведен интенсивный курс автоматического рисования. Среди других тем на рисунках была серия проекций перенесенной операции по поводу перитонита. Главные ощущения - резчайшая физическая боль в животе, слабость, проливной пот, перевозка в машине «скорой помощи» и конечный этап операции с наложением швов на рану и дренажей. Все ощущения были сконцентрированы внутри живота и связаны с содержимым брюшной полости. После сеанса рисования пациентке потребовался сон. Она проспала 16 часов, отек ноги и сустава значительно уменьшился. К исходу третьих суток от начала заболевания от бурсита не осталось и следа.

Через два месяца после бурсита отмечен эпизод необъяснимой скованности мышц и суставов, ухудшение настроения и тоска. Снова в качестве первоочередных мер предпринят интенсивный курс автоматического рисования. Единственной темой рисунков были эпизоды перенесенной операции по поводу перитонита. Светлана пережила операцию совсем иначе.

Она видела себя и врачей сверху, со стороны потолка, наблюдала, как хирурги вершат свое дело, советуются с анестезиологами и бестактно рассказывают друг другу истории из своей жизни. Сверху все видно: кто сопереживает телу и хочет ему помочь, а кто просто отрабатывает время и зарплату. Однако самое неприятное в переживаниях - бесцеремонность, с которой хирурги копошатся в теле. «У них нет никакого уважения к телу, они его потеряли. Один из них просто безумец. Как его могли допустить ко мне? Кто им дал право так грубо влезать в живот? Отверстие в животе для блестящей трубки он просто с усилием проткнул каким-то инструментом, да еще сопроводил разрушение тела противным анекдотом. Слова непонятны, больно ранит интонация и мелодия анекдота. Человеческое тело - не мешок для картошки. С ним нельзя так грубо и бесцеремонно обращаться. К телу нужен подход, чтобы оно не возмущалось. Хирург должен быть чист душою, он должен договориться с телом». Высвобождение образов во время автоматического рисования привело к расслаблению мышц и облегчению движения в суставах, настроение улучшилось, тоска больше не беспокоила.

Проанализируем историю Светланы. В течение десяти месяцев после операции ее беспокоили болезни, на первый взгляд никак не связанные друг с другом: послеоперационный свищ, обострение бронхита, обострение остеохондроза позвоночника, бурсит и скованность мышц с приступом тоски. Задействованы были разные органы и части тела. Общим для всех эпизодов болезни было присутствие компонента, связанного с перенесенной операцией по поводу бронхита. Однако в каждом эпизоде ракурс операции индивидуален и неповторим. Операция расщепилась на совершенно разные аспекты, и каждый аспект нашел собственное «место прикрепления» в теле. Свищ и медленное заживление раны связаны с моментами внутриутробного периода и детства. Обострение бронхита - с разговорами хирургов о сырой погоде и отвлечением от операции. Обострение остеохондроза позвоночника опосредовано восприятием деформации тканей и их протестом против нарушения целостности. Острый бурсит развился на фоне «осаждения» образов, переживания предоперационных событий и наложения дренажей. Скованность мышц и тоска присоединились к особой форме бессознательного восприятия бесцеремонного отношения хирургов к телу. Ни один из трансовых эпизодов не повторился, но все вместе они составили общую картину операции.

Расщепление травмы на несколько самостоятельных проекций заслуживает особого внимания. Каждая из проекций существует не сама по себе, а в соединении со следами ранее перенесенных заболеваний. Высвобождение трансовых проекций облегчало обострение хронических заболеваний тела. По-видимому, у каждой болезни тела, будь то заболевание органов дыхания, пищеварения или органов движения, есть свой трансовый компонент. Происхождение его может быть различным, но имеет смысл высвобождать трансовый образ, сцепленный с болезнью, для того чтобы ускорить выздоровление. Таким образом, автоматическое рисование или иная автоматическая деятельность обретают смысл не только психотерапевтического приема, но и общетерапевтического метода. Автоматическое рисование как действенный метод помощи может занять достойное место в психосоматической медицине.

Теоретические построения и практические рекомендации

Суть излагаемого метода - освобождение человека от болезненных проекций событий из прошлого в настоящее путем бессознательного автоматического действия. Это действие может быть реализовано как автоматическое письмо или психотрафия, автоматическое трансовое рисование, прорыв откровенности в виде рассказа, освобождающий мелодичный крик, пение, взрыв эмоций или плач, иллюзия запаха, конвульсии, агрессия или ритуалопо-добный танец. Среди множества выведенных проекций необходимо выбрать те, которые обусловливают сегодняшнее болезненное состояние. Каким образом сделать это? Осуществить трансовую экскурсию в прошлое и найти подобный рисунок-образ.

После идентификации образа болезнетворного события из прошлого его трансформируют в безболезненные образы. Трансформированный образ события вновь проецируют в сегодняшний и завтрашний день.

Обобщим наиболее наглядные закономерности трансовой проекции или трансового переноса событий сквозь время. В простой временной проекции событие повторяется до деталей, оно качественно подобно исходной травме или впечатлению. Различие состоит в масштабах событий. События имеют свойство меняться во временном и эмоциональном масштабах. Проекции выводятся на экран жизни периодически через много лет, образуя своеобразную каскадную лестницу качественно однотипных трансовых состояний. С течением времени каждая последующая проекция переживается тяжелее предыдущей (рис. 18).

В более сложной временной проекции ситуация собирается, как мозаика, из фрагментов разнородных по своей природе психических травм не только личной истории, но и историй родителей и их окружения. Каждый из фрагментов сегодняшней травмы имеет в прошлом подобный первоэлемент (рис. 19).

Помимо проекций в психологическую сферу, трансовые образы могут «осаждаться» в сфере телесных страданий, формируя прочный психосоматический комплекс болезни.

Как разобраться в хитросплетениях мозаики сегодняшней ситуации? Что в ней главное, а что является второстепенным? Как выбрать верное направление лечебной трансформации? Такие вопросы возникают у терапевта после беседы с пациентом и просмотра диагностической серии рисунков.

Ключ к выбору лечебного маршрута автоматического рисования - трансовое созвучие, переход, дрожание голоса, век и ресниц, замирание дыхания, любое автоматическое трансовое движение, которое демонстрирует пациент. Закончив диагностическую серию спонтанных рисунков - откликов на цвет или что-либо другое, ищи в них трансовый ключ.

Транс трансу рознь. Один транс - простой, он вырос из недоумения или удивления, с которого начиналась психическая драма. Неожиданность - главнейшая характеристика простых трансов. Пациент ожидал, что по отношению к нему проявят участие, а от него отвернулись, не оправдали его ожиданий. Помните замечательную фразу: «Я требую, чтобы меня пожалели, а Он повернулся ко мне попой и спит»?

Вы понимаете подтекст фразы? Мне так плохо, мне так хочется, чтобы меня обняли и приласкали, как маленького ребенка. А что сделал Он? Неожиданно повернулся ко мне попой. Я так рассчитывала увидеть Его лицо, обращенное ко мне, я так хотела ощутить руки, обнимающие меня.

Все трансы неожиданного разочарования похожи друг на друга, как две капли воды. Это всего лишь стандартная трансовая прелюдия ко второму, драматическому типу трансов. Все главные трансовые события еще только разворачиваются. Драма впереди. Транс неожиданного разочарования имеет специфическую окраску. На что рассчитывал пациент? На участие и внимание. Как мы чаще всего проявляем участие и внимание? Чтобы нам поверили, мы прикасаемся руками к телу другого человека, подкрепляя слова прикосновением. Пациент в свое время желал получить прикосновения, они бы его успокоили.

Поэтому для вызова и позитивной трансформации транса неожиданного разочарования в терапевтическую схему должны быть включены прикосновения. Хорошая имитация дружеского касания - легкое прикосновение шелкового шарфа к руке или шее пациента. Транс неожиданного разочарования может иметь и другие дополнительные характеристики, и их надо кропотливо искать по правилам подобия. Такой транс не может являться основным ключом к разрешению драматической ситуации. Но по закону подобия он обязательно должен быть включен в терапевтическую схему как один из необходимейших элементов. Этому правилу следовали все великие гипнотизеры.

Очень хорошей «пилюлей» для лечения трансов неожиданного разочарования оказалось высказывание маленькой трехлетней девочки Маши К.: «Руки нужны, чтобы обниматься». Целесообразно предложить высказывание Маши в качестве ключевой фразы для инициации транса автоматического рисования. Эту фразу мне подарила психолог Эльмира Черноусова.

За этапом неожиданности следует этап драмы. Соль драмы -чувство одиночества и беззащитности, пришедшее на смену разочарованию. Мотив одиночества присущ большинству психологических драм, переживаемых нами. Транс одиночества имеет много оттенков, но главнейший из них - объемность восприятия огромного пространства вокруг себя. Пространство имеет цвет, аромат, в нем палит беспощадное солнце или дуют леденящие ветры. Но, пожалуй, самое яркое свойство одиночества, встречающееся у большинства пациентов, это лунный свет. Свет Луны подчеркивает и обостряет чувство оторванности от внешнего мира. Одиночество и лунный свет неразделимы. Люди, переживающие приступыодиночества, - пленники Луны. В критические фазы Луны: полнолуние, четверть Луны и новолуние - приступы одиночества могут стать нестерпимыми и привести к трагедии.

Рис. 20 родился на сеансе автоматического рисования. Студент С. испытывал приступы одиночества, тоски, беззащитности, которые тщательно скрывал от своих родственников и друзей. Внешне он ничем не отличался от своих сокурсников, энергичных и жизнерадостных молодых людей. Меня удивил закрашенный силуэт тела среди лунного света. Студент пояснил рисунок следующим образом: «Когда на небе Луна, я пуст и не принадлежу себе. Меня нет, есть оболочка, скафандр тела. Что-то выходит из тела и бродит под Луной. Что-то лучше всего назвать Оно. Тело безмолвно лишь следует за Оно и выполняет любые его пожелания, как слуга. Оно любит красть. Воровство и лунный свет придают Оно силы. Солнце не может дать силы Оно, только Луна может. Не у каждого человека есть Оно. Многим людям Оно не нужно, они так устроены и поэтому равнодушны к Луне. У Оно много врагов, прежде всего люди. Среди людей есть такие, которые питаются Оно, они его выпивают. Если такие люди не выпьют Оно, то они болеют. Тот человек, у которого выпили Оно, тоже болеет и может умереть. Отпитое Оно переживает свою беззащитность, одиночество и страх быть выпитым до конца. Я знаю три лекарства: лунный свет, воровство и чужое Оно. Каждый выбирает то лекарство, которое ему легче взять.

 

Когда Луна восходит, она выталкивает Оно из тела, а когда заходит - заталкивает его обратно. Во время полнолуния и новолуния людей мучит жажда Оно и они выходят на охоту. Оно в это время более всего доступно. Оно можно вытащить также во время ссоры и отпить его. Так многие и поступают. Они ухаживают за людьми и приручают их, для того чтобы беспрепятственно доить, как корову. Когда они выпьют все Оно у своей коровы, то человек-корова погибает от болезней или состояния безвыходности. Тогда нужно искать следующую корову. Человек, пьющий Оно, разговаривает особым противным поющим голосом, и от него трудно отсоединиться. Единственное спасение - сильно ударить пьющего, чтобы причинить ему боль. Иначе его не остановишь.

Оно есть не у каждого человека, но есть у всех деревьев, кошек и собак. Мое Оно не понимает языка кошек и собак, а деревья не хотят говорить со мной. Человеческое Оно почти бесцветное, у кошек - зеленоватое, у собак - с синевой, а у деревьев Оно темно-фиолетовое, почти черное. Мой рисунок обозначает то, что я вышел на охоту. Я не могу не украсть, иначе мое Оно не успокоится».

Судьба студента сложилась трагически. Через полгода после наших встреч студенты уличили его в воровстве, и он покончил с собой.

Очень точно выразила состояние безысходности и одиночества при почти выпитом Оно пациентка Оля: «Один, совсем один, без моего Оно». Не удивляйтесь, пол «внутреннего пациента» может не совпадать с полом пациента, сидящего перед вами. Во время автоматического письма и рисования она переживала ощущение покинутости и абсолютной незащищенности в безграничномпространстве, залитом светом Луны, и назвала имя человека, который постоянно пил ее Оно.

Судьба Оли сложилась так же трагично, как и студента С. Без Оно у Оли не было сил жить.

Оля высветила одну интересную особенность человеческой психики. Оно есть нечто такое в природе человека, что дает нам ощущение «неодиночества». При сохранном Оно мы не ощущаем одиночества, даже если вокруг никого нет. Если же с Оно что-то случилось, то чувство одиночества возникает даже тогда, когда вокруг много людей. Об этом свидетельствуют многочисленные истории людей, покончивших жизнь самоубийством. Вокруг страдающих от одиночества всегда было много людей, не замечавших трагедий, разворачивающихся на их глазах.

Второй аспект проблемы одиночества - люди, которые не прочь полакомиться Оно, всегда рядом.

Транс одиночества обладает дополнительным специфическим качеством - цветом, запахом, мелодией, непроизвольными слезами, тревогой, ритуалом необычных движений, изнуряющим жаром, пронизывающим холодом, звуками, паузой между словами или, наоборот, отсутствием пауз в речи, обостренным ощущением тела или части тела, отсутствием ощущения тела (бестелесность полная или частичная, с ампутацией частей тела), незавершенностью или подавленностью действия - и многими другими качествами. Специфическое качество проецируется из прошлого и как цемент скрепляет всю мозаику. Разрушишь специфическое качество - мозаика рассыпается и пациент выздоравливает.

 

Транс одиночества - необходимый элемент помощи. Однако предварять его необходимо исследованием состояния Оно. Предложите пациенту подобрать краску или карандаш к образу Оно. Если Оно не выпито и у человека достаточно сил, чтобы выстоять против одиночества, образ Оно напоминает гармоничное облако. Выпитое или отпитое Оно напоминает ущербную тень (рис. 21).

Только удостоверившись, что Оно в состоянии противостоять одиночеству, проецируйте транс одиночества. Транс одиночества - не игрушка в руках тренера или терапевта. Вызвать его можно с помощью формулы «Один, совсем один» или предложения нарисовать лунный свет. Вызвав транс одиночества, ищите его специфическое качество и предъявляйте это качество для вызывания трансового отклика. Как правило, это является основным этапом разрешения кризисной ситуации, спроецировавшейся из прошлого в настоящее.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь