Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Голос индуктора транса и техники голосового подсоединения



Успех сеанса автоматического рисования во многом зависит от особенностей голоса терапевта. Чем шире голосовые возможности терапевта, тем больше у него шансов на успех. Вызвать трансовый отклик у пациента лучше всего удается с помощью особого «трансового» голоса. Это весьма специфический инструмент. Терапевт ведет пациента по дорогам трансформации прежде всего с помощью своего голоса. Голос помогает «присоединиться» к пациенту и войти в состояние, которое обозначают как раппорт, или психологическое подсоединение для вызывания транса. Голос проникает в пациента и начинает трансформацию, он поддерживает транс и выводит пациента из транса. Поэтому овладение голосом является первостепенной задачей обучения автоматическому рисованию.Техник голосового подсоединения известно много. Для эффективной практики начинающему терапевту вполне достаточно освоить две базовые техники. Они противоположны по исполнению, однако их можно видоизменять применительно к ситуации, а также использовать к комплексе, что предоставляет широкие возможности подстройки к самым разным пациентам.

Первую технику называют глазоголосовой, поскольку ее особенность состоит в использовании глаз. Она заключается в следующем. Рассеянным взглядом медленно скользите по телу пациента и слушайте свое тело, свой внутренний голос. Вначале внутренний голос не проявляет себя. Но при взгляде на некоторые участки тела ваш внутренний голос воспроизведет звук. Остановите взгляд и прислушайтесь к внутреннему звуку. Начните вводную часть сеанса своим обычным голосом, который вы попытаетесь наложить на внутренний голос. Обычный голос будет «соскальзывать» с внутреннего голоса. Необходимо поварьировать внешним голосом. Задача заключается в том, чтобы ваш обычный голос сре-зонировал с внутренним голосом. Как только внутренний и внешний голоса срезонировали, появляется внутренне-внешний голос, который звучит совсем по-иному. Резонансный внутренне-внешний голос присоединяет вас к пациенту, «проваливается» в него и куда-то устремляется. В этот момент ваше тело качнется по направлению к пациенту, а пациент передернет телом или поежится.

Первый этап подсоединения закончен. На этом этапе ваш голос сковывает тело и психику пациента. Если не выполнить второй этап, то пациент будет напоминать застывшую глыбу цемента. Это негодный транс.

Второй этап начинается с того, что вы отводите взгляд с точки, на которой появился внутренний звук. Точнее, взгляд сам сползает с нее. С этого момента начинается ваше собственное терапевтическое погружение в транс и вы «видите» свой голос в форме образов в теле пациента. Образы могут быть самыми невероятными. Воображение придаст им форму известного вам предмета или явления: дерева, скорпиона, осьминога, факела, шляпы, первой жены и еще бог знает чего или кого. Не обращайте на это внимание. Этот феномен есть не что иное, как игры иллюзии, сопровождающей транс. Но он свидетельствует о том, что вы подошли к очень важному моменту - возможности присоединения к некоей иррациональной сущности пациента, которая в ладах с его бессознательным.В это время появляется новый голос. Он приходит извне. Голос расковывает пациента, он оживает в другом измерении. Самое любопытное, что это вы говорите новым голосом, а не кто-нибудь иной. С этого момента между вами и пациентом натянут прочный канат вашего «трансового» голоса, который открыл шлюз для трансовых откликов. Можете начинать собственно трансформацию. Гипнотизеры называют это состояние «раппорт».

Восприятие «трансового» голоса терапевтом и окружающими людьми неодинаково. Вам он кажется необычным и очень красивым, но окружающие могут сказать, что вы начали скрипеть, говорить нараспев, скандировать, нести чушь или что-то в этом роде. Пациент может не слышать вашего голоса или слышать только первые слова, но он в его власти. Вы замолкаете, и он реагирует на это трансовым откликом: рисует, пишет, погружается в оцепенение, принимает вычурную позу или танцует. При этом вы контролируете себя и пациента изнутри, но плохо оцениваете ситуацию вне себя и пациента, попавшего под влияние вашего «трансового» голоса.

Вторую технику называют слухоголосовой, поскольку ее особенность состоит в использовании терапевтом собственного слуха. В отличие от первой техники терапевт не смотрит на пациента. Он может даже стоять к нему спиной. Взгляд отдыхает и ни к чему не привязан. Можно даже закрыть глаза, это позволит лучше слышать пациента.

Терапевт прислушивается к многочисленным звукам, исходящим от пациента. Тот дышит, сопит, шуршит одеждой, кряхтит, слегка стонет, чмокает и вообще издает так много нечленораздельных звуков, что можно составлять целый каталог. Мы их не замечаем, потому что смотрим на пациента. Глаза делают нас глухими. Пациент также не замечает их, потому что они не связаны с сознанием. Однако именно эти нечленораздельные звуки причмокиваний и стонов являются отражением той жизни, которая скрыта за броней сознания. Задача терапевта - через щели и неплотности брони сознания по звукам проникнуть туда, где царствует иррациональное.

Голос терапевта - подходящий инструмент для такого проникновения. Идея способа заключается в том, что аппарат звуко-извлечения у человека один, а «управляющих» двое - иррациональное и рациональное. Но рациональное чаще выигрывает конкурентный спор за обладание гортанью, и мы нередко осознаем то, что говорим.Кто из читателей скажет, что он осознает, когда кряхтит, чмокает или высовывает язык? Окружающие этого тоже могут не заметить, потому что у них открыты глаза и они не осознают, что слышат кряхтение, сопение и чмокание. Кроме того, они сами кряхтят, чмокают, высовывают язык и не осознают и не видят происходящего. Так мы общаемся друг с другом в перерывах между сознательными сообщениями. Бессознательное, иррациональное общение на то и бессознательное, чтобы не засорять сознательное.

Для проверки моих слов попросите родственников или друзей записать на видеокамеру ваше спонтанное поведение. Потом сядьте перед телевизором с карандашом и листком бумаги и посчитайте, сколько раз вы скорчили гримасу и при этом издали нечленораздельный звук. Даже если вы телезвезда, то 10-15% времени звучания вашего голоса приходится на нечленораздельные и не контролируемые сознанием звуки. У людей обычных профессий уровень неконтролируемых звуков еще выше.

Рациональное издает звуки, которые складываются в осмысленную речь или язык коммуникации. Если иррациональное издает звуки, то они являются частью языка иррационального. Освоив язык иррационального или хотя бы имитируя его, мы получаем доступ в иррациональное. Иными словами, с иррациональным нужно говорить на его языке: чмокая, хрюкая, мыча или сопя. А кому такая затея не нравится, пусть бросается на броню сознания. Может быть, что-нибудь получится. Когда он устанет, то или откажется от предприятия, или будет осваивать язык иррационального, или его родственники найдут дорогу к психиатрам.

Техническое исполнение метода состоит в распознавании моментов времени, когда пациент выдает сообщения иррационального, отсечении сообщений рационального, настройке на нечленораздельные звуки, подражании им до феномена резонанса, вхождении в транс и трансового «отзеркаливания» своим, уже «трансо-вым» голосом нечленораздельных сообщений и как кульминации -нечленораздельном диалоге. Диалог кратковременен, за ним следует трансовый отклик в виде рисунка, или письма, или душераздирающего стона, или мелодичного крика, или бессознательного танца, или плача.

Способ настройки на нечленораздельные звуки похож на присоединение к внутреннему голосу. Отличие состоит в том, что вы можете не «видеть» свой голос, но ощущать его как некуюсвязку между собой и пациентом. Связка вспыхивает на мгновенье и освещает два пятна контуров - ваш и пациента. Настройтесь на кряхтение, причмокивание, стон.

Для начала годится любой нечленораздельный звук. Эффективность присоединения увеличивается, если к тому же подстраиваться под ритм дыхания. Через некоторое время вы обнаружите, что чмокание пациента происходит всего лишь на мгновение раньше вашего чмокания. Попрактиковавшись, вы сможете устраивать целый диалог из нечленораздельных звуков. Звуки сами исходят из вас. Удивительнее всего то, что и в этом состоянии вы можете спонтанно произнести целый монолог, который никто не понимает. Один лишь пациент внимает вам и рисует или пишет в ответ.

Трансовый отклик может быть любым. Если это стон или плач, то вы как терапевт должны взять пациента за запястье или обнять его и удерживать от порывов эмоций, пока он не успокоится. Пациент в это время переживает страх и сильное волнение, и один на один со страхом или сильным волнением он не может справиться. Мелодичный крик, наоборот, требует предоставления полной свободы пациенту. Терапевту лучше всего отстраниться от пациента и стать как можно незаметнее. Если появился приступ чихания или кашля, то его не прекращают, а дают возможность разрешиться полностью.

Вспышки агрессии и неконтролируемых движений гасят плотным объятием и прижиманием пациента к себе. Агрессия быстро переходит во всхлипывание и не причиняет вреда ни пациенту, ни терапевту. Если пациента вовремя не обнять, то вспышка агрессии усилится и понадобится посторонняя помощь для сдерживания пациента. Заканчивается такая вспышка рыданиями и прострацией.

В качестве тренировочной практики вслушивайтесь в звуки, которые издают знакомые, сослуживцы, члены семьи и просто встречные. Дополнительной и важной практикой является вслушивание в звуки, которые издают животные и птицы, и подражание им до резонанса и подсоединения. Через некоторое время вы обнаружите, что легко присоединяетесь к самым трудным пациентам. Ваш «трансовый» голос обретет особую силу, выразительность и мелодичность.

Голосовые трансовые стили

Трансовый стиль

Трансовый стиль - это манера проведения сеанса и способ преимущественного использования одного из вариантов «трансового» голоса. «Трансовый» голос может быть и громким, и негромким, и тихим, и обычным. В зависимости от того, какую задачу при рисовании ставит терапевт, необходимо выбирать ту или иную высоту голоса и соответствующую ему технику вызывания трансового отклика.

Терапевт решает четыре основные задачи: введение пациента в межтрансовое состояние, переход из межтрансового состояния в транс, поддержание транса во время диалога с пациентом, выведение пациента из транса.

Введение пациента в межтрансовое состояние лучше удается при использовании громкого и тихого голоса. Для вызывания транса применяют и громкий, и негромкий, и тихий голоса. Поддержание транса и диалог с пациентом во время транса требуют негромкого и тихого голосов. Выведение пациента из транса чаще производят громким обычным (нетрансовым) голосом, но можно использовать негромкий и тихий трансовые голоса.

Негромкий и тихий голоса

Негромкий и тихий голоса обладают выраженным трансоген-ным эффектом, именно они наиболее часто используются в технологиях автоматического рисования и письма. Негромкий голос звучит тише спокойного ненапряженного голоса. Тихий голос звучит почти как шепот. Негромкий и тихий голоса - это две расположенные рядом голосовые ступеньки, и технологии пользования ими ничем не отличаются.

Относительным противопоказанием к применению негромких стилей вызывания у пациента трансового отклика является сочетание трех признаков: возбуждение, блеск глаз и пена в уголках рта. Таких пациентов необходимо готовить к трансу автоматического рисования, выводя их из состояния возбуждения.

Внешне негромкий и тихий стили наведения транса выглядят очень просто и даже странно. Мягкий и улыбчивый терапевт не виден среди рисующих пациентов. Очень часто он сам рисует вместе с пациентами, а иногда и спит, пока длится транс. В меж-трансовый период он бросает короткую фразу и снова погружается в гипнотический сон, а пациенты в это время рисуют. Чем глубже погружение терапевта, тем эффективнее трансформации у рисующих пациентов. По окончании сеанса терапевт просыпается и говорит, что очень устал и ему было трудно. Пациенты, напротив, оживлены и веселы.

Негромкий и тихий стили в технологическом отношении сложнее громких. Они требуют длительной работы над собой. По моим подсчетам, на двадцать (! ) «громкоговорящих» гелиотерапевтов приходится один (! ) «тихоговорящий». Иными словами, среди гипнотизеров всего лишь пять процентов говорящих тихо.

В то же время негромкий и тихий стили наведения транса могут быть очень простыми и эффективными. При определенном усилии и терпении простые виды трансов автоматического рисования и письма доступны очень широкому кругу людей. Главное условие успеха - естественность, простота и лаконичность.

Тихий и негромкий голоса и соответствующие им стили наведения и поддержания транса используют в четырех главных вариантах: напряжения, покоя, расслабления и мяукания. Между основными вариантами существует много промежуточных и комбинированных стилей. Строго говоря, любой голос тише спокойного среднего звучания несет в себе элемент напряжения. Каждый стиль, характеризующийся негромким голосом, либо подчеркивает оттенок напряжения, либо специфическим образом избавляется от него.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь