Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технология трансового рисования



Ключевые слова и их аналоги

С чего необходимо начинать трансформацию личности с помощью автоматического рисования? Вначале необходимо выслушать жалобы пациента - на слабость, приступы отчаяния, апатии, тоски, плаксивость, чувство страха и неуверенности в себе. Эти общие жалобы ничего не проясняют в происхождении проблемы, мучающей пациента, но они четко указывают на ее присутствие.

Полезно выяснить, как давно появились жалобы. Если они возникли сравнительно недавно, примерно месяц или два назад, то можно ожидать быстрого эффекта трансформации. Застарелые формы поведения (до нескольких лет) хуже поддаются терапии автоматическим рисованием. Однако если терапевт будет внимателен и настойчив, он сумеет найти подходящий трансовый маршрут для лечения.

Основная задача терапевта - найти в поведений или рассказе пациента симптомы, помогающие понять проблему, с которой он пришел за помощью. Симптомами являются ключевые слова и их аналоги. Ключевые слова пациент выделяет интонационно и нередко сопровождает мимикой или жестами. Мимика и жесты выполняют двоякую функцию. С одной стороны, они выпускают или гасят эмоцию, сопровождающую воспоминание. С другой стороны, нередко выражают отношение к тому или иному эпизоду рассказа или персонажу. Интонация, мимика и жесты в таком случае - не что иное, как дополнительные характеристики ключевых слов и одновременно указатели их неординарности. Слово, сопровожденное дополнительными характеристиками, является ключевым.Не всегда пациент охотно рассказывает о своих болезненных проблемах. Порой он прячет значимые для терапевта слова и фразы, но одновременно сигнализирует об умолчании беспаузной речью или, наоборот, очень большими паузами между словами. Паузы либо их отсутствие неизбежно сопровождаются необычными движениями тела или, наоборот, «застыванием» тела в одном положении. Паузы, застывания или необычные движения и есть аналоги ключевых слов. При предъявлении пациенту ключевых слов и их аналогов они вызывают трансы автоматического рисования и письма.

Каким образом находят ключевые слова и их аналоги? Различают несколько разных путей или приемов.

Первая группа путей связана с рассказом пациента о своих бедах. Из его рассказов терапевт выбирает ключевые фразы и слова, которые используются для рождения рисовального транса. Рассказывая, пациент вспоминает травматические ситуации и невольно сопровождает их изменением тембра голоса, паузами, восклицаниями, движениями рук и тела. В эти моменты он находится в плену образов бессознательного и очень точно выражает свое отношение к ним. Специфика отношения к образу в бессознательном и есть тот золотой ключик, которым открывают дверь в транс автоматического рисования и письма. Условно эту процедуру мы будем называть путем от пациента.

Вторая группа связана с использованием чувственных доступов к бессознательному. Различают зрительный доступ, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, кинестетический (через движение или его отсутствие) и болевой доступ. Вторая группа путей нахождения ключевых слов и их аналогов одновременно является и способом вызывания трансового отклика. Если терапевт решил избрать второй путь, то ему потребуются специфические инструменты для инициации чувственных входов. Инструментальные пути подробно описаны в последующих параграфах.

Суть инструментальных путей кратко можно изложить так. Пациент берет в руки инструмент для письма или рисования, манипулирует им и входит в транс, в трансе высвобождается тот или иной образ-видение. Исключениями являются тактильный и болевой пути нахождения ключевых образов - когда терапевт прикосновением или с помощью болевых ощущений погружает пациента в транс автоматического рисования.Хорошо зарекомендовали себя следующие инструментальное пути для нахождения и выбора ключевых слов и их аналогов:

· путь от карандаша,

· путь от листа бумаги,

· путь от рисовальной доски,

· путь от трансового рисунка,

· путь от шелкового платочка,

· путь от клубка ниток,

· путь от звука колокольчика,

· путь от аромата,

· путь от вкуса, привкуса и послевкусия,

· путь от разбрасывания зерен,

· путь от камней и драгоценностей.

Особые пути к трансовому рисунку - рисование красками с помощью пальцев, вызывание трансового отклика болью и высвобождение образов из сновидений.

Путь от карандаша

Путь от карандаша прост и эффективен при поиске скрытых проблем, готовых вот-вот проявиться неожиданным образом. Показаниями к использованию это пути являются состояние смутной тревоги на фоне общего благополучия, всплывшие в памяти случайно оброненные кем-то слова, навязчивая мелодия, которую нужно отогнать, и другие мелкие симптомы. В целом состояние пациента часто расценивают как неплохое и отпускают без лечения, так как значительные проблемы не видны.

Однако через несколько дней и даже через несколько часов после встречи с терапевтом состояние отпущенного пациента резко меняется. У него развивается немотивированный эмоциональный взрыв или он совершает нелепые поступки, которые сам не может понять. Последствия таких поступков могут быть разные -от недоумения и иронии до драм, порождающих сложные коллизии с разрывом устоявшихся социальных связей.

Причинами внезапного кратковременного оглупления и потери контроля над собой являются скрытые проблемы, рвущиеся наружу, но еще не давшие о себе знать яркими манифестациями.Предвестником манифестаций является ложное оглупление, которое, по сути, является межтрансовым переходом. Первыми манифестациями становятся навязчивые мысли и образы, которые достаточно легко отогнать. Именно поэтому мелкие симптомы всерьез никто не рассматривает. Однако на самом деле они предвещают душевный кризис и могут быть эффективной трансовой пилюлей для упреждающей терапии автоматическим рисованием или письмом.

Галина М., по профессии библиотекарь, была на консультации у психотерапевта с жалобами на навязчивые мысли, которые необходимо отгонять, и она справлялась с ними. Галина вообще любила лечиться. Терапевт побеседовал с ней и, не найдя ничего страшного, предложил прийти на релаксацию через 2-3 дня. Вернувшись домой, Галина устроила грандиозный скандал с битьем посуды, сдиранием занавесок с окон и дракой с мужем. Понадобилась экстренная помощь. Рисовали мы сразу же после снятия приступа ярости. Оказалось, что во время скандала Галина в точности воспроизвела поведение своей бабушки, когда в детстве была у нее в гостях. Даже проклятия использовала те же, что и бабушка.

Что необходимо для проведения сеанса автоматического рисования? Удобное помещение, стол, стул, чистые листы бумаги, доска, которую подкладывают под лист бумаги, и наборы простых или цветных чуть притуплённых карандашей. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы провести сеанс рисования. При отсутствии специальной доски для рисования листы бумаги можно класть просто на стол.

Особенность автоматического рисования заключается в использовании специальных инструментов, способствующих возникновению транса. Такими инструментами могут быть различные предметы, например, карандаш, лист бумаги, кисточка для красок, краски, собственный палец, если используется техника пальцевого рисования, банка с распылителем краски и многие другие предметы.

В качестве трансового инструмента используют также невещественные явления - звуки голоса или музыкального инструмента, аромат, прикосновение, воспоминания и многие другие. Выбор трансового инструмента зависит от возможностей терапевта и конкретной обстановки проведения сеанса.Одним из самых простых и в то же время эффективных инструментов является карандаш. Понимание принципов использования карандаша для возбуждения трансовых откликов позволит освоить техники автоматического рисования с любым инструментом. Карандаш удобен потому, что выполняет три функции одновременно: способствует нахождению ключевых образов, слов и их аналогов, переводит пациента из обыденного состояния в трансо-вое и служит инструментом собственно рисования.

Среди множества карандашей необходимо выбрать пригод-' ные для автоматического рисования. Тщательность выбора карандаша - залог успеха. Основное требование - он не должен вызы-; вать ощущение напряжения и неловкости в теле, конечностях и пальцах.

Взяв в руки карандаш, вы должны ощутить легкость в теле. Кисть легко движется с карандашом, движения плавные и в то же время быстрые, текучие, стремительные, но не резкие. Ка-. рандаш легко вращается вместе с кистью и образует единое и подвижное целое с телом. Тело устремляется за кончиком карандаша, оно во власти образов бессознательного. Бессознательное в этот момент может выдать образ в виде неосознанного движения тела, письма или рисунка (картинки на бумаге или холсте). Остается лишь прикоснуться кончиком карандаша к листу бумаги - и происходит чудо рождения автоматического письма или рисунка.

Текучесть движений руки с карандашом - это очень важный акцент в трансовой технологии автоматического рисования. Второй важный акцент - кисть с карандашом и глаза совершают содружественные движения. Кончик грифеля и взор совершают подобные или обратные движения. Подобные движения - когда взор и кончик карандаша движутся в одном и том же направлении, обратные движения - взор движется в одну сторону, а кончик карандаша в другую. Третий важный акцент - сознание запаздывает по отношению к движению или возникает ощущение того, что человек видит себя со стороны, но все равно осознает свои действия с некоторым запозданием. Действие и осознание разделены во времени, иногда это доли секунды, а иногда и минуты.

Кисть руки сцеплена с карандашом, и карандаш является продолжением вашего тела. Как только появилось ощущения слияния тела с карандашом, человек готов к автоматическому рисованию. Карандаш переводит человека из обыденного состояния в трансовое. Рисунок может появиться спонтанно, без стимулов извне, и это значит, что карандаш подобран правильно.

Идеально подобрать карандаш удается не всегда. Хорошо, но не идеально подобранный карандаш переводит пациента в транс, однако трансовый отклик слегка запаздывает, ему необходимо некоторое время для вовлечения трансового копировального аппарата в действие. Лучше всего немного подождать, и образ спроеци-руется на лист бумаги. Если ожидание затягивается, уместно слегка простимулировать пациента. Для стимуляции подбодрите пациента тихим голосом, сказав ему, что образ он видит и сейчас начнет рисовать. И действительно, пациент рисует «спонтанно» пришедший образ. На самом деле образ вызван из подсознания свойствами карандаша.

В тех случаях, когда этот прием не срабатывает, необходима дополнительная трансовая стимуляция, высвобождающая рисунок или текст из подсознания пациента. Это может быть и инструкция о том, как сесть удобнее, и легкое прикосновение к телу пациента, и щелчок пальцами, и выстукивание костяшками пальцев простенького ритма по столу. Каждый терапевт волен разрабатывать и применять такие приемы стимуляции, которые более всего уместны в этот час и с этим пациентом.

Единственное условие эффективной дополнительной трансо-вой стимуляции - она должна быть легкой и краткой, как дуновение ветерка. Цель стимуляции - помочь трансовому отклику вырваться на свободу, он всего лишь задержался на мгновение, словно ждал разрешающего сигнала. Если терапевт будет терпелив и деликатен, то внешне все будет выглядеть так, словно рисунки или слова сами появляются на бумаге.

Потренируйтесь в выборе необходимого карандаша. Возьмите карандаш пальцами и попытайтесь его вращать или двигать. Затем возьмите второй, третий карандаши и сравните свои ощущения, возможность движения рук и туловища. Вы обнаружите, что с одним типом карандашей рука движется очень легко, с ним вам хочется двигать не только рукой, но и всем телом, даже возникает спонтанный танец. Карандаши вовлекают тело в движение.

Иногда ощущение свободы в руках и теле появляется в том случае, если взять в руку несколько карандашей. Пациент, ориентируясь на свои ощущения, отбирает несколько карандашей разного цвета, раскладывает их в руке и рисует сразу несколькимикарандашами. В итоге получается своеобразный рисунок, состоящий из нескольких разноцветных рисунков-траекторий, дублирующих друг друга по форме (рис. 33). Использование нескольких карандашей одновременно - прекрасный вход в транс автоматического рисования.

С карандашами второго типа рука двигается менее легко, а движения всего тела почти неощутимы. Вам может попасться и такой карандаш, с которым рука словно попадает в вязкую жидкость - в ней появляется ощущение скованности. Однако эта скованность не порождает ощущения неловкости в теле, она не мешает и поэтому чаще всего остается незамеченной. Только взгляд со стороны позволяет обнаружить необычность движений. Руки утрачивают способность свободно двигаться, и остается только одна степень свободы - движения вперед-вверх и назад-вниз. С таким карандашом в руке тело словно застывает, оно подобно сказочному персонажу, под влиянием колдовства превращающемуся из живого человека в каменную статую. Движения становятся скованными, перевод взгляда с одного предмета на другой требует поворота туловища и ног.Тем не менее, для этого состояния тоже характерны основные признаки транса автоматического рисования - присоединение тела к карандашу, сцепленность взора и кончика карандаша и запоздалое осознавание. При работе с карандашами второго типа, как правило, не возникает спонтанных трансовых откликов и не происходит рисования без инструкций. Пациент в подобном состоянии нуждается в поддержке специальными ключевыми фразами, которые описаны в разделе «Ключевые слова».

Желательно иметь под рукой широкий выбор простых и цветных карандашей, который можно дополнить цветными мелками, рисовальным углем художников, сангиной, сепией, пастелью, кистями с акварельными и гуашевыми красками. Кисти для рисования красками выбираются по тем же критериям, что и карандаши.

«Летающим» карандаш назван потому, что он рождает ощущение полета руки и тела. Перед пациентом раскладывают много цветных карандашей и чистый лист бумаги. Желательно иметь как можно большую палитру цветов в наборах карандашей. Затем пациенту нужно предложить посмотреть на карандаши рассеянным скользящим взглядом и выбрать «приятные». Он должен поочередно брать в руки те карандаши, за которые взгляд «цепляется» - то есть ненадолго останавливается и появляется смутное желание протянуть руку и взять карандаш.

Взяв в руки карандаш, необходимо повертеть его в пальцах или слегка помахать им перед собой. Во время помахивания карандашом у пациента рождается слово или даже целый образ, которые фиксируют на чистом листе бумаги. Перебрав несколько заинтересовавших пациента карандашей и отметив слова-ассоциации и образы-ассоциации, в итоге получаем набор ключевых слов и образов.

Иногда «цепляние» взгляда сопровождается быстрым безотчетным движением руки и даже тела. Рука хватает карандаш, трансовое ключевое слово рождается у пациента очень быстро, и он начинает рисовать.

В отличие от «цепляния» взгляда существует феномен «скольжения» взгляда по карандашам. При «скольжении» отсутствуют даже намеки движений тела и желания выбрать тот илииной карандаш. Взгляд скользит по карандашам безучастно, и ключевое слово не рождается. Однако во время скольжения взгляда по веренице карандашей перед внутренним взором пациента довольно часто мелькает какой-то образ. Глаза пациента останавливаются и слегка расширяются. Он на несколько мгновений цепенеет, застывает в какой-то одной позе. Необходимо дать пациенту время побыть в этом состоянии, не торопя и не отвлекая его. Слово и образ могут отчетливо не осознаваться, но спустя некоторое время пациент выходит из состояния оцепенения, берет нужный ему карандаш и начинает рисовать без проявленного ключевого слова.

«Стоячим» карандаш назван потому, что основное ощущение в руке и теле - напряженность. Для того чтобы карандаш вызвал трансовый отклик, его необходимо поддерживать особым образом. Обычно мы рисуем карандашом, сильно наклонив его к листу бумаги. Лист и карандаш образуют острый угол. Для вызывания трансового отклика необходимо взять карандаш особым способом, расположив его перпендикулярно к листу бумаги. Карандаш «стоит» на листе. Именно по этим свойствам выбора карандаша и способа его поддержки карандаш именуют «стоячим».

Пациенту предлагают выбрать самый «неприятный» карандаш. Взяв его в руки, пациент испытывает отвращение, его рука с карандашом становится неподвижной, а в теле появляется скованность. Терапевт может легко распознать, какого качества карандаш видит пациент. При взгляде на «стоячий» карандаш пациент непроизвольно отклоняется назад, рука слегка, но резко отклоняется назад и по лицу пробегает тень неприятия. При взгляде на «приятный летающий» карандаш тело пациента слегка наклоняется вперед, и рука непроизвольно тянется к карандашу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1147; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь