Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нарциссизм: вектор развития психоаналитических идей



 

Когда и почему З. Фрейд обратился к проблеме нарциссизма? Как и каким образом осмысление проблематики нарциссизма сказалось на развитии психоаналитических идей?

Полагаю, что ответы на эти вопросы могут способствовать лучшему пониманию не только исторических вех, связанных с обращением З. Фрейда к тем или иным аспектам нормального и патологического развития человека, но и специфики психоаналитической интерпретации нарциссизма как такового, которая не совпадает с мифологическими и литературно-художественными толкованиями.

Начну с констатации того, что термин «нарциссизм» был введен в научную медицинскую литературу в 1898 году английским врачом Х. Эллисом, который, апеллируя к греческому мифу о Нарциссе, использовал данный термин при описании клинического случая лечения аутоэротического мужчины, что нашло отражение в его статье «Аутоэротизм: психологическое исследование». В 1899 году другой врач П. Некке в своей статье «Сексуальная перверсия в психиатрической больнице» также счел возможным использовать термин «нарциссизм» при изложении клинического материала. Оба автора рассматривали нарциссизм в качестве приемлемого термина для характеристики особого типа сексуальной перверсии, связанной с аутоэротизмом.

После опубликования З. Фрейдом «Трех очерков по теории сексуальности» (1905), в которых, наряду с психоаналитическим пониманием стадий психосексуального развития ребенка, высказывалась мысль о размытости границ между нормой и перверсией, некоторые психоаналитики вплотную подошли к рассмотрению проблематики нарциссизма, в дальнейшем сыгравшей значительную роль в становлении новых психоаналитических идей и концепций.

В 1908 году на первой Международной встрече по психоанализу К. Абрахам выступил с докладом «Психосексуальные различия истерии и Dementia praecox», где высказал соображения о возможности возвращения либидо некоторых пациентов с сексуального объекта на собственное Я.

В 1910 г. в одном из журналов была опубликована статья Й. Задгера «Фрагмент психоанализа одного случая гомосексуальности», в которой также высказавались идеи, относящихся к проблеме нарциссизма.

З. Фрейд не только был знаком с этими материалами, но и в своих работах, связанных с обращением к проблематике нарциссизма, счел необходимым сослаться на идеи данных авторов.

Если не считать упоминания З. Фрейдом данного термина на заседании Венского психоаналитического общества 10 ноября 1909 года, то впервые в текстовых вариантах его обращение к проблеме нарциссизма, датированное 1910 годом, нашло свое отражение в работе «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» и в дополненном издании «Трех очерков по теории сексуальности». В этих публикациях З. Фрейд предложил свое объяснение психического механизма возникновения гомосексуальности, исходя из специфических взаимоотношений между ребенком и матерью. Согласно его представлениям, мальчик может вытеснить свою любовь к матери, затем идентифицироваться с ней, поставив себя на ее место и приняв за образец самого себя, и, таким образом, найти новый объект своей любви на пути нарцизма.

Первоначально З. Фрейд отдавал предпочтение термину «нарцизм», а не «нарциссизм», считая его не совсем правильным, но зато кратким и не так режущим слух. Об этом он писал в работе «Психоаналитические заметки об одном случае паранойи (dementia paranoids), описанном в автобиографии» (1911). Однако позднее, подобно другим психоаналитикам, он стал использовать ставший привычным и общепризнанным термин «нарциссизм».

Важно отметить, что при первом своем обращении к проблематике нарциссизма З. Фрейд акцентировал внимание на (1) бессознательных механизмах фиксации и идентификации, (2) новом сексуальном объекте и (3) особой стадии психосексуального развития ребенка. Во всяком случае он исходил из того, что те, кто стали впоследствии гомосексуалистами, в первые годы своего детства прошли через стадию кратковременной, но интенсивной фиксации на женщине (в основном на матери). После преодоления этой стадии они идентифицировали себя с женщиной, выбрали себя в качестве сексуального объекта, стали искать молодых и похожих на себя мужчин, которых захотели любить так, как любила их мать.

Исследуя случай паранойи на примере анализа опубликованных в 1903 году дневников саксонского председателя судебной коллегии Даниэля Пауля Шребера и высказывая гипотезу о роли гомосексуального желания при данном заболевании, З. Фрейд обратил внимание на ту стадию развития либидо, которую оно проходит на пути от аутоэротизма к объектной любви. Речь шла о таком понимании, согласно которому в процессе своего психосексуального развития индивид сначала выбирает объектом любви свое собственное тело, а затем другого человека.

По мнению З. Фрейда, в нормальных условиях эта фаза, или стадия, психосексуального развития индивида является необходимой и многие люди могут задерживаться на ней долгое время. Но, если индивид не освобождается полностью от данной стадии (нарцизма), на которой произошла соответствующая фиксация, то путем последующей регрессии у него может дать знать о себе наиболее слабое место где-то между аутоэротизмом, нарцизмом и гомосексуальностью, что чревато последующим психическим расстройством. Так, согласно З. Фрейду, при паранойе либидо устремляется к Я и используется для его возвеличивания. Словом, либидо возвращается на ранее пройденную стадию нарцизма, на которой единственным сексуальным объектом было собственное Я.

Попутно отмечу, что в 1911 г. в «Ежегоднике психоаналитических и психопатологических исследований» О. Ранк опубликовал статью «Вклад в нарциссизм», в которой рассматривалась природа женского нарциссического тщеславия. Это была первая опубликованная работа, в названии которой фигурировал термин «нарциссизм».

Следующий шаг в осмыслении проблематики нарциссизма был сделан З. Фрейдом в 1913 году.

С одной стороны, касаясь случаев паранойи и раннего слабоумия с присущими им свойствами мании величия и отходу от мира объектов, в небольшой работе «Предрасположение к неврозу навязчивости (О проблеме выбора невроза)» З. Фрейд еще раз подчеркнул, что детерминирующую их фиксацию следует искать на дообъектной стадии развития либидо, то есть в фазе аутоэротизма и нарцизма.

С другой стороны, в работе «Тотем и табу. Психология первобытной религии и культуры» он пишет о необходимости разложения аутоэротической стадии развития индивида на две – собственно аутоэротическую и стадию нарциссизма, характеризующуюся патологической фиксаций на собственном Я как сексуальном объекте, когда ранее диссоциированные сексуальные влечения сливаются в одно целое и направляются на Я.

В последней работе З. Фрейд высказывает также новые соображения, в соответствии с которыми:

1) нарциссизм свойственен примитивным людям;

2) нарциссическая организация никогда не исчезает полностью;

3) либидозная энергия может сосредоточиваться на мышлении, порождая у индивида всемогущество мыслей, или «интеллектуальный нарциссизм»;

4) анимистическая фаза развития человечества соответствует нарциссизму, религиозная – ступени любви к объекту, характеризующейся привязанностью к родителям, а научная – поиску объекта во внешнем мире.

 

Поворотным пунктом в осмыслении проблематики нарциссизма в психоанализе стала работа З. Фрейда «О нарциссизме» (1914), которая ознаменовала не только более глубокое по сравнению с его предшествующими публикациями понимание данного феномена, но и попытку доказательства действенности теории либидо по отношению как к истерии, неврозу навязчивых состояний, так и к шизофрении.

Попытка такого доказательства была ответной реакцией З. Фрейда на работу К.Г. Юнга «Метаморфозы и символы либидо» (1912), в которой швейцарский психиатр подверг критике фрейдовское описательное понятие «либидо», противопоставив ему свое генетическое толкование, и пересмотрел феномен аутоэротизма. К.Г. Юнг высказал точку зрения, в соответствии с которой сексуально понятая интроверсия либидо действительно ведет к аутоэротизму, в то время как в случае раннего слабоумия, шизофрении, задействованным оказываются не столько инвертированные сексуальные влечения, сколько интрапсихические эквиваленты, выходящие за рамки сексуальности.

Критика К. Г. Юнгом фрейдовской теории либидо затрагивала два принципиальных вопроса. Один касался соотношения между аутоэротизмом и нарциссизмом, другой ставил под сомнение необходимость в дуалистической концепции влечений, в противопоставлении сексуального влечения влечениям Я.

Размышляя над этими вопросами, З. Фрейд усмотрел в феномене нарциссизма тот спасительный круг, который позволил ему сохранить и ранее выдвинутую им теорию либидо, и дуалистическую концепцию влечений. С этой целью он, с одной стороны, провел различие между Я-либидо и объект-либидо, а с другой, выделил первичный и вторичный виды нарциссизма.

Если суммировать те положения о нарциссизме, которые были высказаны З. Фрейдом в работе 1914 года, то они могут быть сведены к следующему:

1) нарциссизм – не столько извращение, как принято считать, сколько нормальное сексуальное развитие человека; 2) он является не перверсией, а либидозным дополнением к эгоизму инстинкта самосохранения;

3) рассмотрение психологии шизофрении с точки зрения теории либидо предполагает признание «первичного нормального нарциссизма»;

4) нарциссизм может быть включен в общую схему развития либидо, он составляет определенную стадию психосексуального развития человека;

5) образование нарциссизма сопряжено с присоединением к аутоэротизму как первичному влечению какого-то нового переживания;

6) первоначально человек имеет два сексуальных объекта – самого себя и воспитывающую его женщину; 7) у каждого человека имеется первичный нарциссизм, который может занять доминирующее положение при выборе объекта; 8) выбор объекта может осуществляться как по нарциссическому, так и по опорному типу;

9) либидо не останавливается на объектах фантазии (особенно при неврозах переноса), но, освободившись от внешнего объекта вследствие его несостоятельности, может возвратиться к Я;

10) следует различать первичный и вторичный виды нарциссизма; 11) болезнь и состояние сна связаны с нарциссическим возвратом либидо к себе;

12) дальнейшее осмысление проблемы нарциссизма требует ответа на вопросы о том, каким нарушениям может быть подвержен первичный нарциссизм ребенка, какими реакциями сопровождаются подобные нарушения и каковы пути развития, по которым он вынужден идти;

13) нарциссизм переносится на идеальное Я, способствует образованию Я-идеала, которое, подобно инфантильному Я, обладает могуществом и совершенством;

14) совесть – особая психическая инстанция, целью которой является доставление человеку нарциссического удовлетворения, исходящего из идеала Я;

15) самочувствие человек зависит от того, какую долю любовной жизни занимает его нарциссизм;

16) человек, который любит, лишается части своего нарциссизма и может вернуть его себе, лишь будучи любимым.

Как видим, в работе 1914 года З. Фрейд не только высказал ряд новых соображений, относящихся к психоаналитическому пониманию феномена нарциссизма, но и наметил те направления исследовательской и клинической деятельности, которые могли бы способствовать как более глубокому осмыслению данного явления, так и дальнейшему развитию теории и практики психоанализа. Другое дело, что, будучи первопроходцем в данной области научного знания, он столкнулся с теми трудностями, которые были связаны с концептуальным рассмотрением природы нарциссизма.

Во всяком случае в то время у З. Фрейда остался непроясненным до конца вопрос о том, является ли первопричиной последующего развития ребенка аутоэротическое проявление либидо или нарциссизм как таковой. Так, согласно его положению, первичным влечением является аутоэротим, в то время как другое положение гласило, что важной предпосылкой психоаналитической теории либидо является признание первичного нарциссизма ребенка.

В статье «Влечения и их судьбы» (1915) З. Фрейд назвал нарциссизмом раннюю фазу развития Я, когда сексуальные влечения удовлетворяются аутоэротически. В его представлении в самом начале душевной жизни Я находится во власти влечений, которые оно способно удовлетворить отчасти на самом себе. Это состояние можно назвать нарциссизмом, а возможность удовлетворения – ауто эротизмом.

Под углом зрения нарциссизма З. Фрейд предпринял попытку рассмотреть существо таких сексуальных проявлений человека, как страсть к разглядыванию (подглядыванию, показыванию себя), садизм и мазохизм. Он исходил из того, что предварительная ступень влечения к разглядыванию собственного тела является нарциссическим образованием, пассивное влечение к разглядыванию связано с нарциссическим объектом, в то время как развитие активного влечения к разглядыванию обусловлено разрывом с нарциссизмом. Аналогичным образом превращение садизма в мазохизм означает возвращение к нарциссическому объекту, но в обоих случаях «нарциссический субъект» заменяется другим Я посредством механизма идентификации.

В этой же статье З. Фрейд размышлял о предварительной нарциссической ступени садизма, о смене активности пассивностью, что зависит от нарциссической организации Я, а также о любви, способной иметь разновидности: «любить – ненавидеть», «любить – быть любимым», «любить и ненавидеть», причем вторая тесно связана с интенцией любить самого себя, что характеризует нарциссизм. При этом он пришел к мысли, что в отношениях с объектом ненависть старше любви, так как она соответствует первоначальному отторжению нарциссического Я от внешнего мира, доставляющего различные раздражения.

Следующий важный шаг в понимании существа нарциссизма был сделан З. Фрейдом в лекциях по введению в психоанализ (1916–1917) и в работе «Печаль и меланхолия» (1917). Если в последней работе его внимание было сосредоточено на концептуальном рассмотрении сходств и различий между печалью и меланхолией, где особое место уделялось феномену нарциссизма, то в 26-й лекции «Теория либидо и нарциссизм» обсуждению подлежали не только теоретические, но и клинические аспекты. В этой лекции, пожалуй, впервые З. Фрейд не только ввел понятие «нарциссические неврозы», но и рассмотрел возможности психоанализа в их лечении.

С одной стороны, он внес уточнения в ранее выдвинутые соображения о нарциссизме, включая идеи о том, что у спящего восстанавливается полный нарциссизм, сновидение служит нормальным образцом нарциссического душевного расстройства, возможно осуществление выбора объекта любви на нарциссической основе, нарциссическая идентификация является важным механизмом при проявлениях нарциссизма, соответствующего регрессии от объектного выбора к первоначальному нарциссизму, при утрате объекта свободное либидо не переносится на другой объект, а способствует идентификации Я с покинутым объектом, в результате чего «тень объекта падает на Я», которое может быть расценено особой инстанцией (совестью) как покинутый объект, утрата объекта превращается в утрату Я, а конфликт между Я и любимым человеком – в разногласия между критической способностью Я и его изменением в результате соответствующей идентификации.

С другой стороны, З. Фрейд выдвинул новые положения о нарциссизме, касающиеся теории и практики психоанализа. В обобщенном виде эти положения таковы:

• аутоэротизм является сексуальным проявлением нарциссической стадии размещения либидо;

• нарциссизм представляет собой либидозное дополнение эгоизма, в первом случае во внимание принимается либидозное удовлетворение человека, во втором – только польза для него;

• эгоизм является постоянным, в то время как нарциссизм – изменяющимся элементом;

• регрессия от концентрации на объекте к собственному Я ведет к нарциссической оральной фазе либидо (поглощение объекта);

• нарциссическая идентификация открывает доступ к лучшему пониманию истерической идентификации;

• различие между нарциссической и истерической видами идентификации состоит в том, что в первом случае концентрация на объекте устраняется, в то время как во втором случае она продолжает существовать и оказывать воздействие на индивида;

• изначальное состояние, из которого возникает влечение, связано с «грандиозной самовлюбленностью Я»;

• с введением в психоанализ понятия «Я-либидо» произошло открытие нарциссических неврозов, трудно доступных для лечения при использовании той техники, которая применяется при терапии неврозов переноса;

• при нарциссических неврозах сопротивление пациентов труднопреодолимо и, следовательно, ранее использованные психоаналитические методы должны быть заменены другими, хотя пока неизвестно, удастся ли психоаналитикам такая замена;

• с пониманием природы нарциссизма открывается путь к изучению психологии Я, которое должно основываться не на данных самонаблюдения, а на анализе нарушений и распадов Я;

• благодаря анализу нарциссических неврозов можно надеяться на то, что будет понято лучше строение человеческого Я и природа его инстанций;

• возникновение Я-идеала происходит с целью восстановления самодовольства, связанного с первичным инфантильным нарциссизмом, но претерпевшим с тех пор много неприятностей и обид.

 

Лекция «Теория либидо и нарциссизм», а также работа «Печаль и меланхолия» послужили толчком к последующему рассмотрению З. Фрейдом проблематики нарциссизма, нашедшему отражение в его публикациях 1920–1930-х годов.

В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он противопоставил социальные и нарциссические душевные процессы и высказал соображения о том, что, родившись, человек делает шаг от «абсолютного нарциссизма» к восприятию внешнего мира и началу нахождения объекта; идеал Я, или совесть, представляет собой наследие первоначального нарциссизма, в массе наблюдаются ограничения «нарциссического самолюбия».

В книге «Я и Оно» (1923) З. Фрейд высказал новые идеи, согласно которым превращение либидо объекта в нарциссическое либидо приводит к сублимации. При этом он поставил вопрос о том, не является ли это общим путем к сублимации, не происходит ли всякая сублимация при посредстве Я, которое сперва превращает либидо объекта в нарциссическое, чтобы затем поставить ему другую цель.

З. Фрейд считал, что, объявляя себя объектом любви, Я десексуализирует, сублимирует либидо Оно, и пришел, по его словам, к «новому важному истолкованию учения о нарциссизме». Согласно этому новому истолкованию, первоначально либидо скапливается в Оно, затем частично направляется на эротические объекты. По мере образования и укрепления Я стремится овладеть объектным либидо и навязать себе Оно в качестве объекта любви. Таким образом, нарциссизм Я оказывается вторичным от объектов отвлечением.

Наконец, в работе «О либидинозных типах» (1931) З. Фрейд выделил в качестве «чистых типов» эротический, нарциссический и навязчивый, а в качестве смешанных – эротически-навязчивый, эротически-нарциссический и нарциссически-навязчивый типы. Касаясь нарциссических типов личности, он вычленил их особенности, которые, по его мнению, связанны с тем, что подобные типы подвержены фрустрации со стороны внешнего мира, имеют особые предрасположенности к психозу, располагают существенными условиями для совершения преступлений.

Важно отметить и то, что именно осмысление проблематики нарциссизма привело З. Фрейда к пересмотру существа дуализма влечений от рассмотрения противоположности сексуальных влечений и влечений Я к признанию первичности влечения к жизни и влечения к смерти. Последняя точка зрения была представлена в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920). Однако почва для пересмотра дуалистической теории влечений была подготовлена З. Фрейдом в его статье «Влечения и их судьбы» (1915), в которой он высказал соображение о том, что разделение влечений на сексуальные и влечения Я основывалось на изучении неврозов переноса, включая истерию и невроз навязчивых состояний, в то время как исследование других невротических заболеваний, в первую очередь, «нарциссических психоневрозов», шизофрений заставит сделать новую перегруппировку первичных влечений.

Еще один аспект психоаналитического рассмотрения нарциссизма З. Фрейдом относился к его пониманию связи между нарциссизмом и анальной эротикой. В некоторых работах он опосредованно коснулся раскрытия существа подобной связи, как это имело место, например, в его статье «О превращении влечений в особенности анальной эротики» (1917), где высказывалось соображение о том, что из нарциссически использованной анальной эротики у ребенка возникает упрямство как реакция его Я на требование других людей.

Подводя итог краткому рассмотрению размышлений З. Фрейда о феномене нарциссизма, можно сказать, что осмысление проблематики нарциссизма стало своеобразным вектором дальнейшего развития целого комплекса психоаналитических идей.

В рамках классического психоанализа попытка раскрытия природы нарциссизма послужила основанием для выдвижения наряду с топической структурной точки зрения на психику человека, для перехода от дуализма сексуальных влечений и влечений Я к дуализму влечения к жизни и влечения к смерти, для смещения акцентов с изучения Оно на исследование бессознательных механизмов работы Я, для рассмотрения под новым углом зрения ряда проблем, включая депрессивные состояния, гомосексуализм, садизм, мазохизм, типы характера, амбивалентность (любовь-ненависть), нарциссические расстройства и технические возможности их лечения методами психоанализа.

Отталкиваясь от идей З. Фрейда о нарциссизме, в 1920–1930-е годы некоторые психоаналитики внесли свою лепту в осмысление соответствующей проблематики.

Так, Л. Андреас-Саломе в статье «Двойная ориентация нарциссизма» (1921) не только подчеркнула значимость фрейдовских представлений о нарциссизме, но высказала свои соображения как о желании достижения индивидуальности и противоположном движении к слиянию (двойная ориентация нарциссизма), проявлении нарциссизма у детей и психотиков, нарциссическом величии и величественной манере нарциссизма в моральных формах, так и о нарциссической трансформации в художественном творчестве.

Рассматривая меланхолию под углом зрения проявления человеком себялюбия и самонадеянности, заниженной и завышенной самооценки, К. Абрахам в статье «Опыт истории развития либидо на основе психоанализа душевных расстройств» (1924) ввел понятия «негативного» и «позитивного» нарциссизма.

П. Федерн в статье «Нарциссизм в структуре Я» (1928) развил идеи З. Фрейда, связанные с обращением к исследованию проблематики Я как таковой.

В. Райх в работе «Характероанализ» (1933) описал особенности фаллически-нарциссического характера, проявляющиеся в самоуверенности, надменности индивида.

Л. Кларк рассмотрел проблематику нарциссизма применительно к больным, страдающим неврозом и психозом, что нашло свое отражение в его статьях «Вопрос прогноза в нарциссических неврозах и психозах» (1933) и «Лечение нарциссических неврозов и психозов» (1933).

К. Хорни в книге «Новые пути в психоанализе» (1939) высказала идею, что нарциссизм является не выражением любви человека к себе, а проявлением его отчуждения от себя.

В последующие два десятилетия проблематика нарциссизма также привлекала к себе внимание психоаналитиков.

В частности, М. Балинт в статье «Первичный нарциссизм и первичная любовь» (1960) попытался устранить имевшее у З. Фрейда противоречие в понимании первичности нарциссизма или аутоэротизма путем введения в психоанализ представлений о «первичной любви».

Т. Фримен использовал идеи о нарциссизме при рассмотрении шизофрении, чему были посвящены его статьи «Нарциссизм и защитные процессы при шизофренических состояниях» (1962), «Концепции нарциссизма при шизофренических состояниях» (1963), «Некоторые аспекты патологического нарциссизма» (1964).

Г. Розенфельд в статье «Психопатология нарциссизма: клинический подход» (1964) и в книге «О психопатологии нарциссизма в психотических состояниях» (1964) описал структурные характеристики нарциссической личности и их проявления в переносе, а также провел различия между деструктивным нарциссизмом и нарциссической яростью.

Э. Фромм в книге «Душа человека» (1964) провел различие между индивидуальным и общественным нарциссизмом, оптимальным и максимальным нарциссизмом, доброкачественной и злокачественной формами нарциссизма.

Акцентируя внимание не столько на либидозном конфликте, сколько на дефиците материнской заботы о ребенке, Х. Кохут в статях «Психоаналитическое лечение нарциссических расстройств личности: принципы систематического подхода» (1968) и «Первоначальные и модифицированные формы нарциссизма» (1974) предпринял попытку раскрытия природы нарциссической патологии, основанной на нарушении первичного нарциссизма младенца, и механизмов образования у людей, страдающих нарциссическими расстройствами, зеркального и идеализирующего переноса в процессе психоаналитической терапии.

Начиная со статьи «Факторы в психоаналитическом лечении нарциссических личностей» (1970) и кончая работами, посвященными нарциссическим расстройствам, О. Кернберг неоднократно обращался к данной проблематике, выделив нормальную инфантильную, нормальную взрослую, патологическую формы нарциссизма и считая, что последнюю следует изучать в контексте проявления метаморфоз либидо и агрессии.

В 1970-е годы появился ряд работ, авторы которых обратили внимание на различные проблемы, связанные с феноменом нарциссизма: Г. Розенфельд («Клинический подход к психоаналитической теории инстинктов жизни и смерти: исследование агрессивных аспектов нарциссизма», 1971), А. Голдберг («О прогнозе и лечении нарциссизма, 1974), М. Формана («Нарциссические расстройства личности и эдипальные фиксации», 1976), С. Баха «О нарциссических фантазиях, 1977), А. Ротстейна («Теория нарциссизма: перспектива объектных отношений», 1979) и др.

А. Грин в работе «Нарциссизм жизни и нарциссизм смерти» (1983) рассмотрел специфику телесного, интеллектуального и морального нарциссизма.

В целом 1980–1990-егоды сопровождались ростом интереса ряда психоаналитиков к проблематике нарциссизма, что нашло свое отражение, например, в публикациях Г. Розенфельда «Нарциссическая всемогущественная структура характера: случай хронической ипохондрии» (1987) и «Нарциссизм и агрессия» (1988), Б. Грюнберже «Очерк по исследованию нарциссизма женской сексуальности» (1992), О. Кернберга «Патологический нарциссизм и нарциссическое нарушение личности. Теоретическая основа и диагностическая классификация» (1998) и др.

В начале ХХI столетия интерес психоаналитиков к раскрытию тех или иных аспектов феномена нарциссизма не только не угас, но, напротив, усилился, о чем свидетельствуют, в частности, дискуссия, развернувшаяся между британскими психоаналитиками Р. Бриттаном («Нарциссизм и нарциссические расстройства», 2003) и Х. Сигал («Нарциссизм: комментарий к докладу Рональда Бриттона», 2007), доклады Р. Хиншелвуда «Нарциссизм и „глубинные слои“» и Дж. Агуайо «Исследования Г. Розенфельда и О. Кернберга о нарциссизме (1964–1987 гг.): в направлении межрегионального диалога», имевшие место на 46-м конгрессе Международной психоаналитической ассоциации (США, Чикаго, 2009).

Таким образом, осмысление проблематики нарциссизма действительно является важным вектором становления и рассмотрения целого ряда принципиально важных психоаналитических идей, способствующих развитию теории и практики как классического, так и современного психоанализа.

2009

 

Психоанализ: мужское начало и женская природа [3]

 

В теории и практике психоанализа есть актуальные проблемы, связанные с пониманием особенностей мужской и женской психологии, психосексуальных различий между мужчинами и женщинами, специфических трудностей клинической деятельности, взаимоотношений между психоаналитиком и пациентом, которые связаны с разнополостью или однополостью.

Полагаю, что конференция, посвященная психоаналитическому пониманию роли женщины и мужчины в современном изменяющемся мире, не решит извечную проблему соотношения мужского и женского начала и тем более не раскроет таинство неизбежного существования двух столь сходных и в то же время различающихся представителей человеческого рода. Но можно надеяться на то, что в процессе обсуждения докладов и выступлений, представленных на конференции специалистами в области клинического и прикладного немедицинского психоанализа, будут выявлены те новые для современного этапа развития человечества проблемы, которые позволят психоаналитикам не только по-иному осмыслить изменения, происходящие сегодня в фаллоцентрической культуре, но и использовать свои знания в терапевтической деятельности, внося тем самым соответствующие коррективы в организацию аналитического процесса, проработку бессознательного, постановку и реализацию целей психотерапии.

Понимая всю сложность и многоаспектность заявленных на конференции тем, ограничусь рассмотрением того, что, как мне представляется, вообще не являлось предметом осмысления со стороны психоаналитиков. Речь идет о вопросе, связанном с пониманием существования психоанализа, осмысленного через призму выявления его мужского начала и женской природы.

Начну с исторического факта, а именно с того, что термин «психоанализ» был впервые введен З. Фрейдом 30 марта 1896 года в одной из журнальных статей сперва на французском языке, а затем 15 мая того же года на немецком языке.

В плане рассмотрения психоанализа с точки зрения мужского начала и женской природы следует, на мой взгляд, зафиксировать, прежде всего, два обстоятельства.

Первое обстоятельство состоит в том, что психоанализ – порождение «мужского гения» (К. Хорни), т. е. его возникновение связано с мужским началом, воплощенным в сорокалетнем мужчине, обладавшем чисто мужскими атрибутами, включая ухоженную бороду и детородный орган, позволивший к моменту возникновения психоанализа дать жизнь шестерым детям, в том числе дочери, одной из основателей детского психоанализа и психоаналитической психологии Я А. Фрейд (1895–1982).

Второе обстоятельство касается лингвистических тонкостей, связанных с тем, что как на французском (la psychanalyse), так и на немецком (die Psychoanalyse) языках «психоанализ» – это существительное женского рода.

Не исключено, что в таком сочетании мужского начала и женского рода имеется своя закономерность, уходящая своими корнями в бессознательное творца психоанализа и в то же время так воздействующая на бессознательное многих людей, что одни из них слепо веруют в психоанализ как в спасительное средство избавления от иллюзий и эффективную терапию психических расстройств, другие панически его бояться, третьи подвергают критике его теорию и практику, четвертые прибегают к сарказму, находящему выражение в карикатурно-юмористическом изображении психоаналитиков и их терапевтической деятельности, что, скорее всего, свидетельствует об их скрытом амбивалентном отношении к психоанализу.

Бессознательное воздействие психоанализа на людей, рассмотренное под углом зрения мужского начала и женской природы, – особая тема, которая еще ждет своего обстоятельного изучения.

С точки зрения З. Фрейда психоанализ – это, прежде всего, наука. Наука же являлась для него олицетворением женского образа.

Не случайно за 14 лет до появления термина «психоанализ» в одном из писем своей невесте и будущей жене он писал о дорогих для него Дамах (Науке и Марте). В то время З. Фрейд полагал, что обе Дамы смогут мирно ужиться друг с другом, причем одна из них, гордая и неприступная (Наука), должна будет уступить другой – ласковой и скромной (Марте).

Возникновение и последующее развитие психоанализа показали, что уступка одной Дамы перед другой оказалась временной. Увлечение Наукой сопровождалось бурным четырехлетним увлечением Мартой, завершившимся бракосочетанием в 1886 году и последующим рождением шестерых детей. В то же время его либидо, по собственному признанию З. Фрейда, затухло к сорока годам, и после женитьбы он крайне редко дарил Марте ее любимые цветы цикломены, которые в одном из его сновидений, воспроизведенном в работе «Толкование сновидений» (1900), были засушены. Очевидно, большую часть своей последующей жизни он отдал служению другой Даме – психоанализу.

Эта Дама требовала к себе не только постоянного внимания, но и отдачи всех сил. С одной стороны, овладение ею представлялось делом увлекательным, но трудоемким. С другой стороны, вокруг нее крутилось столько претендентов на ее руку, что З. Фрейду приходилось выяснять отношения с многими из них, вплоть до разрыва. Причем борьба за психоанализ обнажила извечное бессознательное соперничество между мужчинами за право быть первым и единственным в обладании Дамой, что сопровождалось разрывом отношений З. Фрейда с Й. Брейером, В. Флиссом, А. Адлером, К.Г. Юнгом, В. Штекелем и другими представителями сильного пола при сохранении дружеских отношений со многими женщинами, с которыми пришлось иметь дело основателю психоанализа на протяжении всей последующей жизни.

Рассмотрение психоанализа с точки зрения мужского начала и женской природы подводит к постановке ряда важных вопросов. Одни из них сводится к следующему.

Объясняются ли психоаналитические концепции принижения женского начала (зависть к пенису, эдипов комплекс, фаллическая стадия психосексуального развития ребенка, женский мазохизм и др.) исключительно типичной установкой З. Фрейда и других психоаналитиков-мужчин, исходящих из мужской психологии, которая им была более понятна, чем психология женщин, как полагала К. Хорни?

Известно, что, помимо других источников, включая самоанализ, философскую и художественную литературу, психоанализ возник в процессе терапевтической деятельности З. Фрейда прежде всего с такими пациентками, как Катарина (А. Кроних), Ирма (Э. Экштейн), Эмми фон Н. (Ф. Мозер), Цицилия М. (А. фон Либен), Люси Р., Элизабет фон Р. и ряд других женщин. Это предполагало, по меньшей мере, хотя бы какое-то представление именно о женской, а не мужской психологии. И хотя основатель психоанализа признавал, что психика женщины – это «темный континент» и что после сорока лет терапевтической деятельности он так и не может ответить на вопрос, чего же хочет женщина, тем не менее он, судя по всему, разбирался в женской психологии значительно лучше, чем в мужской, о чем свидетельствуют его столь частые разрывы с мужчинами, с которыми он имел дело на начальном этапе становления и развития психоанализа, и поддержание дружеских отношений со многими женщинами, включая тех, кто проходил у него анализ.

В связи с обсуждаемой темой невольно возникает другой вопрос.

Не кроются ли в сочетании мужского начала и женской природы психоанализа истоки тех противоречий, на которые был вынужден обратить внимание З. Фрейд и которые нередко фиксируются некоторыми современными психоаналитиками?

В самом деле, женская природа психоанализа вбирает в себя две составляющие, воплощенные в таких женских образах, как наука (теория) и терапия (практика), между которыми подчас возникают серьезные и глубокие противоречия. Одно из них состоит на первый взгляд в парадоксальной ситуации, обусловленной тем, что чем менее результативна терапия, тем лучше для психоаналитической теории, поскольку неудача в практической работе с пациентом ведет к необходимости осмысления данного опыта и поиска новых идей, оказывающих воздействие на изменение техники анализа.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь