Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Людвиг Тик (Ludwig Tieck, 1773—1853)
Людвиг Тик — один из наиболее талантливых прозаиков немецкого романтизма. В отличие от Ф. Шлегеля и своего друга Вакенродера он не занимался разработкой теоретических вопросов. Его стихия — непосредственное художественное творчество. Тик вошел в историю немецкой литературы прежде всего как талантливый новеллист. Он создал жанр романтической новеллы-сказки, превосходно передающей романтическое восприятие мира. Тик писал также романы, драмы, издавал произведения немецких миннезингеров и драматургов XVI—XVIII вв., а также Шекспира, Клейста, Ленца, перевел на немецкий язык «Дон Кихота» Сервантеса, руководил Дрезденским театром и т. д. Деятельность его была многогранна и плодотворна, особенно в первый период, когда он был тесно связан с иенским кружком, Тик родился в Берлине в семье состоятельного канатного мастера. В гимназические годы он растет вольнодумцем. Застойный характер немецкой бюргерской жизни усиливает интерес Тика ко всему необычному. Его влечет романтика «Тысячи и одной ночи». Первые произведения Тика свидетельствуют о его увлечении экзотикой стран Востока. В значительной мере книжный характер носит его роман «Вильям Ловель» (William Lovell, 1795—1796). Однако в нем чувствуется уже дыхание жизни. Тик показывает пагубность индивидуалистического взгляда на мир, навеянного ложно понятой философией субъективного идеализма. Главный герой романа — молодой англичанин, отправляющийся в Европу для получения образования. Однако Ловель проводит дни не в учении, а в праздности, заводит связи с порочными женщинами, постепенно морально деградирует. Оправдание своему поведению он ищет в фихтеанстве, опошляя его смысл Систему Фихте Ловель истолковывает в духе самого необузданного эгоизма. «Я сам единственный закон во всей природе», «произвол — вот признание свободного человека», — считает ои. Руководствуясь подобными положениями, Ловель приходит к отрицанию возможности существования каких-либо общезначимых человеческих моральных норм. Любые, даже самые преступные действия кажутся ему совершенно законными. Опускаясь все ниже, герой романа получает в конце концов возмездие за все свои преступления. Плодотворный романтический период в творчестве Тика начинается в 1797 г., когда выходят в свет три тома его «Народных сказок, изданных Петером Лебрехтом» (Volksmä rchen, herausgegeben von Peter Lebrecht). Здесь опубликованы такие его известные произведения, как шуточная комедия «Кот в сапогах», новелла «Белокурый Экберт», пьесы «Мир наизнанку», «Принц Цербино». В сборник вошли переделки немецких народных книг XVI в. (рассказы о шильдбюргерах, история прекрасной Магелоны и др.). Не только Тик, но и многие другие романтики охотно использовали сказочную форму. Сказка позволяла им романтизировать действительность, широко и свободно вводить в повествование свою романтическую мечту. Сказка — излюбленный жанр писателей романтической настроенности, ибо она в наибольшей степени отвечает специфике романтического миропонимания. Тик резко критикует жизнь «механическую», лишенную духовного начала. Мишенью его насмешек оказываются немецкие филистеры, влачащие растительное существование, чуждые серьезных духовных запросов. Он не щадит также писателей-рационалистов типа Иффланда и Коцебу, которые, пренебрегая спецификой искусства, требуют от художника прежде всего назидательности. Тусклой жизни бюргеров с ее мелочными интересами Тик противопоставляет полный чудес, тайн мир природы, во всем противоположный бездуховному филистерскому бытию. Растения и животные в сказках Тика одухотворены, наделены чувствами живого человека. Они разговаривают, плачут, смеются. Поэтому кажется вполне естественным их участие в драматургии Тика в роли действующих лиц («Принц Цербино»). В своих сказках Тик идеализирует также докапиталистические формы общества. Его привлекают патриархальные отношения, когда человек жил по законам души и сердца, когда черствый материальный расчет еще не калечил человеческую жизнь. Золото рисуется Тиком как сила злая, губительная. Для антибуржуазных настроений Тика весьма показательна новелла «Белокурый Экберт» (Der blonde Eckbert, 1796), одно из лучших его произведений. Здесь идеализируется жизнь на лоне природы и раскрываются гибельные последствия своеволия и погони за богатством. Все злоключения Берты произошли оттого, что она восстала против своей судьбы и польстилась на золото. Еще будучи маленькой девочкой, она сбежала из родительского дома, не желая выносить издевательств недоброго отца. Берту приютила старушка (в действительности колдунья), живущая в очаровательном лесном уединении. Берта могла быть счастливой, но ее душевный покой нарушила птичка, несущая изумруды. Берта похищает ее. Но неправедно нажитое богатство не приносит ей счастья. Внешне ее жизнь устраивается блестяще. Берта замужем за рыцарем — Белокурым Экбертом, но совесть ее страдает. Однажды она рассказала свою историю другу своего мужа, Вальтеру. Экберт, боясь, что Вальтер разгласит семейную тайну, убивает его. Начинается кровавое возмездие за своеволие, за попытку избежать своей судьбы. Берта умирает, Экберт, узнав, что за образом Вальтера скрывалась зловещая старуха, а Берта была его родной сестрой, сходит с ума. Завлекая читателя в мир чарующей сказки, Тик развивает в своей новелле идеи, чрезвычайно типичные для умонастроений немецких романтиков консервативного направления. Он внушает фаталистический взгляд на жизнь. Каждый человек, по его мнению, находится во власти рока, и его попытки изменить предопределенный свыше жизненный путь приводят к трагическим последствиям. Тик обрекает человеческую личность на пассивность, проповедует смирение как высшую нравственную добродетель. Эти идеи получат в дальнейшем широкое распространение в творчестве гейдельбергских романтиков (Брентано, Эйхендорф). Тик стремится также развенчать кумир людей-собственников— золото. Оно источник всякого зла. Это оно навело Берту на соблазн, заставило ее поменять покой лесного уединения на шумную светскую жизнь. Развенчивая силу денег, Тик и другие писатели немецкого романтизма поднимали тему, которая подвергнется глубокому исследованию в творчестве критических реалистов. Чрезвычайно показательна для романтического мировосприятия Тика его комедия-сказка «Кот в сапогах» (Der gestiefelte Kater, 1797). Она выдержана в стиле фьяб1 Карло Гоцци. Прихотливая фантазия автора, дух романтической иронии разрушают в ней, казалось бы, самую структуру драматургического жанра. В основу сюжета Тиком положен обработанный Перро народный рассказ о том, как кот доставил своему господину, обделенному завещанием, замок и царство. Однако не эта сюжетная линия интересовала Тика. Ему хотелось показать, как современная здравомыслящая публика, воспитанная на нравоучительной драматургии Иффланда и Коцебу, будет реагировать на такое необычное представление. Поэтому Тик изображает не только то, что происходит на сцене, но и что совершается в зрительном зале. А тут настоящий бунт! Солидные зрители возмущаются тем, что их «угощают» какой-то детской пьесой, лишенной назидательности. Особенно активен в своем протесте некто Беттхер. В его образе запечатлены черты реального лица, некоего Бёттингера, страстного почитателя сентиментальной мещанской драмы. Чтобы успокоить волнующийся партер, автор произносит речь и вводит в действие укротителя с флейтой. Не остается безучастным к происходящему и кот Гинце. Он прогуливается по сцене и пытается отвлечь взбунтовавшуюся публику от тревожащих ее мыслей. Остроты его не всегда достигают цели, и тут вмешивается сам Тик, подсказывая, когда следует смеяться. В комедии Тик высмеивает не только филистеров от искусства, он делает выпады против феодальных порядков. Главным противником добродушного Готлиба, хозяина кота, является страшилище Пугало-Закон, в действительности воплощение феодального беззакония. От него страдает народ, несущий непомерное налоговое бремя. Но развязка пьесы оптимистична. Отважный Гинце одерживает над страшилищем победу, проглотив его. В обществе торжествуют принципы свободы и равенства. Однако эти перемены возмутили консервативно настроенную и трусливую публику. Она стала кричать, что «пьеса революционна» и недостойна быть представленной на сцене. Тем не менее не следует преувеличивать революционность Тика. Его бунт против феодального произвола носит чисто словесный характер. Это скорее защита права писателя на раскрытие любой темы в творчестве, даже на изображение революции, чем призыв к изменению устоев современного общества. Тик «бьет» прежде всего по консервативности эстетического сознания филистеров. Для миропонимания Тика характерна также новелла «Руненберг» (Der Runenberg, 1802). В ней по существу те же мотивы, что и в «Белокуром Экберте», — идеализация патриархальных отношений, осуждение своеволия и жажды обогащения. Свою излюбленную идею Тик иллюстрирует трагической судьбой крестьянского парня Христиана. Он мирно жил в деревне, расположенной в живописной долине, но в жизнь его вмешались бесовские силы. Христиана потянуло в горы, выступающие в романтической литературе, как правило, символом зла. Это обиталище враждебных человеку духов. Тут Христиан встречает фею, которая учит его тому, как можно быстро разбогатеть. Однако золото, не приобретенное трудом, становится для Христиана источником бедствия. Его поля стала посещать засуха, а скот начал гибнуть от болезней. Христиан в отчаянии снова устремляется в горы. Жажда легкого обогащения не дает ему покоя. В родные края он возвращается через много лет безумным стариком. С торжеством он бросает на землю тяжелый мешок, который набит не золотом, как ему казалось, а черепками. Все несчастья Христиана, как и Берты, являются своеобразным наказанием за их «измену» обычаям и нормам простой деревенской жизни. Осуждая нездоровые, «бесовские» источники обогащения, Тик прославляет труд. Демократические симпатии, любовь к природе составляют самую привлекательную черту мировоззрения писателя. В XIX в. творческая активность Тика значительно снижается, хотя он время от времени еще создает интересные художественные произведения. Таковы, например, его новеллы «Жизнь поэта (Dichterleben, 1825) и «Жизнь льется через край» (Des Lebens Ü berfluß, 1839). В первой из них изображена Англия эпохи Возрождения, выведены образы поэтов, предшественников Шекспира (Марло, Грин), наделенных романтическими чертами. Им противопоставлен Шекспир, отличающийся умеренностью чувств. Во второй новелле Тик с большой симпатией рисует своеобразное бунтарство двух романтических натур — Генриха и Клары. Их бунт, за что в среде обывателей они уже ославлены как безбожники, отчаянные революционеры, состоит лишь в демонстративном отчуждении от общества. Генрих даже сжег лестницу в доме, чтобы не иметь возможности общаться с миром, где, по его убеждению, живут не люди, а автоматы, марионетки, где не ценят ни искусство, ни науку. Романтических мечтателей материально поддерживает старая служанка Христиана, отдающая им последний грош, заработанный тяжелым трудом. В старости Тик много внимания уделял театру, занимался переводами. Умер он 80 лет, намного пережив свою былую славу.
Примечания 1. Фьяба — пьеса на сказочный сюжет. Новалис (Novalis, 1772—1801)
Характерные черты романтического мировоззрения нашли яркое воплощение в творчестве Фридриха Леопольда Гарденберга (Friedrich Leopold von Hardenberg), печатавшегося под псевдонимом Новалис. Гете полушутя, полусерьезно называл его «императором немецкого романтизма». Новалис, как никто другой из членов иенского кружка, верил во всемогущество поэзии, в силу человеческого духа, в их способность пересоздать жизнь на гуманистических основах, спасти ее от разгула индивидуализма, принявшего размеры бедствия в буржуазную эпоху, духовно сплотить народы, объединить мир, распавшийся в результате революционных потрясений и войн. Однако в воззрениях Новалиса есть реакционные черты. Высшим выражением духовности он считал религию, рассматривая ее как основу подлинного искусства. Поэтому будущность человечества Новалис связывал прежде всего с деятельностью католической церкви. Он идеализировал также патриархальные общественные отношения, монархический строй, считал монарха покровителем искусств, выразителем интересов всей нации, защитником идеи национального единства. Но это не мешало писателю относиться критически к отдельным сторонам жизни феодально-монархического общества, питать симпатии к трудовому народу. Новалис происходил из культурной дворянской семьи и сам получил хорошее образование. Из гимназии и университета он вынес отличное знание классических языков, философии и литературы. Новалис занимался также естественными науками, в частности геологией, и в дальнейшем служил в должности инженера на солеварне близ Иены. Религиозные настроения, характерные для молодого Новалиса, принимают мистическую окраску после тяжелого горя, постигшего его, — смерти невесты, 15-летней Софии Кюн. Новалис любил ее возвышенно-романтической любовью, находил в ней проявление божественной «мировой души». Его умиляли ее детская наивность, непосредственность, он считал ее олицетворением поэтического начала жизни. Под влиянием трагического переживания, вызванного кончиной невесты, Новалис пишет «Гимны к ночи» (Hyrnnen an die Nacht, 1797—1798), опубликованные в «Атенее». Это цикл стихотворений, проникнутых спиритуалистическими мотивами. Поэт выражает в нем свою неприязнь к реальной жизни и рвется в мир теней, который, как ему кажется, освободит его от душевной тоски. Новалис жаждет смерти, рассматривает ее как единственную возможность навеки соединиться с умершей возлюбленной. «Гимны к ночи» созданы во вдохновенном порыве религиозной экзальтации. Они написаны большей частью ритмической прозой и проникнуты искренним и сильным чувством. Отсюда их эмоциональная выразительность. Новалис пишет о лично пережитом, придавая своим переживаниям широкий обобщающий смысл. Ночь, как символ жизни потусторонней, свободной от мирских волнений и тревог, противостоит у него реальной действительности с ее житейской суетой и непрочностью всего истинно прекрасного. Антирационалистической направленностью отличается также эстетика Новалиса. Теория искусства в ней строится на интуитивной, религиозно-мистической основе. Творческий процесс рассматривается Новалисом как акт подсознательный. Поэт, по его мнению, «воистину творит в беспамятстве», уподобляясь сомнамбуле. Как эстетик Новалис решительно порывает с традициями Лессинга и других просветителей, отмечавших сознательный характер творчества. В своих эстетических высказываниях он опирается на философию Шеллинга, доказывавшего интуитивную основу поэтической деятельности. Другой характерной чертой эстетических воззрений Новалиса является их крайний субъективизм. Не принимая современной ему действительности, он меньше всего был заинтересован в объективном ее изображении. Новалис ориентирует писателя прежде всего на выражение своих чувств и идеалов. Романтизм им понимается как искусство, пронизанное пафосом субъективности. «Поэзия, — пишет он, — есть изображение души, настроенности внутреннего мира в его совокупности». «Все поэтическое должно быть сказочным». Свои эстетические взгляды Новалис изложил во «Фрагментах» (Fragmente), затрагивающих широкий круг вопросов. Он развил их и художественно воплотил в неоконченном романе «Генрих фон Офтердинген» (Heinrich von Ofterdingen), вышел посмертно в 1802,. в основе которого лежит религиозно-мистическая концепция действительности. Новалис полагает, что существует некая «мировая душа», духовное творческое начало, дающее жизнь всему сущему. Только в ней заключен источник всего прекрасного, подлинно человеческого. В зачаточном состоянии она содержится во всех формах неорганической и органической природы, достигая наибольшего расцвета в человеке. В реальной, повседневной жизни духовная, творческая субстанция часто бывает, по мысли Новалиса, погребена под толстым слоем материальных напластований, и задача художника как раз состоит в том, чтобы освободить дух из плена материи, дать ему возможность свободно развиваться, и тогда наступит царство вечной красоты. Новалис верил в безграничные потенции поэзии, и в этом привлекательность его эстетического учения, несмотря на его мистический характер. Он рассматривает искусство как основную силу, преобразующую не только общество, но и природу. Поэт для него — подлинный волшебник, чародей, который с помощью слов, звуков способен оживить весь мир, придать ему поэтическое очарование. Чем дальше идет процесс общественного развития, тем больше, как полагает Новалис, материальное порабощает духовное. Эта тенденция достигла своего апогея в условиях буржуазного общества, где красота, поэзия принесены в жертву вещам, денежному расчету и т. д. И немало сил надо потратить художнику, чтобы вдохнуть жизнь в косное буржуазное общество, сделать его соразмерным духовной сущности человека. Не так было в глубокой древности, во времена античности. Мир был тогда иным, восприимчивым к прекрасному. Поэты в ту эпоху «дивными звуками волшебных инструментов пробуждали жизнь лесов», даже «оживляли мертвые семена растений... и создавали цветущие сады, укрощали зверей, смягчали нравы дикарей..., превращали стремительные потоки в тихие воды». Эта счастливая пора отразилась, по мнению Новалиса, в легенде об Орфее, который своим пением завораживал не только людей, но и обитателей морей. «Генрих фон Офтердинген» —это своеобразный гимн, прославляющий поэзию, красоту и осуждающий жизнь бездуховную, основанную на материальной выгоде. Роман полемически направлен против «Годов учения Вильгельма Мейстера» Гете, который казался Новалису произведением насквозь прозаическим. Его, очевидно, не удовлетворяло намерение автора показать, как главный герой, юноша, мечтающий стать актером, постепенно разочаровывается в поставленной цели, увлекается иными, более прозаическими задачами. Отсюда становится понятным упрек Новалиса Гете, что в его романе «романтическое, а также чудесное... гибнут», речь ведется исключительно об обычных человеческих делах, «природа же и мистицизм совершенно забыты. Это поэтизированная бюргерская и домашняя повесть». В «Генрихе фон Офтердингене» Новалис ведет своего героя совершенно иным путем, чем Гете. Он заставляет его избавиться от бюргерских привычек, раскрыть свою поэтическую сущность. Генрих под влиянием любви постепенно приобретает романтические черты, превращаясь из бюргера в поэта, захваченного мечтой о поэтическом преображении мира. События, изображенные в романе, происходят в средние века в Германии. Главное действующее лицо — личность полулегендарная. Жизнь Генриха фон Офтердингена обросла легендами. В народных преданиях он сохранился как талантливый миннезингер, победитель ряда поэтических состязаний в Вартбурге. Новалис, разумеется, не случайно избрал временем действия XIII столетие. Это эпоха расцвета феодально-монархических отношений, период, с его точки зрения, наиболее благоприятный для развития поэзии. Роман, по замыслу автора, должен был состоять из двух частей. В первой из них («Ожидание») повествуется о юношеских годах Генриха, о его знакомстве с жизнью, о пробуждении в нем поэтического таланта под влиянием чувства к девушке. Вторая часть («Свершение») не была закончена. Известны только ее главные сюжетные линии в пересказе Л. Тика. Генрих в ней выступает уже как сформировавшийся романтический поэт, находящийся в зените своей славы. Основное развитие событий предваряет сон Генриха, носящий пророческий, символический характер. Ему привиделся голубой цветок, из лепестков которого выступало лицо прекрасной девушки. Отныне Генрих не находит себе покоя, он во власти любовного томления. Любовь изображается Новалисом, так же как и Ф. Шлегелем, как сила, помогающая познать духовную сущность действительности, ее «мировую душу». Дальнейшее содержание романа связано с рассказом о путешествии Генриха в обществе матери и купцов в город Аугсбург к своему деду. Эти сцены также несут весьма большую идейную нагрузку. В них предстает жизнь средневековой Германии, правда, показанная через восприятие писателя-романтика. Новалис в целом идеализирует средние века. Влюбленность Новалиса в средневековье объясняется главным образом тем, что тогда высоко ценился поэтический талант. Эту мысль он иллюстрирует рассказом о бедном юноше, который своим пением и стихами покорил сердце королевской дочери и в конце концов добился ее руки, стал правителем страны. Поэтический дар рассматривается Новалисом как самая большая общественная ценность, дающая человеку право на высшие почести и уважение в обществе. «Генрих фон Офтердинген» — произведение типично романтическое. Каждый образ в нем по существу символичен, отражает в самом обобщенном плане определенные слои феодальной Германии. Человек изображается Новалисом лишь в сфере своего сознания. В романе, собственно, нет конфликта в традиционном смысле этого слова. Перед Генрихом, словно на экране, проходят отдельные люди, символизирующие отдельные классы средневекового общества, взятые в их духовном содержании, Несмотря на свои симпатии к феодальной действительности, Новалис критически изображает отдельные ее явления. Весьма характерно в данном случае его отношение к рыцарям, с которыми Генрих сталкивается во время своего путешествия. Новалис нисколько их не идеализирует. В его изображении — это типичные прожигатели жизни, весело проводящие время в ожидании очередной военной кампании по освобождению гроба господня. Новалис не находит в них черт подлинного рыцарского благородства. Он вообще неодобрительно относится к идее решения религиозных распрей кровавым путем. От имени восточной пленницы Зюлеймы, насильно разлученной с родиной, Новалис выступает против крестовых походов, «страшной ненужной войны, которая всех озлобила, принесла бесконечно много горя и навсегда отделила Восток от Европы». Новалис против межнациональной вражды, его одобрение получают войны, ведущиеся в защиту национальной независимости. Он характеризует их как «настоящие поэмы». «Они создают, — пишет Новалис, — истинных героев». Идея единства человечества, основанного на принципах взаимного уважения всех входящих в него народов, — важнейший пункт политической программы Новалиса. Новалис настроен весьма критично к паразитизму правящих классов феодальной Германии. В явно контрастном сопоставлении с рыцарями он создает образ трудолюбивого рудокопа, который «родится в бедности и бедным умирает». Добывая золото, он тем не менее не поддается его растлевающему влиянию, оставаясь нравственно незапятнанным. «Металлы, — пишет Новалис, — теряют для него притягательную силу, когда становятся товаром, и он предпочитает искать их в недрах земли, чем следовать их зову в жизни». Человек-труженик, наделенный физическим и нравственным здоровьем, — неотъемлемая часть эстетического идеала писателя. Это тот критерий, с помощью которого он оценивает все социальные слои феодального общества. «Труд, — пишет Новалис о рудокопе, — сохраняет свежесть его сердца и бодрость духа. Только он и знает прелесть света и покоя, отраду чистого воздуха и широкого горизонта; только он один вкушает еду и питье благоговейно и радостно, как причастие». Большую смысловую нагрузку в романе несет сцена встречи Генриха с Отшельником. В ней раскрывается свойственное писателю романтическое понимание истории. Новалис полагает, что единство мировому процессу придает «мировая душа», духовная творческая субстанция, сцепляющая в единое целое все звенья развития мира — и природу и общество. Более сложные образования содержат все основные свойства низших структур, и в результате возникает непрерывная, взаимосвязанная цепь развития, достигающая своего завершения в человеческой личности. Следовательно, элементы духовного, человеческого, как полагает Новалис, содержатся в тех или иных пропорциях и в камне, и в воде, и в растениях, и в животных. В связи с этим познание действительности понимается Новалисом как самопознание. Человеку достаточно погрузиться в недра своей собственной сущности, и он может «вспомнить» свое прошлое, все фазисы своего инобытия, своего предшествующего существования, и перед ним откроются все тайны истории. Именно такого взгляда придерживается Отшельник. Это провидец, обладатель книги человеческих судеб, где можно узнать и прошлое и будущее всех людей. Генрих прочел в ней о своей прошлой и будущей жизни. Заключительные эпизоды романа посвящены пребыванию Генриха в Аугсбурге. Здесь он знакомится с Матильдой, дочерью Клингсора. Ее лицо показалось Генриху знакомым. Оказывается, он видел его во сне выглядывающим из чашечки голубого цветка. Так соединяются в повествовании идеальная и реальная жизнь, мечта и действительность. Все материальное, чувственно воспринимаемое трактуется Новалисом, лишь как форма существования духовного, постигаемого в моменты интуитивного видения. В сказке, рассказанной Клингсором Генриху, символически выражена уверенность Новалиса в победе любви над всеми антипоэтическими силами мира и в возможности достижения идеального царства красоты. Реальное общество представлено в рассказе Клингсора владениями короля Арктура. Здесь царят холод и мрак, все мертво, не ощущается никакого дыхания жизни. Спасение приходит от детей Арктура —сына Эрота, символизирующего любовь, и дочери Басни, воплощающей поэтическое начало бытия. Главный враг их — Писец, защитник сухого рационализма. Новалис дает понять, что противник Эрота и Басни представляет эпоху Просвещения, столь нелюбимую консервативными немецкими романтиками. Борьба между поэтическими и антипоэтическими силами идет в романе с переменным успехом, но завершается в конце концов победой детей Арктура. Маленькой Басне удается, проникнув в преисподнюю, скормить тарантулам злобных Парок, союзниц Писца. В царстве Арктура снова сияет солнце. Радость переживают не только люди, но и природа. Испытав благотворное влияние любви и поэзии, она также пробудилась от сна. «Цветы и деревья мощно росли и зеленели. Все казалось одушевленным. Все говорило и пело... Звери подходили к проснувшимся людям, радостно приветствуя их. Растения угощали их плодами и ароматами и очаровательно наряжали их. Ни один камень не давил больше человеческой груди...» Таково реальное, по мнению Новалиса, воплощение в жизни «голубого цветка», той мечты, которая воодушевляла и вдохновляла писателя. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы