Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ



Наука представляет собой конкретно-историческое явление; она постоянно развивается и имеет свою специфику в различные периоды человеческой истории.

В развитии науки принято выделять две основные фазы, каждая из которых, в свою очередь, проходит ряд этапов: 1) преднаука (зарождающаяся наука) и 2) собственно наука. Период преднауки начинается с зарождения научных знаний на Древнем Востоке, продолжается в Древней Греции и Риме, в Средние века и эпоху Возрождения. Собственно, наука возникает в XVII в. в Новое Время, когда, как утверждает В.Степин, формируется особый тип знания ― теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов. Общая тенденция, которая прослеживается на всех этапах развития науки, ― это рост и накопление объективно-истинного знания.

Специфика науки (преднауки) в древневосточных цивилизациях заключалась в том, что научное знание было эмпирическим по происхождению и рецептурным по практическому применению. В Древней Греции научное знание стало приобретать теоретический и доказательный характер, но имело место явное пренебрежение к практике и эмпирическому опыту. В Средние века наука находилась под сильным влиянием Церкви, но сумела выработать достаточно развитый логический (аналитический) инструментарий, позволивший впоследствии использовать его при проведении эмпирических и теоретических исследований. Эпоха Возрождения раскрепостила мышление ученых, сделало его более свободным, либеральным и открытым для познания действительности.

В Новое время формируется собственно наука. На смену синкретичному знанию, характерному для этапа преднауки (когда все сведения и знания о природе, обществе, человеке существовали в рамках единого знания ― «философии»), приходят отдельные науки (научные дисциплины). Астрономия, физика (механика), химия выделяются в самостоятельные отрасли знания и накапливают большое количество опытного материала; значительных успехов добилась математика. Медленнее развивалось социальное и гуманитарное знание, и поэтому наука еще долгое время отождествлялась с естествознанием.

Собственно, наука проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический и постнеклассический. Основанием данной периодизации являются наиболее общие принципы доминирующего на данном этапе вида знания. Особое место среди этих принципов занимает соотношение субъекта познания, средств и методов познавательной деятельности и объекта познания.

1) Классическая наука (XVII—XIX в.). Доминирующий вид знания — классическая механика. Из описания и объяснения исключается все то, что относится к субъекту познания, а также к процедурам, средствам, методам познавательной деятельности. Истинное знание должно зависеть только от свойств объекта познания.

2) Неклассическая наука (конец XIX века — последняя треть XX века). Появляются релятивистская физика и квантовая механика, которые отвергают возможность объяснения объекта познания вне учета средств и методов познавательной деятельности. Постепенно складывается понимание зависимости знания от связи между субъектом (наблюдателем) и объектом познания.

3) Постнеклассическая наука (последняя треть XX века — настоящее время). Доминирующими парадигмальными идеями становятся идеи эволюции, самоорганизации и системности, на базе которых происходит формирование универсальной научной картины мира. В данный период при описании и объяснении объекта познания признается не только необходимость учета свойств объекта, процедур и средств познавательной деятельности, но и внутринаучных социальных целей и ценностей субъекта познания.

 

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ

 

Развитие научных знаний в древневосточных цивилизациях. Возникновение первых научных знаний в древневосточных цивилизациях (Египет, Индия, Вавилон, Китай) было непосредственно связано с потребностями повседневной практики. Знания были необходимы для измерения сельскохозяйственных площадей, строительства домов, кораблей, пирамид, вычисления доли произведенного продукта, расчета налогов, оптимизации морских путешествий, военных действий и т. д. Поэтому оно носило так называемый рецептурно-эмпирический характер, а идеальные объекты (с которыми и имеет дело наука) являлись результатом простейшего индуктивного обобщения эмпирического опыта. Изменение научного знания осуществлялось от случая к случаю, т. е. было стихийным, а не целенаправленным систематическим процессом. Передача знания происходила от поколения к поколению (обычно в семье) или в рамках профессионального объединения людей (гончаров, кузнецов, плотников). В Египте и Вавилонеосновные функции по хранению и передачи знания выполняли служители культа (жрецы), придававшие ему сакрально-кастовый характер. Наиболее развитой отраслью знания являлась математика. Однако, будучи рецептурно-прикладным по своему происхождению и направленности, познание по сути не было ориентировано на поиск общетеоретических решений, ограничиваясь частными (прикладными) задачами.

Античная наука. В отличие от древневосточных цивилизаций, в античном мире возникает теоретическое, рационально обоснованное знание. Его появление было обусловлено особенностями институционального устройства греческого общества. Демократические свободы, правовое равенство, участие в политической жизни и обсуждении социальных проблем требовали умения убеждать, доказывать, аргументировать. Поэтому в Древней Греции появляется уважительное отношение к доказательным логически обоснованным суждениям.

В то же время применение рабского труда привело к появлению граждан, свободных от необходимости заниматься физической работой. Это, с одной стороны, способствовало формированию пренебрежительного отношения к материальной практической деятельности, с другой стороны, оно давало свободное время, позволявшее вести созерцательный образ жизни и иметь соответствующий взгляд на мир. Беспристрастное (не заинтересованное в материальной выгоде) созерцательное (не отягощенное чувственными образами) восприятие мира стало высоко цениться в Древней Греции. Отчасти это привело к тому, что греки стали работать не столько с эмпирическим материалом и реальными предметами, сколько с их моделями — идеальными образами материальных объектов. Процесс идеализации был связан с конструированием (моделированием) объектов, обладающих свойствами, которых не было в реальности. Эти объекты получили название теоретических объектов; они появились в результате умозрения — «созерцания собственного разума» («теория» в греческом языке означает «созерцание»).

Философское обоснование рациональности познания начинается с элеатов (начало VI в. до н.э.). Разработанная Парменидом идея тождества мышления и бытия (все мыслимое существует; мысль имеет истинностное значение, поскольку она сама есть бытие), легла в основу представлений о необходимости изучения объектов познания на уровне мысли. Превалирующая роль мышления в производстве знания (по сравнению с опытными данными) привели Парменида к выводу о том, что Разум должен разрешать задачи бытия, не прибегая к опыту наших органов чувств. Доведенный до логического предела, данный вывод формулировался следующим образом: чтобы мыслить, надо оставаться в области мысли. Наглядной иллюстрацией данного тезиса являются знаменитые парадоксы — апории Зенона, уже само понимание которых, не говоря об их разрешении, требовало развитого абстрактного мышления.

Окончательный переход от эмпирического знания к теоретическому в Древней Греции произошел в рамках математического знания. Математики (античные геометры) обратились к теоретическому исследованию геометрической формы, не зависящей от вещественного содержания. Исследуя связи между идеальными объектами, они формулировали аксиомы, из аксиом выводились следствия, на основе которых формулировались теоремы. Таким образом, в Древней Греции появляется понятие теоретического доказательства.

Начало процессу перехода от эмпирического к теоретическому знанию положил Фалес (VI в. до н.э.), первый математик, астроном, физик (натурфилософ). Отдельные вопросы он решал как эмпирик, но некоторые — уже как теоретик, активно использующий рациональные доказательства. В частности, ему принадлежит доказательство равенства углов при основании в равнобедренном треугольнике, равенства двух треугольников, имеющих равными одну сторону и два прилегающих к ней угла. Эти равенства уже были известны математикам Древнего Востока; но там они использовались только в конкретных ситуациях, например, при определении расстояния до корабля в море. Фалес же осуществил логическое доказательство соответствующих теорем.

Существенный вклад в процесс превращения математики из эмпирической дисциплины в теоретическую внес Пифагор (VI век до н. э.). По словам его соотечественника Прокла, Пифагор преобразовал математику «в форму свободного образования. Он изучал эту науку исходя из первых ее оснований и старался получать теоремы при помощи чисто логического мышления вне конкретных представлений». В качестве примера осуществления строго логических доказательств в геометрии можно привести знаменитую теорему Пифагора о квадрате гипотенузы прямоугольного треугольника, равной сумме квадратов катетов.

Пифагорейцы заложили основы теории чисел. Они были уверены, что числовые закономерности управляют миром, а само число является соединением единого (Бог) и многого (мир как множество вещей). Тем самым они пытались раскрыть гармонию мира через анализ соотношения чисел. Числа начинают рассматриваться как относительно самостоятельные от предметных совокупностей, т. е. как математические объекты. Из натуральных чисел строятся другие идеальные математические объекты, например, отрицательные числа, на которые распространяются все операции, осуществляемые с положительными числами. Таким образом, на основе существующих математических абстракций, пифагорейцы создавали новые абстракции.

Величайшим систематизатором всех достижений древнегреческой математики стал Евклид (конец IV в. до н. э.). Его работа «Начала» продолжает оставаться основой всех школьных учебников по геометрии. Главная заслуга Евклида состоит в том, что он завершил формирование аксиоматико-дедуктивного метода построения геометрии, до сих пор определяющего базовые принципы конструирования математических систем.

Древнегреческая физика также пошла по пути создания умозрительных теорий. Основная проблема, которой занимались первые древнегреческие физики (натурфилософы), — поиск первоэлемента («первокирпичика»), из которого состоит весь мир. В качестве такого первоэлемента назывались вода, огонь, воздух, земля. Логика, которой руководствовались древнегреческие физики (Фалес, Гераклит, Анаксимен, Эмпедокл) была следующей: наблюдая, как вещество переходит из одного состояния в другое, можно предположить, что элементы при различных условиях сочетаются по-разному, образуя таким образом разнокачественные вещи. Такого рода утверждения и предположения приводили к созданию общих теорий на основе принципа элементаризма.

Наиболее перспективной разновидностью данных теорий стала атомистическая теория, впервые сформулированная Демокритом (V—IV вв. до н.э.). Суть его учения заключалась в следующем: материя вечна; первоэлемент существует; если делить материю (вещество) бесконечно в поисках первоэлемента, то можно прийти к идее исчезновения материи; поэтому первоэлемент (частица или атом) неделим. Множество разнокачественных вещей объясняется множеством форм атомов (каждой вещи соответствует своя форма атома). К своим заключениям Демокрит пришел не путем анализа эмпирических данных, а чисто умозрительно, аналитически. Его идеи стимулировали последующие поколения физиков на поиски «последней» элементарной частицы, которые по сути не прекращаются и по сей день.

Особый вклад в развитие научных знаний периода Античности внес Платон (427—347 гг. до н.э.). Платон постулировал существование двух миров: мира идей и мира вещей. Под идеей он понимал совокупность общих признаков какого-либо класса вещей, то есть фактически имел в виду не что иное, как понятие. Тем самым у Платона мы фактически находим первое понятие понятия.

Классификацию и систематизацию знаний, выработанных в Древней Греции к IV в. до н.э., осуществил Аристотель (384—322 гг. до н.э.). В его систему вошли знания из области физики, философии, логики, этики, ботаники, зоологии, минералогии, политики. Все науки, согласно его классификации, делятся на теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (искусство, ремесла).

Главной целью науки является нахождение сверхчувственной сущности вещей. Но поскольку идея вещи, с точки зрения Аристотеля, находится не вне вещи, а внутри нее, первым шагом в познании является выявление свойств вещей, данных нам в чувственном опыте. Далее, с помощью логики, осуществляется переход к познанию вечных, непреходящих сущностей, которое и составляет подлинный предмет науки. Метафизика (учение о сверхчувственных сущностях, о причинах [или началах] существования вещей) обусловливает цели, задачи, приемы и способы деятельности исследователя в любой области знания. Важнейшей составляющей частью метафизики Аристотеля является учение о четырех причинах (или началах) существования вещей. Исследование материальной причины (состава и строения объекта) и двигательной причины (необходимых условий появления объекта) происходит через постигаемый разумом опыт. Формальная причина отражает идею (форму) вещи. Целевая причина показывает, к какой конечной цели стремится любая вещь в своем развитии, то есть сущность вещи определяется не ее прошлым, а будущим состоянием. Эта причина делает мир целесообразным: каждая вещь в этом мире имеет свой смысл и свое место.

Главный вклад Аристотеля в систему научного знания заключается в создании логики. Приемы логического рассуждения использовались и до Аристотеля (Зенон, Сократ, Платон), однако только у Аристотеля логика стала самостоятельным предметом познания и приобрела системный характер. Аристотель сформулировал ряд законов логики (тождества, исключенного противоречия, исключенного третьего); на их основе им было построено учение о силлогизмах, с помощью которых «ведут доказательства и математические науки, такие как арифметика, геометрия, оптика и, можно сказать, все науки, исследующие причины» (Аристотель).

Итак:

1) Главное достижение в развитии научного знания в период античности — это переход знания из его эмпирической формы в теоретическую. Наиболее последовательно данный процесс имел место в математике (геометрии).

2) Теоретический уровень, на который вышла античная наука, имел абстрактно-умозрительный характер, не опирался на фундамент опытного знания.

3) Истинность знания обусловливалась его доказательностью, аргументированностью. Тем самым обосновывалась рациональность научного знания.

4) В математике формируется аксиоматико-дедуктивный метод — основной метод построения математических теорий.

5) Начинает формироваться научный аппарат; в рамках теории идей Платон фактически сформулировал понятие понятия.

6) Метафизика Аристотеля стала предварительным условиемпроведения исследований во всех областях знания. Она ориентировала ученых на поиск сверхчувственных сущностей и анализ причин существования вещей.

7) Была создана логика, наука о законах правильного мышления.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 2457; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь