Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Научная организация труда учителя
Один опыт я ставлю выше тысячи мнений, рожденных только воображением. М. Ломоносов
Понятие «научная организация труда» стало формироваться в конце прошлого века, когда появились крупные предприятия с большим числом работающих и сложной технологией, т. е. в период расцвета капиталистических отношений. Научная организация труда не только упорядочила процесс труда, но и повысила его производительность. К сожалению, ни школа, ни наши вузы до сих пор не уделяют серьезного внимания формированию у учителей и учащихся организационных знаний и умений, а советская педагогика уже в 30-е годы перестала разрабатывать научную организацию труда в школе. Однако педагогическая деятельность немыслима без знания этой науки. Умственные способности человека, как известно, не остаются неизменными во времени, они формируются в деятельности, в творчестве, причем даже весьма скромные способности обыкновенного человека могут быть замечательно развиты. Однако не всякая деятельность одинаково формирует способности. Нужна ее правильная организация. Потому что не любой труд, а лишь научно организованный, научно управляемый, пронизанный подлинно человеческими отношениями воспитывает и развивает учащегося. Применительно к труду учащегося НОТ должна формироваться из следующих истин: 1. Человек — это живая саморегулирующаяся система. Все без исключения функции его организма (деятельность сердца, легких, кишечника, головного мозга и пр.) подчиняются закону ритма. Один из наиболее важных для нас - циркадный, или суточный, ритм. Он находит свое выражение прежде всего в смене сна и бодрствования. Из 24 часов взрослый человек должен 8 часов спать и 16 бодрствовать. Соблюдая суточный ритм, можно предупредить перегрузки организма, создать правильные условия для его жизнедеятельности. При этом важно не только соблюдать продолжительность сна, но и время отхода ко сну и время пробуждения. Только в таком случае регулируются постоянство, последовательность «выключения» отдельных функций организма. 2. Деятельность организма требует, чтобы его различные системы периодически получали нагрузку и отдых. При этом характер нагрузки на организм в целом зависит от вида труда. Физический труд ведет к интенсивному расходу энергии (в 2 раза больше, чем при умственном), дает нагрузку мышцам, легким. А умственный труд при меньших затратах энергии ведет к напряжению нервной системы, усилению деятельности мозга. Поэтому вторым требованием правильной НОТ является строгий режим дня, предусматривающий периодическую нагрузку на все функции организма, а следовательно, и чередование различных видов труда. 3. При прочих равных условиях два разных человека на одну и ту же работу затрачивают неодинаковое время. Это зависит, во-первых, от эрудиции человека. Чем шире область познаний человека, тем меньше времени он тратит на любую работу, в том числе и на усвоение информации. Во-вторых, затраты времени зависят от систематичности и последовательности в работе. Если у человека выработана привычка работать ежедневно определенное время и в одни и те же часы, то всякая трудоемкая работа распределяется им на несколько дней. Это позволяет ему работать в привычном ритме, не допускать перегрузки, а потому такой труд дает высокую продуктивность, т. е. надо учиться работать систематически. В-третьих, затраты времени зависят оттого, как соблюдается человеком порядок во всем и прежде всего — на рабочем месте. Если на рабочем месте нет ничего лишнего, если под рукой все необходимое для предстоящей работы, то человеку легче сосредоточиться на выполнении задания. Итак, всякая серьезная работа требует предварительного планирования и строгого порядка в ее выполнении. Каждый, кто хочет повысить производительность своего труда, научиться работать в хорошем темпе и экономно расходовать свою энергию, должен ответить себе на следующие вопросы, предварительно произведя хронографию рабочей недели: 1. Сколько времени уходит на подготовку к занятиям? 2. Сколько времени затрачивается на транспорт по пути на работу и обратно, домой? 3. Сколько времени затрачено на заранее предусмотренный отдых, на чтение художественной литературы, просмотр телевизионных передач, общение с друзьями? Насколько правомерны и оправданны эти затраты и какие из них следует сократить? 4. Сколько времени затрачено на общение с родителями? 5. Сколько времени ушло на хозяйственную работу дома, покупки в магазине или на рынке необходимых продуктов? Достаточно ли велики эти затраты, чтобы считать, что ты — хороший помощник в семье? 6. Сколько времени затрачено впустую? Анализ этих материалов поможет вам лучше увидеть собственное лицо и решить, каким оно должно быть. Для сравнения изучите структуру рабочего времени учителя в недельном разрезе, полученную НИИ труда по данным обследования 40 тысяч учителей в советское время, когда мы немало времени тратили на очереди в магазинах (табл. 1).
Таблица 1 Структура бюджета времени советского учителя (по данным НИИ труда)
Общий бюджет времени в неделю составляет 168 часов. Из них мужчины проводили дома 117 часов, женщины - 118. Следует учесть, что в наши дни структура бюджета времени педагогов существенно изменилась. Наряду с сокращением времени на стояние в очередях возросло время, затрачиваемое на просмотр телевизионных передач (есть что смотреть! ). В ряде случаев увеличилась продолжительность рабочего времени из-за вынужденных совместительств, а в сельской местности учителя тратят больше времени на труд в приусадебном хозяйстве. Подобный анализ собственного бюджета времени полезен как рядовому учителю, так и школьному администратору. Элементы НОТ нужно внедрять повсюду. Например, на доске всегда следует выделять рабочее место учителя (задание) и рабочее место ученика (решение). Записи условия задач должны быть лаконичными, четкими и однозначными по смыслу. До минимума следует сократить затраты времени на записи на доске, широко внедряя кодоскоп и проектор во все виды учебной деятельности. Например, в одной из школ учитель математики даже учащихся приучила к тому, что творческие работы выполняются дома на полиэтиленовой пленке, а проверка их в классе осуществляется «конвейером» через кодоскоп. Научная организация труда должна быть и в оформлении интерьера классной комнаты, и в технологии проведения урока, и в организации рабочего места как учащихся, так и учителя. Эстетика в деятельности учителя Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом. В. А. Сухомлинский
«Эстетикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Таким образом, традиционное для советской философии формализованное определение эстетики как науки о прекрасном не совсем раскрывает смысл этого понятия. Применительно к педагогической деятельности это уточнение весьма существенно, ибо учитель должен думать не только о внешней красоте урока, но и о том эмоциональном настрое, который урок может вызвать в душе ребенка. Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 году, но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. С тех пор, как появилась эстетика, идут бесконечные споры: что же такое прекрасное, ведь его не почувствуешь материально. Прекрасное - это то, что в наивысшей степени соответствует глубинным человеческим потребностям, представлениям, целям. То есть прекрасное - функция соответствия между природой и человеком, предметом и человеком и т. п. На древнейших рисунках мы видим процесс труда: каждый рисовал то, чем занимался, - охотой, рыболовством, земледелием. И трудно не согласиться с афоризмом: «Прекрасное есть жизнь». Однако понятие о красоте нередко субъективно. На определение прекрасного существенное влияние оказывает целый ряд социально-психологических обстоятельств: эпоха, национальные и расовые факторы, религиозная и классовая принадлежность, мода, индивидуальные психологические особенности личности. Хотя есть общечеловеческие нормы прекрасного: картины природы, классическая музыка и т. п. Но чаще всего красота — понятие расплывчатое. Более конкретно понятие «совершенство». Если человек проявляет в своем деле совершенство, он достигает прекрасного. Эстетические знания нужны любому школьнику. Хотя они не заменят уроков литературы, истории, музыки, живописи, где ребенок сталкивается с непосредственными проявлениями красоты, эстетические знания в сфере любой науки, эстетическая среда обучения, эстетическая организация рабочего места учителя, его эстетичная внешность и этика в общении с детьми комплексно формируют подлинную культуру человека, его духовный мир' и представления о прекрасном. Эстетика в организационной деятельности учителя проявляется многопланово. Математические символы должны записываться аккуратно, при использовании нерусских букв впервые, особенно из греческого алфавита, нужно на доске русскими буквами писать транскрипцию, чтобы у учащихся вырабатывалось правильное произношение. Необходимо следить за аккуратностью ведения записей в тетради не только учеником, но и самим учителем. Замечания и советы учителя в тетрадях и дневниках должны быть изложены ясно и кратко. Зачеркивание ошибочных записей учениками должно быть в виде одной аккуратной черты. Обращайте внимание на компоновку текста. Записи в тетрадях должны быть «рельефными» по смысловой нагрузке. Должны соблюдаться красная строка, красная страница, абзац и т. п. Если в кабинете имеется доска-складень, условия задач в целях экономии рабочего времени следует заранее написать на обратных полях доски. Лучше всего иметь доску длиной во всю ширину классной комнаты, т. е. 6 метров. Это позволяет сохранить все записи в течение урока, неоднократно возвращаться к ним, выяснять и уточнять незамеченное ранее. Пособия, используемые на уроках, должны быть аккуратными и чистыми. Нельзя использовать пожелтевшие, с оборванной кромкой плакаты, поломанные модели, макеты. Этим мы воспитываем небрежность и неряшливость. Необходимо практиковать изготовление наглядных пособий силами учащихся под руководством учителя и родителей как в рамках предметного кружка, так и в домашних условиях. Это не только сближает детей со старшими, но и формирует в них трудолюбие, интерес к творчеству, бережливость. При самодельном изготовлении наглядных пособий воспитывайте хороший вкус и избегайте пестроты в цветовом оформлении чертежей, моделей, макетов: они по возможности должны быть одноцветными или выдержанных в пастельных тонах.
Рис. 2. Средства эстетического воспитания на уроке (по В.Я. Лыкову)
Цветом выделяется только то, что является главным в демонстрационном материале (рис. 2). Все пособия в учебном кабинете должны быть строго систематизированы, храниться аккуратно и удобно, чтобы воспитывать у детей культуру труда. На рабочем месте учителя и ученика не должно быть ничего, не имеющего отношения к теме урока. Для мела итряпки у доски должен быть отдельный ящичек. Вместо неряшливой отвратительной тряпки лучше использовать губку. Если в классе нет раковины и водопроводного крана, для смачивания губки можно иметь небольшое капроновое ведро с водой. Рекомендуем вставлять меловой брусок в футляр из-под клеящего карандаша, что обеспечивает гигиену труда детей и учителя у доски. О воспитании графической культуры необходимо заботиться постоянно. Уже на первых уроках необходимо предупредить учащихся, насколько важно аккуратное написание букв на рисунке. Учитель должен демонстрировать весь процесс построения графиков. Наблюдая за тем, с чего учитель начинает выполнять чертеж, в какой последовательности и как проводит линии, когда и как использует чертежные инструменты, учащиеся получают важнейшие сведения об искусстве чертежа. Чтобы выработать необходимые умения, дети сами должны рисовать в тетрадях. Первый рисунок может быть неудачным, и, чтобы не портить его, первые эскизы целесообразно выполнять на черновиках. Нескольким школьникам можно предложить выполнить рисунки на кодопленке, а потом продемонстрировать их всему классу. Глядя на эти изображения, учащиеся обсуждают и выбирают наилучшие варианты как по композиции, так и по качеству линий, исправляют ошибки, предлагают свои решения. Необходимо выдерживать определенное соотношение между толщиной линий, чтобы выделить главное. Например, если какая-нибудь зависимость построена в системе координат, то основная кривая должна иметь толщину «В», оси — В/2, а вспомогательные линии построений — В/4. Только такой график будет выразительным. При выполнении рисунков и чертежей на доске необходимо пользоваться цветными мелками, а в тетрадях — цветными карандашами или фломастерами. При этом ярко нужно выделить только ту часть, которую необходимо было построить по заданию. Например, кривую плавления и кристаллизации (в физике). Всё остальные линии следует изображать простым остро заточенным карандашом. Творчество юных позволяет развиваться эстетическому чувству и способностям. В труде и изобразительной деятельности ученик приобретает умения и навыки творить изящно, т. е. по законам красоты. Занятия в предметном кружке как нельзя лучше соответствуют принципу дифференцированного подхода к детям. Очень важно на кружковых занятиях формировать у учащихся умение анализировать решение той или иной задачи различными способами с точки зрения рациональности и эстетики. Надо, чтобы «дело по душе» соответствовало умению и навыкам ученика, тогда его эстетический уровень можно поднять еще выше. Здесь важна правильная управленческая роль учителя, чтобы ученик думал, что он сам себя совершенствует. Не последнюю роль играет и личный пример учителя. Как говорят, необходимо «самое тесное взаимодействие рук и мыслей ученика и учителя». Ярким образцом творческого сотрудничества педагога и воспитанников может быть всемирно известный музей космических фантазий, созданный трудом и талантом детей и педагогов в одной из средних школ. В музее, занимающем шестую часть громадного трехэтажного школьного здания, сосредоточены действующие модели космических кораблей, межпланетных станций и роботов. Он служит базой проведения учебных занятий не только по физике и астрономии, но и по литературе, истории, географии. Всякого рода приборы, чертежи, модели, выполненные в процессе кружковой работы, должны быть не только закончены, но и иметь совершенные формы, гармоничное сочетание цветов. В необходимых случаях консультацию по дизайну можно получить у школьного учителя изобразительного искусства. Полезны выставки работ учащихся с последующим обсуждением. На занятиях любого предметного кружка мы рекомендуем и оформление различных стендов, отражающих связь изучаемого учебного предмета с другими науками и практикой, «откровения ученых», связь науки с различными видами искусства и природой. Эти стенды с разрешения администрации школы можно выставить неподалеку от учебного кабинета в школьном коридоре или рекреации. Эстетическое воспитание учащихся через предмет должно осуществляться системно и методично. Почти в каждой теме любого учебного предмета можно найти нишу, которую следует заполнить информацией о прекрасном из области музыки, живописи, литературы. Например, в математике есть тема «Симметрия». На первом уроке объяснение нового материала лучше начать с показа его практической значимости, т. е. продемонстрировать изображения различных орнаментов, ваз, балясин балконных решеток, фасадов зданий. В чем же секрет их красоты? Оказывается, изображения этих предметов и сооружений состоят из геометрических фигур, симметричных относительно некоторой прямой. Говоря языком эстетики, они выполнены с учетом математического закона красоты — закона осевой симметрии. Затем приводятся примеры геометрических фигур, симметричных относительно некоторой прямой, прямоугольников, треугольников, круга, отрезков. Вводятся понятия «фигуры, симметричные относительно прямой», «ось симметрии». Следующий этап — показать, как с помощью циркуля и линейки строится фигура, симметричная относительно данной прямой. Среди фигур надо выделить те, которые имеют одну ось симметрии (например, равнобедренный треугольник), и те, что имеют множество осей (например, окружность, круг, равносторонний треугольник, квадрат и пр.). На дом детям можно дать творческое задание: изобразить на формате фигуры, имеющие ось симметрии, выполнить эту работу по-разному, начертить, нарисовать, наклеить. Здесь равнодушных не бывает. Каждый выдумывает свое. Полезно каждую работу оценить вместе с учащимися, задавая вопрос: сколько осей симметрии имеет фигура? Самые красивые работы следует переплести в альбом. В будущем он станет наглядным пособием по теме «Симметрия». Предложите учащимся выполнить симметричные фигуры из спичек, окрашенных в разные цвета, пшена; подвижные модели (бабочка, звездочка, кленовый лист). В параллельном классе можно дать другое творческое задание: построить орнаменты, имеющие ось симметрии. Эта увлекательная работа дает детям многое: вырабатываются навыки в отыскании признака симметрии, в построении симметричных фигур; учащиеся начинают видеть практическую значимость симметрии в декоративно-прикладном искусстве. Кроме учебных достигаются и другие важные цели: развиваются элементы творчества, дети приобщаются к красоте. Домашнее задание по теме «Симметрия» может быть и еще одного рода: найти и зафиксировать фрагменты природной среды, имеющие ось симметрии, цветы, листья, снежинки и т. п. Выполненные в натуральном материале, рисунках или фотографиях, эти материалы могут составить гордость любого школьного музея природы. В кружковой теоретической работе тоже немало тем, обостряющих эстетическое чувство ребенка. Например, в биологии: - Архитектурная бионика. - Цвет как защитное средство у животных. - Ландшафтная архитектура. - Природа в литературной бионике. - Растения и музыка. - Биология и скульптура. Учитель математики может в кружковой работе предложить детям следующие темы эстетического плана: - Симметрия и асимметрия в садово-парковом искусстве. - Использование элементов математики при проектировании «садов камней» в Японии. - Основные принципы икебаны — японского искусства составления букетов. - Природные основы гармонии. - Пропорции в художественном облике центральной башни Адмиралтейства в Петербурге. - Принцип равного изменения в природе. - Изофоты. По методике эстетического воспитания учащихся средствами предмета опубликован пакет брошюр, вынесенных в общий библиографический список. Эстетическое воспитание словом и личностью учителя. Личность учителя тоже помогает воспитывать эстетический вкус, но мы этого часто недооцениваем. Посмотрите, находясь в школе, вокруг себя: девочки нередко напоминают своим обликом новогоднюю елку и пестротой одежды, и обилием дешевой бижутерии; у ребят же рубашки не заправлены в брюки, прически далеки от опрятности, ногти не стрижены и «в состоянии глубокого траура», и т. п. А ведь во многом это идет от учителя, не учитывающего в своем внешнем виде особенностей рабочей среды. Скромный строгий костюм или платье, отсутствие бижутерии, совершенно неуместной в классе, незаметный макияж, спокойная и уверенная речь учителя формируют у детей и хороший вкус, и норму поведения в обществе. «Вкус не может развиваться на посредственных вещах, а только на самых лучших», — писал И. Гете. И учитель должен обладать хорошим вкусом и деловыми качествами, чтобы стать объектом подражания для учащихся. Но надо помнить слова В. Г. Белинского: «Ученик никогда не превзойдет своего учителя, если он видит в нем только образец, а не соперника». Поэтому в практике преподавания нужно брать за основу доброжелательность, сближение с учеником в труде, веру в его силы. Это так созвучно современным представлениям о демократической школе. Слово определяет мышление. Без слова нет мышления. Учитель должен быть неизменно требователен к грамотности, точности и выразительности речи как к своей, так и учащихся. Грамотная речь является не только показателем общей культуры человека, но и своеобразным элементом эстетического воспитания учащихся. Например, вместо того, чтобы давать развернутое словесное определение периода функции, старшеклассники охотно заменяют его формулой:
f(x)=f(x+T), Т .
При обучении любому предмету необходимо развивать логику мышления ребенка, ведь с конца 50-х годов логика как предмет в советской школе была заменена начальной военной подготовкой. При общении с учащимся должны прослеживаться явные эстетические моменты, связанные с высокой степенью организованности самого учителя, научного исследования, его экономностью и лаконизмом рассуждений, стройностью аргументации, подчас неожиданной простотой доказательств с преображением «на глазах» прежде разрозненного материала в строго упорядоченный. Все это возбуждает у учащихся положительные эмоции — чувство радости, удовлетворения. Содержание урока перестает быть скучным, отвлеченным, нудным, обращенным к утомительной процедуре запоминания, ибо эстетические чувства учителя и ученика отзываются реакцией на возникшую связь предмета изучения и изучающей личностью. Переживание фиксирует здесь личную заинтересованность человека в самом процессе добывания истины, который становится приятным, радостным, раскрывающим личности ее собственную интеллектуальную силу, проницательность и остроумие. В то же время у ученика, радостно приобщающегося к науке, пробуждается, укрепляется и развивается эстетическое отношение к сфере бытия, которая раскрывается перед ним. Учитель, влюбленный в свой предмет, при наличии известного уровня мастерства способен передать это свое отношение детям. Необходимо обеспечить ситуацию успеха. Насколько бы вы ни выполнили план, постарайтесь в конце урока подбодрить класс словами: «Сегодня, ребята, мы неплохо поработали». Не скупитесь на похвалу, и это обеспечит доброе отношение и к предмету, и к учителю. Ошибки детей исправляйте не в форме насмешек, окриков, а в форме добрых дружеских советов. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы