Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогическая деятельность и эргономика



 

Жизнь в значительно большей

степени есть явление

космичес­кое, чем земное...

А. Л. Чижевский

 

В последние десятилетия человек, наконец-то, заинтересовался эргономикой - наукой, изучающей человека и его деятельность в условиях современного производства. Эта комплексная наука со­держит ряд ценнейших сведений как по педагогике здоровья, так и по экологии человека, школьному интерьеру, школьному микро­климату.

В оптимальные условия труда учителя входит и выполнение санитарно-гигиенических требований, и соблюдение эстетических норм и правил безопасности. Уместно отметить, что и санитария, и правила безопасности труда становятся более эффективными при соблюдении требований эстетики.

Учитель должен уделить внимание следующим вопросам эсте­тики интерьера:

- цветовому и световому климату кабинета;

- рациональному размещению оборудования и приборов;

- оптимальному количеству наглядных пособий в интерьере;

- экономическому и эстетическому обоснованию располо­жения и конструкции рабочих мест учащихся и учителя;

- эстетике технических средств обучения и контроля знаний учащихся;

- композиции живых цветов.

Не меньшее значение имеет и температурный режим помещения.

Стены помещения, окна которого выходят на юг, окрашивают­ся в «холодные» тона (голубой, зеленовато-голубой, серовато-го­лубой), а «теплые» тона — желтый, оранжевый, абрикосовый, ро­зоватый — должны использоваться в кабинетах, ориентированных на север. Чем светлее помещение, тем интенсивнее должна быть окраска стен. Следует знать, что эстетические качества цвета, об­ращенные к нашим чувствам, имеют явно физическую окраску. Модные увлечения пластиком приводят к нежелательным явлени­ям накопления статического электричества и пыли, а если пластик светлых тонов, то появляются яркие блики света, мешающие зритель­ному восприятию. Пестрота расцвечивания стен иногда откровен­но раздражает и утомляет. Дети совершенно иначе, чем взрослые, «чувствуют» цвета и реагируют на них. При этом дети разного воз­раста любят разные цвета. Обследование свыше 3000 школьников в Белоруссии, например, показало, что младшеклассники лучше чувствуют себя при «теплых» тонах окраски, а 70% подростков, на­оборот, предпочитают голубой цвет.

Мы акцентируем на этом внимание потому, что в наши дни в подавляющем большинстве случаев оформлением интерьера зани­маются учитель, учащиеся и их родители, имеющие, как правило, смутное представление об эргономике.

Конструктивное решение рабочих мест ученика и учителя долж­но обосновываться соображениями НОТ. Покрытие доски лучше матовое, не дающее бликов, цвет — не контрастно-черный, а серо-зеленый. Доска должна быть строго вертикальной или иметь лег­кий наклон верхней части в сторону класса. Цилиндрические дос­ки из-за громоздкости себя не оправдывают.

Само собой разумеется, что чистота и уют в кабинете будут воспитывающими, если они поддерживаются учениками. Раз и навсег­да заведенный ритм уборки кабинета соблюдается и выполняется без каких-либо видимых усилий.

Следует решительно возразить против превращения кабинета в выставочный зал. Наглядных пособий и плакатов в кабинете вы­ставляются столько, чтобы их можно было заметить и запомнить. Поэтому рекомендуется экспозицию периодически менять, что будет привлекать внимание детей.

Организация пространства кабинета обычно основывается на со­четании гармонии цвета, света и форм оборудования с его функ­циональной полезностью. Не допускается сочетание «теплых» и «холодных» красок в одном интерьере. В крайнем случае одна из этих цветовых гамм дополняется нейтральным белым, серым или черным цветом. Яркие красный и оранжевый цвета используются для окраски подвижных и опасных участков и оборудования, на­пример в кабинете труда. Кроме того, следует помнить, что однаж­ды найденное решение интерьера не должно оставаться надолго. О подвижности красоты писал еще Н. Г. Чернышевский: «Прекрас­ное явление исчезает, исполнив свое дело».

Технические средства обучения облегчают труд учителя, повы­шают уровень наглядности в преподавании, эстетизируют педаго­гический труд. Например, используя цветные шариковые ручки при выполнении чертежей на пленке кодоскопа, мы повышаем их на­глядность и эстетизируем учебный процесс. Еще больший эффект достигается в учебном процессе при использовании звуковых и видеозаписей, слайдов, кинофильмов. Однако эстетике ТСО спо­собствует лишь оптимальное количество единиц наглядности. Ус­тановлено, что оно должно быть порядка 7 + 2, иначе и учитель, и учащиеся теряются в выборе нужной техники демонстрации и про­ецирования.

Наши собственные масштабные исследования показали, что любой учебный кабинет следует тщательно изучить биолокацион­ными рамками. В случае большой наполняемости класса необхо­димо учеников еженедельно менять местами не только для профи­лактики сколиоза, но и для того, чтобы в классе не было детей, обреченных по случайному стечению обстоятельств сидеть на па­тогенных местах. Если же наполняемость класса невелика, ребята сидеть на патогенных энергетических точках не должны.

С биоэнергетической точки зрения живые цветы не должны на­ходиться от детей ближе, чем 0, 5 метра. По этой причине они не должны расставляться на окнах: их следует группировать в компо­зиции впереди класса, у левого края доски. Это будет способство­вать улучшению зрения и предупредит последствия пагубного вли­яния на детский организм.

Температурный режим классной комнаты имеет существенное влияние на качество и интенсивность обучения. В классной комна­те температура должна быть порядка 18—20°С, в спортивном зале — порядка 16°С. Из этих соображений ни в коем случае нельзя на зиму оклеивать форточки, как бы мы ни экономили на тепле. Для повы­шения теплоотдачи батарей парового или водяного отопления их ни в коем случае нельзя окрашивать «серебрянкой» или «бронзой»: теплоотдача таких батарей снижается в 2-3 раза по сравнению с батареями, окрашенными в любой другой цвет.

В южных условиях существенное значение имеет и относитель­ная влажность воздуха, которая не должна быть ниже 15 и выше

60%. Для увлажнения воздуха можно в форточки ставить лотки с водой, а для понижения — использовать принудительное провет­ривание класса хотя бы простейшим вентилятором.

Организация творческой деятельности учащихся

Если не все отдано значит,

отдано ничего.

И. В. Гете

 

Современная школа не мыслится без творчества как педаго­гов, так и учащихся. Творчество учащихся позволяет глубоко изу­чить научную дисциплину благодаря тому, что ребенок как бы про­пускает через сердце полученную информацию, а не механически изучает ее.

Творческие способности детей (креативные способности) не поддаются выявлению или оценке по какой-то единой стандарт­ной методике. Их можно выявить и оценить только комплексно, по целому ряду характеристик личности. Однако то, что почти каж­дый ребенок способен в той или иной сфере проявить способнос­ти, не подлежит сомнению. Задача учителя — выявить те или иные склонности ребенка и развить их.

По мнению студентов Казанского государственного универ­ситета, существует вполне конкретная шкала факторов, способству­ющих развитию творческого потенциала личности (табл. 2).

 

Таблица 2

Факторы, способствующие учебно-творческой деятельности

по 9-балльной шкале

(мнение студентов КГУ. исследования В. И. Андреева)

Ранг фактора Фактор Значение медианы
Личность преподавателя 9, 0
Творческие ситуации 8, 7
Самостоятельная работа 8, 5
Эвристические методы обучения 8, 2
Общение с преподавателем 8, 0
Благоприятный климат в группе 7, 5
Коллективные формы работы 7, 4
Общение с товарищами 7, 4
Типовые ситуации с элементами творчества 6, 9
Хорошо оборудованный кабинет 5, 9
Типовые ситуации 3, 6
Традиционные формы работы 3, 2

 

 

Таким образом, главнейшими факторами, обусловливающими творческую деятельность обучающихся, являются личность препо­давателя, творческие ситуации, самостоятельная работа, эвристи­ческие методы обучения.

Творчество учащихся в школе — это на редкость сложная па­литра их деятельности: составление задач, подборка текстов для дик­тантов, проведение различных опытов, работа в исследовательских лабораториях, техническое конструирование, музыкальное и изоб­разительное искусство, художественная самодеятельность, производ­ство учебных видео- и слайдфильмов, организация фотовыставок, конкурсы на лучший рисунок или произведение декоративно-при­кладного искусства, конкурс на лучшее знание родного края, и т. п. Важно лишь придавать широкой огласке подготовку таких конкур­сов, широко «рекламировать» работу творческих коллективов, при­влекать к участию в творчестве родителей учащихся. Например, в одной из средних школ в подготовке урока-спектакля «История ал­гебры» принимали участие учащиеся двух шестых классов, учитель математики, освобожденные классные руководители и несколько родителей учащихся.

В той же школе в 1994/1995 учебном году учащиеся 7 «В» класса пожелали самостоятельно подготовить урок по истории мировой культуры (тема «Романская архитектура»), выполнив макеты про­изведений архитектуры и организовав их выставку с экскурсионным обслуживанием. Педагог личным примером «спровоцировала» уча­щихся на эту прекрасную акцию тем, что на уроках нередко де­монстрирует учебные фильмы, подготовленные в школьной теле­студии по разработанным ею сценариям.

Международная программа «Astor» отмечает следующие каче­ства, необходимые для работы с одаренными детьми и для разви­тия творчества учащихся:

- нужно быть доброжелательным и чутким;

- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

- иметь опыт работы со своими собственными детьми или в дошкольных детских учреждениях;

- иметь высокий уровень интеллектуального развития;

- иметь широкий круг интересов и умений;

- иметь помимо педагогического еще какое-то образование;

- быть готовым к выполнению самых различных обязаннос­тей, связанных с обучением одаренных детей;

- иметь живой и активный характер;

- обладать чувством юмора (но без сарказма! );

- быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

- иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное ми­ровоззрение;

- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

- иметь специальную повседневную подготовку по работе с одаренными детьми;

- расположенность к детям, теплота общения с ними.

Общепризнанны следующие творческие методы в преподавании:

- признание ранее не признанных или неиспользуемых воз­можностей;

- уважение желания ребенка работать самостоятельно;

- умение воздерживаться от вмешательства в процесс твор­ческой деятельности;

- предоставление ребенку свободы выбора области приложе­ния сил и методов достижения цели;

- индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;

- создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

- предоставление возможности вносить вклад в общее дело класса;

- поощрение работы над проектами, предложенными сами­ми учениками;

- исключение какого-либо давления на детей, создание рас­крепощенной обстановки;

- одобрение результатов деятельности детей в какой-либо од­ной области с целью побудить желание испытать себя в дру­гих видах деятельности;

- подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;

- уважение потенциальных возможностей отстающих;

- демонстрация энтузиазма;

- оказание авторитетной помощи детям, высказывающим от­личное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;

- создание ситуаций, при которых слабые учащиеся тесно ра­ботают с сильными, успевающими;

- поиск возможных точек соприкосновения фантазии с ре­альностью;

- извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных ув­лечений и индивидуальных наклонностей;

- терпимое отношение (по крайней мере, временно) к воз­можному беспорядку;

- поощрение максимальной вовлеченности в совместную де­ятельность;

- способность убедить учеников, что учитель является их еди­номышленником, а не противником.

 

И хотя идеалы учителя разработаны Е. Торренсом и программой «Astor» для случая работы с одаренными детьми, подавляющее число перечисленных качеств должно относиться к любому учителю.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь