Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРАВОСЛАВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЛИТВЕ В XVI В.



 

Подорванное правом патроната, православное литовское духовенство было не готово ни к каким решительным шагам. Большую роль в просветительской деятельности начинают играть миряне, а также московские диссиденты. Среди бежавших в Литву по тем или иным причинам были: Троицкий игумен Артемий, князь Андрей Курбский, первопечатник диакон Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец и др.

город Острог. Князь Константин Острожский. Основал высшую православную школу (1570). В 1576-1580 годах - издал славянскую Библию.

город Ковель. Князь Андрей Курбский. Переводит отцов. Вместе с игуменом Артемием, тоже бежавшим из Москвы, путем переписки вернули многих русских панов в православие.

Курбский достает полемические произведения отцов и переводит их. Уговаривает своего родственника князя Михаила Оболенского ехать на Запад учиться. М.Оболенский учится 5 лет.

Миряне образовывают братства в Вильне и Львове.

С иерархией было труднее всего. Митрополиты жили не в Киеве, а в Вильне, Новогрудке и др. Часто королевской властью возводились недостойные люди. Были даже случаи женатых епископов. Многие жили в богатых поместьях, вдалеке от паствы.

Таким образом, православие было спасено мирянами и рядовым духовенством.

 

· УНИЯ

В1586-1589 годах патриархи Антиохийский и Константинопольский были в Киевской митрополии. Всячески поддерживают полномочия братств. Благословляют, если надо, обличать и епископов.

Иерархия, естественно, возмущается «греческим вмешательством в русские дела». Четыре епископа подали через короля просьбу папе о подчинении Риму, но с сохранением обрядов и всех привилегий. Король послал двоих в Рим. Приняты и обласканы.

Первоначально идея унии, зародившаяся в католической среде, интересовала даже таких православных патриотов, как князь Острожский. Однако когда началась реальная подготовка унии, Константин Острожский выступил её противником.

Инициатором унии стал католический епископ Бернард Мациевский, творцом же и активнейшим её двигателем Адам Потей (епископ Ипатий Потей).

В защиту православия выступил только князь Острожский. Пишет послания всем приходам, монастырям и братствам.

Епископы вернулись из Рима, участвуют в соборе 1596 года в Бресте. Собор сразу разделился на 2 части: православную и униатскую. Друг друга анафематствуют.

Православных обвиняют в неподчинении королевской власти. Начинаются массовые преследования православных. Большое количество крестьян сбежало на Юг и заселило пустовавшую Украину.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА.

Идея патриаршества органически выросла из всей истории Русской Церкви московского периода.

Поводов хоть отбавляй: окончательное отсоединение Западной Руси, Брестская Уния (1596).

Иезуиты всячески поддерживают мысль о «дряхлости» греческого Востока.

Не надо забывать и о честолюбии Бориса Годунова. Святитель Иов – его ставленник.

Вопрос о патриаршестве вспыхнул, едва в Москве узнали, что на границе Руси появился патриарх Антиохийский Иоаким.

Встреча ( 1586 год) пышна и торжественна, выгодно отличается от «никакой» в Польше и Западной Руси.

В Можайске встречен почетными послами. По прибытии торжественный прием у Феодора Иоанновича.

Однако митрополит Дионисий не присутствует. Это было не без соглашения с царем.

Иоакиму дали почувствовать: Дионисий митрополит, такой же глава автокефальной Церкви, равен патриарху, но только его церковь больше, сильнее и свободна. Да еще и причина приезда патриарха Иоакима несколько унизительна – милостыня!

Патриарха по почетному обычаю везли во дворец в царских санях (хотя было лето) волоком.

Встреча в Золотой палате. Царь – на троне, в царском облачении, среди разодетых бояр. При входе патриарха царь встал и отошел на сажень от трона для встречи. Обмен приветствиями. Патриарх дарит мощи разных святых и вручает письмо о денежной помощи.

В тот же день патриарх приглашен на обед! Это большая честь по московскому чину.

А пока – в Успенский собор на встречу с митрополитом.

Митрополит «на кафедре», среди сонма духовенства в золотых парчовых ризах; вокруг иконы и раки в золоте.

Митрополит сошел с кафедры на сажень, и первый благословил патриарха. Иоаким оторопел. Заикнулся, было, да замолчал.

«…слегка поговорил, что пригоже было митрополиту от него благословение принять наперед, да и перестал о том…»

Во время литургии стоит без облачения у заднего столпа собора.

За обедом патриарх получает подарки от царя.

Все дело о патриаршестве повела светская власть. У нее Иоаким получил милостыню и с ней должен был расплачиваться.

Русская иерархия ничего не просила. Она как бы все имела, и была избавлена от участи смиренного просителя. Это Иоаким должен был почувствовать себя должником.

На следующий день начались тайные (без писаных документов) переговоры. Боялись происков Польши.

Ведет Борис Годунов. Патриарх Иоаким признал, что учредить патриаршество «пригоже».

«…То дело великое, всего собора, а мне без этого совета учинить то дело невозможно…»

Последние слова наводят на мысль, что такое предложение было сделано. Обещает уговорить остальных патриархов.

1-го августа патриарх уезжает. С ним едет подьячий Михаил Огарков с богатыми дарами для Константинопольского и Александрийского патриархов.

В Константинополе отмалчиваются целый год. Меняется патриарх: вместо Феолипта, промотавшего деньги патриархии и за долги лишенного султаном патриаршей резиденции, становится Иеремия II (Транос). Иеремия с протянутой рукой едет в Москву (1586 год).

Воеводам и Смоленскому епископу Сильвестру дан наказ: встретить патриарха со всем почетом «как своего митрополита», и в церкви чтобы было «чинно и людно».

В свите: митрополит Иерофей Монемвасийский и архиепископ Арсений Элассонский. Последний решил остаться в России.

Гостей – на рязанское подворье, «стеречь полутче и покрепче».

Приезжие греки часто имели шпионские поручения от султана, из Польши и т.д.

Митрополит Иерофей: «никому из местных жителей не дозволяли ходить к нему и видеть его, ни ему выходить вон с подворья, и даже когда монахи патриаршие ходили на базар, то их сопровождали царские люди и стерегли их, пока те не возвращались домой…»

Митрополит Иов любимец и ставленник Бориса Годунова.

Иов посылает послов на следующий день на рязанское подворье и испрашивает благословения!

После приема в Золотой палате царь прощается и уходит, не пригласив к обеду.

Совещание патриарха и Годунова. Патриарх говорит, что слышал, что русские хотят патриаршества, но все это он, Феолипт, а я не уполномочен, я только за милостыней.

Наши разочарованы и рассержены. Гостей забывают на несколько месяцев.

Сначала Иеремия все отрицает. Потом ему предлагают остаться патриархом, но не царь, не Годунов, а лишь те, кто стерегли.

Патриарх увлекся этой мыслью и дал согласие.

Однако ему предложили сидеть во Владимире, т.к. на Москве есть уже митрополит.

В конце концов, дали понять, что пока не поставит патриархом Иова – будет сидеть на Рязанском подворье. Патриарх вынужден согласиться.

Чин поставления, подготовленный Иеремией, показался царю скромным. Приказывает переработать его.

26 января 1589 года после предварительного избрания кандидатов: Иова, арх.Александра Новгородского, арх.Варлаама Ростовского.

Почитать Карташева стр.509.

Начался Великий пост, Иеремия просится домой, но его не отпускают – нужен еще документ…

Подписывает составленную русскими «Уложенную грамоту» и только тогда отправляется восвояси.

Собор восточных патриархов 1590 года признал русскую патриархию.

 

Смутное время.

В 1605 году после скоропостижной смерти царя Бориса Годунова и убийства его жены и наследника, бунтующая толпа врывается в Успенский собор.

Патриарха Иова бьют и волочат на лобное место, но оставляют в живых. Патриарший двор разграблен.

Самозванец приказывает везти Иова в Старицу, «взять его там за приставы и содержать в озлоблении скорбном».

Через 2 года святитель Иов скончался.

Патриархом назначен Игнатий. Был греком. Приехал епископом на коронацию царя Федора как представитель Александрийского патриарха.

Остался на Москве и добился Рязанской кафедры.

Первый из архиереев выехал в Тулу навстречу самозванцу. Признал его, присягнул и привел к присяге других.

Возведен на патриаршество, но как грек не требовал специального возведения по русскому чину.

Самозванец, тайно присоединенный к латинству, «отрабатывает» свои деньги. Привозит с собой иезуитов, дарит им в Кремле рядом с дворцом большой дом. Те открыто служат там, оглашая окрестности органом.

Просит прислать из Польши новых работников просвещения, знающих русский и церковно-славянский.

Искреннего религиозного интереса у него не было.

При всем своем желании нравиться москвичам, он слишком был развращен вольной жизнью в Польше.

Не в силах соблюдать уставы: на иконы не крестился, за стол садился не молясь, не просил окроплять св. водой трапезу, ел в посты скоромное, не мылся в положенные дни в бане, не спал после обеда, позволял полякам входить в церкви с саблями – ропот среди стрельцов.

Во время торжественного венчания и коронации Марины Мнишек ни Марина, ни Лжедмитрий не подошли к чаше!

Доверие москвичей к самозванцу было подорвано.

Заговор возглавляет Василий Шуйский. Самозванец убит, Игнатий свергнут.

На 3-й день восстания Василий венчается на царство.

Торжественно перенесены мощи царевича Димитрия в Москву. Инокиня Марфа (Мария Нагая- жена Грозного) торжественно просит прощения за присягу Лжедмитрию.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь