Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В 1894 году после смерти Александра III на престол вступил Николай II.



Это был искренне верующий, глубоко религиозный человек. Вместе со всем семейством император часто участвует в церковных торжествах и празднованиях.

На начало XX в. в России при численности населения в 147 млн. человек было более 83 млн. жителей православного вероисповедания. Храмов было более 49 тыс., белого духовенства – 105 тыс., монахов – более 58 тыс., 828 монастырей, 4 академии, 58 семинарий, 187 духовных училищ, 63 епархии.

Однако за видимым благополучием в церковной жизни скрывалось внутреннее напряжение. Великие подвижники – Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Игнатий (Брянчанинов) открыто говорили о явных предвестниках будущих потрясений. Главной причиной их беспокойства была усиливающаяся расцерковлённость общества.

Вождём и властелином дум русской интеллигенции рубежа веков был, конечно, Лев Толстой, прославившийся своей последовательной антицерковной позицией. 20 февраля 1901 г. Св. Синод вынес определение об отлучении писателя от Церкви. Тон документа был исполнен скорби и надежды на исправление Толстого.

23 февраля 1901 г., по инициативе Победоносцева, присяга члена Св. Синода об исповедании монарха крайним судиёй Церкви была благополучно погребена в архивах ведомства.

В обществе активизируется дискуссия о церковных реформах. В ноябре 1901 г. открыты Религиозно-философские собрания под председательством еп. Сергия (Страгородского), будущего патриарха. Участники: З. Гиппиус, Д. Мережковский, Д. Философов и др. На заседаниях РФС обсуждались вопросы о Толстом, о свободе совести, о браке, о соотношении духа и плоти и др.

В 1902 г. зазвучали первые публичные предложения о восстановлении патриаршества, (Л. Тихомиров, видный публицист и политический деятель).

В последнее царствование проходит множество канонизаций святых. Прославлены: Иоасаф Белгородский, патриарх Гермоген, Питирим Тамбовский, Иоанн Тобольский. В июле 1903 г. состоялась канонизация прп. Серафима Саровского. Торжества вышли по истине всенародными. В празднованиях приняли участие около 150 тыс. богомольцев, в том числе члены царской фамилии.

Николай благосклонно отнёсся к идее созыва Поместного Собора и восстановления патриаршества. Эту мысль разделяли в то время виднейшие иерархи, священники и богословы.

Среди светских лиц одним из активнейших инициаторов созыва Собора был премьер-министр С.Ю. Витте. В 1905 году он официально подал записку «О современном положении Православной Церкви», в которой резко раскритиковал бюрократизм синодального правления и обер-прокурорский произвол. На его сторону встал первоприсутствующий в Синоде митрополит московский Антоний (Вадковский), подавший меморандум с требованием устранения гиперопёки Церкви со стороны государства.

Однако Победоносцев сделал всё, чтобы эти бумаги ни к чему не привели. Николай II повелел отложить созыв Собора ввиду «тревожного времени», но дал разрешение на открытие Предсоборного совещания.

Началось открытое обсуждение назревших церковных преобразований. По указу Синода все архиереи должны были представить свои соображения по поводу созыва Собора.

В обсуждении приняло участие и белое духовенство, которое по многим вопросам оказалось настроено гораздо более радикально.

Часть радикально настроенных петербургских священников объединилась в так называемую «группу 32-х». Они составили записку на имя митрополита Антония, в которой высказывались против единоличного правления патриарха, за широкое представительство на Соборе мирян, которые должны были получить равные права с епископами.

Раздавались голоса и за чисто епископский Собор.

Предсоборное присутствие заседало весь 1906 год. Главной его темой была подготовка Поместного Собора.

После октябрьского манифеста 1905 г., несогласный с ним Победоносцев вышел в отставку. После него на этом посту сменилось 4 обер-прокурора, пока этот пост не занял В.К. Саблер. Саблер поддержал идею созыва Собора.

В 1912 году было созвано Предсоборное совещание, прерванное началом Первой Мировой войны.

30 декабря 1916 г. убит Распутин.

После отречения Николая II Синод поддержал и благословил деятельность Временного Правительства. Обер-прокурором был назначен В.Н. Львов.

9 марта Синод обратился к всероссийской пастве со слова­ми. «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути».

По настоянию В.П. Львова, в первые дни после Февральской ре­волюции были уволены Петроградский митрополит Питирим, Мос­ковский митрополит Макарий (Невский) и архиепископ Тоболь­ский Варнава (Накропин). Начались массовые увольнения архиереев то под предлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, то по обвинению в поддержке старого режима. Про­возгласив всевозможные политические и гражданские свободы, правительство ужесточило давление на Церковь. 20 марта вышел закон об отмене ограничений в правах, связанных с религиозной и национальной принадлежностью. Тем самым Православная Церковь теряла свой привилегированный статус.

Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917–1918 годах, совпал с революционным процессом в России, с ус­тановлением нового государственного строя. На Собор призваны были Святейший Синод и Предсоборный Совет в полном составе, все епар­хиальные архиерей, а также по два клирика и по три мирянина от епархий, протопресвитеры Успенского собора и военного духовенства, наместники четырех лавр и настоятели Соловецкого и Валаамского мо­настырей, Саровской и Оптикой пустыни, представители от монашест­вующих, единоверцев, военного духовенства, воинов действующей ар­мии, от духовных академий, Академии Наук, университетов, Государ­ственного Совета и Государственной Думы. Среди 564 членов Собора было 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян.

Поместный Собор открылся в Успенском соборе Кремля в день его храмового праздника – 15 (28) августа. Председателем Собора был избран митрополит Тихон.

Собор открылся в дни, когда Временное правительство агонизирова­ло, теряя контроль не только над страной, но и над разваливающейся армией. Солдаты толпами бежали с фронта, убивая офицеров, учиняя беспорядки и грабежи, наводя страх на мирных жителей, в то время как Кайзеровские войска стремительно двигались вглубь России. 24 авгу­ста (6 сентября), по предложению протопресвитера армии и флота, Со­бор обратился к бойцам с призывом образумиться и продолжать испол­нять свой воинский долг.

Собор образовал 22 отдела, которые готовили доклады и проекты определений, выносившиеся на заседания. Важнейшими отделами бы­ли Уставный, Высшего Церковного управления, епархиального управ­ления, благоустроения приходов, правового положения Церкви в госу­дарстве.

28 октября (10 ноября) прения по поводу восстановления патриаршества были прекращены. Поместный Собор большинством голосов вынес историческое постановление:

«В Православной Российской Церкви высшая власть – законода­тельная, административная, судебная и контролирующая – принадле­жит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созы­ваемому, в составе епископов, клириков и мирян.

Восстанавливается патриаршество, и управление церковное воз­главляется Патриархом.

Патриарх является первым между равными ему епископами.

Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».

После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на первосвятительский престол архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), ар­хиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихо­на (Белавина), - как говорили о нем в народе, - «самого умного, самого строгого и самого доброго из иерархов Русской Церкви...».

Интронизация Патриарха Тихона состоялась 21 ноября (3 декабря) в пра­здник Введения в Успенском соборе Кремля. Для торжества настолования из Оружейной палаты взяты были жезл святителя Петра, ряса свяшенномученика Патриарха Ермогена, а также мантия, митра и клобук Патриарха Никона.

Патриарху Собор предоставил пра­ва, соответствующие каноническим нормам: нести попечение о благополу­чии Русской Церкви и представлять ее перед государственной властью, сно­ситься с автокефальными Церквами, обращаться ко всероссийской пастве с учительными посланиями, заботиться о своевременном замещении архи­ерейских кафедр, давать епископам братские советы. Патриарх, по «Опре­делениям» Собора, является епархиальным архиереем Патриаршей области, которую составляют Московская епархия и ставропигиальные монастыри.

Была принята новая форма приходского управления, сделавшая каждую местную православную общину самостоятельно управляемой единицей. Это имело огромное значение для жизни Церкви в первые решающие годы ее борьбы за существование. Оно позволило простым священнослужителям и верующим проявить максимум инициативы и мужества в деле сохранения Церкви.

Биография патриарха Тихона достаточно типична; многие современные ему епископы прошли похожий жизненный путь. Тихон Белавин родился 19 января 1865 г. в семье священника, окончил Псковскую духовную семинарию, а затем и Санкт-Петербургскую духовную академию. Преподаватель, а затем инспектор духовной семинарии, с 1897 г. викарный епископ Люблинский, с 1898 г. епископ Алеутский и Аляскинский. В Северной Америке тогда проживало около 400 тысяч православных. В 1907 г. его перемещают в Ярославль, а в 1914 - в Вильнюс. В революционном 1917 г. его избирают архиепископом Московским.

Внимание лидеров большевиков к Православной Церкви в первые дни советской власти отразилось в издании " Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви", которыйбыл принят 5 февраля 1918 г. И хотя формально было заявлено о равноправии всех церквей перед законом, на практике преимуществами (часто значительными) перед гонимой православной Церковью пользовались ислам и христианские секты. Первым следствием принятия декрета было лишение духовенства всех форм государственной поддержки, вторым - массовый захват имущества Православной Церкви. В ответ п о городам и селам России прокатилась волна крестных ходов, на которых возноси­лись молитвы о спасении Церкви. Не везде крестные ходы проходили мирно. В Нижнем Новгороде, Харькове, Саратове, Владимире, Вороне­же, Туле, Вятке крестные ходы, устроенные без разрешения местных властей, вызвали столкновения, приведшие к гибели людей.

Вслед за декретом началась массовая кампания дискредитации Церкви. Средством для этого большевики избрали вскрытие мощей русских святых. С февраля 1919 г. по осень 1920 года к подобным акциям новые власти прибегали 63 раза. Основная ставка в пропаганде большевиков делалась на тленность и несохранность мощей, что должно было, по мнению большевистских правителей, свидетельствовать " об обмане" (в сознании малоцерковных людей духовный подвиг святого отступал на второй план перед фактом нетления - наличия мощей).

Собор и вновь избранный патриарх в категорической форме выступили против насилия, творившегося участниками начавшейся гражданской войны, проклиная (анафематствуя) всех причастных к расправам над невинными людьми и " гонителей церкви".

Патриарх категорически отказался послать даже тайное благословение белым армиям, поскольку Церковь не может благословлять братоубийственную войну. В то же время он направил благословение царю и его семье, находящейся под арестом. После расстрела царской семьи (в ночь с 16 на 17 июня 1918 г.) патриарх Тихон утвердил соборное постановление о служении соборной панихиды по убиенным.

Выступил патриарх и против подписания Брестского мира, по которому от России отторгались Польша, Финляндия, Прибалтика, Украина, часть Белоруссии, Крым, Закавказье. ( 18 марта 1918 года ) пророчески заявив: " Этот мир, подписанный от имени русского народа не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества" (Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. - М, 1994 - С 107).

Становление более прагматичного курса Церкви в отношениях с новой властью началось лишь с конца 1919 года: воззванием от 25 сентября патриарх Тихон обязал духовенство воздерживаться от каких бы то ни было политических акций и вместе с тем освободил верующих от всех политических обязательств перед патриаршим престолом - на том основании, что Церковь, согласно действующим гражданским законам, отделена от государства.

Верующим предписывалась лояльность новому режиму -постольку, поскольку политика того не противоречила свободе совести. Что касается гражданской войны, то провозглашенный принцип свободы от политических обязательств позволял каждому (в том числе и священнослужителю) занимать политическую позицию по своему усмотрению. Казалось, что тем самым Церковь, как социальный институт освобождалась от какой бы то ни было ответственности за тех священников, которые поддерживали белых.

С этого воззвания и до начала Великой Отечественной войны (1941-1945), епископат безуспешно искал пути лояльного взаимодействия с властью, памятуя о том, что, " нет власти не от Бога". Но это изменение позиции руководства Церкви не оказало никакого влияния на политику советского правительства.

В 1917-1918 гг. Погибли (были расстреляны, утоплены, распяты, замучены) 102 священника, 154 дьякона, 94 монаха и монахини. Только с июня 1918 по январь 1919 г. было убито 19 епископов. Всего за годы гражданской войны погибло порядка 10 тысяч священнослужителей.

Петроградский протоиерей Алексий Ставровский после убийства Председателя Петроградского ЧК Урицкого был арестован как один из заложников и вывезен в Кронштадт. Заложников выстроили на плацу и объявили: «Каждый десятый будет расстрелян в возмездие за Моисея Соломоновича Урицкого, а остальных отпустят». Рядом с про­тоиереем Алексием Ставровским стоял совсем молодой священник, на которого выпал жребий, и отец Алексий предложил ему: «Я уже стар, мне недолго осталось жить..., иди себе с Богом, а я стану на твое место». После расстрела тело мученика было брошено в воды Финского залива.

Многие священнослужители, монахи и монахини были зверски за­мучены бандитами: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душили епитрахилями, «причащали» расплавленным свинцом, топили в прорубях.

 

Бесценным практическим пособием по борьбе с религией и духовенством стала для многих большевиков IX глава книги А.Олара " Политическая история Французской революции". В 1919 г. вышло третье русское издание этой книги. Она была хорошо знакома большинству большевистских лидеров; была эта книга и в библиотеке ссыльных в Туруханском крае, где ее прочли и Сталин, и Свердлов).

Вот перечень упоминаемых Оларом форм и методов антирелигиозной и антицерковной борьбы якобинцев (в скобках время реализации аналогичных мер в Советской России и СССР):

-провозглашение свободы всех культов как путь изживания религии (1917);

- отмена церковной регистрации актов гражданского состояния (1918);

- прекращение оплаты духовенства из государственного бюджета (1918);

- изгнание религии из школы (1917);

- противопоставление в пропаганде епископов (монашества) приходскому духовенству (1917);

- изъятие церковных ценностей (1918-1919, 1922);

- вскрытие мощей с составлением протоколов (1919);

- пародии на религиозные торжества (комсомольские " пасхи и рождества", 1922);

- закрытие церквей и превращение их в клубы (1929);

- поощрение священников, снявших сан и заявивших о себе как об обманщиках (1922);

- отношение ко всякому священнику (даже присягнувшему) как к контрреволюционеру (1917);

- зачисление в категорию подозрительный (в советских условиях - признание " врагом народа" ), не только любого представителя духовенства, но и всякого, кто выступит за открытие храмов (список врагов народа, опубликованный в “Известиях” 28 марта 1922 г., открывал патриарх Тихон " со всем своим церковным собором" );

- введение культа революционных мучеников (1918);

- переименование городов (1919);

- введение нового революционного календаря (новый стиль с 1918, введение пятидневки и скользящего выходного, отмена празднования Рождества, Пасхи, Нового Года и елки); (1929).

- разрешение богослужения только в храмах (1918? );

- уничтожение религиозных сооружение и символов при дорогах (кресты, часовни), на площадях и " вообще во всех общественных местах" (1918);

- запрещение духовенству " показываться вне храмов в одежде, присвоенной их культу" (1929).

Отношение к Церкви белых.

Главнокомандующие белых армий в своих приказах провозглашали, что их войска сражаются за поруганную веру и оскорбление церков­ных святынь. Но вера христианская поругалась и белыми офицерами. Среди них были, конечно, благочестивые люди, но большинство было равнодушно к Церкви. По воспоминаниям современников, после од­ного из сражений летом 1920 года протоиерей Андроник Федоров от­певал убитых, тела которых лежали перед ним на голой земле. А в это время, заглушая панихиду, из вагона казачьего генерала Бабичева неслись пьяные голоса бражников, ревущих похабные частушки, разуда­лые звуки оркестра и топот пляски.

Другой белый генерал Ф.Ф. Абрамов в разговоре с одним граждан­ским чиновником глумливо отозвался о том же священнике протоие­рее Андронике Федорове: «Помилуйте, отец Андроник хочет всех нас уверить в непорочном зачатии Иисуса Христа... Ну можно ли говорить такие вещи в штабной церкви, где присутствует столько образованных людей. Я наблюдал за офицерами, и они почти все улыбались во время разглагольствования батюшки на эту пикантную тему».

 

Для борьбы с Церковью был использован голод. Отказавшись от помощи со стороны Церкви (и патриарха Тихона) и обладавших международным авторитетом интеллектуалов, власти обвинили духовенство в сокрытии ценностей, необходимых для закупки продовольствия за границей. При этом большевики как бы запамятовали, что ценности из храмов изымались все годы гражданской войны. " Ценности" и голод были предлогом. Ленин решил, что именно теперь удобно " дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий".

В ходе выполнения ленинской инструкции по принудительному изъятию ценностей в почти 1414 столкновениях между верующими и представителями властей были физически уничтожены 2691 священник, 1962 монах и 3447 монахинь (Известия - 1923 - 15 апр.). На организованных в разных городах России показательных процессах над духовенством только в Москве и Петрограде было вынесено 14 смертных приговоров (в том числе митрополиту Вениамину). Был арестован и предан суду патриарх Тихон (умер в 1925 г.).

" Сводная ведомость от 4 ноября 1922 подписанная заместителем председателя Помгола/ Последгола ВЦИК А.Н.Винокуровым, оценивает общий итог компании по изъятию церковных ценностей (без некоторой части антиквариата) в 4 650 810 рублей 67 коп. (золотом)". Из этой суммы 1 млн. рублей был отпущен на закупку продовольствия.

 

Обновленчество.

При активном участия чекистов была создана " Живая Церковь" - так называлась организация, образованная сторонниками обновленческого движения, выступавшими за революционные перемены в церковном управлении, за пересмотр многих канонов и литургической практики: за активное сотрудничество с новыми властями. При этом советские лидеры не скрывали и публично заявляли о своем убеждении, что новый строй не нуждается в поддержке со стороны " прогрессивно настроенного духовенства" (" Никакая церковь не может быть живой, никакое духовенство - прогрессивным" // И. И. Скворцов-Степанов " О живой церкви" М., 1922). Одним из основных лидеров обновленцев был священник А.Введенский.

В среде епископата обновленцы нашли себе опору в лице заштатно­го епископа Антонина (Грановского), который совершал богослуже­ния в московских храмах с соблазнительными новшествами, произ­вольно изменял чинопоследования, переделывал тексты молитв. В Пен­зе низложенный за распутство бывший епископ Владимир (Путята) объ­единил вокруг себя откровенно раскольническое сборище под названием «Народная церковь».

После насильного изъятия церковных ценностей в Москве судили группу духовных лиц, обвиняемых в подстрека­тельстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей. В качестве свидетеля на суд вызвали святого Патриарха Тихона.

Суд вынес суровые приговоры: несколько обвиняемых священников – Заозерский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов, иеромонах Макарий (Телегин) и прихожан московских хра­мов (Тихомиров, Рахманов и Брусилова – племянница знаменитого полководца) были осуждены на смертную казнь, другие осуждены на разные сроки.

Этим воспользовались обновленцы. Никем не уполномоченная группа петроградских священников: А.Введенский, А.Боярский, Е.Белков с псаломщиком С.Стаднюком – выехала в Москву. 12 мая петроградские священники явились в Троицкое подворье и потребовали от Святейшего оставить Патриарший Престол, лживо ут­верждая, что ими уже исходатайствовано разрешение на созыв Поме­стного Собора для устроения пришедших в расстройство церковных дел. «Я никогда не хотел быть Патриархом, - ответил Святейший, - Патриаршество меня тяготит как крест – это вы хорошо знаете. Я с радостью приму, если грядущий Собор снимет с меня вообще Патри­аршество, а сейчас я передаю власть одному из старейших иерархов и отойду от управления Церковью». Во главе церковного управления Па­триарх Тихон поставил митрополита Ярославского Агафангела, назначив его своим заместителем. Мит­рополит Агафангел, получив пись­мо от Патриарха, решил подчи­ниться его выбору, но не смог вы­ехать в столицу.

5 (18) мая петроградские свя­щенники А.Введенский, Е.Белков и приставший к ним московский священник С.Калиновский вновь являются в Троицкое подворье. Битый час они уговаривают Свя­тейшего, который уже понимал, с кем имеет дело, передать им Пат­риаршую канцелярию до прибы­тия в Москву митрополита Агафангела. В конце концов, Патриарх уступил просителям, наложив на заготовленное ими прошение резо­люцию: «Поручается наименован­ным ниже лицам принять и пере­дать Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу, по при­езде в Москву, синодские дела...».

Резолюцию Патриарха о пере­даче канцелярии церковные авантюристы объявили актом передачи им церковной власти и, сговорившись с епископом Бернским Леони­дом, случайно оказавшимся в Москве, а также с известным своими назойливыми модернистскими выходками заштатным епископом Антонином (Грановским), заявили об образовании Высшего Церковного управления.

Из числа известных церковных деятелей к обновленцам присоеди­нился в 1917 году профессор Петербургской духовной академии Б.Титлинов и бывший обер-прокурор Синода В.Львов.

В газете «Живая Церковь», которую стал издавать этот ЦК, печата­лись статьи против монашества. Одна из них, посвященная монасты­рям, называется «Гнезда бездельников». В другой статье протоиерей В.Красницкий откровенно провозгласил свою цель: «Духовенство долж­но быть освобождено от мертвящего гнета монашества, оно должно получить в свои руки органы церковного управления. И непременно получить доступ к епископскому сану».

 

 

После смерти патриарха Тихона (2 апр. 1925) и ареста большинства митрополитов формально Церковь возглавлял арестованный ОГПУ Патриарший Местоблюститель (т.е. исполняющего обязанности патриарха до момента избрания) митрополит Петр (Полянский, 1862-1937, расстрелян ). Фактически руководство ею возглавил митрополит Сергий (Страгородский).

Являясь с точки зрения права всего лишь " заместителем заместителя", Сергий попытался решить две неотложные задачи: достичь легализации Церкви и сохранить Церковь от дальнейшего распада. С этой целью он пытается созвать архирейский собор. Попытка была расценена властями как политический заговор. Начались массовые аресты епископов. Восемь месяцев провел в тюрьме и митрополит Сергий.

Сразу после смерти патриарха Тихона ОГПУ спланировало новый удар по Церкви изнутри. Был оранизован так называемый григорианский раскол. Раскол был инициирован группой из девяти иерархов Русской церкви во главе с архиепископом Свердловским и Ирбитским Григорием (Яцковским), собравшихся 22 декабря 1925 года в московском Донском монастыре. Остальные епископы РПЦ либо не были приглашены на совещание, либо отказались приехать.

Григориане, заявив, что вследствие ошибок патриарха Тихона, вмешательства обновленцев и единоличного правления митрополита Петра (Полянского) «попраны права соборности в РПЦ», 22 декабря 1925 года создали для руководства церковью коллегиальный орган — «Временный высший церковный совет» (ВВЦС). Это позволяло, по их мнению, восстановить «соборность» (понимаемую как «коллегиальность») в управлении церковью. Гражданская власть признала за ВВЦС право на легальное существование.

После запрещения в священнослужении, наложенного митрополитом заместителем патриаршего местоблюстителя Сергием (Страгородским), а затем и самим Петром (Полянским), архиепископ Григорий и его сторонники образовали самостоятельное течение (в поддержку ВВЦС), за которым закрепилось название «Григорианский раскол». Большинство находившихся на свободе православных архиереев осудили Григорианский раскол и полностью согласились с каноническими мерами против его организаторов. После «легализации» «Московского церковного центра» митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году григорианское движение быстро ослабело, будучи во многом лишено государственной поддержки. Последнее совещание сторонников ВВЦС состоялось в Москве в апреле 1937 года.

После освобождения из тюрьмы митрополита Сергия в марте 1927 года НКВД в мае неожиданно дает ему официальное разрешение открыть в Москве Временный Патриарший Священный Синод. Тем самым в Церкви создавались условия для воссоздания высшего церковного управления. 29 июля 1927 г., Сергий и члены Синода выступили с " Посланием к пастырям и пастве", более известным как Декларация митрополита Сергия 1927 г. об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти. В ней содержалась несколько двусмысленная фраза: " Мы хотим быть Православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи". Это была своеобразная декларация лояльности режиму - отчаянная попытка спасения духовенства и Русской Православной Церкви на советской территории.

Декларация и последовавшее за ней требование Сергия о такой же лояльности со стороны духовенства в эмиграции вызвали новый раскол в рядах Церкви: от нее откололись ранее лояльные патриарху Тихону приходы, находящиеся за рубежом. Их возглавил митрополит Евлогий (Георгиевский; 1868 - 1948). Ранее в 1921 г. после Русского всезаграничного Церковного Собора в Сремских Карловцах (Сербия) в эмиграции образовалось независимое от Москвы церковное руководство во главе с митрополитом Антонием Храповицким (1863 -1936).

В конце 1927 года Синод, по указанию властей начал перемещать и увольнять на покой сосланных ар­хиереев. Эта мера вызвала недовольство у части духовенства. Бурные споры, недоумения и возражения вызвала и сама Декларация. Группа архиереев во главе с митрополитом Иосифом (Петровых) пошла на отделение от Предстоятеля Церкви. В 1928-1929 годах было арестовано большинство «непоминающих» епископов, так как власть сделала выбор в пользу господствующей церкви во главе с митрополитом Сергием.

К началу 2 мировой войны в России осталось лишь 350 действующих храмов (в 1914 г. их было 67 тыс.). Только 4 епископа составляли епископат Русской Православной Церкви (в 1914 г. их было 64). По данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при президенте РФ, только за период 1937-1941 гг. было расстреляно 110 тыс. 700 чел. духовного звания. Казалось, что жизнь Церкви прекратилась...

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь