Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Институт повышения квалификацииСтр 1 из 8Следующая ⇒
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ИПК)
Программа профессиональной переподготовки: Реконструкция и реставрация архитектурного наследия Название дисциплины: История и методология реставрации памятников архитектуры (Д-11) Форма контроля – экзамен
Экзаменатор: С.Ф. Гришин
Тематика для подготовки к экзамену Тема 1 Введение. Понятийный аппарат методологии реставрационной деятельности.
1.1. Характеристика архитектурной и архитектурно-реставрационной деятельности. Архитектура как искусство материально-практической, научно-исследовательской, теоретической, методической деятельности. Формирование архитектурно-реставрационной деятельности. Архитектура - это и материально- практическая деятельность по проектированию, возведению и благоустройству архитектурного объекта. Соответственно цель архитектора - создать не только эстетически полноценную, но безопасную и экологически комфортную архитектурную среду. деятельности архитектора во всех её ипостасях: эстетической, материально-практической, научно-исследовательской, научно-методической. Назовите 4 составляющих определения архитектуры как деятельности. Безопасность, комфортность, научно-исследовательская, научно-методическая деятельность. Архитектурно-реставрационной деятельности – на сохранение ОКН. По сохранению архитектурного наследия и его приспособлению к изменяющимся потребностям общества. Реставра́ ция (лат. restauratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры
1.2. Понятие методологии деятельности. Виды методологии. Методология практической и научно-исследовательской деятельности с объектами архитектурного наследия, их порядок и содержание. Понятия «Нормативная» и «дескриптивная» методологии практической деятельности. Методология - означает общую теорию практической и познавательной деятельностей человека, их специфику и взаимосвязь. Виды методологии - Методология практической и научно-исследовательской деятельности. Под методологией практической деятельности человека (далее методология деятельности) понимается учение: о её структуре и логической организации; о её методах и приёмах. Под методологией познавательной деятельности человека (далее методология научных исследований) понимается учение о компонентах научного исследования: об объекте исследования и предмете (аспекте) его анализа; о задачах исследования; о совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа; о последовательности действий в процессе решения задач исследования. Наиболее важными точками приложения методологии научных исследований являются: постановка задачи, построение предмета исследования и научной теории, проверка полученного результата.
1.3. Понятие «целостность». Виды целостности. Понятия «система», структура, «ризома» в модернизме, структурализме и постмодернизме. Понятия «эмерджентные свойства» целостности. 1) Целостность - это множество частей, действующих как единое целое. Виды целостности. Простые и сложные. Простая - обладающая совокупность постоянных элементов и связей (структурой), линейным структурным способом организации. состоящие из небольшого числа элементов и связей между ними; системы, структура и поведение которой могут быть описаны полностью и однозначно; система, изменения в которой описаны математической моделью с линейными уравнениями. Сложная. Один тип сложности - наличие у целостности большого количества различных частей. Он называется детальной сложностью. Другой тип сложности - динамическая сложность - возникает в тех случаях, когда элементы могут вступать между собой в самые разнообразные отношения Система - это то, что нас окружает. Система есть сущность, которая в результате взаимодействия ее частей может поддерживать свое существование и функционировать как единое целое. Структура — совокупность связей между частями объекта. Структура архитектурного пространства – предусматривает научное описание предмета исследования путем выявления соотношений между составляющими его частями. Чтобы улучшить результаты, нужно изменить структуру системы. РИЗОМА. (фр. rhizome — корневище) — понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, У клубня тюльпана этих мест (корней и стеблей) множество, и невозможно предсказать, какое из них будет задействовано. Понятия «эмерджентные свойства» целостности. Эмердже́ нтность или эмерге́ нтность (от англ. emergent — возникающий, неожиданно появляющийся)[1] в теории систем — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её элементам, Пр. моральное старение дома. процесса морального старения системы производственного объекта. Он характерен именно для всей системы «дом» в целом и не свойственен его отдельным частям, то есть является его эмерджентным свойством. 1.4. «Окружающая среда» как оппозиция понятию «целостность». Характеристика окружающей среды: природная и урбанизированная ситуации, социально-экономические условия. Виды воздействия природной и урбанизированной среды на архитектурный объект как целостность. Целостность - это множество частей, действующих как единое целое. Окружающая среда выступает в качестве оппозиции понятия «целостность» и, в свою очередь, обладает своими свойствами, характеристиками и параметрами. Важно учитывать наличие связей и отношений между целостностью и окружающей средой. Пример опозиции «целостности». Палец - часть целого, - кисти, но он обладает своими свойствами и качествами. Социально-экономические условия. В системе обеспечения качества жизни. Качество жизни является сложной социально-экономической категорией и определяется тем, в какой мере осуществлены потребности людей и насколько они этим удовлетворены. Город и село. Показатели – комфортность и бытовая обустроенность. С наиболее важных факторов обеспечения высокого уровня и качества жизни населения выступает фактор экономического благосостояния населения, который обеспечивает социально-экономические условия жизнедеятельности общества, отражающиеся в материальном благосостоянии каждого индивида, каждой семьи. Сколько зарабатывают. Виды воздействия природной и урбанизированной среды на архитектурный объект как целостность. Мое видение. Информацию в источниках ненашел. Природные. На поверхности - погодные, атмосферные (пыль, газы, загрязнение воздуха особенно в сочетании с влагой-преждевременный износ, коррозия, трещины), ландшафтные (эрозия грунтов-овраги, пучение грунтов), климатические, гидрологические… Подземные – грунтовые воды, сдвиги почв (трещины, землетрясения)… Урбанизованной среды – социальные (рост численности населения, состав общества), экономические (недостаток денег на содержание среды), промышленные (загрязнение воздуха), экологические (загрязнение среды обитания), …… Объект» деятельности архитектора и архитектора- реставратора. «Дом» как целостность. Четыре составляющих системы «дом». Эмерджентные свойства системы «дом», его физическое и моральное старение. Пути преодоления морального старения дома. Обьект деятельности - Архитектурное пространство. Объектом профессиональной деятельности архитектора являются вновь создаваемая, реконструируемая или реставрируемая городская или загородная среда. «дом». Он может иметь разное назначение: жилой дом, дом для исполнения различных общественных функций, дом для осуществления производственных процессов. Прежде всего, это здание (постройка, строение) для размещения в нём определённого вида деятельности. Во-вторых, это оборудование, которое необходимо для выполнения определённой деятельности, которое мы называем функциональным (для жилых и общественных объектов) или технологическим оборудованием (для производств). В третьих, это коллектив, группа людей, отдельный человек, которые выполняют ту деятельность, для которой предназначен дом. Наконец, это инженерное оборудование и его коммуникации, которое требуется для создания необходимых условий осуществления деятельности и которое мы называем инженерным обеспечением.
Все эти четыре составляющих образуют систему «дом», который и является объектом деятельности архитектора во всех её ипостасях: эстетической, материально-практической, научно-исследовательской, научно-методической.
процесса морального старения системы производственного объекта. Он характерен именно для всей системы «дом» в целом и не свойственен его отдельным частям, то есть является его эмерджентным свойством.
1.6. «Архитектурная организация» дома - «предмет» деятельности архитектора и архитектора-реставратора и эмерджентное свойство дома. Четыре составляющих системы «архитектурная организация» дома.
Из рассмотрения её графического изображения следует, что её четыре составляющих можно опять же объединить в две подсистемы. Первая - это результат нашей мыслительной деятельности, наши представления об объекте, об его функциональной и пространственной организации - своего рода энергетический пласт архитектуры. Вторая - это результат нашей практической деятельности по материальному воплощению представлений об объекте - своего рода предметный пласт архитектуры. Анализ графического представления предмета архитектурной деятельности позволяет получить следующие результаты: - процесс архитектурной и архитектурно-реставрационной деятельности делится на две стадии: работа с функцией и пространством как мыслительные операции, формирующие энергетический пласт архитектуры; работа с формой и конструкцией, с предметным пластом архитектуры для достижения единства, соответствия формы и конструкции друг другу; -выявляются два вида деятельности с предметом: архитектурное проектирование нового объекта на основе анализа энергетического пласта архитектуры путём его «опредмечивания»; работа с архитектурным наследием, «наследование» существующего объекта путём его сохранения и одновременно преобразования («распредмечивания») в соответствии с изменяющимися потребностями общества; Характеристика архитектурно-реставрационной деятельности. Её фундаментальные отличия от деятельности архитектора, определяющие специфику её методологии. Деятельность архитектора - от формирования пространственных представлений об архитектурном объекте к разработке его виртуальной, проектной модели. Деятельность архитектора-реставратора - от изучения материальной составляющей реставрируемого объекта к проекту его сохранению и приспособлению к изменяющимся общественным потребностям. Место творческого акта в работе архитектора и архитектора-реставратора. Под методологией архитектурно-реставрационного проектирования понимается структура и логическая организация как процесса изучения объекта культурного наследия и разработки на этой основе проекта его реставрации, так и оформления результатов исследования в виде научно-проектной документации. Содержание процессов архитектурно-реставрационного проектирования, методы и приём их реализации подробно изложены в Учебном пособии под редакцией С.С. Подъяпольского «Реставрация памятников архитектуры» (1) в разделах: раздел 3 - исследование памятников архитектуры при их реставрации; раздел 4 - проект реставрации памятника архитектуры и его осуществление; раздел 5 - инженерные вопросы реставрации памятников архитектуры. 1.8. Основные «объекты» архитектурно-реставрационной деятельности - памятники архитектуры. Проблема сохранения их историко-культурной ценности как «предмет» деятельности с архитектурным наследием. Физическое старение их материальной составляющей и моральное старение их архитектурного облика. Пути решения проблемы. Пути- Консервация, ремонт, воссоздание ….. Особенности методологий деятельности с архитектурным наследием: в Западной Европе, Юго-восточной Азии, России. Понятие «общественное мнение», его формирование и развитие. Роль общественного мнения в отношении общества к архитектурному наследию. От мнения к осознанию и признанию значимости сохранения архитектурного наследия. Первый тип, уходящий своими корнями в глубокую древность, можно назвать стихийно утилитарным. Утилитарность – полезность, пригодность. Второй тип традиционных отношений к памятникам прошлого связан с признанием и защитой архитектурных сооружений как материальных носителей не только утилитарной ценности, но и общественно-художественной значимости. Азия. Китайская традиция характеризуется ничтожной ролью собственно материальной составляющей архитектурного объекта. Китайская ментальность отдавала предпочтение духовной значимости объекта по сравнению с его материальным носителем. Тема 2. Отношение к архитектурным сооружениям прошлого в древности и в эпоху античности (архаика, классика, эллинизм). Формирование понятий утилитарной ценности и сакральной значимости архитектурных сооружений. Объекты и предметы забот. Методы и приёмы работы. Архика – ранний этап исторического развития какого – либо явления. В период архаики (7 - 6 вв. до н.э.) греческое искусство далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало несравненно сложнее и, что самое главное, вступило на путь реалистического развития, с трудом преодолевая устойчивую косность давно сложившихся условных форм и борясь с ней. Классика – · Классика — в широком смысле «показательный, характерный, типичный». Возникший в таком виде. · Классика — период в истории древнегреческого искусства (V веке до нашей эры — середина IV века до нашей эры).
Эллинизм – период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта во главе которого стояли Птолемеи (30 до н. э.)[1]. Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836—1843 гг.) понятие вошло в историческую науку[1]. затем распространение греческой культуры. Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323—30 гг. до н. э.) — эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.). В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287—212 до н. э.) разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидростатике ( закон Архимеда ) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Он — автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян. Утилитарность – полезность, пригодность. Сакральность – Сакра́ льное — в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Сакральные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром... 2.1.1. Утилитаризм в отношении к архитектурным сооружениям. Архитектурные сооружения с древности были объектами постоянных забот. Их поддерживали, ремонтировали, иногда восстанавливали или приспосабливали к другим целям. Например, есть предположения, что дольмены первоначально могли служить жилищем вождя, после его смерти становились местом его захоронения, а затем использовались уже как культовое сооружение (например, дольмен в Геленджике). Важно отметить, что такие приёмы работы с архитектурным сооружением, как его ремонт, приспособление и восстановление, применялись с глубокой древности. В первую очередь это диктовалось утилитарными требованиями, так как они создавались для определённой функции. Пока эта функция соответствовала потребностям общества, нужны были и сами сооружения. 2.1.2.Возникновение понятия сакральной значимости архитектурных объектов. Однако уже в Древнем мире наряду с утилитарной ценностью архитектурного объекта стало формироваться понимание и его сакральной значимости. У древних народов Передней Азии обветшавшее и непригодное для дальнейшей эксплуатации культовое сооружение покидалось, но разборка его остатков обычно запрещалось. Запрещение уничтожения остатков культовых сооружений перешло затем к мусульманам как одно из религиозных предписаний. Вывод. Объектами деятельности с архитектурными сооружениями прошлого были, в основном, культовые, крепостные, реже дворцовые сооружения. Предмет забот - сохранение утилитарной ценности архитектурных сооружений в силу её общественного признания. Приёмы - «починка и ремонт» для поддержания эксплуатационных качеств, «дополнение» для приспособления объекта при корректировке его назначения, «возведение нового сооружения» при использовании метода подстановки. Архитектурные сооружения прошлого в Древнем Риме. Формирование мемориальной, общественной, художественной значимости архитектурных сооружений прошлого. Первое осознание архитектурных сооружений как архитектурного наследия, как памятников архитектуры. Методы и приёмы работы с архитектурными сооружениями прошлого. Реставрация как мода в отношении к архитектурным сооружениям прошлого. От дополнений, перестройки и обновления в период расцвета Римской империи к сохранению ремонту в период упадка. Древний Рим –первый цикл развития отношений к архитектурному наследию.
Архитектура Римской империи является наследием греческой. Дополняли картину величественные культовые и общественные сооружения — форумы, бани, храмы, амфитеатры. Триумфальные арки напоминали о моментах величия и воинских успехов римских легионов. А в пригородах располагались роскошные виллы с виноградниками, оливковыми рощами, полями пшеницы и прочим хозяйством, орошаемые при помощи сложных инженерных конструкций — акведуков. Мосты через реки и великолепные дороги, соединяющие воедино всю империю, тоже относятся к достижениям древнеримских строителей. Самым известным и грандиозным римским театром вне всяких сомнений является Колизей, возведенный в I веке нашей эры. Важное место в строительстве занимали крытые залы — базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. В Древнем Риме большое значение в общественном мнении приобрела репрезентативная и, особенно, мемориальная значимость некоторых специально возведённых архитектурных сооружений (памятные арки, колонны). Однако в Древнем Риме понятие «значимость» относилось отдельному конкретному сооружению. Его возведением закреплялась значимость события для «современников» ( например, возведение триумфальной арки Тита в честь взятия им Иерусалима ). Выводы. Основные объекты - культовые и общественные здания, выделение в отдельную группу мемориальных сооружений; на закате Древнеримской империи - включение в круг общественного интереса всего архитектурного наследия Императорского Рима. Предмет общественных забот - по возможности поддержание не только утилитарной ценности и сакральной значимости архитектурных сооружений прошлого, но и репрезентативной и мемориальной значимости определённой группы архитектурных сооружений ( триумфальные арки, колонны ) в силу признания обществом необходимости этих работ; дальнейшее развитие признания художественной значимости архитектурных сооружений прошлого; начало признания исторической значимости архитектурного наследия Древнего Рима и необходимости его сохранения; формирования понятия «архитектурное наследие», пока-что на «интуитивном» уровне.. Отношение к архитектурным сооружениям прошлого в средневековье. Главенство приёмов подстановки. Темпы строительных работ и их влияние в последующем на формирование современных реставрационных методик. Развитие движения гуманизма и отношение к архитектурным сооружениям прошлого в эпоху Возрождения. Первые упоминания о реставрационных работах. Методы и приёмы работы с ними. 2.3.1.Главенство методов обновления и подстановки. Работа с архитектурными сооружениями методами «обновления» и «подстановки» была характерна вплоть до конца ХУ11 века. Так, когда после пожара в 1185 году потребовалось отремонтировать Успенский собор в городе Владимире, он фактически был превращён в новое здание. Также поступали с многочисленными другими постройками во всех европейских странах в течение всех средних веков. Следует, однако, отметить, что при таких работах в новую постройку обычно включались сохранившиеся части первоначального здания. Работы по ремонту архитектурных сооружений предпринимались в Средние века редко. Если они и проводились, то не по причине уважения к прошлому, но лишь ради того, чтобы спасти сооружение, находящееся под угрозой обрушения. Примеры частичной «реставрации» повреждённых частей сооружений были крайне редкими. Предпосылки для формирования понятия «архитектурное наследие». Воздействие развития естественных наук. Раскопки Геркуланума и Помпей. Труд Винкельмана и формирование понятия «архитектурное наследие». Осознание необходимости их сохранения как «памятников архитектуры». Выводы. Объект забот -в основном, античное архитектурное наследие; отрицательное отношение к архитектурному наследию Средневековья. Предметы деятельности - к утилитарной ценности, сакральной, мемориальной и репрезентативной значимости архитектурных объектов добавилось признание обществом историко-художественной ценности архитектурных объектов как культурного наследия, необходимости его сохранения. Методы - поддержание в единичных случаях античных построек, их приспособление, «подстановка» на основе их вторичного использования в качестве строительного материала. Заключение. К концу этапа становления деятельности с архитектурными сооружениями прошлого эта деятельность располагала большим практическим опытом и сформировавшимися методами и приёмами. В состав методов входили: поддержание, приспособление, обновление, подстановка. Их реализация обеспечивалась приёмами: ремонта для поддержания эксплуатационных или других качеств архитектурного сооружения; дополнения для его приспособления к изменившимся требованиям общества; возведения сооружения на основе прежней постройки при его обновлении; возведения полностью нового сооружения при использовании метода подстановки. Задача сохранения архитектурных сооружений прошлого при её периодическом возникновении решалась методом поддержания их «физической» сохранности путём необходимого ремонта. Тема 3. Выводы. Прежде всего, обращает на себя внимание, что работы с античными постройками Рима по своим методическим характеристикам явно опережали своё время - время романтических реставраций, а в своей приверженности наследию Античности отставали от характерного для большинства европейских стран обращения к архитектурному наследию Средневековья. Это свидетельствует о неравномерности развития методологии архитектурной реставрации во Франции и Италии. Однако возможно и другое объяснение этого феномена реставрационных работ. Анализ итогов работы с античными памятниками в Риме первых десятилетий Х1Х века позволяет выявить некоторые особенности этих реставраций, инициированных Наполеоном и находившихся под соответствующим влиянием отношения к античному наследию во Франции того времени. Реставрация архитектурного наследия средневековья. От эмпирических реставраций конца ХУ111 века к романтическим реставрациям первой половины Х1Х века. Методы и приёмы реставрации памятников архитектуры периода романтических реставраций. 3.3.1.Формирование интереса к памятникам национального архитектурного наследия в эпоху Романтизма. Представления о развитии архитектурной реставрации Х1Х века опираются, прежде всего, на практику реставрации памятников Средневековья, а не Античности, но интерес к ним начал проявляться значительно позже, чем к античным сооружениям. В периоды Возрождения и Классицизма средневековая архитектура рассматривалась как лишённая порядка и смысла, в полном смысле слова варварская, принесённая завоевавшими Европу полудикими племенами («готическая» - от названия германского племени готов). Впервые общественный интерес к памятникам национальной культуры своей страны, к архитектурным монументам прошлых веков достаточно отчётливо стал проявляться только в начале ХУ111 века. В 1720-х - 1730-х годах во Франции Бернар де Монфокон выпустил пятитомное издание, посвящённое архитектурным сооружениям средневековой Франции. В 1740-х годах знаменитый архитектор французского классицизма Жак-Жермен Суфло напечатал своё «Исследование готической архитектуры», получившее широчайший отклик в стране. В Англии в тех же 1740-х годах Бетти Лэнгли издал свою «Готическую архитектуру, улучшенную согласно правилам и пропорциональным построениям во многих хороших проектах», а спустя 10 лет Хафпенни ещё более энергично предложил строить различные здания в стиле Готики в своём труде «Сельская архитектура в готическом вкусе». Важнейшее значение для формирования широкого интереса к архитектурным сооружениям Средневековья имело развитие романтизма в европейской литературе и искусстве конца ХУ111 - первой половине Х1Х века. В первую очередь это относится к роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В нём он не только вернул Парижу полузабытое и казавшееся многим угрюмым остатком феодализма, полуразрушенное, лишённое в период революции своих украшений и статуй здание, но и заставил отказаться от предвзятого отношения к архитектурным сооружениям всего Средневековья, как воплощениям «отвратительного варварства». В России большое значение для привлечения общественного внимания к истории народа, к его сокровищам монументальной архитектуры сыграли труды выдающегося представителя сентиментализма в русской литературе и крупного учёного И.М. Карамзина. Особенно интересна в этом отношении его «Записка о московских достопримечательностях», написанная в 1829 году. Очень существенным для пропаганды художественной и исторической ценности памятников архитектуры России оказались издания профессора И.М. Снегирёва и археолога А.А. Мартынова, посвящённые архитектурным памятникам Москвы и других русских городов и сёл, иллюстрированные прекрасными и очень точными рисунками описываемых зданий. Оценивая общее значение эпохи романтизма в эволюции взглядов общества на роль и место памятников архитектуры в его жизни, необходимо, прежде всего, отметить положительное влияние романтизма на развитие их общественной защиты. Во Франции возрождается вновь установленная французской революцией конца ХУ111века государственная система охраны памятников архитектуры в виде Генеральной инспекции исторических памятников, организованной в октябре 1830-го года, а затем и Комиссии исторических памятников. Французская система охраны памятников архитектуры явилась во многом образцовой. Она послужила примером для сходных учреждений в некоторых других европейских странах. Большую роль в обеспечении успеха сыграл и её первый главный инспектор Л. Вите, и заменивший его на этом посту известный французский писатель Проспер Мериме.
Таким образом, в самых общих вопросах охраны и поддержания архитектурных памятников развитие романтизма сыграло большую положительную роль, привлекая к ним общественное внимание, возбуждая любовь и уважение к сокровищам национальной культуры, содействуя возникновению и развитию государственной и общественной защиты этих сокровищ. Методы. 3.3.2. Эмпирические реставрации конца ХУ111 - начала Х1Х века. Как уже отмечалось, при восстановлении архитектурных памятников вплоть до ХУ111 века основными методами работ были методы обновления и подстановки, используемые ещё со времён Античности. Вместо пришедшего в ветхость древнего здания возводилось новое, которому присваивались не только функции прежнего здания, но его мемориальное и общекультурное значение. Причём, именно восстановление мемориального значения древнего здания было главной целью этих работ. Даже их художественная ценность не принималась в расчёт в достаточной степени.
Тема 4. Тема 5. Тема 6. Развитие европейской практики работы с архитектурным наследием: признание необходимости не только сохранения памятника архитектуры, но и его окружения; понимание потребности включения памятника в современную жизнь путём его соответствующего приспособления. Очень важным стимулом для изменения подхода к реставрации памятников зодчества стали коренные изменения в архитектуре, имевшие место в конце Х1Х и особенно в первые десятилетия ХХ века. Архитектурное творчество, основанное на использовании стилей прошедших эпох, уступило место поискам совершенно новых художественных форм, соответствующих социальным требованиям и техническому уровню своей эпохи (сначала модерн, а затем функционализм, конструктивизм, супрематизм). Выводы. Развитии в Западной Европе романтических и стилистических реставраций, пришедших на смену ремонту, починке, а затем и эмпирическим реставрациям, логично увидеть определённую смену парадигм в системе историко-культурных ценностей, определяющих значимость архитектурного наследия. Однако, если для стран юго-восточной Азии характерно постоянное предпочтение культурной составляющей архитектурного наследия, то (вполне возможно) для Европы характерны периодические смены предпочтений. Этап археологических реставраций можно рассматривать как определённую противоположность предыдущему этапу - этапу художественных реставраций. Такое многократное колебание парадигмы общественного мнения и соответственно ценности исторической и культурной составляющих архитектурного наследия, которое носит явно циклический характер, позволяет сделать ряд предположений: во-первых, эти колебания носят не случайный, а вполне закономерный характер, связанный с развитием общественных отношений; во-вторых, эти колебания могут вызываться даже изменениями моды в отношении к архитектурному наследию; в-третьих, эти колебания могут вызываться существенными изменениями характеристик памятников архитектуры, нуждающихся в реставрации.
Таким образом, процесс развития методики реставрации, его направленность во многом определяется общественным мнением, и соответственно может регулироваться в нужном для профессиональной среды направлении путём его формирования. Но для этого, как правило, необходимо участие органов государственной власти, необходима популяризация значимости сохранения архитектурного наследия для жизни человеческого сообщества. 6.3. Дискуссии на пятом Национальном конгрессе итальянских историков архитектуры в Перуджи в 1948 году: Де Анджелис д’ Оссат о возвращении в реставрацию трёх уже отвергнутых направлений в её методологии; Д. Пика о необходимости приспособления памятников вопреки методологии научной реставрации; М. Сальваде об эстетической природе реставрации с возможностью использования современной архитектуры в самом памятнике при его приспособлении; Д. Культрера о необходимости поиска компромисса между историческими и эстетическими требованиями к реставрации; Р. Пане и Р. Бонелли о концепции критической реставрации. Первый Международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Париже в 1957 году. Фиксация разнонаправленности развития практики и методологии реставрации. Тенденции к более разносторонней оценке памятников, включая его материальную составляющую, использованию при дополнениях современной системы художественного мышления. Теоретические построения Ч. Бранди достаточно тонки и сложны, в силу этого они не смогли завоевать много приверженцев. Но общая тенденция в методологии реставрации в 1950-е годы вполне отвечала направлению поисков возглавлявшегося им Центрального института реставрации в Риме. Это подтвердилось решениями Первого Международного конгресса реставраторов в Париже в 1957 году, на котором большинство делегатов пришло к согласию, что современная теория реставрации не имеет былой строгости: не требует сохранения во что бы то ни стало унаследованного единства многостилевого памятника, но допускает свободу решения, приличествующие случаю . |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы