Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Восстановительные работы и возврат к целостным реставрациям в Послевоенный период в Западной Европе и СССР. Особенности отношения к архитектурному наследию в Германии.



5.3.3. Сопоставление реставрационной деятельности в Западной Европе и в Советской России.

Интересно сопоставить круг проблем западноевропейской реставрации с тем, как те же проблемы осмысливались в эти годы в Советской России. В первые послереволюционные годы в кругу профессионалов преобладающей была идея осторожного раскрытия памятников без каких-либо гипотетических дополнений. Но жизнь очень быстро стала требовать тех или иных дополнений в местах утрат. Многие памятники в результате раскрытий и некоторых реставрационных дополнений значительно изменили свой привычный вид, вызывая положительные эмоции в обществе.

Отечественная школа не была, однако, вполне единодушна в части своих методических принципов, что выявила Всероссийская конференция 1921 года. Там дискутировали приверженцы жёсткого принципа консервации и сторонники достаточно широкого применения приёмов воссоздания утраченного, возвращения памятнику первоначального вида. И тот и другой подходы (как и различные компромиссные версии) встречались как у московских, так и петроградских реставраторов, но всё-таки в Петрограде сильнее были позиции «консерваторов». По ряду причин уже к концу двадцатых годов реставраторы стали склоняться к целостным восстановлениям. Одной из этих причин стало, видимо, то, что многие памятники оказались под угрозой уничтожения, и в изменившихся условиях казалось необходимым представить их как можно более эффектном виде, доказывая тем самым их эстетическую ценность. Таким образом, воссоздания получают права гражданства, и это выводит на первый план несколько проблем - подлинности форм памятника, достоверности, сферы применения аналогов.

Проведённый обзор показывает, что круг проблем на Западе и в СССР во многом был общим. Но спектр взглядов и путей решения этих проблем в Европе был значительно шире и, во многом, противоречивее.

Развитие европейской практики работы с архитектурным наследием: признание необходимости не только сохранения памятника архитектуры, но и его окружения; понимание потребности включения памятника в современную жизнь путём его соответствующего приспособления.

Очень важным стимулом для изменения подхода к реставрации памятников зодчества стали коренные изменения в архитектуре, имевшие место в конце Х1Х и особенно в первые десятилетия ХХ века. Архитектурное творчество, основанное на использовании стилей прошедших эпох, уступило место поискам совершенно новых художественных форм, соответствующих социальным требованиям и техническому уровню своей эпохи (сначала модерн, а затем функционализм, конструктивизм, супрематизм).

Итальянская Хартия реставрации.

Тяга к целостным реставрациям, характерная для межвоенной Италии, вызвала реакцию со стороны приверженцев более строгих реставрационных методов. Наиболее крупной фигурой среди них был Густаво Джованнони (1873-1948), основатель Высшей архитектурной школы в Риме. Он разработал «Итальянскую Хартию Реставрации» 1931-го года, в которой были закреплены методы археологической реставрации. Хартия с 1931 года стала основополагающим документом для последующей реставрационной деятельности в Италии.

Основные положения методики Джованнони, зафиксированные в этом документе, можно изложить следующим образом:

1) предпочтение должно отдаваться операциям по сохранению, то есть поддержанию, ремонту, укреплению памятника, с использованием, когда нужно, современных технических средств и инструментов;

2) вмешательство должно быть минимальным и ограничиваться поддержанием стабильности памятника при первостепенной озабоченности сохранением аутентичности структуры;

3) не следует жертвовать историческими наслоениями в пользу изначального стилистического единства памятника, принимая во внимание ценность художественной жизни монумента на всех этапах его исторического существования, а не только на изначальном;

4) добавления должны датироваться и отделяться от старой части;

5) следует обозначать добавления простой линией, более стремясь к целостности массы, нежели к декоративному украшению;

6) восполнения должны основываться на абсолютно точных данных, избегая гипотез и используя, в случае необходимости, нейтральные поверхности, и только в тех случаях, когда речь идёт об элементах не первой важности, элементах посредующих, которые необходимо добавить для восстановления целостности, без которых невозможно поддержание целого;

7) относительно среды, в которой находится памятник, даже если она не оригинальна, но соотносима с ним по массе и цвету, следует иметь то же попечение и те же критерии, что и относительно самого памятника и его внутренней структуры.

Афинская международная конференция реставраторов и Афинская декларация реставрации.

В том же 1931 году в Афинах впервые состоялась Международная конференция реставраторов, для которой Густаво Джованнони разработал «Афинскую декларацию», принятую Конференцией. В ней есть ряд формулировок, тесно переплетающихся с основными положениями итальянской «Хартии реставрации». Так, констатируется, что «при всём многообразии специфических случаев, для которых требуются особые решения, в отдельных представленных на конференции государствах доминирует общая тенденция - не проводить полное восстановление». Далее говорится, что «в тех случаях, когда реставрация представляется неизбежной по причине обветшания или разрушения, рекомендуется относиться с уважением к историческому и художественному произведению прошлого, не искоренять стиль никакой из эпох».

В решения Конференции включены главные тезисы, выработанные археологической реставрацией, что знаменовало окончательное торжество новых реставрационных принципов и позволило говорить о завершении формирования второй Великой Идеи реставрации - сохранения памятника архитектуры в максимально возможной неприкосновенности.

Выводы.

Развитии в Западной Европе романтических и стилистических реставраций, пришедших на смену ремонту, починке, а затем и эмпирическим реставрациям, логично увидеть определённую смену парадигм в системе историко-культурных ценностей, определяющих значимость архитектурного наследия. Однако, если для стран юго-восточной Азии характерно постоянное предпочтение культурной составляющей архитектурного наследия, то (вполне возможно) для Европы характерны периодические смены предпочтений.

Этап археологических реставраций можно рассматривать как определённую противоположность предыдущему этапу - этапу художественных реставраций. Такое многократное колебание парадигмы общественного мнения и соответственно ценности исторической и культурной составляющих архитектурного наследия, которое носит явно циклический характер, позволяет сделать ряд предположений:

во-первых, эти колебания носят не случайный, а вполне закономерный характер, связанный с развитием общественных отношений;

во-вторых, эти колебания могут вызываться даже изменениями моды в отношении к архитектурному наследию;

в-третьих, эти колебания могут вызываться существенными изменениями характеристик памятников архитектуры, нуждающихся в реставрации.

 

Таким образом, процесс развития методики реставрации, его направленность во многом определяется общественным мнением, и соответственно может регулироваться в нужном для профессиональной среды направлении путём его формирования. Но для этого, как правило, необходимо участие органов государственной власти, необходима популяризация значимости сохранения архитектурного наследия для жизни человеческого сообщества.

6.3. Дискуссии на пятом Национальном конгрессе итальянских историков архитектуры в Перуджи в 1948 году: Де Анджелис д’ Оссат о возвращении в реставрацию трёх уже отвергнутых направлений в её методологии; Д. Пика о необходимости приспособления памятников вопреки методологии научной реставрации; М. Сальваде об эстетической природе реставрации с возможностью использования современной архитектуры в самом памятнике при его приспособлении; Д. Культрера о необходимости поиска компромисса между историческими и эстетическими требованиями к реставрации; Р. Пане и Р. Бонелли о концепции критической реставрации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь