Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Увлечение Античным наследием в ХУ111 веке.



2.5.1. Воздействие развития естественных наук.

Решительная перемена отношения к архитектурным сооружениям Античности произошла в ХУ111 веке. Одной из важных предпосылок такого изменения было широкое развитие естественных наук, обусловившее попытки перенесения принципов научной систематизации на другие области знания, в том числе на историю и, в частности, на историю искусства.

До этого античные постройки изучались художниками и архитекторами лишь как материал для решения собственных художественных задач. Отныне произведения древнего искусства и архитектуры воспринимаются как объекты, имеющие не только эстетический, но и познавательный интерес, обладающие своего рода самодовлеющей исторической ценностью. Таким образом, в этот период складывается концепция памятника, уже во многом близкая к современной трактовке.

2.5.2. Раскопки Геркуланума и Помпей, Римского форума.

Такое изменение отношения к архитектуре Античности выразилось, прежде всего, в проведении планомерных исследований. В 1738 году были начаты раскопки погребённого под лавой в 79 году н. э. при извержении Везувия античного города Геркуланума, в 1748 году - погибших тогда же Помпей. С конца ХУ111 века начались также раскопки Римского форума. В результате этих работ не только чрезвычайно расширились рамки познаний об изобразительном искусстве и архитектуре, но было привлечено внимание к судьбе самих памятников.

2.5.3. Труд Винкельмана и канонизирование памятников Античности.

Огромная роль в изучении античного искусства принадлежит Иоганну Иоахиму Винкельману, который впервые подошёл к нему как историк, впервые связал развитие искусства с развитием общества. Итогом его многолетних изысканий была вышедшая в 1764 году «История искусств древности» - первый в европейской литературе труд по истории искусства. В трудах Винкельмана произведения искусства впервые становятся объектами исторического анализа, то есть рассматриваются как памятники культуры. При восстановлении первоначального вида произведения теперь уже недостаточно руководствоваться критерием вкуса.

Однако если к оценке отдельных проявлений искусства Винкельман подходил исторически, то содержание искусства рассматривалось им во внеисторическом плане, как статично понимаемое «прекрасное», создаваемое человеческой фантазией и природой. Средствами достижения прекрасного в пластических искусствах должны служить верность пропорций, простота, спокойное величие, гармония. Таким требованиям, по взглядам Винкельмана, в наивысшей степени отвечали произведения античного искусства времени его расцвета. Отсюда - отношение к этим сооружениям как к высшим достижениям, как к эталону красоты.

Выводы.

Объект забот -в основном, античное архитектурное наследие; отрицательное отношение к архитектурному наследию Средневековья.

Предметы деятельности - к утилитарной ценности, сакральной, мемориальной и репрезентативной значимости архитектурных объектов добавилось признание обществом историко-художественной ценности архитектурных объектов как культурного наследия, необходимости его сохранения.

Методы - поддержание в единичных случаях античных построек, их приспособление, «подстановка» на основе их вторичного использования в качестве строительного материала.

Приёмы- ремонт, разборка-сборка, единичные случаи реставрации

Заключение.

К концу этапа становления деятельности с архитектурными сооружениями прошлого эта деятельность располагала большим практическим опытом и сформировавшимися методами и приёмами. В состав методов входили: поддержание, приспособление, обновление, подстановка. Их реализация обеспечивалась приёмами: ремонта для поддержания эксплуатационных или других качеств архитектурного сооружения; дополнения для его приспособления к изменившимся требованиям общества; возведения сооружения на основе прежней постройки при его обновлении; возведения полностью нового сооружения при использовании метода подстановки. Задача сохранения архитектурных сооружений прошлого при её периодическом возникновении решалась методом поддержания их «физической» сохранности путём необходимого ремонта.

Средневековье и эпоха Возрождения как предыстория формирования второго цикла в развитии методологии деятельности с архитектурным наследием.

Великой французской революцией конца ХУ111 века завершился этап своеобразной «предыстории» реставрационной деятельности, и начиналась новая эпоха в развитии отношения к архитектурному наследию прошлого. Стало привычным использование терминов «памятник архитектуры», «реставрационные работы», «архитектурное наследие». К концу ХУ111 века были созданы условия для формирования методов и приёмов деятельности не просто с архитектурными сооружениями прошлого, а деятельности по реставрации памятников архитектуры, по сохранению архитектурного наследия, как одной из важнейших составляющих процессов наследования культуры.

Тема 3.

История формирования основ архитектурной реставрации

В ХУ111 – первой половине Х1Х века.

3.1. Реставрация объектов Римского форума - завершающий этап деятельности с архитектурными сооружениями прошлого и начало формирования методологии реставрации памятников архитектуры.

Тема 3. История формирование основ методологии архитектурной реставрации в ХVIII -первой половине ХIХ века.

Реставрация Римского форума на рубеже ХУ111 - Х1Х веков.

В конце ХУ111 и в начале Х1Х веков впервые были начаты систематические реставрационные работы с античными постройками Рима. Во время правления Наполеона эти работы получили значительный размах. Как пишет Пьеро Гаццола, «...были полностью восстановлены сооружения форума Траяна; большая часть базилики Ульпия была освобождена от окружающих её построек эпохи Средневековья и Ренессанса; была воссоздана колонна Траяна.

К первым десятилетиям Х1Х века относится также реставрация Колизея архитектором Рафаэлем Стерном. Внешнее кольцо стен амфитеатра им было укреплено пристроенными на их продолжении кирпичными контрфорсами.

Формирование основ государственной политики по отношению к архитектурному наследию. Развитие музейного дела и его влияние на закрепление понятия «памятник архитектуры».

Впервые возникшее в ХУ111 веке представление о необходимости сохранения архитектурных сооружений прошлого (поначалу преимущественно сооружений Античности) стало закрепляться соответствующими государственными актами.

Единичные акты, направленные на государственную защиту произведений архитектуры, имели место и ранее. К ним можно отнести уже упоминавшиеся эдикты и указы древнеримских императоров, распоряжения королевского правительства Швеции, относящиеся к ХУ11 веку. К ним можно отнести и Указ Петра Первого о ремонте фундамента башни в Болгарах Казанской губернии, написанный им в Астрахани в 1722 году. Этот Указ является первым российским государственным актом, предписывающим охрану и даже своеобразную реставрацию неэксплуатируемого архитектурного сооружения.

Однако в широком плане государственная забота об архитектурных сооружениях прошлого проявилась впервые во Франции. В 1793 году Национальный конвент издал декрет о запрете сноса памятников, создал специальную Комиссию памятников, возложив на неё задачу инвентаризации и наблюдения за положением дел на местах.

Выводы.

Прежде всего, обращает на себя внимание, что работы с античными постройками Рима по своим методическим характеристикам явно опережали своё время - время романтических реставраций, а в своей приверженности наследию Античности отставали от характерного для большинства европейских стран обращения к архитектурному наследию Средневековья. Это свидетельствует о неравномерности развития методологии архитектурной реставрации во Франции и Италии. Однако возможно и другое объяснение этого феномена реставрационных работ.

Анализ итогов работы с античными памятниками в Риме первых десятилетий Х1Х века позволяет выявить некоторые особенности этих реставраций, инициированных Наполеоном и находившихся под соответствующим влиянием отношения к античному наследию во Франции того времени.

Реставрация архитектурного наследия средневековья. От эмпирических реставраций конца ХУ111 века к романтическим реставрациям первой половины Х1Х века. Методы и приёмы реставрации памятников архитектуры периода романтических реставраций.

3.3.1.Формирование интереса к памятникам национального архитектурного наследия в эпоху Романтизма.

Представления о развитии архитектурной реставрации Х1Х века опираются, прежде всего, на практику реставрации памятников Средневековья, а не Античности, но интерес к ним начал проявляться значительно позже, чем к античным сооружениям. В периоды Возрождения и Классицизма средневековая архитектура рассматривалась как лишённая порядка и смысла, в полном смысле слова варварская, принесённая завоевавшими Европу полудикими племенами («готическая» - от названия германского племени готов).

Впервые общественный интерес к памятникам национальной культуры своей страны, к архитектурным монументам прошлых веков достаточно отчётливо стал проявляться только в начале ХУ111 века. В 1720-х - 1730-х годах во Франции Бернар де Монфокон выпустил пятитомное издание, посвящённое архитектурным сооружениям средневековой Франции. В 1740-х годах знаменитый архитектор французского классицизма Жак-Жермен Суфло напечатал своё «Исследование готической архитектуры», получившее широчайший отклик в стране. В Англии в тех же 1740-х годах Бетти Лэнгли издал свою «Готическую архитектуру, улучшенную согласно правилам и пропорциональным построениям во многих хороших проектах», а спустя 10 лет Хафпенни ещё более энергично предложил строить различные здания в стиле Готики в своём труде «Сельская архитектура в готическом вкусе».

Важнейшее значение для формирования широкого интереса к архитектурным сооружениям Средневековья имело развитие романтизма в европейской литературе и искусстве конца ХУ111 - первой половине Х1Х века. В первую очередь это относится к роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В нём он не только вернул Парижу полузабытое и казавшееся многим угрюмым остатком феодализма, полуразрушенное, лишённое в период революции своих украшений и статуй здание, но и заставил отказаться от предвзятого отношения к архитектурным сооружениям всего Средневековья, как воплощениям «отвратительного варварства».

В России большое значение для привлечения общественного внимания к истории народа, к его сокровищам монументальной архитектуры сыграли труды выдающегося представителя сентиментализма в русской литературе и крупного учёного И.М. Карамзина. Особенно интересна в этом отношении его «Записка о московских достопримечательностях», написанная в 1829 году. Очень существенным для пропаганды художественной и исторической ценности памятников архитектуры России оказались издания профессора И.М. Снегирёва и археолога А.А. Мартынова, посвящённые архитектурным памятникам Москвы и других русских городов и сёл, иллюстрированные прекрасными и очень точными рисунками описываемых зданий.

Оценивая общее значение эпохи романтизма в эволюции взглядов общества на роль и место памятников архитектуры в его жизни, необходимо, прежде всего, отметить положительное влияние романтизма на развитие их общественной защиты. Во Франции возрождается вновь установленная французской революцией конца ХУ111века государственная система охраны памятников архитектуры в виде Генеральной инспекции исторических памятников, организованной в октябре 1830-го года, а затем и Комиссии исторических памятников. Французская система охраны памятников архитектуры явилась во многом образцовой. Она послужила примером для сходных учреждений в некоторых других европейских странах. Большую роль в обеспечении успеха сыграл и её первый главный инспектор Л. Вите, и заменивший его на этом посту известный французский писатель Проспер Мериме.

 

Таким образом, в самых общих вопросах охраны и поддержания архитектурных памятников развитие романтизма сыграло большую положительную роль, привлекая к ним общественное внимание, возбуждая любовь и уважение к сокровищам национальной культуры, содействуя возникновению и развитию государственной и общественной защиты этих сокровищ.

Методы. 3.3.2. Эмпирические реставрации конца ХУ111 - начала Х1Х века.

Как уже отмечалось, при восстановлении архитектурных памятников вплоть до ХУ111 века основными методами работ были методы обновления и подстановки, используемые ещё со времён Античности. Вместо пришедшего в ветхость древнего здания возводилось новое, которому присваивались не только функции прежнего здания, но его мемориальное и общекультурное значение. Причём, именно восстановление мемориального значения древнего здания было главной целью этих работ. Даже их художественная ценность не принималась в расчёт в достаточной степени.

 

Тема 4.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь