Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения сюжетно-ролевой игры
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, ученые (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко) предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей. Авторы выделяют следующие способы построения игры: последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки; ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы; сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие. Первым способом построения игры - предметно-игровыми действиями - дети овладевают в совместной со взрослыми деятельности. Два других способа (ролевое поведение, сюжетосложение) при стихийном развитии игры могут сформироваться неполноценно, на примитивном уровне. Принципы организации сюжетно-рол. игры в детском саду (Короткова, Михайленко) Принципы организации с.р.и.: -Воспитатель должен играть вместе с детьми (важен характер поведения воспитателя в игре - позиция играющего партнера, а не учителя) - Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошк. д-ва, но так, чтобы на каждом возрастном этапе дети сразу открывали и усваивали новый способ построения игры. -Начиная с раннего возраста необходимо ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам. - Воспитатель должен сам научиться развертывать сюжет, оперировать событиями, персонажами, действиями. Сам должен уметь играть! - На каждом возрастном этапе процесс организации игры носит двучасный характер – совместная игра с воспитателем - самостоятельная игра. 22. Общие задачи воспитателя по развитию игровой деятельности в первой младшей группе (Михайленко, Короткова): К 3 — 3, 5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры — умение осуществлять разнообразные условные игровые действия. Задачи работы воспитателя по развитию игровой деятельности детей: 1. формирование элементарного предметно-игрового взаимодействия со сверстниками. 2. учить развёртывать игру с сюжетными игрушками так, чтобы ребёнок выполнял не одну, а 2 смысловые ситуации (сварить кашу – покормить) 3. формировать у детей умения подключаться к действиям взрослого, дополнять их своими. 4. формировать игровые действия с предметами – заместителями и воображаемыми предметами. 5. учить словестно обозначать условный предмет и действия, которые с ним совершаешь (Я кормлю – это ложка). 6. во втором полугодии: умение выстраивать в игре смысловые цепочки из 2—3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Пути развития сюжетно-отобразительной игры в 1 мл. гр. 3-ий год жизни дошкольника характ-тся как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюж.-р. и. В начале года игры детей непродолжительны (3-6мин), но постепенно, при условии правильного педагогич. рук-ва, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10 минут). По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, реб-к охотно использует предметы-заместители, передает в игре поведение окруж. его людей. Малыш 2–3 лет часто еще действует подражательно, но его действия сущ-ют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора. Если в нач. года реб-к в игре называет себя своим именем («Коля везет машинку»), то к концу года, как правило, он отождествляет себя с тем взрослым («Я – шофер»). Основной задачей педагога явл-ся форм-ние у детей 1 мл.гр. игровых умений, способствующих становлению самост-ной сюжетной игры. При успешном решении простых игровых задач перед реб-ком нужно ставить следующие, более сложные задачи. С усложнением задач их решение также постепенно усложняется: а) один и тот же заместитель может исп-ться в кач-ве разных предметов (кружочек – как монета, блюдце); б) использование заместилей сопровождается словом, пояснением (напр., восп-ль берет брусочек и говорит: «Возьму мыло, вымою руки»); в) используется несколько заместителей; г) используются нарисованные предметы (ребенок кормит куклу нарисованным пирожным, моет нарисованным мылом); воспитатель показывает ребенку новые обобщенные способы решения игровых задач. В первой младшей группе усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой игре: появления обобщенных действий, использования предметов-заместителей, объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя, обогащения содержания игры. Педагогич диагностика сюж.-отобразит. и. детей 3-го г. жизни. Оценка уровня сформированности игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития игровых умений. Всего выделено пять критериев. • Замысел игры, постановка игровых целей и задач.• Содержание игры.• Сюжет игры.• Выполнение роли и взаимодействие детей в игре, ролевое общение. • Игровые действия, игровые предметы. Критерии оцениваются по трем уровням: • высокий • средний • низкий (2-3 года) в первой младшей группе дети должны иметь: определенные реакции на игровые действия взрослого, выполнять условные действия с игрушками, использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы, к концу 3-го года должны вступать в ролевое речевое взаимодействие и поддерживать кратковременное игровое взаимодействие с партнером-сверстником. Высокий уровень: выбор игры определяется наличием игрушки; цель возникает в процессе игры (приготовить обед, поехать на машине); отображает простейшие взаимоотношения между персонажами; сюжеты бытовые, однообразны, неустойчивы; обозначает роль словом; разговаривает с игрушками как с партнерами по игре; постепенно роль партнеров переносит на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей; переходит к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели») Средний уровень: выбор игры определяется наличием игрушки, подражанием другим детям; цель возникает в процессе игры; основным содержанием игры является действие с предметами; сюжеты бытовые, однообразны, неустойчивы; разговаривает с игрушками как с партнерами по игре; Низкий уровень: не принимает и не передает игровую задачу; основным содержанием является манипуляция предметами; не включается в игры со сверстниками. Создание предм-игр. среды для сюж. игр детей 3-го г. жизни Среда – это совокупность общественных и материальных условий, взаимодействующих с человеком как с организмом и личностью, куда входят субъекты образовательного процесса (взрослые и дети), окружающее ребёнка пространство, разнообразное оборудование, атрибуты, игрушки, предметы. Предметно-игровая среда – составляет крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Требования к созданию развивающей предметно – пространственной среды (мл. гр.): - Свобода беспрепятственного передвижения к желаемым объектам. - Выделена большая часть пространства группы, чтобы удовлетворить потребность маленького ребёнка в движении. - обобщенный игровой материал - наличие игрушек, предметов-заместителей, картинок. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка - в игровых уголках: игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2598; Нарушение авторского права страницы