Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГОНЧАРСТВО МЕОТОВ В V - IV ВВ. ДО Н. Э.
Вопрос о времени перехода к производству сероглиняной круговой посуды является одним из наиболее спорных и проблематичных в истории гончарства меотов. Существует две точки зрения. Первая принадлежит Н. В. Анфимову и сложилась в результате изучения городищ и могильников правобережья Кубани, прежде всего Усть-Лабинского могильника №2, в котором одним из основных признаков, отличающих раннемеотский период от среднемеотского является появление и распространение сероглиняной посуды. Н. В. Анфимов относит появление и начало производства этого вида керамики к середине IV в. до н. э. Эту же точку зрения разделял К. Ф. Смирнов. Вторая точка зрения возникла в результате изучения технологии производства меотской керамики из могильников городищ № 1 и № 3 у х. Ленина. О. Ф. Жупанин и И.И. Марченко провели исследование способов формовки сосудов, выделили 6 технологических уровней развития функций гончарного круга и пришли к заключению о том, что появление и развитие гончарного круга происходило в местной среде без воздействия внешних факторов. Время появления быстровращающегося круга у меотов относится к середине V в. до н.э. о чем свидетельствует находка в одном комплексе чернолакового скифоса первой четв. V в. до н. э. и сероглиняного кругового кувшина. Точки зрения об удревнении времени начала производства сероглиняной круговой керамики на Кубани до первой пол. V в. до н. э. придерживается И. С. Каменецкий. Он подчеркивает, что на памятниках, где встречен греческий импорт V в. до н. э. присутствует гончарная керамика в сочетании с новыми формами лепной, что дает основание конец раннемеотского периода удревнить до нач. V в. до н. э. Отмечается, что с изменением форм гончарства происходят принципиальные изменения в культуре. Кавказской археологической экспедицией ГМИНВ был исследован ряд памятников, проливающий некоторый свет на историю гончарства меотов. У аула Уляп наиболее ранний могильник, где открыто 176 погребений, датируется второй пол. VI – концом V вв. до н.э. Второй, более поздний, датируется IV в. до н. э., на нем открыто 59 захоронений. Нами были изучены керамические комплексы из этих погребений, а также отдельные комплексы из ритуальных курганов IV в. до н. э. В раннем могильнике 86, 2% лепной посуды, 8% составляет античная посуда, 5, 8% – круговые сосуды. В группу леп- ной входят как грубые кухонные сосуды, так и столовые. Лепная керамика характеризуется следующими признаками: 1. Основными примесями формовочной массы является дресва и органика. В кухонной посуде дресва крупно- и среднекалиброванная, в столовой – мелкокалиброванная. 2. Сосуды формовались способом спирального налепа. 3. Основными способами обработки поверхности являются заглаживание на кухонной и тарной посуде и лощение на столовой. 4. Обжиг костровой или очажный, низкотемпературный, в окислительной среде, о чем свидетельствует неровный пятнистый цвет поверхности, от черного до буро-коричневого. 5. Определенным устойчивым набором форм, имеющим истоки в предшествующем периоде: тарная керамика представлена высокими от 30 до 50 см высотой корчагами с конусовидным «припухшим» горлом, кухонная – горшками с отогнутым венчиком и горш-кообразными сосудами с вертикальной ручкой; столовая посуда – мисками, кружками, вазочками. Античная керамика представлена ионийским киликом первой пол. VI в. до н.э., протофасосской амфорой V в.до н.э., чернолаковым лекифом и ионийским светильником V в.до н.э, два последних сосуда носят следы вторичного использования. Встречены также ножки чернолаковых сосудов, вторично использовавшихся в качестве солонок. Гончарные сосуды найдены в наиболее поздних комплексах раннего могильника. Они представлены 4 кувшинами, из которых 2 красноглиняные, 2 сероглиняные, миской и вазочкой. Сосуды, кроме сероглиняных кувшинов, привозные, они представляют иную, не свойственную меотам керамическую традицию, их формы находят аналогии в материалах боспорс-ких городищ этого времени, а следы вторичного использования свидетельствуют о продолжительности обращения и той ценности, которую греческая посуда имела в местной среде. , В погребениях могильника IV в. до н. э. преобладают сосуды, сделанные без помощи гончарного круга: они составляют 51, 2%, 44, 1% приходится на гончарную посуду и 4, 7 % составляет античная посуда. Лепная посуда представлена теми же формами, что и в раннем могильнике, незначительные изменения, которые произошли в форме и пропорциях этих сосудов носят исключительно эволюционный характер.
Совершенно иную традицию гончарства представляет круговая керамика, имеющая следующие признаки: 1. В качестве добавок в тонкоотмученную глину используют мелкофракционные известь, золу и органику. 2. Сосуды формуются на гончарном круге. 3. Основными способами обработки поверхности являются ангобирование и лощение. 4. Обжиг в высокотемпературной среде, горновый, о чем свидетельствует ровный серый или красный цвет поверхности. 5. Набор форм не имеет прототипов на данной территории в предшествующее время: тарная керамика представлена сероглиняными узкогорлыми кувшинами с 1 или 2 ручками, столовая посуда – канфарами, подражающими античным образцам, одноручными кубками, небольшими кувшинчиками с рифленым горлом, вазочками на высоких рюмкообразных ножках, кубышками. На некоторых красноглиняных сосудах имеется орнаментация в виде горизонтальных полос, нанесенных красной краской. Производство круговой посуды в поздний период, видимо, носило местный характер, встречены экземпляры с производственными дефектами. На ритуальной площадке кург. 6 IV в. до н. э. было обнаружено более 100 сосудов, в том числе и гончарных, подвергшихся ритуальному сожжению. Это свидетельствует о тем, что гончарная посуда не имела уже былой ценности. В погребениях грунтового могильника IV в. до н. э. сократилось количество античной столовой посуды; встречено 4 греческих сосуда: килик, скифос и две амфоры круга Менде. Интересно, что в погр. 12 кург. 7 аттический килик первой пол. V в. до н. э. встречен с синдо-меотским мечом. Наиболее многочисленны находки привозной посуды в ритуальных скоплениях и в курганах. В кург. 5, датируемом клеймом фасосской амфоры 370–360гг.до н.э., обнаружены две коринфские леканы 460–450гг. до н. э., краснофигурная пелика первой пол. V в. до н. э. Почти вся чернолаковая столовая посуда, найденная в ритуальном комплексе кург. 5, была произведена в рамках V в. до н. э., а амфоры в самом конце V – первой пол. IV в. до н. э. Вышеизложенные наблюдения подтверждают неоднократно высказывавшуюся разными исследователями мысль о том, чтостоловая греческая посуда, оказавшись в варварской среде, очень долгое время находилась в обороте, прежде чём по- пасть в погребение или в ритуальный комплекс. Тарная керамика – амфоры – выходили из обращения и попадали в комплекс значительно быстрее, поэтому они являются более надежным основанием при датировке. Материалы грунтовых могильников и курганов у аула Уляп свидетельствуют о наличии двух гончарных традиций, наиболее ранняя из которых и имеющая, по нашему убеждению, местные корни, представлена подавляющим числом сосудов из погребений VI – V вв. до н.э. Гончарные сосуды из погребений IV в. до н. э. иллюстрируют иную традицию, связанную с греческим и боспорским гончарством. О том, что меотские гончары усвоили и применяли боспорскую технологию в IV в. до н. э., свидетельствует большое количество гончарной посуды в комплексах этого периода. В течение IV в. до н.э. две традиции сосуществуют, однако к концу IV в. н. э. лепная столовая посуда практически исчезает, ее вытесняет круговая посуда. Вероятно, начало производства сероглиняной гончарной посуды в регионе относится к самому концу V – нач. IV вв. до н. э.; о чем свидетельствует находка сероглиняных кувшинов в наиболее поздних погребениях могильника VI – V вв. до н. э. Однако последнее заключение нельзя считать абсолютно доказанным; только специальные анализы состава глин и примесей позволят выяснить – сделаны самые ранние гончарные сосуды из местного сырья или нет. В 1989 году отрядом КАЭ были проведены разведочные раскопки на поселении эпохи раннего железа – Венцы-I. На поселении были заложены 3 шурфа, один из которых, давший наибольший материал, был превращен в раскоп. В процессе раскопок выяснилось, что памятник однослойный, мощность культурного слоя 0, 6 – 0, 7 м. Он насыщен фрагментами керамики, костей животных, турлучной крошкой. Остеологический материал представлял остатки лошади, коровы, овцы и свиньи. На раскопе площадью 4х7, 5 м были открыты 3 пятна овальной формы в виде зольных линз, обрамленных сильным прокалом. В заполнении их, кроме золы, было обнаружено большое количество фрагментов керамики, керамического шлака и др. Очаги реконструируются следующим образом: у края выемки ставились Г-образные плитки. Над ними возводились стены из прямоугольных саманных блоков разных размеров. Над плитами, вероятно, располагался каркас свода очага, сделанный из прутьев и обмазанный толстым слоем глины. Очаги выглядели как бессистемное скопление саманных плит, кое-где in situ были зафиксированы Г-образные плитки. Фрагменты керамики, найденные в слое, представляют следующие формы: корчаги, горшки, миски, кувшины, кружки, 1 крышечка. Почти вся посуда сделана от руки, способом спирального налепа. В плохо отмученную глину добавляли дресву, органику, реже шамот. Поверхность большинства сосудов тщательно залощена, цвет черно-коричневый, что говорит о низкотемпературном окислительном обжиге. Формы лепной посуды и техника ее производства находят наиболее близкие аналогии в меотских памятниках VI – V вв. до н. э. Среди фрагментов гончарной керамики значительная часть принадлежит амфорной, в том числе и фрагмент стенки красноглиняной хиосской амфоры конца VI – первой пол. V вв. до н. э., украшенный двумя полосами красного лака. Единичные фрагменты красноглиняных и сероглиняных (? ) сосудов, сделанных из тонкоотмученной глины без видимых примесей, отнесены к группе привозной посуды. В связи с гончарством меотов особый интерес представляют открытые в процессе раскопок очаги. Наиболее ранними специализированными теплоустройствами для обжига керамики являются на Кубани печи Елизаветинского городища, датированные II в. до н.э. Эти двухъярусные горны соответствовали ремесленному уровню гончарства. Более ранних устройств для обжига керамики, тем более соответствовавших доремесленному уровню производства, здесь не известно. Наиболее близкой аналогией очагам поселения Венцы-I является печь, датирующаяся IV в. до н. э., исследованная на Вельском городище в 1965 г. Б. А. Шрамко.
А. Б. Черняк О КОНЪЕКТУРЕ ЛИПСИЯ AORSI В РАССКАЗЕ ТАЦИТА О БОСПОРСКОМ ПОХОДЕ РИМЛЯН Описание войны боспорских царей Котиса и Митридата 49 г. н. э., в которой на стороне первого выступили римляне и царь аорсов(? ) Эвмен, а на стороне второго – царь сираков Зорсин, занимает семь глав и почти три страницы текста двенадцатой книги «Анналов» Тацита. Это, несомненно, самый, большой и самый ценный римский источник по истории как Боспорского царства, так и всего Приазовья в целом. Естественно он затрагивается в огромном числе отечественных археологических и прочих публикаций, большая часть которых автору настоящего обзора остается неизвестной. Не знает о них и зарубежное тацитоведение. Но и достижения тацитологов, весьма немалые за последние двадцать пять лет, вряд ли в должной степени усвоены советскими археологами. Преодолеть этот разрыв есть основная цель данной работы. Ниже мы попытаемся дать краткий обзор того, что необходимо знать каждому, кто обращается к боспорскому эпизоду Тацита, концентрируя общие и частные проблемы вокруг центральной – идентификации аорсов. Библиографические пособия Прежде всего, несколько слов о необъятной литературе по Тациту. Главным справочником остается и по сей день всем известное Anné e Philologique, регистрирующее даже рецензии. Раздел Tacitus занимает последние годы четыре-пять страниц в первой большой части, посвященной латинским и греческим авторам. Работать с ним не очень просто, так как имеется только одно подразделение: сначала перечисляются библиография, издания, комментарии и переводы, а основная масса литературы идет, так сказать, скопом, в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Предпочтительнее поэтому специальные библиографические обзоры: австрийская серия в AfA, начатая покойным профессором Рудольфом Гансликом (R. Hanslik) т. 13, 1960; т. 20, 1967; т. 27, 1974 и продолженная его преемником Францем Ремером F.Rö mer) т. 37, 1984; т. 38, 1985, и американская, которую ведет профессор Герберт Бенарио ( H.Benario) в Classical World т. 58, 1964-65; т. 63, 1969-70; т. 71, 1977-78; т. 80, 2, 1986; последний обзор вышел отде- льным выпуском. Заслуживает внимания также выполненный Р. Гансликом обзор Tacitus 1939 –1972 для германского журнала Lustrum тт. 16, 17, вышедший двумя отдельными тетрадями в 1971-72 и 1973-74 гг. Все эти обзоры достаточно систематизированы, в особенности ремеровский, не только имеющий оглавление в начале и индекс авторов в конце, но и выделяющий «Клавдиевы книги» – XI и XII – «Анналов». Так что найти здесь нужную литературу совсем нетрудно, но – у Ганслика о боспорском эпизоде нет вообще ничего, а у Ремера и Бенарио фигурирует только известная статья С. Крушкола из ВДИ 1978 г. об анапском кладе. По вполне понятным причинам Боспором на западе занимаются мало. Рукописная традиция Взамен – и для нас это очень важно – довольно много занимаются рукописной традицией второго массива «Анналов» и непосредственно следующих за ним в рукописях «Историй». Это «одиннадцатикнижие» дошло до нас в 35 гуманистических списках – самый ранний из них, V 58 был изготовлен в Генуе в 1449 г. – и в одном средневековом, Laurentianus 68, 2-Mediceus II или просто М, сделанном в монастыре Монте-Кассино около Неаполя в середине XI в.Первые печатные издания были выполнены еще в конце XV в. с гуманистических рукописей, в том числе и с самой важной из них, V58 (Путеолан ок. 1480 г.; перепечатка 1498 г. имеется в ГПБ), но с начала XVII в. утвердилось мнение, что все recentiores, т. е. «более новые» (списки) восходят к М, вследствие чего они постепенно были забыты. Возрождению интереса к ним способствовал обнаруженный в Лейдене незадолго до второй мировой войны так называемый «кодекс Агриколы», рукопись «Анналов» - «Историй», собственноручно переписанная знаменитым голландским гуманистом Рудольфом Агриколой во время его пребывания в Ферраре в 1475 – 1479 гг. Анализ ее чтений дал основания некоторым исследователям утверждать, что эта рукопись восходит к независимой от М традиции. К ним примкнул и видный тацитовед Эрих Крестерманн, включивший чтения новооткрытой рукописи в аппарат своих критических изданий 60-х – 70-х гг. За это он подвергся резкой критике, которая, однако, не помешала Ганслику организовать первое подлинно критическое издание на основании всех известных рукописей тацитовского «одиннадцатикнижия». Диссертанты Ганслика при его участии подготовили и выпустили: «Истории» кн. II (И. Шинцель, 1971 г.), «Анналы» XI – XII (Х. Вайскопф 1973) и XV – XVI (Ф. Ремер 1976 г.); «Анналы» XIII–XIV было подготовлено уже в 1972 г. М. Дво-рак, но за смертью Ганслика появится только в ближайшее время; вопрос о публикации остальных книг пока остается открытым. В предисловиях к первым двум выпускам Ганслик отверг мнение о независимой традиции лейденского списка (т. е. он рассматривал уникальные правильные чтения этой рукописи как конъектуры, самого Агриколы и других гуманистов), но допустил наличие таковой для V58 и еще двух-трех рукописей первой группы (см. его резюме в Lustrum 17, 178, № 1022). В статье, опубликованной в сборнике памяти профессора Й. М. Тронского (1), мне удалось показать, что в Hist II 77, 2 из чтения V58 и ВО5 tu hos (в прочих рукописях стоит tuos) можно восстановить единственно правильное здесь tu omnes, что еще раз подтверждает гипотезу Ганслика. Конъектура была принята в последнее лейпцигское издание «Историй» (К. Wellesley 1989), но следующие из нее текстологические выводы остались незамеченными, во всяком случае, ни Ремер, ни Бенарио не включили ее в разделы, отведенные рукописной традиции (соответственно Uberlieferung №№632–638 и Text and Editions 75 –76. Не попала туда и моя статья (2), где детальный анализ одного пассажа (Ann. 12, 67, 1) приводит к выводу, что переписчик V58 Андреа де Бусси имел в своем распоряжении помимо списка с М еще какую-то старую, скорее всего, каролингскую, рукопись. Ремер в своей библиографии под № 509 (AfA 38) высказался по этому поводу весьма критически и вообще в полемике вокруг гипотезы Ганслика выступил против своего учителя, что в немалой степени способствовало прекращению начатого последним научного издания. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 1580; Нарушение авторского права страницы