Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 8. История педагогики



торых средневековых документах можно прочесть: «За не­грамотного в силу его рыцарского звания расписался мо­нах такой-то...» В средние века даже многие короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала да­вать и светским феодалам определенную общеобразователь­ную подготовку с тем, чтобы они могли занимать коман­дные государственные и церковные должности.

Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатыва­лись свои специфические взгляды и подходы к воспита­нию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества.

В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствовавшей в тот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозно­го аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабоще­ния личности как средства поддержания божественного бла­гочестия.

В эпоху Возрождения (XIV— XVI века) идея о всесто­роннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как ос­вобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всесто­роннего развития личности, причем связывали его осуще­ствление с соединением образования и воспитания с произ­ водительным трудом.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV— XVI вв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось разви­тие буржуазного общества.

Педагогические работы появлялись в рамках филосо­фии, теологии, художественной литературы.

Виднейшие деятели той эпохи — итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378—1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442—1540), нидерландский мыс­литель Эразм Роттердамский (1469—1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553), французский фило-


Часть II. Педагогика ___________ _____________________ 532

соф Мишель Монтень (1533—1592) и другие — выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени

педагогических идей. Они критиковали средневековую схо­ластику и механическую зубрежку, процветавшие в обуче­нии, выступали за туманное отношение к детям, за осво­бождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.



8.3. ПОЧЕМУ ЯН КОМЕНСКИЙ СЧИТАЕТСЯ ВЫДАЮЩИМСЯ ПЕДАГОГОМ?

Его известность и мировое признание, его педагогиче­ские идеи до сих пор сохраняют свое научное значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад. В своем знаме­нитом труде «Великая дидактика» Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному вос­питанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Ян Амос Коменский (1592—1670), чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал строй­ную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Над своим капи­тальным трудом «Великая дидактика" Коменский работал с 1627 по 1638 год. Права М. Шагинян, что многое воз­никло в современной жизни из его дидактики: «Современ­ная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой ме­тод, преимущество родного языка перед иностранным, ре­жим и порядок школьного образования, значение физичес­ких упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или пло­щадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, всем этим че­ловечество обязано ему».

Метод обучения, который предлагал Коменский, в от­личие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превра­щая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя


543____________________________ Раздел 8. История^ педагогики

пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и по­боев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книга «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому, — дом радости. Его дидак­тика построена на принципе целесообразности и природо-сообразности.

Его девиз: «Никакого насилия над человеком! » Он пи­сал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, по­этом, оратором, физиком и т.д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции».

Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, гово­рил о том, что в каждом государстве должны быть акаде­мии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста».

Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания, он писал: «Надо следить за тем, чтобы акаде­мии воспитывали только трудолюбивых, честных и спо­собных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, ко­торые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского " усердно занимающийся" ».

В плане совершенствования обучения Коменский пер­вый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстри­рованный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, ме­ханики, естественно-исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося уни­версально образованным человеком». Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у


Часть П. Педагогика

нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное». Коменский считал, «что все имеющее между собой связь должно быть преподавае­мо одновременно, параллельно друг с другом» (сравните с современной идеей межпредметных связей).

Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.

8.4. ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ПЕДАГОГИКЕ XVIII ВЕКА?

Вслед за Коменским в историю западноевропейской бур­жуазной педагогики вошли имена таких ее виднейших де­ятелей, как Джон Локк (1632—1704) в Англии, Жан Жак Руссо (1712—1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746— 1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776—1841) и Адольф Дистерверг (1790—1866) в Германии.

В своем труде «Мысли о воспитании» Джон Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Жан Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педо­центризма в педагогической науке, согласно которым вос­питание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.

Жан Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книж­ный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо дове­рять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником


545                                                      Раздел 8. История педагогики

развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личнос­тным опытом ребенка, особое значение придавал трудово­му воспитанию.

Педагогические принципы Ж. Руссо таковы.

1. Содержание и методика обучения должны способство­
вать развитию самодеятельности и активности ученика.
Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в по­
ложение исследователя, который сам как бы открывает
научные истины. «Пусть он, — писал Руссо, — достига­
ет знания не через вас, а через самого себя, пусть он не
заучивает науку, а выдумывает ее сам».

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книж­
ный характер обучения, оторванность от жизни, от прак­
тики — недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что
интересно именно конкретному человеку, что соответ­
ствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в
своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, ак­
тивность, самостоятельность суждений на основе непо­
средственного общения с природой, жизнью, практикой.
Джон Локк в своей теории воспитания утверждал, что

если ребенок не может получить в обществе необходимые идеи и впечатления, то значит надо менять общественные условия. Необходимо развивать физически сильного и ду­ховно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества. Локк утверждал, что добро — это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдания. А моральное добро — это добровольное подчи­нение человеческой воли законам общества и природы, которые находятся в божественной воле — истинной осно­ве морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.

 


Часть II. Педагогика _______________________________ 546

8.5. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ XIX ВЕКА?

Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практи­ческое воплощение в трудах швейцарского педагога Генри­ ха Песталоцци (1746—1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призва­но развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он один из основоположников ди­дактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физичес­кое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тес­ной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гар­монично развитого человека. Его идею развивающего обучения К.Д. Ушинский называл великим открытием. Пе­сталоцци разработал методику обучения детей счету, изме­рению и речи, расширил элементарные сведения обуче­ния, включив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику.

Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гер­труда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им со­чувствия и сострадательности к людям как основы их нрав­ственного развития. В практической педагогической деятель­ности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы.

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и
опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобще­
ниям.

2. Процесс обучения должен строиться путем последова­
тельного перехода от части к целому.


Раздел 8. История педагогики

3. Основой обучения является наглядность. Без применения

наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.

4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассу­
дочностью образования, способной формировать только
пустых болтунов»

5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и
в то же время развивать умственные способности, мыш­
ление человека.

Заметную роль в разработке педагогических основ вос­питания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую рез­вость», используя для этого физические наказания, а так­же осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал (кондуит).

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистер-верг (1790—1866). Особенно полезными являются его идеи активизации учебной деятельности учащихся, усилении значимости их самостоятельной работы.

Он был последователем Песталоцци и основными прин­ципами воспитания считал природосообразность, культу-росообразность и самодеятельность.

Под природосообразностью он понимал раскрытие врож­денных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип куль-туросообразности означал, что воспитание должно считать­ся не только с природой ребенка, но и с уровнем культу­ры данного времени и страны. Самодеятельность Дистерверг считал решающим фактором, определяющим личность че­ловека, все его поведение.

Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обуче­нии, сформулировал 33 закона и правила.

8.6. КАК ПРОИСХОДИЛО СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ?

Активно разрабатывались идеи воспитания в российской педагогике. Необходимо отметить, что в России с давних

 


Часть II . Педагогика

времен открывались школы. Сохранились сведения об от­крытии школы для 300 детей в Новгороде в 1030 году.

Весьма плодотворной была теоретическая и практичес­кая деятельность в области педагогики выходца из Белору-сии Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расши­рила высшее образование в Российском государстве. С. По­лоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он вы­ступал против теории «врожденных идей», которыми яко­бы определяется развитие детей, и придавал большое зна­чение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М. В. Ломоносов (1711—1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую граммати­ку» (1755) и другие.

Заметный след в российской педагогике оставил Н. И. Но­ виков (1744—1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительс­ких позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброже­лательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

С XVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 году, в частности, открывается первая учи­тельская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало от­крытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой науч­ной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.


 


549_____________________________ Раздел 8. История педагогики

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Тол­стой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности де­тей, стремился к воплощению теории «свободного воспи­тания», создал учебник для начальной школы «Азбука».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь